Областной Центр народного творчества (ОЦНТ) Дом фольклора
28 сентября 1944 года во Владимире решением облисполкома был создан Областной Дом народного творчества. Так культурная сфера Владимирской области, образованной в августе 1944 года, обрастала необходимой в советское время системой организаций. Основной задачей Дома народного творчества было развитие художественной самодеятельности, организация выставок народного творчества, оказание методической помощи учреждениям культуры в проведении массовых мероприятий. Первым директором Дома народного творчества стала Вера Дмитриевна Шпеллер. Дом народного творчества с 1945 г. по 1953 г. находился в ведении Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР и подчинялся областному комитету по делам искусств.
С 1953 г. Дом народного творчества находится в ведении Министерства культуры РСФСР, Владимирского областного Управления культуры и непосредственно подчинён его отделу культпросветработы.
Дом народного творчества осуществлял свою работу в тесной связи с профсоюзными, комсомольскими организациями, творческими союзами на основе местной инициативы и самодеятельности.
Вся деятельность Дома народного творчества направлена на дальнейшее развитие художественной самодеятельности и народного творчества, являющегося важным средством духовного развития народа, его коммунистического воспитания. Для осуществления указанных задач Дом народного творчества разрабатывал и направлял на места рекомендательные списки репертуара, всемерно популяризируя и распространяя лучшие современные произведения и классику. Совместно с творческими союзами и другими заинтересованными организациями Дом народного творчества проводил конкурсы на создание репертуара для художественной самодеятельности по всем жанрам; вёл работу с самодеятельными композиторами, драматургами, авторами репертуара агитбригад, отбирая лучшие произведения для опубликования через местные издательства и периодическую печать. Дом народного творчества осуществлял контроль за репертуаром художественной самодеятельности всех ведомств и организаций, утверждал репертуарные планы районных Домов культуры, контролировал репертуар художественной самодеятельности районной сети культпросветучреждений через районные Дома культуры; оказывал всемерную помощь университетам культуры; организовывал в установленном порядке декады, творческие отчёты, смотры, конкурсы, праздники песни и танца, фестивали молодёжи, праздники урожая, выставки изобразительного и прикладного искусства и т. п., проводил курсовые мероприятия по повышению квалификаций художественных руководителей и других творческих работников районных и сельских Домов культуры и выполнял ряд других работ.
Дом народного творчества осуществлял руководство художественной самодеятельностью области через районные Дома культуры.
К 1962 г. в области насчитывалось 5100 коллективов художественной самодеятельности с общим количеством участников 79640 человек и 195 агитбригад. Только во время областного смотра художественной самодеятельности в 1962 г. спектакли самодеятельных артистов просмотрело свыше 15 тысяч зрителей.
Ул. Б. Московская, д. 24 1970 г. «В административном здании, что расположено на улице III Интернационала во Владимире, разместились различные организации: областной ремонтно-строительный трест, областной Дом санитарного просвещения, городское агенство «Союзпечати», Дом народного творчества, справочно-информационная контора «Владоблсправка» и некоторые другие…»
В 1970 году во Владимире прошел Первый областной фестиваль музыкального фольклора.
Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 14 мая 1979 г. № 260 «О мерах по выполнению постановления Совета Министров СССР от 23 марта 1979 г. № 275», в соответствии с решением исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов от 25 сентября 1979 г. № 990/17 на базе областного Дома народного творчества и методического кабинета по культпросветработе создан единый научно-методический центр народного творчества и культпросветработы (Центр) для оказания методической помощи всем клубным учреждениям и коллективам художественной самодеятельности.
Ещё одной задачей стало методическое руководство районными Домами культуры и сельскими клубами. Адрес ДНТ (1980 г.): ул. Гагарина, 7 (Владимирский областной театр кукол).
Во исполнение Указа Президента РСФСР от 25 сентября 1991 г. № 130 образована администрация Владимирской области и назначен ее Глава. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 22 августа 1991 г. № 75 и на основании постановления Главы администрации Владимирской области от 2 октября 1991 г. № 1 прекращены полномочия исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов. В соответствии с постановлением Главы администрации Владимирской области от 3 января 1992 г. № 2 управление культуры исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов упразднено и образован отдел культуры администрации Владимирской области. В соответствии с приказом отдела культуры администрации Владимирской области от 4 марта 1992 г. № 33 научно-методический центр народного творчества и культпросветработы реорганизован в Областной Центр народного творчества.
В соответствии с распоряжением Главы администрации Владимирской области от 5 октября 1992 г. отдел культуры администрации Владимирской области преобразован в комитет по культуре администрации Владимирской области.
На улице Георгиевской дом № 2б был выстроен как надворные службы, в конце XIX века использовался под пекарню Курнавина и под жилье пекарей. «Дом Багриновского» (1899). В годы ВОВ на верхнем этаже располагалось общежитие фельдшерско-акушерской школы. Дом был внесён в реестр объектов культурного наследия как "Здание гауптвахты". Откуда же взялась мысль о гауптвахте? Скорее всего, она навеяна вышедшим в 1964 фильмом "Женитьба Бальзаминова", где Павла Петровна Бальзаминова делает подаяние заключённым узникам, которых режиссёр посадил в это здание.
В доме № 2б, располагался приемник-распределитель для бездомных с камерами предварительного заключения следственного изолятора, в соседних зданиях (во дворе Георгиевской церкви) располагались медицинский вытрезвитель и спецприемник, где сидели суточники и задержанные за правонарушения до решения суда. На первом этаже через коридор по его обеим сторонам были камеры суточников, в подвале сидели только задержанные до утра, их участь решалась утром - кого отпустить, кого на сутки, кого на следствие. Хозяйствующие субъекты, не особо задумываясь над археологическими вопросами и проблемами сохранности культурного слоя, врыли огромную многокубовую металлическую емкость для топочного мазута рядом с фундаментами трапезной церкви, стена которой треснула.
Начало Георгиевской улицы в 1986 г. было стилизовано под улицу XIX века: булыжная мостовая и старинные фонари, в прежнем виде предстала Старая Аптека. Так же была реконструирована и Георгиевская церковь. Реконструкцией собора также занимались работники предприятия "Владимирреставрация".
Георгиевский переулок. 1987 г.
Здание приемника-распределителя для бездомных в начале 90-х было разобрано до фундамента и на его месте построено новое здание.
Георгиевская улица. 1991 г. Дом 2б снесен.
«В процессе реставрации и восстановления находятся такие памятники города, как дом купца Куликова (ул. III Интернационала, 28) и здание бывшей гауптвахты (ул. Георгиевская, 2б). После реставрации они будут переданы организациям гастрольно-концертного объединения» (1995 г.).
Новое здание на ул. Георгиевской, 2б стало Областным Домом народного творчества (ОЦНТ).
ГАУК ВО "Областной Центр Народного Творчества" зарегистрирован 5 сентября 1996 г.
Устав государственного учреждения культуры Владимирской области «Областной Центр народного творчества» зарегистрирован администрацией города Владимира 5 сентября 1996 г. В соответствии с Уставом основной целью Центра является: возрождение, сохранение и развитие традиционных жанров любительского искусства и народного прикладного творчества, поддержка народных талантов, создание условий для развития любительского искусства, пропаганда народного творчества, проведение праздников, фестивалей, выставок, смотров-конкурсов различных жанров любительского искусства. В соответствии с Указом Губернатора Владимирской области от 31 октября 2005 г. комитет по культуре администрации Владимирской области с 1 января 2006 г. переименован в департамент по культуре администрации Владимирской области.
Ул. Георгиевская, д. 2б
Директоры: Маслова Елена Николаевна, Зорина Оксана Викторовна (с 23 июня 2020 г.).
Юридический адрес: г. Владимир, Девическая улица, д. 7
Областная выставка декоративно-прикладного творчества
Ткачество - древнее ремесло, издавна бытовавшее на нашей Владимирской земле, не забыто и поныне. Меленковские, камешковские ткачи, используя вековой опыт своих предков, создают красивые, подлинно народные изделия, высоко ценящиеся у жителей нашего края и пользующиеся большим спросом у гостей и туристов, посещающих города и селения Владимирской области.
Прялка Ткацкий стан Половик, ручное ткачество, многоуточная техника. Смирнова Инна Александровна, г. Камешково.
Чемоданова О.В. г. Судогда. Девичий праздничный костюм Архангельской губернии (слева). Состав: рубаха – рукава; сарафан косоклинный – имитация распашного; «епанечка» - душегрея на лямках; головной убор – девичья повязка; шейное украшение из бисера и бусин.
Девичий праздничный костюм центральных губерний (справа). Состав: рубаха – рукава; сарафан косоклинный – имитация распашного; «епанечка» - душегрея на лямках; головной убор – девичья повязка (Владимирская) с широкой лентой; «ошейник» - нагрудное украшение из бисера.
Областная школа «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология» работает с декабря 1994 года в статусе народного коллектива–студии при ОЦНТ по авторским программам Федоровой Галины Александровны. За время своей деятельности школа провела большую кропотливую работу по изучению и воссозданию народного костюма Владимирской губернии, центра и севера России. Используя материалы фондов музеев Владимирской, Вологодской, Костромской. Новгородской, Смоленской областей, г. Санкт-Петербурга было проведено освоение изученных ремесел и приемов оформления костюмов. Участниками и активом школы были созданы коллекции костюмов, которые использовались для проведения различных выставок и мастер-классов. Реализовано три проекта, поддержанных Грантами: 1998-1999 г. г. – Грант Президента Российской Федерации (подготовка и проведение передвижной обучающей выставки «Русский традиционный костюм. Возрождение забытых навыков мастерства»). 2001 г. – Грант Института «Открытое общество» («Мост из века восемнадцатого в двадцать первый век» - возрождение ручной масляной набойки). 2004 г. – Грант Президента Российской Федерации (возрождение ручной кубовой набойки). Руководитель проектов – Федорова Г.А. В ноябре 2000 года коллектив областной школы стал лауреатом премии в области культуры, искусства и литературы «За новаторский подход в деле исследования и возрождения старинных ремесел, связанных с изготовлением и декоративным оформлением русского национального костюма». В феврале 2004 года руководитель коллектива Федорова Г.А. была награждена нагрудным знаком «За достижения в культуре». Члены актива школы неоднократно становились лауреатами и дипломантами межрегиональных, областных, специализированных выставок. Научно-исследовательская работа, регулярно проводимая в экспедициях и фондах музеев Владимирской области и крупнейших музеев России, нашла отражение в 20 публикациях: в сборниках материалов научных конференций (гг. Владимир, Ковров, Санкт-Петербург, Москва, Смоленск, Каргополь), в научном издании «Традиционная культура Гороховецкого края» (том1). В результате исследовательский, педагогической и практической деятельности областной школы «Народный русский костюм. Материалы. История. Технология» культура бытования русского национального костюма в современных условиях поднята во многих территориях Владимирской области на достойный уровень.
1. Девичий костюм. Вологодская губ., Яренский у. Нач. ХХ в. Платок головной . Хлопок, ручная кубовая набойка. Рубаха-«рукава». Лен, хлопок, ручная вышивка. Сарафан-«юбка» на длинных лямках, косоклинный. Лен, ручная верховая масляная набойка по крашенине – имитация многоцветной кубовой набойки (подобная технология достаточно широко практиковалась в начале ХХ в.). Пояс. Шерсть, ткачество на дощечках с перебросом дощечек.
2. Девичий костюм. Олонецкая губ. Вторая пол. XIX в. Девичий головной убор – повязка. Бархат, золотный позумент, шелк, бусы под жемчуг. Шаль. Шелк, антиквариат. Шейное украшение – наборочник. Лен, бисер, пуговицы. Рубаха-«рукава». Хлопок. Сарафан косоклинный распашной. Шелк, хлопок, шелковый шнур, плетеный на коклюшках, металлические погувицы.
3. Покосный или жатвенный костюм. Вологодская губ., Грязовецкий у. Рубеж XIX-XX вв. Платок головной. Хлопок, ручная двукубовая набойка. Рубаха. «Рукава» - смесовая ткань, ручная вышивка крестом. «Стан» - лен, ручная кубовая набойка. Ручное браное ткачество по синей основе: традиционное (красный уток) и одностороннее «на верхнем цепу» (белый уток), хлопок. Пояс. Шерсть, полутканье.
4. Мужской костюм. Северные губ. России. Конец XIX в. Рубаха-косоворотка. Лен; ручная кубовая набойка, орнамент по образцу набойной доски мастера С. Блохина из г. Каргополя. Хлопок, ручная вышивка; пуговица металлическая.
Порты. Смесовая ткань. Пояс. Шерсть, плетение на игле «в бутылочку».
1. Девичий костюм. Олонецкая губ., Каргопольский у. нач. ХХ в. Рубаха-«рукава». Хлопок, фигурный набор. Сарафан-«юбка» на длинных лямках, косоклинный. Лен, ручная кубовая набойка, «верховая» ручная масляная набойка; лента узорного ткачества. Платок головной. Лен домотканный, ручная кубовая набойка. Пояс. Полушерсть, ручное ткачество на дощечках.
2. Праздничный костюм молодой замужней женщины. Русский Север, конец XIX в. Головной убор – повойник, украшенный «пером», или «ниткой». Золотное шитье, шелковый штоф; жемчуг, бисер; низание. Шаль. Шелк; антиквариат. Рубаха-«рукава». Хлопок; лента узорного ткачества, машинное кружево начала ХХ в. Сарафан круглый с оборкой. Смесовая ткань, ручная вышивка каймы таибурным швом, машинное кружево. Пояс. Шерсть; браное ткачество на бердо.
3. Праздничный девичий костюм. Новгородская губ. XIX в. Девичий головной убор – венец прорезной с поднизью. Холст, картон, шелк, золотная бахрома, бисер хрустальный, жемчуг, стразы, трунцал, канитель; сажение по бели. Шугай с борами. Шелк, полулен, узорная лента, золотная тесьма, бисер, поясок-полутканье; ручная вышивка. Сарафан косоклинный распашной. Золото-серебряная парча, шелк, полулен, лента узорного ткачества, шнур ручного плетения на коклюшках, пуговицы – имитация металлических.
Студия декоративно-прикладного творчества была создана в 1999 году. Она объединила общей идеей рукодельниц, не имеющих профессионального художественного образования. Студию постоянно посещали более 70 человек, разных по возрасту и профессии: преподаватели культурно-досуговых учреждений, общеобразовательныхшкол и колледжей, воспитатели детских садов, работники социальных и медицинских учреждений, учащиеся, студенты, пенсионеры - жители не только областного центра, но и районов области. С 2011 года студия притерпела ряд изменений и приобрела новый статус – студия декоративно-прикладного творчества ОЦНТ. В задачу студии стали входить просветительская, организационная и практическая работа: поиск, изучение и возрождение самобытных способов народных умельцев по изготовлению предметов и украшений быта: подготовка членами студии авторских работ декоративно-прикладного искусства; личное ознакомление с работами ведущих мастеров художественного промысла страны; повышение гражданской активности и оптимизма к жизни. В настоящее время студия работает по направлениям: ВЫШИВКА: 25 видов ручной вышивки – художественная гладь, атласный шов, вышивка в графической манере и др. КРУЖЕВО: на коклюшках, кружево «Фриволите». ИЗДЕЛИЯ, связанные в технике «Макраме»: картины, вазы, и др.КАРТИНЫ: бисер на стекле; из пуха; перьев; сухих листьев, соломки, ваты, кожи, соленого теста. ЦВЕТЫ: из лент, ткани, бумаги. КУКЛЫ: на чайник, куклы текстильные, тряпичные, из бисера, мочала, мешковины, ниток, мохеровой шерсти. ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ: лоскутные, колье из бисера, из кожи. Косметички из ткани и кожи. ЯЙЦА ПАСХАЛЬНЫЕ: плетенные бисером, бусами (основа – деревянное яйцо), вышитые лентами, вышивка лицевым шитьем по бархату. Произведения студии востребованы; ее члены - участники выставок и вернисажей во многих городах Владимирской области и России: Москва, Санкт-Петербург, Чебоксары (Чувашская Республика), Сыктывкар (Республика КОМИ), Кострома, Иваново, Тверь, Торжок, Ставрополье, Тамбов и др. В настоящее время на базе студии декоративно-прикладного творчества проводятся мастер-классы «Секреты народного мастерства». Сложилась практика, когда рукодельницы, получившие познания и навыки в творчестве, передают свой опыт в «родных школах» и Домах культуры г. Владимира и области, а наиболее одаренные делятся «секретами» своего мастерства с мастерицами по студии, проводят с ними самостоятельные занятия на общественных началах. Студия декоративно-прикладного творчества сделала жизнь многих ее участниц целенаправленной, полезной для общества, каждая нашла свое место в творческой жизни.
Лоскутное шитье
Клубы лоскутного шитья объединяют настоящих энтузиастов народного творчества, которые создают предметы способные украсить любой дом, несущие людям тепло и свет русской души. Клуб лоскутного шитья «Лада» Городского Дворца культуры г. Владимира. Руководитель - Аксенникова Е.Е., Народная студия «Добродея» Центр народного творчества г. Суздаля. Руководитель - Болотова А.И.
Вышивка
Мастерами вышивки и шитья создаются уникальные работы. 25 видов ручной вышивки – художественная гладь, атласный шов, вышивка в графической манере и др.
Кружевоплетение
Мастерицы из г. Радужный, Коврова, Вязниковского Меленковского, Камешковского, Петушинского районов плетут нежные прозрачные кружева, которые так ценятся любителями домашнего уюта. Неповторимая вязь тонких узоров, создаваемая прекрасными руками рукодельниц области славится далеко за пределами владимирщины.
Гончарное дело
На владимирской земле гончарное дело имеет древние традиции. Производство керамики, изразцовое искусство были развиты во Владимире, Суздале, Александрове, Муроме, Гороховецком, Ковровском, Вязниковском, Меленковском и других районах. Этому способствовали богатые залежи на территории области разноцветных пластичных глин. И хотя многие промыслы утрачены, связь традиций не прервалась. Гончарное искусство сохраняется при Центрах ремесел, на частных керамических предприятиях, в семейных мастерских, любительских коллективах, творчестве отдельных мастеров. Мастеров гончарного дела и глиняной игрушки готовят Дома народного творчества и ремесел, Центры традиционной культуры, Дома искусства, мастерские ремесел, клубы и любительские объединения декоративно-прикладного искусства Владимирской области. Особый интерес представляет меленковская керамика. Промысел гончарной посуды в Меленковском районе стал известен в середине XIX века, когда изделия местных гончаров были показаны на кустарных выставках. В «Памятной книжке Владимирской губернии», изданной в XIX веке, село Коровино и деревня Ратново Меленковского уезда упоминаются как центры гончарного посудного производства. Однако гончарное дело имеет здесь очень древние традиции. Глиняным сосудам, найденным в археологических раскопках, присущи черты, имевшие явно дославянское происхождение. Славянская колонизация IX - X столетий только косвенно затронула глухую, малопроходимую Мещеру. Вплоть до начала XX века этот край хранил собственное своеобразие, которое проявлялось, да и до сих пор заметно, в местном быту, обычаях, говоре, одежде и в местных ремеслах. До конца XIX века здешние мастера изготовляли посуду «вналепку»-гончарный круг появился позднее. Гончары с. Коровино были известны чернолощеной - простой хозяйственной и фасонной (фигурной и столовой) посудой - пищевыми горшками различной емкости, молочными крынками, кашниками, плошками, блюдами, тарелками, кружками, курганами для браги, воды и молока, квасниками, корчагами и бочатами для солений и запасов пищи, кувшинами и т. д. Мастера гончарного производства хорошо понимали материал - светложгущиеся глины, добываемые в с.Коровино. Позднее для украшения своих изделий они стали использовать яркие поливы (глазури). В XX веке глазурованная посуда постепенно вытеснила чернолощеную. Формы коровинских сосудов отмечены едиными стилистическими чертами. Они строго функциональны по значению и сдержаны по декору, непритязательны по очертанию и слегка грузноваты по пропорциям, в этом сказывается выработанная веками целесообразность эстетического и утилитарного. Заслуживают внимания в коровинском гончарстве и лепные игрушки, истоки которых уходят в древнейшие времена. Ими в деревне занимались женщины и подростки. Лепили от руки фигурки птиц, коней, медведей, баранов. Раскрашивались они масляной краской красного, желтого, зеленого и коричневого цветов в виде беспорядочно разбросанных декоративных пятен. В советское время отдельные мастера были объединены в артель в с. Коровино. С 1930 года в с. Коровино работал керамический завод. В послевоенные годы гончары трудились в отдельной бригаде в г. Меленки, а в настоящее время занимаются надомным трудом, в домашних мастерских, передавая ремесло из рук в руки, из поколения в поколение. Сегодня традиции коровинских гончаров сохраняет и семейная династия Малаховых. Гончары творчески подходят к использованию местных традиций. Они не просто копируют форму изделий и их художественное оформление, но в процессе работы изменяют ее, разнообразят детали. Мастера постоянно работают над созданием современного ассортимента практичной и декоративной керамической посуды. Семейная династия Малаховых - активные участники областных праздников и выставок. Свое мастерство коровинские гончары демонстрировали на Международном фестивале искусств «Славянский базар» в Витебске (Беларусь), Всероссийском празднике Семьи, Любви и Верности (г. Муром), Московской Межрегиональной выставке-конкурсе народных мастеров «Русь мастеровая» и др. В августе 2003 года в г. Суздале основано ООО «Суздальская керамика». Все керамические изделия в мастерской объединения изготавливаются только вручную, на основе подлинных образцов старинной керамики XV-XVII веков. В росписи кувшинов, тарелок используются исторические сюжеты, взятые со старинных фресок местных храмов и монастырей. На сегодняшний день мастера и художники объединения помимо традиционной чернолощеной керамики изготавливают изделия разных видов, а также плитку и изразцы. В объединении «Суздальская керамика» проводятся уроки гончарного мастерства для всех желающих. Можно попробовать различные техники изготовления: лощение, вощение, дымление, ангобирование, старение, а также роспись изделий. Применяют и совершенствуют различные способы изготовления изделий из глины и их художественное оформление гончары и керамисты г. Владимира - Гольцова В.П., Каменских Ю.М., Сбитнева И.С., Сахарова Е.А., Кашникова Н.С., Коскина О.В., Иванов В.А. и др. Мастера сохраняют и развивают в своем творчестве все лучшее, что было передано им предшествующими поколениями. Гольцова В.П. работает в традициях Владимирских гончаров. Скромность и простота внешнего облика сосудов, изготовленных мастером, способствуют их восприятию как изделий практичных, нужных, утилитарных. Валентина Павловна – участница областных и Межрегиональных выставок декоративно-прикладного творчества, Всероссийской выставки «Гончары России» (г. Вологда). Каменских Ю.М. занимается гончарным делом более 20 лет, любит создавать сложные формы сосудов, ищет свой стиль в интерьерном дизайне и парковой скульптуре. Работы Ю.М. Каменского отличает изящество и пластичность. Мастер принимает участие в Межрегиональных и областных выставках. Демонстрировал свои изделия в Германии. Сахарова Е.А. гончарному делу училась самостоятельно Работает в различных техниках: жгутово-лоскутная лепка, дымление, лощение, восстановительные глазури и др. Изготавливает оригинальные декоративно-прикладные изделия, мелкую пластику, игрушки, украшения, посуду, изразцы. Сбитнева И.С. гончарным делом занимается 16 лет и изготавливает разнообразные декоративные сосуды. В школе-интернате для слабовидящих и слепых детей г. Владимира, она ведет авторский курс «Лепка из глины» для учащихся 1 - 8 классов. Сбитнева И.С. и ее ученики участники Всероссийской выставки «Гончары России» «Посуда» (г. Вологда) и «Игрушка, детское творчество» (г. Тверь). Глиняная игрушка всегда была неотъемлемой частью народного быта. Ею развлекались и дети, и взрослые в дни ярмарок и праздничных народных гуляний. Игрушки служили забавой. Но эти скромные «потешки» всегда являлись образцами творчества мастеров-игрушечников. Сегодня глиняная игрушка является одним из востребованных видов творчества во Владимирской области. На основе изучения местных исторических, краеведческих, экспедиционных материалов глиняная игрушка получила распространение в г. Владимире, Александрове, Муроме, Коврове, Радужном, Вязниковском, Камешковском, Киржачском, Ковровском, Собинском и др. районах. Павлихина Н.М. - прирожденный керамист, чувствующий скульптурность глины. Занимается керамикой с 1990 года. В 1995 году родились первые авторские работы и сформировался свой собственный узнаваемый стиль. С этого времени ее работы можно узнать по характерной близкой к природе цветовой гамме, которая в значительной мере определяется использованием технологии «обваривание». Этот забытый народный метод декорирования изделий из глины был восстановлен экспериментальным путем и является визитной карточкой автора. Работы Павлихиной Н.М. - это в основном окарины, которые она создает сериями. Среди излюбленных тем автора - фантастические рыбы, забавные кошки, притягательные и трогательные натюрморты. Павлихина Н.М. - участница Международных, Межрегиональных, областных выставок. Ее работы находятся в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника, коллекциях Государственного Российского Дома народного творчества, Областного Центра народного творчества. Значительную работу по возрождению игрушки проводит ООО фабрика «Ковровская глиняная игрушка», современная история которой ведет отсчет с 1993 года. С давних времен, на берегах реки Клязьмы, богатых месторождениями красной и голубой глины широко развивался гончарный промысел. Об этом свидетельствуют результаты предпринятых в 1925 году археологических исследований в Ковровском районе. При раскопках городища села Кляземский городок, на месте которого находился древний город Стародуб-Кляземский, было обнаружено 135 черепков гончарной и лепной посуды, глиняных игрушек XII – XVI столетий. Новое развитие гончарный промысел на территории Ковровского уезда получил во второй половине XIX века. На рубеже XX-XXI веков, традиционный промысел возродился в новом качестве. Наличие сырья, исторически обусловленная потребность в возвращении к истокам отечественной культуры, способствовали созданию предприятия, основатель и руководитель которого Н.П. Баранова сумела сохранить верность традиции и создать стиль, присущий современной ковровской глиняной игрушке. Ее отличительные черты – яркая цветовая гамма традиционной палитры Владимирской школы живописи, тематическое многообразие, добрый народный юмор. Воплощенные в глине жанровые сцены русского быта, традиционные сказочные, евангельские, исторические сюжеты и образы являются авторскими разработками художников предприятия. Фабрика «Ковровская глиняная игрушка» удостоена дипломов престижных выставок регионального, российского и международного уровня, занесена в 2002 году в Энциклопедию народных художественных промыслов России. В 2005 году предприятие (совместно с Ковровским историко-мемориальным музеем) было удостоено Гранта Президента Российской Федерации за представленный проект интерактивной музейной экспозиции «Мир глиняной игрушки». Навыкам изготовления Ковровской глиняной игрушки обучаются дети в Доме детского творчества под руководством Т.Ю. Охраменко и в мастерской школы №10 (зав. мастерской - О.К. Аверина). Глиняная игрушка развивается не только в городе, но и в ряде населенных пунктов Ковровского района. С 1996 года в Новосельском филиале МУК «Районный Дом культуры» Ковровского района работает образцовая студия декоративно-прикладного творчества. Руководит студией Тепаева Е.К. Участники студии не только лепят глиняную игрушку, но и собирают, изучают историю Ковровского промысла. Яркие свистульки и сюжетные композиции выполненные ребятами успешно демонстрируются в учреждениях культуры района. Большую исследовательскую работу по изучению и сохранению глиняной игрушки проводят мастера округа Муром и Муромского района. В МУК «Дом народного творчества» г. Мурома 15 лет работает студия-мастерская по изготовлению изделий из глины под руководством Ивановой О.В. В студии - мастерской занимаются дети и взрослые, подростки с ограниченными возможностями, организовано семейное обучение. Работы О.В. Ивановой и ее учеников имеют яркий индивидуальный характер, собственный стиль. В студии-мастерской разрабатываются декоративные изделия, игрушки и памятные сувениры по темам: «Древний град Муром», «Муромские былины и сказки». Определенный опыт работы с детьми по созданию глиняных изделий имеет творческая мастерская керамики «Форма» Дворца Детского (юношеского) творчества г. Владимира. В мастерской под руководством О.Н. Павловой дети учатся лепить фигуры людей и животных, посуду и музыкальные инструменты, проводить мастер-классы. Девиз мастерской: «Твори, выдумывай, пробуй и не сдавайся». Участники мастерской дипломанты конкурса Российского детского фонда «Радуга детства» и Всероссийского конкурса мастеров декоративно-прикладного искусства «Русь мастеровая» (Чувашия) и др. Лепную керамику возрождают в Центре ремесел г. Александрова, здесь детей и подростков практическим навыкам по лепке и росписи глиняной игрушки, работе за гончарным кругом обучает Титова А.М. Ни один праздник города Александрова не обходится без участия А.М. Титовой и ее учеников. Ищут свой стиль в изготовлении глиняных игрушек в студии «Радуга» Дома культуры ст. Мстера Вязниковского района (руководитель - И.Р. Портнова) и в кружке «Волшебная глина» МУК Камешковский районный Дом культуры «13 Октябрь» (руководитель - Е.Ю. Жукова). В декоративно-прикладной студии «Сувенир» Центра внешкольной работы «Лад» ЗАТО г. Радужный дети от 7 до 14 лет занимаются по оригинальной авторской программе, включающей в себя изучение народной глиняной игрушки, освоение доступных элементов художественной керамики и свободное творчество детей. Главное в процессе обучения это - бережное отношение к творчеству ребенка, считает руководитель студии г. В. Кучинская. На основе местных традиций создают глиняную игрушку в Гороховецком районе. Интересен опыт работы студии «Глиняная игрушка» МУК Гороховецкого района «Районный Дом культуры и спорта». Руководитель студии - Ермилова И.А. Она принимает в свою студию детей с трехлетнего возраста и занимается с ними по авторской методике. В Межпоселенческом Доме народного творчества и ремесел работает студия-мастерская «Гороховецкие глинянки», которой руководит Л.П. Веселовская. В мастерской занимаются дети и взрослые, а также работники культуры Гороховецкого района. Студийцы лепят из глины гороховецкие игрушки, которые вызывают интерес у зрителей и пользуются спросом на народных гуляниях и праздниках «Богатырские забавы», «Гороховые игрища на царском дворе», «Купеческий разгуляй». При знакомстве с Владимирской керамикой видно, как велик круг предметов, производимых из глины. Здесь и изразцы, и простейшая утварь, необходимая в хозяйстве, и праздничные декоративные сосуды, украшающие быт, и занимательные глиняные игрушки. С 1992 года при Областном Центре народного творчества работает творческая лаборатория «Русская народная керамика и игрушка». Лаборатория объединяет людей искренне заинтересованных в возрождении гончарства - мастеров, руководителей студий, кружков, мастерских культурно-досуговых учреждений, Домов детского творчества, Центров внешкольной работы, преподавателей детских художественных школ и школ искусств, искусствоведов, краеведов и др. Именно их усилиями сохраняется сегодня древний вид народного искусства. Большой популярностью у гончаров пользуется ежегодный Межрегиональный фестиваль народного творчества и ремесел «Золотое кольцо России» - можно и себя показать и на других посмотреть, обменяться опытом, подружиться. В 2010 году фестиваль проходил в городе Муроме. Ярмарка ремесел, прошедшая в рамках фестиваля, стала ярким свидетельством мастерства умельцев нашей области и показала, что живет в народе любовь и уважение к гончарному ремеслу, работают и передают свой опыт народные мастера, а значит, будет жить и развиваться традиционное гончарное искусство на владимирской земле.
Материал подготовила главный специалист Областного Центра народного творчества Е.В. Латышева
Глиняная игрушка
Глиняная игрушка из Коврова - это фирменный стиль русской провинции - добрый, наивный, яркий (см. Ковровский музей природы и этнографии). Прирожденный керамист - Павлихина Н.М. из Владимира радует нас оригинальными окаринами. Суздальские мастера - «игрушечники» создали свой стиль глиняной игрушки-свистульки, разнообразные колокольчики, сказочные персонажи из русских сказок, памятные сувениры для туристов.
Резьба и роспись по дереву
Далеко за пределами Владимирской области известны работы резчиков по дереву из городов Владимира, Мурома, Собинки, Юрьев-Польского района, клуба «Росток» из города Кольчугино.
Алексеев Александр Васильевич. Ваза «Октябрина», Часы «Барокко», Ладья. г. Владимир. Скульптурная композиция, резьба по дереву
"Избушка на курьих ножках". Бочаров Артем, Магеррамов Рашид. с. Небылое. Дерево, объемная резьба, 33х28х43
Богданов Евгений «Сказка о царе Салтане». с. Андреевское, Юрьев-Польский р-он. Дерево, резьба, 34х4х24 Пронин Константин «Богатырь», «Песня пряхи». с. Андреевское, Юрьев-Польский р-он. Дерево, резьба, 25х2х36, 22.5х2х39
Малов Михаил Николаевич. Поднос «Родные места». г. Радужный. Береза, резьба Медведев Михаил Васильевич. Блюдо «Птица Счастья». д. Демидово, Гусь-Хрустальный р-он. Художественная резьба по дереву, 32 см.
Виноградова Антонина Сергеевна. «Цветок лотоса», «Морской бриз». г. Кольчугино. Дерево, акрил, гуашь, акварель, лак, роспись Туманова Елена Сергеевна. «Разнотравье». г. Кольчугино. Дерево, акрил, гуашь, акварель, лак, роспись
Изделия из бересты
Берестяные изделия - это не только красивые, легкие, праздничные предметы домашней утвари. Это тепло рук муромских и суздальских мастеров, которые создают для нас подлинные произведения русского народного творчества.
Кунов Сергей Петрович «Ларь для муки». п. Головино, Судогодский район. Береста, дерево, шемогодская прорезная береста, тиснение, плетение
Лозоплетение
Изделия из лозы - это легкие, прочные, красивые предметы нашего быта. Мастера лозоплетения из г. Меленки, сел и деревень Муромского, Вязниковского, Судогодского районов, ООО «Азон» г. Владимира радуют нас своими корзинами и лукошками, декоративными вазами и шкатулками, изящной мебелью. См. Лозоплетение. Выставка Груздкова Евгения Дориментовича
Макарова Наталья Владимировна. «Сумка шкатулка». Плетение из соломки, 20х12х20, 10х17х17 «Графин». Плетение из соломки, 27х10х10 г. Суздаль, Центр народного творчества
Федянова Зинаида Викторовна. Напольные вазы «Двое». г. Ковров. Папье-маше, плетение, 75 см.
Чкалова Людмила Николаевна - ведущий специалист (вышивка, кружевоплетение, народные куклы)