Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
11:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Мост через р. Клязьму в городе Владимире

Мост через Клязьму в г. Владимире

Впервые Сретенская церковь построена на берегу Клязьмы (около наплавного моста) по приказу великого князя Андрея Боголюбского в 1164 г. Повод для ее возведения был выбран особый – в этом месте князь в сопровождении духовенства, при большом стечении местных жителей встречал перевозимую по р. Клязьме в Успенский собор из Боголюбова Владимирскую икону Божией Матери. В память встречи иконы – сретения – и был выстроен деревянный храм. При постройке Сретенской церкви князем был установлен крестный ход 21 сентября (по старому стилю), который совершали священнослужители Успенского собора. Эта традиция продержалась недолго, и уже в 1177 г. соборным причтом крестный ход был отменен.
В 1784 г. просили епископа Владимирского и Муромского Виктора (Анисимова) о переносе к ним в слободу из города ветхой деревянной Христорождественской церкви. Преосвященный Виктор просьбу удовлетворил, но перенести повелел Сретенский храм с берега Клязьмы, который годом ранее имел в приходе всего три двора.
В кон. XIX века о старой деревянной церкви напоминал полуразвалившийся каменный столбик близ наплавного моста через р. Клязьму.
К весне 1785 г. храм разобрали и поставили в новом месте – Солдатской слободе. См. Церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Муромская застава

Муромская застава в 1835 г. (см. Заставы города Владимира):
А. Застава с каменной караульней двумя столбами.
В. Каменные кузницы.
С. Деревянный питейный дом.
1. Деревянный дом коллежской секретарши Александры Федоровой Веселовской, под коим значится по крепостному акту в длину по 15-ти, поперечнику по 10-ти сажень.
2. Деревянный дом вдовы мещанки Домны Голощаповой, на который крепостного акта не предъявила.
3. Дом губернской секретарши Варвары Ивановой, на которой крепостного акта не предъявила.
4. Дом коллежской регистраторши Анны Сорокиной, на которой крепостного акта не предъявлено.
5. Дом и при нем слесарное заведение мещанина Федора Петрова Павлова на которой крепостного акта не предъявлено.
6. Дом с надворным строением мещанина Тимофея Дмитриева Плитонова, под которым значится по купчей крепости земли в длину 12 сажень, поперечнику 6 сажень.
7. Деревянный дом мещанина Ивана Доронина, состроенный с дозволения начальства для помещения мостовых сборщиков.

На юг через Клязьменский мост тянется почтовая дорога на Судогду к Мурому и Меленкам.

Муромская улица (310 саж.) также кривая, от Большой улицы к плавучему мосту, в первой четверти обставлена каменными домами с обеих сторон, а затем только с одной больше полукаменными, на другой стороне бульварный холм и кузницы.
На берегу р. Клязьмы у «Живого моста» (1899 г.):
1. Городские бани, арендуемые Зябловым.
На набережной р. Клязьмы:

1. Лесной склад Бр. Азамасовых, 2. Лесной склад Арзамасовой, 3. Лесной склад Андреева (Овсянникова). Рядом стоял пиво-медоваренный завод. В конце XIX века он уже не выдерживал конкуренции с привозным пивом и сужал свое производство. В начале XX века в документах завод упоминается как «бывший», а пустошь из-под него взяли в аренду Андреевы, которые собирали земли вокруг своего лесного склада.
В смете доходов и расходов Владимира в районе складов упоминаются солдатские огороды площадью около 3 квадратных верст. Видимо, это было что-то вроде подсобного хозяйства стоящих в городе в кон. XIX в. полков. В первые годы XX в. огороды тоже стали «бывшими», а земля под ними также была взята в аренду Андреевыми.
Купцам Андреевым принадлежал небольшой мыловаренный завод Е.Т. Андреева, с выработкой на сумму до 40 тыс. руб. в 1900 г. Основан завод в 1893 году. Стоял он где-то рядом с лесными складами, вмещал 3 котла: 2 мыловаренных и 1 салотопенный. Работало всего 7 человек (по сведениям 1900 года). Выпускал завод ядровое мыло (с большим содержанием жирных кислот) и простое разных цветов — желтое, голубое, красное, которое сбывалось во Владимире, Суздале, Боголюбове, Коврове, Судогде и в других местах. Всю эту промышленную зону весной капитально заливало, так что из воды выступали только небольшие островки с постройками, где повыше. В 20-е годы ХХ века находится в аренде у артели «Красный Химик». Годовая производительность 19,67 тонн или 19656 клгр. (1200 пуд.) серого мыла. Количество рабочих до 10 человек.

4. Керосиновый склад Овсянникова, 5. Керосиновый склад Нобеля, 6. Тряпичный склад Каляева, 7. Мельница Муравкина, 8. Огороды Муравкина.

Слева от дороги на Муром стоял крупный склад лесных материалов владимирского купца Елисея Терентьевича Андреева и его сына Василия. Справа, у заводей и по излучине Клязьмы (напротив Николо-Галейской и Вознесенской церквей), было еще два таких же склада, принадлежавших крестьянам Арзамасовым.
С владимирских высот склады смотрелись довольно сумбурно и пестро: вся их территория была уставлена разными деревянными постройками: срубами домов, сараями, ангарами; то там, то здесь лежали бревна и поленницы дров; где повыше — теснились бараки для рабочих и складские помещения. Здесь торговали строительным лесом, дровами, углем — материалом, крайне необходимым для Владимира той поры. Степан Петрович Арзамасов поставлял лес подрядчикам — содержателям владимирского моста для ежегодной замены его элементов. Склады располагались в стратегически удачном месте.
«За р. Клязьмой, близ наплавного моста, бывшая контора АРЗАМАСОВА, деревянный флигель-жилой, размером 8Х8 арш., с кухней 8Х5 арш. и сенями. Крыт железом» («Призыв», 16 марта 1926).
В разлив, когда Клязьма около города становилась судоходной, и Владимир превращался в речной порт, начинался сплав дровяных и строевых плотов с лесоповалов, расположенных выше по течению. Изо дня в день мелководные пароходы «Лабутин» и «Владимир» пароходства Николаева приводили к городу баржи, груженые дровами. В это время на склады уже съезжались рабочие и пильщики, в том числе из Рязанской и Костромской губерний.

За промышленной зоной, начиналась городская выгонная земля. Крупного рогатого скота, лошадей, свиней, коз в городе было много — этим владимирцы отчасти компенсировали отсутствие хороших стабильных заработков. Особенно много было коров. Как отмечает Андрей Субботин в упоминавшемся сочинении, владимирские коровы были мелкими, но зато давали хороший надой молока. Всего во Владимире в конце XIX века было 3 стада: городское, залыбедьское и солдатское. Городское стадо, самое многочисленное, паслось за мостом, там, где и сегодня жуют траву коммунарские коровы. Справа и слева от выгонов на несколько верст тянулись городские пожни: Иржик, Пигасино, Кринки, Свиной Борок, Шеврюга, Треугольная, Конюшиха и др. Большая часть их сдавалась в аренду состоятельным крестьянам и горожанам, которые потом приторговывали сеном на владимирских базарах. Арендаторы, чьи пожни примыкали к Клязьме, были очень злы на торговцев лесом и на городскую Думу, которая позволяла сплавщикам в весенний разлив ставить на их пожнях плоты. Тут же делали для караула шалаши, мяли молодую поросль, разводили костры для обогрева, выжигали луг. В довершение всего на пожни забирались городские коровы. Убыток арендаторов был налицо, по их подсчетам они теряли в год до 200 рублей, что было значительной суммой, особенно для крестьян. Владимирскому губернатору неоднократно писали прошения с жалобами и просьбами повлиять на ситуацию.

На кряже начинались леса. Тот прекрасный уголок, который мы называем Загородным парком, и до революции пользовался любовью владимирцев. Здесь, вблизи озер Старицы, Глубокого и Сковородина, владимирцы проводили немало часов, купаясь, загорая, рыбача, любуясь природой. Ярко и красочно рассказывает об этом М.В. Косаткин в своих воспоминаниях «Мои ученические годы во Владимире».

Мост через Клязьму

В XIX в. единственный мост через р. Клязьму был деревянным и разбирался на время половодья. Значение моста было трудно переоценить: он занимал особое место среди владимирских путей сообщения и был важнейшим стратегическим сооружением города. За покачивание на воде и непрочность наплавной называли еще "живым мостом". Летом приходилось его разводить и сводить, чтобы пропускать идущие по Клязьме суда. Во время половодья мост вообще разбирали.
Располагался мост правее от современного моста, то есть выше по течению, соединяя окончание Муромской улицы с дорогой на Муром.
1868 г. «… содержание наплавного моста и весенней переправы через р. Клязьму до 26 марта 1867 г. лежало на ответственности Владимирского купца Д. Борисова, а с того времени, означенный подряд исполняет временный купец Тарасов… Тарасов принял в свое содержание устроенную Борисовым плотомойку, обязавшись заплатить Борисову 400 руб. за пользование в 1867 г. доходами с оной, и затем по окончании срока сдать ее в том же виде, как принял от Борисова… Владимирский временный 2-й гильдии купец С. Тарасов, по заключенному с губернской управой контракту 26 марта 1867 г., принял на себя устройство двух новых паромов за 1676 руб. и сверх того принял на себя покупку 4-х лодок; на сей последний предмет Тарасов получил из губернской управы 100 руб. По освидетельствовании 18 апреля паромов, оказались в них разные недостатки; свидетельство же лодок произведено не было, так как управе известно было, что Тарасовым куплено только две лодки и на этих лодках перевозились тогда пассажиры и тяжести. Поверенный Владимирского 2-й гильдии купца С. Тарасова, Суздальский мещанин А. Хрустов, явясь в управу, просит распоряжения о выдаче денег, следующих доверителю его за устройство двух паромов и за содержание весенней переправы с наплавным мостом через р. Клязьму и тремя мостиками по пойме той же реки… он принял на себя в продолжении года содержание наплавного моста с весенней переправой через р. Клязьму и трех мостиков по пойме той же реки под Бором, Быстрым и Бакалдино за 2950 руб. По контракту Тарасов обязался производить переправу на трех земских паромах и 4-х лодках, но так как паромы эти оказались ветхими, то ему и предоставлено было производить переправу на своих собственных судах с починкой одного старого парома.
По произведенному 14 июля свидетельству, оказалось: 1) 24 гнилые бревна в плотах не заменены новыми, кустовые свои впереди моста вновь не вбиты; для трех новых плотов и для замены 24-х гнилых в плотах бревен, хотя и заготовлены новые бревна, но не 53 бревна, как бы следовало по смете, а 39 бревен, и при том бревна эти в плоты не связаны, и вообще для настилки мостового полотна, материала не приготовлено; 2) настилка мостового полотна на трех мостиках по пойме реки Клязьмы, сделана не ровно, дорога при въездах на мосты не устлана как должно булыжным камнем; 3) не произведено оконопатки паромов; 4 вместо 4-х лодок имеются только две лодки, которые также требуют оконопатки и осмоления».

В 1874 г. владелец хрустальных заводов Иван Сергеевич Мальцов, хорошо понимая пользу и необходимость устройства постоянного моста и дамбы для развития торгово-промышленной жизни, предложил Владимирскому губернскому земству на свои средства построить постоянный мост через реку Клязьму, правда, с условием, что он будет называться Мальцевским. Земство отказало Мальцову по неизвестной причине.

Содержание наплавного моста и весенней переправы через реку Клязьму, с содержанием пути по пойме реки в остальное время года, сдано было с торгов с 1-го октября 1873 года по 1-е октября 1876 года за 2,082 руб. в год. Весенняя переправа производится подрядчиком на 2-х земских паромах и 4-х лодках. Паромы устроены в 1867 году и пущены в ход весной 1868 года.
Для перемещающихся с берега на берег р. Клязьмы весной начинались серьезные трудности. В половодье от города до кряжа добраться можно было только на плавсредствах. От владимирской набережной и вплоть до современного поселка Коммунар плыли на плотах, причем последние метры по мели; там, где плот уже не мог пройти, люди шли пешком. Весеннее сообщение на этом участке значительно улучшилось лишь со строительством дамбы. Старая дорога от моста до коммунарского кряжа, кривая, зигзагами обходившая низины с водой, была перепроектирована и проложена почти по прямой.
«Через реки и овраги сделаны удобные мостики; через Клязьму плавучий мост (200 ар. Длины и 12 ар. Ширины), который разводится для судов, на зиму и весну разбирается; 2 каменные моста через Лыбедь, мост через Солдатский овраг и 8 деревянных мостиков. Для устранения препятствий сообщению во время разлива Клязьмы, с 1878 г. приступлено к устройству дамбы до песков. Пока ассигновано около 50 т. р.» (Субботин А.П., 1877 г.).
Вопрос об устройстве дамбы возбуждался до введения в действие земских учреждений и министерством путей сообщения утверждены планы и сметы на это сооружение 18 сентября 1859 года.
Вследствие трудности и крайнего неудобства пути по пойме реки Клязьмы уездная управа, с уполномочия уездного земского собрания, с 1869 г. изыскивала средства к устройству дамбы по пойме реки Клязьмы: приглашала жертвователей, ходатайствовала перед правительством об отпуске заимообразно на этот предмет 25 тыс. руб. Были приобретены от инженера Шестакова планы и сметы на устройство сооружения. Была избрана особая комиссия из гласных – А.А. Сахарова, А.О. Рейнвальда, И.И. Морозова, Н.Л. Философова и И.И. Снятиновского. Комиссия нашла, что вместе дугообразного направления дамбы, принятого Шестаковым, вдоль старой Муромской дороги, в то время уже уничтоженной, возможно принять прямое направление в одну линию между начальным и конечным пунктами, отчего путь значительно сократится и потребуется менее расходов на сооружение. На устройство дамбы пожертвовано земледельцами Судогодского уезда гг. Цеймерном 2000 руб., Мальцовым 5000 руб., Комисаровым 2000 руб. и Мартыновым 100 руб., всего 9100 руб. Судогодское земство постановило пожертвовать 7500 руб. В 1878 году владимирское уездное земство начало возводить дамбу длиной в 2 версты.
Это был настоящий долгострой, ассигнований на нее не хватало, и только через 20 лет основные работы были закончены. Еще 2–3 года шло ее шоссирование: покупали большой камень, разбивали его на части, мостили им поверхность насыпи. Видимо, были желающие красть эти камни, поэтому при насыпи был специальный дом сторожа. По краям насыпи устанавливали деревянные тумбы ограждения. Дамба была гораздо ниже и уже современной, но до ее вершины вода уже не доставала, хотя почти каждый год делала в конструкции дамбы значительные повреждения.
Первоначально в насыпь было врезано два моста через «потоки» Быстрый и Бакалдино (остатки проток в виде маленьких озер до сих пор видны справа и слева от дороги). В одно из весенних половодий конца XIX века льдины срезали опоры моста через Быстрый. Их восстановили, а также заменили старый накатник. На все это земство потратило около 2 тысяч рублей (лесной материал, плотничьи работы, забивка свай арестантами, железный материал, наблюдение техника). Однако через несколько лет, в 1888 году, опоры опять не выдержали напора ледохода. Тогда и было принято решение засыпать оба пролета, что и было сделано владимирским арестантским отделением.

«Во Владимире есть пристань, что впрочем, известно не всякому обывателю. Пристань эта близ ж.д. водокачки на р. Клязьме. Под ней – 2 дес. 760 саж. земли. Прежде здесь проходило по 50 и более судов, так в 1860 г. нагрузилось 15 судов с 29,5 т. п. товара на 45000 руб., разгрузилось 100 судов с 900 т. п. на 800000 руб. (больше хлеб). В последнее время с проведением ж.д. и с обмелением реки проходит не более 20-30 судов с лесом, кирпичом, посудой (из гжели). Разгружается только на десятки тысяч» (Субботин А.П., 1877 г.).




В 1898 г. открыт Владимирский отдел императорского Общества спасания на водах. В этом же году была построена спасательная станция на левом берегу р. Клязьмы недалеко от «Живого моста».
Район вблизи моста был важным местом и в культурной жизни Владимира, в первую очередь как зона отдыха. На р. Клязьме недалеко от бань благотворительными организациями был устроен платьемойный плот с наймом сторожа. Сюда на подводах из города привозили грязное белье, мытьем и полосканием которого занимались особые заведения. Содержал плоты в начале XX века предприимчивый крестьянин Василий Гусев, который одновременно арендовал купальни и клязьминскую ледокольню.
18 апреля 1912 года было принято постановление владимирской городской Думы, по которому для бедных владимирцев на Клязьме должны были устроить специальные бесплатные купальни - 2 навеса.
В районе близ «живого» наплавного моста у горожан была тогда зона отдыха. Ближе к правому берегу Клязьмы на летний период подрядчики сооружали купальни разных видов. По тому, в какой из них купался человек, можно было определить его материальный достаток.
Были купальни по умеренным ценам - отдельно общая мужская, отдельно общая женская. Были и отдельные номера для людей побогаче. Хотя купальни были тесноватыми и неудобными, народу порой набивалось столько, что купальни на 3-4 вершка (т. е. на 13-17 см.) погружались в воду, и в них затоплялся пол.
Сборкой-разборкой и починкой купален для бедных по решению от 18 апреля 1912 года обязали заниматься очередного содержателя платных купален совершенно без всякого вознаграждения из городского бюджета.
Желающие помыться за 5-10 копеек могли пойти в бани, расположенные справа от моста на левом берегу. А. Субботин в своей книге «Губернский город Владимир в 1877 году» называет их «старыми», говорит, что они тесные и грязные. В конце XIX века они перестали функционировать.
У моста можно было взять напрокат лодки и поплавать в пределах города. Владимирская молодежь очень любила прогулки по реке. Множество лодок разных видов и размеров стояло на приколе и у моста, и по обоим берегам. В начале XX века «правом исключительного содержания» проката владел Петр Пронин, за что платил в городской бюджет в год около 50 рублей. Пронин ведал всеми увеселениями на реке. Зимой, например, он устраивал здесь каток.
Помнит это место и красивый обычай, берущий свое начало, быть может, еще со времен основания Владимира. Ежегодно около 5 января на реке около Живого моста во льду вырубалась иордань. В ночь на 6 января, когда наступало Крещение, священники Успенского собора святили воду, а желающие купались. 6 января днем, после литургии из Успенского собора сюда шел крестный ход, сопровождаемый военным оркестром, после которого по плацпарадной площади церемониальным маршем проходили воинские подразделения, стоявшие в это время во Владимире.
Как любая река, Клязьма таила к себе много опасностей. Здесь у моста произошло немало несчастных случаев. Быстрое течение, глубокие ямы, отсутствие порой нужных средств спасения, людская халатность и беспечность способствовали пополнению грустных вестей с реки. Многие тонули, купаясь, падали с моста, мальчишки срывались, прыгая по льдинам в ледоход. В разлив часто переворачивались лодки, особенно, если гребцы были навеселе. Бывало, полая вода разрывала мост на части и сносила их вниз по течению вместе с людьми, а то и с гружеными телегами с лошадьми, как это случилось, например, в 1807 году с четырьмя крестьянами полковника Александра Лопухина. Их едва спасли.
От бань и с горы в Клязьму постоянно бежал сток теплой воды, от которого в зимнее время образовывалась большая промоина. В нее как-то раз в 1910 году угодил владимирский легковой извозчик № 122, который, скорее всего, плохо видел дорогу, так как дело было в 6 часов утра. Правда, все закончилось благополучно, его вытащили.
Владимирский полицмейстер не раз просил земство приобрести спасательные средства, но зачастую в нужный момент ни на мосту, ни у купальни не оказывалось ни кругов, ни пробковых шаров, ни лодки. Была, правда, на берегу спасательная станция «Красного Креста», в которой дежурил матрос.
(По статье Д. Артюха «История живого моста»//Старая столица: краеведческий альманах. Выпуск 1. Владимир, 2007.)



Объявление 1908 г.

В 1909 году Губернская управа вносила на рассмотрение очередного губернского земского собрания доклад о постройке постоянного моста через реку Клязьму у гор. Владимира, с таким заключением, что она полагала бы ассигновать Владимирскому земству из свободной наличности дорожного капитала, образовавшейся от %%по этому капиталу, на постройку моста 30000 руб., при чем отпустить их в распоряжение Владимирского земства разрешить губернской управе только по представлении уездным земством проекта и сметы одобренных главным инженером и утвержденных губернским и уездным собраниями на постройку этого моста.
Губернское земское собрание, по выслушании этого доклада, в заседании 2 декабря 1909 года постановило: согласиться с заключением доклада.
В 1910 году губернская управа вносила на рассмотрение очередного губернского земского собрания доклад по ходатайству Владимирского уездного земства о дополнительном ассигновании 12000 руб. из %% дорожного капитала на постройку моста через Клязьму, с таким заключением, что она полагала бы вопрос об отпуске Владимирскому земству на постройку моста дополнительно 12000 руб. из %% по дорожному капиталу оставить открытым.
Губернское земское собрание, по выслушании этого доклада управы и заявлении гласного А.И. Куроедова, в заседании 19 декабря 1910 года постановило: признать принципиально право за Владимирским уездным земством на получение 12000 руб. из дорожного капитала на постройку моста.
Владимирское экстренное уездное земское собрание 19 декабря 1911 года поручило управе теперь же приступить к предварительным работам по составлению проекта постоянного моста и разрешило управе на расходы по этим работам до 5000 руб. просить из губернского земства, ассигновавшего на указанный предмет 42000 руб. с тем, что, если почему-либо постройка моста осуществлена не будет, деньги эти будут возвращены губернскому земству.
Губернская управа по журналу своему от 7 января 1912 года отпустила Владимирской уездной земской управе в счет разрешенного губернским собранием кредита из %% дорожного капитала на постройку моста 1350 руб. на производство предварительных работ по составлению проекта моста. При чем добавила, что без представления уездною управою проекта и сметы на постройку этого моста, одобренных главным инженером губернского земства и утвержденных уездным и губернским собраниями, губернскою управою никаких сумм более отпущено не будет. Означенные 1350 руб. почему-либо постройка моста осуществлена не будет, должны быть возвращены губернскому земству.
Владимирская уездная земская управа вносила на рассмотрение очередного уездного земского собрания 1913 года доклад о положении дела по постройке постоянного через реку Клязьму моста и просила указания собрания по вопросу о составлении сметы и плана с чертежами на постройку моста. Земское собрание в утреннем заседании 27 сентября постановило: поручить комиссии объявить конкурс на составление сметы и проекта моста с полным расчетом, назначив премии: 1-ю 3000 руб., 2-ю 1500 руб., 3-ю 500 руб.; просить губернскую управу об отпуске 5000 руб. на расходы по составлению проекта и сметы. Уездная управа просила губернскую управу из ассигнованных губернским земством 42000 руб. на постройку постоянного моста отпустить в распоряжение управы дополнительно к отпущенным 1350 руб. еще 5000 руб. на расходы по составлению проекта и сметы на постройку моста, на тех же условиях, на которых были отпущены 1350 руб.
Но к 1914 году не был готов даже окончательный эскиз будущей постройки, хотя изыскательские работы шли полным ходом. Гласный уездного земства Владимир Тарасов ездил на Сормовский завод в Нижний Новгород договариваться о стоимости моста и об условиях его сооружения. Строительству помешала первая мировая война (1914-1918 гг.).

В летний период приходилось часто разводить и сводить мост, чтобы пропускать идущие по Клязьме суда. Перед въездом на мост с обеих сторон стояли шлагбаумы, которые почти всегда были открыты, но перед разводом работники опускали их. В районе Владимира по реке ходили, не считая лодок самых разных размеров и форм, только небольшие пароходики и барки, т. е. маленькие баржи, груженые хлебом, бочками с горючими материалами, дровами, вином. Долго не было установлено определенное время для их прохода через мост. В связи с этим было много неудобств: то суда стояли и ждали вечера, то масса народа, идущая в жаркий день из купален, «загорала» на правом берегу, около часа наблюдая, как разводят и сводят мост. В конце концов, в 1910 году было организовано совещание судовладельцев с губернским земством. На нем речники выступили с предложением уничтожить все постоянные мосты на Клязьме в пределах губернии и заменить их паромами. Земство эту идею отклонило, но обещало обеспечить судам более свободный проход через клязьминские мосты, обязав содержателей пропускать барки не только ночью, но и днем. Исключение, конечно, было сделано в силу большой загруженности, для владимирского моста, который в базарные дни могли разводить только ночью, да и в обычные дни тоже ближе к вечеру.
«3 октября 1917 г. к наплавному мосту через Клязьму подошли два парохода и потребовали развести мост. Пароходы идут из Орехово-Зуева в Муром за картошкой. Отважные путешественники сели на пароход, прицепив к нему три баржи. Уездное земство было поставлено в чрезвычайно тяжелые условия, так как разборка моста угрожала перерывом сообщения с заклязьменской стороной. Благодаря энергичным мерам, принятым управой, под наблюдением техника Ревякина, движение по мосту было быстро восстановлено…
Благополучно миновав Владимир, пароход где-то у Коврова сел на мель и в конце концов должен был вернуться. 8 октября пароход был снова во Владимире, возвращаясь с пустыми баржами. При удаче Орехово могло бы быть обеспечено картошкой» (газета «Владимирская жизнь», 1917 г.).



Мост-виадук - проезд под ж.д.

По воспоминаниям местной жительницы Е.Ф. Логачевой-Люлиной, крестьяне с наплавного моста переходили в черный мост, пугавший своей темнотой и сыростью: «Лишь вырвавшись из него мы вдыхали на городской стороне ароматные запахи близко стоявших здесь колбасных лавок ул. Муромской. Особенно кружилась голова от колбас лавки Белова, ставшего потом главным специалистом знаменитой микояновской фабрики Пищепрома в Москве».


Клязьма во время разлива под Владимиром. Около 1920 г. Фото: Воронин Николай Николаевич

Клязьма во время разлива под Владимиром. Около 1920 г. Фото: Воронин Николай Николаевич

Здесь, правее современного моста, стоял наплавной мост.

«Постоянный мост через р. Клязьму. Во вторник, 8-го февраля 1921 г., состоялось торжество открытия работ по постройке постоянного деревянного моста (около 95 саж. длиной) через реку Клязьму у гор. Владимира – ниже наплавного моста. Мост будет строиться силами 113-го Военно-Строительного Отряда.
Торжество открылось кратким обзором истории Владимирского постоянного моста, сделанным тов. Сумбатом Мкрчаном. С приветственными речами выступали представители от Губисполкома, Губкома Р.К.П., Губсовнархоза и Профсовета.
Играл оркестр духовой музыки. В 2 часа дня состоялся обед для рабочих в помещении общежития, вечером, в театр Ампир, для рабочих и гостей – концерт» («Призыв», 10 февр. 1921).
«Паром, который во время водополья был так необходим, в настоящий момент уведен в заводь на стоянку.
Долго он здесь простоит? Это известно каждому. До нового водополья. А вот что останется от него?— так это пока неизвестно. А пожалуй, можно сказать, что и ничего, т. к. сейчас верхние части и пол с него сняты и разбросаны по полю.
Гуляющая публика, идущие на пастьбу коровы, то и дело ломают ноги о «паромовские части».
Ведь это бесхозяйственность так разбрасываться. Горкоммунотдел, не пора-ли быть экономным?
Звонарь» («Призыв», 27 мая 1923).
«Катастрофа на Клязьме. За последние дни на р. Клязьме наблюдался подъем воды настолько огромный, что напором ее в льда была сорваны почти все наплавные мосты по реке, к счастью без человеческих жертв. Сорвало мост и в г. Владимире. Порыв напора льда, уже крепко сковавшего до этого мост, был так неожидан, что на оторвавшихся настилах моста остались 4 лошади и люди. Одна часть моста — с лошадьми и людьми при них была остановлена против вокзала М. Н. ж. д., а другая — с 3 пассажирами, отнесена дальше к Рахманову перевозу.
Временно на реке работает паром» («Призыв», 5 дек. 1923).
«Губорофсоветом, для постройки в городе плавательной станции, отпущена своему культотделу дотация в сумме 1122 руб. При станции будет организована школа плавания. Работы по постройке станции приближаются уже к концу» («Призыв», 15 июня 1926).
«На этих днях заканчивается постройка владимирской плавательной станции (на левом берегу Клязьмы). На станцию вход будет открыт всем бесплатно» («Призыв», 30 июня 1926).
«Постройка плавательной станции во Владимире, сооружаемой на средства культотдела губпрофсовета — уже окончена. Ha-днях станция и школа плавания при ней — будет открыта. В первую очередь в число учащихся будут приниматься физкультурники и члены профсоюзов» («Призыв», 16 июля 1926).
«В крайней тесноте приходится работать при приеме и формировании поездов на ст. Владимир. Поэтому, еще с осени прошлого года, около Клязьмы (у «Живого» моста) были начаты работы по прокладке нового запасного пути. Сейчас уже построили и проложили 3 новых пути, которые, однако, еще не функционируют.
Дело в том, что до прокладки нового пути не было произведено исследования почвы. Впоследствии же оказалось, что за небольшим верхним слоем земли идет слой ила толщиной в 4 сажени. В результате, вся постройка начала быстро оседать. С начала работ, земля осела уже на целых 2 сажени. Только за последнее время земля осела на один метр. Для подъема осевшего грунта, почти ежедневно сгружается новый балласт из песку, но это помогает плохо. Понижение почвы все продолжается» («Призыв», 27 июля 1926).

«Новый мост через Клязьму
Вместо старого наплавного моста через Клязьму, после половодья будет установлен новый плашкоутный мост. Под средней частью моста будут оставлены свободные проходы, где без труда смогут проезжать лодки» («Призыв». 1927. 16 апр.).
«Через Клязьму будет построен постоянный мост
Отсутствие постоянного моста через Клязьму приводило к тому, что ежегодно в половодье наплавной мост сносило вниз по течению. Не говоря уже о том, что восстановление моста сопряжено с порядочными расходами, отсутствие моста прерывало связь крестьянского населения с городом. От этого терпел рынок, на котором исчезали сельскохозяйственные продукты, дрова и т. д., терпело и население.
Теперь президиум губисполкома вынес постановление о необходимости постройки во Владимире постоянного моста через Клязьму. Стоимость постройки определена в 300.000 рублей. Постройка пойдет по линии губкомхоза. Причем половина всех расходов включается в городской бюджет, так как город непосредственно заинтересован в постройке постоянного моста.
Мост будет строиться два года» («Призыв». 1928. 5 авг.).
Мост через Клязьму в начале ВОВ стал приобретать стратегическое значение. По нему шли грузы на Судогду и дальше на Арзамас. Мост к этому времени имел 70% изношенности, требовал срочного ремонта. Было решено израсходовать на его ремонт средства, оставшиеся от строительства моста через Рпень, одновременно обратиться в МВО (Московский военный округ) с вопросом о необходимости строить параллельно имеющемуся второй мост.
«С 21 апреля через реку Клязьму пущен паром. Паром работает ежедневно с 7 до 19 часов. Перевозятся люди, подводы и автомашины грузоподъемностъю до 3 тонн» («Призыв», 24 апреля 1943). «Новый мост через Клязьму. Закончена постройка нового моста через реку Клязьму. С 10 мая мост открыт для движения» («Призыв» 13 мая 1943).

Илья Иванович Чернов выступил инициатором строительства железобетонного моста через Клязьму, добился положительного решения правительства по этому вопросу, десятки раз ездил по всем министерствам в поисках подрядчика, строительных материалов. Надо было где-то размещать 400 строителей. А ещё бороться с противниками строительства - нашлись люди, которые написали в ЦК партии письмо, что Владимиру нужно жильё, а не мост, по которому якобы проезжает лишь 7 автомашин в сутки. Как будто забыли, что при весеннем разливе все южные районы области были отрезаны от областного центра, и каждую весну приходилось возводить новый деревянный мост.
Начато строительство железобетонного моста через Клязьму в 1955 году и стало одной из крупнейших строек в области в то время. Ее значение было тем более высоким, что в 1958 году отмечалось 850-летие основания города Владимира по господствующей тогда исторической версии. Мост старались сдать раньше намеченного срока. Один из руководителей стройки Владимир Доброхотов увлекался фотографией, и запечатлел все основные стадии строительства.


Мост через Клязьму. Фото 1957 г.

«Мост через Клязьму. Береговые барочные пролеты моста отделены от речных массивной опорой, увенчанной по сторонам архитектурными башнями из белого тесаного камня. Башни составят единый архитектурный ансамбль с теми историческими памятниками, на фоне которых сооружается мост, а также дадут возможность зрителю отличать речные пролеты от береговых. В месте пересечения подходов моста с улицей Урицкого и улицей Калинина устраивается съезд с подходов в уровень улицы Муромский спуск.
В настоящее время строители приступили к подготовительным работам по сооружению моста. Коллектив строителей, возглавляемый тт. Ильюшенковым и Павловским, возводит жилые и подсобные помещения на правом берегу реки Клязьмы в районе поселка «Коммунар». Включившись в социалистическое соревнование, бригады строителей взяли на себя повышенные обязательства и настойчиво борются за их выполнение. Многие рабочие показывают образцы высокопроизводительного труда. Так, например, бригада плотников под руководством Василия Кифлюка выполняет план на 130-160 процентов. Молодежные бригады плотников, возглавляемые тт. Пискуновым и Исаевым, также дают до полутора норм в смену. Успешно трудится и коллектив лесозавода. Все процессы строительных работ будут предельно механизированы. При сооружении моста устанавливается кабелькран, обеспечивающий транспортировку и подъем грузов в пределах 700 метров, а также портальные краны грузоподъемностью в 25 тонн каждый. О величине кабелькрана можно судить хотя бы по тому, что левобережная опорная мачта возвысится над площадкой парка им. Пушкина на 40 метров, а низ мачты будет опираться на грунт на уровне железной дороги.
Высота подъема по лестнице составляет около 10 метров. Лестница сооружается в подпорных стенках с разделкой лицевых граней под чистую каменную кладку с рустовкой. Ограждение лестницы устраивается из железобетонной балюстрады.
Кроме того, проектом предусмотрено устройство ливневой канализации в городской черте левого берега. Первый коллектор забирает ливневые и талые воды со всех улиц, примыкающих к новой площади, и сбрасывает их в реку Лыбедь. Второй коллектор обеспечивает отвод ливневых вод с территории городского парка, с подходов моста, а также с улицы Муромский спуск и примыкающих к нему улиц. Устройство ливневой канализации значительно улучшит благоустройство и санитарное состояние улиц.
Мост через реку Клязьму начинается береговыми пролетами, перекрывающими железнодорожные пути и створ улиц Калинина и Урицкого. Береговые пролеты запроектированы из сборного железобетона с отверстиями длиной по 21 метру. На месте пересечения улицы Ерофеевский спуск с улицей имени Подбельского возникнет новая площадь с кольцевым движением автотранспорта. Выезд с новой площади на улицу Ленина расширится вдвое. Дальше трасса пересекает жилой квартал, в котором решено снести ряд жилых и торгово-производственных помещений, в том числе и здание холодильника.
На правом берегу, среди живописного соснового бора, вырастут новые корпуса жилых зданий и домов отдыха. Через мост пройдет троллейбус и соединит заречную часть города с центральной. На расчищенном месте улица III Интернационала будет ограждена красивыми подпорными стенками с устройством капитальных лестничных сходов к подходам моста. Выезд со стороны здания горисполкома на улицу Муромский спуск закроется. На его месте запланировано разбить цветники, посадить декоративные кустарники и деревья. Таким образом, с улицы III Интернационала откроется красивый вид на пойму реки Клязьмы и вновь сооруженный мост.
На этом участке трасса проходит в выемке, постепенно углубляясь до глубины в семь метров при пересечении улицы III Интернационала. Подходы моста пройдут под этой улицей. В месте пересечения будет сооружен железобетонный рамный путепровод. Здания торговых рядов и жилой дом, примыкающие к Дворцу пионеров, подлежат сноске.
От путепровода подходы к мосту проходят по оси улицы Муромский спуск, постепенно отклоняясь в сторону склонов Пушкинского парка. Сначала подходы идут в небольшой выемке с устройством по обеим сторонам подпорных стенок и затем по насыпи. Дальше они проходят через нижнюю террасу Пушкинского парка, где устраивается лестничный сход на улицу Муромский спуск.
Первый пролет моста перекрывает конус насыпи подходов. Во втором пролете будет расположена проезжая часть створа улиц Урицкого, Калинина и съезда с подходов. Третий и четвертый пролеты перекрывают железнодорожные пути.
Проект мостового перехода через Клязьму разработан проектным институтом Гипрокоммундортранс. Подходы моста берут свое начало от реки Лыбедь, проходят по Ерофеевскому спуску, пересекают улицу им. Подбельского, жилой квартал, улицу III Интернационала и выходят в створ улицы Муромский спуск. Дальше трасса моста пересекает железнодорожные пути, Клязьму и выходит на существующую насыпь Судогодского шоссе.
Проектом намечено окончить сооружение моста и подходов в октябре 1957 года. График работ очень напряженный, и строителям придется много потрудиться над его выполнением. Им предстоит выбрать для насыпи около 300.000 кубических метров грунта; уложить 33.000 квадратных метров асфальтобетонного покрытия в проезжих частях моста и подходов, около 17.000 кубических метров бетона и железобетона в монолитных конструкциях. Нужно выложить из бутового камня подпорные стенки. Будет выполнен ряд других работ по изготовлению арматурных каркасов, конструкций из прокатного металла, фонарных матч, перильных решеток и т. д.
Протяженность трассы подходов и моста превышает три километра. Ерофеевский спуск, протяженностью в 350 метров, будет капитально реконструирован. Путем подсыпки намечено расширить эту улицу до 25-30 метров со значительным смягчением продольного уклона. В настоящее время по улице разрешен односторонний проезд, после реконструкции движение станет двухсторонним.
Река Клязьма и часть поймы перекрываются восемью арочными пролетами по 52 метра каждый, которые будут сооружены из сборного железобетона. Вес отдельных сборных блоков достигает 43 тонн» (Степанов А. Мост через Клязьму. Газета «Призыв». 1955. - 15 мая.).
«… вот уже более двух месяцев (с тех пор как был разобран мост) движение через Клязьму продолжает оставаться крайне затруднительным. Работники отдела коммунального хозяйства исполкома Владимирского горсовета все еще не организовали четкую переправу через Клязьму. В результате беспечного и безответственного отношения к этому важному делу со стороны заведующего отделом городского коммунального хозяйства тов. Мурашкина сейчас движение через Клязьму автомобильного и гужевого транспорта совершенно дезорганизовано. По этой причине многие сельскохозяйственные и другие грузы потребителям вовремя не доставляются, на берегах реки ежедневно скопляется и простаивает бесполезно большое количество автомашин.
Только в течение последних десяти дней сотни автомашин простояли здесь в ожидании переправы в среднем по 6 - 8 часов. Подъездные пути к переправе не устроены. Для того, чтобы погрузить автомашину на паром, приходится затрачивать 2-3 часа.
У переправы скапливается большое количество грузов и особенно сельскохозяйственных. Так, например, 11 мая четыре автомашины, напруженные кукурузными сеялками, простояли на берегу почти целые сутки. То же самое повторилось и на следующий день» (Газета «Призыв». 1955. 20 мая).
«… Что сделано на строительстве, какие работы ведутся сейчас? - с этим вопросом наш корреспондент обратился к главному инженеру Мостопоезда № 411 Министерства транспортного строительства тов. Н. Гофмеклеру.
- Прежде всего мне хочется отмстить, - сказал тов. Гофмеклер, - что коллектив строителей моста, как и все советские люди, включился в социалистическое соревнование за достойную встречу XX съезда КПСС. Строители стремятся трудовыми делами отметить это знаменательное событие в жизни страны. На нашей строительной площадке сейчас наступили горячие и напряженные дни - мы, если так можно выразиться, вплотную приступили к основным работам. На этих днях лучшая наша бригада копровщиков, руководимая тов. Свиридовым, начала забивку двенадцатиметровых свай под правобережные устои моста. Здесь надо будет забить 156 свай, а для всего моста их требуется забить 1450 штук. Работа предстоит огромная. Но в этом деле нам помогает передовая техника, которой оснащено наше строительство. Установка тяжелых и длинных свай проводится с помощью 12-тонного передвижного деррик-крана. Забивка х в грунт ведется вибропогружателем. Это замечательное изобретение позволяет без особого труда погружать в грунт массивные железобетонные сваи. В эти дни в русле реки кончается забивка деревянного шпунта для копки котлованов под опоры моста. На опоре номер семь ведется забивка металлического шпунта.
Это, так сказать, основные работы, которые начались в нынешнем году. Кроме того, строителями проделано немало подготовительных работ, возведено значительное количество подсобных сооружений.
На правом берегу Клязьмы в районе совхоза «Коммунар» сначала вырос небольшой жилой городок мостостроителей. В нем теперь насчитывается восемь многоквартирных домов. В городке имеется магазин, столовая, выстроены овощехранилище, гараж и другие бытовые и хозяйственные помещения. Окончена постройка детских яслей, приступлено к сооружению клуба на 250 мест, а также бани. Поселок электрифицирован. После того, как были созданы жилищно-бытовые условия для людей, приступили к строительству основного объекта.
На правом берегу реки в зоне затопления отсыпается земляная площадка высотой 2-2,5 метра. На ней разместятся многочисленные склады стройматериалов и оборудования, а также различные подсобные помещения и предприятия. Здесь же построен и работает лесозавод, бетонный завод, строится склад для оборудования и мастерская деревообделочного цеха.
В нынешнем году строителям предстоит выполнить значительный объем основных работ, в частности - закончить забивку железобетонных свай, забетонировать фундаменты опор, а также тело двух опор. Чтобы максимально облегчить и механизировать работы, вдоль всего моста сооружается эстакада, на которой будут установлены портальные передвижные краны. Сборка двух таких кранов, грузоподъемностью 35 тон каждый и пролетом 35 метров, уже началась. По эстакаде будет проложен железнодорожный путь для подвозки стройматериалов и оборудования. Общая протяженность железнодорожных путей на стройплощадке составит до четырех километров.
Хочется сказать о лучших людях строительства. Это бригады копровщиков, руководимые тов. Свиридовым и Чинкиным, комсомольско-молодежная бригада плотников тов. Пискунова, бригада монтажников тов. Чаирского и женская бригада тов. Фоменко, которая пока выполняет у нас разнообразные работы. Эти люди трудятся самоотверженно, с огоньком, отлично выполняют и перевыполняют задания» («Призыв», 1956. 12 февр.).
«Успешно трудится коллектив мостопоезда, сооружающий во Владимире мост через Клязьму. Задание четырех месяцев перевыполнено. Сейчас коллектив еще более повышает темпы в труде.
Большую помощь строителям оказывает молодежь города. Перед ледоходом по инициативе комсомольских организаций города был устроен воскресник, во время которого были произведены околка льда вокруг шпунтового ограждения опор и вокруг свай эстакады, планировка откоса под устройство опоры и целый ряд других работ. Особенно хорошо потрудились учащиеся строительного и механического техникумов, школы № 6» («Призыв». 1956. 16 мая.).
«Весенний разлив реки на некоторое время приостановил строительные работы. После спада паводковых вод мостовики с новой энергией приступили к строительству моста. Сейчас на всех строительных объектах развернулось социалистическое соревнование за досрочное окончание полугодовой программы; мостостроители борются за то, чтобы завершить се за пять месяцев.
В эти дни особенно жаркая работа кипит на опоре № 12, которая будет установлена на правом берегу реки. Здесь заканчивается забивка железобетонных свай. С помощью виброукладчика уже забито 120 таких свай. При проведении этой работы пришлось столкнуться с рядом трудностей. Дело в том, что, па месте установки опоры встретился тяжелый и сложный грунт. Чтобы забить сваи на нужную глубину, строители применили подмыв сильной струей воды, давление которой достигает 6-8 атмосфер. Теперь осталось забить последний десяток свай под фундамент и можно приступать к сооружению самой опоры.
Одновременно ведется также строительство других объектов. Забиваются сваи для сооружения склада инертных материалов. Эти склады будут бункерного типа.
Первенство в соревновании строителей держит бригада плотников, руководимая тов. Пискуновым, и бригада копровщиков, возглавляемая тов. Свиридовым. За хорошую работу они занесены па городскую Доску почета» (Газета «Призыв». 1956. 25 мая.).




Теплоход «Александр Невский», курсировавший по Клязьме по маршруту Владимир – Спас-Купалище. 1959 г.

Мост через Клязьму был открыт в 1960 году и стал называется в честь 850-летия Владимира.
«По ту сторону живого моста кряхтели механическими промасленными гортанями плавучие краны, выбиравшие грунт под железобетонные тумбы будущего капитального моста.
Мост строили неимоверно долго. Клязьма успела начисто, до ракитовых кустов, смыть старым пляж, а местами обессиленно обмелеть, успел набраться ума и даже дать сто щелчков вперед иным из орлов бывший шут, когда наконец железобетонный гигант, как нельзя более вознесшийся над полинялой лентой реки, был готов служить разрастающемуся городу.
Незадолго до торжественного открытия движения по новому мосту, жизнерадостных речей, разрезания красной ленточки, в тот самый час, когда на черном воздушном шаре незаметно спустилась ночь, молодой человек в длинном болоньевом плаще перешагнул через заградительный барьер и углубился по бетонному полотну моста. Темень стояла такая, что лица невозможно было разглядеть и в двух шагах. Черная тушь ночи не касалась единственно светлых струящихся волос молодого человека, выдававших в нем альбиноса. Выйдя на середину моста, он немного помедлил, быстро, ловко перевалился через стальной парапет и повис над бездной. Плащ-болонья развивался на черном холодном, омывшем его лицо ветру, и глубокое безмолвие бездны стиснуло ему грудь. Перебирая по перилам цепкими руками, он подвигался к другому берегу, пока не услышал звончатое журчание колотящейся об опору воды... Он повисел еще, кожей чувствуя, как забирает его холодная бездна, в которой все явственней становился стремительный ход все уносящей воды» (Зрелов Л.П. Чистая даль: Рассказы о Владимире. 2002.).

«Мост через Клязьму открыт! Осенний порывистый ветер далеко вокруг разносит звуки оркестра. Они сливаются с веселым трепетом алых флагов и ярких лозунгов, с неумолчным говором сотен людей, собравшихся в минувшее воскресенье на митинг, посвященный знаменательному событию в жизни Владимира - окончанию строительства и сдаче в эксплуатацию железобетонного моста через реку Клязьму и путепровода с выходом на Ерофеевский спуск.


Председатель Владимирского горисполкома С.Ф. Дуничев перерезает ленточку через новый мост. Фото А. Сидорова

В 11 часов утра на трибуну поднимаются передовые мостостроители, представители общественности нашего города. Митинг открывает приветственной речью председатель исполкома Владимирского горсовета тов. Дуничев. Торжественно звучит мелодия гимна Советского Союза.
О радости большого успеха, об итогах вдохновенной работы мостостроителей говорят в своих выступлениях начальник мостопоезда № 411 тов. Котылев, передовой рабочий тов. Жигульский.
От имени трудящихся гор. Владимира коллектив мостостроителей приветствуют ударница коммунистического труда тов. Лебедева, секретарь горкома КПСС тов. Яковлев. Они благодарят строителей моста за самоотверженный труд.
Наступает самая торжественная минута. Громкими рукоплесканиями встречают собравшиеся рапорт начальника мостопоезда о сдаче в эксплуатацию моста. Затем председатель исполкома горсовета тов. Дуничев под восторженные возгласы присутствующих разрезает ленту, знаменуя этим торжественный момент открытия движения по мосту и путепроводу под улицей III Интернационала.
Итак, большое и радостное событие совершилось. Владимирцы получили замечательный подарок.
Кто из нас нынче не испытывает трудновыразимое словами чувство благодарности к людям, чьи воля и труд создали это сооружение. И недаром у них сейчас хорошее, по-настоящему праздничное настроение. Они вправе гордиться результатами своей нелегкой и кропотливой работы.
Скоростными темпами монтировали железобетонные конструкции моста монтажники бригад тт. Анкудинова и Чекина. Их ежедневная норма выработки никогда не была ниже 250 процентов. И это не случайно, ибо каждый монтажник высококвалифицированный рабочий, овладевший двумя, а то и тремя смежными профессиями.
Высоко несет свое звание коллектива коммунистического труда бригада арматурщиков тов. Елисеева. Это она, когда потребовалось, изготовила тысячу тонн арматуры, проявляя организованность и слаженность в работе.
Самоотверженным, вдохновенным трудом зарекомендовали себя плотники во главе с тт. Пискуновым и Кифлюком, бетонщики бригады тов. Морозовой, водители автомашин, руководимые механиком тов. Черкашиным, мостовщики тт. Иванеев, Мезеров и многие другие. Родина высоко оценила их труд. Большое число мостостроителей награждены почетными грамотами и значком «Отличник социалистического соревнования коммунального хозяйства РСФСР».
Эти простые советские люди в буднях ударной стройки ковали трудовую победу. Ныне о ней красноречиво рассказывается точным и лаконичным языком цифр и фактов. Так, например, чтобы укрепить основание опор моста, строители изготовили и забили в дно реки 1.356 железобетонных свай. Только при сооружении подъездов к мосту разработано 235 тысяч кубических метров грунта.
Красавец-мост построен добротно, на века. Его прочность испытывали десятки груженых автомобилей, медленно прошедших по асфальтированному настилу.
Но чтобы добиться такой прочности, необходимо было уложить 15 тысяч кубических метров бетона и железобетона, смонтировать 9.100 тонн металлических и железобетонных конструкций.
Об удобстве движения пешеходов и автотранспорта позаботились асфальтировщики дорожно¬-мостового треста. Они покрыли асфальтом 34 тысячи квадратных метров тротуаров, проезжей части моста и путепровода. Немало труда выпало и на долю оформителей. Они установили решетчатые перила, железобетонные фонарные столбы, которые протянулись двумя параллельными рядами от совхоза «Коммунар» до Ерофеевского спуска, одели в зеленый дерновый покров 30 тысяч квадратных метров откосов, примыкающих к путепроводу.
Но, конечно, сооружение моста было бы немыслимо без применения первоклассной советской техники. Десятки умных машин, послушных воле человека, помогали мостостроителям работать ударно, быстрыми темпами. Широко использовались портальные и автокраны, экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и т. д. В дружбе с умной машиной пройден этап большого пути, открывающего широкие горизонты голубых заречных просторов. Строители моста обогатили свой производственный опыт новыми передовыми методами труда. Творческий подход к делу рождал талантливых рационализаторов и изобретателей. По предложению рационализаторов - мостостроителей впервые в нашей стране был применен монтаж арок без промежуточных опор и подмостей. Это позволило сэкономить государству около 700 тысяч рублей.
Исполком городского Совета депутатов трудящихся постановил назвать новый мост именем 850-летия Владимира» (Газета «Призыв». 1960. 4 окт.).

1 июля 1961 года был открыт Загородный парк и до него от площади Свободы (ныне Соборной) по мосту через Клязьму пущен троллейбус №6. По мосту первоначально ходили все основные виды автотранспорта, включая грузовики, автобусы и троллейбусы, и за 40 лет эксплуатации он пришел в аварийное состояние. Ремонтные полумеры оказались недостаточными.



Речной вокзал

5 июля 2001 года датировано постановление главы администрации г. Владимира от № 163 за подписью и. о. главы администрации Александра Рыбакова «О мерах по предотвращению обрушения моста через р. Клязьма в городе Владимире». В постановлении говорилось, что «при демонтаже дефектных плит после снятия защитного и выравнивающего слоев, которые фиксировали положение плит, из-за дефектов опирания при вибрации от проезжающего транспорта возможно их обрушение. Дальнейшее движение автотранспорта по мосту не представляется возможным». С 6 июля 2001 года мост был закрыт на капитальный ремонт.
Для того чтобы легче было проезжать в район Загородного парка в объезд, отремонтировали дорогу в юго-западной промышленной зоне (в так называемой «яме»). Параллельно с закрытым главным мостом был временно проложен военный понтонный мост с большими ограничениями на тоннаж транспорта.
Капитальный ремонт вел Чебоксарский мостоотряд. Жители города без главного моста терпели огромные неудобства.
3 июля 2003 года была временно закрыта и временная перереправа через Клязьму во время капитального ремонта главного моста. В связи с тем, что непрекращающиеся дожди размыли берег у временной переправы, она была почти на день закрыта для проведения ремонтных работ. Пассажиров довозили до переправы на автобусах, затем они переходили реку по пешеходному переходу, а на противоположном берегу люди вновь садились на автобусы.
24 октября 2003 год обновленный мост через Клязьму был торжественно открыт. По нему перестали ходить тяжелые грузовики и троллейбусы. В результате прекратил свое существование самый короткий маршрут троллейбуса во Владимире - №6.


Мост им. 850-летия Владимира. Фото 2016 г.


Мкр. Коммунар. Вид с Парка Пушкина.

Набережная

Впервые о благоустройстве берегов Клязьмы заговорили в 2013 году. С одной стороны планировалось сделать гидропарк и городской пляж, с другой – набережную. Из всего этого появился только пляж. А ведь на разработку проекта пешеходки вдоль Клязьмы горсовет три года назад выделил 6 млн рублей. Тогда действующий глава города Сергей Сахаров заявил, что о набережной владимирцы «мечтали не одну сотню лет».
Документы и красивые картинки, как сообщала глава региона, готовили питерские архитекторы. В конце 2014-го мэрия утвердила «План инвестиционного развития муниципального образования город Владимир до 2020 года», в котором стоимость возведения набережной протяженностью полтора километра (с устройством транспортно-пешеходных связей и комплекса элементов обслуживания) оценили в 19,6 млн рублей, причем стройку должны были начать в прошлом году. Однако работы не стартовали ни в прошлом, ни в этом году: в 2016-м прибрежную пешеходку и вовсе не включили в адресную инвестиционную программу.

Работы вновь отложили – на последующие три года. В новом социально-экономическом прогнозе возведение набережной разделили на три этапа, а ее длину увеличили на полкилометра – до 1985 метров. Чтобы было понятно – это расстояние от Золотых ворот до Андриановского сквера и стадиона «Лыбедь».
Набережная начнется примерно от улицы Николо-Галейская (как раз на уровне Золотых ворот и Патриаршего сада) и продлится до Рабочего спуска (выход на Вокзальную улицу и к Андриановскому скверу).
Владимирский уезд с 1778 г.
Владимир в XVI-XVIII веках
Губернский город Владимир в 1877 году
Судостроение Владимиро-Суздальского княжества
Рыбная ловля в Клязьме, называемая Громом

Категория: Владимир | Добавил: Николай (09.07.2016)
Просмотров: 8303 | Теги: Владимир | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru