Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
00:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Зональная (региональная) выставка во Владимире в 1990 г.

Зональная (региональная) выставка во Владимире в 1990 г.

В августе 1944 года была образована Владимирская область. В связи с этим событием в городе возникли различные областные учреждения и организации, в том числе связанные с культурой: областная библиотека, 14 сентября 1944 г. создано концертно-эстрадное бюро (КЭБ), 28 сентября 1944 года был создан Областной Дом народного творчества, во главе с директором Верой Дмитриевной Шпиллер. В ноябре 1944 года состоялось общее собрание работников изобразительного искусства. На этом собрании было принято решение начать подготовку к созданию Владимирского областного отделения Союза художников. В течение следующих месяцев оргкомитет готовился к проведению областного съезда и к первой областной выставке художников Владимирской области.
Выставка открылась 25 мая 1945 года, а съезд состоялся 8 июня. На нем и было провозглашено создание Владимирского отделения Союза художников РСФСР. Первым председателем организации был избран московский художник Шепелюк Анатолий Павлович. В разные годы на этом посту были известные владимирские художники: К.Н. Бритов, В.Я. Юкин, Н.Н. Модоров, В.И. Рузин, Е.П. Телегин, Н.М. Баранов. Последний стал автором двух книг о Союзе художников и о художниках.
Предлагаемая читателям глава из первой книги знакомит читателей с одним из важных в истории организации событий: проведении во Владимире зональной художественной выставки в 1990 году, что позволило после ее окончания создать областной Центр изобразительного искусства.

Зональная (региональная) выставка во Владимире в 1990 г.
Как это было…

Н.М. Баранов

С 1960-х годов в России стали проводиться, кроме всероссийских и всесоюзных, художественные выставки по регионам.
Первоначально эти выставки назывались зональными. Модное было, очевидно, понятие. Тогда вся Россия условно была поделена на зоны, в которые входили те или иные областные организации Союза художников.
Такая организация дела давала возможность гораздо большему числу художников принимать в них участие, так как на крупные республиканские и тем более всесоюзные многим художникам пробиться было очень непросто. Региональная же выставка давала возможность максимальному числу художников показать свое творчество на представительном художественном форуме.
За место проведения очередной зональной, или, как ее стали именовать региональной выставки, шла откровенная борьба. Дело в том, ку. Надо напомнить, что в выставке принимали участие организации Союза художников одиннадцати областей России: Владимирской, Ивановской, Калининградской, Калининской (ныне Тверской), Калужской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской и Мордовии.
Был конец 1980-х годов. Подобные важные вопросы следовало решать в обкоме КПСС. Тогда я, будучи председателем правления Владимирской областной организации Союза художников, пришел к первому секретарю обкома. Им был в то время Ратмир Степанович Бобовиков, выходец из Ленинграда. Он был хорошо настроен к творческой интеллигенции и даже имел приятельские отношения кое с кем из ленинградской художественной элиты. Он горячо поддержал нашу идею проведения выставки во Владимире. Однако с ходу эту проблему решать было нельзя. Вначале нужно было определиться, где в городе можно было бы приспособить, наскоро отремонтировав, имеющийся в наличии особняк старой постройки. Таким образом наметились три объекта: здание средней школы № 1, что возле Золотых ворот, гарнизонный Дом офицеров и дом № 24 по ул. III Интернационала (теперь Б. Московская), в народе именуемый не иначе как «Дом с привидениями». В прошлом же он был построен как жилой дом для губернатора. Впоследствии он переходил из рук в руки…
К моменту возникновения нашего интереса к этому старому заслуженному особняку он изрядно обветшал и требовал серьезного ремонта. Кроме всего прочего, он был битком набит всевозможными конторами и организациями.
После долгих раздумий руководство областью остановилось именно на этом доме, решив успеть хоть как-то его отремонтировать. Решено было задействовать также и Дом офицеров. Была создана комиссия.
Получив согласие от местных властей на проведение этой выставки, необходимо было получить такое же согласие со стороны Союза художников России и Министерства культуры. А это тоже оказалось делом совсем не простым.
На проведение этой выставки претендовали и другие города, например, Тула, где условия были более благоприятными. Там ничего не надо было строить или приспосабливать - необходимые площади для размещения экспозиции были. Но мы отступать не думали. Я отправился в Москву к председателю Правления Союза художников РСФСР С.П. Ткачеву, действительному члену Академии художеств СССР. Изложив ему проблему, я заручился его трудовой путь в далекой провинции. Распоряжением управляющего Оренбургским учебным округом с 1 августа 1903 г. молодой специалист был назначен на должность преподавателя математики в Оренбургское реальное училище. Здесь он не только преподавал, но и являлся членом хозяйственного комитета училища (1904-1908 гг.) и классным наставником 4-7 классов.
Работа, особенно в старших классах, требовала большой подготовки, постоянного совершенствования педагогических методов, так что, по его собственному признанию, именно в Оренбурге Николай Николаевич Шемянов «научился быть учителем». Здесь Николай Николаевич много сил отдавал внеклассной работе с учащимися: создал кружок математики «Математические вечера для учащихся», кружок астрономии; руководил любительским драматическим кружком, что было в то время редким явлением. Он получил разрешение попечителя Оренбургского учебного округа издавать первый в России ученический журнал математического кружка согласием на наш вариант, но с условием, что в дальнейшем разговоре в Министерстве культуры он публично за это решение выступать не будет, просто промолчит, ибо посчитал для себя неэтичным по отношению к жителям Тулы так поступить, так как был избран депутатом Верховного Совета по их избирательному округу. Председатель же выставочного комитета В. В. Родионов откровенно отказался нас поддержать. Тогда я попросил его хотя бы промолчать, не выступать против.
На решающем заседании в Министерстве культуры разговор был трудным. Да, Владимир замечательный город, с богатой историей, но... где уверенность, что к сроку все будет готово?
По совету Сергея Петровича Ткачева я выступил эмоционально, горячо, что называется, «выложился» полностью. Ткачев, хотя и не обещал выступить публично, своими репликами существенно помог повернуть разговор в нужном для нас направлении. В итоге нужное для нас решение было принято.
Но впереди было самое главное: как успеть справиться с таким большим объемом работ. А волноваться было из-за чего. Ведь если все пойдет так, как надо, во Владимире мог бы появиться первый в России Центр изобразительного искусства. Такая договоренность была у нас достигнута с руководством области, только бы не сорвалась выставка! А такую возможность исключать было нельзя...
Шло время, а мы никак не могли освободить дом № 24 от расположившихся в нем учреждений. На созданной по этому делу комиссии мы ругались, кричали друг на друга, но дело не двигалось. Уходило драгоценное время.
К тому времени на посту первого секретаря обкома КПСС Бобовикова сменил Кондрюков Г.Ф., бывший до того председателем облисполкома. Он также был чрезвычайно доброжелателен к нашим планам. Бывало, принимал он меня по первой же просьбе без всякой очереди.
Наконец, усилиями комиссии под председательством сначала заместителя председателя облисполкома В. И. Гарина, а затем В. П. Крутова, бывшего тогда также заместителем председателя облисполкома, дело сдвинулось с мертвой точки. Дом освободился. Но, Боже! В каком он был состоянии! С трудом верилось, что мы успеем привести его в порядок к нужному времени. Огромная нагрузка легла на плечи директора Владимирского отделения художественного фонда Союза художников М. А. Челяпина, директора выставки Г. В. Голубевой, на членов правления владимирской организации Союза художников и членов выставочного комитета. Тем временем шла подготовительная работа и в Доме офицеров. Там проблем также хватало.
Думается, нет смысла сейчас перечислять все то, что надо было сделать и что не удалось. Удалось, к сожалению, не все. Замечательные старинные особняки, памятники архитектуры давно не реставрировались и были просто в плохом состоянии. Не хватало времени, как всегда, не было необходимых средств.
Наряду с подготовкой выставочных площадок шла напряженная работа по отбору лучших произведений изобразительного искусства. В число членов выставкома входили и представители нашей области: А.Г. Трунов, начальник областного управления культуры, Н.М. Баранов, председатель областной организации Союза художников, заслуженные художники РСФСР А.С. Курилов, Л.А. Фомичёв, Б.Ф. Французов, В. Я. Юкин.
Членам выставкома приходилось систематически выезжать в областные организации для отбора работ на местах. В этих случаях давались рекомендации, заключались договора на создание произведений для Министерства культуры РСФСР, Художественного фонда. Таким образом, у художников было время учесть замечания выставкома, сделать необходимые поправки.
В то же время другая часть выставкома, в которую входили искусствоведы, активно выполняла свою долю работы. Им предстояло подготовить материал для будущего каталога, подготовить статьи для газет, журналов и других печатных изданий. Готовился специальный выпуск газеты «Призыв».


Обложка каталога выставки

Но судьба готовила нам еще один сюрприз. Оказалось, что печатать каталог в Москве, как планировалось, по каким-то причинам нельзя. Возникла новая проблема. Ольга Васильевна Богословская, референт правления Союза художников РСФСР и член выставкома, руководившая всем этим, была вне себя. Не сдержавшись, она накричала на меня и стала искать другой выход из положения. Обстановка сложилась нервная. Я не знал, что делать. Помог кто-то из женщин, кажется, Г. В. Голубева. Вспомнили, что такую работу могла бы выполнить кольчугинская типография. Выход был найден.
Конечно, проблемы на этом не кончились. Ведь главным было создание экспозиции. Тут тоже было над чем подумать. Вся выставка была поделена на разделы: живопись, графика, декоративно-прикладное, монументальное искусство, скульптура, плакат и промышленная графика.
При создании экспозиции было много разных мнений и, естественно, споров и недоразумений. Это в большей части касалось оборудования. Помнится, что возникла большая проблема из-за витрин для экспонирования лаков, эмалей, ювелирных изделий. Особенно пришлось поволноваться при строительстве экспозиции стекла и хрусталя. Обеспечить их сохранность было нелегко. Критикуя устроителей выставки» авторы не стеснялись в выражениях. Особенно, как тогда казалось, доставалось мне, одному из главных представителей города, принимавшему выставку. Помнится, как резко возмущался мой добрый друг и товарищ из Гусь-Хрустального, заслуженный художник РСФСР А. С. Курилов. А что было делать - многого не хватало, да и трудно было все предусмотреть - опыта не было. Ведь впервые пришлось принимать и строить экспозицию такой масштабной выставки.
Возвращаясь к претензиям, вспоминаю, как с обидой и возмущением обратился ко мне другой мой товарищ и близкий друг, к сожалению, рано ушедший из жизни, ивановец Вадим Балдин, член выставкома, ответственный за театрально-декорационный раздел. Он буквально кипел от негодования. «Коля, - мы были, конечно, на “ты”, - почему ты не предоставил мне никого в помощь? Один я не справлюсь вовремя!» Он был, разумеется, прав. В суете мы как-то просмотрели этот момент. Пришлось на ходу решать и этот вопрос. Спасибо, выручил художник из Владимирского театра драмы Станислав Бахвалов, к которому мы обратились за помощью. В результате этот раздел был оформлен очень эффектно, с выдумкой и смотрелся впечатляюще.
Большую и очень интересную работу проделал Борис Французов, ответственный за экспозицию графики, раздел большой и весьма сложный. Борис Федорович пользовался, я бы сказал, каким-то особенным авторитетом и доверием в выставкоме. Он хорошо знал авторов из разных регионов, прекрасно представлял, как должна выглядеть экспозиция графики, и с его стороны почти не было претензий. Кроме того, он обладал хорошими организаторскими способностями, и в помощниках у него недостатка не было.
Наибольшее внимание было уделено экспозиции живописи. Понятно, что особое отношение было к живописи владимирцев. Участников выставки от владимирской организации было больше всего по количеству. Это было естественно, ибо хозяевам, принимающим выставку, полагалось оказывать предпочтение. Да если судить объективно, владимирцы выступили действительно сильно. Так называемая «владимирская школа живописи» проявила себя в полном блеске. Полотна В. Юкина, К. Бритова, В. Кокурина, Н. Мокрова, В. Егорова и других привлекали особое внимание. Впервые также сильно выступили графики из Владимира. Как всегда, были вне конкуренции художники по стеклу и хрусталю из Гусь-Хрустального. Не подвела и прославленная Мстёра. Заметно слабее владимирцы выглядели в разделе скульптуры, монументального искусства и эмалей. А вот в металле отличились Ю. Бородин, А. Веселкин. В разделе «Керамика, фаянс» очень неплохо выглядели изделия Т. Слиньковой и Р. Варцавы. Владимирцев на выставке насчитывалось в общей сложности 113 человек.
По итогам выставки были проведены круглый стол, посвященный творчеству молодых художников, и итоговая пресс-конференция. Отдельно целый день был посвящен творческой конференции с докладами искусствоведов и выступлениями участников.
Не могу не отметить роли нашего профсоюза работников культуры и его председателя Любови Нефеденко в проведении выставки, особенно в финальной стадии. Она нашла возможность отметить ценными подарками успехи многих художников, а некоторым, особо отличившимся, были присуждены премии Центрального Совета профсоюза работников культуры России. В числе лауреатов премии оказались и члены нашей творческой организации: В. Юкин, Б. Французов и Н. Баранов.

PS. По окончании выставки, как и предполагалось, дож ль 24 был передан сначала в ведение Владимирской организации Союза художников, затем переподчинен областному комитету по культуре.
В помещении дома был образован Центр изобразительного искусства.


Центр изобразительного искусства. Ул. Б. Московская, д. 24


Центр пропаганды изобразительного искусства.
Дом губернатора.

Категория: Владимир | Добавил: Николай (08.01.2018)
Просмотров: 1241 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru