Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
11.12.2016
16:51
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [401]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [27]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [39]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [19]
Религия [1]
Иваново [12]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [6]

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Мост через Клязьму в г. Владимире

Мост через Клязьму в г. Владимире

Муромская застава

Муромская застава в 1835 г. (см. Заставы города Владимира):
А. Застава с каменной караульней двумя столбами.
В. Каменные кузницы.
С. Деревянный питейный дом.
1. Деревянный дом коллежской секретарши Александры Федоровой Веселовской, под коим значится по крепостному акту в длину по 15-ти, поперечнику по 10-ти сажен.
2. Деревянный дом вдовы мещанки Домны Голощаповой, на который крепостного акта не предъявила.
3. Дом губернской секретарши Варвары Ивановой, на которой крепостного акта не предъявила.
4. Дом коллежской регистраторши Анны Сорокиной, на которой крепостного акта не предъявлено.
5. Дом и при нём слесарное заведение мещанина Федора Петрова Павлова на которой крепостного акта не предъявлено.
6. Дом с надворным строением мещанина Тимофея Дмитриева Плитонова, под которым значится по купчей крепости земли в длину 12 сажен, поперечнику 6 сажен.
7. Деревянный дом мещанина Ивана Доронина, состроенный с дозволения начальства для помещения мостовых сборщиков.

На юг через Клязьменский мост тянется почтовая дорога на Судогду к Мурому и Меленкам.

Муромская улица (310 саж.) также кривая, от Большой улицы к плавучему мосту, в первой четверти обставлена каменными домами с обеих сторон, а затем только с одной больше полукаменными, на другой стороне бульварный холм и кузницы.
Муромская улица от Подбульварной ул. до ж. д. (1899 г.).
Левая сторона: Кузницы, 9. Дом Лепестова, 11. Дом Ухина, 13. Дом Батарина, 15. Дом Абросимовой, 17. Дом Кузьмина, 19. Дом Тарасова, 21. Дом. Тарасова, 23. Дом Тарасова, 25. Дом Новикова, 27. Полицейская будка,.

Муромская улица от Пятницкого пер. до ж. д.
Правая сторона: 24. Дом Фокина, 26. Дом Ковалева. 28. Дом Семенова, 30. Дом Семенова, 32. Дом Крючковой, 34. Дом Абросимова, 36. Дом Смирнова, 38. Дом Ухина, 40. Дом Федосеева, 42. Дом Федосеева, 44. Бок часовни, 46. Бок земской будки для рабочих моста.
Мост по линии жел. дор. и через реку Клязьму.

Грабиловка на берегу р. Клязьмы от Живого моста до Летнеперевозинской ул. Правая сторона (один порядок домов): 1. Земская будка для рабочих моста, 2. Дом Чировой, 3. Дом Казанкина, 4. Дом Митетелева, 5. Дом Морозова, 6. Дом Чирова, 7. Дом Петровой, 8. Дом Виноградова, 9. Дом Котловой, 10. Дом Чирова, 11. Дом Самсоновой, 12. Дом Бутылицкой, 13. Дом Чирова, 14. Дом Чирова, 15. Дом Овсянникова.

На берегу р. Клязьмы у «Живого моста» (1899 г.):
1. Городские бани, арендуемые Зябловым.
На набережной р. Клязьмы:

1. Лесной склад Бр. Азамасовых, 2. Лесной склад Арзамасовой, 3. Лесной склад Андреева (Овсянникова). Рядом стоял пиво-медоваренный завод. В конце XIX века он уже не выдерживал конкуренции с привозным пивом и сужал своё производство. В начале XX века в документах завод упоминается как «бывший», а пустошь из-под него взяли в аренду Андреевы, которые собирали земли вокруг своего лесного склада.
В смете доходов и расходов Владимира в районе складов упоминаются солдатские огороды площадью около 3 квадратных вёрст. Видимо, это было что-то вроде подсобного хозяйства стоящих в городе в кон. XIX в. полков. В первые годы XX в. огороды тоже стали «бывшими», а земля под ними также была взята в аренду Андреевыми.
Купцам Андреевым принадлежал небольшой мыловаренный завод Е.Т. Андреева, с выработкой на сумму до 40 тыс. руб. в 1900 г. Основан завод в 1893 году. Стоял он где-то рядом с лесными складами, вмещал 3 котла: 2 мыловаренных и 1 салотопенный. Работало всего 7 человек (по сведениям 1900 года). Выпускал завод ядровое мыло (с большим содержанием жирных кислот) и простое разных цветов — жёлтое, голубое, красное, которое сбывалось во Владимире, Суздале, Боголюбове, Коврове, Судогде и в других местах. Всю эту промышленную зону весной капитально заливало, так что из воды выступали только небольшие островки с постройками, где повыше. В 20-е годы ХХ века находится в аренде у артели «Красный Химик». Годовая производительность 19,67 тонн или 19656 клгр. (1200 пуд.) серого мыла. Количество рабочих до 10 человек.

4. Керосиновый склад Овсянникова, 5. Керосиновый склад Нобеля, 6. Тряпичный склад Каляева, 7. Мельница Муравкина, 8. Огороды Муравкина.

Слева от дороги на Муром стоял крупный склад лесных материалов владимирского купца Елисея Терентьевича Андреева и его сына Василия. Справа, у заводей и по излучине Клязьмы (напротив Николо-Галейской и Вознесенской церквей), было ещё два таких же склада, принадлежавших крестьянам Арзамасовым.
С владимирских высот склады смотрелись довольно сумбурно и пестро: вся их территория была уставлена разными деревянными постройками: срубами домов, сараями, ангарами; то там, то здесь лежали брёвна и поленницы дров; где повыше — теснились бараки для рабочих и складские помещения. Здесь торговали строительным лесом, дровами, углём — материалом, крайне необходимым для Владимира той поры. Степан Петрович Арзамасов поставлял лес подрядчикам — содержателям владимирского моста для ежегодной замены его элементов. Склады располагались в стратегически удачном месте.
В разлив, когда Клязьма около города становилась судоходной, и Владимир превращался в речной порт, начинался сплав дровяных и строевых плотов с лесоповалов, расположенных выше по течению. Изо дня в день мелководные пароходы «Лабутин» и «Владимир» пароходства Николаева приводили к городу баржи, гружёные дровами. В это время на склады уже съезжались рабочие и пильщики, в том числе из Рязанской и Костромской губерний.

За промышленной зоной, начиналась городская выгонная земля. Крупного рогатого скота, лошадей, свиней, коз в городе было много — этим владимирцы отчасти компенсировали отсутствие хороших стабильных заработков. Особенно много было коров. Как отмечает Андрей Субботин в упоминавшемся сочинении, владимирские коровы были мелкими, но зато давали хороший надой молока. Всего во Владимире в конце XIX века было 3 стада: городское, залыбедьское и солдатское. Городское стадо, самое многочисленное, паслось за мостом, там, где и сегодня жуют траву коммунарские коровы. Справа и слева от выгонов на несколько вёрст тянулись городские пожни: Иржик, Пигасино, Кринки, Свиной Борок, Шеврюга, Треугольная, Конюшиха и др. Большая часть их сдавалась в аренду состоятельным крестьянам и горожанам, которые потом приторговывали сеном на владимирских базарах. Арендаторы, чьи пожни примыкали к Клязьме, были очень злы на торговцев лесом и на городскую Думу, которая позволяла сплавщикам в весенний разлив ставить на их пожнях плоты. Тут же делали для караула шалаши, мяли молодую поросль, разводили костры для обогрева, выжигали луг. В довершение всего на пожни забирались городские коровы. Убыток арендаторов был налицо, по их подсчётам они теряли в год до 200 рублей, что было значительной суммой, особенно для крестьян. Владимирскому губернатору неоднократно писали прошения с жалобами и просьбами повлиять на ситуацию.

На кряже начинались леса. Тот прекрасный уголок, который мы называем Загородным парком, и до революции пользовался любовью владимирцев. Здесь, вблизи озёр Старицы, Глубокого и Сковородина, владимирцы проводили немало часов, купаясь, загорая, рыбача, любуясь природой. Ярко и красочно рассказывает об этом М.В. Косаткин в своих воспоминаниях «Мои ученические годы во Владимире».

Мост через Клязьму

В XIX в. единственный мост через р. Клязьму был деревянным и разбирался на время половодья. Значение моста было трудно переоценить: он занимал особое место среди владимирских путей сообщения и был важнейшим стратегическим сооружением города. За покачивание на воде и непрочность наплавной называли еще "живым мостом". Летом приходилось его разводить и сводить, чтобы пропускать идущие по Клязьме суда. Во время половодья мост вообще разбирали.
Располагался мост правее от современного моста, то есть выше по течению, соединяя окончание Муромской улицы с дорогой на Муром.
1868 г. «… содержание наплавного моста и весенней переправы через р. Клязьму до 26 марта 1867 г. лежало на ответственности Владимирского купца Д. Борисова, а с того времени, означенный подряд исполняет временный купец Тарасов… Тарасов принял в свое содержание устроенную Борисовым плотомойку, обязавшись заплатить Борисову 400 руб. за пользование в 1867 г. доходами с оной, и затем по окончании срока сдать ее в том же виде, как принял от Борисова… Владимирский временный 2-й гильдии купец С. Тарасов, по заключенному с губернской управой контракту 26 марта 1867 г., принял на себя устройство двух новых паромов за 1676 руб. и сверх того принял на себя покупку 4-х лодок; на сей последний предмет Тарасов получил из губернской управы 100 руб. По освидетельствовании 18 апреля паромов, оказались в них разные недостатки; свидетельство же лодок произведено не было, так как управе известно было, что Тарасовым куплено только две лодки и на этих лодках перевозились тогда пассажиры и тяжести. Поверенный Владимирского 2-й гильдии купца С. Тарасова, Суздальский мещанин А. Хрустов, явясь в управу, просит распоряжения о выдаче денег, следующих доверителю его за устройство двух паромов и за содержание весенней переправы с наплавнм мостом через р. Клязьму и тремя мостиками по пойме той же реки… он принял на себя в продолжении года содержание наплавного моста с весенней переправой через р. Клязьму и трех мостиков по пойме той же реки под Бором, Быстрым и Бакалдино за 2950 руб. По контракту Тарасов обязался производить переправу на трех земских паромах и 4-х лодках, но так как паромы эти оказались ветхими, то ему и предоставлено было производить переправу на своих собственных судах с починкой одного старого парома.
По произведеннному 14 июля свидетельству, оказалось: 1) 24 гнилые бревна в плотах не заменены новыми, кустовые свои впереди моста вновь не вбиты; для трех новых плотов и для замены 24-х гнилых в плотах бревен, хотя и заготовлены новые бревна, но не 53 бревна, как бы следовало по смете, а 39 бревен, и при том бревна эти в плоты не связаны, и вообще для настилки мостового полотна, материала не приготовлено; 2) настилка мостового полотна на трех мостиках по пойме реки Клязьмы, сделана не ровно, дорога при вхездах на мосты не устлана как должно булыжным камнем; 3) не произведено оконопатки паромов; 4 вместо 4-х лодок имеются только две лодки, которые также требуют оконопатки и осмоления».

В 1874 г. владелец хрустальных заводов Ю.С. Нечаев-Мальцов, хорошо понимая пользу и необходимость устройства постоянного моста и дамбы для развития торгово-промышленной жизни, предложил Владимирскому губернскому земству на свои средства построить постоянный мост через реку Клязьму, правда, с условием, что он будет называться Мальцовским. Земство отказало Ю.С. Нечаеву-Мальцову по неизвестной причине.

Содержание наплавного моста и весенней переправы через реку Клязьму, с содержанием пути по пойме реки в остальное время года, сдано было с торгов с 1-го октября 1873 года по 1-е октября 1876 года за 2,082 руб. в год. Весенняя переправа производится подрядчиком на 2-х земских паромах и 4-х лодках. Паромы устроены в 1867 году и пущены в ход весной 1868 года.
Для перемещающихся с берега на берег р. Клязьмы весной начинались серьёзные трудности. В половодье от города до кряжа добраться можно было только на плавсредствах. От владимирской набережной и вплоть до современного посёлка Коммунар плыли на плотах, причём последние метры по мели; там, где плот уже не мог пройти, люди шли пешком. Весеннее сообщение на этом участке значительно улучшилось лишь со строительством дамбы. Старая дорога от моста до коммунарского кряжа, кривая, зигзагами обходившая низины с водой, была перепроектирована и проложена почти по прямой.
«Через реки и овраги сделаны удобные мостики; через Клязьму пловучий мост (200 ар. Длины и 12 ар. Ширины), который разводится для судов, на зиму и весну разбирается; 2 каменные моста через Лыбедь, мост через Солдатский овраг и 8 деревянных мостиков. Для устранения препятствий сообщению во время разлива Клязьмы, с 1878 г. приступлено к устройству дамбы до песков. Пока ассигновано около 50 т. р.» (Субботин А.П., 1877 г.).
Вопрос об устройстве дамбы возбуждался до введения в действие земских учреждений и министерством путей сообщения утверждены планы и сметы на это сооружение 18 сентября 1859 года.
Вследствие трудности и крайнего неудобства пути по пойме реки Клязьмы уездная управа, с уполномочия уездного земского собрания, с 1869 г. изыскивала средства к устройству дамбы по пойме реки Клязьмы: приглашала жертвователей, ходатайствовала перед правительством об отпуске заимообразно на этот предмет 25 тыс. руб. Были приобретены от инженера Шестакова планы и сметы на устройство сооружения. Была избрана особая комиссия из гласных – А.А. Сахарова, А.О. Рейнвальда, И.И. Морозова, Н.Л. Философова и И.И. Снятиновского. Комиссия нашла, что вместе дугообразного направления дамбы, принятого Шестаковым, вдоль старой Муромской дороги, в то время уже уничтоженной, возможно принять прямое направление в одну линию между начальным и конечным пунктами, отчего путь значительно сократится и потребуется менее расходов на сооружение. На устройство дамбы пожертвовано земледельцами Судогодского уезда гг. Цеймерном 2,000 руб., Мальцовым 5,000 руб., Комисаровым 2,000 руб. и артыновым 100 руб., всего 9,100 руб. Судогодское земство постановило пожертвовать 7,500 руб. В 1878 году владимирское уездное земство начало возводить дамбу длиной в 2 версты.
Это был настоящий долгострой, ассигнований на неё не хватало, и только через 20 лет основные работы были закончены. Ещё 2–3 года шло её шоссирование: покупали большой камень, разбивали его на части, мостили им поверхность насыпи. Видимо, были желающие красть эти камни, поэтому при насыпи был специальный дом сторожа. По краям насыпи устанавливали деревянные тумбы ограждения. Дамба была гораздо ниже и уже современной, но до её вершины вода уже не доставала, хотя почти каждый год делала в конструкции дамбы значительные повреждения.
Первоначально в насыпь было врезано два моста через «потоки» Быстрый и Бакалдино (остатки проток в виде маленьких озёр до сих пор видны справа и слева от дороги). В одно из весенних половодий конца XIX века льдины срезали опоры моста через Быстрый. Их восстановили, а также заменили старый накатник. На всё это земство потратило около 2 тысяч рублей (лесной материал, плотничьи работы, забивка свай арестантами, железный материал, наблюдение техника). Однако через несколько лет, в 1888 году, опоры опять не выдержали напора ледохода. Тогда и было принято решение засыпать оба пролёта, что и было сделано владимирским арестантским отделением.
«Во Владимире есть пристань, что впрочем, известно не всякому обывателю. Пристань эта близ ж.д. водокачки на р. Клязьме. Под ней – 2 дес. 760 саж. земли. Прежде здесь проходило по 50 и более судов, так в 1860 г. нагрузилось 15 судов с 29,5 т. п. товара на 45,000 руб., разгрузилось 100 судов с 900 т. п. на 800,000 руб. (больше хлеб). В последнее время с проведением ж.д. и с обмелением реки проходит не более 20-30 судов с лесом, кирпичом, посудой (из гжели). Разгружается только на десятки тысяч» (Субботин А.П., 1877 г.).




На р. Клязьме благотворительными организациями был устроен платьемойный плот с наймом сторожа.

18 апреля 1912 года было принято постановление владимирской городской Думы, по которому для бедных владимирцев на Клязьме должны были устроить специальные бесплатные купальни - 2 навеса.
В районе близ «живого» наплавного моста у горожан была тогда зона отдыха. Ближе к правому берегу Клязьмы на летний период подрядчики сооружали купальни разных видов. По тому, в какой из них купался человек, можно было определить его материальный достаток.
Были купальни по умеренным ценам - отдельно общая мужская, отдельно общая женская. Были и отдельные номера для людей побогаче. Хотя купальни были тесноватыми и неудобными, народу порой набивалось столько, что купальни на 3-4 вершка (т. е. на 13-17 см.) погружались в воду, и в них затоплялся пол.
Сборкой-разборкой и починкой купален для бедных по решению от 18 апреля 1912 года обязали заниматься очередного содержателя платных купален совершенно без всякого вознаграждения из городского бюджета.
(По статье Д. Артюха «История живого моста» // Старая столица: краеведческий альманах. Выпуск 1. Владимир, 2007.)


В 1909 году Губернская управа вносила на рассмотрение очередного губернского земского собрания доклад о постройке постоянного моста через реку Клязьму у гор. Владимира, с таким заключением, что она полагала бы ассигновать Владимирскому земству из свободной наличности дорожного капитала, образовавшейся от %%по этому капиталу, на постройку моста 30000 руб., при чем отпустить их в распоряжение Владимирского земства разрешить губернской управе только по представлении уездным земством проекта и сметы одобренных главным инженером и утвержденных губернским и уездным собраниями на постройку этого моста.
Губернское земское собрание, по выслушании этого доклада, в заседании 2 декабря 1909 года постановило: согласиться с заключением доклада.
В 1910 году губернская управа вносила на рассмотрение очередного губернского земского собрания доклад по ходатайству Владимирского уездного земства о дополнительном ассигновании 12000 руб. из %% дорожного капитала на постройку моста через Клязьму, с таким заключением, что она полагала бы вопрос об отпуске Владимирскому земству на постройку моста дополнительно 12000 руб. из %% по дорожному капиталу оставить открытым.
Губернское земское собрание, по выслушании этого доклада управы и заявлении гласного А.И. Куроедова, в заседании 19 декабря 1910 года постановило: признать принципиально право за Владимирским уездным земством на получение 12000 руб. из дорожного капитала на постройку моста.
Владимирское экстренное уездное земское собрание 19 декабря 1911 года поручило управе теперь же приступить к предварительным работам по составлению проекта постоянного моста и разрешило управе на расходы по этим работам до 5000 руб. просить из губернского земства, ассигновавшего на указанный предмет 42000 руб. с тем, что, если почему-либо постройка моста осуществлена не будет, деньги эти будут возвращены губернскому земству.
Губернская управа по журналу своему от 7 января 1912 года отпустила Владимирской уездной земской управе в счет разрешенного губернским собранием кредита из %% дорожного капитала на постройку моста 1350 руб. на производство предварительных работ по составлению проекта моста. При чем добавила, что без представления уездною управою проекта и сметы на постройку этого моста, одобренных главным инженером губернского земства и утвержденных уездным и губернским собраниями, губернскою управою никаких сумм более отпущено не будет. Означенные 1350 руб. почему-либо постройка моста осуществлена не будет, должны быть возвращены губернскому земству.
Владимирская уездная земская управа вносила на рассмотрение очередного уездного земского собрания 1913 года доклад о положении дела по постройке постоянного через реку Клязьму моста и просила указания собрания по вопросу о составлении сметы и плана с чертежами на постройку моста. Земское собрание в утреннем заседании 27 сентября постановило: поручить комиссии объявить конкурс на составление сметы и проекта моста с полным расчетом, назначив премии: 1-ю 3000 руб., 2-ю 1500 руб., 3-ю 500 руб.; просить губернскую управу об отпуске 5000 руб. на расходы по составлению проекта и сметы. Уездная управа просила губернскую управу из ассигнованных губернским земством 42000 руб. на постройку постоянного моста отпустить в распоряжение управы дополнительно к отпущенным 1350 руб. еще 5000 руб. на расходы по составлению проекта и сметы на постройку моста, на тех же условиях, на которых были отпущены 1350 руб.
Но к 1914 году не был готов даже окончательный эскиз будущей постройки, хотя изыскательские работы шли полным ходом. Гласный уездного земства Владимир Тарасов ездил на Сормовский завод в Нижний Новгород договариваться о стоимости моста и об условиях его сооружения. Строительству помешала первая мировая война (1914-1918 гг.).

Начато строительство железобетонного моста через Клязьму лишь в 1955 году и стало одной из крупнейших строек в области в то время. Ее значение было тем более высоким, что в 1958 году отмечалось 850-летие основания города Владимира по господствующей тогда исторической версии. Мост старались сдать раньше намеченного срока. Один из руководителей стройки Владимир Доброхотов увлекался фотографией, и запечатлел все основные стадии строительства.
Мост открыт в 1960 году и называется в честь 850-летия Владимира.



О том, насколько сложно было в советское время городским властям добиться строительства подобного моста, можно отчасти судить по художественному фильму режиссера Глеба Панфилова «Прошу слова» с Инной Чуриковой в главной роли председателя горсовета. Фильм снимался в 70-е годы во Владимире. По сценарию главная героиня на посту председателя горсовета мечтает построить в своем городе именно мост для развития заречного микрорайона. Забавно, что несмотря на обилие красивых видов Владимира и даже реки Клязьмы в этом фильме, мост, уже существовавший в то время, умело не показывается.
1 июля 1961 года был открыт Загородный парк и до него от площади Свободы (ныне Соборной) по мосту через Клязьму пущен троллейбус №6. По мосту первоначально ходили все основные виды автотранспорта, включая грузовики, автобусы и троллейбусы, и за 40 лет эксплуатации он пришел в аварийное состояние. Ремонтные полумеры оказались недостаточными.
5 июля 2001 года датировано постановление главы администрации г. Владимира от № 163 за подписью и. о. главы администрации Александра Рыбакова «О мерах по предотвращению обрушения моста через р. Клязьма в городе Владимире». В постановлении говорилось, что «при демонтаже дефектных плит после снятия защитного и выравнивающего слоев, которые фиксировали положение плит, из-за дефектов опирания при вибрации от проезжающего транспорта возможно их обрушение. Дальнейшее движение автотранспорта по мосту не представляется возможным». С 6 июля 2001 года мост был закрыт на капитальный ремонт.
Для того чтобы легче было проезжать в район Загородного парка в объезд, отремонтировали дорогу в юго-западной промышленной зоне (в так называемой «яме»). Параллельно с закрытым главным мостом был временно проложен военный понтонный мост с большими ограничениями на тоннаж транспорта.
Капитальный ремонт вел Чебоксарский мостоотряд. Жители города без главного моста терпели огромные неудобства.
3 июля 2003 года была временно закрыта и временная пререправа через Клязьму во время капитального ремонта главного моста. В связи с тем, что непрекращающиеся дожди размыли берег у временной переправы, она была почти на день закрыта для проведения ремонтных работ. Пассажиров довозили до переправы на автобусах, затем они переходили реку по пешеходному переходу, а на противоположном берегу люди вновь садились на автобусы.
24 октября 2003 год обновленный мост через Клязьму был торжественно открыт. По нему перестали ходить тяжелые грузовики и троллейбусы. В результате прекратил своё существование самый короткий маршрут троллейбуса во Владимире - №6.


Мост им. 850-летия Владимира. Фото 2016 г.

Мкр. Коммунар. Вид с Парка Пушкина.


Владимирский уезд с 1778 г.
Владимир в XVI-XVIII веках
Губернский город Владимир в 1877 году
Судостроение Владимиро-Суздальского княжества
Рыбная ловля в Клязьме, называемая Громом

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (09.07.2016)
Просмотров: 238 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика