Концертный зал им. С.И. Танеева - Владимирская областная филармония Одним из развлечений Владимира были музыкальные концерты. Есть сведения и о том, что губернатор Долгоруков (1802-1812) содержал свой роговой оркестр. Это был замечательный коллектив, особенность которого заключалась в том, что всякий инструмент, входивший в его состав, имел только один неповторимый звук. Долгоруков очень заботился о репутации своего оркестра. Для его управления он даже выписывал артистов из-за границы. Концерты оркестра собирали многочисленную публику.
Некто Иван Фрейдекер подал 7 сентября 1809 г. прошение директору Губернской мужской гимназии, в котором заявлял, что, разумея музыку и зная играть на разных инструментах, он желает «содействовать к пользе учащихся» и берется преподавать гимназистам 2 раза в неделю музыку безвозмездно.
В 1810 году супруга губернатора Долгорукова Аграфена Сергеевна подарила мужской гимназии 8 духовых инструментов. Впоследствии при гимназии образовался небольшой ученический оркестр. Он давал концерты для горожан и тем самым «доставлял публике большое удовольствие».
На акте в 1814 г. и последующих годах уже упоминается об ученическом оркестре, который исполнением музыкальных номеров доставлял публике большое удовольствие. В том же 1814 году директор выхлопотал Фрейдекеру содержание в 200 р. ас. в год из экономических сумм гимназии. Класс музыки просуществовал до 1824 года, когда должен был прекратиться вместе с прекращением пособия, получаемого гимназией от приказа общественного призрения.
В 1919 году возник Владимирский союз работников искусств (Рабис). «СРЕДИ ОРКЕСТРАНТОВ-ДУХОВИКОВ.
Происходившее 14-го февраля объединенное собрание оркестрантов 4-х духовых оркестров гор. Владимира с особенной наглядностью показало полную неорганизованность, а вместе с тем и оторванность работников оркестрового цеха от профессиональной жизни. Возникает вопрос: какие же причины послужили этому? Происходящие в течение четырех лет: реорганизация, слияние, разлияние, и наконец снова реорганизация Рабиса, в салу его специфического состава, весьма значительно тормозили самый процесс развития и укрепления его. Такое перестраивание союзного аппарата несомненно отразилось и на членах союза. Члены союза, выйдя из сферы влияния своей профорганизации, были невольно предоставлены сами себе. Старый-же состав правления выказал свою неработоспособность, не сумев подойти к членам и объединить их в тот момент, когда произошло разлияние с союзом Губпроса, на основе самостоятельной союзной организации. Вот эти-то дефекты и породили среди членов союза, в частности среди оркестрантов-духовиков, неуверенность и скептическое отношение к своей союзной организации. Характеризуя в общих чертах членов нашего союза, необходимо заметить, что шкурничество и антагонизм среди оркестрантов-духовиков свили себе прочное гнездо. Это ярко было подчеркнуто поведением и легкомысленным отношением некоторых лиц к разрешаемым вопросам, требующим серьезного отношения к ним. Подобное положение вещей в
профдвижении должно быть немедленно изжито. В первую очередь необходимо провести кампанию профпропаганды, дальше по силе возможности и по возможности чаще устраивать общие цеховые собрания. Предстоящая работа весьма сложная и трудная, требующая интенсивности, но так или иначе она должна быть проделана и только тогда эта отсталая часть работников будет введена в нормальное русло профессиональной жизни» («Призыв», 21 февраля 1923).
Свою историю Владимирская областная филармония ведет с 14 сентября 1944 г., когда распоряжением Облисполкома было создано концертно-эстрадное бюро (КЭБ), его директором стал Георгий Сергеевич Рыков.
Перестроенная Пятницкая церковь. Концертный зал областной филармонии В 1945 г. было начато переоборудование Пятницкой церкви под концертный зал областной филармонии.
«Во Владимире, на улице III Интернационал, оборудуется концертный зал областной филармонии на 350 мест. В оформлении и оборудовании его принимают участие художники Мстеры, гусевские хрустальщики и лучшие мебельщики. Гусевской хрустальный завод готовит для концертного зала две большие хрустальные люстры, столяры изготовили красивые и удобные кресла, обитые плюшем» («Призыв», 18 мая 1945).
В 1945 году концертно-эстрадное бюро разместили в здании бывшей Пятницкой церкви, приспособленном после ремонта под концертный зал.
«Областная филармония широко развернула подготовку к обслуживанию зимних каникул школьников. С 30 декабря по 9 января в концертном зале пройдут 33 детских утренника (по три сеанса в день), на которых ребятам будут показаны интересные концертно-цирковые выступления специально приглашенных московских артистов. В программе: музыкальные номера – аккордеон, фортепиано, балалайка, гавайская гитара, а также большой иллюзионный номер, национальные танцы, пластические этюды и выступления дрессированных собак. Особые концерты будут даны для сирот погибших воинов и детей инвалидов Великой Отечественной войны. В концертном зале будет устроена также большая, богато разукрашенная, электрофицированная елка, вокруг которой состоятся массовые игры и танцы. Горисполком, горком ВЛКСМ, горторготдел и школы организуют выдачу детям новогодних подарков… а в Коврове, Муроме и Вязниках – Московский теневой театр и бригада артистов филармонии под руководством тов. Воронцовского» («Призыв», 26 дек. 1945). Концертно-эстрадное бюро осуществляло деятельность по культурному обслуживанию населения области и города Владимира; организовывало гастрольные выступления артистов государственной эстрады и проводило мероприятия по устройству концертных площадок в области. Как самостоятельные части в концертно-эстрадном бюро находились: театр кукол и театр эстрады и миниатюр, использовавшие одни и те же сценические площадки (с 1945 по 1949 гг.).
В дивизии появилась замечательная художественная самодеятельность. Некоторые коллективы выступали на высоком уровне. По просьбе Владимирского областного управления культуры командующий Московским военным округом (в его составе была дивизия) досрочно демобилизовал Владимира Галактионова, который стал администратором областной филармонии. СЕРГЕЙ ТРОФИМОВИЧ КОНДРАТЬЕВ родился в сельской местности близ города Суздаля. Работал машинистом на железной дороге. Обладая красивым городом, любил петь. Услышав как-то, что во Владимире есть музыкальная школа, и в ней обучаются взрослые люди, он поступил туда. Сольное пение преподавал Де-Рома. Маэстро определил у Кондратьева баритон. После окончания школы Кондратьев продолжил учебу, а потом и работу по своей основной специальности: окончил Ленинградский институт путей сообщения, стал работать в Москве. Но любовь к пению не оставляла. Сергей Трофимович прошел прослушивание в Московской филармонии и стал ее солистом. Часто пел в кинотеатре «Арион». С возрастом голос стал садиться. Кондратьев переехал во Владимир, пел во Владимирской филармонии. Местное радио сделало очерк о его биографии и творчестве. Программа его концертов была разноплановая: ария князя Игоря из оперы А.П. Бородина, русские и украинские песни, вальсы И.О. Дунаевского и т.д. Голос певца звучал великолепно, бархатно…
«АРТИСТЫ ЕДУТ В ДЕРЕВНЮ Областная филармония создаст пять актерских бригад по художественному обслуживанию колхозников в весенне-посевную кампанию. Бригады комплектуются из актеров различных жанров: мастеров художественного слова, вокалистов, музыкантов, исполнителей русской народной песни и танцев. Московскими авторами для бригад пишется специальный репертуар: скетчи, фельетоны, песни и т. п. В начале апреля бригады выедут в районные центры, МТС, колхозы и совхозы области» («Призыв», 19 марта 1946).
В 1947-1948 гг. появляются свои филармонические группы, которые работают в городе Владимире и по области.
«ТЕАТР МИНИАТЮР 10 февраля в помещении концертного зала начинает работу Владимирский театр миниатюр. Первыми будут даны: «Урок дочкам» Крылова и старинный водевиль «Девушка-гусар» Кони — в постановке режиссера Ю.А. Григорьевой» («Знамя», 8 февраля 1947).
С ноября 1948 г. при концертно-эстрадном бюро организуется музыкальный лекторий.
1958 год стал новым этапом в истории филармонии, КЭБ получает статус областной филармонии.
В 1963 году Сергей Николаевич Коншин (1908-1964) стал автором проекта и организатором первой во Владимире Детской Филармонии, открытие которой состоялось в сезоне 1963-64 гг. при областной филармонии. Во вступительном слове к первому концерту он сказал: «Наша цель и задачи: силами исполнителей — детей — давать систематические концерты для детей... На наших концертах мы хотим вас познакомить и с нашими молодыми талантливыми исполнителями, и с образцами хорошей настоящей музыки, на которых вы могли бы развивать свой, вкус и понять высокое значение искусства. ...Учтите, что вы полюбите в вашем юном возрасте, останется вашим спутником на всю жизнь, вы должны быть не только нашими слушателями, но и активными участниками филармонии. Вносите ваши предложения, ваши пожелания, выявляйте способных исполнителей. Привлекайте своих друзей к посещению наших концертов». Для участия в Филармонии были привлечены все одаренные дети города не только из музыкальной школы, но и из кружков ДК, из школьной самодеятельности. Детская Филармония просуществовала не долго.
Автором проекта концертного зала областной филармонии стал Пентман Вадим Ильич. Площадь перед ним тоже была спроектирована В.И. Пентманом. Интерьеры концертного зала и акустический потолок были созданы владимирским архитектором В.О. Строгановым.
«Красивым будет дом ...Всматриваясь в черты нового Владимира, с удовлетворением отмечаешь, что наши архитекторы, решая вопросы настройки, думают не только о зданиях, квартирах, в которых будет жить человек, но и о полном комплексе всех элементов обслуживания, необходимых для воспитания, образования, отдыха и быта советского человека. Примеров этому много. Взять хотя бы здание политехнического института, где творческое отношение к делу подчеркнуло целевое назначение здания и придало ему художественную выразительность. Оригинальным будет и здание филармонии на площади Пушкина. Все устремленное вперед, оно напоминает корабль, готовый к отплытию в прекрасный мир искусства. Учитывая месторасположение здания, архитекторы нашли правильные пропорции вестибюля, зрительного зала и фойе. Переход с площади в здание посетитель почти не ощутит - так много в нем света и воздуха. Уже сейчас можно сказать: красивым будет и это здание» (Малиновский В. Красивым будет дом. Газета «Призыв», 1965. 10 апр.). «Дворец музыки Нужно совсем немного воображения, чтобы представить, как входишь в просторный и светлый холл высокого импозантного здания современной архитектуры, одна стена которого полностью стеклянная, оставляешь плащ или пальто в удобном гардеробе, поднимаешься по мраморной лестнице на второй этаж. Нарядная публика заполняет фойе, небольшой, но уютный концертный зал на 700 мест с глубокой и объемной сценой, с ямой для оркестра, с красивыми, современными театральными креслами. Наконец, тяжелый золотистый занавес поднимается и... Может быть, на этот раз мы услышим выступление симфонического оркестра или солиста-инструменталиста, или русского народного хора. Да мало ли что предложит нам областная филармония в новом концертном сезоне. Наконец-то, сбываются давнишние мечты любителей музыки. У них будет концертный зал. Не будем вспоминать, сколько лет нам пришлось ждать этого события. Важно, что оно почти наступило. Сейчас все зависит от строителей управления «Фундаментстрой». Они обещают сдать здание областной филармонии досрочно, ко Дню строителя, 13 августа. На днях все, кто работает на строительстве филармонии, вместе с представителями управления «Фундаментстрой» строительного треста № 94, отдела капитального строительства облисполкома собрались в фойе будущего концертного зала. Единогласно они приняли решение: 1) одобрить и поддержать почин бригады каменщика тов. Ивановского и объявить объект ударной юбилейной стройкой; 2) сдать здание филармонии ко Дню строителя; 3) вызвать на соревнование коллектив строителей, сооружающих школу рабочей молодежи, что напротив Дома культуры Владимирского тракторного завода. Совсем мало времени осталось до этого срока. А работ на строительстве еще много. Было бы очень неплохо, если бы владимирская молодежь пришла на помощь. Ведь это культурное учреждение предназначено в основном для нее. Настоящим подарком для молодежи будет и прекрасный танцевальный зал, который находится на третьем этаже здания. На его площади, которая занимает около четырехсот квадратных метров, могут свободно разместиться 500-600 танцующих. Танцевальный зал будет иметь вход не со стороны улицы, а со стороны парка, пока, правда, еще проектируемого. Не в обиде будет и многочисленная детвора областного центра. Здание филармонии станет и для нее родным домом. Здесь создается кукольный театр. Ребята встретятся с волшебным миром сказочных образов: с грозным Бармалеем и добрым доктором Айболитом, именно здесь они узнают, в чем заключается волшебная сила лампы Алладина, увидят старых знакомцев - дедку, бабку, внучку и Жучку - и многих других сказочных персонажей. Здесь они встретятся и со своими современниками. Правда, совсем немного надо фантазии, чтобы представить все это уже существующим в действительности? Чтобы увидеть зеленый парк, раскинувшийся позади филармонии, а в глубине его - открытый летний театр, чтобы услышать волнующие звуки музыки, неудержимым потоком льющиеся из раскрытых окон навстречу солнцу, навстречу жизни. Но... пока это лишь мечты, хоть и близкие. И об этом, кстати, также говорилось на собрании строителей. Немало претензий было высказано строителями в адрес руководителей строительства. Не хватает материалов, рабочих рук. Из-за этого не всегда выдерживается график работ. В оставшиеся месяцы строителям придется трудиться очень напряженно. И надо, чтобы в их работе не было помех. А что касается помощи со стороны молодежи ударной стройке, то Владимирскому горкому ВЛКСМ стоит об этом задуматься и организовать комсомольцев города в помощь строителям. И притом не откладывая» Михайлова Р. Дворец музыки» («Призыв», 1967. 28 апр.).
Фасад филармонии во Владимире. Рисунок С. Коноплева
Строительство здания филармонии.
пр-т Ленина, д. 1 (Садовая площадь) В октябрьские дни… В октябрьские дни строители украсили областной центр еще одним зданием - областной филармонии. Вот оно перед вами в вечерних сумерках, светящееся изнутри горящими люстрами. Строилось оно по индивидуальному проекту. Лицевая сторона здания - стекло и сталь. Ступени лестниц, по которым мы сейчас поднимаемся, облицованы плитами полированного мрамора. Входим в зрительный зал. Он вмещает вместе с боковыми креслами и балконом - семьсот зрителей. Стены его оформлены прекрасной декоративной кожей, нижняя часть их - из полированного дерева. Балкон отделан полированной еловой рейкой. Такие оформление применено впервые. Подвесной потолок излучает мягкий свет, он же улучшает акустику. В зале мягкие кресла из поролона, они под цвет дерева, которым оформлены стены. Из зрительного зала пройдем в просторное фойе. Сколько тут света! Оригинальна кольцеобразная люстра! Здесь же размещены буфеты. Теперь побываем в танцевальном зале. Огромные оконные витрины от пола до потолка вдоль стены. Сквозь них перед нами открывается прекрасный вид на Клязьму. Артистам отдан весь второй этаж: комнаты для репетиций и гримерные. Постоянную прописку получит здесь ансамбль «Вишенка» (Суслов С. В октябрьские дни... Газета «Призыв», 1967. 2 ноября).
Концертный сезон был открыт 4 ноября - госоркестра Горьковской филармонии исполнил недавно написанную Дмитрием Шостаковичем симфоническую поэму «Октябрь».
Концертный зал имени Танеева был открыт 5 ноября 1967 г. Торжественное открытие было приурочено к празднованию 50-летия октябрьской революции 1917 года. 5 ноября 1967 г. в концертном зале филармонии состоялось торжественное заседание обкома КПСС, областного Совета депутатов трудящихся совместно с представителями трудящихся Владимира, посвященное 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. С докладом выступил первый секретарь обкома КПСС М.А. Пономарёв. В длинной речи − роль революции и статистика «от надоев до валовой продукции». Владимирская область в 1967 году занимала 13-е место из 73 областей по промышленному производству, выпускала 10% экскаваторов, 26% мотоциклов, 25% технического стекла, 30% посуды. «Доклад тов. М.А. Пономарёва был выслушан с большим вниманием и неоднократно прерывался аплодисментами», − сообщали журналисты. На собрание были приглашены и первые почетные граждане, но сами они о своем новом статусе еще не знали. Церемония присвоения звания Почетного гражданина города Владимира чуть не сорвалась, так как этот вопрос горисполком не согласовал с обкомом КПСС. 5 ноября в обкоме партии проходило вручение правительственных наград передовикам производства, после его окончания Р.К. Магазин сказал, что теперь пойдем вручать грамоты Почетных граждан. Партийное руководство выразило удивление и недовольство самодеятельностью городских властей, затеявших политическое мероприятие без их санкции. Второй секретарь обкома Кобяков А.Н. потребовал отменить подготовленное мероприятие, добавив: “Может быть, у вас еще будут Герои Владимира?”. Первый секретарь обкома М.А. Пономарёв, ознакомившись со списком почетных граждан, разрешил произвести вручение, а позднее разобраться с самодеятельностью исполкома. Так что церемония прошла благополучно и торжественно. Одно из достоинств зала - превосходная акустика. Концерты классической и национальной музыки чередуются с выступлениями артистов современной эстрады. «Владимирская областная филармония строилась по индивидуальному проекту. Лицевая сторона - стекло, сталь. Лестницы облицованы плитами полированного мрамора. Зрительный зал вмещает 700 зрителей. Стены отделаны красной декоративной кожей; нижняя часть из полированного дерева. Балкон отделан еловой полированной рейкой. Такое оформление применено впервые. Подвесной потолок излучает ровный мягкий свет. Он же улучшает и акустику. В зале мягкие кресла из поролона. Они под цвет дерева стен. Просторное фойе. Много света. Здесь же буфеты, танцевальный зал. Оконные витражи от пола до потолка вдоль всей стены. Артистам отдан весь второй этаж. Здесь гримерные, комнаты для репетиций...» (Восторженные строки опубликованные газетой «Призыв» рассказа С.И. Суслова, старшего прораба треста № 94, строившего это здание).
Рассказывает Локтионов Евгений: «Газета «Призыв» писала о строящемся концертном зале: «Всматриваясь в черты нового Владимира, с удовлетворением отмечаешь, что наши архитекторы, решая вопросы настройки, думают не только о зданиях, квартирах, в которых будет жить человек, но и о полном комплексе всех элементов обслуживания, необходимых для воспитания, образования, отдыха и быта советского человека. Примеров этому много. Взять хотя бы здание политехнического института, где творческое отношение к делу подчеркнуло целевое назначение здания и придало ему художественную выразительность. Оригинальным будет и здание филармонии на Садовой площади». Под «художественной выразительностью здания» автор статьи имел в виду отделку фасада здания гранитной и мраморной крошкой, мозаичное панно. Я со своим товарищем два лета подряд по три недели подрабатывал на дробилке, где производилась эта самая гранитная и мраморная крошка. Это была очень тяжёлая работа, на которой постоянные рабочие не задерживались. Чугунные барабаны дробилки издавали очень сильный шум. Даже наушники плохо помогали. Ещё более вредной была мелкая каменная и стеклянная пыль. Поэтому работать приходилось в комбинезонах и в перчатках, с респираторами и в очках. А стояла летняя жара. Утром к нам подходил мастер, и давал задание: сколько и в какой пропорции нужно было надробить гранита и мрамора, и какого размера (барабаны дробилки настраивались под каждый размер). Стекло дробилось для придания отделке зданий блёстков. Камень и стекло закидывались в дробилку лопатой: я - лопату, он - лопату. Но я был очень горд тем, что и частица моего труда вложена в строительство этих двух зданий: главного корпуса политехнического института и концертного зала филармонии». Но не только красота внешнего и внутреннего убранства нового здания, необычного для Владимира, тогда ещё не избалованного большими общественными помещениями культурного назначения, стала достопримечательностью города. Новый концертный зал стал центром высочайшей музыкальной духовности и местом музыкального воспитания жителей города его гостей. Слушатели сразу же оценили высокий уровень музыкальной культуры концертов. Билеты раскупались в 1-2 дня, хотя продажа начиналась за две и более недели до концертов».
Первым директором филармонии был Б.А. Куранов. В разные годы во главе коллектива стояли такие творчески интересные руководители как Н.Г. Грунский (1978-1987 гг.), А.П. Гапонов, Р.А. Кузьмин, А.И. Антонов. С 1999 г. Владимирской областной филармонией руководит Бобков Геннадий Семёнович.
В 1967 г. при областной филармонии была организована кукольная группа, которая работала по области. 1 октября 1969 г. коллектив выделился в самостоятельное учреждение - театр кукол.
Артисты филармонии выступали с концертами в клубах заводов и непосредственно в цехах города Владимира и области. За 10 месяцев 1969 года в области проведено 2703 концерта (при плане – 2053), на которых присутствовало 709 тысяч зрителей. Проведён республиканский фестиваль русской музыки в городе Владимире, в котором принимали участие оркестр русских народных инструментов имени Осипова, симфонический оркестр Горьковской филармонии, Московский народный хор под руководством народного артиста СССР Соколова, ансамбль танца Сибири и другие коллективы. Проведён международный фестиваль «Дружба-69» с участием представителей социалистических стран, среди которых гости из Чехословакии – Юдита Черовска, Вацлав Петрус, популярные исполнители эстрадных песен, лауреаты всесоюзных конкурсов В. Макаров, В. Мулерман, М. Головня, Воронежский хор, Уральский хор, Московская опера и другие концертные коллективы. Открытие концертного сезона было ознаменовано концертом болгарской музыки, проводившимся в связи с декадой болгарского искусства и посвящённого 25-летию Болгарской Народной Республики.
1969 г. «В Концертном в зале имени С.И. Танеева в минувшую субботу открылся фестиваль русской музыки, посвященный 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Перед слушателями областного центра - любителями классической музыки выступили известные творческие коллективы: симфонический оркестр Горьковской филармонии и Московский государственный хор. Вечер открыл заместитель председателя облисполкома Н.Н. Мольков. Он коротко рассказал собравшимся о задачах фестиваля, тепло приветствовал певцов хора и музыкантов оркестра. В ответных выступлениях руководители творческих коллективов И.Б. Гусман и В.Г. Соколов поблагодарили жителей Владимирщины за теплый прием и пообещали, что и оркестр, и хор сделают все возможное, чтобы хорошо выступить на древней русской земле, доставить большое эстетическое наслаждение своим многочисленным слушателям. Вступительная часть концерта была очень короткой, и скоро собравшиеся в зале оказались во власти великолепной музыки до-минорной симфонии С.И. Танеева. К сожалению, это произведение нашего земляка (С.И. Танеев - уроженец города Владимира), явившееся в свое время одним из ярких событий в русской музыкальной жизни конца прошлого столетия, сейчас исполняется незаслуженно редко. Причина этого, по-видимому, в общем содержании симфонии, которое можно определить одним словом - мудрость. В ней нет бьющих фонтаном страстей, которыми полны все симфонии Чайковского и большинство симфоний Рахманинова и Скрябина. Содержание монументального симфонического полотна Танеева раскрыть значительно труднее. Если прибавить к этому исключительные сложности полифонического письма, очень тяжелые исполнительские задачи, которые приходится решать оркестрантам и дирижеру, то становится ясно, почему симфония С.И. Танеева такой редкий гость на нашей концертной эстраде. К чести коллектива Горьковского симфонического оркестра и его дирижера - заслуженного артиста РСФСР И. В. Гусмана, в основном, все эти сложности были преодолены. Хорошо прозвучал труднейший финал, ярко была исполнена первая часть симфонии. И в целом симфония прозвучала хорошо. Если учесть, что в последнее время она не была представлена в репертуаре оркестра и ее подготовили специально для фестиваля, то можно с уверенностью сказать, что в дальнейшем оркестр доработает ее, доведет до самого высокого уровня. Народный артист СССР В.Г. Соколов. Фото В. Улитина Во втором отделении вместе с оркестром выступал Московский государственный хор (художественный руководитель и дирижер - народный артист СССР В.Г. Соколов). Исполнялись вокально-симфонические произведения Рахманинова «Три русские песни», кантата «Весна» и «Курские песни» Свиридова. Необходимо отмстить высокую исполнительскую культуру Московского хора, который не впервые выступает у нас в городе. Недостатки сцены, о которых я уже писал в связи с концертами оркестра под управлением В. Дударовой и республиканской хоровой капеллы, не дали возможности выявить все лучшие стороны исполнительского мастерства этого коллектива, поэтому все любители хорового искусства с особым нетерпением будут ожидать сольного концерта Московского хора, который, состоится в дни фестиваля. Говоря о втором отделении концерта, нельзя не отмстить солиста - заслуженного артиста РСФСР Юрия Якушева, отлично исполнившего сольную партию в кантате «Весна», а также оркестр, великолепно справившийся со сложными партитурами Рахманинова и Свиридова. Фестиваль начался очень удачно. И можно выразить уверенность, что дальнейший его ход подтвердит первоначальное хорошее впечатление» (Аракелов С. Танеев, Рахманинов, Свиридов. Газета «Призыв», 1969. - 20 мая).
«ВЛАДИМИРСКИЕ УЗОРЫ» Об этом думали давно. Хотели, чтобы со сцены прозвучали русские народные песни, популярные песни советских композиторов, стихи владимирских поэтов, песни на их слова. И вот на днях артисты областной филармонии показали новую эстрадную программу «Владимирские узоры». Яркий расписной занавес — герб древнего города, Золотые ворота, русский национальный орнамент — удачно предваряет общее доброе впечатление от концерта. Занавес подымается, и вы видите сразу всех участников представления. Под аккомпанемент инструментального ансамбля «Лада» они исполняют песню «Володимирские узоры». Приятное впечатление оставляют вокалисты. особенно квинтет «Кристалл». Этот коллектив является лауреатом джазовой песни в Таллине. В репертуаре певцов старая русская народная песня «Вдоль по Питерской», которая получила новую внешнюю интерпретацию, от чего номер стал эмоционально насыщенным, песня заражала публику русским молодечеством и весельем. А потом песни современных ритмов, они исполняются весело, с легким изяществом. Пожалуй, больше всего аплодисментов выпало на долю Олега Попова - певца, который покоряет зрителей не только хорошими вокальными данными, но и подлинной сценичностью, когда ни одного жеста не сделано просто так, когда все «играет» на музыкальный образ, создаваемый исполнителем. Занимательно и остроумно ведет программу Вилен Дарчиев. Словом, владимирцам, наверное, не только приятно, но и поучительно присутствовать на этом концерте. Вот таких номеров, построенных на местном материале, к сожалению, мало в программе «Владимирские узоры». Об этом следует подумать ее создателям: ведь программа только родилась. Добрые слова хочется сказать о художнике-оформителе А. Гримме. По его эскизам удачно были изготовлены занавес и суперзанавес в мастерских Большого театра в Москве. Они создают яркое праздничное настроение. В такой же яркой самобытной манере пусть проходит весь концерт. Быть может, целесообразно обратиться к песенному материалу местных авторов. Ведь от этого «Владимирские узоры» расцветут, заискрятся полыми красками русского национального творчества. С. БАРАНОВА» (Газета «Призыв», 1970 год, 23 мая).
«Расцветай «Вишенка»! Запестрели узоры на вишневых сарафанах, засверкали золотом кокошники девушек. Послышались звуки гуслей переливчатых. Сама русская старина будто вышла к людям, возвращая им память об исконно народном, о прекрасном. Вокально-хореографический ансамбль «Вишенка» показал свое искусство владимирцам, гостям нашего города - москвичам, пришедшим на днях в концертный зал имени С. И. Танеева. У художественного руководителя коллектива Бориса Молдавского ответственная цель - возродить старинные народные песни и хороводы, которыми некогда славилась Владимирщина. Задача нелегкая. Попробуйте завоевать симпатии зрителей в то время, когда повсюду это стремится небезуспешно сделать эстрада. Пойдет ли зритель на концерт «Вишенки»? Зал полон. Зал тепло принимал каждый номер программы: песни, хороводы, пляски. Руководителям ансамбля удалось синтезировать и песню, и танец - это непреложное условие русских национальных хороводов, когда участники могут показать мастерство и в том, и в другом: и песню спеть звонко, и пляску удалую показать. - «Владимирские форсуны», - объявляет ведущая. И на сцену выходят парни в ярких рубахах. Кажется, они только случайно забрели сюда, на сцену, на их лицах равнодушие полное. И один будто нехотя предлагает: - Попляшем? А другой, с владимирским говорком, снисходительно отвечает: - Попробуем! «Владимирские форсуны» - хореографическая картинка, выполненная с подлинным юмором, динамично, весело. Почти каждый номер программы построен на местном материале. И «Мошокская церемония», и «Сидор Карпович», и «Владимирские ребята» - все эти игровые песни и тайцы были записаны в районах нашей области и получили новую, интересную окраску. Владимирские рожечники еще в прошлом веке принесли России славу за пределами Родины. Рожечники «Вишенки» вновь показали это забытое искусство: ни в одной филармонии страны нет такого коллектива, нет умельцев, которые выступали бы перед зрителями с этим немудреным инструментом. В «Вишенке» много способных исполнителей. Совсем недавно мы слушали на фестивале самодеятельного искусства супругов Пискаревых - Тамару и Владимира. Теперь их голоса звучат в ансамбле «Вишенка». Полюбили зрители и выступления Валентины Новожиловой и Лидии Котовой. Все веселей, все динамичней пляски ребят и девчат, и вот уже венец - обязательные частушки - без них не обходится ни одно народное гулянье, ни одна свадьба на селе. Представители Министерства культуры, присутствовавшие на концерте, одобрили художественно-творческое кредо коллектива, понравилась им и культура исполнения песен, хороводов. Ставится вопрос о преобразовании самодеятельного коллектива в профессиональный» (Баранова С. Расцветай «Вишенка». Газета «Призыв», 1970. 16 сент.).
Концертная деятельность в 1960-80-е годы была особенно яркой и насыщенной. В репертуарах была представлена русская и мировая классика ХѴІІІ-ХХ вв. Исполнителями были мастера высочайшего класса. В эти годы выступали такие пианисты, как Д. Башкиров, В. Виардо, Л. Власенко, Э. Гилельс, В. Крайнов, С. Рихтер и многие-многие другие. Приезжали с концертами такие скрипачи, как В. Жук, П. Коган, И. Ойстрах. Среди них достойно выступал и В. Корначев. А среди виолончелистов, выступавших не раз с концертами сцене, были М. Ростропович, А. Рудин, Д. Шафран. Любители вокальной музыки могли наслаждаться пением М. Биешу, Г. Гаспарян, З. Долухановой, сестер Карины и Рузанны Лисициан, Т. Милашкиной, В. Атлантова, В. Ведерникова, Б. Штоколова, В. Соловьяненко, А. Эйзена и многих других. Незабываемыми были концерты симфонических оркестров под управлением В. Дударовой, Д. Китаенко, К. Кахидзе (из Грузии), П. Лилье (из Эстонии), Ф. Мансурова, Е. Светланова. Перед владимирцами выступали замечательные хоры из Москвы, Ленинграда, Киева, прибалтийских республик, Поволжья и Сибири. Они участвовали в ежегодных хоровых фестивалях им. С.И. Танеева, которые проводились во Владимире. Из воспоминаний Ирины Григорьевны ПОРЦЕВСКОЙ. «В 1961 году я приехала во Владимир. В этом же году в область прибыл и Михаил Александрович Пономарёв, назначенный первым секретарём обкома партии. Я преподавала в школе, потом работала в партийных органах, в том самом областном комитете КПСС, которым руководил Михаил Александрович… В то время я курировала учреждения, искусства. Михаил Александрович не очень вникал в эти вопросы, доверяя своим подчинённым. Но всё-таки было очень приятно его внимание к деятелям культуры. К нему свободно могли прийти писатели, артисты. Михаил Александрович их принимал, с интересом беседовал с ними. Я даже знаю, что некоторые работники искусства, в частности, преподаватели музыкального училища, бывали в гостях у него дома. Мне было всегда приятно то, что Михаил Александрович не пропускал ни одной премьеры в театре, ни одного более-менее значимого концерта. По просьбе обкома партии я ездила в Рязань и, ко всеобщему удовольствию, пригласила к нам на работу руководителем филармонии Рудольфа Алексеевича Кузьмина. Это десятилетие для филармонии было просто звёздным. Все мировые знаменитости: Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Эмиль Гилельс и многие другие - побывали у нас. Все открытия сезонов в филармонии начинал Евгений Светланов.
А вот к изобразительному искусству у Михаила Александровича почему-то не было особого интереса. Я не помню его ни на одной художественной выставке, хотя другие секретари обкома посещали вернисажи. Но зато Михаила Александровича интересовали театр, концерты. И как воодушевлены были артисты, как приятно было зрителям, жителям города, видеть, что первый секретарь пришёл на премьеру, на концерт по случаю открытия сезона. В то время родились два таких потрясающих коллектива, как песенно-хореографический ансамбль «Русь» и камерно-симфонический оркестр. Причём, руководителей коллективов выбирали долго и тщательно. У нас тогда не было при владимирской филармонии своих артистов, поэтому была дана команда приглашать музыкантов из Москвы - так, например, и создали камерный симфонический оркестр. Очень большое внимание уделяли ансамблю «Русь», понимая, что Владимирская область - это колыбель русского народного творчества. Поэтому, специально для артистов построили семейное общежитие и, вообще, создавали все условия, чтобы коллектив развивался. Тогда ансамбль возглавлял Яков Васильевич Хохлов.
При поддержке областных властей, во Владимире был построен комплекс, где расположилось музыкальное училище и музыкальная школа № 1. Я начинала работать, когда в области было всего двадцать музыкальных школ, то есть, в каждом районе было по музыкальной школе, а через десять лет стало уже сорок с лишним школ. Хочу пояснить, что в то время существовали нормативы, ГОСТы - на каждую тысячу человек должна быть библиотека, столько-то театров, столько-то музыкальных школ, столько-то клубов и прочее. У нас этого неукоснительно придерживались, и с меня, как с куратора этого направления, строго спрашивали. И деньги выделялись, и строительство шло, и кадры готовились. Тогда было очень много построено и клубов, и библиотек. В частности, открыли новое здание областной библиотеки, до этого ютившейся в совершенно невыносимых условиях. Очень много делалось. И, безусловно, не без участия Михаила Александровича Пономарёва, потому что всё руководство шло из обкома партии…».
«Веселые гитары» - так называется недавно созданный при областной филармонии новый концертный коллектив (художественный руководитель А. Рунов). В его составе xopoшиe солисты. К примеру, Виктор Подгорный и Тамара Ольшаницкая. Кстати, Тамара нередко принимает участие в воскресных передачах Московского радио «С добрым утром», а также в программе «Маяка» «Опять—25». Первые концерты эстрадного коллектива прошли с большим успехом» (Газета «Призыв», 1970 год, 2 апреля).
Филармония. 1971 г. Фото: Сайт Владимирской областной научной библиотеки
Концертный зал имени Танеева (Филармония). 1970-е гг.
1980 г.
Вид на филармонию и Садовую площадь. 1983 г.
«Филармония организует абонементные циклы концертов симфонической музыки. В концертах принимают участие Московский государственный симфонический оркестр, ведущие исполнители и Росконцерта, и Москонцерта. Это - вокалисты, скрипачи, виолончелисты, гитаристы, исполнители на народных инструментах» (1984 г.).
«Откуда она у них — эта охота к перемене мест? От профессии, от характеров? От того и другого? Они видели огни городов Заполярья, выступали перед рыбаками Дальнего Востока, на БАМе, на КАТЭКе, в Котласе, Архангельске, путешествовали и на самолете, и на вертолете, и на вездеходе. И повсюду старались рассказать о Владимире, о его людях. Артисты областной филармонии Ангелина Лебедева и Леонид Погребинский — постоянно в пути. Дома у них висит карта гастролей, здесь сотни значков, которыми помечены города и поселки, области и республики нашей страны. Им повезло в жизни: они — супруги-единомышленники. Оба любят искусство, оба любят путешествия. Уверены: встречи в пути обогащают. Артисты-разговорники выступают перед любой аудиторной. Однажды Леонид Яковлевич зашел в редакцию утром и сказал: — Только что был у нас концерт — в 7.30 утра: так попросили... За 20 лет работы в областной филармонии они дали три тысячи концертов. Это только в нашей области. А всего — около пяти тысяч. Не так давно они вернулись из Чернобыля, давали там шефские концерты, читали стихи, юморески, представляли короткие сценки. Артисты видели, что художественное слово нужно людям, что они чутко прислушиваются к тому, о чем говорят актеры. Энергии им, в общем-то, не таким уже молодым людям, не занимать. Они мечтают о том дне, когда во Владимире откроется свой театр художественного слова, где будут звучать стихи, романсы. Они ратуют за то, чтобы во Владимире начала проводиться своя первоапрельская юморина, они желают принимать в ней участие, сочинять для нее, выступать. Кстати, о сочинительстве. Ангелина Петровна — автор многих рассказов, некоторые из них публиковались, некоторые передавались по радио. Они любят свою работу, стремятся откликнуться на любую просьбу зрителей, они не просто артисты, а собеседники. Жизнь, по сути дела, это встреча с людьми. Чем больше им отдаешь, тем больше получаешь. С. БАРАНОВА» («Призыв», 11 июля 1987). «Слабо налажена работа со зрителями. Не выполнено решение облисполкома 1981 года о создании детской филармонии, нет связи творческих работников филармонии с местными авторами, не уделяется должного внимания закреплению творческих кадров. Филармония нагоняет количество зрителей не высоким качеством выступлений, а числом концертов, что приводит к сверхплановым убыткам. Серьезные недостатки имеются в работе художественного совета, что приводит к низкому идейно-художественному уровню некоторых концертных программ. В приказе Министерства культуры РСФСР «Об итогах смотра творческих сил Владимирской областной филармонии» также указано на ряд серьезных недостатков. Партийная организация не дала принципиальной оценки положению дел в филармонии, не смогла поправить тех, кто не хочет улучшения, оздоровления обстановки в концертной организации. В настоящее время разработан перспективный план мероприятий до 1990 года по улучшению концертной деятельности филармонии. Управление культуры взяло на особый контроль работу по формированию новых коллективов, новых концертных программ, подбору кадров, улучшению содержания работы. В постановлении коллегии управления культуры директору филармония Р.А. Кузьмину объявлен выговор» («Призыв», 11 июля 1987).
В 1974 году начал свою концертную деятельность при Владимирской областной филармонии Государственный ансамбль песни и танца «РУСЬ». Создатель и первый художественный руководитель ансамбля – Заслуженный артист России Яков Хохлов. В ноябре 1975 года успешно выступил по центральному телевидению.
«Начиная с 1978 года ансамбль ведет большую работу по восстановлению памятников русской музыкальной культуры доглинкинского периода. В свои концерты музыканты включают забытые и малоизвестные сочинения. Ансамбль приглашали выступать в Москве, в Знаменскрм соборе — это Дом пропаганды Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. «Возрожденные памятники русской музыки конца XVIII — начала XIX вв.» — одна из программ, с которой ансамбль выступил в Голубом зале редакции газеты «Комсомольская правда». Вокально-хореографический ансамбль «Русь» областной филармонии обличается особой манерой исполнения. В его репертуаре — фольклорные произведения, как песенные, так и танцевальные. Вообще репертуар этого ансамбля постоянно пополняется собранными им по селам и деревням Владимирщины забытыми песнями, наигрышами. Особое место в ансамбле занимают выступления рожечников. Ансамбль давно получил признание и у нас в стране, и за рубежом. В июне 1980 года в Москве, в Центральном доме работников искусств, состоялся творческий вечер коллектива этого ансамбля» («Владимир» путеводитель-справочник/Скворцов А.И., Строгова Л.П., Шагова О.А.- Ярославль: Верхне-Волж. кн. изд-во, 1984.).
«Владимирская областная филармония объявляет прием детей – учащихся 1, 2, 3-х классов в ДЕТСКУЮ СТУДИЮ Государственного ансамбля песни и танца «РУСЬ». Обучение ведется преподавателями высшей квалификации по предметам: основы классического танца, основы характерного танца, русский народный танец, сольфеджио, музыкальная грамота, хоровой класс. Плата за обучение – 8 руб. в месяц…» («Призыв», 9 сент. 1987 г.). С 1986 г. по 2007 г. ансамбль возглавлял Михаил Николаевич Фирсов – выпускник Государственного института им. Гнесиных, (ныне Российская Академия Музыки), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии России, дважды лауреат премии в области культуры, искусства и литературы Владимирской области. С приходом Михаила Фирсова, как нового художественного руководителя ансамбля «Русь», принципиально изменилось творческое направление ансамбля. В сравнительно короткий срок ему удалось вывести коллектив на совершенно иной уровень художественного мастерства. Сохранив первоначальную идею музыкального исполнительства, что не только не противоречило, а напротив, исходило от самой природы русского народного музицирования, ансамбль «Русь» постепенно приобрел совершенно новое творческое лицо. За концертную программу «Картинки русского календаря» в 1990 году Михаилу Фирсову была присуждена Государственная премия Российской Федерации. В 2006 году указом Президента Российской Федерации Фирсов Михаил Николаевич награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Сейчас это Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь». Руководитель ансамбля - Заслуженный артист России Николай Литвинов.В 1978-1987 гг. - художественный руководитель областной филармонии Грунский Николай Николаевич (1946-2007). Родился 3 мая 1946 г. Композитор, педагог, член Союза композиторов РФ (1998). С 1968 г. жил и работал во Владимире. Преподавал во Владимирском музыкальном училище. В 1978 г. Виктор Иванович Корначев создал во Владимирской филармонии камерный ансамбль. Виктор Иванович Корначев закончил Московскую консерваторию имени Чайковского, занимался педагогической деятельностью. Работал в знаменитом камерном оркестре Московской государственной филармонии. Возглавлял камерный оркестр Росконцерта и Пермской филармонии. Проводил большую исследовательскую работу по возрождению камерной музыки доглинкинского периода — Пашкевича, Фомина, Козловского, Алябьева, музыки крепостных композиторов и т. д. Коллектив под руководством В.И. Корначева выступал в лучших концертных залах страны, принимал участие во Всесоюзных фестивалях на БАМе, в Новгороде, Смоленске. За заслуги в исполнительской деятельности, активную пропаганду творчества русских и советских композиторов Указом Президиума Верховного Совета РСФСР В.И. Корначеву было присвоено звание «Заслуженный деятель Искусств РСФСР». Умер в 1987 году на 60-м году жизни.
Первый Танеевский фестиваль на древней Владимиро-Суздальской земле проводился с 17 по 24 января 1981 года. В нем приняли участие любительские и профессиональные хоры России, Украины, Латвии, Эстонии. География второго фестиваля (проходил зимой 1983 года) еще более расширилась.
Со дня основания областная филармония прошла большой творческий путь. Владимирская филармония может гордиться известными артистами, которые завоевали сердца жителей области, России, а многие из них приобрели и мировую известность. Это - Народные артисты России Жемчужный Н.М., Рудин А.И., Заслуженные деятели искусств России: Корначев В.А., Фирсов М.Н., Антонов А.И., Заслуженные артисты России: Лемешкин Александр Алексеевич, Петрачков В.П., Хохлов Я.В., Богданова Т.В., Литвинов Н.В., Жукова О.В., Аленин А.В., Савина-Марусяк С.И. и многие другие.
В соответствии с распоряжением председателя по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 25 декабря 1992 г. № 698 учреждено Государственное предприятие – Владимирское областное гастрольно-концертное объединение (ОГКО). В соответствии с распоряжением Главы администрации Ленинского района г. Владимира от 13 января 1993 г. № 12-р зарегистрировано Государственное предприятие – Владимирское областное гастрольно-концертное объединение. В структуру объединения вошли: Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь»; камерный оркестр под управлением А. Рудина; камерный оркестр русских народных инструментов; ансамбль цыган «Ромэн»; ансамбль «Русские потешки»; музыкальный лекторий. В В соответствии с Уставом основной целью Объединения является содействие активному приобщению населения к освоению богатств духовной культуры, развитие музыкально-просветительской деятельности населения путём создания высокохудожественных программ, организацией фестивалей, конкурсов, декад музыкального искусства и т. д. Основными направлениями деятельности объединения являются: организация и проведение концертов, фестивалей, смотров, конкурсов, абонементов как в городе Владимире, так и в районах области и за её пределами; привлечение к концертной деятельности лучших творческих коллективов и отдельных исполнителей, в том числе и коллективов художественной самодеятельности; пропаганда музыкального наследия и лучших произведений современного музыкального искусства; пропаганда ведущих мастеров и молодых творческих сил музыкального искусства, литературы, театра и кино.
В 90-е гг. ХХ в. состоялись крупные музыкально-просветительские акции: благотворительная детская программа «Новые имена», «Музыкальные собрания» и «Вечера камерной музыки», с 1995 г. проходит Всероссийский открытый конкурс исполнителей русского романса. Из масштабных мероприятий недавнего времени следует отметить: Областной фестиваль, посвященный 150-летию со Дня рождения С.И. Танеева; фестиваль «Культура против наркотиков», VII Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, Фестиваль-марафон «Песни России», IХ Всероссийский фестиваль на приз Т. Устиновой «По всей России водят хороводы», Всероссийский фестиваль Андрея Петрова.
В соответствии с постановлением главы администрации Владимирской области от 07 мая 1998 г. № 281 создано государственное учреждение культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» путем реорганизации государственного предприятия Владимирской области «Владимирское областное гастрольно-концертное объединение». Устав государственного учреждения культуры Владимирской области «Владимирская областная филармония» зарегистрирован администрацией г. Владимира 4 сентября 1998 г. В соответствии с Уставом в структуру Филармонии вошли: Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь»; камерный Русский оркестр; академический камерный оркестр «Музика вива»; концертный зал имени С.И. Танеева; музыкальный лекторий. Основной целью Филармонии является содействие, активное приобщение города и области к освоению богатств духовной культуры, развитие музыкально-просветительной деятельности населения путём создания высокохудожественных программ, декад музыкального искусства и т. п. Филармония осуществляет следующие виды деятельности: организация и проведение концертов, фестивалей, смотров, конкурсов, вернисажей, абонементов в городе Владимире, в районах области и за её пределами; привлечение к концертной деятельности лучших творческих коллективов, в том числе художественной самодеятельности, отдельных исполнителей; пропаганда ведущих мастеров и молодых творческих сил музыкального искусства, литературы, театра и кино, изобразительного и прикладного искусства и т. д.
Концерт-презентация камерного оркестра Центра хоровой музыки Владимиро-Суздальской Руси состоялся 29 мая 1998 года на сцене концертного зала им. С.И. Танеева Владимирской областной филармонии. Исполнялись: Бранденбургский концерт № 5 И.С. Баха (партию солирующего клавира исполнил сам А. Маркин), Концерт для 2-х скрипок с оркестром И.С. Баха, совместно с Владимирским камерным хором - Stabat Mater Перголези и духовные мотеты Моцарта. Эта программа была также показана в городе Гусь-Хрустальный, крупном районном центре Владимирской области.
В рамках второго концертного сезона 1999-2000 гг. оркестр под управлением А. Маркина представил 13 концертных программ цикла «Русская филармония» в зале им. С.И. Танеева и на других концертных площадках города.
Вспоминает Юрий Никитин: «И в концертном зале филармонии пришлось мне не только слушать замечательных музыкантов, но и самому выступать, как ведущему и как музыканту. С 1998 по 2005 годы наш ансамбль «Живи, гитара!» вёл активную просветительскую деятельность гитарной музыки. И вот в октябре 2003 года ансамбль организовал концерт в филармонии, на котором выступил наш ансамбль, выдающийся суздальский гусляр большой наш друг Валерий Гаранин, замечательный гитарист из Нижнего Новгорода Владимир Митяков и дуэт гитаристов-виртуозов из Италии «Мойзикос». Концерт получился на славу! А в апреле 2004 года ансамбль уже предложил владимирской публике совсем необычную форму концерта - музыкальный ринг выдающихся владимирских гитаристов из музыкального колледжа и музыкальной школы № 1 с признанным мэтром гитарной музыки из Москвы Александром Виницким. И снова успех потрясающий! Впечатлений от ринга и у зрителей, и у участников осталось с избытком. А нам с Александром разговоров хватило на всю ночь, которую мы просидели на моей веранде в саду моего дома».
В настоящее время в творческом составе филармонии следующие коллективы: Государственный вокально-хореографический ансамбль «Русь» им. Михаила Фирсова , художественный руководитель Заслуженный артист России Николай Литвинов; Оркестр русских народных инструментов под управлением Заслуженного деятеля искусств России А.И. Антонова; Камерный струнный оркестр, художественный руководитель и дирижер А.О. Сонин; Музыкальный лекторий (Музыкальный театр), художественный руководитель Л.Н. Высоцкая Ансамбль «Родные напевы» под управлением Заслуженного артиста России В.П. Петрачкова; Ансамбль эстрадного танца «Эксклюзив», художественный руководитель А. Архипова.
Творческий состав филармонии насчитывает более 150 человек, среди них 12 имеют почетные звания. Ежегодно собственные коллективы филармонии проводят более 900 концертов как в городе Владимире, так и в области. За последние годы с творческими коллективами филармонии познакомились жители многих крупных городов России (Москва, Иваново, Кострома, Ярославль, Нижний Новгород, Челябинск, Екатеринбург, Оренбург, Псков, Петрозаводск, Тула, Калуга, Брянск, Липецк, Смоленск и др.), а также зарубежных стран - Германия, Австрия, Швейцария, Голландия, Финляндия, Франция, Италия, Ливан, Болгария, Зимбабве, Чехия, Словакия, Корейская Народная Демократическая Республика и др.
Владимирская областная филармония сегодня - это организация, занимающаяся эстетическим воспитанием средствами музыкального профессионального исполнительства, это учреждение искусства, систематически ведущее гастрольную деятельность. Творческие устремления филармонии огромны. Новые формы работы со зрителями, новые музыкальные жанры на сцене, новые встречи с прославленными мастерами искусств - все это результат неутомимой энергии руководства филармонии и всего коллектива.
Сайт Владимирской областной филармонии: http://www.vladfilarmonia.ru/
Бюст С.И. Танеева во Владимире, рядом с филармонией
Первоначально бюст С.И. Танеева был установлен в 1967 г. в сквере, недалеко от дома Танеевых. В 70-х гг. памятник был демонтирован. В 1994 г. бюст Танеева был установлен рядом с концертным залом, носящим его имя. Памятник изготовлен из бронзы, высота вместе с постаментом 5,6 метра.
См. Сергей Иванович Танеев. ДМШ №1 им. С.И. Танеева
ДК, концертные залы города Владимира
Театры города Владимира
Кинотеатры города Владимира
Библиотеки города Владимира Музеи Владимирской области. Храмы, монастыри города Владимира. Памятники, мемориалы города Владимира. |