Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Центр пропаганды изобразительного искусства

Центр пропаганды изобразительного искусства

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ЦЕНТР ПРОПАГАНДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" (ГБУК ВО " ЦПИИ") действует с 29 февраля 2000 г.
Директор: до 2014 г. - Балахтин Владимир Иванович, с 13 ноября 2014 г. - Александров Андрей Валерьевич.
Адрес: г. Владимир, Большая Московская ул., д. 24.
Центр работает: с 10:30 до 19:00 (понедельник - выходной); с 10:30 до 21:00 (четверг)
Сайт Центра: https://izo33.ru/


Ул. Б. Московская, д. 24

Дом губернатора

Владимирский приказ общественного призрения был основан 2 июня 1779 года. Он стал первым банковским учреждением в губернском городе. Получив из государственной казны в качестве начального капитала сумму в 15 тыс. руб., Приказ стал выдавать эти средства помещикам Владимирской губернии под залог имений в виде ссуд в размере от 500 до 1000 рублей под 6% годовых. В результате за 1779–1782 годы было отпущено займов на сумму в общей сложности более 34 653 руб. серебром.
Кроме выдачи ссуд Владимирский приказ осуществлял прием вкладов «с целью приращения их процентами». Вклады поступали на срок до 3 лет от частных лиц, общественных и государственных организаций, причем количественно преобладал первый вид вкладов. Например, по данным 1852 года, капиталы частных лиц составляли 58%, а вклады государственных организаций — 26%. По частным и общественным суммам выплачивалось 5% годовых, на государственные вклады — 2%, при этом 1% поступал в доход Приказа.



Ул. Б. Московская, д. 24

Первый гражданский губернатор Петр Гаврилович Лазарев (1787-1796), чей сын Михаил Петрович Лазарев в результате кругосветного путешествия открыл Антарктиду, задумал построить на главной улице несколько зданий для Владимирского приказа общественного призрения, целью которых было призрение, то есть присмотр увечных, престарелых, больных людей и детей-сирот.
Строительство ансамбля из главного корпуса (дом № 24) и трех флигелей началось в начале 1789 г. по проекту Вершинского Алексея Никитича и под присмотром приглашенного П.Г. Лазаревым из Москвы архитектора Протаса Ивановича Козлова, ученика знаменитого зодчего М.Ф. Казакова. Для выделки кирпича был построен казенный кирпичный завод в Гончарах. С 1788 по 1797 гг. за скудностью получаемых в продолжение сего времени приказом доходов не успел даже совершенно отстроить главный корпус.
В том месте, где улица Гагарина пересекается с Манежным тупиком, располагался дом гражданского губернатора, где в 1788 г. родился будущий адмирал Михаил Лазарев. В 1793 г. семья Лазаревых перебралась на Георгиевскую улицу в только что построенный флигель (ул. Георгиевская, д. 3), а ветхий дом на Царицынской в 1794 г. сломали.
В черновике письма директора народных училищ Владимирской губернии А.А. Цветаева к губернатору П.М. Долгорукову от 18 ноября 1806 г. сообщается: «флигель, отделенный от губернаторского дома под Аптеку… в вышеупомянутом флигеле жили два губернатора, первый (П.Г. Лазарев) еще во время бытности генерал-губернатора…, а второй (П.С. Рунич) перед переходом своим из того флигеля в главный корпус… получил на окончательную отделку оного 8000 рублей».
В мае 1797 г., не успев отделать главный корпус, губернатор П.Г. Лазарев покинул г. Владимир. Преемник П.Г. Лазарева губернатор Павел Степанович Рунич получил в декабре 1797 г. от императора Павла I разрешение передать все постройки Приказа в казенное ведомство для жительства губернатору. Приказ общественного призрения был вынужден для Главного народного училища купить в 1798 г. дом у купца Паркова, а для больницы (Инвалидного дома) построить в 1802 г. здание за Нижегородской заставой.
23-го апреля 1798 г. из Св. Синода был послан в Суздаль указ, в котором подробно изложены обстоятельства, предшествовашие и обусловившие собой перенесение кафедры из Суздаля в гор. Владимир.
«По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод, слушав 1-е ведение Правительствующего Сената, с объявлением именного Его Императорского Величества Высочайшего указа, данного Государственному казначею, господину действительному тайному советнику, сенатору и кавалеру барону Васильевичу, 797 года декабря в 5-й день, за Собственноручным Его Величества подписанием, об отпуске Владимирскому губернатору действительному статскому советнику Руничу, на докончание выстроенного тамо вчерне каменного дома для жительства начальнику губернии восьми тысяч рублей из государственных доходов, и о оставлении упраздненного там Рождественского монастыря строений в непосредственном ведомстве Синода…».
«От 6 октября в ответ донесено: что хотя означенный монастырь никем ныне и не занят, но как для пребывания господина губернатора дому во Владимире не построено, а занимает он по необходимости флигель выстроенной от приказа общественнаго призрения; господина ж вице-губернатора казенный деревянный дом ветхой требует многих починок и исправления…»
Сооружение главного здания было закончено в 1798 году.
Сооружение главного здания было закончено в 1798 году. Главный корпус, возведённый в формах раннего классицизма, выглядит строго, но элегантно. Привлекает внимание центральная часть главного фасада со скромным, но изящным декором - здесь три крупных арочных проёма-окна поднимаются па высоту двух этажей. Но более ярко выглядит южный фасад, обращенный во двор, с крыльцом и открытой площадкой с балюстрадой.
Преемник П.С. Рунича князь Иван Михайлович Долгоруков вступил в должность Владимирского губернатора в 1802 г., он жил в этом доме с 1802 по 1807 гг.

Мужская гимназия

Главное Народное училище было учреждено в 1786 г. 7 августа 1804 года оно было преобразовано в мужскую гимназию.
Министерство просвещения заботилось о приобретении домов для губернских гимназий. Казна отпускала на этот предмет большие суммы денег; но постройка требовала много времени, а между тем помещение владимирской гимназии было очень тесно. Губернаторский дом обратил на себя внимание ученого начальства, и директора гимназии, от имени университета, вошел об этом в отношение с губернатором, без согласия которого предположение это не могло исполниться. Дом (ул. Большая Московская, д. 24), лично для Князя Долгорукова, был велик; кроме того все напоминало в нем ему потерю жены: это ускорило его согласие на уступку дома. «Я не хотел в нем жить,- говорил он,- но не хотел и того, чтобы преемник мой, вступя в него и располагая комнатами по произволу, мог поместить в них, кто любовницу, кто собак, кто иное что. В самом том покое, в котором жила Евгения, и тем осквернить место последнего ее издыхания. И для того я рассудил обратить этот дом в казенный навсегда. Отдав его под гимназию, я знал, что никакое частное лицо, распоряжаться им и распоряжаться в нем по прихоти – не станет. Храм наук удалял от этого дома всякую идею соблазна и нечистоты». В письме директору гимназии, Алексею Алексеевичу Цветаеву от 15 октября 1806 года, он пишет, как приято ему, что дом, в котором жила и скончалась добродетельная жена его, обратившись в общественное здание, не будет впредь зависеть от личных прихотей того, или другого, а будет служить, так сказать, памятником и той, которая провела в нем последние дни свои. Вместе с этим отношением препровождал он к директору гимназии два письма московских книгопродавцев о напечатании второго издания его сочинений, предоставляя директору войти с ним, или с кем угодно, в условия о напечатании не только этого издания, «но и всех тех, кои впредь быть могут», с дополнительными, какие во всю его жизнь окажутся, сочинениями, и обратить в пользу гимназии, «с распространением права гимназии на оныя до такой отдаленности времени, колико человеческия предположения в пространство будущего углубиться могут; чтоб и по смерти его все, что найдется к печатанию терпимым», не иным каким либо образом явилось в публике, как с доставлением всех от того выгод и прибытков в пользу гимназии. Это предположение не состоялось.
Далее изъявлял он желание, чтоб польза гимназии от сих изданий состояла в приобретении не денег, а книг, дабы со временем основалась в владимирской гимназии библиотека, и чтобы для сего назначена была та комната, в которой скончалась жена его; также просил директора принять в заведывание гимназии и его собственные для содержания книг шкафы.
К этому прибавляет он и причину пожертвования, которая состояла в том, что время первого издания его сочинений была та эпоха, в которую он наименован начальником Владимирской губернии, и что московскому университету он обязан раскрытием своих дарований. На все это Князь Долгоруков сделал формальный акт, в роде духовного завещания, который был принят и утвержден университетом.
«Университет, удовлетворяя моему желанию, прислал на мое имя бумагу, изъявляющую лично его мне признательность за мое приношение, а директору наслано повеление: оставя помянутый покой в настоящем его виде, выставить в нем бюст мой и женин, сделать ковчег для сохранения моего акта и украсить его приличною надписью с краткою биографией покойной в память ея редким достоинствам душевным».
«Я чрезвычайно был обрадован таким вниманием университета, и тем более, что он не сам собою только, но с дозволения товарища г. министра просвещения М.Н. Муравьева удостоил меня такой отличительной чести».
В 1806 г. министерство народного просвещения, хлопотало о приобретении для гимназий домов, и денег на это не жалело. Губернаторский дом во Владимире показался учебному начальству удобным, и оно приобрело его за 40 000 руб. (15 октября 1806). 12 марта 1807 г., в день восшествия на престол Императора Александра I, гимназия уже вступает во владение своим новым помещением, отпраздновав это событие торжественным актом.
«По некотором времени комната приняла предназначенный ей вид. В ней моим коштом сделан купол на столбах, под коим на площадке, тремя ступенями от полу возвышенной, поставлены были мой бюст и женин на высоких колоннах между ими, на лакированной тумбе, раззолоченный резной ящик скрывал в себе вышеписанный акт, на ящике изображалась надпись в стихах моего сочинения:
Евгения была изящность естества;
Семнадцать лет вкушал с ней райских дней блаженство;
В чертах ея лица зрел мира совершенство;
В чертах ея души зрел образ божества!
Выше его на стене повешена была доска, с кратким описанием рода, воспитания и жизни покойной жены моей. Памятник сей, прекрасно отработанный и представляющий над собой герб фамилии Долгоруких, отменно украшал комнату, и во всей своей неприкосновенности, до выезда моего из Владимира, и даже после, слышал я, сохранился. Все стены комнаты занимали шкафы с книгами; а монумент стоял на самом том месте, где скончалась Княгиня. Тяжело очень мне будет, если когда-либо при жизни моей упразднится этот памятник. Молю Бога, да благословит навсегда сие дело рук моих. Но люди умеют ли что-нибудь ценить достойным образом! Падали бронзы, сокрушались мраморы, истреблялись лики божества! И мне ли сметь надеяться, что устроит против тли, все в свете губящей, мавзолей бесценный для меня, но для света едва известной, супруги!»
Князь Долгоруков принимал живейшее участие в успехах и благосостоянии гимназии, посещая все публичные ее акты, также поощряя и содействуя к учреждению литературных бесед, которые ознакомлять с публикой и одушевлять своим присутствием – было всегда приятнейшим его удовольствием. Для поддержания гимназии он согласил дворянство отпускать в год по 100 и по 200 рублей от каждой округи (или уезда) на содержание 12-ти пансионеров из бедных дворянских детей, это заведение существовало. Пока он был начальником губернии.
Князем в гимназии был устроен театр.
В 1807 г. вышло второе издание его сочинений в типографии Пономарева с тем, чтобы на вырученные на это деньги ежегодно покупались книги для составления в владимирской гимназии библиотеки. Пономарев обманул и университет и гимназию. Университет решился защищать права контракта, но во время вторжения в Москву неприятеля в 1812 г. многие акты университета пропали. Процесс кончился ничем, и гимназия ничего не получила.
Мужская гимназия занимала помещение в 717 кв. саж., при котором имелся сад в 45 кв. саж.
Большой пожар 1840 г. истребил все здание гимназии. О пожаре в гимназии первое документальное известие находим в рапорте и.д. директора училищ – инспектора гимназии Соханского попечителю Московского учебного округа от 29 марта 1840 г. «С величайшим прискорбием честь имею донести Вашему Превосходительству о несчастье, постигшем наше заведение. В начале 2-го часа по полуночи, с 28 на 29 марта, в бель-этаже гимназического корпуса в экзаменной зале, в углу близ печи, подле внутренней стены, из-под пола показалось пламя и в самое короткое время распространилось по всей зале. Все усилия подавить пожар в самом его начале остались тщетными, потому что дым, наполнивший мгновенно залу и смежные с ней комнаты – библиотеку и физический кабинет,- отнимал возможность приблизиться к горевшему полу. Оставалось спасать то, что можно было спасти. Первым предметом моего попечения была библиотека, но она отделялась от залы створчатыми, неплотно затворявшимися дверями, и вход в нее был через объятую пламенем залу. Покушались проникнуть в нее с другой стороны – через физический кабинет; задыхаясь от дыма едва успели спасти большую часть кабинета, но в библиотеку проникнуть не было никакой возможности, а потому она вся сделалась добычей пламени. Все дела, документы и приходо-расходные книги из канцелярии спасены…» И.д. директора ходатайствует о разрешении временно поместить гимназические классы в доме, принадлежащем гимназии, но занимаемом уездным училищем. А последнее поместить в квартире и.д. директора во флигеле.
Результаты пожара были таковы: сгорел дом, сгорела классная мебель, часть физических приборов и вся библиотека: из последней сохранилось только несколько десятков книг, бывших на дому у преподавателей.
Здание (правая часть) пансиона при мужской гимназии - построено в 1841 г. Здание получилось очень большим и вместительным, поэтому сюда решили перевести всю губернскую мужскую гимназию, и к 1841 г. гимназия была переведена в новое здание (ул. Б. Московская, д. 35). См. Владимирская губернская мужская гимназия.

После пожара дом был продан в частные руки. В 1841 году владельцем «дома губернатора» стал купец П.П. Ильин, затем купец Никитин. Никитиным здание было отремонтировано и покрыто железом в 1844 г. Изначально дом строился в стиле раннего классицизма. Потом, по мнению знатоков архитектуры, потерял стилевое единство: добавились черты ампира и эклектики.
В 1864 г. дом принадлежал купцу А.А. Никитину. По описи 1864 г. 1-й этаж дома занимали 3 лавки, одна из них - булочная, на 2-м этаже были устроены гостиничные номера для приезжих, часть арендовалась почтовой конторой, верхние этажи сдавались под жилье Великолужскому полку. Дом приносил в год 2625 рублей дохода.
Губернская Земская управа до 1867 г. помещалась в наемном доме с платой по 500 руб. в год с отоплением. Помещение в доме было слишком тесным для Управы. В 1867 г. в этом здании разместилась Владимирская губернская земская управа (с 1867 до 1909).

Дом Философова/Дом Владимирской губернской земской управы

Нижегородско-Саратовский банк продал дом купцу Н.Л. Философову в 1870 г. Владимирский купец и старожил Николай Философов был одним из известных и уважаемых жителей губернского города. Будучи одним из «отцов» города, Николай Львович заботился о сохранении городского бюджета и предлагал конкретные меры по его экономии. Так, в Государственном архиве Владимирской области сохранилась его записка, датированная 19 ноября 1874 года: «При крайнем недостатке наших городских средств, излишне расходуются деньги. Во-первых, на жалованье секретарю думы 500 руб. в год, а дела ему на будущее время не более как двадцать раз быть докладчиком в течение года собранию думы, … достаточно давать городскому секретарю по 200 руб. в год. Во-вторых, городскому архитектору положено жалованья 400 руб. в год. Для городских зданий в архитекторе не предвидится надобности… Смотря на оба предмета с практической стороны, выходит, что мы обременяем наши городские скудные средства на 700 руб. не производительно».
Старожил Владимира не раз находил новые источники пополнения городского бюджета. Так, на одном из заседаний городской управы он предложил за повреждение домашними животными деревьев на бульваре и тротуарах подвергать их владельцев взысканию 20 копеек с каждого животного, из которых 10 копеек отдавать лицу, предоставившему нарушителя, а другие 10 копеек – в городскую казну.
Еще одна полезная инициатива потребовала от Николая Львовича особой наблюдательности. Возможно, это предложение купца Философова имеет связь с конфликтом вокруг дома на Большой Московской. Николай Львович заметил, что на земле, принадлежащей городу, при многих домах и ларьках были устроены крыльца, навесы и выходы из подвальных этажей. Между тем их владельцы за пользование для своего удобства городской землей ничего не платили. Философов предложил ввести налог на указанную неучтенную городом землю. Таким образом еще один источник пополнения местного бюджета, пусть и небольшой, был найден.

В 1872 г. в здании разместилась Городская Дума (с 1872 г. до 1884).
В 1877 г. в здании располагались: портной, булочник, нотариус, Городская Дума, Владимирская губернская земская управа с типографией и казармы. В бельетаже огромный высокий зал, около 220 кв. ар., где бывали губернаторские земские собрания.

В июле 1883 г. купец Филипп Семенович Багриновский написал заявление во Владимирскую городскую управу. Он писал: «Владимирский купец Николай Львович Философов между двором его дома, в коем помещается городская управа, и моим домом, возводит капитальное каменное здание. Разрешена ли ему эта постройка или нет, мне неизвестно, но достоверно то, что она производится на городской земле. Как член городского общества, сочувствующий интересам города и правильным распоряжением в его хозяйстве, я долгом нахожу к уяснению вышесказанного заявить городской управе следующее: в прежнее время между домом Багриновских и домом Ильина и Никитина (ныне Философова) существовал городской проулок, который значится и на городском генеральном плане… Вот на этом-то пространстве земли ныне Философов и возводит каменную постройку, окончательно уничтожает ею городской проулок и права на него города».
Управе пришлось призвать к ответу предпринимателя. Не нарушает ли купец права горожан? Не покушается ли на общий комфорт? Николай Философов отвечал городскому голове: «Натуральное мое владение домом и строениями находятся со дня перехода их в мою собственность без изменения. Я всегда всем своим разумением стоял и стою за интересы города и потому мне больно выражение, допущенное в журнале думы, что я захватил будто бы городскую землю, чего на самом деле никогда не было, я владею только тем, что купил и чем пользовались прежние собственники, со времен весьма далеких. Пусть кем-либо доказано будет противное – я беспрекословно возвращу настоящему его (ею) собственнику».
Ответ, судя по всему, удовлетворил. На какое-то время конфликт затих, но через несколько лет вспыхнул с новой силой.

В 1888 г. в доме находились канцелярия и собрание Псковского пехотного полка, а также лавка купца Горбунова, трактир купца Ананьина, колбасная лавка и коптильня самого Философова.


Торговая лавка Философова. 1891 г.

Весной 1891 г. Философов рядом со своим домом все-таки выстроил каменный магазин с жилым помещением и устроил там колбасное производство с коптильней, колбасные изделия продавались здесь же.
Сосед Багриновский не упустил случая сразу же донести местным властям о самовольной, по его мнению, застройке городской земли. Городская дума поручила особой комиссии проверить полученный сигнал. Ревизоры выяснили, что Николай Львович самовольно застроил городской земли 7 аршин 2 вершка, то есть около пяти метров. С этого момента дело о земле при доме Философова регулярно обсуждалось на заседаниях городской думы и стало притчей во языцех.
На очередном заседании городской думы (в марте 1892 года) член комиссии Тимофей Куликов заявил, что занятая постройкой Философова городская земля первоначально служила палисадником, то есть он не виновен в «самозахвате». Но чтобы впредь не возникало вопросов, нужно продать землицу Николаю Львовичу, и все дела! Однако гласные постановили предъявить Философову иск об изъятии из неправильного его владения городской земли и о сносе находившихся на ней построек. Предприниматель со своей стороны по-прежнему отрицал нахождение в его владении принадлежавшей городу земли.
«Пять метров раздора» изрядно надоели городскому голове Андрею Алексеевичу Шилову. Он предложил Философову дать категорический ответ, на каких условиях он согласен покончить это дело. Николай Львович заявил. Что как гражданин города Владимира, всегда сочувствовавший его интересам, он готов пожертвовать 3 тыс. рублей, но при этом потребовал, чтобы капитал этот был обращен в неприкосновенную собственность города, а проценты с него употреблялись на содержание богадельни. Кроме того, деловой человек Философов потребовал от города гарантий, что ни к нему, ни к его наследникам или преемникам, как по поводу указанной земли, так и вообще по дому и постройкам при нем, никогда никакого иска предъявлено не будет. В противном случае город должен был деньги немедленно возвратить. Предложение, от которого трудно было отказаться, приняли. Более того, за сочувствие к городским нуждам дума выразила Философову искреннюю благодарность.


Дом Багриновского. Ул. Большая Московская, д. 22

Но сосед Багриновский финалом многолетней истории остался недоволен и «пошел по инстанциям». Не получив поддержки у властей города, в августе 1892 года он обратился с жалобой во Владимирское губернское присутствие. Но и тут кляузник получил отказ: законных оснований для «дела» губернские чиновники не увидели, а с самого Филиппа Семеновича еще и пошлину в 80 копеек серебром взыскали.
Благодетеля и потомственного почетного гражданина Философова больше по пустякам с домом не беспокоили. А он, вероятно, руководствуясь самыми лучшими побуждениями, отписал в завещании, оформленном 10 июля 1893 года, в собственность города Владимира принадлежащий ему дом на Большой Московской со всеми строениями и землей. При этом он опять поставил условие: «Общество в течение 24 лет со времени принятия этого имения в свое владение должно уплачивать сыну моему Николаю Н. Ф. каждогодно по 2000 руб. без процентов, а если сын мой ранее этого срока умрет, то оставшуюся недоплаченную сумму предоставляю тому же обществу употребить в память обо мне на дело благотворительности». Выгода для города не вызывала никаких сомнений. Стоимость завещанного имущества составляла 53168 рублей.

В постановлении заседания городской управы от 15 апреля 1896 года указаны места расквартирования военнослужащих 10-го Гренадерского Малороссийского полка: в Никитинских и Жандармских казармах, двух городских зданиях за Лыбедью и на Зачатьевской улице, доме Философова на Большой улице.
Помещения в доме сдавались в аренду купцам Белову под колбасное заведение, Короткову – для трактира, Курнавину – для хлебного магазина, а также 10-му гренадерскому полку и городской управе. В целом аренда всех помещений дома Философова приносила доход более 5 тыс. руб. в год.
К концу XIX века в доме, по сведениям историка Л.С. Богданова, на 1-м этаже был мебельный магазин Дворникова, булочная и кондитерская Курнавина; на 2-3 этажах - нотариальная контора, штаб и офицерское собрание; на 4-й этаже располагалась музыкальная команда и, благодаря полковым музыкантам, часто устраивались балы.


Здание офицерского собрания. 1900 – 1915. Полковая фотография 10 Гренадерского Малороссийского полка.

Здание офицерского собрания 10-го гренадерского Малороссийского генерал-фельдмаршала графа Румянцева Задунайского полка. В этом здании полк занимал два с половиной этажа, в том числе под офицерское собрание третий этаж.
5 февраля 1910 года в этом здании открылся судебный процесс над 38-ю большевиками, в том числе и над М.В. Фрунзе.

В 1908 году, после многочисленных прошений Попечительского совета, Библиотеку из Торговых рядов перевели в дом 24. А через несколько лет, в конце 1912 г. – в одну из квартир дома Философова по ул. Торговой (ныне ул. Ильича), дом 4.


Улица Ильича, д. 4

«От Владимирской городской управы. 1. В целях выяснения наличности рыбы и рыбных продуктов, нормировки потребления их и учета, все находящиеся в районе г. Владимира городские, общественные, кооперативные и промышленные учреждения и организации, банки и всякие кредитные учреждения, и конторы, склады, равно все предприятия (рестораны, трактиры, вокзалы) и торговцы как оптовые, так и розничные и мелочные, торгующие рыбой и рыбными продуктами, хранящие их и участвующие в распределении для продажи обязываются представить в пятидневный с 25 ноября 1917 года срок в Отдел Продовольствия Владимирской Городской Управы (Большая улица д. Философова) точные письменные сведения о количестве этих запасов на утро 25 ноября…» (газета «Владимирская жизнь», 1917).
С 27 ноября 1917 г. в доме Городского Самоуправления (бывш. Философова) открыла свои занятия Городская Биржа Труда.
В 1920 году отремонтирован и оборудован под Партшколу д. Философова по ул. III Интернационала.
В 1922 г. в доме размещался Комитет Профмастерских инвалидов войны и общежитие инвалидов «Октябрьской революции».
«Пo улице III Интернационал стоит oгромное здание, бывш. Философова. Без надзора, кроме тортовых помещений, сданных в аренду. Между тем, пустующее помещение, ныне бездоходное, в трех следующих этажах дома могло бы оказать обществу большую услугу. Здесь деловые люди сумели бы устроить какую-нибудь артельную мастерскую и общежитие, придав последнему культурный вид.
Та же инвалидная организация могла бы использовать этот дом для своих целей» («Призыв», 13 декабря 1923).



«Губернское объединение инвалидов снимает в аренду у коммунального отдела большой дом, бывш. Философова (по ул. III Интернационал), на льготных условиях. Это решение можно лишь приветствовать. Инвалиды приведут дом в порядок и используют его в интересах своей организации и общества» («Призыв», 12 января 1924). В доме инвалиды занимались на заказ пошивкой разных вещей, дамского и мужского верхнего платья, разной обуви, фуражек и шапок различных фасонов.
5-го января 1925 г. отделение Госбанка переехало в новое помещение по ул. III-го Интернационала, в дом б. Философова и с 6-го января производит операции в новом помещении. Управляющий отделением Тройников.

«Отделение госбанка переводится из занимаемого им помещения в здание губфинотдела. В то помещение, где находился Госбанк, переедет горсовет, комхоз и др. городские учреждения» («Призыв», 8 июля 1928).
В октябре 1928 г. Владимирский Коммунальный Трест переехал в здание б. Госбанка. «Впервые во Владимире открывается общегородской клуб коммунальников. Клуб будет помещаться в здании госбанка (4-й этаж). Открытие клуба состоится в понедельник, 24 декабря 1928 г.».
В доме в разное время были: Госбанк (с 1925), радиоузел, переговорный пункт, «Облремстройтрест», мастерские художников, проектно-конструкторское бюро управления связи, инспекция по охране рыбы и проч.
Народное название дома: «Дом с привидениями».
«ДОМ С ПРИВИДЕНИЯМИ
О, блаженные времена детства! Кто из нас в этом нежном возрасте не мечтал о жизни, полной опасностей и приключений? В чьем юношеском воображении не рисовались: неприступные горы, пустынные степи, арктические льды, старинные замки, в стенах которых замурованы клады? Кто не жаждал встретиться с глазу на глаз с дикими зверями, разбойниками, привидениями?
И вот, наконец, наши романтические мечтатели, хотя с некоторым запозданием, но все же начинают сбываться.
Дайте руку, отважный читатель! Сейчас я поведу вас в одно такое место, знакомое вам по романам, которые в беспечальную школьную пору, во время урока математики, читали вы, тайком высунув из-под парты книгу.
Путь наш будет недалек. Всего лишь до улицы III Интернационал, дома № 24. Пусть не смущают вас украшающие двери этого таинственного замка рваные и грязные бумажные наклейки: «облкомхоз», «облоно», «облсобес», «отдел культпросветработы», «служба управления связи», «радиокомитет». Некоторые надписи снабжены стрелками, но будем осторожны! Если точно следовать их указаниям, то, наверняка, сверзишься с лестницы и очутишься в подвале или в выгребной яме. И все же придется рискнуть. Именно за этими надписями со стрелками и скрываются привидения, с которыми мы желаем встретиться.
С трудом преодолев преграждающую вход в здание неприступную гору щебня и мусора, мы проникаем в первый этаж. Здесь мы не найдем ничего интересного, кроме заваленных картофелем комнат, в которых можно было бы жить и работать.
Поднимемся выше. Стены лестницы зияют глубокими провалами. Будем думать, что они пробиты кирпичами неведомых кладоискателей.
В третьем этаже, принадлежащем управлению связи, мы вступаем в пустынные паркетные степи, в которых витает одинокое привидение тов. Слуцкого. Привидение, конечно, не нуждается в жилой площади, поэтому и не думает ее заселить.
Арктические льды мы находим тут же. Стены комнат покрыты ледяной корой. Помещения не отапливаются из-за отсутствия двор, но если бы они и имелись, то все равно их негде было бы хранить, так как дровяных сараев нет.
Потусторонние существа не боятся стихий и поэтому не нуждаются ни в какой пожарной профилактике. Взамен пожарных гидрантов на все здание имеется единственный водопроводный кран, из которого можно, разве что, налить стакан воды, но никак не затушить пожар.
Единственная на весь дом, утопающая в нечистотах уборная устроена очень своеобразно. Потолка над ней нет, проникать в это заведение можно двумя способами – входя в дверь или же спускаясь с верхнего этажа на канате, что значительно проще и удобнее. Правда, уборные имеются во всех этажах, но они забиты имуществом ремесленного училища № 10, не нашедшего для него лучшего места.
Что касается «разбойников», то они могут появиться в любую минуту, ибо здание совершенно не охраняется. Отряд военизированной охраны № 134 управления связи состоит из невидимых и неощутимых привидений. Причем главный призрак – тов. Тюленев появляется в доме очень редко.
А вот и дикие звери. Они представлены крысами, которые, впрочем, стали совсем ручными. Наверное, это они утащили смету на ремонт здания, который, кстати сказать, должен был закончиться к 10 ноября.
Лесница, ведущая на 4-й этаж, во владении облкомхоза, лишена перил. Ходить по ней могут только одни приведения. Обычные смертные люди каждую минуту рискуют угодить в пролет.
Местоположение облкомхоза можно легко распознать по огромной куче мусора, наваленной в лестничном вестибюле 4-го этажа.
В старину считалось, что нечистая сила ютится за печами. Это предположение отчасти подтвердилось. Вместо того, чтобы отремонтировать хорошие изразцовые печи, работники облкомхоза понастроили во всех своих комнатах нелепые кирпичные столбики. За одним из таких первобытных очагов восседает солидное, но беспомощное и бездеятельное привидение заведующего облкомхозом тов. Соколова.
Не давая себе труда привести хотя бы в относительный порядок свое убежище, тов. Соколов предпочитает сидеть, по уши зарывшись в пыли, грязи, мусоре, в облаке едкого дыма, исходящего от его кирпичной чертовщины.
Иногда в облкомхозе появляются пришлые привидения заведующей жилищным отделом тов. Красавцевой и домоуправляющей нежилого фонда тов. Ямдиовской. Им-то и пытается сбросить тов. Соколов все заботы о злополучном доме.
Горсовет, стремясь отделаться от разрушенных и запущенных зданий, сбрасывает их со своего баланса. Таким образом, единственными их владельцами остаются привидения.
А что взять с привидений? Им не нужно ни лестниц, ни воды, ни уборных… Украсть у них нечего… В случае пожара они спасутся в любую форточку. Но живым людям работать в таких условиях невозможно.
Ради сохранения жизни и здоровья живых советских граждан, ради спасения двух тысяч квадратных метров остродефицитной жилой площади хотелось бы собрать все облкомхозовские привидения, во главе с их начальником воедино и хорошенько потрясти, чтобы сбросить с них оболочку, именуемую бездельем. Тогда, может быть, они снова превратятся в живых, добросовестных и деятельных работников.
Ив. КОШКИН» («Призыв» 6 ноября 1945).
«Исполком облсовета на днях обсуждал вопрос о производстве ремонта и установлении охраны в доме № 24 по ул. III Интернационал. Признано, что напечатанный в «Призыве» 6 ноября фельетон «Дом с приведениями» правильно указывает на хаотическое содержание здания руководителями находящихся здесь отделов и управлений. Зав. облкомхозом тов. Соколов, председатель горисполкома тов. Крошкин и начальник управления связи тов. Слуцкий не приняли необходимых мер к выполнению решения исполкома облсовета от 13 сентября с. г. о ремонте помещения.
Начальнику горжилотдела тов. Красавцеву и зав. Облкомхозом тов. Соколову предложено до 1 февраля произвести полный ремонт здания. Утвердить коменданта здания. Провести уборку помещений и в первую очередь, мест общего пользования» («Призыв» 25 ноября 1945).
По другой версии, возможно, в силу перестроек, в доме из-за особенностей системы вентиляции при порывах ветра слышались зловещие завывания призраков.
Вероятно, из-за плохой вентиляции, помнится, произошел такой инцидент, когда уже работал Центр изобразительного искусства. Стендами для развески картин загородили окна. А было очень жарко. На открытие большой выставки собралось много публики. Пел женский хор, и вдруг одна из певиц рухнула, как подкошенная. Обморок! Все объяснили это спертым воздухом и жарой. А может, все-таки, духи?
В любом случае, польза от народного названия очевидна. Домов губернатора в городе два, а «дом с привидениями» - только один из них.

Владимирский областной отдел по распространению и экспедированию печати (Обл. ОРЭП) организован в сентябре месяце 1944 года с подчинением Центральному Управлению по распространению и экспедированию печати (ЦУРП) Министерства связи СССР. Отдел находился по адресу: улица III Интернационала, д. № 24, г. Владимир.
1970 г. «В административном здании, что расположено на улице III Интернационала во Владимире, разместились различные организации: областной ремонтно-строительный трест, областной Дом санитарного просвещения, городское агенство «Союзпечати», Дом народного творчества, справочно-информационная контора «Владоблсправка» и некоторые другие. В них работает несколько сот человек. Дом принадлежит домоуправлению №3 горжилотдела. Все перечисленные выше организации регулярно вносят арендную плату домоуправлению. Время от времени производят за свой счет ремонт помещения. Однако работать здесь становится невозможно. Кровля пришла в ветхое состояние, и во время дождей вода беспрепятственно проникает в комнаты. Штукатурка во многих помещениях осыпается. Водопровод длительное время не работает. Свет часто отключают. Бытовые комнаты находятся в антисанитарном состоянии…» («Призыв», 26 июня 1970).

Центр пропаганды изобразительного искусства

1 мая 1923 года музеем была открыта Художественная Галерея.

В 1990 году в доме №24 по улице Б. Московской была проведена Зональная (региональная) художественная выставка.


Обложка каталога выставки

Владимирский областной Центр изобразительного искусства создан 1 июля 1992 г. Под Владимирский Областной центр изобразительного искусства отдали дом №24 по улице Б. Московской. Дом был освобожден от почтового отделения и мелких арендаторов.
С тех пор здесь проходят различные художественные выставки, включая областные и персональные. Интересна постоянно действующая выставка-продажа картин, по которой можно судить, что предлагают покупателям и как оценивают свои работы современные владимирские художники разных поколений. Здесь также есть салон декоративно-прикладного искусства.

Основной задачей Центра является приобщение широкой аудитории к богатствам русской и мировой художественной культуры.
В областном Центре проходят ежегодные творческие отчеты художников Владимирского края - областные, многочисленные групповые, персональные художественные выставки. На них живописцы, графики, скульпторы, мастера декоративно-прикладного и храмового искусства знакомят посетителей с новыми работами, открытиями, подводят итоги творчества.
В Центре изобразительного искусства осуществлялись масштабные российские выставочные проекты: «Венок славы Александра Невского», «Русь святая», «Зеленый шум», «Ностальгия по 70-м», областная выставка «Святая Русь», посвященная 900-летию со дня рождения великого русского князя Андрея Боголюбского, в рамках которой представлены работы Народного художника РФ Виктора Шилова «Патриархи Руси» (г. Москва). С успехом прошли выставки произведений художников творческих союзов Ивановской, Ярославской, Нижегородской, Ленинградской, Костромской, Рязанской областей; города - побратима Эрлангена (ФРГ).
Областной Центр изобразительного искусства имеет богатую коллекцию произведений владимирских и российских художников (около полутора тысяч экспонатов): это живопись, графика, скульптура, лаковая миниатюра, стекло, керамика, металл, вышивка и т.д.
Важной частью деятельности Центра является культурно-образовательная работа с аудиторией и, прежде всего, с молодежью. Воспитание у молодежи интереса к изобразительному искусству, вовлечение подрастающего поколения в художественное пространство города Владимира - одного из древнейших русских городов, воспитание уважения к его истории и культуре является одной из главных задач Центра.
Областной Центр изобразительного искусства имеет:
общую площадь - 1906,9 кв. м,
выставочную площадь - 580,6 кв. м.,
концертно-лекционный зал площадью 112 кв. м.,
мобильное выставочное оборудование: стенды, витрины.

Главная идея Центра пропаганды изобразительного искусства - художественное просветительство в городе Владимире и Владимирской области.
Задача - объединение просветительской и культурно-образовательной деятельности, обеспечение доступа широких слоев населения, в том числе жителей малых и отдаленных от областного центра городов, к достижениям в области различных видов искусства, возможность общения с деятелями культуры и изобразительного искусства.

В областном Центре проходят ежегодные творческие отчеты художников Владимирского края – областные, групповые и персональные художественные выставки. Внимание владимирцев привлекают региональные, всероссийские и международные выставки профессиональных художников, скульпторов, фотографов, а также всероссийские образовательные и развлекательные проекты, связанные с искусством, выступления лучших музыкальных коллективов и даже спектакли. Например, Центр пропаганды изобразительного искусства принимает участие в таких популярных проектах, как «Ночь искусств», «Ночь музеев» и др.
В 2015 году прошла Персональная выставка «СВЯЗЬ ВРЕМЕН», скульптура и декоративно-прикладное искусство» Благовещенского Владимира Кузьмича.
В 2017 г. были начаты реставрационные работы фасада исторического здания мастерами «Владимирреставрации». В результате работ были восстановлены утраченные детали и создана архитектурная подсветка.

Постоянная музейная экспозиция «Искусство Земли Владимирской»

Коллекция художественных произведений в музейном собрании областного Центра пропаганды изобразительного искусства достаточно разнообразна. Она охватывает весь спектр изобразительного искусства области, дает о нем широкое и полное представление, создает возможность его всестороннего изучения.
Собрание в настоящее время объединяет около 1800 предметов искусства, являющихся собственностью Владимирской области, и постоянно пополняется.
Основу коллекции живописи, насчитывающей более 700 произведений, составляет бесценный фонд работ мастеров, начавших свой творческий путь в 1960-1970 годах, работавших в декоративной манере, которую сейчас принято называть «Владимирской школой живописи», вошедшей в сокровищницу национальных художественных достижений и ставшей неотъемлемой частью современной русской культуры. Это произведения В. Юкина, К. Бритова, В. Кокурина, Н. Модорова, Н. Мокрова, В. Егорова. Имена этих мэтров владимирского изобразительного искусства известны далеко за пределами владимирской земли, а их работы украшают коллекции ведущих российских музеев.
Основным живописным жанром владимирского искусства, завоевавшим почетное место в советской системе художественных приоритетов, несомненно, является «Владимирский пейзаж».
Однако праздничной декоративностью, истоки которой следует искать в народном фольклоре, не исчерпываются все тенденции развития владимирской пейзажной живописи. Целая плеяда мастеров, продолжая традиции русского реалистического искусства, своим творчеством подтвердила жизненность поэтики лирического пейзажа.
Отдельно следует рассматривать неопримитивистские художественные течения, появившиеся во Владимирском изобразительном искусстве в 1970-х годах и опиравшиеся на традиции европейского постмодернизма и русского авангарда.
Наряду с живописью, в собрании областного Центра изобразительного искусства широко представлена и владимирская графика. Коллекция графики в настоящее время насчитывает более 800 экспонатов. Самые талантливые ее представители давно вышли на рубежи не только отечественного, но и европейского художественного процесса. Это такие мастера как П. Дик, Б. Французов, Леонов Владимир Гаврилович, А. Бочкин и другие.
Значительное место в музейном собрании занимает коллекция декоративно-прикладного искусства и скульптуры.
Раздел декоративно-прикладного искусства достойно представляют произведения художников Мстёры – старинного центра иконописи, лаковой миниатюры и вышивки. Опираясь на вековые традиции родной земли, художники Мстёры развивают современный промысел, создают неповторимые авторские произведения, вписывая своим творчеством новую страницу в его историю.
Особой гранью в многообразном искусстве Владимирской земли являются произведения художников-стеклоделов Гуся-Хрустального. В каждой работе этих мастеров – свет души художника, который делает стекло живым, одухотворенным.
Новаторские поиски художественной выразительности были присущи творчеству большинства владимирских мастеров, работавших во всех видах и жанрах изобразительного искусства, которое на протяжении более 70-ти лет с момента создания Владимирского отделения Союза Художников постоянно обогащалось новыми достижениями.
Представленная в этом зале небольшая выставочная экспозиция создает общее представление о послевоенном искусстве Владимира и направлениях его развития, о художниках Владимирской земли, которых традиционно отличает профессионализм, трепетное отношение к творчеству, высочайшая требовательность к своему труду.


Козлова О.И. Диптих «Голубой лед», 2012, цв. Хрусталь (2 шт).

Курилов А.С. Пластика «Жемчужина», стекло, гута (2 шт.).

Козлова О.И. «Прибой», 2006, декоративная пластика, хрусталь, гута (2 шт.).

Слинькова Т.И. Блюдо «Изморозь (слева), 2002, фаянс, глазурь, роспись.
Слинькова Т.И. Пласт «Изморозь» (справа), шамот, роспись.

Мокров Н.А. «Первый снег», 1980, холст, масло, 80х100.

Лаптев Георгий Иванович, «Отдых», 1989, известняк, 30х12х4,5

Владимир Яковлевич Юкин. «Март», 1992, холст, масло, 76х90.

Егоров В.С. «Село Усолье», 1994, холст, масло, 50х70.

Модоров Н.Н. «Ранний снег. Владимир», 1983, холст, масло, 80х120.

Саврасов В.С. «Портрет Сычёва Н.П. », 1953, гипс, 40х32х32.

Титов В.Н. «Вечер», 2000, картон, масло, 64х91.

Владимир Дмитриевич Калинин. «Осень», 1964, картон, темпера, 46х59,5.

Кокурин В.Г. «Весенний Суздаль», 1973, холст, масло, 80х100.

Лаптев Г.И. «Ангел», 1999, известняк, 33х13х11.

Кокурин В.Г. «Осень», 1978, холст, масло, 41х65.

Бережная Н. «Цветы», пудреница, брошь, браслет, 1995.

Мошкович В.К. «Рождение Иисуса Христа», 2011, 20х14х4.

Фомичёв Л.А. «Поединок», 1995, 17х10.

Ратников С.В. «Спаситель», 2011, дерево, левкас, темпера, сус, золото, 14х12
Ратников С.В. «Богородица», 2011, дерево, левкас, темпера, сус, золото, 14х12.


Семин И. «Осень. Налескино», 1971, картон, масло, 50х50.

Владимиров Н.С. «Дачки», 1980, холст, масло, 67,5х71,5.

Леонов В.Г. «Боголюбово. Упавшее дерево», 1988, офорт, 38,5х27,5
Басманов В.А. «Светлые стены», 1992, цветная акватинта, 35.3х51
Французов Б.Ф. «Вечерок», 1991, линогравюра, 40х58
Бочкин А.Н. «У старой березы», из серии «Трудовые ритмы села», 1988, линогравюра, 50х65

В Галерее современного искусства при Центре работает постоянно действующая выставка-продажа произведений талантливых владимирских художников. Ценители настоящего искусства могут приобрести здесь картины мэтров владимирской школы живописи В. Кокурина и В. Дынникова, работы признанных мастеров Д. Холина, А. Солодилова, Е. Суворовой, В. Батаева и др.
Важной частью деятельности Центра является культурно-образовательная работа с аудиторией и, прежде всего, с молодежью. Воспитание у молодежи интереса к изобразительному искусству, вовлечение подрастающего поколения в художественное пространство города Владимира — одного из древнейших русских городов, воспитание уважения к его истории и культуре является одной из главных задач Центра.

В Центре расположена изостудия «Радуга», которая открылась в сентябре 2012 года. Там обучаются юные художники. Они участвуют во многих выставках и конкурсах.


Владимирский Союз художников
Картинная галерея
Музеи Владимирской области
Категория: Владимир | Добавил: Николай (07.06.2016)
Просмотров: 3416 | Теги: Владимир, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru