Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
29.12.2024
14:37
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1624]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [267]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Первый Владимирский областной фестиваль музыкального фольклора (1970 год)

Первый областной фестиваль музыкального фольклора в 1970 году

ПРИХОДИТЕ НА ПРАЗДНИК ФОЛЬКЛОРА!

Богата Владимирская земля образцами народного творчества. С 1937 года на территории нашей области ведет записи старинных владимирских песен Московская государственная консерватория, и за это время их собрано более тысячи. Собиратели песен побывали почти в каждом районе области, по крупицам собирая образцы фольклора. В этой огромной работе принимали участие областной Дом народного творчества и хоровое общество.
Итогом экспедиций исследователей явился сборник «Народные песни Владимирской области», который сейчас готовится к печати. Несколько раньше, а именно в 1958 году, Владимирским Домом народного творчества под редакцией В. И. Харькова был составлен и издан небольшой сборник самобытных народных песен. Сегодня он уже стал библиографической редкостью. В нашей области были записаны такие замечательные песни, как «Ой, мороз», «Уж ты, Настенька», «Петербургская славна дорожка», которая по драматичности текста и красоте мелодии не уступает многим известным песням.
Уникальным представляется творчество Владимирских рожечников. На земле владимирской родилась целая школа мастеров игры на этом своеобразном народном инструменте. И слава о мастерстве рожечников дошла до Парижа.
И сегодня фольклор волнует слушателя не меньше, а порой и больше, чем самая наимоднейшая музыка. Вспомните областной фестиваль искусств. Значительный успех выпал на долю бесхитростных выступлений певцов из Овцыно Судогодского района, семьи Половинко из Гороховца, семьи Тимофеевых из Кольчунинского района, исполнителей на жалейках П. Ерохина и M. Корчагина из Селивановского района, инструментального ансамбля из Собинского района и многих других народных певцов, танцоров, инструменталистов.
А сколько еще в селах и деревнях нашей области есть прекрасных певцов и танцоров, хоровых коллективов, любовно сохраняющих образцы фольклора! В Собинском районе — это хор села Кишлеево, в Судогодском районе — певцы из сел Мошок и Ликино. В поселке Мстера все знают певицу К. И. Абрамову. Она поистине «кладезь неисчерпаемый». Около ста старинных песен напела певица экспедиции Московской государственной консерватории и среди них песню «Петербургская славна дорожка».
В селе Мошок проживает П. П. Голубев, бывший пастух. Он виртуозно играет на свирели и до сих пор хранят в своей памяти много мелодий.
Практически в каждом районе нашей области имеются хранители образцов фольклора. Порой бывает, что руководитель художественной самодеятельности жалуется на отсутствие интересного репертуара, а рядом целые россыпи необыкновенных, волнующих песен, танцев, частушек. Бери, записывай, обрабатывай, и они принесут радость не только самодеятельным артистам, но и слушателям, помогут им еще больше, еще глубже понять и полюбить родное исконно русское искусство.
А пока фольклору в нашей области не уделяется достаточного внимания. Если не считать нескольких произведений, включенных в программу ансамбля «Вишенка», танцевального коллектива Дома культуры химического завода да еще нескольких других коллективов, настояние образцы фольклоров в программных концертах — большая редкость. К слову сказать, ансамблю «Вишенка» надо стать в пропаганде фольклора запевалой.
Спору нет, прекрасен танец «Ложкари» в исполнении муромцев, но не менее, на мой взгляд привлекателен самобытный танец «Мошокская церемония» в исполнении танцевального коллектива Дома культуры Владимирского химического завода. В нем «владимирский дух», колорит родных мест. И участники коллектива, и его руководитель В. Эдельман достойны всяческих похвал. А муромцам стоит посоветовать заглянуть на вечерку в села Панфилове или Борисоглеб. И oй какие там еще можно найти кадрили и пляски!
Сегодня, как никогда раньше, стоит говорить о популяризации традиций национального исполнительного искусства. Популяризируя старинное и современное народное творчество, мы еще крепче привьем вкус, особенно молодежи, к русской песне, музыке, танцу.
Безусловно, работа по сбору и популяризации фольклора — задача не только сегодняшнего дня. Она требует большой вдумчивости, поиска, вдохновения. И очередным шагом на этом нелегком, но благородном пути, является первый областной праздник фольклора, который готовят областное хоровое общество и Дом народного творчества.
Шестого июня на открытой сцене парка им. А. С. Пушкина владимирцы встретятся с исполнителями народного самобытного искусства из многих районов области. Будут звучать старинные русские народные песни, частушки, хороводы, наигрыши на рожках.


Первый областной фестиваль фольклора в парке им. А.С. Пушкина. Выставка народного прикладного искусства Владимирского края. 6 июня 1970 г. Бильярдная в парке Пушкина.

Выставка народного прикладного искусства Владимирского края в парке им. А.С. Пушкина, приуроченная к Первому Областному фестивалю фольклора. 6 июня 1970 г. Фото: Менькова Нина Васильевна

Первый областной фестиваль фольклора в парке им. А.С. Пушкина. Выставка народного прикладного искусства Владимирского края. 6 июня 1970 г. Фото: Менькова Нина Васильевна

Здесь же, в парке, музей-заповедник развернет выставку народного прикладного искусства Владимирского края, на которой широко будет представлена одежда, утварь, лубок XIX—XX веков.
Сегодня многие самодеятельные коллективы и отдельные исполнители тщательно готовятся к празднику фольклора, который наверняка станет еще одним подтверждением слов М. Горького о том, что народ не только сила, создающая все материальные ценности, он — единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных.
В. Хабаров, ответственный секретарь Владимирского хорового общества
(Газета «Призыв, 3 июня 1970 год).

***

Областной фестиваль художественной самодеятельности, посвященный столетию со дня рождения В. И. Ленина, вылился в яркий праздник искусства. Жюри и зрители реально ощутили возросшее мастерство народных талантов, отметили обогащение репертуара произведениями, созданными на высоком идейно-художественном уровне. Дипломами областного оргкомитета отмечены 264 художественных коллектива и исполнителя, 37 из них стали лауреатами фестиваля.
Хоровое и вокальное искусство было представлено достаточно широко и разнообразно. На фестивале выступили 39 хоров и 77 вокальных ансамблей.
Оправдали наши ожидания народные академические хоры домов культуры им. 1100-летия гор. Мурома (дирижер Т. Усова) и им. 850-летия гор. Владимира (дирижер А. Островский), выступившие почти на профессиональном уровне. Порадовали темпераментом и грамотностью исполнения хоры Муромского педучилища и Владимирского культпросветучилища (руководители Л. Балтер и З. Шаховская).
Содержательную программу и высокую хоровую культуру показали: хоры Александровского Дома культуры «Юбилейный» (дирижер И. Владов), клуба киржачского завода «Красный Октябрь» (дирижер Р. Бондаренко), Панфиловского Дома культуры (руководитель Л. Вдовиченко), Лыковского сельского клуба (руководитель В. Волощенко).
Высокую певческую культуру продемонстрировал хор Киржачского шелкокомбината, руководимый опытным мастером Н. Романовым. Этому хору — лауреату фестиваля — присвоено высокое звание народного самодеятельного коллектива.
Ниже своих возможностей выступили хоры русской народной песни Дома культуры комбината им. III Интернационала (руководитель В. Егоров), отдела главного конструктора ВТЗ им. А. А. Жданова (руководитель С. Валенков), Кольчугинского районного Дома культуры (руководитель Г. Маслова), Воютинского сельского клуба (руководитель С. Штроткин), «Юность» Дома культуры им. Дегтярева (руководитель Р. Казаков). И уж совсем плохо, что исчезли такие интересные коллективы, как хор Дома культуры Вербовского поселка и хор Кольчугинского Дворца культуры им. В. И. Ленина.
Различные вокальные ансамбли показали на фестивале интересный разнообразный репертуар и в большинстве случаев высокое качество исполнения. С чистым и точным интонированием мелодии и аккордов, удачной аранжировкой, гармоническим сочетанием голосов была исполнена русская народная песня «Комара муха любила» (а'капелла) женским вокальным квартетом «Березка» Дворца культуры им. 1100-летия гор. Мурома: с народным юмором, артистично прозвучала шуточная народная песня «Как у ентого столба» в исполнении мужского трио клуба фабрики «Организованный труд»; плавно, душевно была исполнена «Вишенка» Г. Векшина женской вокальной группой Панфиловского районного Дома культуры; мужская группа хора моторного цеха ВТЗ им. А. А. Жданова мужественно и динамично исполнила «Балладу о знамени» О. Фельцмана (солист Л. Ершов).
Особо хочется отметить зрелую работу такого самобытного коллектива, как народный ансамбль электромузыкальных инструментов «ЭВИА-67» клуба завода «Электроприбор» (художественный руководитель В. Мещерин) с интересной мужской вокальной группой, одаренной солисткой и подготовленными оркестрантами.
Можно было бы говорить положительно еще о многих вокальных группах (21 из них получила звание лауреата или диплом I степени), но следует обратить внимание руководителей вокальных коллективов и на некоторые промахи. Они наблюдаются, во-первых, в выборе репертуара и, во-вторых, в подаче его. Песни Б. Окуджавы вряд ли надо приветствовать в концертах. А все же песня «До свидания, мальчики» была исполнена и кольчугинским, и гороховецким коллективами. И оба разa с плохим вкусом, излишней сентиментальностью и полнейшей фальшью в исполнении.
На фестивале выступило 111 солистов. Следует отметить и возросшую культуру пения, и почти всегда хороший выбор репертуара. В концертах прозвучали песни А. Новикова «Ленина помнит Земля», С. Туликова «Родина», «Песня о Ленине», «Любите Россию», П. Аедоницкого «Красное солнышко», Д. Тухманова «Россия», ряд произведений классики. К сожалению, некоторые руководители-педагоги готовили со своими певцами в концертах такие, не подходящие по тематике произведения, как «Ритмы ожидания» Г. Музакиса, «Не скрипи, калитка» С. Поликарпова, «На братских могилах» В. Высоцкого, «Строгий капрал» В. Гамалия.
Отдельные руководители даже в этих ответственных концертах показали плохой вкус и недостаточную грамотность. Так, серьезное, глубоко идейное произведение С. Туликова «Песня о Ленине» было исполнено певицей из г. Александрова в сопровождении эстрадного оркестра; солист инструментального ансамбля «Дружба» из г. Гусь-Хрустального подражал плохим эстрадным певцам, пел, крича и заламывая руки.
На отчетных концертах мы снова слушали с большим удовольствием известных, любимых зрителями певцов; В. Румянцеву из Гусь-Хрустального, Л, Феоктистовуиз Коврова, В. Новожилову из Юрьев-Польского, А. Коричук и В. Пуцилло из Владимира и с радостью познакомились с новыми певцами, обладающими вокальными данными и интересной манерой исполнения. Это И. Синева из Мурома, Л. Цыплева из Вязников, Н. Серебрянская из Александрова, В. Ульянова из Владимира, Ф. Гачурина из Гусь-Хрустального, Е. Пиперов из Небылого, Л. Половец из Меленок.
На фестивале выступило 34 оркестра и 23 инструментальных ансамбля. Особенно запомнилось выступление оркестра русских народных инструментов Дома культуры им. В. И. Ленина г. Коврова, ибо его художественный уровень стоит на грани профессионального мастерства. Руководитель оркестра Н. Утина показала себя как грамотный педагог и умелый дирижер. Этому талантливому оркестру присвоено звание народного самодеятельного коллектива.
Хуже, чем мог, выступил народный оркестр русских народных инструментов Дома культуры комбината «5-й Октябрь». Неплохие результаты показали оркестры Судогодского районного Дома культуры и клуба стеклозавода им. Зудова.
Хотелось бы напомнить руководителям самодеятельных коллективов, что при выборе репертуара надо обращать серьезное внимание на техническую сложность произведения. Так, интересный коллектив клуба «Октябрь» (г. Вязники), руководимый Н. Шишаковым, не смог выступить хорошо, ибо взял сложное для себя произведение — «Антракт» из оперы Бизе «Кармен».
К сожалению, большинство эстрадных оркестров, а особенно ансамбли, представленные в отчетных концертах, проявили себя с отрицательной стороны. Происходит это из-за того, что руководители, копируя модные сейчас на Западе инструментальные составы, увлеклись экстравагантным репертуаром (диксиленд В. Вольтера «Мустанг» — Дом культуры комбината им. Коминтерна; «Дикси» Т. Гайда - - Киржачский районный Дом культуры; «Путники в ночи» Кемпферта — клуб Ковровского карьероуправления). При исполнении акцентировалось внимание не на мелодии, а на ритме. Зачастую руководители увлекаются чрезмерным форсированием звука и неточным синкопированием музыкальных фраз отдельными группами инструментов.
Образцом хорошего выбора репертуара и высокого качества исполнения могут служить оркестр ЭВИА-67, ставший лауреатом фестиваля, и оркестры клуба фабрики «Коммунистический авангард» (руководитель Б. Сысоев), Дома культуры стеклозавода им. Дзержинского (руководитель Г. Сумской), муромский ансамбль электромузыкальных инструментов (руководитель Ларионов).
Как всегда, нас порадовало выступление народного духового оркестра клуба им. В. И. Ленина (гор. Гусь-Хрустальный), исполнившего «Итальянское каприччио» П. И. Чайковского (дирижер Гуськов).
Грамотно была исполнена первая часть 5-й симфонии Л. Бетховена духовым оркестром клуба фабрики им. Лакина (дирижер Б. Концов). Оркестр Дворца культуры им. В. И. Ленина г. Кольчугина под руководством Р. Димина доходчиво преподнес и верно раскрыл содержание «Сюиты на темы песен Великой Отечественной войны». Сводный духовой оркестр Домов культуры им. Ногина и им. Дегтярева (дирижер В. Жильцов) выразительно исполнил «Ариозо матери» для голоса с оркестром из кантаты А. Новикова «Нам нужен мир». Вообще все духовые оркестры, выступавшие в отчетных концертах, показали, достаточно высокий уровень исполнения (только один оркестр не отмечен дипломом фестиваля). Но, к сожалению, их было очень мало представлено. Вызывает досаду, что профсоюзные организации и руководители культпросветучреждений недооценивают роль духовой музыки, ее значения в эстетическом воспитании трудящихся.
Хореографическое искусство представляли 43 коллектива, выступившие не только с народными, но и с современными сюжетными танцами.
По сравнению с прошлым фестивалем выросла массовость и танцевальная культура, появились новые коллективы.
Коллектив из Мурома, руководимый А. Фадеевым, с большим успехом показал массовый, танец «Ложкари».
Интересные творческие работы показали хореографические коллективы Домов культуры им. 1100-летия гор. Мурома и ВТЗ им. А. А. Жданова, возглавляемые высококвалифицированными балетмейстерами В. Ивановым и Н. Пешковской.
Серьезную, вдумчивую работу и техничность продемонстрировал танцевальный коллектив Дома культуры им. В. А. Дегтярева. Руководитель этого коллектива — опытный балетмейстер Л. Пестова, обладая очень хорошим вкусом, интересно работает в разных жанрах. Прекрасное впечатление оставляет и танец легкого, эстрадного плана «Северное сияние» и особенно сюита «Поэма о хрустале», эмоционально отображающая тему труда. За большие успехи в хореографическом искусстве коллективу присвоено звание народного.
Нельзя не запомнить плавную, величавую «Мошокскую церемонию», исполненную танцевальным коллективом Дома культуры химического завода. В. Эдельман записал танец в Судогодском районе и с любовью и вниманием осуществил его постановку.
К сожалению, ниже своих возможностей выступили танцевальные коллективы клуба завода «Электроприбор» (руководитель Н. Еременко), клуба фабрики им. Лакина (руководитель А. Насонов), клуба завода стекловолокна (руководитель Ю. Рахмангулов).
В качестве совета хотелось бы указать на необходимость обращения руководителей танцевальных коллективов к классическому балету — школе любого танца.
На фестивале выступило с художественным словом 59 чтецов. Большинство из них обратились к произведениям прозы и поэзии, посвященных В. И. Ленину, Коммунистической партии, советскому народу. Поэму А. Твардовского «Ленин и печник» тепло, проникновенно прочитал А. Мурзов из г. Кольчугина, А. Адрианов из г. Мурома с большим вдохновением и раздумьем прочел «Разговор с товарищем Лениным» В. Маяковского. Хорошими чтецами зарекомендовали себя Л. Сильнова из Меленковского района (отрывок из поэмы Гоппе «Советский флаг»), Р. Мокеев из Небылого (отрывок из поэмы Р. Шагаль «Шествие света»), В. Бутов из Собинки (отрывок из поэмы Р. Рождественского «Письмо в 30-й век»).
Но самое яркое впечатление оставило выступление полировщика завода «Красный Октябрь» (г. Киржача) Е. Пчелинцева, который обладает глубоким видением произведения, с большим драматическим мастерством, сочными красками и колоритными образами доносит текст до слушателя. Прочитанная В. Пчелинцевым глава «Казнь Степана Разина» из поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС» была исполнена на высоком профессиональном уровне.
На фестивале недостаточно, но все же было представлено и цирковое искусство. Прекрасное впечатление оставил номер девушек-акробаток из г. Коврова (руководитель В. Баландина). Их выступление проникнуто и силой, и красотой, и изяществом.
Ярким праздником народного творчества стал отчет художественной самодеятельности гор. Мурома. Разнообразие жанров, художественный содержательный репертуар, массовость и хорошее исполнение, новые интересные коллективы — вот чем отличается концерт муромцев.
Масштабным и разнообразным было выступление владимирцев. Отрадно отмечать, что в этом фестивале мы увидели значительный рост художественной самодеятельности города Владимира по сравнению с прошлым фестивалем.
Хорошо показали себя и ковровцы. Но все же от города, имеющего четыре крупных Дома культуры, мы вправе были ожидать большего. А отсутствие в отчетном концерте Коврова хоровых коллективов было просто непонятно.
Совершенно не оправдал наших надежд город Гусь- Хрустальный (здесь только один коллектив получил звание лауреата — духовой оркестр под руководством Гуськова). Могли более интересные и содержательные концерты подготовить города Кольчугино и Вязники.
Серьезно отнеслись к подготовке своих коллективов в Вязниковском, Камешковском. Муромском, Юрьев-Польском, Собинском, Петушинском районах, творческие отчеты художественной самодеятельности этих районов заслуживают положительной оценки.
А вот концерты коллективов Меленковского, Александровского. Гороховецкого, Киржачского районов не порадовали.
Фестиваль искусств, несомненно, способствовал росту художественной самодеятельности, и достигнутые в ходе его успехи должны быть закреплены. Следует, сделав необходимые выводы по критическим замечаниям, устранить недочеты в работе коллективов. Для этого в коллективах есть все возможности. Необходимо только большее внимание к художественной самодеятельности со стороны общественных организаций, трудолюбие и истинная любовь к искусству со стороны участников, повышение требований к своей работе руководителей коллективов.
А. ОЛЕНЕВ, директор Дома художественной самодеятельности.

Воспитание красотой
Подведены итоги областного фестиваля самодеятельного искусства, посвященного столетию со дня рождения В. И. Ленина.
На днях во Владимирском Доме офицеров проходила конференция, посвященная этому вопросу.
С докладом «Об итогах областного фестиваля искусств и задачах учреждений культуры» выступил начальник областного управления культуры А. К. Елисеев.
На конференции выступили секретарь Муромского горкома КПСС Н. А. Демин, председатель завкома профсоюза Владимирского тракторного завода Н. В. Поздеев, руководитель народного ансамбля танца Дома культуры Ковровского завода имени В. А. Дегтярева Л. И. Пестова и другие.
На конференции состоялось награждение участников областного фестиваля самодеятельного искусства.
С. БАРАНОВА.

Газета «Призыв, 7 июня 1970 год.

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА

В наше время необычайно возрос интерес к фольклору, неуклонно расширяется его пропаганда и увеличивается удельный вес в художественной жизни. В республике сейчас проходят областные праздники фольклора. В будущем году предстоит фестиваль народного творчества, на котором выступят лучшие самобытные коллективы Российской Федерации.
Есть все основания полагать, что владимирцы достойно представят искусство народных талантов. Думать так позволяет первый областной праздник музыкального фольклора, явившийся значительный событием в культурной жизни Владимирщины. Организаторы этого действительно праздничного вечера — областное хоровое общество (ответственный секретарь В. Хабаров) и областной дом народного творчества (методист по фольклору П. Луговкина) за сравнительно короткий срок провели большую и трудоемкую работу, выявив в районах многие талантливые хоровые и танцевальные коллективы, отдельных певцов и исполнителей на различных народных инструментах. В осуществлении замысла основным инициаторам помогли сотрудники Владимиро-Суздальского музея заповедника, устроившие в этот день интересную выставку народного прикладного искусства Владимирского края — крестьянской одежды, домашней утвари и т. п. Посетителя могли приобрести здесь памятные значки и редкие грампластинки с записью наигрышей владимирских рожечников.
Трудно переоценить значение подобного мероприятие. Ведь фольклор — народное богатство и достояние. Это в полном смысле слова духовный хлеб народа. Старинные песни, шлифовавшиеся веками, несут могучий идейный и эмоциональный заряд, обрели непреходящую красоту, волнующую миллионы современников. Но не окончательно изжиты еще заблуждения, что старинной песне не место «в наш атомно-космический век». Неверно это! Истинное искусство не уходит из жизни подобно устаревшим предметам быта. Творения великих мастеров прошлого — Пушнина, Рафаэля, Чайковского, Шекспира, народная песня — доставляют нам и сегодня настоящее художественное наслаждение.
В нашей стране памятники культуры и истории, которыми так богата владимирская земля, охраняются государством. Песни, рожечные наигрыши тоже надо сберечь. Но они не потеряют своей ценности только в том случае, если сохранятся в своем первозданном виде. А для того, чтобы их пели, надо поощрять певцов, широко показывать искусство лучших из них, создать при поддержке радио и печати атмосферу общественного уважения к народной музыке и слову.
К сожалению, фольклористы часто с горечью убеждаются, что наследники и хранители песенных богатств предпочитают не выступать с их исполнением в своих селах, опасаясь сложившегося подчас неблагоприятного отношения к песне. Это же отпугивает от народной музыки и молодёжь. А ведь искусство песенных умельцев без преемников обречено на исчезновение. Этого нельзя допустить. Владимирские песни и наигрыши, вдохновлявшие композиторов-классиков, должны сохраниться для будущих поколений, как сохранились сегодня белокаменные соборы.
Владимирская песня чрезвычайно богата; собиратели записали здесь почти все ее жанры, многие из которых прозвучали на субботнем празднике. Он открылся сказом о Ленине, созданным и исполненным М.Ф. Старостиной из Киржачского района. Это произведение использует традиционные художественные особенности эпических сказаний.
Подлинным украшением фестиваля явились прекрасные протяжные свадебные песни. Овцынский хор из Судогодского района показал часть свадебного обряда — сватовство и девичник. Исполнители очень живо воспроизвели эту сцену со всеми традиционными присловьями свата, свахи, родных невесты, этнографически достоверными деталями обряда.
Свадебными песнями («Трубонька», «Не долго веночку») порадовали слушателей марьинский и красногорский хоры Кольчугинского района. Они располагают интересным репертуаром. Песни «Уж как по лугу, по лугу» и «Не будите меня молоду» отличаются редким и красивым сопровождением рожка (В.А. Семенов).
Необыкновенным изяществом покорила песня «Соловейко» (кишлеевский хор. Собинский район). Несомненно, что многие местные хоры владеют таким же своеобразным распевом известных песен. Бесспорной удачей фестиваля было исполнение замечательной рекрутской песни «Петербургская славна дорожка» (хор деревни Юдиха Ковровского района).
Примечательный пример настоящего овладения народной традицией явил молодежный коллектив Панфиловского Дома культуры Муромского района. Он перенял хоровод «Из-за лесику» от одной из односельчанок и исполнил его в мягкой народной манере.
К слову сказать, сходный пример обращения к народно-песенной классике показал хор села Ильино Селивановского района. Он разучил по сборнику Н. А. Римского-Корсакова одну из интереснейших песен — «Про татарский полон». Любопытно, что в распеве хора песня при всей близости к источнику приобрела отдельные черты местной традиции.
Особо следует выделить танец «Кишлеевская кадриль», поставленный В. Элельманом (записана в Собинском районе). Самое ценное — это то, что в танце отчетливо видна народная основа, бережно сохраненная хореографом. Исполнил его способный коллектив Дома культуры Владимирского химического завода. Танец отличается живостью и благородной пластикой.
Интересный, свежий по сюжету танец «Суздальские звонари» показал ансамбль Дома культуры им. Ногина (г. Ковров).

Фестиваль порадовал слушателей также обилием инструментальной музыки, особенно выступлением рожечников. Следует надеяться, что в ближайшее время область сможет обрести целый коллектив рожечников, который возродит былую славу их предшественников. Из других инструменталистов выделим мастерский дуэт П. Я. Ерохина и М. Ф. Корчагина (деревня Шульгино Селивановского района), игравших на «дудках» (жалейках), а также П. П. Голубева (жалейка «ладоница»).

Вместе с тем на этом фестивале, подчеркиваем, в целом удавшемся, наметились и отдельные недостатки. Они вполне естественны и, пожалуй, даже неизбежны для первого в области фольклорного концерта такого рода.
Праздник охватил практически все районы области. Это позволило показать разные местные стили песен, но то же обстоятельство привело к нежелательной краткости выступлений отдельных коллективов. В будущем представляется целесообразным показывать материал тематически (к примеру, песни или инструментальная музыка), или по жанрам. Кстати, это несколько сократит продолжительность концерта.
Далее, на праздниках, посвященных фольклору, по-видимому, нежелательно появление номеров эстрадно-самодеятельного типа, а также соседство песенных и прозаических жанров и т. п. Так, сам по себе неплохой ансамбль «Мелодия» из Суздальского района, вероятно, следовало бы показать не рядом с фольклорными коллективами, а на самостоятельном вечере художественной самодеятельности.
Кроме того, налет эстрадности ощущался и в отдельных фольклорных выступлениях. Надо с большой осторожностью вводить элементы театрализации при исполнении песен. Если они уместны, скажем, при хороводной игре или исполнении свадебной песни с участием «невесты» («Не в трубыньку трубили», марьинский хор), то инсценировка плясовых, шуточных или передача мелодии говорком всегда угрожает перейти границу хорошего вкуса и является своего рода данью нетребовательной части публики. Желательно также избегать введения в хоровую песню сольных куплетов. Обязательного баянного сопровождения, которое обычно подходит к частушкам, кадрили и городским по складу песням.
Местным этнографам, сотрудникам музея и художникам следует помочь коллективам в выборе самобытных костюмов. Большинство костюмов, в которых выступали участники праздника, были до обидного однообразны и блеклы (особенно в сравнении с выставленными в павильоне). Отрадное исключение составили традиционные костюмы семьи Лобаревых и платья Е. Я. Варабива и А. И. Мешковой (Петушинский район).
Не все районы обратили должное внимание на предстоящий фестиваль. Так, ни одного коллектива не было из Меленковского района, хотя здесь известны интересные исполнители.
Подводя общие итоги прошедшего фестиваля, можно смело утверждать, что основные задачи, поставленные его организаторами, выполнены. Праздник фольклора принес удовлетворение как самим исполнителям, показавшим свое творчество, так и многочисленной аудитории, тепло принимавшей большую программу.
Н. ВЕДЕРНИКОВА, старший методист отдела фольклора Центрального Дома народного творчества; Б. РОБИНОВИЧ, консультант фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР.
(Газета «Призыв», 11 июня 1970 год.)

«Поет Юрий Гуляев
Совсем недавно во Владимире, во время выступления Юрия Гуляева мой сосед задумчиво произнес: «Все-таки какая радость слушать настоящего мастера». Я молча согласилась с ним. Действительно, за последние годы слушатель сильно устал от певцов с микрофоном, от грохочущего сопровождения оркестра или инструментальных ансамблей, не признающих никаких полутонов, играющих только «громко», «еще громче», «как можно громче». Он зачастую уже не в силах отличить, что хорошо и что плохо. Он ошеломлен рублеными джазовыми ритмами, металлическим звучанием голосов, доносящихся до него через всю эту сложную радиоэлектронную технику.
И вдруг однажды этот слушатель становится свидетелем, как на эстраду выходит артист, элегантно и просто одетый, выходит спокойно, улыбается публике, как своим близким, добрым друзьям, и начинает петь, петь, как, наверное, в свое время пели народные певцы, восторженно описанные Тургеневым: легко, свободно, как птица. Не удивительно, что навстречу такому певцу сердца слушателей благодарно раскрываются, что его пение вызывает в них самые добрые человеческие чувства и горячий отклик.
А начинался творческий путь знаменитого ныне певца не так уж просто.
— Я любил петь с детства, — так начал нашу беседу Юрий Гуляев.— Родом я из Тюмени. Вырос в простой, но музыкальной семье. Отец мой играл на баяне, мать пела. Не удивительно, что и я пристрастился к пению.
До шестнадцати лет у меня был очень высокий голос. Я участвовал в художественной самодеятельности, добивался даже первых мест в области. Помню, мне однажды в качестве приза подарили отрез на костюм. Очень я был тогда доволен.
Но я не мечтал о профессии певца. На тех, кто учился в консерватории, я смотрел с благоговением, почти с трепетом. Мне они казались какими-то избранными, редкими людьми. К тому же мой голос к этим годам изменился, возмужал, потерял прежнюю гибкость.
Таким образом, после окончания школы я оказался студентом медицинского института в Свердловске. Но меня, признаюсь, ненадолго хватило. Очень скоро я понял, что попал явно не туда. Да и тяга к пению становилась трудно сдерживаемой. Однажды я был в гостях у одного профессора, и тот, послушав меня, рекомендовал мне настоятельно поступать в консерваторию. И я, наконец, рискнул.
Увы, меня не ожидала удача. Приняли почти всех. Я не был в их числе. Мне удалось все же поступить, но лишь на вечернее отделение.
— Ну и как сложилась дальше наша жизнь?
— В консерватории я начал учиться с восемнадцати лет. Для вокалиста это очень молодой возраст! К тому же у меня не было за плечами прочной музыкальной подготовки. И, откровенно говоря, что касается специальности, я первые годы был в числе последних. Порой начинал унывать: думал, что певца из меня не получится и не лучше ли мне совсем оставить консерваторию. Но мне очень повезло с педагогом. Фрида Исааковна Обрезцовская была превосходным педагогом и очень чутким человеком. Она верила в меня, во всем поддерживала. И наконец, пришла удача: на четвертом курсе я получил впервые «отлично» по специальности и был приглашен в Свердловский оперный театр. Так началась моя творческая жизнь. После Свердловска я пел в Донецке, затем — в Киеве.
Гуляев рассказывает о себе просто, искренне. Он и в разговоре такой же открытый и простой, как и в пении. Я вижу, что он очень устал, но он деликатно не прерывает меня. Чувствуешь себя с ним удивительно легко, как будто знаешь его уже не один год. Я напоминаю ему о многочисленных передачах, посвященных ему на телевидении, на радио. И как только разговор касается его популярности, любви к нему слушателей, он мгновенно старается перевести разговор в другое русло, начинает шутить. В этом я тоже вижу черты чисто русского характера: нелюбовь к саморекламе, отсутствие самолюбования. Мы идем с ним после концерта по улице. Он все еще взволнован. Тепло отзывается о владимирской публике, устроившей ему настоящую овацию.
- Юрий Александрович, вы давно поете в Киевском театре оперы и балета?
— Да, уже десять лет.
Я спрашиваю его, нравится ли ему выступать в эстрадных концертах.
— А почему бы и нет? Я не считаю, что оперный певец должен держаться за фрак и чураться эстрады, песни.
— Вы могли бы представить для себя иную судьбу?
— Нет.
— Юрий Александрович, что вы как оперный певец думаете о путях современной оперы? Раздаются голоса, что она изжила себя.
— Я этого не считаю. Правда, расцвет оперы как жанра прошел. Требуются какие-то новые формы, какие-то пути, по-видимому, еще не известные ни композиторам, ни певцам.
— А что вас увлекает кроме музыки?
— Техника. Я очень люблю мастерить все своими руками. Жаль только, что свободного времени у меня попросту нет.
Я прохожу по притихшим улицам Владимира и неожиданно замедляю шаг: из раскрытого окна дома доносятся слова песни «Русское поле»:
«…Здесь Отчизна моя,
И скажу не тая:
Здравствуй, русское поле...»
Это поет народный артист Юрий Гуляев.
Л. РОДИНА» («Призыв», 21 июня 1970).
Областной Центр народного творчества
Владимир и владимирцы в 1950-1975 годах в дневниках З.Д. Федоровской
Праздничные демонстрации трудящихся во Владимирской области 1 мая 1970 года
22 апреля 1970 года во Владимире прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.
Первый областной фестиваль музыкального фольклора в 1970 году
Во Владимире (август 1950 г. - октябрь 1987)
Город Владимир в 1970-е годы
Категория: Владимир | Добавил: Николай (09.09.2018)
Просмотров: 1573 | Теги: Владимирская область, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru