Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.11.2024
17:44
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимирская губерния

Владимирский Губернский Совет Народного Хозяйства (ГСНХ)

Владимирский Губернский Совет Народного Хозяйства (губсовнархоз, ГСНХ)

5 декабря 1917 года опубликовано положение о Высшем Совете Народного Хозяйства — органе, регулирующем всю экономическую жизнь страны, согласующем и объединяющем деятельность центральных и местных регулирующих учреждений и соответствующую деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса и 3 января 1918 г., в целях организации и регулирования экономической жизни на местах в соответствии с общегосударственными и местными интересами, издан декрет об организации Областных и местных Советов Народного Хозяйства, действующих под руководством Высшего Совета Народного Хозяйства.
В целях проведения в жизнь положений этих декретов долженствующих в корне реорганизовать весь экономический строй страны по инициативе губернского комиссара труда, 5 февраля 1918 г. был созван Владимирский губернский экономический съезд, на котором было принято постановление об организации Владимирского Губсовнархоза и с этой целью выделено временное организационное бюро в числе 8 членов из состава представителей рабочих организаций, которому и было поручено произвести всю подготовительную организационную работу в месячный срок, по истечении которого созвать вновь губернский экономический съезд для избрания постоянного состава Губсовнархоза.
19 февраля 1918 г. создан Владимирский губернский Совет народного хозяйства.


Улица Никитская, д. 5. Губсовнархоз. «Дом Союзов»

Нелегкая задача выпала на долю избранного бюро, ему предстояло в короткий срок выполнить всю подготовительную организационную работу, но никаких определенных инструкций дано не было, да кроме того и получить точные указания и разъяснения было негде, так как и в центре организация Высшего Совета Народного Хозяйства только что намечалась, сколько-нибудь точных статистических материалов в разработанном виде, которыми возможно было бы воспользоваться при организационной работе не существовало, прочих экономических организаций, на содействие которых на местах могло бы рассчитывать бюро в губернии также почти не было, да, кроме того, и самое положение о Советах Народного Хозяйства в том виде, в каком оно изложено в декрете, является настолько схематичным, что в него можно влить любое содержание.
Вследствие такого положения дела бюро рисковало в своей деятельности принять слишком узкое одностороннее направление, или же, задавшись целью исчерпать все, не выполнить в должной мере ничего.
С другой стороны полное отсутствие денежных средств грозило парализовать всякую деятельность, денег не было, не было и финансирующего органа, если не считать Губернского Исполнительного Комитета, отпустившего ссуду в размере 1000 руб., едва достаточную на покрытие текущих канцелярских расходов; созванное для обсуждения вопроса о возникшем затруднительном положении особое междуведомственное совещание высказалось за необходимость отправить особую делегацию в центр, который в то время был еще в Петрограде, для детального выяснения организационных вопросов и исходатайствования денежных средств; согласно этому решению совещания в центр была отправлена делегация в составе Ларионова и Барсукова, которой и было поручено возбудить в Высшем Совнархозе ходатайство об отпуске необходимых денежных средств, но делегация принуждена была вернуться ни с чем, так как в этот момент началось перемещение центральных учреждений из Петрограда в Москву.
По возвращении делегации вновь было созвано междуведомственное совещание, на котором бюро, указав на сложившееся безвыходное положение, настаивало на немедленном созыве губернского экономического съезда с тем, чтобы доложить последнему о невозможности работать при такой обстановке или же на освобождении бюро от возложенной на него задачи властью Губернского Исполнительного Комитета, но ни то, ни другое решение не было принято совещанием и временный состав Губернского Совета остался в прежнем трагическом положении в сознании полной невозможности выполнения поставленной ему огромной важности задачи.
Окончание срока подготовительной работы бюро совпало, как раз со временем созыва Губернского Съезда Советов, который 9-го марта 1918 г. принял постановление об упразднении губернского земства и ликвидации его исполнительного органа Владимирской губернской земской управы. Губернский Исполнительный Комитет, обсудив вопрос о формах ликвидации, счел необходимым поручить это дело особой комиссии, в состав которой и вошло временное организационное бюро, принявшее в свое ведение хозяйство губернского земства 25 марта 1918 г. по ликвидации губернской земской управы.
Выбранный состав губернской управы прекратил свою деятельность, но служащие управы остались на своих местах, согласившись работать под руководством представителей Советской власти. От сдачи дел состав управы отказался, заявив, что управа не может сдать дела без санкции губернского земского собрания и согласившись лишь на проверку и установление наличности денежных сумм в земской кассе, в которой оказалось всего 48747 руб. 32 коп. при колоссальной задолженности специальным капиталам и государственному банку по онкольному счету, в общей сумме до 2088431 руб. 18 коп.
Таким образом, на организационное бюро Губсовнархоза возложена была еще новая задача, все огромное хозяйство губернского земства, в ведении которого находились: 1) Денежные и натуральные повинности населения; 2) капиталы и имущества земства; 3) попечение об улучшении путей сообщения; 4) телефонное сообщение местного значения; 5) взаимное страхование имуществ, 6) лечебные и благотворительные заведения, призрение бедных, неизлечимо больных и умалишенных, врачебная помощь населению; 7) санитарная и ветеринарная организация в губернии; 8) дело народного образования; 9) содействие экономическому благосостоянию населению (агрономическая организация); 10) юридическая помощь населению, 11) производство статистических обследований; 12) содействие развитию кустарной промышленности; 13) снабжение населения металлами; 14) заведывание казенными шоссейными дорогами и другие мероприятия, выполняемые за счет обложения населения губернским земским сбором, который за вторую половину 1917 г. и в течение 1918 г. почти не поступал.
Конечно, о немедленной реорганизации всего крайне сложного земского аппарата нечего было и думать, так как это значило бы остановить выполнение самых неотложных нужд населения; приходилось, следовательно, параллельно вести две работы: 1) по организации Губсовнархоза в соответствии с новыми принципами устройства экономического быта и 2) поддерживать деятельность учреждений бывшего губернского земства, обслуживающих нужды населения и все это при почти полном отсутствии денежных средств, так как в момент передачи земская касса была почти пуста, между тем огромное земское хозяйство требовало и огромных средств, достаточно сказать, что содержание одной только губернской больницы поглощало свыше 6000 руб. ежедневно.
Естественно, что земское хозяйство, в течение первых месяцев всецело поглощало все внимание Коллегии Совета, отвлекая ее от выполнения прямой обязанности по организации Губсовнархоза, ежедневно приходилось думать, где достать необходимые денежные средства, обращаться с ходатайствами о разрешении залога процентных бумаг для производства самых неотложных расходов и посылать в Центр делегацию за делегацией с мольбой об отпуске ссуды или безвозвратного пособия.
Полное отсутствие денежных средств, могущих двигать местную хозяйственную жизнь, в корне грозило подорвать уже расшатанное земское хозяйство, необходим был немедленный приток денежных средств, чтобы хотя до некоторой степени устранить грозящую финансовую катастрофу и установить соответствие между огромной важности и сложности экономическими задачами со средствами на их выполнение.
В результате настойчивых ходатайств была отпущена ссуда в размере 3000000 руб. из фонда, предназначенного на субсидирование земств и городов, за счет этой ссуды пришлось прежде всего покрыть краткосрочные долги специальным капиталам, произведенные бывшей губернской земской управой в сумме 275000 р., так как путь краткосрочных позаимствований из специальных средств в самом начале деятельности Коллегии был призван совершенно недопустимым по той причине, что, будучи произведены на покрытие текущих расходов в форме краткосрочных займов, они по существу грозили обратиться в долгосрочный долг специальным капиталам, сокращая наличность этих капиталов в ущерб их прямому назначению.
С момента отпуска ссуды Коллегия получила возможность приступить к реорганизации дела, т.е. к выполнению прямой своей обязанности, но, как раз, в это время один вслед за другим выбыли из состава Коллегии трое товарищей: Барсуков, Степанов и Морковкин, а оставшимся едва возможно было управиться с текущей работой, не говоря уже о работе реорганизационной. Тем не менее Коллегии все же удалось провести и некоторые новые начинания, так например, был разработан и проведен в жизнь проект особого подоходного налога на нужды местного хозяйства, хотя отчасти восполняющий дефекты прежнего земского финансового хозяйства.
В целях ускорения реорганизационной работы, Губисполкомом в состав Коллегии были делегированы новые лица: Туркин на пост председателя Совета, Берлин, Викторов, Зайцев и Коллегия в пополненном составе приступила к организационной работе и на объединенном заседании Владимирского губсовнархоза и губернского комиссариата по земским делам 12-го июня 1918 г. приняла следующее постановление: «признать, что в губернии должен существовать только один орган, регулирующий экономическую жизнь губернии: Губсовнархоз и при нем Земский Отдел, как орган входящий в состав Совнархоза в качестве отдела последнего».
В соответствии с этим постановлением конструкция Губсовнархоза в том же заседании была установлена в следующем виде:
1. Отдел Индустриальной Промышленности с подотделами: текстильным, металла, стекла и фарфора, топлива.
2. Отдел Сельско-хозяйственной Промышленности.
3. Отдел Статистический.
4. Земский Отдел с подотделами: а) страховым; б) врачебно-санитарным; в) народного образования; г) дорожного строительства; д) хозяйственно-распорядительным.
5. Отдел Общественных Работ.
6. Отдел Кооперативный с секциями: а) кредитной кооперации; б) потребительской; в) производственной.
Хотя данную конструкцию и пришлось впоследствии переработать в соответствии с директивами Центра и местными условиями экономической жизни, тем не менее принятое постановление оказало огромное влияние на дальнейшую деятельность Губсовнархоза, так как, благодаря ему представилась возможность приступить к выполнению колоссальной работы по составлению смет на вторую половину 1918 года, работе осложняемой тем, что Центр, не преподав никаких форм и инструкций для смет, предъявлял по представленным сметам очень большие требования, вследствие чего их приходилось переделывать по нескольку раз.
В результате упорной работы в течение целого ряда дней и даже ночей Губсовнархозу удалось составить исчерпывающую форму смет, по которой и были составлены все сметы Губсовнархоза и затем представлены в Областной Совнархоз. Можно сказать без похвальбы, что более обстоятельных, более детально разработанных смет, чем сметы Владимирского Губсовнархоза, Областной Совет ни от одной губернии не получил.
Однако, организационная работа несмотря на определившуюся в общих чертах конструкцию Губсовнархоза, подвигалась довольно слабо отчасти потому, что вновь назначенные товарищи перегруженные массой работы по исполнению своих прямых служебных обязанностей совершенно лишены были возможности принять на себя труд по руководству отдельными секциями Совета и их текущей работой, являясь лишь на пленарные заседания созываемые довольно редко, так что вся масса текущей кропотливой работы продолжала выполняться все теми же лицами, отчасти и вследствие причин другого характера.
Причины эти коренятся в той общей позиции, какую заняла интеллигенция в отношении к Советской власти, известной под общим названием «саботажа».
Из огромного штата служащих бывшей губернской управы, среди которых было много лиц обладающих огромным опытом и безусловным знанием дела, очень немногие заявившие о своей полной аполитичности, сразу же пошли навстречу новым начинаниям и честно отдали все свои знания, всю свою энергию новой работе, чем и оказали неоценимую услугу продуктивности работ Коллегии.
Огромное же большинство земских работников не пожелали вложить свои знания, свой опыт и свои силы в дело переустройства экономической жизни на новых началах, иронически относясь к первым, может быть и ошибочным шагам, ограничиваясь лишь критикой допущенных ошибок, но не желая в новую форму влить новое содержание, что они безусловно могли бы сделать в силу приобретенного ими опыта.
Организационная работа подвигалась довольно слабо и так продолжалось дело до конца первой половины августа месяца 1918 г., когда обязанности председателя Губсовнархоза были возложены на Ларионова. К этому времени могучий порыв революционного законодательного творчества успел всесторонне захватить местную хозяйственную жизнь, выдвинув на степень самостоятельных губернских отделов такие учреждения, которые ранее занимали скромное место среди отделов бывшего губернского земства. Был создан губернский отдел народного просвещения, губернский отдел здравоохранения. Таким образом представилась возможность разгрузить Губсовнархоз от той части его деятельности, которая совершенно несвойственна идее этого учреждения и продолжала оставаться при Совете лишь в качестве пережитка, унаследованного от ликвидированного земства. Эти учреждения получили и соответствующие денежные средства из общей кассы: отдел народного просвещения «896950 руб.», отдел здравоохранения «350000 р.», отдел дорожного строительства «250000 руб.».
Но недостаточно было освободить Губсовнархоз от излишних наслоений, необходимо было собрать воедино все разбросанные по разным губернским учреждениям и отчасти самостоятельно функционировавшие отдельные экономические ячейки, так как существование этих учреждений вне координации с Губсовнархозом противоречило принципам положенным центром в основу организации Советов Народного Хозяйства и препятствовало планомерному выполнению задач, поставленных Центром.
Только при условии слияния этих организаций в составе Губсовнархоза возможно устранение вредно отражающихся на деле междуведомственных трений, вторжений одних органов в сферу деятельности других. Только при этом условии Президиум местного Совнархоза, объединяя деятельность всех экономических организаций, получил бы возможность полного и своевременного контроля за всеми мероприятиями, проводимыми в жизнь местными экономическими организациями, и, что особенно важно, мог усилить продуктивность работы и повысить в большей степени успешности - приведения в жизнь соответствующих постановлений Центральной власти.
В этих целях из губернского земельного отдела изъят отдел сельского строительства, который стал функционировать при Губсовнархозе в качестве самостоятельного отдела. Достигнуто соглашение с тем же отделом земледелия об изъятии всех операций по заготовке топлива и лесных строительных материалов, каковые заготовки сосредоточиваются в отделе топлива Губсовнархоза и во вновь организованном отделе лесной политики и деревообделочной промышленности.
Ликвидирована районная кожевенная управа, как учреждение не соответствующее проводимым принципам общественно-социального строя и включена в состав Губсовнархоза в качестве отдела последнего. 18 мая 1917 года на основании закона 21 апреля 1917 года, утвержденного Временным Правительством и одобренной инструкции 22 апреля 1917 года министром торговли и промышленности, образовался Владимирский районный кожевенный комитет.

Принятую конструкцию Губсовнархоза пришлось в значительной степени перестроить.
Земский отдел с выделением из состава Совнархоза отделов народного просвещения, здравоохранения и дорожного строительства перестал существовать, а с момента передачи пенсионного отдела в отдел социального обеспечения остатки земской организации исчезли из Губсовнархоза.
Пришлось реформировать отдел индустриальной промышленности, так как в качестве единого самостоятельного производственного отдела он не мог обслуживать всех разнообразных видов местной промышленной жизни, разветвленный же на многие подотделы в зависимости от условий местной экономической жизни он представлялся бы в виде крайне громоздкой и вследствие этого малоподвижной организации.
Поэтому отдел индустриальной промышленности был упразднен с выделением из него в качестве самостоятельных отделов: 1) отдела металла, 2) отдела химической промышленности, 3) отдела дерево-обрабатывающей промышленности.
Отдел топлива Владимирского Губернского Совета Народного Хозяйства был выделен 1 августа 1918 г. в самостоятельный отдел по инициативе высшего Совета Народного Хозяйства. Позже Отдел топлива Владимирского Губсовнархоза был преобразован в Лесозаготовительный Отдел.

18-го октября 1918 г. был открыт Первый очередной Владимирский Губернский Съезд Советов Народного Хозяйства.
Состав Коллегии Губернского Совета Народного Хозяйства (октябрь 1918 г.):
Председатель Губсовнархоза - Ларионов, коммунист. Товарищ Председателя - Плетюхин, коммунист. Члены Коллегии: Прохорков, коммун., Викторов, коммун., Кувшинов, коммун., Слутин, соч. коммун., Волков, соч. коммун., Смирнов, лев. соц. рев. Секретарь Губсовнархоза - Безпалов, беспартийный.
Павел Степанович Батурин работал управделами губсовнархоза. В январе 1919 года стал его председателем. Лично руководил обследованием фабрик, занимался учетом сырья и топлива. На II съезде губсовнархоза поставил вопрос об освоении торфяных залежей губернии.

Конструкция Владимирского губернского Совета Народного Хозяйства (октябрь 1918 г.)
1. Хозяйственно-распорядительный отдел: а) секретариат, б) главная бухгалтерия.
2. Кооперативный отдел с подотделами: а) инструкторско-организационным, б) производительно-техническим, в) финансовым (касса мелкого кредита).
3. Отдел топлива с подотделами: а) железно-дорожных заготовок, б) дровяной частью, в) торфяным (С 8-го мая 1921 г. в составе Владимирского Губернского Совета Народного Хозяйства образован Губторфком.), г) минерального топлива.
4. Текстильный отдел: учет тканей.
5. Кожевенный отдел с секциями: а) сбор сырья, б) обработка сырья, в) пошивка обуви.
6. Отдел металла: а) секция сельско-хозяйственного машиностроения.
7. Отдел лесной политики и деревообрабатывающей промышленности (Гублес): а) подотдел деревообделочный, б) подотдел учетно-распределительный.
8. Отдел химической промышленности.
9. Отдел гидротехнический.
10. Отдел сельского строительства.
11. Страховой отдел (делится на 6 подотделов: обязательного страхования, добровольного страхования, предупредительных мер, хозяйственно-распорядительный и ликвидационный, страховая статистика, страховая бухгалтерия).
12. Статистический отдел. Центральное статистическое управление выделено из Высшего Совнархоза и сделано самостоятельным учреждением при Совете Народных Комиссаров, а губернские статистические отделения преобразованы в губернские статистические бюро, являющиеся, согласно ст. 2 закона «в качестве самостоятельных отделов губернских Советов Депутатов и в служебном отношении не подчиненных другим отделениям Губернских Советов Депутатов и Комиссаров». С выделением статистического отделения из Губсовнархоза и с преобразованием его в самостоятельный при Губисполкоме отдел функции его, согласно закону, значительно расширяются, и отделением уже предприняты разные подготовительные работы по организации при губернском статистическом бюро соответствующих подотделов. Самый факт выделения статистического отделения из Губсовнархоза оформлен постановлением Губисполкома 10 октября 1918 г.
13. Автосекция.

Отдел Текстильной Промышленности

«Район-текстиль.
Согласно положения о «Районтекстилях», утвержденного Президиумом «Центротекстиля» 3-го июля 1918 года при Владимирском Губ. Сов. Нар. Хоз., организован 5-го сентября 1918 года Владимирский районный текстильный отдел, который в процессах своего развития охватывает вперед установления определенных территориальных границ области своей деятельности все текстильное производство губернии.
«Районтекстиль» является единственным регулирующим и контролирующим в своем районе (губернии) органом текстильного производства.«Районтекстиль» берет на себя целесообразное, продуктивное и своевременное осуществление всех возложенных на него «Центротекстилем» задач по организации и урегулированию производства текстильной промышленности.
При Владимирском «Районтекстиле» организованы отделы: 1) контрольно-учетный, 2) контрольно-финансовый, 3) финансово-кредитный, 4) учетно-распределительный, 5) справочно-регистратурный, 6) статистический, 7) бухгалтерия и 8) комиссия по монополизации ткани.
Штат штатных служащих (минимальный в октябре 1918 г.) 38 человек. Штат временных служащих (летучие отряды по опечатанию, описи и обследованию технич. полож. ф-к) 30 человек.
Подрайонтекстили: «Районтекстиль» организует по роду производительности текстильного производства в районе (губернии) Подрайонтекстили, как производственные отделы Совнархозов:
1) При Вязниковском Уезд. Сов. Нар. Хоз. (льнопромышлен.), 2) При Александровском Уезд. Сов. Нар. Хоз. (хлопчатобумажн.), 3) При Муромском Уезд. Сов. Нар. Хоз. (хлопчатобумажн.), 4) При Орехово-Зуевском Уезд. Сов. Нар. Хоз. (хлопчатобумаж.), 5) При Ковровском Уезд. Сов. Нар. Хоз. (хлопчатобумажн.).
Коллегия, управляющая и руководящая деятельностью «Районтекстиля» состоит из 1 или 2 представителей от Губсовнархоза, 2 представителей от союза текстильщиков и одного от Центротекстиля.
Коллегия Подрайонтекстиля состоит из 1 представителя от Уездного Сов. Нар. Хоз. и 2 от союза текстильщиков.
Средства «Районтекстиля»: а) средствами Районтекстиля являются кредиты, отпускаемые «Центротекстилем» по сметам этого первого, б) суммы эти беспрерывно пополняются по представлении Районтекстилем отчета об израсходовании 2/3 из них» (Журналы заседаний 1-го очередного Владимирского губернского съезда советов народного хозяйства 1918 года)
Орган текстильной промышленности при Губсовнархозе был создан для организации и регулирования этого рода промышленности. Свое начало, как производственная секция, он получил в июне месяце 1918 г., по к своей работе фактически приступил только в октябре месяце, после утверждения сметы и отпуска Центром необходимых кредитов.
Имея своей задачей регулирование промышленности, Текстильная Секция объем работы полагала взять в губернском масштабе и с этой точки зрения произвела необходимое обследование состояния текстильной промышленности, но с первых же шагов ее организационной работы она встретилась с препятствием в проведении намеченного плана в лице Район-текстилей, в силу отсутствия установленных взаимоотношений. Дело в том, что Район-текстили, как отделения Центро-текстиля, имея в своем ведении определенный район с входящими в него предприятиями, обслуживали их и никакие мероприятия, исходящие от Текстильной Секции, с их стороны не встречали сочувствия и Район-текстили отказывались исполнять программы Секции, как органы ей не подведомственные. Эта не налаженность красной нитью проходила во всей работе Текстильной Секции и, конечно, сильно отражалась на ее продуктивности. Указанный сепаратизм наблюдался до самого последнего времени, несмотря на опубликованное положение о Губтекстилях и был устранен, только с опубликования циркуляра, в дополнение к Положению, устанавливающему взаимоотношения Губтекстилей и Районтекстилей.
Произведя обследование состояния текстильной промышленности в губернском масштабе, Текстильная секция не могла выполнить в полной мере своей задачи в смысле снабжения (или заготовки) предприятий всеми необходимыми продуктами производства и в своей работе ограничивалась минимумом, выражавшемся в том, Что ликвидировались предприятия, подлежащие закрытию, принимался на учет инвентарь и товары, последние в случае необходимости перевозились на завозные государственные склады и финансировались предприятия путем выдачи авансов под товар. Были попытки создать свой заготовительный аппарат предметов технического оборудования, но в этом Секция достигла небольших результатов. Широко поставить работы в этом отношении мешало ей отсутствие средств и сосредоточие заготовок в Центральных учреждениях.
Такое явление, несомненно, не нормальное и на него было обращено неоднократное внимание Центра, но последний не имел, очевидно, строго разработанного плана по урегулированию промышленности, вопрос оставлял открытым, пока он не разрешился созданием новых губернских органов «Губтекстилей».
Губтекстиль создан 4-го марта 1919 г., когда было опубликовано положение о «Губтекстилях».
Создав «положением о Губтекстилях» новый орган по организации и урегулированию текстильной промышленности в губернии, Высший Совет Народного Хозяйства поставил перед ним широкую задачу по обслуживанию не национализированной, мелкой и кустарной текстильной промышленности. В задачи Губтекстиля входит не только техническое выполнение директив Центра, но предоставлено широкое поле и для проявления своей инициативы, а особенно по объединению предприятий в кусты, по организации кустарной промышленности и в отношении создания своего заготовительного аппарата.
15 марта при Губтекстиле было созвано совещание по реорганизации Районтекстилей и организации Губтекстиля. На совещании присутствовали представители Район-текстилей и Районных отделений Проф. союза. «Текстилей» (Вязниковский, Орехово-Зуевский и Ковровский) Губернского союза «Текстилей», и Совета Владимирских Проф. союзов и др. Было постановлено: Районтекстили влить в качестве Отделов в Губтекстиль, но окончательно этот вопрос не был разрешен, так как положение от 4 марта ничего не говорило о взаимоотношениях Района и Губтекстиля. Позднее Центром было издано циркулярное дополнение к положению, по которому Районтекстили уничтожаются, и открываются Отделы Губтекстиля.
«Приступая к практической работе, Губтекстиль прежде всего должен был озаботиться составлением своей производственной сметы на первую половину 1919 года. Технически эта смета должна быть составлена на основании смет отдельных предприятий, но так как последние своевременно смет не представили, а представленные не во всем отвечали инструкции по составлению смет, то была составлена производственная смета на первое полугодие для фабрик хлопчато-бумажного производства, которая и выразилась в суммах: приход 195015314 р., расход 191825206 р.. Смета для предприятий льняной промышленности не была составлена за непредставлением фабриками своих смет на указанный период. Первая смета и настоящее время представлена на утверждение Центра, а вторую поручено составить Вязниковскому Район-текстилю, но по утверждении с этим такая составляется и в Губтекстиле.
Далее перед Губтекстилем стояла задача по реорганизации район-текстилей и их ликвидации. С этой целью были командировки для ознакомления в первую очередь с деятельностью Район-текстилей крупных промышленных пунктов, а именно: Муромского и Вязниковского.
Район-текстили произвели большую работу по объединению предприятий в производственные кусты и в настоящее время мы видим, что фабрики Муромского уезда, частью Меленковского и Судогодского объединены в Муромский куст, что фабрики Вязниковского уезда в числе девяти объединены в Вязниковский льняной куст, что уже утверждено Кустовое Правление Муромского куста и представлены на утверждение кандидаты в Кустовое Правление Вязниковского куста.
В виду того, что Район-текстили в своей работе тесно были связаны с предприятиями своего района, то вопрос о немедленной их регистрации еще не разрешен на том основании, чтобы не лишить предприятия питающего их органа, а реорганизацию проводить постепенно после того, как Коллегия будет иметь возможность ознакомиться с деятельностью всех Район-текстилей, пока же за ними оставлено право дальнейшей деятельности в прежнем масштабе.
Для проведения в жизнь заданий, возложенных на Губтекстиль, последний наметил для себя в первую очередь следующую схему работ:
В настоящее время в Текстильной Промышленности Владимирской губернии имеются следующие «Кусты»:
Александровский с количеств рабоч. 18615, стан. 7620, верет. 251325
Ковровский с количеств рабоч. 12818, стан. 6634, верет. 241602
Муромский с количеств рабоч. 9869, стан. 2203, верет. 38316
Вязниковский с количеств рабоч. 13851, стан. 2364, верет. 51920.
Часть предприятий пошли в другие «Кусты», а именно: в Пресненский Куст вошла ф-ка бывш. Т-ва Ставровской М-ры Р. Бажанова, в Московско-Владимирский — фабрики бывш. Лемешенской М-ры, Т-во Собинской М-ры, в Щелковской — Т-во на паях Александровской М-ры Н.Ф. Беляева и ф-ка В.А. Сурнова, в Иваново-Середский — ф-ка бывш. А.Я. Балина в с. Юже, в Орехово – Ликинский — ф-ка бывш. Т-во Ликинской М-ры.
Всего объединенных в «Кусты» из предприятий Владимирской губ. насчитывается 43 предприятия, с количеством — рабочих 75331, станков 27150, веретен 862160.
По обследованию на 1 октября 1918 г. во Владимирской губ. насчитывалось предприятий, обрабатывающих хлопок, 73, с количеством рабочих 63225, станков 34310, веретен 789132 и обрабатывающих лен 44, с количеством рабочих 26839, станков 5974, веретен 108210.
Имея в виду количество предприятий, перешедших в ведение Кустовых Правлений и прибавив к ним предприятия, не работающие или ликвидированные, а именно: обрабатывающие хлопок 20, с количеством рабочих 4533, станков 5378…
Остальное количество предприятий остается в ведении Губтекстиля: обрабатывающих хлопок 23, с количеством рабочих 5536, станков 5060, веретен 17208, обрабатывающих леи 29, с количеством рабочих 11499, станков 2603, веретен 40958.
Ознакомившись на месте с обеспеченностью льняной промышленности льном в 75%, нельзя того сказать про ф-ки хлопчато-бумажного производства в смысле обеспечения хлопком. Кроме недостатка сырья замечается недостаток топлива, смотря по местным условиям: пли минерального (Муромский «Куст»), или дровяного и минерального (Вязниковский уезд).
Производственный Отдел должен будет всеми средствами придти на помощь фабрикам в отношении снабжения продуктами теми, или иными производства. Этот же Отдел должен будет принять меры к обеспечению фабрик рабочим составом. В данное время в силу разных условий замечается отлив рабочих с фабрик Вязниковского уезда и этот отлив принял настолько сильные размеры, что поставил производительность фабрик на половину и вызвал принятие мер к закрытию мелких фабрик, чтобы рабочих перевести на другие более жизненные фабрики.
Нельзя сказать, чтобы Губтекстиль не предпринимал никаких шагов к осуществлению намеченных программ, по перечисленным Отделам, но то, что предпринималось, не носило такого общего для губернии масштаба и являлось частичными мероприятиями.
Относительно других отделов, нуждающихся в реорганизации еще можно сказать о финансовом.
Так как Губтекстиль должен финансировать все предприятия не национализированной, мелкой и кустарной промышленности, в сметном порядке, то финансовый отдел должен будет провести эту работу в ближайшем времени, чтобы, добыв все нужные кредиты, он мог своевременно финансировать предприятия» (Журналы заседаний Второго очередного Владимирского Губернского Съезда Совнархозов и доклады съезду 1919 года).
Сказать нельзя, что результаты работы Отдела Текстильной Промышленности в 1920 году были блестящи, но тем не менее они не настолько плохи, чтоб можно было опускать руки и говорить о безнадежности положения. При минимуме запасов сырья Губтекстиль умел использовать его наличность и тем дал подведомственным ему предприятиям известную жизненность.
Губернский Льняной Комитет. «Мысль о создании такого Комитета возникла раньше, чем был издан Центральной властью соответствующий декрет по этому вопросу. Значение этого Комитета в области восстановления этой национальной отрасли промышленности огромно, и, хотя по мысли Центра, соответствующие органы должны быть сконструированы при Земельных Отделах, однако, Президиум Губсовнархоза, не выжидая инициативы с их стороны, приступил к организации Льняного Комитета по собственной инициативе, при чем проект Президиума уже утвержден Губисполкомом и председателем Комитета. Губисполкомом же утвержден Уваров» (Труды 3-го очередного Владимирского Губернского Съезда Советов Народного Хозяйства. Январь 1921 года.)
Деятельность Губтекстиля по данным 1920 года рисуется в следующем виде:
1. Две хлопчато-бумажно-механические фабрики выполнили задания в 32%, при чем в работе было двести шестьдесят один станок, или сорок шесть процентов общего количества. Ручные фабрики выполнили задания в 13%, причем работали 25% от общего количества ручных станков (142).
2. По обработке льна работало 10 механических фабрик, на которых в действии было 404 ткацких станка, или 64% от общего числа станков, и ими было выполнено 70% сметного назначения. Льно-прядильных фабрик работало три, они выполнили 75% заданий, в работе находилось 51% общего числа прядильных веретен.
3. В шерстяном производстве работали 2 механические шерсто-прядильные фабрики имеющие в действии 50% всех производственных единиц, выполнено этими фабриками 7% заданий. Причины такой низкой производительности массовые, а главное — отсутствие кардной ленты.
4. В трикотажном производстве работали две фабрики, выполнявшие 23% требуемых предметов.
5. Валяное производство выполнило 20855 пар мужских сап., 4273 жен., 2191 п. детских и 26006 шт. хомутовых подкладок.
6. Производство шерсто-вязальных изделий кустарным способом выполнено чулок 93562 пары, носков 39907 нар и варежек 56083 пары.
7. Производство льняных мешков кустарным способом выполнено в 10% заданий, т. е. изготовлено по 1-ое декабря с 1-го августа 325000 штук. Незначительность выработки объясняется исключительно отсутствием пряжи.
Кроме объективных условий, в которых находится промышленность по снабжению основным сырьем и вспомогательным материалом, тормозивших развитие промышленности и не представивших возможности выполнить 100% производственных заданий,— серьезной причиной в производствах является то, что рабочие еще не владели производством, не проявили в нем своей воли, энергии, инициативы и творчества.
1920 год можно рассматривать годом перелома психологии рабочего, последствием чего должно наступить новое течение в производстве, рабоче-крестьянская энергия должна владеть промышленностью и повести ее по новому пути к процветанию.
1. По хлопчато-бумажному производству:
Предполагается работа на трех механических и пяти ручных фабриках с количеством: на механических двухсот пятидесяти двух станках из 271, и 208 ручных станков из 455, что даст всего за год 1999834 куска разных тканей и 22128 штук штучного товара, на что потребуется пряжи разных № 19907 пудов. Кроме указанных предприятий предполагается развить работу фитильной фабрики Липатовых и выработать 600 пудов лампового фитиля. Чтобы обеспечить работу бумажных ручных станков, Губтекстиль имеет усилить кустарную размотку битых початков через кустарей Суздальского района в числе 200 человек, имеющих размотать 2000 пуд. пряжи.
2. По льняному производству:
Льно-ткацких фабрик предположено к работе 11 и кроме того 3 кустарных производства, из которых одно объединяющее в себе 38 отдельных кустарных производств. На этих фабриках будет пущено механических станков 410 из 721 и 3000 ручных из 3156. Ткацкое производство даст 14215590 ар. ткани, или 7698800 шт. готовых мешков, на что 219000 пуд. льняной пряжи.
Льно-прядильных фабрик предположено рабочих 3 с количеством 2360 прядильных веретен из общего числа 5970, которые выпрядут 18310 пудов льняной пряжи, на что потребуется 25631 пуд. льняного волокна.
Льняная промышленность является отечественною промышленностью и должна бы нагружаться полностью, но острый недостаток в рабочей силе дает возможным на загрузку только в 60% механических ткацких станков и в 39% прядильных машин.
3. Шерстяное производство:
Предполагается работа двух механических шерстопрядильных фабрик, двух механических шерстоткацких фабрик и 2 ручных шерстоткацких фабрик. На прядильных будет пущено 1264 веретена из 2814 (45%), которые выпрядут 7700 пудов пряжи при расходе грубой шерсти 9500 пудов и очесок 2000 пуд. на ткацких будут работать 26 станков из общего числа 48 механических и ручных, что даст 69000 аршин ткани, при чем ткацкие фабрики будут обеспечены пряжей своего производства.
4. Шелковое производство:
Для выработки шелковых и комбинированных тканей предполагается пустить в работу 152 ручных станка, на которых будет выработано 2040 аршин плюша, 34000 арш. комбинированных тканей и 20000 арш. опучного сукна, на что потребуется: 70 пуд. шелка, бумажной пряжи 120 пудов (крученой) № 32 120 пуд., № 44 600 пудов разной и 300 пудов шерстяной.
5. Трикотажное производство:
На двух фабриках—Александровской и Владимирской предполагается выработать 38000 штук фуфаек, 18000 шт. кальсон, 18000 пар чулок и 3000 пар носков. Сырьем эти фабрики будут обеспечены, но выполнение программы будет зависеть от степени снабжения их иголками для машин и парафином.
6. Валяное производство:
Предполагается выработать: разной валяной обуви 74540 пар., хомутовых подкладок 35000 штук.
7. Шерсто-вязальное кустарное производство:
Предполагается выработать: варежки 289400 пар., носков 193000 пар и чулок 135000 пар.
Учитывая острое положение с льноводством во Владимир. губернии Губернский Совет Народного Хозяйства, прежде чем Всерос. Съезд сказал свое авторитетное слово, принял меры к восстановлению культуры льна путем создания соответствующего органа при Совнархозе, которому и поручил разработать план по проведению ряда мероприятий по культуре льна и его технической первичной обработке, а также и позднейших мероприятий, указанных декретом Совнаркома, как следствие вынесенных постановлений Всер. Съездом. Такой Комитет получил окончательную структуру только с декабря месяца (см. Лен кормит и одевает).
«В области текстильной промышленность нелишним будет указать на инициативу Президиума в деле выработки производственной программы по изготовлению валеной обуви, которое имеет первенствующее значение, в особенности в условиях военного времени» (Труды 3-го очередного Владимирского Губернского Съезда Советов Народного Хозяйства. Январь 1921)

15-17 декабря 1920 г. проходил Первый Владимирский губернский съезд Губтекстиля с заведующими фабрик, текстильными секциями при Уездных Отделах ГСНХ и представителей правлений кустарных артелей. Заведующий Губтекстиля - И.Г. Еремин (ком.).
По решению Владимирского губсовнархоза с 1 января 1922 г. образовано Александровское хлопчато-бумажное объединение (трест) и Владимирское хлопчато-бумажное объединение (трест). В 1924 году Владимирский трест объединён с Александровским хлопчатобумажным трестом во Владимирско-Александровский трест. В 1926 году Владшелкотрест влит в Текстильтрест.

Отдел химической промышленности при Владимирском Губернском Совете Народного Хозяйства (Губхим)

В довоенное время (до 1914 года) Химическая промышленность играла значительную роль в экономической жизни Владимирской губернии. Правда, в ряду других промышленных губерний Центрального района Владимирская губер. стояла на первом месте, тем не менее здесь были сосредоточены почти все виды химического производств, из которых некоторые имели общегосударственное значение. Основная химическая промышленность была представлена двумя крупными заводами, которые доставляли кислоты: серную, соляную, азотную и уксусную, из азот.: сульфат, сернистый натр, медный и железн. купоросы, силикат и т. д. Кроме того имелось не мало более мелких предприятий обслуживавших интересы нашей мощной текстильной промышленности, группировавшихся в районе г. г. Александрова, Шуи и Иванова. Стеклянная промышленность насчитывает более 30 заводов, расположенных преимущественно в лесистых уездах, и вырабатывала глав. обр. столовую посуду, банки, бутылки и прочие предметы широкого потребления. Изделия Владимирских стекольных заводов распространились, в виду своей дешевизны, в громадных количествах по всей России вплоть до Сибири, Кавказа и Персии. Писчебумажных фабрик было две, но за то производство оберточной бумаги, пакетов и кардона было значительно и имело свой центр в Гороховце. Благодаря выгодному расположению этих фабрик по берегу р. Клязьмы, которая позволяла дешево подвозить тряпье и топливо, бумагооберточ. ф-ки могли успешно конкурировать с Финляндией на пространстве всей восточной половины империи. Маслобойная промышленность, если не считать 170 кустарей, имела 7 заводов крупно-капиталистического типа с 21 прессами, работавшая исключительно на импортном сырье; семя привозилось из Сибири, Урала, Кубани и Украины. Масло добывалось не только для Владимирской губ., но доходило до Петрограда и Зап. Края. Благодаря сильному развитию в Муромском и частью Ковровском районах культуры картофеля, здесь развилась большая крахмальная паточная промышленность. Картофельная мука потреблялась и текстильными фабриками и населением, патока шла глав. образ. на приготовление дешевого варенья и конфет.
Винокуренная промышленность насчитывала 5 хорошо оборудованных завода, при чем местного сырья ей не хватало и потому значительное количество перерабатывалось кукурузы, привозимой из Бессарабии.
На двух заводах колесной мази вырабатывалось более 100000 пуд. продукта.
Клеенчатое производство издавна существовало во Владимирской губ. в виде мелких кустар. предприятий, однако в последнее время эти фабрики стали заметно улучшать свою технику и увеличиваться, в результате чего мы имели прекрасно оборудован. ф-ку б. Козлова в пос. Мстёра, стоявшую наряду с лучшими русскими ф-ми. Производительность ее была 1500000 арш. в год клеенки разных сортов.
Мыловарение имело характер местный, т. к. продукты производств потреблялись в По выработке ядрового мыла нельзя не отметить завод б. Андреева во Владимире с производительностью 25000 пуд. в год, по техническим мылам группу заводов бл. ст. Савино, снабжавших текстильные ф-ки. Что же касается сырья, то таковое только в ничтожной доле добывалось на месте, большая же часть привозились из Сибири, Украины и последнее время из Австралии.
Смолокурение было развито в лесных уездах губернии.
Кроме того существовали производства голланской сажи, вара чернил, сапожных мазей, фарфоровых изделий, клея, минеральных вод, пива и пр. из которых некоторые достигали значительного развития и совершенства.
Для всех производств, за небольшими исключениями, требовалось сырье привозное, которое на наших технических фабриках и заводах превращалось в продукты потребления. Таким образом химическая промышленность Владимирской губ. имела характер преимущественно обрабатывающий.
За время революции и октябрьского переворота, когда связи между Центрами и окраинами порвались, наша промышленность, естественным образом, в силу своей зависимости от привозного сырья, должна была остановиться. Дальнейшее продолжение гражданской войны только усилило этот процесс замирания. Если некоторые предприятия проявляли некоторую деятельность, то они дорабатывали старые запасы сырья.
28 января 1918 г. было организовано Всероссийское объединение Союза рабочих химиков.
Отдел химической промышленности при Владимирском Губернском Совете Народного Хозяйства был образован по постановлению Губернского Совета Народного Хозяйства 17 сентября 1918 года, при чем в состав этого отдела вошли химическая секция и секция стекла и фарфора отдела индустриальной промышленности, расформированного согласно постановлению 17 сентября.
Согласно положения об Отделах Химической Промышленности, ведению Владимирского Химотдела подлежали следующие производства: 1) минеральное с своими подразделениями на производство кислот, щелочей, красок и т. д., электрохимическим, удобрения, цемента, керамика, асфальта и пр., стекла, фарфора, фаянса, спичек; 2) химическая переработка каменного угля, торфа и нефти, пороха, красящих фармацевтических, фотографических продуктов; 3) химическая переработка растительных материалов, сухая перегонка дерева, канифольно-скипидарное производство, крахмал, патока, спирт, смола, лаковое, олифо-варочное производство, резина и ее суррогаты; 4) химическая переработка животных и жировых материалов, косте-обжигательное, клеевое, жировое, масла и воска, мыловаренное.
С самого начала образования Отдела работа его тормозилась в высшей степени и незначительностью положенного штата работников и трудностью подбора и подлежащих сил для продуктивной работы, так, например, по штату положено 4 инженера — в наличности же работает два, 2 бухгалтера — конструктора не имеются, 6 техников, положенных по штату, не имеется, 2 помощников делопроизводителя по штату также нет; в спиртовом Подотделе нет налицо помощника заведующего, губернского инструктора, уездного инспектора, техника, помощника бухгалтера и помощника инспектора. Это отсутствие технических сил не дало возможности Отделу войти в детальное обследование и урегулирование производств, входящих в ведение Химотдела.
В виду же того, что в начале 1919 года Отдел находился в хаотическом состоянии, по отсутствию систематического распределения собранного уже материала по работам Отдела, запущенности делопроизводства, несогласованности его, могли быть исполнены только отдельные задания, требовавшие исключительного внимания и скорейшего осуществления по самой своей сущности и выполнению для жизненных интересов страны,
В первую очередь согласно распоряжения из Центра в конце 1918 года были обследованы винокуренные заводы губернии и намечены такие, которые должны были быть пущены в ближайшее время; таких оказалось два — Симский и Лучковский (в имении Лучково, Юрьевского уезда), затем должны были начать действие заводы Парфентьевский (при дер. Парфентьево, Меленковского уезда) с производительностью в 130000 вед., Борисовский (бывш. Никитина, при сельце Пертовка, Муромского уезда) на 100000 вед. и Чабышевский.
«Смета на ремонт и производство Симского, Лучковского, Парфентьевского и Чабышевского заводов была представлена лично заведующим Отделом в Центр в конце февраля 1919 г., но сметы Парфентьевского и Чабышевского заводов были признаны неудовлетворительными и предложено было их пересоставить детально. Сметы по Симскому и Лучковскому заводам были приняты, но потребные кредиты были отпущены не полностью. «К отсутствию средств присоединился еще более тягостный фактор — отсутствие необходимого сырья для заводов, в котором Отделу было отказано всеми продовольственными органами губернии, так что до сего времени винокурение не могло быть начато ни на одном заводе. Попытки обеспечить заводы картофелем на период 1919 — 1920 гг. почти не увенчались успехом и, хотя по распоряжению Центра были приняты меры к получению семенного картофеля и инвентаря для обработки земли, а также возбуждено ходатайство об отводе земляных угодий при заводе для посадки картофеля, но и в этом отношении встретились непреодолимые препятствия, так как все местные учреждения Губземотдела, хлебфуража и районное управление советскими имениями отпустить семян отказались, в виду крайней нужды в нем для пропитания населения и не оказалось свободных земельных годных угодий для посадки картофеля в областях близких к заводам, хотя и существовало распоряжение Центра об отпуске на нужды заводов 220000 пуд. семенного картофеля, каковой должен был быть приобретен из местных запасов.
По предписанию Центроспирта Отделом был принят в свое ведение орган учета и распределения спирта, а также винные склады губернии — Владимирский № 1 и Муромский № 2. На Владимирском складе оказалось 1429648° ректификованного спирта и 79186° денатурированного, на складе принята часть винной посуды и необходимый инвентарь, а остальное осталось на хранении у Губпродукта.
Предположено пустить в ход 4 завода: Симский на 70000 ведер, Лучковский на 100000 ведер, Борисовский на 100000 вед. и Парфентьевский на 40000 ведер в 40°, из которых пустить на ректификацию 15000 ведер, а остальные 25000 ведер оставить для денатурации и в сыром виде. Ректификовать спирт предположено на Муромском и Лучковском ректификационных отделениях, отпустив на каждое по 75000 сырца, при чем Лучковское отделение отректифирует спирт, выкуренный на Лучковском заводе, а для Муромской ректификаций перевезти спирт из Борисовского завода, как ближайшего. Полученные продукты производства предположено вывезти: 1) для Владимирского склада 24000 вед. в 40° ректификата из Муромской ректификации и 24000 ведер сырца из Симского винокуренного завода; 2) для Муромского склада предположено оставить 10000 ведер ректификата и 10000 ведер сырца.
По мыловаренной промышленности, согласно распоряжению из Центра, все материалы взяты на учет Центрожиром и кустарная мыловаренная промышленность из-за отсутствия сырья должна была прекратить свое существование. Отделом приняты меры к обследованию заводов и в будущем предположено принять меры к скорейшему пуску одного из наиболее оборудованных заводов, для чего был осмотрен завод Жадина в Муроме, Андреева во Владимире и Высокорецкой Трудовой Артели в Судогодском уезде, при чем выяснилось, что завод Жадина находится в крайне запущенном состоянии и не может быть пущен, два же другие завода вполне пригодны, в особенности завод Артели, каковой и теперь уже работает, тем более, что завод вырабатывает весьма ценный, трудно-получаемый сырой материал — сало. В Центрожир послана производственная смета этого завода с расчетом на годовую производительность в 25000 пудов мыла. В виду недостачи мыла предположен к пуску и завод Андреева, на который также послана смета с расчетом выработки мыла в 25000 пуд. в год.
Отделом учитывается кризис мыловаренной промышленности в связи с полным недостатком жиров и изыскиваются средства к получению жиров; кроме способа вытапливания жира из костей животных предположено поставить опыты с вытапливанием сала из павших животных, число которых в настоящее время очень велико. В целях удовлетворить настоятельную нужду в лечебном зеленом мыле, смета на производство его в количестве 1500 пудов уже послана в Центрожир.
Маслобойная промышленность взята в свое полное ведение Главрасмаслом и отпуск масла производится только по разрешениям и нарядам Главрасмасла и Химотделу приходится быть простой передаточной инстанцией для его распоряжений, самостоятельная же деятельность почти упразднена. Что касается мелкой кустарной промышленности, то она не поддается никакому учету в виду того, что каждая маслобойка обслуживает почти только свою деревню. Тоже можно сказать и относительно мукомольных мельниц, которые до сих пор еще находятся в ведении продовольственных органов, крупной же мукомольной промышленности во Владимирской губернии не имеется.
В особых условиях деятельности находится Владимирский свечной завод, бывш. Епархиального ведомства; по предписанию Центрожира Отделом в начале февраля 1919 г. была произведена национализация свечного завода, было взято на учет все движимое и недвижимое имущество, сырые материалы и готовые фабрикаты, а также заводская касса; на съезд в Москву был командирован представитель Отдела, который получил все указания о том, как должно быть организовано Правление завода и сам был назначен Членом Правления. Выборы Правления состоялись, но не утверждены еще Центрожиром, так что формально пока ведает заводом старое правление под руководством Химотдела и члена правления, назначенного Центрожиром. В средине марта 1919 г. помещение завода предположено занять под радио-телеграфную мастерскую. Поэтому поводу Химотдел послал свое заключение Центрожиру о невозможности перевести завод в другое помещение и просил распоряжений Центрожира об оставлении завода на месте. Несмотря на то, что из Центрожира получена телеграмма, что национализированные предприятия не подлежат выселению из занимаемых ими помещений, дело осложняется тем, что из Серпухова получена телеграмма от Начальника фронтового радиотелеграфа на необходимость занятия помещения завода для мастерской.
По отделу бумажной промышленности все крупные бумажные фабрики национализированы и находятся в ведении Главбума В.С.Н.Х., но на Химотдел возложена была обязанность собрать сведения о потребном для губернии количестве бумаги, что и исполнено. Присланные сведения были сгруппированы и направлены в Центр с просьбой выслать указанное количество бумаги, но снабжение таковой возложено на Главпродукт.
Было произведено обследование бумажной промышленности Гороховецкого уезда, а именно: фабрик Гороховецкого Т-ва, Мошковской Трудовой Артели и сгоревшей фабрики Семенычева. На этих фабриках вся бумага взята на учет и предложено продавать ее лишь по разрешениям Главбума или Химотдела Губсовнархоза. Фабрика Мошковской артeли стоит, а Гороховецкого Товарищества работает, с ежедневной выработкой в 70 пуд. в день. Сырьем фабрика обеспечена, топливом же хуже по вине Отдела Местного Хозяйства, не возвратившего фабрике реквизированные дрова. Финансовое положение не блестящее и поддерживается только исполнением заказов; Химотдел предполагает испросить ссуду фабрике от Главбума. С фабрики Семенычева предположено взять все машины и передать их на фабрику, например, Гороховецкого Т-ва, которая нуждается в машинах, каковые стоят без дела и портятся. На очереди поставлен вопрос Главбуму о порядке снабжения бумагой губернии. Согласно требования Главконефти посланы требования о смазочных маслах; сводки сведений о них доставлены крайне не аккуратно и не точно без указаний имеющихся запасов. Тем не менее удалось получить наряд на три цистерны олеонафта из г. Нижнего и приступлено к его распределению фабрикам, не имеющим запасов.
Крахмально-паточная промышленность губернии находится в полном ведении Главкрахмала, организовавшего ее Районное Управление и Химотделу не приходится иметь с ней почти никакого дела, что крайне, не желательно, тем более, что в ближайшем будущем предстоит решить важный вопрос о мероприятиях, как обеспечить паточные заводы крахмалом и нужно-ли для этого национализировать всю мелкую крахмальную промышленность губернии или нет.
Что касается стеклянной промышленности, то нужно сказать, что она до сего времени находится в хаотическом состоянии; лишь несколько крупных и фарфоровых заводов национализированы и на них организованы производственные правления, большинство же заводов работает сепаратно, без всякого общего плана, не считаясь с существующими законоположениями и не давая о себе знать Химотделу. Объединение этих заводов при помощи производственных управлений является одной из первых задач Отдела, не разрешенных до сих пор лишь из-за отсутствия достаточного количества технических сил, отсутствие средств и совершенно самостоятельного ведения дел, каждым заводом, так и местными органами, ведающими в некоторых случаях производством. В ближайшем будущем по рассмотрению Президиума, после обследования заводов, будет представлен план об организации соответствующих производствующих правлений, деятельность коих будет регулироваться Отделом.
В настоящее же время по предписанию из Центра Главстекла от 3-го Марта 1919 года была организована Комиссия по ликвидации Ильинского стеклянного завода «Ермолка», в Тирибровской волости, Александровского уезда.
В виду закрытия некоторых стеклянных заводов Химотдел отправил на рассмотрение и утверждение Химотдела ВСНХ смету на охрану бездействующих стеклянных заводов, возвращенных Главстеклом, как не подлежащих его ведению, в частности в виду бездействия Муромского бутылочного завода Отделом переведены деньги на содержание охраны и приведения завода в порядок.
В последнее время предложением из Центра проводится национализация москательной промышленности, с каковой целью предложено всем торгующим москательными товарами представить сведения об имеющихся материалах и воспрещено продавать таковые без разрешения Химотдела Губсовнархоза, в частности таковое же распоряжение последовало в отношении колесной мази и гарного масла.
Работа Химотдела очень затруднена, вследствие отсутствия достаточного количества работников, главным образом специалистов, благодаря чему, мероприятия, предположенные Отделом, осуществляются медленно, без необходимой в горячее время быстроты выполнения. Этому способствует неаккуратное исполнение уездными органами и заводами поручаемых им дел и собрания сведений, а в некоторых случаях и совершенно игнорируются запросы Отдела» (Журналы заседаний Второго очередного Владимирского Губернского Съезда Совнархозов и доклады съезду 1919 года).

Далее »»» Владимирский губсовнархоз. Часть 2

Категория: Владимирская губерния | Добавил: Николай (05.03.2021)
Просмотров: 1206 | Теги: Владимир, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru