Главная
Регистрация
Вход
Четверг
20.09.2018
15:12
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 512

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [955]
Суздаль [309]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [264]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [113]
Судогда [35]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [97]
Вязники [182]
Камешково [53]
Ковров [276]
Гороховец [76]
Александров [154]
Переславль [91]
Кольчугино [28]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [7]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [26]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимир Яковлевич Юкин

Владимир Юкин. Основные этапы творчества (по материалам коллекции В. Юкина в собрании ВСМЗ)

Н.И. Севастьянова

Имя Владимира Яковлевича Юкина занимает особое место в изобразительном искусстве Владимирской земли.
Родился Юкин 9 июня 1920 году во Мстёре. Отец был фельдшером. Дядя, Павел Иванович, был реставратором, работал под руководством И. Э. Грабаря.
Важным фактором развития юноши являлись приезды во Мстёру известного советского живописца Модорова Федора Александровича — родственника Юкиных. «Его разноцветные краски, палитра, кисти — всё это производило на меня неизгладимое впечатление, — вспоминал Юкин, — Я стал мечтать об искусстве».
При поддержке дяди он в 1936 году поступил в Ивановское художественное училище, где с 1936 по 1940 год учился у Михаила Семёновича Пырина, ученика Валентина Серова.
Как у всех сверстников, родившихся в начале двадцатых годов, юность Юкина выдержала испытания Великой Отечественной войной. С первых дней войны он участвовал в боях, в начале августе 1941 года его часть была окружена и Юкин попадает в плен. Почти всю войну В.Я. Юкин находился в лагерях для военнопленных. Сначала это был лагерь «Уманская яма» на Украине, затем лагерь для военнопленных № 318 близ Ламсдорфа. Пребывание Юкина в плену закончилось 17 марта 1945 года. Затем он вновь воевал, принимает участие в боях в районе Вроцлава (Бреслау), победу встретил в Германии.
Награждён медалями «За победу над Германией» и «За освобождение Праги», орденом Отечественной войны II степени (1985).
После войны продолжил службу в армии, по сентябрь 1947 года работал художником в Доме офицеров города Львова.
В 1947 году, Владимир Юкин поступил на живописный факультет Львовского института прикладного и декоративного искусства. Но учился в институте он всего один год: мать прислала письмо, в котором писала о серьёзной болезни сестры, о своём нездоровье. Со второго курса института Владимиру Яковлевичу пришлось уйти, вернуться во Мстёру — необходимо было работать, кормить семью.
С ноября 1948 года Юкин преподавал во Мстёрской художественно-промышленной школе рисунок и живопись. Свободное время художник всегда проводил одинаково — ходил на этюды. Серьёзно и вдумчиво работая на пленэре, в эти годы Юкин учился передавать на холсте тонкие цветовые отношения, увиденные в природе.


Владимир Яковлевич Юкин

В 1949 году Юкин двумя работами впервые участвовал в областной художественной выставке, а в 1950 году его пейзажи уже вошли в экспозицию республиканской художественной выставки в Москве, где привлекли к себе внимание критики. В 1952 году Юкин становится членом Союза художников СССР.
Любопытна оценка Н.П. Сычёва, данная В. Юкину в 1951 году: «Владимир Юкин — молодой, но обладающий высокой культурой художник, умеющий дать новое видение русского пейзажа. Это очень талантливый и способный живописец, работающий с большой любовью, осторожностью и боязнью положить лишнего на холст. Пейзажи его написаны очень тонко». В этих словах дана весьма точная характеристика творчества Юкина конца 1940-х — начала 1950-х годов. В эти годы Юкин — сторонник тонкослойной тональной живописи.
Самой ранней работой Юкина в фондах музея-заповедника является картина «Под посевы», написанная в 1954 году. Картина выполнена в реалистической манере, напоминающей живопись конца XIX века. В связи с этим хочется привести часто повторяемые Юкиным слова: «Главным своим учителем считаю Левитана». Альбом этого художника в молодые годы был его настольной книгой.
Техника этого произведения далека от зрелой манеры автора. Здесь он избегает нагрузки холста красочной пастой, допуская пастозность лишь в светах. Наиболее интересной по живописи является правая часть холста: это уголок осенней природы, написанный в мягкой цветовой гамме, основанной на тонком балансе полутонов.
Во второй половине 1950-х Юкин первым среди владимирских художников начинает работать, делая под живопись фактурную клеемеловую подкладку. К таким способам грунтовки холста русские художники прибегали ещё с конца XIX века, в том числе И.Э. Грабарь.
На протяжении многолетней творческой деятельности Грабарь пришёл к выводу, что наилучшими для масляной и темперной живописи являются клеемеловые грунты. Они обеспечивают полное сохранение свежести живописи, предохраняют её от растрескивания. Благодаря вытягиванию грунтом из краски излишнего количества масла красочный слой крепко и прочно сцепляется с холстом. При этом на поверхности холста остаётся красящее вещество, содержащее минимальное количество масла, масляная живопись приобретает многие наиболее ценные свойства пастели — сохранение многолетней яркости. Но пастель легко подвергается разрушению, а масляная живопись, выполненная на клеемеловых грунтах, сохраняется прекрасно.
На шероховатой фактуре Юкин начинает работать более раскрепощённо, условно, что направляет творчество художника в новое русло. С конца 1950-х годов художника уже не привлекают мотивы, в которых заключён готовый художественный образ. Он начинает писать, выражая на холсте свои личные чувства и эмоции.


Юкин В. Я. «Весна». 1958 г.

Юкин В.Я. «Черная речка». 1959 г.

Важными для этого периода (1957—1959 годы) являются работы «Весна», 1958 год, «Последний снег», 1950-е годы. В них ещё нет открытого цвета, они почти монохромны, написаны на основе сближенной, охристой цветовой гаммы. Но в этих произведениях впервые появилась характерная в дальнейшем для Юкина особенность: фактура письма становится важной составляющей частью образа. Таковы выполненные в холодной серо-голубой гамме, с небольшими вкраплениями цвета работы «Чёрная речка», «Март», датированные 1959 годом. В коллекции музея хранится 13 произведений Юкина 1950-х годов, прекрасно характеризующих данный период, позволяющих чётко проследить эволюцию созидательной мысли художника. Мстёрский период живописи Юкина закончился в 1959 году работой «Везут сено», находящейся в коллекции ТХМ. В творчестве художника эту работу следует считать этапной. В ней впервые стала просматриваться целостная живописная система Юкина, проявились важные для дальнейшего развития художника качества: органичная взаимосвязь обобщённого рисунка, эмоционально-цветового строя, фактуры холста и технических приёмов живописи.


Юкин В.Я. «Везут сено». 1959 г.

Ещё живя во Мстёре, Юкин экспериментировал не только с фактурным грунтом, но и красочным наполнителем. Когда в качестве дополнительного объёма Юкин начал добавлять в краски мельчайшие, пылеобразные, оставшиеся от обработки мстёрских шкатулок опилки.
В коллекции музея хранятся две работы, предположительно написанные с применением такого наполнителя, это «Солнечный день», 1958 год и «Берёзы», 1959 год. Эти работы характеризуются уплотнённой фактурой. Изображение их как будто вылеплено на холсте. Цвет этих работ достаточно интенсивный, условный.
В 1958 году московский искусствовед Михаил Порфирьевич Сокольников говорил о Юкине: «Я люблю Юкина и обращаю ваше внимание на обработку им полотна. Умение давать техническое очарование холста имеет огромное значение. Юкин стремится к этому, в этом особенность и прелесть его работ».
Юкин жил во Мстёре с 1918 по 1959 год. Мстёрское десятилетие в жизни Юкина — время глубокой аналитической и практической работы. В эти годы художником пройден огромный путь, успешно решены серьёзные творческие задачи, сделан большой шаг вперёд.
Сегодня можно со всей определённостью сказать, что Мстёра — это место, где в 1950-е годы Владимиром Яковлевичем Юкиным были заложены основы новой живописи, о которой позднее скажут: владимирская живописная школа.


Мемориальная доска «В этом доме с 1959 по 2000 гг. жил и работал народный художник России, живописец Владимир Яковлевич Юкин» на доме № 7в по ул. Княгининская

Творчество художника в 1960-е годы невозможна рассматривать в отрыве от общих процессов, проходивших в Союзе художников Владимира. А атмосфера его была совершенно уникальной: здесь царил дух творческого поиска, большого эксперимента, соревновательности. Объединённая общей целью, во Владимире работала группа единомышленников, решавших большие новаторские задачи. И Владимир Юкин был её духовным лидером.
В 1960-е годы происходило осмысление владимирскими живописцами художественных традиций родной земли. В основу обновлённой живописи тех лет легли цветовые и колористические аккорды иконного письма, церковного шитья, декоративные принципы белокаменной резьбы древних владимирских соборов.
В начале 1960-х в живописи Юкина наступает усиление декоративного начала. Серый жемчужный колорит уступает место цветописи, декоративному и фактурному письму.
Техника достижения живописной фактуры в 60-е годы у владимирцев была разной. На картон или холст наносился желатиновый клей, затем на него просеивались опилки. После просыхания опилки прижимались, уплотнялись. Затем картон ещё раз сверху проклеивался. У многих художников были личные рецепты. В. Юкин, например, добавлял в клеевой грунт грубый, нерастёртый меловой состав (левкас), В. Кокурин — сухую красную глину, К. Бритов — золу, придающую живописи особую бархатистость. В. Егоров добивался живописного объёма, добавляя в красочную массу сухие волокна камыша.
Рельефный грунт и живопись с объёмным наполнителем у художников владимирской школы — это осознанный приём. Он даёт почувствовать материальность и осязаемость изображаемого, увеличивает декоративный эффект холста, помогает создать своеобразное третье измерение, которое обогащает звучание произведения. Благодаря этому полотно вырастает за рамки станкового искусства и переходит в мир декоративный, почти трёхмерный.
В 1960-е годы владимирцы были участниками всех серьёзных российских выставок, на которых их работы выделялись своей эмоциональной свежестью, оригинальностью, узнавались без подписей. В 1967 году на обсуждении 2-й зональной художественной выставки в Москве В. Юдичев, редактор журнала «Художник», отмечал, что на фоне суровых и тёмных картин, хоть и отражающих социалистическую действительность, владимирский пейзаж своими радостными оптимистичными красками создаёт ощущение настоящего праздника.
В конце 1960-х годов Владимир Юкин — признанный мастер пейзажа. Одно за другим из-под его кисти появляются полотна, впечатляющие своей убедительностью, раскрывающие новые грани необычного таланта художника. В 1967 году были созданы «У почты», «Сирень», хранящиеся в фондах ВСМЗ, одни из самых известных работ Юкина.


Юкин В.Я. «Сирень». 1967 г.

В 1960-е творческая кухня художника полна эксперимента. Его занимает композиция плоского цветового пятна и, как следствие, появляются полотна, в которых соединяются аппликация и коллаж. Живопись в них чередуется с бумажными вклейками, поверх которых художник делает проработку углем, пастелью, графитным карандашом.


Юкин В.Я. «Ранний снег». Мстера. 1968

Юкин В.Я. «Снег в октябре». 1969 г.

В этот период написана принадлежащая музею работа «Снег в октябре», 1969 год. Существует её вариант, выполненный годом раньше, в технике бумажной аппликации, хранящийся в частной коллекции. Эта аппликация является эскизом работы, находящейся в музее. В фондах музея хранится 9 работ Юкина 1960-х годов, характерных для этого периода.
На границе 1960—70-х годов был период, когда в живописи Юкина появляется ещё один цвет — чёрный. Нечасто рискуют использовать его художники, а Юкин это делает. Чёрный цвет у него единственный, который не сосуществует, обогащая другие, а прямо противостоит всем остальным. Этот период был недолгим. В дальнейшем чёрный цвет остался лишь в виде контуров, оттеняющих фигуры и предметы, в наполненных чистым цветом холстах.


Юкин В. Я. «Ранний снег». 1975 г.

Вплоть до середины 1970-х живопись Юкина имеет матовую поверхность — «Ранний снег», 1975 год. Это характерно для письма по рыхлому грунту, легко впитывающему красочный слой. Техническая проработка холста в этот период достаточно детальна, мазок небольшой, живопись плотная. Архитектура, предметы и фигуры имеют чётко выраженный абрис. В эти годы цветовой накал живописи художника ещё не так силён, в ней есть определённая цветовая сдержанность, деликатность. В дальнейшем палитра художника становится более интенсивной.
В некоторых работах начала 1970-х, желая объединить цветовой строй, художник прибегает к своеобразному приёму — покрывает готовую работу тонким слоем битумного лака, имеющего особый землистый тон. Таким образом, цветовая полифония картины обобщается, работа приобретает благородную «бронзовую патину».


Юкин В. Я. «Ждут автобуса». 1970 г.

Характерным примером такого произведения является картина «Ждут автобуса» 1970 года, находящаяся в картинной галерее ВСМЗ. Данная работа по окончании живописного процесса покрыта битумным лаком. Затем художник прибегает к окончательной обработке холста: он стирает кое-где лак, высвобождая из-под него цвет, там, где это необходимо, процарапывает лак обратным концом кисти или, где это оправдано, допускает его свободные подтёки.
В конце 1970-х полотна Юкина покоряют зрителя чистым цветом, оптимистичным мироощущением, человеческой теплотой, эмоциональностью. Происходит это потому, что в основе дарования Юкина лежит способность восхищаться каждым мигом бытия и уметь передать это восхищение зрителю.
В 1970-е годы сложился узнаваемый, характерный для Юкина композиционный строй произведений: развёрнутость холста по вертикали, его фактурная проработка, смелый и сильный цвет. Юкин совершенно свободно отбрасывает детали, упрощая рисунок, задавая композиции цветовой ритм, обращая особое внимание на выразительность силуэта. Тонально и перспективно у него почти никогда не выделяются планы, поэтому всё изображённое на картине равноудалено от зрителя и хорошо читается. Часто на первом плане написаны падающие на картинную плоскость тени от деревьев, которые находятся в реальном пространстве.


Юкин В. Я. «Снег и цветы». 1979

Юкин В. Я. «Пора цветения». 1977

В коллекции музея хранится 13 произведений В. Юкина, датируемых 1970-ми годами. Среди них такие яркие, самобытные, ставшие хрестоматийными произведения, как «Мартовский вечер», 1975 год, «Пора цветения», 1977 год, «Снег и цветы», которая написана под Ковровом, в старинном селе Любец, раскинувшемся на высоком берегу реки Клязьмы. Для любителей искусства эти места навсегда связаны с именем Владимира Яковлевича Юкина. В 1974 году он купил здесь дом и ежегодно, с ранней весны до поздней осени, работал в этих местах. Жизнь в Любце обновила живопись художника, вывела её на новые темы.
Особенно хочется выделить Любецкие букеты, которые с полным основанием можно считать заметным явлением в жанре советского натюрморта 1970—80-х годов. Букеты Юкина — это нечто иное, чем привычные нашему пониманию цветочные натюрморты. В них раскрывается своеобразное, присущее только этому художнику представление о земной красоте. В Любецких букетах Юкин открывает нам неприукрашенную первобытную мощь природной стихии и сам от чистого сердца восторгается ею. Собранные художником в конце лета цветы и травы кажутся нам вместилищем жизненной энергии, солнечного тепла и исполнены той же значительности, что и взрастившая их земля.
В 1980-е годы сильное и смелое чувство окончательно вытеснило в произведениях Юкина мягкую лирику ранних холстов. Поэзия, к которой пришёл Юкин, полна жизнеутверждающей силы. Условность рисунка в сочетании с добротностью и простотой композиции углубляют связь произведений Юкина с народным искусством («Весна», 1985 год).
В 1983 году искусствовед Михаил Соколов писал о Юкине: «Мазок в зрелых картинах Юкина не нанесён на холст, а в буквальном смысле вылеплен на нём, что придаёт живописной поверхности подобие рельефной пластики. Неожиданные и богатые декоративные эффекты открываются, когда рассматриваешь эти холсты сбоку: фактурнее выступают «живописные мхи» (впервые это определение было дано поздней манере Клода Моне), а вся картина обретает сходство с прочно сработанной старой стеной, тронутой патиной времени».


Юкин В. Я. «Осенью», 1984 г.
$
Юкин В. Я. «Март». 1985

В коллекции музея хранятся 6 работ художника, датируемых 1980-ми годами. Это произведения большого, зрелого мастера. Среди них — «Осень», 1987 год, «Сено везут», 1983 год, «Осенью», 1984 год.
В 1989 году, накануне 70-летия, Владимиру Яковлевичу Юкину было присвоено звание заслуженного художника России. В начале 1991 года В. Юкин был удостоен серебряной медали Академии художеств, а 26 декабря 1991 года художник становится лауреатом Государственной премии РФ. В 1995 году Юкин получает высокое звание народного художника России.
Как настоящий творец, Юкин работал до глубокой старости, не останавливаясь на достигнутом. Период 1990- х годов в музейной коллекции представлен работой «Вечер» 1994 года, купленной с последней прижизненной выставки художника, которая состоялась в картинной галерее музея заповедника в 1995 году.
Владимир Яковлевич Юкин ушёл из жизни в 2000 году, в возрасте 80 лет. Его имя, прославившее владимирское искусство, ещё при жизни стало легендой. Своими корнями искусство этого художника уходит вглубь родной земли. В его живописном почерке соединились исторические и современные идеалы красоты и получили новое, неповторимое звучание.
Произведения В. Юкина стали общенародным достоянием. Лучшие из них хранятся в собраниях ведущих музеев страны: Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в 62 региональных музеях России, частных коллекциях в нашей стране и за рубежом.
В коллекции музея-заповедника находится 41 произведение В.Я. Юкина. Одна из работ автора — «Мартовский вечер», 1979 год, к., м., 74 х 106, хранится в научно-вспомогательном фонде музея. Не ясно, по каким параметрам она туда отнесена. Это подлинное, авторское произведение, выполненное в живописных материалах. Думается, что оно должно быть переведено в основной фонд.
В коллекцию музея работы В.Я. Юкина поступали в течение 40 лет — с 1955 по 1995 год. Наибольшее количество работ поступило непосредственно от автора — 22, из них 9 произведений подарены. Владимирским отделением ХФ РСФСР в разные годы были переданы 4 работы, областным управлением культуры — 11 работ, Министерством культуры — 5 работ.


Юкин В.Я. «Март», 1992, холст, масло, 76х90.
Центр пропаганды изобразительного искусства. Экспозиция «Искусство Земли Владимирской»

СОЛНЕЧНАЯ ПАЛИТРА

Несколько лет тому назад стояло в центре города Владимира старое здание — прежняя церковь: были там и учреждения, и кинотеатр был. А небольшую комнату отвели для художественного салона. Низкий потолок, не совсем подходящее для вывешенных здесь картин освещение — обстановка по меньшей мере скромная.
И вдруг в этом неприметном зданьице, в немноголюдном выставочном зале первая встреча, как первое откровение, как неожиданный праздник, — встреча с творчеством. Мне запомнились несколько фамилий: Потехин, Бритов, Юкин.
Иные работы удивляли, другие вызывали восторг, третьи порождали жадное любопытство: что это за художники, что за люди?
Как смогли они передать эту удивительную жажду жизни, как заставили звучать каждый мазок, сумев затронуть самое большое и тонкое чувство в душе русского человека — чувство любви к родине?
Наверное, именно в самом центре России, в исконно русском городе Владимире могло родиться искусство живописи, качало которому положил «смиренный» Андрей Рублев и благодаря которому, быть может, пошло гулять по свету это словосочетание владимирские богомазы.
Прошло десть лет с той первой встреча в художественном салоле. Искусство владимирских художников выросло, тетерь их не три и не пять, теперь сорок четыре члена Союза художников, пять кандидатов в члены Союза, теперь их знают не только у нас в стране, но и за рубежом; теперь искусствоведы говорят о владимирской школе живописцев.
И, наверное, не нужно забывать о тех, кто сейчас стал учителем для многих молодых художников.
Это было 24 года назад (1946 г.) когда демобилизованный солдат Владимир Юкин приехал в родную Мстеру.
Он шагал лесной дорогой, смотрел на заречные дали, видел и запоминал спокойные краски уходящего дня. Позади фронт, полтора года учебы во Львовском художественном институте. Нa вступительных экзаменах в документах против его фамилии стояло: рисунок — «отлично», живопись — «отлично», композиция — «видминно». Такой оценки вообще-то нет, а кто-то из преподавателей предложил поставить «отменно».
И вот Владимир Юкин дома. Он преподаватель в местной художественной школе. К нему потянулась детвора, взрослые почувствовали в этом робком, стеснительном, немногословном учителе рисования чуткого, отзывчивого, все понимающего человека-художника. Он организовал вечернюю студию живописи: отдельно для детей, отдельно для взрослых. И старшие приходили полюбопытствовать, как там у младших, а детвора «приклеивалась» к стеклам окон, чтобы рассмотреть, как пишут взрослые.
А на творчество нужно было время. Владимир Яковлевич брал минимум уроков, чтобы максимум оставалось для своих картин. Было трудно — требовались краски, холст, кисти, а зарплата равнялась студенческой стипендии — не велика. Но велико было желание этого человека выразить на полотне то, о чем мечтал, шагая по фронтовым дорогам.
И появились тогда неяркие, неброские, в приглушенных серо-коричневых тонах картины «Последний снег», «Разлив Мстерки», «Деревня Татарово», «Березы».
Ранняя живопись В. Юкина — с тонким лиризмом, с легкой грустинкой, которыми веет от свинцово-серебристой воды, от густо-коричневых крыши деревянного дома и лодок, уснувших у тихого берега. Здесь все пронизано глубоким раздумьем человека зрелого, много пережившего, многое передумавшего. Ранние работы В. Я. Юкина в какой-то степени были отзвуком великолепного левитановского письма, русской школы художников-передвижников.
В 1949 году на областной выставке демонстрировались всего шесть работ Юкина: «В родной семье», «Партизан», «Весенний день», «Разлив на Клязьме», «Осень», «Этюд».
А через два года ему предложили подготовить персональную выставку. Здесь было представлено уже сорок работ.
Владимир Юкин живет и работает во Владимире. Он — участник многих зональных, республиканских, всесоюзных выставок.
Летом прошлого года (1969) группа владимирских художников демонстрировала свои работы в Москве. Посетители выставки подолгу стояли у картин Юкина. Нельзя остаться равнодушным к большому полотну «Из прошлого». Юкин пишет широко, вольно; его манера как нельзя лучше передает характер русских богатырей, изображенных на полотне.
А вот современный городской пейзаж «Ждут автобуса». И опять излюбленные цвета художника — звучно-охристый, холодно-синий, ярко-красный.
Буйство красок, праздничность его палитры словно дразнит, пытается разбудить тебя от обыденного, рождает настроение необычной сказочности — это «Суздальский мотив». Неожиданное сочетание цветов, броскость: здесь нет полутонов, и уже начинает казаться, что не стоят за этой декоративностью долгие месяцы поисков, наблюдений, сомнений. А поиски были. Об этом Владимир Яковлевич сам говорил тогда на обсуждении работ владимирских художников.
Воспроизвожу его выступление по стенограмме: «Я думаю, что можно сравнить художников с золотоискателями. Золотоискатели ходят, ходят, ищут, ищут... И некоторые из них умирают по дороге, но вдруг кто-то находит золотую крупицу, жилку. И в конце концов находи слиток. Кому-то посчастливелось!
…И грубый человек может быть откровенным, и добрый человек может быть откровенным. Мне кажется, что главное в искусстве — это откровение… Один художник сказал: «Я не вижу ничего плохого в своих произведениях». Наверное, таких слов нужно бояться.
А самое хорошее, когда человек к концу своей жизни может называться художником — не важно, великим или не великим...
Мне хочется, чтобы мы в этот список попали!».
В. Я. Юкин говорил о своих товарищах, о себе. Его волнует, что не все посетители выставок принимают живопись, манеру владимирских художников, его волнует и проблема подготовленности людей к восприятию живописи.
Кстати. Однажды к Пикассо подошла дама и сказала: «Я не понимаю ваших картин». Пикассо ответил: «Скажите, а Японский язык вы понимаете? А могли бы изучить…»
Было время, когда некоторых владимирских живописцев называли формалистами, обвиняли в излишней декоративности. Было...

Картины, этюды, наброски. Мастерская председателя правлении Владимирской организации Союза художников РСФСР. Сколько здесь работ: сто, двести? А сколько их по городам, по странам? В Мурманске, Волгограде, Иванове, Красноярске, Куйбышеве, в Италии, в Чехословакии.
В последнее время особенно плодотворно работал Юкин. В январе этого года открылась республиканская выставка, посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Здесь были представлены три его работы. Сейчас в Москве экспонируется Всесоюзная выставка, посвященная 100-летию вождя, «Старый город» и «Ждут автобуса» — две работы Юкина можно увидеть в экспозиции. Сейчас художник готовится к своей персональной выставке.
Многие музеи страны, мира желали бы приобрести картины владимирского художника.
И только одна, чем-то особенно дорогая сердцу картина висит в его квартире — «Апрельским днем». Ранняя весна, голубое-голубое небо, такое бывает, наверное, только ранней весной, деревья в сиреневой дымке и рыжая лошадь... Автор удивительно тонко передает весеннее настроение.
Еще одна любимая работа — «Рябинка». Это букет осенних листьев и плодов. «Огонь рябины красной» — на переднем плане и приглушенный светлый фон.
Художник писал «Рябинку» уже поздней осенью, когда на землю легла пелена первого снега, было холодно, а он писал горячо, радостно, как будто какие-то солнечные воспоминания лета не давали покоя, как будто хотел запечатлеть мгновение.
В. Я. Юкин шел не по легкому пути, он шел наперекор установившимся понятиям, что пейзаж должен отражать спокойную умиротворенность среднерусской полосы, неяркость, тишину. Есть пейзаж Левитана, есть пейзаж Белыницкого-Бирули. А есть пейзаж Юкина, Грабаря.
Манера Юкина — резкая контрастность, динамика цвета, мажорность. Наверное, это абсолютно обоснованно. Ведь наше время требует большого радостного отображения жизни, когда оптимистичность является привычным, естественным мироощущением нашего человека. Он усилил радостное звучание, ярче стали пятна теней, полутонов.
И, быть может, благодаря этим картинам некоторые впервые заметили, сколь прекрасна окружающая нас природа, сколь редкостны те памятники старины, что окружают нас.

В Успенском соборе кафедральная тишина. В Успенском соборе перед фресками Рублева стоит человек. Ему вчера исполнилось 50. Он пришел на свидание с великим художником, он пришел на свидание с искусством.
Он влюблен в жизнь, влюблен в прекрасное. А ведь поэт сказал, что только влюбленный достоин знания человека.
С. БАРАНОВА.
Газета «Призыв», 10 июня 1970 год.
Зональная (региональная) выставка во Владимире в 1990 г.
Ким Николаевич Бритов
Картинная галерея
Музей И. Левитана в д. Елисейково
Иванов Антон Иванович (1818-1864) – Вязниковский художник, в середине XIX века его имя было известно в Италии.
Куликов Иван Семенович (1875—1941) — русский художник, живописец, мастер портретов и бытовых сцен.
Морозов Андрей Васильевич (1901—1972) — советский художник, участник Великой отечественной войны; член Союза художников СССР (с 1934).
Пынеев Константин Петрович (1868-1922) - художник-передвижник.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (02.04.2018)
Просмотров: 195 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика