Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
07:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Владимир

Пристань на Клязьме в городе Владимире

Пристань на Клязьме в городе Владимире

«Во Владимире есть пристань, что впрочем, известно не всякому обывателю. Пристань эта близ ж.д. водокачки на р. Клязьме. Под ней – 2 дес. 760 саж. земли. Прежде здесь проходило по 50 и более судов, так в 1860 г. нагрузилось 15 судов с 29,5 т. п. товара на 45000 руб., разгрузилось 100 судов с 900 т. п. на 800000 руб. (больше хлеб). В последнее время с проведением ж.д. и с обмелением реки проходит не более 20-30 судов с лесом, кирпичом, посудой (из гжели). Разгружается только на десятки тысяч» (Субботин А.П., 1877 г.).

Река Клязьма от начала своего до границы Владимирской губернии не судоходна и во многих местах запружена плотинами, при коих устроены разные частные заводы. От границы же Владимирской губернии, находясь в естественном своем состоянии, Клязьма постепенно делается судоходной и начиная от г. Владимира, чем ближе к устью, тем становится значительнее в отношении доставляемой ею пользы. Главных пристаней на реке Клязьме пять: при городах – Гороховце, Вязниках и Коврове, при селе Мстере и урочище, называемом Холуйский перевоз, близ впадения в Клязьму реки Тезы. Шестая пристань находится при г. Владимире, но она очень маловажна.
Число проходящих судов по реке Клязьме простирается до 800 и более, большая часть из них суть барки –
1. Гусянки, которые имеют длины от 12 до 26 сажен, ширины от 12 до 17 аршин;
2. Мокшаны, имеющие до 18 сажен длины и 14 аршин ширины;
3. Коломенки, от 14 до 16 сажен в длину и от 9 до 10 аршин в ширину;
4. Разшивы от 6 до 10 сажен длины и от 6 до 8 аршин ширины;
5. Тихвинки и Тезянки, длиной 9 сажен, а шириной 5 ¾ аршина.
На этих судах привозится по большей части хлеб разного рода с пристаней Орловской, Моршанской, Вышенской, Копобкавской и Березовой; привоз сего продукта простирается до 500 тысяч четвертей. Кроме сего доставляются из разных мест на довольно значительную сумму – соль, хлебное вино, железо, алебастр, деготь и разные материалы для фабричных мануфактурных заведений, как то: поташ, шадрик, купорос, краски разного рода и конский волос.
Река Клязьма, посредством коей производится все внутреннее судоходство Владимирской губернии хотя на незначительном пространстве, но тем не менее важное, потому что главнейший продукт – хлебный запас, получается в значительном количестве с упомянутых пристаней,- имела некоторые места, затрудняющие судоходство по ней, как-то: 1. Добросельская мель в 3 верстах от г. Владимира; 2. Боголюбовские две мели в 5 верстах от Добросельской; 3. Андрейцевская мель в 37 верстах от Боголюбовской; 4. Куницынская мель в 1 ½ версте от Андрейцевской; 5. Паткинская мель в 3 верстах от Андрейцевской; 6. Каменная гряда под городом Ковровом; 7. Городецкая мель в 18 ¼ верстах от Коврова; 8. Венецкая мель в 14 верстах от Городецкой мели; 9. Кисаровская в 9 в. от Венецкой; 10. Толмачевская в 4 ½ в. от устья реки Тезы, впадающей в Клязьму; 11. Крутицкие две мели в 6 в. от устья тезы; 12. Глушицкая и Пустынская мели около того же места; 13. Мстерская мель против с. Мстера; 14. Красноярская в 4 в. от Мстерской; 15. Мель против погоста Архидиакона Стефана; 16. Люлиховская мель, при устье реки Люлих, впадающей в Клязьму.
Мели эти происходят от расширения ложа реки, а также и от разделения речной струи на рукава,- почему для углубления фарватера на мелях, где река не правильно расширяется, она суживается посредством водостеснительных фашинных плотин. Степень же этого сужения определена исчислениями, основанными на известных правилах гидравлики, по подробно и тщательно сделанным гидрометрическим измерениям. А в тех местах, где мели происходят от разделения реки на рукава, они заграждаются фашинными плотинами, в том убеждении, что обратя отделившееся течение воды в настоящее ложе реки увеличением количества протока, по нем мели должны будут уничтожиться.
По таковым предположениям уже устроены для улучшения судоходства по нижней части р. Клязьмы от Владимира до впадения ее в Оку водостеснительные и заграждающие рукава реки – фашинные плотины, которые по опыту оказались весьма полезными.
/Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. Составил и издал К. Тихонравов. Москва 1857./

Архитектор С.Е. Эверт 8 января 1885 г. начал составлять проект и смету на постройку парома через р. Клязьму и окончил 19-го января.

Расцвет клязьминского судоходства пришелся на вторую половину XIX века. По реке на барках, грузоподъемностью до 250 тонн, активно перевозили различные грузы. До 1885 года на Клязьме можно было еще наблюдать бурлаков, тянущих эти самые барки (примерно, как на известной картине Ильи Репина). Трудно было идти по раскаленному песку, но еще несноснее по каменным грядам, часто встречающимся на Клязьме. Иногда бурлакам приходилось заходить чуть ли не по шею в воду. Между прочим отсюда идет выражение «дело — табак». Бурлак вынужден в таких местах закреплять курево на голове.
Позднее по реке пошли буксирные и пассажирские пароходы.
Но уже к кон. XIX в. Клязьма стала мелеть, суда ходили в основном в низовье - до Коврова. А до губернского города Владимира они добирались лишь во время половодья.
С проведением железной дороги и с обмелением реки судоходное движение сократилось к концу XIX в. до 20-30 судов.

Впервые идею открыть водное сообщение по Клязьме из Москвы до Нижнего Новгорода подал владимирский губернатор Судиенко Осип Михайлович в нач. 1880-х. Судиенко в своем отчете жаловался на сокращение судоходства выше Владимира из-за обмеления и засорения русла и предлагал заняться очисткой фарватера.
Эта же тема поднималась еще несколько раз. В 1909 году судовладельцы волжского бассейна высказались за необходимость прочистить русло Клязьмы и предлагали установить три землечерпалки под Ковровым, в районе Владимира и около села Орехово (будущий город Орехово-Зуево).

В 1900 году, согласно ходатайству Гороховецкого уездного земского собрания, губернским земским собранием было поручено губернской управе возбудить перед правительством ходатайство о расчистке русла реки Клязьмы.
Ходатайство это губернской управой было возбуждено. В ответ на ходатайство Владимирский губернатор предложением от 24 июня 1901 года за №1044 сообщил губернской управе следующее: на ходатайства Владимирского губернского и Гороховецкого уездных земских собраний о принятии правительством необходимых мер к расчистке русла реки Клязьмы им было представлено на усмотрение министра путей сообщения. В настоящее время управление водяных и шоссейных сообщений и торговых портов по приказанию за министра и товарища министра от 14 сего июля № 8032 уведомил, что в минувшем году ведомством путей сообщения производились временные кулевые заграждения побочных русел реки Клязьмы, оказавшие некоторую пользу судоходству, собирая рассеянное течение в одно русло, в настоящем году будет начато выправление двух перекатов легкими каменными полузапрудами.
Принять однако, более существенные меры к улучшению судоходных условий реки Клязьмы, заключающихся, главным образом, в землечерпании, ведомство путей сообщения в настоящее время лишено пока возможности ввиду того, что мелководье на этой реке наступает одновременно с мелководьем реки Оки. На реке же Оке имеются только три землечерпательницы, которые далеко не успевают справляться даже с перекатами нижней и средней Оки ввиду чего для расчистки мелей Клязьмы необходимо иметь особый снаряд, приуроченный исключительно к этой реке.
Потребная на постройку такого снаряда сумма вносится правлением Московского округа в предложение работ на будущий 1902 год…
9 января 1903 года за №57 губернской управой было представлено Владимирскому губернатору с просьбой дать ему дальнейшее направление и о последующем почтить управу уведомлением.
В ответ на это ходатайство губернатор предложением от 10 марта 1903 года за № 547, уведомил губернскую управу, что в ответ на поставленное им ходатайство губернского земства о расчистке русла реки Клязьмы управление внутренних водяных путей и шоссейных дорог уведомило его, что в 1901 году на Архидиаконском и Тезянском перекатах реки Клязьмы в делах выправления их, возведены каменные полузапруды, а также производились карчеподъемные работы на общем протяжении 1806 верст при чем вынуто всего карчей 332 шт. Заготовить особый землечерпательный снаряд для реки Клязьмы за недостатком ассигнованных для этого средств не оказалось возможным; ввиду сего улучшение наиболее затруднительных для судоходства перекатов реки Клязьмы Архидиаконского, Тезянского и Ниже-Балинского в 1902 году производилось землечерпательницей, переведенной временно с р. оки.
При этом означенное управление присовокупило, что принятие более существенных мер к улучшению судоходных условий реки Клязьмы ведомство путей сообщения лишено возможности ввиду крайней ограниченности отпускаемых средств.

В 1912 году один из владимирских владельцев пароходов поднял вопрос о соединении с помощью канала Клязьмы с Москвой-рекой для судоходства. В 1917 году, несмотря на революции, были разработаны конкретные предложения по созданию новой водной системы от Нижнего Новгорода до Москвы с шлюзованием Клязьмы и по созданию в Коврове гавани и затона для зимовки судов.

Через реки и овраги сделаны удобные мостики; через Клязьму пловучий мост (200 ар. Длины и 12 ар. Ширины), который разводится для судов, на зиму и весну разбирается; 2 каменные моста через Лыбедь, мост через Солдатский овраг и 8 деревянных мостиков. Для устранения препятствий сообщению во время разлива Клязьмы, с 1878 г. приступлено к устройству дамбы до песков. Пока ассигновано около 50 т. р.» (Субботин А.П., 1877 г.).
«В райплане получены сведения, что НКПС наметил провести в будущей году работу по шлюзованию Клязьмы. Поднятый таким образом уровень воды в реке даст возможность наладить судоходство вплоть до Нижнего.
В 1932-м году через Клязьму намечено построить постоянный мост» («Призыв», 12 мая 1931).
«Пристань—Владимир
Московско-Окское пароходство осваивает водные пути малых рек, в частности и верховья реки Клязьмы. В текущем году на период навигации (апрель— май) во Владимире открывается пристань. Здесь будут принимать грузы от всех организаций города для перевозки их большой и малой скоростью. Заключены уже договора с химзаводом о перевозке 2070 тонн древесины, с фабрикой «Оргтруд» на доставку 5200 тонн торфа с болота «Долгая лужа».
На перевозках этих грузов будут заняты газоходы и буксирные пароходы «Иранец» и «Кабардинец». Буксирные пароходы прибывают во Владимир в ближайшие дни. Их первый рейс — в Славцево за древесиной» («Призыв», 14 апреля 1938).


Теплоход «Александр Невский», курсировавший по Клязьме по маршруту Владимир – Спас-Купалище. 1959 г.

На фотографиях Клязьмы в районе Владимира 1950-60 годов в глаза бросаются две детали: почти полное отсутствие растительности на берегах, и обилие самых разнообразных плавстредств, пришвартованных в районе железнодорожного вокзала, под Успенским и Дмитриевским соборами. Пройтись по реке с ветерком на моторке или поработать веслами на байдарке или плоскодонке - было одним из самых любимых видов отдыха владимирцев в те времена. После работы и в выходные рабочий люд спешил под железнодорожный мост на Рабочем спуске к пристани клязьминского эксплуатационного участка, где были пришвартованы лодки.

Эксплуатационный участок - более 30 кораблей - занимался грузоперевозками, в основном, песка, а так же катал пассажиров и туристов. Катали на катерах, на пассажирской «веранде» с буксирным теплоходом «Сергей Тюленин», который шел со скоростью 5 километров в час, на теплоходе «Зарница», который прибыл во Владимир в 1973 году из Астрахани.

Личные плавсредства были пришвартованы рядом. Их было так много, что в газетах 1960-х годов даже писали о том, что лодки портят южную панораму города. «Левый берег реки усеян лодками самых причудливых форм и размеров. Каждый владелец лодки устраивает свою «пристань», не считаясь с тем, вяжется ли это с ансамблем города. С открытием навигации вся эта армада оживает, носится по реке, соревнуется в скорости хода, мощности моторов, мешая судоходству».
Если тихоходного «Сергея Тюленина» лодочники могли смело догонять и обгонять, то с «Зарницей» эти маневры уже не проходили. Всех владельцев маломерных судов предупредили, чтобы они немедленно уходили с фарватера, как только увидят теплоход или услышат его сигналы.


Вход в гавань

Вид от Дмитриевского собора на товарную станцию, Клязьму, базу-стоянку. 1985 г.

В 1976 году «Владимиргражданпроект», по заказу областного совета ОСВОД, разработал проект базы-стоянки на 1000 судов маломерного флота на правом берегу Клязьмы, напротив железнодорожного вокзала. Акваторию базы устраивали в пойме Клязьмы, отрезанной от реки дамбой. В гавани предполагалось установить 16 пирсов длинной по 70 метров — по 8 с двух сторон, слипы с электролебедками — наклонные береговые площадки для спуска судов на воду, лестницы сходов к пирсам, кран. Кроме того, рядом с гаванью были запланированы площадки для зимнего хранения пирсов и судов, 1000 рундуков для хранения инвентаря, КПП на входе в гавань, КПП на входе на территорию гавани, прожекторные мачты, наблюдательная вышка, подземные резервуары для горючего, заправочные колонки, трансформаторная подстанция, ремонтная мастерская, диспетчерская, а так же 3 флагштока, и даже выгребные уборные.


Пристань


Сохранившиеся ступени ведущие вниз в гавань

Проект архитектора Николаева и Приббе, за реализацию которого взялись тресты «Владпромстрой» и «Владспецстрой», за счет «внелимитных капитальных вложений города Владимира» в основном был реализован. Правда, в целях экономии средств в проект внесли изменения: для берегоукрепительных работ применили более дешевые типы креплений, не стали мостить камнем дно гавани сократили длину причалов и ширину тротуаров между рундуками.
С постройкой базы лодки с левого берега переместились на правый в гавань. За швартование бралась плата. В рундуках — кирпичных сараях, запиравшихся на замок, хранили моторы от лодок, ГСМ, походную одежду и обувь, а так же то, что нужно для хорошего отдыха на водах. Рядом со своими сараями лодки клали на зимовку, а весной, с помощью электролебедок снова спускали в гавань.


Административное здание

В административном здании обосновалась база владимирского водно-моторного клуба «Горизонт», образованного в 1976 году, под эгидой которого стали объединять всех владельцев лодок, переехавших в новую гавань. Это «позволит не только навести порядок на берегах Клязьмы, но и широким фронтом повести массовую организационную и воспитательную работу» - писали владимирские газеты. Стать членом клуба, имеющего свой устав, эмблему, нагрудный знак, вымпел, мог стать любой владелец маломерного судна, уплативший взносы.
Кроме того, в этом здании, похожем на пароход, разместились методические и технические кабинеты, где обучали водителей моторок и ОСВОДовцев, медицинские комнаты, радиорубки, водолазные, фотолаборатории, сушилки, душевые, ремонтные мастерские.
Были планы организовать на базе-стоянки еще выставочный павильон для демонстрации судов и моторов, кафе «Нептун», байдарочный павильон, спортивный городок, гостиницу для плывущих по реке путешественников.
Этим планам сбыться было уже не суждено. После перестройки для базы начались не лучшие времена. Сейчас она производит удручающее впечатление — административный корпус брошен, в его помещении до сих пор валяется архив ОСВОДа, станки, мебель. Рундуки раскрыты, разграблены и превращены в помойку. Кое-где рядом с ними на заросших дорожках вросли в землю дырявые и догнивающие лодки. Сходы к причалам разваливаются, пирсы разрушены. У бывшего дебаркадера на привязи стоит десятка два плавсредств, в том числе принадлежащие ГИМСу.


Теплоход «Александр Невский», курсировавший по Клязьме по маршруту Владимир – Спас-Купалище. 1959 г.

Владимирская пристань

Катер «Зарница», 80-е годы.

«Пристань.
- Не меня надо было бы слушать, а руководителей порта «Вязники»,- сказал начальник пристани А.М. Зворыкин. – Ведь за каждым гвоздем к ним обращаешься.
Но его желание отвести от себя ответственность за крайне низкий уровень обслуживания пассажиров, которые пользуются услугами теплохода на воздушной подушке «Зарница», не было принято.
Непроглядная картина открывается здесь. Дорога к пристани – своеобразная полоса препятствий. Спуск с берега опасен для пассажиров. Часть окон помещения заколочена досками. Отсутствует медпункт, телефонные автоматы. Ни о каком торговом обслуживании пассажиров, находящихся в пути до Спасс-Купалища два часа, нет и речи…» («Призыв», 22 сент. 1987 г.).

Пляжи
Водная станция

В 1898 г. открыт Владимирский отдел императорского Общества спасания на водах. В этом же году была построена спасательная станция на левом берегу р. Клязьмы недалеко от «Живого моста».
Район вблизи моста был важным местом и в культурной жизни Владимира, в первую очередь как зона отдыха. На р. Клязьме недалеко от бань благотворительными организациями был устроен платьемойный плот с наймом сторожа. Сюда на подводах из города привозили грязное белье, мытьем и полосканием которого занимались особые заведения. Содержал плоты в начале XX века предприимчивый крестьянин Василий Гусев, который одновременно арендовал купальни и клязьминскую ледокольню.
18 апреля 1912 года было принято постановление владимирской городской Думы, по которому для бедных владимирцев на Клязьме должны были устроить специальные бесплатные купальни - 2 навеса.
В районе близ «живого» наплавного моста у горожан была тогда зона отдыха. Ближе к правому берегу Клязьмы на летний период подрядчики сооружали купальни разных видов. По тому, в какой из них купался человек, можно было определить его материальный достаток.
Были купальни по умеренным ценам - отдельно общая мужская, отдельно общая женская. Были и отдельные номера для людей побогаче. Хотя купальни были тесноватыми и неудобными, народу порой набивалось столько, что купальни на 3-4 вершка (т. е. на 13-17 см.) погружались в воду, и в них затоплялся пол.
Сборкой-разборкой и починкой купален для бедных по решению от 18 апреля 1912 года обязали заниматься очередного содержателя платных купален совершенно без всякого вознаграждения из городского бюджета.
Желающие помыться за 5-10 копеек могли пойти в бани, расположенные справа от моста на левом берегу. А. Субботин в своей книге «Губернский город Владимир в 1877 году» называет их «старыми», говорит, что они тесные и грязные. В конце XIX века они перестали функционировать.
У моста можно было взять напрокат лодки и поплавать в пределах города. Владимирская молодежь очень любила прогулки по реке. Множество лодок разных видов и размеров стояло на приколе и у моста, и по обоим берегам. В начале XX века «правом исключительного содержания» проката владел Петр Пронин, за что платил в городской бюджет в год около 50 рублей. Пронин ведал всеми увеселениями на реке. Зимой, например, он устраивал здесь каток.
Помнит это место и красивый обычай, берущий свое начало, быть может, еще со времен основания Владимира. Ежегодно около 5 января на реке около Живого моста во льду вырубалась иордань. В ночь на 6 января, когда наступало Крещение, священники Успенского собора святили воду, а желающие купались. 6 января днем, после литургии из Успенского собора сюда шел крестный ход, сопровождаемый военным оркестром, после которого по плацпарадной площади церемониальным маршем проходили воинские подразделения, стоявшие в это время во Владимире.
Как любая река, Клязьма таила к себе много опасностей. Здесь у моста произошло немало несчастных случаев. Быстрое течение, глубокие ямы, отсутствие порой нужных средств спасения, людская халатность и беспечность способствовали пополнению грустных вестей с реки. Многие тонули, купаясь, падали с моста, мальчишки срывались, прыгая по льдинам в ледоход. В разлив часто переворачивались лодки, особенно, если гребцы были навеселе. Бывало, полая вода разрывала мост на части и сносила их вниз по течению вместе с людьми, а то и с гружеными телегами с лошадьми, как это случилось, например, в 1807 году с четырьмя крестьянами полковника Александра Лопухина. Их едва спасли.
От бань и с горы в Клязьму постоянно бежал сток теплой воды, от которого в зимнее время образовывалась большая промоина. В нее как-то раз в 1910 году угодил владимирский легковой извозчик № 122, который, скорее всего, плохо видел дорогу, так как дело было в 6 часов утра. Правда, все закончилось благополучно, его вытащили.
Владимирский полицмейстер не раз просил земство приобрести спасательные средства, но зачастую в нужный момент ни на мосту, ни у купальни не оказывалось ни кругов, ни пробковых шаров, ни лодки. Была, правда, на берегу спасательная станция «Красного Креста», в которой дежурил матрос.
(По статье Д. Артюха «История живого моста»//Старая столица: краеведческий альманах. Выпуск 1. Владимир, 2007.)



Объявление 1908 г.

В 1918 г. Губернский отдел Всевобуча открыл в городе Клуб спорта с гимнастическим залом, лыжной базой, водной станцией с вышкой для прыжков.
«4 февраля состоялось учредительное собрание общества спасения на водах. Утвержден устав и избрано правление из 7 человек. Правление будет находиться при культотделе ГСПС. Установлены следующие условия вступления в члены общества: для организаций губернского и уездного масштаба, вступной взнос установлен в 50 руб., для членов профсоюзов от 1 до 3 руб., в зависимости от размера зарплаты, для трудовых крестьян — 50 коп. и прочих граждан — 5 руб.» («Призыв», 7 февраля 1926).
«Губорофсоветом, для постройки в городе плавательной станции, отпущена своему культотделу дотация в сумме 1122 руб. При станции будет организована школа плавания. Работы по постройке станции приближаются уже к концу» («Призыв», 15 июня 1926).
«На этих днях заканчивается постройка владимирской плавательной станции (на левом берегу Клязьмы). На станцию вход будет открыт всем бесплатно» («Призыв», 30 июня 1926).
«Постройка плавательной станции во Владимире, сооружаемой на средства культотдела губпрофсовета — уже окончена. Ha-днях станция и школа плавания при ней — будет открыта. В первую очередь в число учащихся будут приниматься физкультурники и члены профсоюзов» («Призыв», 16 июля 1926).


Группа пловцов водной станции г. Владимира. 9 сентября 1928 г.

«На правом берегу Клязьмы приютились небольшая хибарка да два сарая. Все это и называется водной станцией ГСПС.
Станция проследует чрезвычайно ценную задачу — сделать Клязьму местом ремонта здоровья трудящихся Владимира. Кое-что в этом отношении сделано уже станцией. Но сделанного далеко еще не достаточно.
Станция имеет около 20-ти лодок, вышку для прыжков, ветхую уже. И только. В результате, обслужить желающих прокатиться в праздничные дни, при таких материальных ресурсах, она, конечно, не может. И хоть весело на Клязьме, хоть тянет туда всех — но поделать ничего нельзя» («Призыв», 8 июня 1928).
«Владимирская водная станция не оправдывает своего назначения. Спорт-инвентарь на станции не используется, гниет и расхищается. В раздевалках процветает воровство. Работы по пропаганде водного спорта не ведется. Рабочие станции не посещают. Всем оборудованием и услугами инструкторов пользуются два-три десятка мальчишек. Лодки на прокат берутся плохо. Нужно затратить 20—30 рублей, чтобы организовать экскурсию на лодках. Такая «массовая» экскурсия стоила строителям в... 80 рублей. «Дельцы» с водной подсунули перетертые весла и за поломку их строителям пришлось заплатить.
Общественно-политической и воспитательной работы, конечно, нет. И неудивительно, заведующий — гр. Свешников — сын известного владимирского купца. Инструктором спорта был небезызвестный лишенец Кельберер. Об его художествах знает каждый физкультурник. Инструктора — выдвиженца — Петрова «затерли» и он ушел» («Призыв», 29 августа 1930).
«При спасательной станции имеется моторная лодка. Она была куплена для чисто коммерческой цели, однако, катались на ней все лето исключительно только члены правления СОНАВ-а. Имеющийся платный моторист не соответствует своему назначению и не раз уже ломал мотор, отчего лодка пришла в полную негодность.
Сейчас правление общества бездействует и лодка находится без надзора.
Не мешало бы произвести ревизию правлению и прочистить весь аппарат спасательной станции» («Призыв», 28 ноября 1930).


Построение пловцов на водной станции. 1930-е гг. Фото: Реган Всеволод Николаевич

Вышка для прыжков в воду на водной станции. 1935 г. Фото: Реган Всеволод Николаевич

На водной станции. Начало 1930-х гг.

Вышка для прыжков в воду на водной станции. Середина 1930-х гг. Фото: Реган Всеволод Николаевич

«Водная станция откроется 15 мая
Городской комитет по делам физкультуры и спорта решил переоборудовать водную станцию. Вышка и плоты строятся новые, весь водный инвентарь, павильон и раздевалка ремонтируются. Станция сейчас имеет 22 лодки. Количество их, за счет сельхозтехникума, решено увеличить до 40.
Водная станция будет открыта 15 мая, а лодками можно пользоваться с 1 мая» («Призыв», 16 апреля 1938).
«Водная станция... без лодок
Прокатиться на лодке по Клязьме — большое удовольствие для многих трудящихся города. Но Владимирская водная станция не может доставить этого удовольствия.
Эта станция, находящаяся в ведении спортивного общества «Спартак» (отв. секретарь т. Олоквин), имеет всего лишь 9 лодок, да и те очень ветхи, изношенность их достигает 80 проц. Областной совет общества ассигновал 10 тысяч рублей на покупку 16 новых лодок, но деньги пока еще не перевели, в результате, намеченное на 1 июня открытие водной станции может сорваться. Не переведены также и ассигнованные 5 тысяч рублей на достройку павильона. Правда, городское общество «Спартак» приобрело лес для этой достройки, сейчас идет его распиловка, но доставить лесоматериал в город не удается — нет транспорта. Попытка обратиться в горсовет за помощью в перевозке успеха не имела.
Вообще городской совет водной станцией до сего времени не интересовался, помощи в улучшении ее работы не оказывал. И даже наоборот. Зимой, по распоряжению горсовета, возле станции был взорван лед и взрывом был испорчен плот под вышкой. На ремонт плота требуется 1500 рублей, горсовет обещал отпустить бревна для этого ремонта, но обещание не выполнено и до сих пор» («Призыв», 20 мая 1939).
«Привести в порядок городской пляж
Против центра города у нас имеется превосходный, обширный песчаный пляж. Это — неоценимая бесплатная профилактическая здравница, где летом тысячи людей закаляются солнцем, воздухом и водой.
Казалось бы, забота о таком природном богатстве должна быть значительной. Но этого как раз сказать нельзя. Скорее, наоборот. С каждым годом становится опаснее и опаснее пользоваться пляжем. Последнее время на пляже устроена свалка мусора, здесь — кучи крупно битого стекла, осколков посуды, обрезков жести, обломков кирпича и т. д. Дорога от моста к пляжу всегда завалена дровами и бревнами. Все лето купающимся приходится шагать через эти бревна. Нет на пляже навеса от дождя, нет скамеек, т. е. самых элементарных удобств, которыми обладают пляжи в других городах.
За последние три года вся забота о пляже со стороны горсовета выразилась только в установке столбов для размежевания мест купания женщин и мужчин.
Скоро начнется купальный сезон. И горсовету пора всерьез взяться за приведение пляжа в порядок.
В. Геркан» («Призыв», 20 мая 1939).
«Оборудование водной станции
Владимирская водная станция на днях приобрела в г. Шуе 15 новых лодок. Лодки идут водным путем и 12—15 июня будут во Владимире.
Достраивается помещение раздевальни. Оборудована площадка для волейбола и баскетбола. Водный бассейн подготовлен. Имеющиеся у станции 12 старых лодок — сейчас на ходу.
Ежедневно на станции происходят сейчас занятия физкультурных коллективов города» («Призыв», 9 июня 1939).
«18 мая в Доме пионеров состоялась городская конференция Освода. Начальник спасательной станции тов. Шилов в своем отчете отметил, что, несмотря на большие достижения, Освод работает еще недостаточно. В частности, слабо вовлекается молодежь в ряды Освода. В прениях выступили активисты тт. Авдеев, Смирнов, Козлов, которые отметили положительные и отрицательные стороны. Состоялись выборы пленума городского Освода. В него избраны тт. Смирнов, Рябинина (артель Ленина), Гончарова (сельскохозяйственный техникум) и другие. Председателем утвержден тов. Шилов.
А. Маннов» («Призыв», 20 мая 1941).
«КУРСЫ ИНСТРУКТОРОВ ПО МАССОВОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ РАБОТЕ
При Владимирской спасательной станции организованы курсы по подготовке внештатных инструкторов по массовой военно-морской работе.
На курсах занимается 13 человек, большинство которых — учащиеся старших классов школ города, в том числе две девушки — Давыдова и Машукова.
В весенние каникулы было проведено семь занятий курсов.
Все слушатели курсов, одновременно с учебой, будут вести занятия по подготовке на значок «Моряк» в первичных организациях Освода, в школах и при Доме пионеров.
Водолаз спасательной станции А. Авдеев» («Призыв», 6 апреля 1941).
Все пляжи и места купания вблизи города Владимира в советские времена закрепляли за заводами и фабриками, которые, по решению горисполкома, должны были обеспечивать меры по спасению людей на водах.

«Когда-то Владимир славился своими пловцами. Много раз с успехом выступали они в соревнованиях и первенствах. Да и удивительного в этом ничего не было. Лишь только теплела вода в Клязьме, как многочисленные спортсмены заполняли благоустроенную водную станцию и под руководством тренеров совершенствовали свое мастерство. И не только пловцы имели место для занятий; речные просторы бороздили парусные яхты, стремительно летели навстречу волне академические суда.
Но вот наступили тяжелые военные годы. Пришли в ветхость суда, сгнили или сгорели в печах плоты плавательных бассейнов. Остатки водной станции, принадлежащей «Спартаку»,— полусгнивший павильон — сгорели лет двенадцать назад.
Много воды унесла с тех пор Клязьма, а водная станция так и не возродилась до сих пор. И только абонентный справочник, выпущенный спустя несколько лет после пожара (в 1954 году), все еще утверждает, что водная станция ДСО «Спартак» имеет телефон 30-03.
Нельзя сказать, что не было попыток восстановить водную станцию. Первая такая попытка была сделана еще в 1949 году. Правда, построенный тогда примитивный плавательный бассейн оказался плохим, плавать в нем было очень неудобно: течение в нем было почти такое же сильное, как на открытой воде. Все же спортсмены радовались и этому.
Трудно сейчас установить точно, кто виноват в том, что бассейн просуществовал всего лишь один сезон, но факт остался фактом — на следующий год бассейна не стало.
Прошло несколько лет. В область истории канули те времена. От былой славы владимирских пловцов давно не осталось и следа. И только канцелярская папка все пухла и пухла от многочисленных просьб спортсменов, решений и постановлений о строительстве водной станции.
Наконец, в 1954 году лед тронулся с места. Были изысканы средства, подвезены строительные материалы. Застучали топоры, и вскоре в заводи около гужевого моста закрасовался новый плавательный бассейн и даже небольшая раздевалка. И хотя случилось это выдающееся событие в середине лета, спортсмены радовались:
— Ничего... Не в этом, так на будущий год обязательно уже с начала сезона тренироваться будем, — говорили они.— Теперь станция есть.
Но физкультурники просчитались. Их радость была преждевременной. Дело обернулось иным образом.
Наступила весна 1955 года. Широко разлившаяся Клязьма сорвала с места находящиеся без присмотра плоты бассейна, разорвала их на куски, часть которых унесла далеко по течению.
И здесь все началось, как в сказке про белого бычка. К середине (даже ближе к концу) лета бассейн восстановили и водворили на новое место. Поплавали в нем немного физкультурники, а вскоре и зима началась, а за ней наступила весна 1956 года. И снова часть бассейна унесло вниз по течению.
К середине лета 1956 года опять взялись за злополучный бассейн, на этот раз поставили на третьем по счету месте. И... повторилось все сначала. Весной 1957 года часть бассейна опять унесло полой водой. До самого июля стояла тогда на берегу, метрах в шестистах от своего места, вышка для прыжков в воду.
На этот раз ее уже не восстанавливал. Лето 1957 года бассейн был уже без вышки.
Казалось, что наученные горьким опытом, горкомхоз и городской комитет физкультуры не допустят более вопиющего безобразия, но... весной этого года картина повторилась в четвертый раз. И вот июнь. Давно открыт купальный сезон, а плавательного бассейна по-прежнему нет.
В. БУРЛАКОВ» («Комсомольская Искра», 15 июня 1958).
«Заместитель председателя исполкома городского Совета тов. Петухов сообщил о том, что водная станция отремонтирована. Кроме того, в будущем году на стадионе «Торпедо» будет построен искусственный водоналивной 50-метровый бассейн. Сейчас ведется проектная работа» («Комсомольская Искра», 6 августа 1958).


Водная станция на реке Клязьме. 1955-1960 гг.

В «доМЧСную» советскую эпоху обеспечение безопасности отдыхающих на воде ложилось на плечи общественников, активистов ОСВОДа, членов общества «Красный Крест», медработников, районные штабы ДНД, райкомы ВЛКСМ, руководителей заводов, школ и пионерлагерей.
Меры по обеспечению безопасности в зонах отдыха на предстоящий купальный сезон во Владимире прописывались в решениях исполнительного комитета владимирского городского совета народных депутатов, который издавался в апреле каждого года.
Одно из таких решений 1979 года, подписанное председателем горисполкома Робертом Магазиным, находится в распоряжении редакции. Обращает на себя внимание количество официальных мест для купания в областном центре и вопрос о закреплении городских водоемов за многочисленными предприятиями и учреждениями Владимира для организации охраны жизни людей.
До 15 мая 1979 года исполком обязывает все заводы и организации города создать и оборудовать на озерах и прудах ведомственные посты и установить на них ежедневное дежурство с 11:00 до 21:00 с 15 мая до 1 сентября двух или трех человек.
В приложении к решению исполкома приводится список предприятий и организаций, выставляющих ведомственные спасательные посты в 1979 году.
Водоем Содышка закрепляют за Владимирским тракторным заводом, озеро в Семязино - за Центральным проектно-конструкторским и технологическим бюро (ЦПКТБ) и «Ящурным институтом», озеро Глубокое и другие водоемы в Загородном парке, в том числе песчаный карьер (так называемый, детский пляж), за заводом «Электроприбор».
Присмотр за местом купания на реке Рпень в районе моста на Пекинке (на 200 метров вправо и влево от него) было поручено совхозу «Тепличный», за озером «Гусинка» - Владимирскому заводу керамических изделий.
Клязьму поделили владимирские электросети (в районе коллективных садов у с. Лемешки), завод Железобетонных конструкций («Рахманов переезд на расстоянии 1 километра по течению до поворота у белого створного знака на левом берегу»), Владимирский химический завод («от Старицы вниз по течению 1 километр за Рахмановой переправой»), завод «Точмаш» («200 метров ниже пляжа ТЭЦ вниз по течению до Старицы»), Владимирская ТЭЦ (200 метров ниже пляжа ТЭЦ вверх по течению до стоянки лодок клуба «Волна»), завод «Автоприбор» («от стоянки лодок клуба «Волна» до залива у городского пляжа», владимирский ДСК («залив клуба «Горизонт» и залив разработки песка»), городская спасательная станция («от залива вверх по течению до городской водокачки»), объединение «Техника» («от городской водокачки вверх по течению до пляжа у так называемых «коровьих песков»), ВЭМЗ (от «Коровьих песков» до поворота реки за пляжем ВЭМЗ 800 метров вверх против течения»).

Старые русла Клязьмы, обжитые турбазами, закреплялись за самими учреждениями отдыха: озеро Черновское — за дирекцией турбазы Улыбышево и областным советом по туризму и экскурсиям, Рахмановская старица — за дирекцией турбазы «Ладога», старица в районе турбазы владимирского отделения железной дороги — за руководством этой турбазы.
В примечании к приложении сказано, что станции должны работать ежедневно «С водолазным режимом работы с 9:00 до 20:00 в радиусе 1400 метров, без водолазного режима - с 20:00 до 9:00 в радиусе 400 метров в границах закрепленных участков».
Кроме постоянных дежурных при постах по субботам и воскресеньям вдоль берега должны были ходить 1-2 патруля по 2 человека в каждом из числа подготовленных ОСВОДовцев.
Тем же решением горисполкома предписывается обеспечивать общественный порядок в местах массового отдыха общественникам, навигационно-технической инспекции, исполкомам райсоветов города. Горздраву предписывалось в выходные дни с 11:00 до 20:00 обеспечить дежурство медиков на самых популярных владимирских пляжах.
Оборудование городских пляжей на Клязьме, озере «Глубокое» и песчаном карьере в Загородном парке исполком закрепляет за Владимирским ДРСУ. Бассейн в том же песчаном карьере должен был оборудовать завод «Электроприбор».
Кроме этого ВТЗ, ВЭМЗ, «Точмаш», объединение «Техника», «Электроприбор», "Автоприбор" и ВХЗ обязаны были, согласно утвержденному графику, по необходимости выделять городскому совету ОСВОД легковую машину или микроавтобус.
Позаботился горисполком и об организованном подвозе детей к местам купания:
«Обязать (директора) управления троллейбусов /т. Ильюшкин Е. П./ с 1 июня по 30 августа 1979 года по заявкам начальников городских пионерских лагерей организовать перевозку детей в транзитных троллейбусах согласно тарифной платы до Загородного парка».
Не забыли городские власти и о пропагандисткой работе. Начальнику городской кинодирекции Туникову И.Д. было поручено «в кинотеатрах, домах культуры и клубах города организовать систематический показ кинофильмов по ОСВОДовской тематике».
Автор: Дмитрий Артюх

14 июня 2014 года во Владимире состоялось рабочее открытие нового муниципального пляжа на реке Клязьме.
Городской пляж устроен на искусственной заводи Клязьмы, образовавшейся после добычи песка земснарядами. Было очищено дно, огорожена купальная зона, оборудована специальная сходня для входа и выхода из воды, на берегу размещен спасательный пост со всем необходимым снаряжением.
Судоходство на реке Клязьме в XVII веке
Мост через Клязьму
Река Клязьма. Пароходство по ней, виды, очерки и картины между Ковровом и Нижним Новгородом.
Рыбная ловля в Клязьме, называемая Громом
Водные пути сообщения Владимирской губернии в сер. XIX века
Реки Владимирской губернии впадающие в Клязьму
Сплав леса по Клязьме во Владимирской губернии (1852 г.)
Гороховецкий судостроительный завод
Николай Николаевич Бенардос (1842-1905) — русский инженер, изобретатель электрической дуговой сварки (1881), точечной и шовной контактной сварки.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (05.05.2015)
Просмотров: 7396 | Теги: Владимирское благочиние, Церковь, Клязьма, владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru