Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
18:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Пятницкая (Знаменская) церковь города Владимира

Пятницкая (Знаменская) церковь

Адрес: ул. Б. Московская, д. 32


Пятницкая (Знаменская) церковь

1628 г. - первое письменное упоминание в патриарших данных книгах: «церковь великомученицы Христовы Пятницы… дани девять алтын две деньги, наместничьих и заезда гривна».
Выбор этого места для церкви не был случайным - уже в XII веке при выезде из Кремля в Новый город торговым мостом здесь расположился посадский торг, и Пятница была построена при торге, или, как говорят писцовые книги 1677 года «за рядом», так как святая мученица Параскева издавна почиталась на Руси покровительницей торговли. По сравнению с роскошными белокаменными храмами, которые строила в городе государственная власть, Пятница была скромной деревянной церковью, построенной посадскими людьми, поэтому и прихожанами ее, в основном, были люди торговые, жившие в сложившейся при церкви слободке, а торговля в те времена совершалась по вторникам и пятницам. По названию церкви была названа и ведшая к церкви с низу, с подола и реки Клязьмы улица - Пятницкая улица или Пятницкий переулок. Пятница стала важным топонимом древнего Владимира.
Почему Пятницкая церковь стала называться Знаменской неясно, однако известно, что в уже XVII веке при теплой Пятницкой была холодная Знаменская церковь. Не связано ли это появление второй церкви с чудом исцеления двух больных владимирцев, случившемся, как говорит церковное предание, 8 октября 1650 г. от иконы Знамения? Одного из исцеленных звали Логгин Сапожников, а известно, что купцы Сапожниковы жили на Большой улице как раз рядом с Пятницкой церковью напротив сапожного ряда в гостином дворе.

С 1656 г. дань с Пятницкой церкви была увеличена: «положено 33 алтына с деньгою, а в 1712 г. – рубль тринадцать алтын с деньгою». В 1715 г. при этой церкви священником был некто Петр Иванов, дьяконом Афанасий Михайлов.
1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Во время этого страшного пожара, обе церкви сгорели, а в следующем году на погорелом месте построена была Знаменская деревянная церковь. При деревянном храме было кладбище.
В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. относительно Пятницкой церкви сказано: «церковь Знамения Пресв. Богородицы, построена в 1720 г. оная издревне по писцовым книгам пишется по имеющейся при ней теплой церкви во имя св. великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, почему и ныне именуется Пятницкою».
В 1770 г. вместо деревянной церкви построена каменная, рядом каменная колокольня.
Фундамент храма - это каменные валуны, использующиеся как подкладка под нижние венцы самой церкви. В качестве этих камней также использовались надгробные плиты XVI века.

Новая каменная церковь задевала кладбище (XVI-XVII вв.), которое было при деревянном храме и те погребения, которые попадали в зону нового фундамента, строители храма складывали в центре периметра новой каменной церкви. То есть такое своеобразное коллективное перезахоронение внутри будущего храма.
В стены храма были вмурованы взятые тут же с кладбища два надгробных белых камня – один с северной стороны главного алтаря с надписью о погребении в 1682 году священника девичьего монастыря Василия Иванова, второй - внутри Пятницкого придела в западной стене, с надписью: «лета 7192 (1684) июня в 29 день на память святых первоверховных апостол Петра и Павла преставися на Москве раб Божий Володимерского яму ямщик Василий Степанов Тезиков двадцати лет возраста своего и привезен во Владимир погребен зде у сея святыя владычицы Знамения Пресвятыя Богородицы». Очевидно, ямщики Тезиковы оказывали покровительство церкви, потому что на большом колоколе имелась надпись: «лета 7190 (1682) марта в 11 день дал сей колокол во град Владимир к церкви Знамения Пресвятой Богородицы и святыя мученицы Парасковии по обещанию о своих родителей и по своей душе вечный вклад Володимирский ямской охотник Яков Никифоров Тезиков, весу в сем колоколе 28 пуд 1 фунт».

Первоначально церковь была разделена на холодную и теплую. Позже обе были объединены; и церковь стала вся тёплой.
Храм имел 3 престола: главный - во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в пределах - во имя Св. мученицы Параскевы Пятницы (с правой стороны) и во имя Св. первоверховных апостолов Петра и Павла (с левой стороны).
«Церкви принадлежит каменный двухъэтажный дом, в котором живут священно-церковно-служители Пятницкой церкви, и торговыя лавки; арендная плата за эти лавки идет в пользу церкви (в 1889 г. получено 1070 р.). Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание его составляют составляют: арендная плата за сенокосную землю, проценты с капитала 6314 р., завещаннаго разными лицами на вечное поминание, и доходы от служб и требоисправлений – всего 2552 р. 47 к. (в 1889 г.) При церкви в пользу причта имеются две пожни – 7 дес., план и межевая книга на эту землю имеются. В приходе числится 529 душ муж. п. и 643 жен. п., живущих в г. Владимире; кроме этого в деревне Полу-сельце, находящейся в 5 верст. От приходской церкви, 93 душ муж. п. и 92 жен. п. Все православные.
В 1779 г. церковь пострадала от пожара.
В 1780 г. купец Петровский пристроил придел к Знаменской церкви во имя св. ап. Петра и Павла, который до 1850 г. считался отдельной церковью «с своими документами и формальностью».
Придел в честь св. ап. Петра и Павла устроен в память некогда существовавшей в прошлом церкви во имя ап. Петра и Павла (на её месте на Мещанской улице стояла небольшая каменная часовня).
Как писали в 1871 году Владимирские губернские ведомости, «церковь эта в народе называется Пятницкой или просто Пятницею и многим из граждан известна только под этим именем. Наименование же церкви Знаменской употребляется только в официальных бумагах».

«Знаменская или Пятницкая, противъ гостиннаго двора, основана 1770 г., снаружи довольно изящная, внутри богато отделанная, но низкая, 2-й по богатству приходъ въ городе. Доходъ – 2050 р.» (Субботин А.П., 1877 г.).

В храме 4 ноября 1788 года был крещен сын владимирского губернатора Лазарева Петра Гавриловича Михаил Петрович - будущий мореплаватель и открыватель Антарктиды.
В хранящейся в областном архиве метрической книге дьякон записал: «Владимирского наместнического правления у правящего губернаторскую должность статского советника генерал-поручика и кавалера Петра Гавриловича Лазарева ноября 3 родился сын Михаил и крещен 4 числа».
В Пятницкой же церкви 18 марта 1790 года был крещен младший брат Михаила Павел, причем восприемником его при крещении стал его родной дядя капитан в отставке Павел Гаврилович Лазарев, служивший с 1789 г. советником Владимирской гражданской палаты.


Большая Московская улица. Около 1913 г.
Справа: высокий трехэтажный кирпичный дом (ныне № 28 по ул. Б. Московской) с балконом, двумя навесами крылец, вывесками; на одной из которых надпись: “Владимирское жандармское (или акцизное) управление”, трехэтажный, но более низкий дом причта Пятницкой церкви, одноэтажная лавка свечного епархиального завода (не сохр.), Пятницкая церковь с круглой колокольней с витым шпилем (1770, снес. 1960).

Церкви благотворили владимирские купцы Сапожниковы, Мартыновы, Моторины, Воронины, прихожанами ее были Антроповы, Столетовы, Шишовы, в начале ХХ века священниками служили представители образованнейшего городского духовенства Александр Михайлович Альбицкий и Михаил Андреевич Веселовский.
Московский купец Калашников и владимирские купцы жертвовали дорогие сосуды, ризы на иконы, церковные облачения и книги. По описанию 1871 г. церковь сверкала червонным золотом резных иконостасов, серебром иконных риз, мозаичными полами, росписью стен, а со стройной колокольни со шпилем предупреждал горожан о пожарах старинный 27-пудовый колокол.
Большой вклад в благолепие храма внес городской голова Андрей Алексеевич Шилов, бывший более 20 лет церковным ктитором Успенского собора и одновременно Пятницкой церкви. При нем в 1890 г. была разобрана стена, отделявшая храм от Петропавловского придела, устроено новое отопление, обновлены живопись и иконостасы.

Священник Знаменской церкви Алексий Михайлович Левитский – студент Владимирской духовной семинарии вып. 1836 года; 13 октября 1836 года был определен учителем в Переславское духовное училище, 3 мая 1839 года рукоположен во священника к Знаменской церкви гор. Владимира; с 26 мая 1850 года по 26 ноября 1868 года проходил должности попечителя и казначея Владимирского епархиального попечительства о бедных духовного звания; 18 апреля 1851 года назначен членом духовной Консистории; 9 мая 1866 года возведен в сан протоиерея; скончался 20 октября 1891 года. Имел Высочайшие награды: ордена св. Анны 3 и 2 ст., св. Владимира 4 и 3 ст. и палицу.

2 октября 1865 г. перемещен дьячек села Пьянцина, Юрьевского уезда, Василий Варваринский к Владимирской городской Знаменской церкви.
Священник Владимирской градской Знаменской церкви Евфимий Колпский пожертвовал в 1867 г. на воспитание в училище девиц духовного звания одной сироты 60 руб. серебром, и заявил, что и на будущее время он ежегодно будет жертвовать на этот предмет, 15 октября означенную сумму. За означенное пожертвование священнику Колпскому изъявлена признательность училищного начальства с предоставлением ему права при будущем приеме сирот в училище представить кандидатку; в случае же неимения таковой, предоставить ему избрать таковую из имеющих поступить по усмотрению епархиального начальства с наименованием оной стипендиаткой священника Колпского.

Вследствие ходатайства библиотекаря Владимирской градской Знаменской церкви священника Евфима Колпского перед Епархиальным Начальством от 5-го июня 1868 года, о разрешении ему, при торговле библиями, торговли церковными и духовно-нравственными книгами в свечной лавке Знаменской церкви, Владимирская духовная Консистория указом от 16 октября 1868 года за № 7324, во исполнение резолюции Его Высокопреосвященства приказали: «Разрешить библиотекарю священнику Колпскому производить продажу книг духовного содержания, с тем, чтобы он список книг, какие имеют поступать в церковной лавке в продажу отослать в редакцию Епархиальных Ведомостей, для припечатания в оных ведомостях».
«Объявление о продаже духовных книг и приглашение к пожертвованию.
В Губернском г. Владимире при свечной лавке Знаменской церкви, вместе с славянскими библиями продаются следующие книги, по следующим ценам:
1. Новые Заветы на русском и славянском языках, разных форматов, в различных переплетах, по 12, 25, 40 коп. и по 1 руб. 70 коп.
2. Псалтыри разных форматов в различных переплетах по 35, 40, 45, 75 коп. и по 1 руб. 40 коп.
3. Служебники в разных переплетах по 1 руб. 5 коп. и 1 руб. 25 коп.
4. Требники обыкновенные с киноварью, и полные с киноварью и с особыми прибавлениями, разных форматов, в различных переплетах, от 1 руб. 15 коп. до 1 руб. 70 коп.
5. Месяцесловы (святцы) с киноварью в кожаном переплете, по 75 коп.
6. Часословы, в разных переплетах, по 50 и 70 коп.
7. Канонники, в бумажных и кожаных переплетах, с киноварью, по 70 и 90 коп.
8. Сокращенные молитвословы, по 25 коп.
9. Молитвы вечерние и утренние, по 10 коп.
10. Молитвы при божественной литургии, по 10 и 15 коп.
11. Акафисты: Иверской Божией Матери, Святителю и чудотворцу Николаю с описанием жизни и чудес его, св. Великомученику Георгию от 45 коп. до 1 руб. 50 коп.
12. Буквари церковной и гражданской печати, Начатки христианского учения с особыми прибавлениями, Пространные Катехизисы, в бумажных и кожаных переплетах по 10, 15, 20, 30, 40, 50 и 85 коп.
13. Православное Исповедание, в переплете по 55 коп.
14. Духовный регламент, в корешковом и кожаном переплете, по 65 и 85 коп.
Кроме того есть писания древних св. отцов и современных авторов, сочинения догматические, нравоучительные, канонические, полемические, церковно-исторические, биографические, также – духовные письма, рассуждения, описания монастырей, благочестивые путешествия.
Все книги продаются по самой умеренной цене и высылаются через почту по требованию, с прибавлением платы, смотря по весу и расстоянию.
Приглашая духовных лиц и всех любителей просвещения к покупке церковных и духовно-нравственных книг, мы должны сказать, что наша книжная лавка имеет, послужить основанием давно задуманной епархиальным начальством епархиальной библиотеки, имеющей основаться как на частные пожертвования, так и на выручку от продажи книг в лавке. Есть библиотеки при церквях, при учебных заведениях; почему не устроить библиотеку для целой епархии? Есть библиотеки в других епархиях: пора и Владимирскому духовенству приняться за это важное и полезное учреждение. Нашлись же благодетели, которые доставили возможность производить торговлю духовными книгами: почему же не надеяться, что будут подобные благотворители и для устройства епархиальной библиотеки? Руководствуясь этими убеждениями, обращаемся ко всем ревнителям просвещения и всепокорнейше просим их, принять живое участие в устроении епархиальной библиотеки. Всякое пожертвование – деньгами, или книгами,- вписано будет в особую книгу, выданную для сей цели из духовной консистории с шнуровой печатью за № 7325, а жертвователей епархиальное начальство почтит своим особенным вниманием… Все пожертвования адресуются на имя библиотекаря Владимирской Знаменской церкви священника Евфимия Колпского, во Владимире губ.» («Владимирские Епархиальные Ведомости» официальная часть № 22, 15 ноября 1868 г.).
Владимирской Знаменской церкви протоиерей Алексей Левитский, согласно прошению, 5 декабря 1870 г., от должностей Члена и Казначея Владимирского Духовного Попечительства уволен, с объявлением ему, за многолетнюю и усердную службу от лица Его Высокопреосвященства искренней признательности, а на должность Казначея определен Член Попечительства, священник Владимирской Георгиевской церкви Алексей Виноградов.

В 1902 г. был обновлен и богато украшен Знаменский храм усердием его церковного старосты, Владимирского городского головы, А.А. Шилова. Торжество по случаю обновления храма совершилось 14-го октября 1902 года. В день торжества протоиереем Знаменской церкви, о. А. Альбицким было произнесено в конце Божественной литургии слово…

В Пятницкой церкви - 1 декабря 1904 года был крещен Н.Н. Воронин, будущий археолог и крупнейший исследователь древнерусской архитектуры. Его отец - унтер-офицер 10 Гренадерского Малороссийского полка Николай Николаевич Воронин, как и его предки Воронины, состоял в ее приходе.


Фотография Пятницкой церкви из личного фонда Н.Н. Воронина

В 1913 г. при Знаменской церкви было открыто приходское попечительство о бедных.

В 1922 г. из церкви было забрано всё серебро.
В 1923 г. Пятницкий переулок переименован в Октябрьскую улицу.
Церковь закрыли в 1929 г. Роскошные паникадила и подсвечники, медную утварь отдали на переплавку, золото с иконостасов смыли.
14 сентября 1944 года во Владимире было создано областное концертно-эстрадное бюро, ставшее позже областной филармонией. В 1947 г. церковь была переоборудована под филармонию.
Н.Н. Воронин в 1953 г. в своей записке к проекту реконструкции г. Владимира писал: старые строители заботились о живописности южной панорамы города, обращая парадные фасады зданий к заклязьменским просторам, позже об этом стали забывать, а в советское время «силуэт города досадно изуродован сломкой колокольни и главы Пятницкой церкви».
В 1960-е годы церковь была разобрана и её кирпичами ремонтировали городские дома.
7 ноября 1967 года был открыт концертный зал (областная филармония) на проспекте Ленина, получивший имя композитора С.И. Танеева (ум. 1915 г.).


Знаменская (Пятницкая) церковь. 1958 г.

Кафе «Блинчики»

На месте бывшей церкви был устроен цветник, а южнее находился стеклянный павильончик, в котором размещалось кафе «Блинчики».
В 2015 году начато строительство нового храма в честь князя Владимира рядом с бывшим кафе «Блинчики». Кафе переехало с Большой Московской улицы на Спасский холм и торжественно открыто на День Города.


Проект храма в честь св. кн. Владимира и свв. Владимирских князей на месте бывш. Пятницкой церкви. АО "Владимирреставрация", арх. А.Трофимов.

18 июня 2016 года митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий совершил чин освящения закладного камня в основание храма во имя святого равноапостольного князя Владимира и великих князей владимирских.


Закладной камень

Фундамент будущего храма повторяет фундамент Пятницкой церкви XVIII века, раскопанный археологами летом 2015 года. Южный придел храма будет освящен во имя святой Параскевы Пятницы, в память о Пятницкой церкви, стоявшей на этом месте до 1960-х годов. В основании этого придела уже перезахоронены останки людей, обнаруженные при раскопках. За Пятницким приделом будет сделан демонстрационный раскоп.
На освящении присутствовал главный строитель церкви – генеральный директор группы компаний «Игротэк» Алексей Андреев. По его словам, до конца 2016 года планируется завершить возведение здания церкви и установить купола. На весну 2017 года намечена отделка и благоустройство храма, освящение состоится, предположительно, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира - 28 июля.
По благословению Его Высокопреосвященства настоятелем строящегося храма назначена секретарь Владимирской епархии по внешнецерковным связям протоиерей Евгений Липатов. Перед началом чина освящения отец Евгений сказал: «Чин освящения закладного камня - день рождения храма. Сегодня будет вписана новая страница в его летопись. Наша община взяла на себя обет молиться, чтобы Господь благословил это намерение. Наша молитва возносится о людях, которые будут наполнять этот храм, чтобы непросвещённый человек обрёл место молитвы, чтобы Божие благословение было над этим местом».
По окончании богослужения митрополит Евлогий поздравил всех со столь значимым событием в истории города Владимира, отметив: «Это событие огромное! Это значит, что Божественная благодать сходит на землю, чтобы жизнь человеческая процвела и высветила весь окружающий мир. С этим водружением камня чувствуем, что храм уже стоит. Так и мы должны обратиться к собственному внутреннему храму души. Этот храм всероссийского значения». Владыка поблагодарил настоятеля и его «живую общину, которая молится, чтобы здесь открылась новая божественная красота».


Памятник князю Владимиру
«Сооружен в лето 2015, в год памяти 1000-летия крестителя Руси святого Владимира, основателя сего града, при Патриархе Московском Кирилле, попечением губернатора Владимирской области С.Ю. Орловой, трудами градоначальника А.С. Шохина, благотворением мецената С.Г. Авакяна.
Скульпторы – П.А. Панченко и А.С. Крайнов,
Художник – Е.Ф. Баранов, архитектор – А.В. Крайнова».

Во Владимире в рамках празднования 1025-летия города 29 августа 2015 г. состоялось торжественное открытие памятника основателю города князю Владимиру Крестителю.
В церемонии открытия памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру приняли участие Губернатор Владимирской области Светлана Орлова, полномочный представитель Президента России в ЦФО Александр Беглов, заместитель председателя Законодательного Собрания Ольга Хохлова, главный федеральный инспектор Сергей Мамеев, глава администрации города Владимира Андрей Шохин, другие официальные лица, а также меценат - депутат Законодательного Собрания, генеральный директор Ювелирного дома «Россия» Сергей Авакян.
В своем приветственном слове Александр Беглов подчеркнул значимость события: это первый канонический памятник князю Владимиру, установленный в России в год 1000-летия преставления святого. Между тем, Креститель Руси князь Владимир определил путь всей нашей страны, отметил полпред Президента в ЦФО. Светлана Орлова выразила уверенность, что памятник вместе с будущим храмом, как прекрасный архитектурный ансамбль, станет еще одним украшением областного центра. «Князь Владимир - это был великий герой земли Русской, его память надо чтить в наших сердцах и душах. Это памятник князю-собирателю Руси», - подчеркнула глава 33-го региона.
Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий совершил церемонию освящения памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру. Почётные гости праздника возложили цветы к подножию памятника.

Акция «Время собирать камни»

5 мая 2016 г. возле памятника князю Владимиру прошла духовная акция «Время собирать камни». Командиры автоотрядов передали властям региона пять освященных камней из стартовых городов акции. Самому древнему камню – из Херсонеса – около двух тысяч лет. Депутат Государственного совета республики Крым Игорь Лукашев и протоиерей Евгений Липатов надеются, что эти «святыни» - символ воссоединения с крестителем. Камни станут частью фундамента и стен церкви, которую возведут на месте бывших «Блинчиков».

- Одному из камней, который с крестом, сотни лет. Неведомый мастер-каменотес вырубил простой крест. Он не мог знать, что через сотни лет он окажется здесь, во Владимире, возле памятника крестителю святой Руси. Пусть этот крест напоминает о духовной связи всех земель российских. Камни, которые привезли ребята с акции со всех концов нашей необъятной Родины, будут тоже вмонтированы, чтобы тоже духовные невидимые скрепы, осязаемы были здесь, в этом храме, в этом памятнике. Пусть Бог хранит Владимирскую землю и великую Россию. Слава великой Руси! - с такой торжественной речью выступил Игорь Лукашев.

ДОМ ПРИЧТА ПЯТНИЦКОЙ ЦЕРКВИ

Нынешний дом N30 по ул. Большая Московская принадлежал стоявшей рядом Знаменской (Пятницкой) церкви.
Дом этот построен был тоже на рубеже XVIII и XIX вв., использовался, и основном, под жилье церковного причта. Однако и здесь первый этаж отведен был под торговые заведения, сдававшиеся в наем, в частности, купцу Мошатину, торговавшему сбруей, кнутами и другим товаром.
«Церкви принадлежит каменный двухъэтажный дом, в котором живут священно-церковно-служители Пятницкой церкви, и торговыя лавки; арендная плата за эти лавки идет в пользу церкви (в 1889 г. получено 1070 р.)».
Рядом с церковью построены были еще две одноэтажные лавки, в одной из которых торговали свечами, в другой - москательным товаром.

Церковь Николы Чудотворца Воинского

В XVI в. северо-западнее города, по реке Лыбеди, возникают Стрелецкая и Пушкарская, Гатилова слободы, жители которых должны были охранять город.
Вот как описывал местоположение этих слобод владимирский краевед К.Н. Тихонравов, ссылаясь на подлинные документы XVI в: "B XVI столетии при городе Владимире образовались слободы - Стрелецкая и Пушкарские: слобода Гатилова, на левой стороне р. Лыбеди, по течению ее, и слобода Красная на Красной горе за Лыбедью» (Владимир, губ. ведомости.- 1871.-N15).
В Гатиловой слободе находилась церковь «Николы Чудотворца Воинского... с кладбищем, а запустела та церковь с литовского разорения...».
К нач. XVIII в., на месте Гатиловой и Стрелецкой слобод начала заселяться Солдатская слобода.
В писцовых Владимирских книгах 1639 года записано: «да въ той же Гатилове слободе место церковное, что была церковь Николы Чудотворца Воинсково, дворы и места дворовые за Владимирскими пушкарями смешаны со стрелецкими дворами и съ дворовыми месты, чрезъ дворъ и чрезъ место. И всего въ Старой, Гатилове и въ Красной горе слободахъ: место дворовое сотничье да три двора десятинниковъ, да 27 дворовъ рядовыхъ стрельцовъ, а людей въ нихъ детей и братий и племянниковъ и соседъ и подсоседниковъ и захребетниковъ 57 человекъ».
Вместо этой церкви основана в самом кремле церковь во имя чуд. Николая, куда перенесен из Стрелецкой церкви и образ сего угодника, писанный на чинаровой доске, богато украшенный.
В описной книге Владимирского кремля-города 1626 г. значится «храмъ Николы Чудотворца стараго съ пределы съ трапезою да теплый храмъ Симеона Столпника древяные клецкие, а въ церквахъ двери царские, деисусы и образы и книги и сосуды церковные и колокола и всякое строение церковное мирское». См. Николо-Кремлевская церковь.

Церковь св. Петра Митрополита

В патриарших окладных книгах 1628 г. значится церковь св. Петра митрополита за земляной осыпью.
Эта церковь находилась на Мещанской улице.
В 1682 г. слово «митрополита» зачеркнуто, а написано сверху «Павла». Может быть, церковь за это время была перестроена и престол в ней переименован.
В 1710 г. при этой церкви священником был Михаил Прокофьев, в 1715 г. – Григорий Иванов.
В Топографическом описании г. Владимира о Петропавловской церкви замечено, что она построена издавна и что при ней есть теплая церковь во имя св. пророка Илии. Во время пожара 1778 г. обе эти церкви сгорели и не были построены вновь, но в память Петропавловской церкви купцом Петровским был устроен придел того же имени при Пятницкой церкви.
При этой церкви был земельный надел: «1) пожня въ Юрскомъ лесу 155 с. Длины и 28 ширины и 2) пожня у Долгаго озера 140 с. Длины и 25 ширины».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

«Лучшие сосредоточены в Торговой и Дворянской частях. Параллельно Дворянской, от Студеной горы к Театральному валу идет Большая Мещанская улица (300 саж.), довольно чистая, слева дворянские дома (16) в 5-6 окон с садами, выходящими к Лыбеди, справа только 7 домов и зады садов Дворянской улицы, на середине каменный памятник с иконой на том месте, где была в старину церковь». (Губернский город Владимир в 1877 году. Субботин А.П.)

До революции ул. Дзержинского во Владимире носила имя «Большая Мещанская». На улице стояла часовня.
17 апреля 1926 г. в местной газете «Призыв» в рубрике «Книга жалоб» появилась заметка: «На Большой Мещанской улице уж очень давно стоит никому ненужная полуразвалившаяся часовня. Помимо того, что разборка ее значительно облегчила бы дорожное движение по улице, она дала бы и значительное количество строительного материала. Губкоммунотдел, убери развалину. Еж» (Призыв, 1926 г., № 88 (17 апреля), с. 6).
И уже 28 июня 1926 г. Владимирский губисполком удовлетворяет ходатайство Владимирского горсовета, «разрешив ему произвести разборку» часовни, «находящейся в г. Владимире по Большой Мещанской улице» (ГАВО. Ф. Р-19. Оп. 1. Д. 29. Л. 202).
Согласно документу «Исторические названия улиц Владимира, подлежащие восстановлению в соответствии с Программой топонимической реставрации города, утвержденной решением 14 сессии Владимирского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г.», улице Дзержинского должно быть возвращено историческое название «Большая Мещанская».

Введенская церковь

Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы в Зарядье (на бывшей торговой площади) значится «прибылою вновь по патриаршимъ окладнымъ книгамъ 164 (1656) г. … дани съ нея положено 10 алтынъ».
В 1666 г. эта церковь сгорела, а «потому указомъ патриарха отъ 1687 г. приказано ее въ книгу жилыхъ церквей не писать и землю отдать въ оброчное содержание подъячему Ивану Вишнякову». После пожара церковь так и не была построена.
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

Храмы города Владимира

Улица Большая Московская. Правая сторона

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (09.05.2015)
Просмотров: 1080 | Теги: Церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика