Храм святых Владимира Великого, Александра Невского и всех князей владимирских
Пятницкая (Знаменская) церковь
Пятницкая (Знаменская) церковь
В домонгольские времена здесь было пусто, впервые жить здесь стали в XV веке. 1628 г. - первое письменное упоминание в патриарших данных книгах: «церковь великомученицы Христовы Пятницы… дани девять алтын две деньги, наместничьих и заезда гривна». Выбор этого места для церкви не был случайным - уже в XII веке при выезде из Кремля в Новый город торговым мостом здесь расположился посадский торг, и Пятница была построена при торге, или, как говорят писцовые книги 1677 года «за рядом», так как святая мученица Параскева издавна почиталась на Руси покровительницей торговли. По сравнению с роскошными белокаменными храмами, которые строила в городе государственная власть, Пятница была скромной деревянной церковью, построенной посадскими людьми, поэтому и прихожанами ее, в основном, были люди торговые, жившие в сложившейся при церкви слободке, а торговля в те времена совершалась по вторникам и пятницам. По названию церкви была названа и ведшая к церкви с низу, с подола и реки Клязьмы улица - Пятницкая улица или Пятницкий переулок. Пятница стала важным топонимом древнего Владимира. Почему Пятницкая церковь стала называться Знаменской неясно, однако известно, что в уже XVII веке при теплой Пятницкой была холодная Знаменская церковь. Не связано ли это появление второй церкви с чудом исцеления двух больных владимирцев, случившемся, как говорит церковное предание, 8 октября 1650 г. от иконы Знамения? (см. Икона Знамения Пресвятой Богородицы) Одного из исцеленных звали Логгин Сапожников, а известно, что купцы Сапожниковы жили на Большой улице как раз рядом с Пятницкой церковью напротив сапожного ряда в гостином дворе.
О Знаменской церкви от 1761 г. из Володимерской Провинциальной канцелярии сообщено было в Академию наук, что она, «построена в 1700 г. Оная издревле по писцовым книгам пишется по имеющейся при ней теплой церкви во имя Св. Великомученицы Праскевы, нарицаемыя Пятницы, почему и ныне именуется Пятницкая». Церковь была деревянная. Остатки ее алтарной части были открыты в раскопе: это нижние венцы бревен, положенные на основании, сложенном из валунных камней и обломков белокаменных надгробных плит. С 1656 г. дань с Пятницкой церкви была увеличена: «положено 33 алтына с деньгою, а в 1712 г. – рубль тринадцать алтын с деньгою». В 1715 г. при этой церкви священником был некто Петр Иванов, дьяконом Афанасий Михайлов. В описи 1684 г. говорится, «У Пятницы в Зарядье 4 амбара, изба харчевенная и 11 лавок» — неизвестно с какими товарами. 1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Во время этого страшного пожара, обе церкви сгорели, а в следующем году на погорелом месте построена была Знаменская деревянная церковь. При деревянном храме было кладбище. В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. относительно Пятницкой церкви сказано: «церковь Знамения Пресв. Богородицы, построена в 1720 г. оная издревне по писцовым книгам пишется по имеющейся при ней теплой церкви во имя св. великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, почему и ныне именуется Пятницкою». В 1770 г. вместо деревянной церкви построена каменная, рядом каменная колокольня. Фундамент храма - это каменные валуны, использующиеся как подкладка под нижние венцы самой церкви. В качестве этих камней также использовались надгробные плиты XVI века.
Новая каменная церковь задевала кладбище (XVI-XVII вв.), которое было при деревянном храме и те погребения, которые попадали в зону нового фундамента, строители храма складывали в центре периметра новой каменной церкви. То есть такое своеобразное коллективное перезахоронение внутри будущего храма. В стены храма были вмурованы взятые тут же с кладбища два надгробных белых камня – один с северной стороны главного алтаря с надписью о погребении в 1682 году священника девичьего монастыря Василия Иванова, второй - внутри Пятницкого придела в западной стене, с надписью: «лета 7192 (1684) июня в 29 день на память святых первоверховных апостол Петра и Павла преставися на Москве раб Божий Володимерского яму ямщик Василий Степанов Тезиков двадцати лет возраста своего и привезен во Владимир погребен зде у сея святыя владычицы Знамения Пресвятыя Богородицы». Очевидно, ямщики Тезиковы оказывали покровительство церкви, потому что на большом колоколе имелась надпись: «лета 7190 (1682) марта в 11 день дал сей колокол во град Владимир к церкви Знамения Пресвятой Богородицы и святыя мученицы Парасковии по обещанию о своих родителей и по своей душе вечный вклад Володимирский ямской охотник Яков Никифоров Тезиков, весу в сем колоколе 28 пуд 1 фунт».
В 1779 г. церковь пострадала от пожара. В 1780 г. купец Петровский пристроил придел к Знаменской церкви во имя св. ап. Петра и Павла, который до 1850 г. считался отдельной церковью «с своими документами и формальностью».
В метрической книге Знаменской церкви за 1788 год дьякон записал: «Владимирского наместнического правления у правящего губернаторскую должность статского советника генерал-поручика и кавалера Петра Гавриловича Лазарева ноября 3 родился сын Михаил и крещен 4 числа». Михаил Петрович Лазарев - будущий мореплаватель и открыватель Антарктиды. В Пятницкой же церкви 18 марта 1790 года был крещен младший брат Михаила Павел, причем восприемником его при крещении стал его родной дядя капитан в отставке Павел Гаврилович Лазарев, служивший с 1789 г. советником Владимирской гражданской палаты.
4 сентября 1806 года, протоиереем Певницким, при участии священника-учителя Иакова Тарбеева, освящено и открыто второе в городе приходское училище, при Знаменской церкви. В училище этом в течение 6 лет, со времени открытия, менялись часто учителя. Священника Тарбеева, открывшего училище, заменил Знаменской церкви диакон Дм. Нелюбов, который в августе 1812 года, за поступлением в полк во священника, оставил училище. В этом же году учителем Знаменского училища определен диакон гимназической Георгиевской церкви Мокей Лебедев.
Придел в честь св. ап. Петра и Павла устроен в память некогда существовавшей в прошлом церкви во имя ап. Петра и Павла (на ее месте на Мещанской улице стояла небольшая каменная часовня). Как писали в 1871 году Владимирские губернские ведомости, «церковь эта в народе называется Пятницкой или просто Пятницею и многим из граждан известна только под этим именем. Наименование же церкви Знаменской употребляется только в официальных бумагах». Из лиц духовного звания славился, как хороший иконописец, диакон села Кусунова Шорохов, родоначальник известных иконописцев села Боголюбова Шороховых. Этот диакон потрудился над расписанием стенным письмом Знаменской церкви во Владимире. Здесь особенного внимания заслуживало исполненное им изображение Св. Троицы во входной галерее с северной стороны холодного храма. Изображение первого лица Св. Троицы в этой картине, по отзывам знатоков, так хорошо соединяет в себе требования живописи и иконописи, что действительно выражает, конечно, насколько возможно, духовность Божество плоти. «В настоящее время Знаменская церковь старанием церковного старосты купца И.Я. Мартынова благолепно украшена и внутри и вне, внутренность храма покрыта стенным писанием работы живописца Шорохова» («Владимирские губернские ведомости», 1871). «Знаменская или Пятницкая, против гостиннаго двора, основана 1770 г., снаружи довольно изящная, внутри богато отделанная, но низкая, 2-й по богатству приход в городе. Доход – 2050 р.» (Субботин А.П., 1877).
Большая Московская улица. Около 1913 г. Справа: высокий трехэтажный кирпичный дом (ныне № 28 по ул. Б. Московской) с балконом, двумя навесами крылец, вывесками; на одной из которых надпись: “Владимирское акцизное управление” (образовано с августа 1898), трехэтажный, но более низкий дом причта Пятницкой церкви, одноэтажная лавка свечного епархиального завода (не сохр.), Пятницкая церковь с круглой колокольней с витым шпилем (1770, снес. 1960).
Церкви благотворили владимирские купцы Сапожниковы, Мартыновы, Моторины, Воронины, прихожанами ее были Антроповы, Столетовы, Шишовы, в начале ХХ века священниками служили представители образованнейшего городского духовенства Александр Михайлович Альбицкий и Веселовский Михаил Андреевич (с 1891 года). Московский купец Калашников и владимирские купцы жертвовали дорогие сосуды, ризы на иконы, церковные облачения и книги. По описанию 1871 г. церковь сверкала червонным золотом резных иконостасов, серебром иконных риз, мозаичными полами, росписью стен, а со стройной колокольни со шпилем предупреждал горожан о пожарах старинный 27-пудовый колокол. Большой вклад в благолепие храма внес городской голова Андрей Алексеевич Шилов, бывший более 20 лет церковным ктитором Успенского собора и одновременно Пятницкой церкви. При нем в 1890 г. была разобрана стена, отделявшая храм от Петропавловского придела, устроено новое отопление, обновлены живопись и иконостасы.
Священник Знаменской церкви Алексий Михайлович Левитский – студент Владимирской духовной семинарии вып. 1836 года; 13 октября 1836 года был определен учителем в Переславское духовное училище, 3 мая 1839 года рукоположен во священника к Знаменской церкви гор. Владимира; с 26 мая 1850 года по 26 ноября 1868 года проходил должности попечителя и казначея Владимирского епархиального попечительства о бедных духовного звания; 18 апреля 1851 года назначен членом духовной Консистории; 9 мая 1866 года возведен в сан протоиерея; скончался 20 октября 1891 года. Имел Высочайшие награды: ордена св. Анны 3 и 2 ст., св. Владимира 4 и 3 ст. и палицу.
2 октября 1865 г. перемещен дьячок села Пьянцина, Юрьевского уезда, Василий Варваринский к Владимирской городской Знаменской церкви. Священник Владимирской градской Знаменской церкви Евфимий Колпский пожертвовал в 1867 г. на воспитание в училище девиц духовного звания одной сироты 60 руб. серебром, и заявил, что и на будущее время он ежегодно будет жертвовать на этот предмет, 15 октября означенную сумму. За означенное пожертвование священнику Колпскому изъявлена признательность училищного начальства с предоставлением ему права при будущем приеме сирот в училище представить кандидатку; в случае же неимения таковой, предоставить ему избрать таковую из имеющих поступить по усмотрению епархиального начальства с наименованием оной стипендиаткой священника Колпского.
Вследствие ходатайства библиотекаря Владимирской градской Знаменской церкви священника Евфима Колпского перед Епархиальным Начальством от 5-го июня 1868 года, о разрешении ему, при торговле библиями, торговли церковными и духовно-нравственными книгами в свечной лавке Знаменской церкви, Владимирская духовная Консистория указом от 16 октября 1868 года за № 7324, во исполнение резолюции Его Высокопреосвященства приказали: «Разрешить библиотекарю священнику Колпскому производить продажу книг духовного содержания, с тем, чтобы он список книг, какие имеют поступать в церковной лавке в продажу отослать в редакцию Епархиальных Ведомостей, для припечатания в оных ведомостях». «Объявление о продаже духовных книг и приглашение к пожертвованию. В Губернском г. Владимире при свечной лавке Знаменской церкви, вместе с славянскими библиями продаются следующие книги, по следующим ценам: 1. Новые Заветы на русском и славянском языках, разных форматов, в различных переплетах, по 12, 25, 40 коп. и по 1 руб. 70 коп. 2. Псалтыри разных форматов в различных переплетах по 35, 40, 45, 75 коп. и по 1 руб. 40 коп. 3. Служебники в разных переплетах по 1 руб. 5 коп. и 1 руб. 25 коп. 4. Требники обыкновенные с киноварью, и полные с киноварью и с особыми прибавлениями, разных форматов, в различных переплетах, от 1 руб. 15 коп. до 1 руб. 70 коп. 5. Месяцесловы (святцы) с киноварью в кожаном переплете, по 75 коп. 6. Часословы, в разных переплетах, по 50 и 70 коп. 7. Канонники, в бумажных и кожаных переплетах, с киноварью, по 70 и 90 коп. 8. Сокращенные молитвословы, по 25 коп. 9. Молитвы вечерние и утренние, по 10 коп. 10. Молитвы при божественной литургии, по 10 и 15 коп. 11. Акафисты: Иверской Божией Матери, Святителю и чудотворцу Николаю с описанием жизни и чудес его, св. Великомученику Георгию от 45 коп. до 1 руб. 50 коп. 12. Буквари церковной и гражданской печати, Начатки христианского учения с особыми прибавлениями, Пространные Катехизисы, в бумажных и кожаных переплетах по 10, 15, 20, 30, 40, 50 и 85 коп. 13. Православное Исповедание, в переплете по 55 коп. 14. Духовный регламент, в корешковом и кожаном переплете, по 65 и 85 коп. Кроме того есть писания древних св. отцов и современных авторов, сочинения догматические, нравоучительные, канонические, полемические, церковно-исторические, биографические, также – духовные письма, рассуждения, описания монастырей, благочестивые путешествия. Все книги продаются по самой умеренной цене и высылаются через почту по требованию, с прибавлением платы, смотря по весу и расстоянию. Приглашая духовных лиц и всех любителей просвещения к покупке церковных и духовно-нравственных книг, мы должны сказать, что наша книжная лавка имеет, послужить основанием давно задуманной епархиальным начальством епархиальной библиотеки, имеющей основаться как на частные пожертвования, так и на выручку от продажи книг в лавке. Есть библиотеки при церквях, при учебных заведениях; почему не устроить библиотеку для целой епархии? Есть библиотеки в других епархиях: пора и Владимирскому духовенству приняться за это важное и полезное учреждение. Нашлись же благодетели, которые доставили возможность производить торговлю духовными книгами: почему же не надеяться, что будут подобные благотворители и для устройства епархиальной библиотеки? Руководствуясь этими убеждениями, обращаемся ко всем ревнителям просвещения и всепокорнейше просим их, принять живое участие в устроении епархиальной библиотеки. Всякое пожертвование – деньгами, или книгами,- вписано будет в особую книгу, выданную для сей цели из духовной консистории с шнуровой печатью за № 7325, а жертвователей епархиальное начальство почтит своим особенным вниманием… Все пожертвования адресуются на имя библиотекаря Владимирской Знаменской церкви священника Евфимия Колпского, во Владимире губ.» («Владимирские Епархиальные Ведомости» официальная часть № 22, 15 ноября 1868). Владимирской Знаменской церкви протоиерей Алексей Левитский, согласно прошению, 5 декабря 1870 г., от должностей Члена и Казначея Владимирского Духовного Попечительства уволен, с объявлением ему, за многолетнюю и усердную службу от лица Его Высокопреосвященства искренней признательности, а на должность Казначея определен Член Попечительства, священник Владимирской Георгиевской церкви Алексей Виноградов.
Первоначально церковь была разделена на холодную и теплую. Позже обе были объединены; и церковь стала вся теплой. Храм имел 3 престола: главный - во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в пределах - во имя Св. мученицы Параскевы Пятницы (с правой стороны) и во имя Св. первоверховных апостолов Петра и Павла (с левой стороны). Церкви принадлежал каменный двухэтажный дом, в котором живут священно-церковно-служители Пятницкой церкви, и торговые лавки; арендная плата за эти лавки шла в пользу церкви (в 1889 г. получено 1070 р.). Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание его составляли: арендная плата за сенокосную землю, проценты с капитала 6314 р., завещанного разными лицами на вечное поминание, и доходы от служб и требоисправлений – всего 2552 р. 47 к. (в 1889) При церкви в пользу причта имелись две пожни – 7 дес. В приходе числилось в 1897 г. 529 душ муж. п. и 643 жен. п., живущих в г. Владимире; кроме этого в деревне Полусельце, находящейся в 5 верст. от приходской церкви, 93 душ муж. п. и 92 жен. п. Все православные.
В 1902 г. был обновлен и богато украшен Знаменский храм усердием его церковного старосты, Владимирского городского головы, А.А. Шилова (А.А. Шилов, по просьбе Архипастыря и Городского Общества, с 13-го мая 1893 г. состоял три года старостою Кафедрального Собора, не переставая быть старостой и Знаменской Церкви.). Торжество по случаю обновления храма совершилось 14-го октября 1902 года. В день торжества протоиереем Знаменской церкви, о. А. Альбицким было произнесено в конце Божественной литургии слово… Адрес, прочитанный Протоиер. А.М. Альбицким перед молебном. «… Многоуважаемый Андрей Алексеевич! Слишком 20-ть лет легло между нынешним и первым днем Вашего поистине доблестного служения нашему храму, в качестве его ктитора, когда Вы, уступая нашей общей усердной просьбе, в глубоком смирении своего кроткого, молчаливого духа, с молитвою на устах, покорно стали на свое настоящее место. Многие из нас живо помнят это счастливое время. Храм Знаменский, - сказать к чести отцов и дедов наших, и тогда славился между всеми здешними храмами богатством и убранством, и тогда блестел золотом и чистотой. Тем не менее, к великому и всеобщему прискорбию, он был и тесен, и темен, и душен для такой массы молящихся, какая обычно стремится в него во все праздничные и особенно великие дни Христовы. И помочь этому горю—задача была не легкая: предстояло сделать одно—соединить теплый храм с холодным и дать ему новый способ отопления, причем, для полного достижения цели, необходимо было значительно расширить и поднять, свести, как говорится, почти на-нет разделявшую их арку и в тоже время поднять еще на большую высоту своды теплого храма, а это все требовало весьма больших издержек и мудрой технической осторожности. Обладая замечательною опытностью и вместе с тем изяществом вкуса в строительном деле, а главное, одушевляясь горячею любовию к своей родной святыне, Вы недолго думали над трудной задачей и великодушно предложили на осуществление ее свои собственные средства. И храм наш, к общему изумлению, в самое короткое время, без малейшего перерыва обычного богослужения, получил свою первую и бесспорно самую главную, выдающуюся красоту,— получил новый, открытый, величественный вид, обильный свет и замечательный простор, дающий молящимся полную возможность на всяком месте его все видеть и все слышать. Благодаря одному только этому обновлению, храм наш с тех пор стал поистине неузнаваемым! И все мы ликовали, услаждаясь красотою своей святыни и не смея мечтать о каких-либо дальнейших ее украшениях; но Ваша боголюбивая душа в тоже время не знала покоя: в ней роились новые серьезные забота о храме, создавались новые широкие планы дальнейшего его благоукрашения. И вот Вы, не теряя дорогого времени, с тем же удивительным усердием, с тем же неподражаемым смирением приносите на алтарь его последовательно одну за другою, одну другой крупнее, новые и новые жертвы,— то на устройство величественного иконостаса, то на украшение храма изящною живописью, то на позлащение риз на всех иконах и украшение их великолепными киотами, то на сооружение новых драгоценных риз на некоторые из них (На иконы Великомученика Пантелеимона, Мученицы Параскевы и на Животворящий Крест.), то на приобретение дорогой плащаницы, то на покупку изящных и массивных подсвечников и паникадил, то на позлащение всех глав церковных, то... да чего не предусмотрело Ваше многопопечительное око, о чем не переболело Ваше боголюбивое сердце, чего не покрыла Ваша щедрая рука? От крайних высот храма до последних низин его, от горняго места до порога церковной паперти, от главных священных. предметов до второстепенных, от наиболее видных церковных вещей до самых незначительных,— все обнято Вашим вниманием, все украшено Вашим усердием! Да, многоуважаемый Андрей Алексеевич, велики Ваши материальные жертвы для нашего храма, но нравственные Ваши жертвы для него в глазах наших едва-ли не выше! Отдавши свои весьма значительные, чтобы не сказать громадные, средства на переустройство и благоукрашение нашего храма, Вы ни на минуту не оставались только внешним свидетелем, безучастным наблюдателем этого дела... Нет, Вы всецело сами ему отдавались, вкладывали в него не только время свое, но и душу свою. Храм наш, видимо, был для Вас тем заветным пунктом, в котором сосредоточены были все Ваши высшие и лучшие жизненные интересы, в котором Вы жили полною и счастливою жизнию души и сердца. Особенно в последние годы, после столь неожиданной и поразительной потери нежно любимой Вами подруги жизни своей, храм наш стал как бы конечною целью Вашего существования, как бы духовным Вашим детищем, забота о котором главенствовала надо всем остальным в Вашей жизни, которое Вы любили и лелеяли, которому Вы готовы были отдать все свои силы, весь свой труд и досуг! И недаром принесены Вами обильные и самоотверженные жертвы! Теперь внешнему величию нашего храма вполне соответствует его внутреннее благоустройство и убранство! Теперь в самом центре древле благочестивого града Владимира красуется величественная церковь, поистине яко невеста Христова, рясны златыми одеянная, редкою красотою и добротою преукрашенная, как новый вековечный памятник веры и благочестия, восхищающий и пленяющий око и сердце всякого православного христианина! Теперь время Вашего ктиторства будет навсегда золотыми буквами записано в истории нашего храма! О, как должен быть светел и радостен нынешний день в Вашей жизни, да и не только в Вашей, но и в жизни всей нашей приходской общины! Многоуважаемый Андрей Алексеевич! В катехизисе народной мудрости есть выразительная пословица: сердце сердцу весть подает. Все мы глубоко убеждены, что первым и неиссякающим источником, дававшим полную и чудную нравственную окраску всей Вашей двадцатилетней деятельности во славу нашего храма, служило Ваше глубоко-религиозное чувство, Ваша особенная ревность о славе дома Божия. Но все мы столь же живо чувствуем и то, что в Вашем религиозно-настроенном сердце не последнее место всегда занимало особенное расположение к своему приходу, Христова любовь ко всем нам, так наглядно выразившаяся в то время, когда ни настойчивые убеждения Власти, ни усердные просьбы целого городского Общества, ни Ваше собственное сознание лежащего на Вас, как на общественном избраннике, гражданского долга, ни наконец, Ваше всегдашнее глубокое благоговение пред святынею Кафедрального Собора не могли поколебать в душе Вашей служебной ревности о процветании нашего храма и вместе с тем изменить так счастливо установившихся любвеобильных отношений ко всем нам. Любовь, несомненно, родит любовь. Поверьте же, что те же высокие чувства любви и уважения к Вам всегда жили и в наших сердцах и что в настоящие торжественные минуты говорит Вам в устах наших не казенная лесть и неофициально-холодная почтительность. О, нет! В них живет и дышит слово нелестной истины! Мы приносим Вам только то, что Вы сами дали нам: за любовь—любовь, за душу—душу! Жните же, что посеяли! В сей день, его же сотвори нам Господь, возведите очи свои на окружающих Вас и прочтите на их лицах глубоко-трогательную дань, приносимую Вам от полноты чувств! Все мы невыразимо рады, что дождались, наконец, счастливого повода едиными усты и единым сердцем засвидетельствовать Вам то, что давно таилось в глубине сердец наших, что многими годами скоплялось и давно уже лежало на совести нашей, именно,— сознательную, убежденную, глубокую благодарность за все доброе, что Вам угодно было сделать для нашего храма, для всех нас.
Примите же, многоуважаемый Андрей Алексеевич, с обычным Вашим благодушием благодарный привет искренно и истинно любящих и чтущих Вас сердец и самое задушевное пожелание, да длится еще и еще жизнь Ваша и светит всем, как свет ясного, вечереющего дня, когда солнце дарит землю не ослепительными, а самыми приятными и ласкающими, теплыми лучами! Пусть нынешний праздник обновит жизнь Вашу; пусть долго—долго не завечереют Ваши вечереющие силы, и да сохранит Вас Господь в безоблачном счастии, в долготу дней, на многая—многая лета, молитвами Пречистыя Своея Матери, Святую икону которой и просим Вас принять от нас, как видимый священный знак всецело одушевляющих нас молитвенных чувств! Глубокоуважаемый Андрей Алексеевич! (Речь, сказанная по прочтении адреса М. Л. Левитским) Позвольте и мне, как одному из прихожан Знаменской церкви, сказать в этот радостный и для нас прихожан, и для Вас день несколько теплых, правдивых, искренних и благодарных Вам слов. Кто не согласится, что наше время—время преимущественного развития и расцвета эгоизма, что в наше время поэтому люди и преимущественно живут только для себя и про себя, а что общественных деятелей, деятелей на пользу общего дела по долгу и совести,— ради самого этого дела, мало, или нет совсем. Особенно это замечается в отношении интересов и дел Церкви и храмов Божиих. Правда, действительность как будто и противоречит этому. Мало ли мы видим служащих на общественной арене и там делающих дело во всех сферах. Но если всмотреться хорошенько во все это, то в большинстве окажется, что один служит там из корыстных видов; другой—из желания выдвинуться и показать себя; третий — из личных интересов и т. д. и т. д. И вот на этот раз в Вас, многоуважаемый Андрей Алексеевич, мы видим, кажется, редкое в наше время исключение. Под влиянием традиций, по влечению сердца служите Вы делом этому храму вот уже не первый десяток лет, имея в виду один долг, влекомый служить делу и во исполнение великих слов Писания, что одна вера без дел мертва есть. Шли времена и годы. Менялись люди. Менялось высшее духовное начальство г. Владимира. Менялись уставы и разные правила ктиторов,— Старост Церковных. Имея отношение ко всему этому, быть может, и Вам иногда приходило желание оставить свой пост, чтобы не войти в различные столкновения. Но долг, совесть и сознание, что Вы должны пожертвовать своей личностью ради великого и святого дела, очевидно, удерживали Вас покинуть свой пост и Вы продолжали служить и служить. Даже когда Вас Владимирское общество призывало служить ктитором нашего городского Соборного храма, Вы не покидали и сей храм сиротой. Вам, многоуважаемый Андрей Алексеевич, известно, что и я вырос под сению этого храма. В этом храме прослужил слишком полстолетия Священно-служителем мой отец. И вот приятно вспомнить, как покойный относился к Вам, как церковному ктитору. Бывало отец придет домой и скажет: а ныне будем старосту выбирать. Ну, кого же, спросишь: ведь есть еще претенденты. Да нет, скажет старик, отец, надо Шилова. Ведь тот из-за мундира, другой для славы, а Андрей Алексеевич будет ради одного дела, ради храма и нужд его служить. И покойный, глубоко знавший людей, видимо не ошибся в Вас или Вашем труде ради храма Божьего. Результаты всего этого на лицо. Мы сегодня видим, благодаря — «Вашим неустанным заботам и стараниям», прекрасно распространенный храм сей, расширенный, благоустроенный и прекрасное экономическое и хозяйственное его состояние. Так позвольте же ныне мне от лица всех прихожан сего храма сказать Вам глубокое, русское спасибо, позвольте за все Ваши труды на пользу храма сего от души поблагодарить Вас и пожелать Вам еще долгих и долгих лет жизни на пользу сему храму и чтобы мы, прихожане его, которым дорого, конечно, процветание нашего приходского храма, были спокойны за участь Его, за Его благолепие и красоту, зная, что на страже интересов храма сего стоит верный раб его и служит Андрей Алексеевич Шилов. По прочтении адреса, приветствовал А.А. Шилова Преподаватель гимназии Н.А. Мухин следующими словами: «Пришлец я в земле Владимирской и младший, по авторитету, среди братий моих, прихожан Знаменской церкви. Но двадцать лет тому назад будучи с любовию принят в эту благословенную семью, я привык близко принимать к сердцу судьбы как самого храма, так и его служителей. И в нынешний день, когда мы, светло празднуя двадцатилетие Вашего доблестного ктиторства, неразрывно совершаем празднества в честь самого нашего храма, по случаю окончательного приведения его в благолепнейший вид, и, так сказать, подводим итоги всему сделанному в нем, я не могу отказать себе в удовольствии приветствовать Вас. Сознаю немощь своего слова; сознаю, что Ваше имя сегодня достойно и достодолжно уже возвеличено от лица прихожан устами высокоталантливого витии нашего отца Настоятеля, а также устами первенца нашего бывшего Настоятеля, более полувека ярко горевшего на свечнице Знаменской церкви, украшавшего ее своим честным служением. Сознаю все это, но все-таки не в состоянии заградить собственных уст, от избытка сердца говорящих. —Приветствую Вас, досточтимейший Андрей Алексеевич, не только как ревностного, богобоязненного и деловитого ктитора нашего храма, не только как главу и лучшего гражданина града Владимира, но и как мужа (буду говорить словами Писания) и истинного, непорочного, богочестивого, удаляющегося от всякие лукавые вещи, еще же придержащегося незлобия. Воистину, Вы и «работаете со страхом, и радуетесь ему трепетом»! Да сохранит же Господь Вас от всякого зла! Господь да сохранит вхождения и исхождения Ваши отныне и до века! Честные отцы и любезные о Христе братии! Чествуя радушного хозяина, виновника нынешнего торжества, и желая ему благоденствия на многия лета, помянем же добрым словом и верную подругу его жизни, много лет разделявшую его любовь к нашему храму, приснопамятную рабу Божию Агафию Иосифовну и молитвенно возгласим ей „вечную память"! (В. Е. В. № 10-й. 1903 г.).
В Пятницкой церкви - 1 декабря 1904 года был крещен Н.Н. Воронин, будущий археолог и крупнейший исследователь древнерусской архитектуры. Его отец - унтер-офицер 10 Гренадерского Малороссийского полка Николай Николаевич Воронин, как и его предки Воронины, состоял в ее приходе.
Фотография Пятницкой церкви из личного фонда Н.Н. Воронина. 1890– 1910 гг.
24 апреля 1907 г., около трех часов пополудни, с церковной паперти Знаменской города Владимира церкви неизвестными злоумышленниками совершена кража кружки Владимирского Отдела Палестинского Общества. Сколько было в кружке денег — неизвестно. Последняя выемка из кружки происходила в июне месяце 1907 года. В 1906 году за тот же промежуток времени, какой оставалась кружка на паперти в последнее время, т. е. около года, вынуто было из нее 4 руб. 23 коп. (В. Е. В. 1907).
В 1912 г. при Знаменской церкви было открыто приходское попечительство о бедных. 4 ноября 1912 года исполнилось пятьдесят лет пастырскому служению настоятеля Знаменской г. Владимира церкви протоиерея Александра Михайловича Альбицкого (1838-1920) . 4-го ноября 1912 г., по случаю исполнившегося в этот день 50-ти летнего юбилея в священном сане протоиерея Знаменской церкви А.М. Альбицкого, Архиепископ Николай совершил в Знаменской церкви Божественную литургию, в сослужении о. Ректора семинарии прот. П.П. Борисовского, протоиереев Знаменской ц. А. Альбицкого и М. Веселовского, протоиерея Юрьевского собора А. Знаменского, ключаря прот. В. Валединского и священника Преображенской гор. Иваново-Вознесенска церкви И. Орлова; по литургии совершено было Владыкой благодарственное молебствие, с провозглашением многолетия и юбиляру, в совершении коего приняли участие и явившиеся на торжество почитатели и представители разных учреждений. Священник Влад. Кафедр. Собора Алексий Благовещенский 17 февр. 1915 г. перемещен к Знаменской гор. Владимира церкви. Диакон-псаломщик Знаменской гор. Владимира ц. Димитрий Никольский 19-го февраля 1916 г. перемещен к Богословской того же города церкви и допущен к испол. обяз. псаломщика к Знаменской цер. временно определенный во псаломщика к кафедральному собору беженец Чабовский. «По вопросу о приюте и питании беженцев постановлено открыть с 1-го сентября 1916 г. при епархиальном женском училище в бывшем доме Павлова (Юрьевская ул.) временно закрытую с 1-го мая столовую, но не свыше как на 60 человек беженцев обоего пола и часть помещения в этом-же доме отделить под приют для беднейших семейств беженских; такое-же количество пользующихся обедами установить и для столовой при странноприимном доме, перечислив превышающих указанное число во вновь открываемую столовую; заведующим открываемой при епархиальном женском училище столовой и приютом, а равно и председателем секции о беженцах назначить Протоиерея Знаменской церкви Иоанна Уварова, за освобождением от означенных должностей Протоиерея Александра Васильева, согласно прошению по болезни» (см. Лазареты в гор. Владимире 1914-1916 гг.).
В Знаменской церкви 13-го апреля 1917 г. состоялось приходское собрание. Настоятель церкви обратился к прихожанам с горячим приветом по случаю обновления государственного строя, и призывал всех к устроению церковной жизни на новых началах. На этом собрании были избраны два делегата на епархиальный съезд.
ДОМ ПРИЧТА ПЯТНИЦКОЙ ЦЕРКВИ
Улица III Интернационала, д. 30. Апрель 1977 г. Фото: Немыгин Юрий Иванович
Ул. Большая Московская, д. 30
Нынешний дом №30 по ул. Большой Московской принадлежал стоявшей рядом Знаменской (Пятницкой) церкви. Дом этот построен был тоже на рубеже XVIII и XIX вв., использовался, и основном, под жилье церковного причта. Однако и здесь первый этаж отведен был под торговые заведения, сдававшиеся в наем, в частности, купцу Мошатину, торговавшему сбруей, кнутами и другим товаром. Церкви принадлежали каменный двухэтажный дом, в котором жили священно-церковно-служители Пятницкой церкви, и торговые лавки; арендная плата за эти лавки шла в пользу церкви (в 1889 г. получено 1070 р.). Рядом с церковью построены были еще две одноэтажные лавки, в одной из которых торговали свечами, в другой - москательным товаром.
В 1923 г. Пятницкий переулок переименован в Октябрьскую улицу. 20 сентября 1928 г. Владимирский горсовет принял решение о закрытии храма и его сносе.
«17-го августа в губсуде назначено к разбору дело троих городских священников: Лебедева, Устинова и Солертовского. Они обвиняются в том, что во время церковных богослужений публично чествовали б. патриарха Тихона, его заместителя Крутицкого и других лиц из духовного мира, в свое время осужденных советской властью за ряд тяжких преступлений против рабочих и крестьян. Установлено также, что обвиняемые организовывали среди верующих пожертвования в пользу составного за контрреволюцию духовенства. Солертовскому, кроме того, ставится в вину, что он во время своей церковной проповеди указывал, что крымское землетрясение не является стихийным бедствием, а «карой, посланной неверующим от бога». Обвиняемые насаждали религиозную вражду между верующими. В декабре прошлого года в Пятницкой церкви в связи с этим произошел форменный дебош, для прекращения которого пришлось вызвать наряд милиции. Во время беспорядков слышались антисоветские выкрики. По делу церковников вызывается шесть свидетелей. Деяния обвиняемых квалифицируются по 59 ст. УК (контрреволюция)» («Призыв», 27 июля 1928).
«Профколлектив губземуправления вынес постановление о необходимости закрытия Знаменской церкви (Пятницкой), мешающей своим звоном работе в учреждениях. Президиум гopcoвeтa, рассматривавший на-днях это решение, согласился с ним и, кроме того, постановил здание церкви, как мешающее проезду на Октябрьскую улицу – снести. Перед Губисполкомом возбуждено ходатайство о расторжении договора на эту церковь с группой верующих» («Призыв», 9 октября 1928). «В помещении недавно закрытой Пятницкой церкви предполагается организовать зал физкультуры» («Призыв», 6 декабря 1928).
Церковь закрыли в 1928 г., здание храма было передано Центральному рабочему кооперативу. 11 июля 1929 г. окружное управление строительного контроля направило срочную телеграмму в артель Кустпромсоюза, где сообщалось, «что план работ по разборке Пятницкой церкви, представленный тов. Снелль, утверждается, но при условии постепенной разборки колокольни, начиная сверху и спуская кирпич вниз по лоткам».
Роскошные паникадила и подсвечники, медную утварь отдали на переплавку, золото с иконостасов смыли, разобрали колокольню и верх церкви, а само здание оставили.
1937 г. Владимирская артель имени Луначарского, ул. 3 Интернационал, д. 32.
В обезглавленной, неотапливаемой Пятницкой церкви, в годы войны находился лекторий. Г.А. Лебедева вспоминала: «Перед публикой выступали учителя, которые рассказывали о выходивших из печати произведениях современных писателей. Помню, как однажды одна из учительниц сказала, что по окончании Отечественной войны наши писатели будут обязаны написать произведение, подобное “Войне и миру” Л.Н. Толстого. Там же мы с величайшим удовольствием слушали лекции Н.Н. Воронина. Помню, как он демонстрировал слайды, на которых были изображены лежащие на снегу обломки разрушенного фашистами памятника “Тысячелетие России” в Новгороде. Он рассказывал о том, как отступавшие враги уничтожали наши памятники культуры». «Несколько лет тому назад стояло в центре города Владимира старое здание — прежняя церковь: были там и учреждения, и кинотеатр был. А небольшую комнату отвели для художественного салона. Низкий потолок, не совсем подходящее для вывешенных здесь картин освещение — обстановка по меньшей мере скромная. И вдруг в этом неприметном зданьице, в немноголюдном выставочном зале первая встреча, как первое откровение, как неожиданный праздник, — встреча с творчеством. Мне запомнились несколько фамилий: Потехин, Бритов, Юкин. Иные работы удивляли, другие вызывали восторг, третьи порождали жадное любопытство: что это за художники, что за люди? Как смогли они передать эту удивительную жажду жизни, как заставили звучать каждый мазок, сумев затронуть самое большое и тонкое чувство в душе русского человека — чувство любви к родине? Наверное, именно в самом центре России, в исконно русском городе Владимире могло родиться искусство живописи, качало которому положил «смиренный» Андрей Рублёв и благодаря которому, быть может, пошло гулять по свету это словосочетание владимирские богомазы…» («Призыв», 10 июня 1970 год).
14 сентября 1944 года во Владимире было создано областное концертно-эстрадное бюро, ставшее позже областной филармонией. В 1945 г. было начато переоборудование Пятницкой церкви под концертный зал областной филармонии. «Во Владимире, на улице III Интернационал, оборудуется концертный зал областной филармонии на 350 мест. В оформлении и оборудовании его принимают участие художники Мстеры, гусевские хрустальщики и лучшие мебельщики. Гусевской хрустальный завод готовит для концертного зала две большие хрустальные люстры, столяры изготовили красивые и удобные кресла, обитые плюшем» («Призыв», 18 мая 1945).
Концертный зал областной филармонии. 1947 год. Архив Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Н.Н. Воронин в 1953 г. в своей записке к проекту реконструкции г. Владимира писал: старые строители заботились о живописности южной панорамы города, обращая парадные фасады зданий к заклязьменским просторам, позже об этом стали забывать, а в советское время «силуэт города досадно изуродован сломкой колокольни и главы Пятницкой церкви».
Знаменская (Пятницкая) церковь. Вид абсиды южного придела. 1958–1960 гг.
Вид из трапезной в пространство храма. 1958–1960 гг.
В 1960-е годы церковь была разобрана и ее кирпичами ремонтировали городские дома. 7 ноября 1967 года был открыт концертный зал (областная филармония) на проспекте Ленина, получивший имя композитора С.И. Танеева.
Пятницкая церковь перед сносом. 1960 г.
Знаменская (Пятницкая) церковь. 1958 г.
Улица III Интернационала. 1983 г. Фото: Осташенков Владимир Алексеевич
Кафе «Блинчики»
На месте бывшей церкви был устроен цветник, а южнее находился стеклянный павильончик, в котором размещалось кафе «Блинчики». В 2015 году начато строительство нового храма в честь князя Владимира рядом с бывшим кафе «Блинчики». Кафе переехало с Большой Московской улицы на Спасский холм и торжественно открыто на День Города. В ходе раскопок удалось найти множество предметов, связанных с повседневной жизнью горожан: игрушки, нательные кресты, инструменты, фрагменты керамики и многое другое.
Игрушки-свистульки XVII века.
Предметы импорта 2-й половины XII-XIV веков: 1-3 - фрагменты сосудов; 4 - обломок амфоры; 5 - подвеска из Кашина.
Проект храма в честь св. кн. Владимира и свв. Владимирских князей на месте бывш. Пятницкой церкви. АО "Владимирреставрация", арх. Трофимов Александр Николаевич.
18 июня 2016 года митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий совершил чин освящения закладного камня в основание храма во имя святого равноапостольного князя Владимира и великих князей владимирских.
Закладной камень
Фундамент будущего храма повторяет фундамент Пятницкой церкви XVIII века, раскопанный археологами летом 2015 года. Южный придел храма будет освящен во имя святой Параскевы Пятницы, в память о Пятницкой церкви, стоявшей на этом месте до 1960-х годов. В основании этого придела уже перезахоронены останки людей, обнаруженные при раскопках. За Пятницким приделом будет сделан демонстрационный раскоп. На освящении присутствовал главный строитель церкви – генеральный директор группы компаний «Игротэк» Алексей Андреев. По его словам, до конца 2016 года планируется завершить возведение здания церкви и установить купола. На весну 2017 года намечена отделка и благоустройство храма, освящение состоится, предположительно, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира - 28 июля. По благословению Его Высокопреосвященства настоятелем строящегося храма назначена секретарь Владимирской епархии по внешнецерковным связям протоиерей Евгений Липатов. Перед началом чина освящения отец Евгений сказал: «Чин освящения закладного камня - день рождения храма. Сегодня будет вписана новая страница в его летопись. Наша община взяла на себя обет молиться, чтобы Господь благословил это намерение. Наша молитва возносится о людях, которые будут наполнять этот храм, чтобы непросвещенный человек обрел место молитвы, чтобы Божие благословение было над этим местом». По окончании богослужения митрополит Евлогий поздравил всех со столь значимым событием в истории города Владимира, отметив: «Это событие огромное! Это значит, что Божественная благодать сходит на землю, чтобы жизнь человеческая процвела и высветила весь окружающий мир. С этим водружением камня чувствуем, что храм уже стоит. Так и мы должны обратиться к собственному внутреннему храму души. Этот храм всероссийского значения». Владыка поблагодарил настоятеля и его «живую общину, которая молится, чтобы здесь открылась новая божественная красота».
«Крещение князя Владимира»
«Крещение Руси»
«Поход на Корсунь князя Владимира»
Памятник князю Владимиру
«Сооружен в лето 2015, в год памяти 1000-летия крестителя Руси святого Владимира, основателя сего града, при Патриархе Московском Кирилле, попечением губернатора Владимирской области С.Ю. Орловой, трудами градоначальника А.С. Шохина, благотворением мецената С.Г. Авакяна. Скульпторы – П.А. Панченко и А.С. Крайнов, Художник – Е.Ф. Баранов, архитектор – А.В. Крайнова».
Во Владимире в рамках празднования 1025-летия города 29 августа 2015 г. состоялось торжественное открытие памятника основателю города князю Владимиру Крестителю. В церемонии открытия памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру приняли участие Губернатор Владимирской области Светлана Орлова, полномочный представитель Президента России в ЦФО Александр Беглов, заместитель председателя Законодательного Собрания Ольга Хохлова, главный федеральный инспектор Сергей Мамеев, глава администрации города Владимира Андрей Шохин, другие официальные лица, а также меценат - депутат Законодательного Собрания, генеральный директор Ювелирного дома «Россия» Сергей Авакян. В своем приветственном слове Александр Беглов подчеркнул значимость события: это первый канонический памятник князю Владимиру, установленный в России в год 1000-летия преставления святого. Между тем, Креститель Руси князь Владимир определил путь всей нашей страны, отметил полпред Президента в ЦФО. Светлана Орлова выразила уверенность, что памятник вместе с будущим храмом, как прекрасный архитектурный ансамбль, станет еще одним украшением областного центра. «Князь Владимир - это был великий герой земли Русской, его память надо чтить в наших сердцах и душах. Это памятник князю-собирателю Руси», - подчеркнула глава 33-го региона. Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий совершил церемонию освящения памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру. Почетные гости праздника возложили цветы к подножию памятника.
Акция «Время собирать камни»
5 мая 2016 г. возле памятника князю Владимиру прошла духовная акция «Время собирать камни». Командиры автоотрядов передали властям региона пять освященных камней из стартовых городов акции. Самому древнему камню – из Херсонеса – около двух тысяч лет. Депутат Государственного совета республики Крым Игорь Лукашев и протоиерей Евгений Липатов надеются, что эти «святыни» - символ воссоединения с крестителем. Камни станут частью фундамента и стен церкви, которую возведут на месте бывших «Блинчиков».
- Одному из камней, который с крестом, сотни лет. Неведомый мастер-каменотес вырубил простой крест. Он не мог знать, что через сотни лет он окажется здесь, во Владимире, возле памятника крестителю святой Руси. Пусть этот крест напоминает о духовной связи всех земель российских. Камни, которые привезли ребята с акции со всех концов нашей необъятной Родины, будут тоже вмонтированы, чтобы тоже духовные невидимые скрепы, осязаемы были здесь, в этом храме, в этом памятнике. Пусть Бог хранит Владимирскую землю и великую Россию. Слава великой Руси! - с такой торжественной речью выступил Игорь Лукашев.
Храм в честь равноапостольного князя Владимира, благоверного князя Александра Невского и великих князей Владимирских. Нач. 2018 года.
Храм в честь равноапостольного князя Владимира, благоверного князя Александра Невского и великих князей Владимирских. Декабрь 2020 года.
В среду, 26 мая, 2021 г. митрополит Владимирский и Суздальский Тихон совершил чин освящения колоколов для храма, построенного в центральной части города Владимира в честь благоверных князей владимирских, одним из которых был великий князь Александр Невский. На торжественном освящении в день 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского присутствовал губернатор Владимирской области Владимир Сипягин. 7 колоколов отлиты в г. Тутаеве Ярославской области. Чин освящения приурочен к празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.
Официально храм хотели освятить в дни празднования 800-летнего юбилея Александра Невского - в 2021 году.
28 июля 2022 года в день памяти святого князя Владимира и в День крещения Руси был освящен храм с официальным названием « Храм равноапостольного великого князя Владимира, великого князя Александра Невского и всех князей Владимирских». Храм освятил митрополит Владимирский и Суздальский Тихон. Владыка стал настоятелем новой церкви.
Предполагается, что на территории за храмом появится смотровая площадка.
Храм равноапостольного великого князя Владимира, великого князя Александра Невского и всех князей Владимирских