Главная
Регистрация
Вход
Четверг
25.04.2024
14:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [135]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Чернов Илья Иванович

Илья Иванович Чернов

Чернов Илья Иванович (1904 - 1999) - директор крупнейших заводов города Владимира: «Автоприбора», ВТЗ и «Электроприбора», председатель городского исполнительного комитета (1953—1957), дважды депутат Верховного Совета РСФСР.


Илья Иванович Чернов

Илья Иванович Чернов родился он 18(31) июля 1904 года в деревне Чабышево Меленковского уезда в крестьянской семье. Ему было всего семь лет, когда умерла мать. Отец остался с тремя малолетними детьми. С детских лет Илье довелось и пахать, и боронить, и сеять, выполнять другие работы по хозяйству. В 15 лет, после окончания сельской школы, он стал учеником слесаря паровозоремонтных мастерских в Муроме.
В 1923 году переехал в Москву, где в это время жил старший брат, стал работать слесарем на Первой ситценабивной фабрике. Там вступил в комсомол, ведет активную работу среди молодежи. Молодой рабочий вскоре завоевывает всеобщее уважение и доверие фабричного коллектива, его избирают депутатом Замоскворецкого районного Совета депутатов трудящихся. В 1925 году партийная организация фабрики принял Илью Ивановича Чернова в ряды большевистской партии.
В 1925 году И. Чернова перевели на завод имени Калинина, где стал работать токарем. Работая токарем, Чернов одновременно возглавляет заводскую комсомольскую организацию, является членом партийного бюро.
В 1926-28 годах служил в Красной армии в авиационной школе в Липецке, освоил специальность моториста. И в рядах Красной Армии Илья Иванович не прекращает активную общественную деятельность. Партийная организация воинской части посылает Илью Ивановича Чернова делегатом на партийную конференцию Московского военного округа.
Демобилизовавшись из рядов Красной Армии, Чернов поступает работать шлифовщиком-инструментальщиком на 2-й Государственный подшипниковый завод. Здесь он сразу же включается в общественную и партийную работу. С неутомимой настойчивостью продолжает свою теоретическую подготовку, обучаясь на подготовительном факультете Горной Академии. Был членом партбюро завода.
В 1931 году Чернов был направлен на Горьковский автозавод имени Молотова, где также начал трудиться инструментальщиком 6 разряда.
В 1933 году И.И. Чернов был комиссаром знаменитого автопробега Москва-Каракумы.
После окончания школы мастеров, в 1934 году он был выдвинут на должность мастера отделения, а после окончания Промышленной академии, в 1937 году стал начальником инструментально-штампового производства.
В эти годы ему частенько приходилось приезжать во Владимир на завод «Автоприбор», на котором изготавливались приборы для выпускавшихся на Горьковском автозаводе автомобилей. Не думал он тогда, что вскоре станет директором этого завода. В середине тридцатых годов Чернов побывал в командировках в Англии, Чехословакии, Германии, где заказывалось оборудование для ГАЗа.
Переломным в судьбе И.И. Чернова мог стать 1934 год. В этом году он был избран от Горьковской области делегатом знаменитого, так называемого «расстрельного», ХѴIІ съезда ВКП(б). И он чуть не попал под жернова репрессий. В 1937 году Чернова объявили «врагом народа», так как соседи написали на него донос, обвинили в связях с репрессированными. Узнав об этом, Илья Иванович сам написал заявление, чтобы его арестовали и разобрались в деле. Обвинение было снято. В этом же году секретарь Горьковского городского комитета ВКП(б) Юрий Каганович (брат Лазаря Кагановича) потребовал, чтобы Чернов оставил завод и срочно выехал в Муром на должность секретаря горкома партии, а когда Илья Иванович отказался, пригрозил разобраться с ним. К счастью, через несколько дней Каганович был освобождён от должности и отправлен торгпредом в Монголию.
Осенью 1938 года Илья Иванович Чернов был командирован на учебу в Промышленную академию им. Кагановича.
Деловые качества и организаторские способности Ильи Ивановича были замечены руководством отрасли, и в 1938 году он был назначен директором Завода автотракторного инструмента в городе Павлово-на-Оке. Завод выполнял план всего на 40 процентов, его прежнее руководство было арестовано, на предприятии работала следственная бригада. Новому директору удалось наладить производство, укрепить дисциплину. С началом Великой Отечественной войны завод перешёл на выпуск оборонной продукции, выпускал снаряды. Резко возросла ответственность его руководителя за безусловное выполнение военных заказов. Предприятие оказалось в трудном положении, почти прекратилось его продовольственное снабжение, рабочие голодали. Ни письма, ни звонки руководству не помогали. Чернов решился на отчаянный шаг - самому ехать в Москву с требованием организовать на заводе отдел рабочего снабжения, чтобы рабочие могли получать продукты по карточкам. Там были поражены – за самовольное, без вызова, оставление производства и выезд в столицу по законам военного времени полагался расстрел. Но вопрос был решён, на завод прибыл вагон продовольствия. Авторитет директора ещё более вырос.

С 1943 года жизнь Ильи Ивановича Чернова неразрывно связана с Владимиром. В марте 1943 года он был назначен директором завода "Автоприбор". Его бывший директор Я.И. Эпштейн, назначенный руководить строившимся во Владимире тракторным заводом, в доверительной беседе сказал Чернову, что он идёт на тракторный зарабатывать награды, а на «Автоприборе» добиться успехов невозможно. Однако уже в 1943 году за успехи в выполнении заданий по выпуску оборонной продукции «Автоприбору» было вручено переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. В следующем году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а его директор был удостоен ордена Ленина. И в мирные дни предприятие было одним из лучших в городе. В первые послевоенные годы по инициативе Чернова началась реконструкция завода: механизирована ручная сборка приборов, появились конвейеры, создано инструментально-штамповочное производство. Завод «Автоприбор» превратился в ведущего поставщика приборов для автотракторной промышленности.
И.И. Чернов не терпел недисциплинированности, был требовательным, порой и жёстким руководителем, но в то же время внимательным к нуждам рабочих. Так, в 1943 году директор заметил, что работавший на заводе подросток, сирота Зайцев, очень плохо одет. Вскоре этого мальчишку пригласили в кабинет директора, где Чернов отдал ему своё пальто. Именно к директору «Автоприбора» обратился за помощью молодой парень Роберт Магазин, которого из-за социального положения отца (был раскулачен, так как владел мельницей близ села Ставрово) нигде не принимали на работу. Илья Иванович устроил его на завод, определил к лучшему мастеру, заботился о продолжении образования молодого рабочего. Школа Чернова чувствовалась, когда впоследствии Роберт Карлович Магазин находился во главе исполнительной власти во Владимире.

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ
общего собрания рабочих, служащих, инженерно-технических работников фабрики «Организованный Труд»
Общее собрание рабочих, инженеров, техников, служащих фабрики «Организованный труд», обсудив вопрос о выдвижении кандидата в депутаты Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по Владимирскому избирательному округу № 209, постановляет:
1. На основании ст. ст. 49, 50 «Положения о выборах в Верховный Совет РСФСР» выдвинуть кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР по Владимирскому избирательному округу от коллектива ф-ки «Оргтруд» тов. Чернова Илью Ивановича, 1904 года рождения, директора завода «Автоприбор», члена ВКП(б), проживающего в г. Владимире.
2. Просить тов. Чернова Илью Ивановича дать свое согласие баллотироваться в депутаты Верховного Совета РСФСР по Владимирскому избирательному округу.
3. Просить Окружную избирательную комиссию зарегистрировать тов. Чернова Илью Ивановича кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР по Владимирскому избирательному округу.
***
Выдвинутый по нашему Владимирскому избирательному округу кандидатом в депутаты тов. Чернов Илья Иванович, директор завода «Автоприбор» во Владимире, принадлежит к той категории советских людей, которые честным, самоотверженным трудом, достигли славы, в совершенстве изучив особенности нашего отечественного автоприборостроения.
Тов. Чернов очень много сделал по улучшению работы завода. Завод ежемесячно перевыполняет производственную программу. Во Всесоюзном социалистическом соревновании предприятию неоднократно присуждались почетные места и переходящее красное знамя Государственного Комитета Обороны. За успешное выполнение заказов фронта коллектив завода награжден орденом Трудового Красного знамени.
Чутко, с большим вниманием Илья Иванович Чернов относится к нуждам и запросам коллектива и заслуженно пользуется уважением среди трудящихся. Он избран членом партийного комитета завода, районного, городского, областного комитетов ВКП(б).
За беззаветное служение любимой Родине Илья Иванович Чернов награжден орденом Ленина, орденом «Знак почета» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.».
3 января 1947 года на предвыборном собрании коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих Владимирского завода «Автоприбор» выдвинул Илью Ивановича Чернова кандидатов в депутаты Верховного Совета РСФСР по Владимирскому избирательному округу. Он уверен, что Илья Иванович Чернов будет достойным кандидатом в Верховный Совет Российской Федерации» («ВК», 19 января 1947).
9 февраля 1947 года Чернов был избран депутатом Верховного Совета РСФСР.
«С большим подъемом и воодушевлением прошло многолюдное собрание на фабрике «Организованные труд», посвященное выдвижению кандидатов в депутаты Верховного Совета РСФСР.
Под бурные аплодисменты избирается почетные президиум в составе Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с товарищем Сталиным.
Первое слово предоставляется начальнику третьего ткацкого цеха Ивану Васильевичу Осипову.
— Советский народ, — говорит он, — готовится к выборам с огромным трудовым подъемом. За все наши великие победы мы обязаны нашему дорогому вождю и учителю, знаменосцу мира во всем мире товарищу Сталину. Я предлагаю нашим первым кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР выдвинуть великого Сталина. Вношу также предложение выдвинуть кандидатами в депутаты верных соратников товарища Сталина — Лаврентия Павловича Берия и Андрея Андреевича Андреева.
Затем выступает председатель фабричного комитета Евдокия Ивановна Лещина.
— С радостью и гордостью поддерживаю я кандидатуры в Иосифа Виссарионовича Сталина, Лаврентия Павловича Берия и Андрея Андреевича Андреева. Со своей стороны предлагаю поддержать кандидатуру Ильи Ивановича Чернова — директора Владимирского завода «Автоприбор», выдвинутого коллективом рабочих, инженерно-технических работников и служащих тракторного завода имени А.А. Жданова.
С горячими речами выступили также ткачихи-стахановки Зинаида Сергеевна Викторова, Наталья Владимировна Зайцева.
Коллектив текстильщиков единодушно поддержал предложение тракторостроителей» («ВК», 14 января 1951).
«ВЛАДИМИР. В торжественной с обстановке в помещения Педагогического института состоялось заседание окружной избирательной комиссии по выборам депутата в Верховный Совет РСФСР по Владимирскому округу № 216.
На заседании присутствуют представители партийных и комсомольских организаций, представители ордена Трудового Красного Знамени завода «Автоприбор», ВТЗ им. А.А. Жданова, Суздальской МТС, которые назвали своим кандидатом в депутаты Российской Федерации директора завода «Автоприбор» тов. И.И. Чернова.
Председатель комиссии тов. П.В. Лаврентьев знакомит собравшихся с протоколами многолюдных общих собраний рабочих, инженерно-технических работников и служащих завода «Автоприбор», Тракторного завода им. А.А. Жданова, паровозного депо станции Владимир, механизаторов Суздальской МТС и колхозников сельхозартели «Знамя Октября», Владимирского района. Он сообщает также, что Илья Иванович Чернов дал свое согласие баллотироваться в депутаты Верховного Совета РСФСР по Владимирскому избирательному округу № 216.
Слово предоставляется начальнику отделения цеха №15 г завода «Автоприбор» тов. Н.В. Никитину. Он характеризует тов. Чернова как верного сына Родины, прошедшего путь от рабочего до директора крупного предприятия, как чуткого и отзывчивого товарища и просит окружную комиссию зарегистрировать И.И. Чернова кандидатом в депутаты для баллотировки по Владимирскому избирательному округу.
От коммунистической организации города Владимира выступил тов. Д.И. Дементьев. Он выразил уверенность в том, что тов. Чернов будет достойным депутатом Верховного Совета РСФСР» («ВК», 21 января 1951).
«Он оправдает наше доверие
Рабочие, инженеры, техники служащие ордена Трудового Красного Знамени завода «Автоприбор», Владимирского тракторного завода имени А.А. Жданова, паровозного депо станции Владимир, коллектив Суздальской МТС и колхозники сельхозартели «Знамя Октября», владимирского района, выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР Илью Ивановича Чернова — директора завода «Автоприбор».
Окружное предвыборное совещание представителей трудящихся единодушно поддержало кандидатуру тов. Чернова.
Илья Иванович Чернов — верный сын Родины. Он прошел славный путь от рабочего до директора крупнейшего завода. Под руководством тов. Чернова наш завод из месяца в месяц повышает производительность труда, досрочно выполняет задания. Автомобильные приборы, которые выпускает завод, по своему качеству превосходят приборы всех заграничных марок.
Заслуга тов. Чернова высоко оценены советским правительством. Илья Иванович награжден орденом Ленина, орденом Знак почета, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Являясь депутатом Верховного Совета РСФСР, тов. Чернов уделяет своим депутатским обязанностям большое внимание. Тысячи человек прошли через приемную депутата. Илья Иванович внимательно выслушивает каждого посетителя, дает советы, принимает меры к удовлетворению возросших запросов трудящихся. Он аккуратно отвечает на многочисленные письма избирателей.
Заботы депутата Ильи Ивановича Чернова направлены на пользу народа, на благо нашей любимой Родины.
Илья Иванович Чернов и впредь с честью оправдает доверие народа. Мы призываем всех избирателей Владимирского избирательного округа отдать свои голоса за верного сына Родины, воспитанника коммунистической партии тов. Чернова Илью Ивановича.
Рабочие завода «Автоприбор» Е. Смирнов, С. Слепнев, Н. Давыдова, А. Ефимов, К. Малышев» («ВК», 1 февраля 1951).
Он также является членом Владимирского обкома и горкома ВКП(б) и депутатом городского Совета. Чернов, будучи депутатом, чутко и внимательно относится к запросам избирателей. Как член Правительства, оказывает большую помощь городу в разрешении коренных вопросов работы промышленности и благоустройства областного центра.
«Чуткий руководитель
Мне хочется рассказать о нашем кандидате в депутаты Верховного Совета РСФСР тов. Чернове. Я познакомился с ним в годы Отечественной войны, когда был демобилизован из Советской Армии по ранению и поступил на завод.
Чуткий руководитель, тов. Чернов заметил меня, побеседовал в чем я нуждаюсь, оказал содействие в получении материальной помощи.
Илья Иванович хорошо знает каждого рабочего завода. Под его руководством коллектив автоприборовцев досрочно выполнил пятилетний план.
В день выборов я отдам свой голос за Илью Ивановича Чернова — кандидата сталинского блока коммунистов и беспартийных.
П. МЕЛЬНИКОВ, бригадир завода «Автоприбор» («ВК», 1 февраля 1951).
Вскоре после смерти Сталина Чернова вызвал первый секретарь обкома партии А.Н. Кидин и предложил ему возглавить Владимирский городской исполнительный комитет. Молодой областной центр рос, а его руководители менялись один за другим, не решая многие проблемы в городе, не занимаясь перспективами его развития. С 1953 по 1957 год И.И. Чернов трудился председателем Владимирского горисполкома. За эти четыре года он сумел сделать много крайне необходимого и полезного для города и его жителей.
Вот с чего началась работа нового главы города. В конце второго дня пребывания на этом посту Чернову сообщили, что на городском кладбище после прокладки канализации остались траншеи, валяются кости, остатки гробов. Он тут же собрал сотрудников всех отделов исполкома, за одну ночь всё убрали и закопали траншеи. А наутро Илья Иванович проверил состояние могил братьев Столетовых, распорядился отремонтировать крест на могиле Н.Г. Столетова, зашёл в кладбищенскую церковь, договорился с её священником, чтобы тот присматривал за состоянием захоронений.


Илья Иванович Чернов

Именно И.И. Чернов выступил инициатором строительства железобетонного моста через Клязьму, добился положительного решения правительства по этому вопросу, десятки раз ездил по всем министерствам в поисках подрядчика, строительных материалов. Надо было где-то размещать 400 строителей. А ещё бороться с противниками строительства - нашлись люди, которые написали в ЦК партии письмо, что Владимиру нужно жильё, а не мост, по которому якобы проезжает лишь 7 автомашин в сутки. Как будто забыли, что при весеннем разливе все южные районы области были отрезаны от областного центра, и каждую весну приходилось возводить новый деревянный мост.
Во многом заслуга Ильи Ивановича и в том, что во Владимире появился троллейбус. После войны в Москве снимался кольцевой трамвайный маршрут. Всё старое изношенное оборудование и вагоны планировалось отправить во Владимир. Представьте себе, что сейчас бы по узким владимирским улицам с крутыми спусками и подъёмами громыхал трамвай! Илья Иванович, используя свой статус депутата Верховного Совета РСФСР, сумел добиться правительственного решения о строительстве в городе троллейбусных линий. 14 декабря 1949 года проект троллейбусного движения был утверждён Министерством коммунального хозяйства. Приходилось прилагать много усилий, чтобы достать релейный провод, забракованные стволы артиллерийских орудий для опорных мачт, оборудование, материалы. 7 ноября 1952 года во Владимире началось троллейбусное движение.


Встреча директора завода «Автоприбор» Чернова И.И. и главного инженера завода Тюкова П.Н. с пионерами г. Владимира. 1950-1952 гг.

При активном участии И.И. Чернова были приняты постановления правительства о газификации Владимира природным газом, о праздновании 850-летия города, в связи с чем город получил солидную финансовую помощь. В период его руководства городом стала застраиваться улица Мира, правда досталось ему от тогдашнего первого секретаря обкома партии за то, что улица сделана, по мнению секретаря, слишком широкой, с «ненужной» зелёной разделительной полосой. Новый аптечный склад в районе Ямской улицы, создание телевизионного ретрансляционного центра, закладка парка им. 850-летия Владимира - также во многом результат деятельности Ильи Ивановича. Значительная работа была сделана по благоустройству города, наведению чистоты на улицах. Был у Чернова обычай утром объезжать город, проверять работу дворников. Многих из них председатель горисполкома знал лично, а его худощавая фигура в скромном костюме, в непременной кепке была знакома большинству горожан.
Старожилы города хорошо помнят, каким по-настоящему значительным событием для жителей стало празднование 850-летия Владимира в 1958 году. В разработке программы юбилейных мероприятий Чернов также принимал активное участие. Он предложил использовать некоторые наработки комиссии по празднованию 800-летия Москвы. А когда у города не хватило денег, чтобы заплатить за установленный на площади у ДК ВТЗ памятник Ленину, Чернов, в то время директор Владимирского тракторного завода, взял его на баланс предприятия.
Илья Иванович оказался единственным из руководства области, кто предпринял попытку помочь только что освобождённым из владимирской тюрьмы бывшим министрам довоенных Латвии, Литвы и Эстонии и их семьям, оставшимся без документов и средств к существованию.
В 1957-59 годах И.И. Чернов был директором Владимирского тракторного завода. Именно в эти годы на заводе началось массовое производство тракторов Т-28. Эта модель была удостоена Большой золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Было освоено производство двигателей Д-30 с воздушным охлаждением. По инициативе Чернова была построена плотина на Содышке, решившая проблемы водоснабжения завода, да и горожане получили новую зону отдыха у возникшего водоёма, хотя против этого строительства выступали и местный Совнархоз, и большинство руководителей завода. Заботился Чернов и о благоустройстве посёлка тракторостроителей.

В декабре 1959 года решением владимирского Совета народного хозяйства Чернов был направлен руководить созданным в 1955 году на базе филиала «Автоприбора» заводом «Электроприбор», где также было немало сложностей.
На заводском собрании актива во время представления коллективу директора Чернов произнес “тронную речь”, в которой пообещал под аплодисменты собравшихся побороть разброд в коллективе, прекратить свару между “чубовцами” и “кобинцами“ и в кратчайшие сроки добиться успехов в соревновании с другими заводами. Аплодисменты и оптимистичные ожидания бывших автоприборовцев были оправданы биографией Чернова.
Хороший организатор, трудолюбивый, требовательный, жёсткий администратор, обладавший незаурядным чувством юмора, Илья Иванович активно взялся за наведение порядка и дисциплины на заводе. Это был типичный “красный директор”, выросший как руководитель в жестокие 20-е-30-е годы, чьим жизненным кредо было: «План производства - закон жизни завода». В момент назначения ему исполнилось 57 лет, но был он отменного здоровья, физически крепок и дожил потом до 95 лет.
Жил Илья Иванович рядом с заводом на Всполье и на завод приходил раньше всех, как правило, до 6 утра. Он обходил территорию завода, цеха, зорким хозяйским оком подмечал непорядки, проверял выполнение вчерашних заданий. К моменту появления на работе большинства руководителей он уже владел полной информацией, обмануть его было невозможно. С теми, кто пытался это сделать, разговор был короток. Не терпел он недисциплинированности, неисполнительности и не любил, чтобы ему перечили. Попытался было проявить “самостийность” начальник ОКБ Саломатин В.И., заявив на одном из первых совещаний, что ОКБ подчинено Совнархозу, даже расчётный счет имеет самостоятельный. Илья Иванович спокойно заметил: “У меня все детские учреждения имеют свой расчётный счет: детсады, пионерлагерь, ОКБ”, и в течение двух месяцев подписал в Совнархозе приказ о переподчинении ОКБ директору завода “Электроприбор”.
Дела на заводе стали поправляться. Уже по итогам первого квартала 1960 года завод получил второе классное место в соревновании предприятий Совнархоза, а за 2-ой и 3-й квартал - первые места.
При нём завод приступил к освоению новых перспективных разработок гражданского и военного назначения. Конечно, были в работе Ильи Ивановича и упущения. В частности, допущены были ошибки в подборе и расстановке руководящих кадров на заводе, что сказывалось на результатах работы предприятия.
За 4-й квартал 1960 года завод получил 2-е классное место в соревновании по Совнархозу и это был последний на несколько лет вперед внешний успех. Вместо целенаправленной работы по расшивке узких мест (а их было много), методичного освоения новых изделий и технологий, Чернов сосредоточил все усилия на постоянной смене руководящих кадров. Не было цеха или отдела, в которых не сменился бы руководитель. Начальники цехов снимались и вновь назначались. В отдельных цехах за 1,5 года руководители менялись по 4-5 раз. Ясно, что неуверенность в завтрашнем дне только понижала ответственность. Подчас снятия с работы были откровенно необоснованны, надуманны, производились по капризу директора.
Вспоминает Алексеев М.И.:
“Работал я зам. начальника ОТиЗа. Однажды утром начальник мой Марценко Л.Г. не вышел на работу, как потом оказалось по болезни. Накануне вечером он был на совещании у Чернова по переводу участка сварки корпусов из цеха №6 в цех №2. В 10 утра взвинченный Илья Иванович собрал у себя совещание с проверкой выполнения. Я встал и сказал, что не в курсе дела, начальника отдела нет, задач никто не ставил. Чернов закричал: “Не в курсе? Задач не ставил? Вон из кабинета! Я вас снимаю с работы!”.
Я вышел. Не успел дойти до рабочего места, меня догоняют работницы канцелярии с приказом о снятии меня с работы и увольнении. А был конец месяца, наряды надо подписывать цехам, Марценко нет и меня освободили, нервотрепки всем добавилось. Утром привёл я в порядок свой стол, собираюсь в отдел кадров. Вышел в коридор покурить. Идёт Чернов, поздоровался, спросил, как дела. Я ответил, что увольняюсь. “Не торопись, говорит, зайди ко мне часов в 10”. Зашел в 10-00 в приемную. Ждать пришлось минут сорок. Вошел я к нему, сами знаете в каком настроении. Посадил меня Чернов, встал передо мной коленкой на стул и говорит: “Погорячился я вчера. Извини. Приказ я вчерашний отменяю, а начальника твоего я снимаю. С сегодняшнего дня ты ОТиЗом командуешь”.
Почти или примерно так снимались и назначались другие начальники. Ломались через коленку людские судьбы, страдали коллективы и в конечном счете завод. Передового мастера, руководителя первого на заводе участка коммунистического труда, миловидную женщину, Марию Павловну Дольникову, назначил начальником сложного сборочного цеха, с иронией заявил: “ Пусть она там мужикам кое-что крутит”. Мужики это и восприняли соответственно. Все сделали, чтобы “ помочь” Марии Павловне. Через три месяца снял её с работы под улюлюканье сильного пола. Самого талантливого конструктора, зам. начальника ОКБ Чернышова И.Н. назначил ответственным за 907 комплекс, но все время грозил направить мастером в цех №7. Нрав свой Чернов показывал ежечасно.
Вспоминает ветеран завода Суромкин Д.М., работавший в ту пору технологом сборочного цеха:
“Нужно было срочно сделать фидера для 907 комплекса. Сделали, но при проверке они оказались коротки - ошиблись конструктора. Утром рано пришел я в цех, идет Илья Иванович. Увидел меня и спросил: “Фидера сданы?” Я ответил, что нет. Взял Чернов стул за спинку, со всего размаха разбил его об пол и ушел из цеха”.
Об одном интересном свойстве Чернова рассказывает Говердовский Ю.А.: «Илья Иванович мог нормально, даже дружески разговаривать, шутить, вдруг в какое-то мгновение улыбка переходила в оскал, на тебя уже смотрели холодные, даже ледяные жестокие глаза. Это неожиданное превращение сбивало с толку и возникало взаимное отчуждение».
Авторитет Чернова падал катастрофически. К сожалению, секретарь парткома Волков Е.С. подыгрывал кадровой чехарде, подталкивал директора на эксперименты с людьми (тому есть свидетели), беспринципно вёл себя и помощник директора по кадрам Комолов А.И.
Летом 1961 года в Совнархозе и Обкоме созрело окончательное мнение об освобождении Чернова. Власти в это время были напуганы муромскими и александровскими событиями. Время “красных” директоров уходило в прошлое, особенно на таких интеллектуальных, наукоёмких производствах, каким стал “Электроприбор”. В начале сентября вышел приказ по Владимирскому Совнархозу об освобождении Чернова И.И. от должности директора в связи с уходом на пенсию и назначении директором завода “Электроприбор” Черемных Леонида Филипповича.

Проработав много лет на руководящих должностях, Чернов не нажил материального богатства, жил с дочерью в небольшой скромно обставленной квартире. Находясь на пенсии, Илья Иванович занимался общественной работой, живо интересовался всеми проблемами развития города Владимира. Даже в 94 года, незадолго до смерти, он сетовал, что, решая задачи сегодняшнего дня, городские власти мало занимаются вопросами перспективного развития областного центра.
Умер Илья Иванович Чернов 11 мая 1999 года и похоронен на кладбище Высоково.

Источник:
Н.А. Морозов. ДИРЕКТОР ЧЕТЫРЁХ ЗАВОДОВ. Памяти Ильи Ивановича Чернова
Владимирская энциклопедия
Переход на послевоенный уклад жизни во Владимире и области
Владимир и владимирцы в 1950-1975 годах в дневниках З.Д. Федоровской
Праздничные демонстрации трудящихся во Владимирской области 1 мая 1970 года
22 апреля 1970 года во Владимире прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
Первый областной фестиваль музыкального фольклора в 1970 году
Во Владимире (август 1950 г. - октябрь 1987)
Город Владимир в 1970-е годы

Категория: Владимир | Добавил: Николай (19.10.2020)
Просмотров: 872 | Теги: Промышленность, Владимир | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru