Дом № 2 был построен в 1905 г. В 1907 году купцом А.Ф. Шмыровым перестроен под кинотеатр. В отделке дома был использован излюбленный для модерна мотив женских масок, сохранившихся до сих пор. На втором этаже этого дома в 1907 г. был открыт первый в городе кинотеатр "Модерн". Кинотеатр города, называемый горожанами «Модерной» занимал небольшое помещение на 50-60 человек, опасное в пожарном отношении. До начала сеанса в крохотном фойе, где стоял круглый диван, обитый красным бархатом, рядом с диваном - пальма, зрителя развлекало электрическое пианино, игравшее несколько вальсиков. Осенью 1908 года на страницах газеты «Старый владимирец» появилось объявление: «Театр «Модерн» на Большой улице, близ Золотых ворот, в специально построенном вновь для театра доме А.Ф. Шмырова. Театр освещен электричеством собственной электростанции». «Ежедневно разнообразный репертуар, все последние новинки, получаемые непосредственно из-за границы», - кричала реклама. Фильмы выписывались от фирмы братьев Патэ во Франции, были короткими, в сеанс их демонстрировалось несколько. Вот одна из программ кинокартин, демонстрировавшихся осенью 1908 года: «Путешествие по Швейцарии», «Источник юности» (большая феерическая картина в 10 отделениях), «Неудачное получение с почты» (комическая), «Приключение с каретой», «Волшебная роза» (в красках с балетом), «Крушение поезда в Германии с человеческими жертвами». Зритель до слез хохотал над выходками толстяка Понсона, потешался над злоключениями незадачливого Глупышкина, о голову которого жена разбивала тарелки. И только... Были картины с похождениями Пинкертона и сыщика мисс Хольмас. Эти картины разлагающе действовали на воображение молодежи. Большим успехом у зрителей нач. XX в. пользовались фильмы "Великий корсиканец" и "Оборона Севастополя". В музее "Старый Владимир" сохранился циркуляр губернатора, запрещающий показ в кинотеатре фильмов "возбуждающего характера", как, например, фильм о броненосце "Потемкин". В 1913 г. с «Модерном» стал конкурировать частный кинотеатр «Фурор». По своей архитектуре и внутренней отделке он получил название «Ампир» (арх. С.М. Жаров). Репертуар «Модерна» вызывал у горожан большое недовольство. 25 апреля 1913 г. Шмыров преподнес сюрприз, показав в «Модерне» «Вакханку» - «чудовищное эротическое измышление». Как писал «Старый владимирец», «никакими мотивами нельзя оправдать постановки этой мерзости на экране. А ведь на первом сеансе 25 апреля среди посетителей было добрых 75 процентов учащейся и неучащейся молодежи обоих полов. Пощадите молодежь!». Вероятно, коммерческий подход и желание большой прибыли руководили Шмыровым при составлении им репертуара сомнительного свойства в собственном кинотеатре. «Большевики не удовольствовались 25 процентной прибылью, получаемой, ими с валового дохода приносимого кинематографами. Вчера театры «Модерн» и «Ампир», принадлежащие Шмырову, Яхонтову, Волковой и г-же Фридляндер, были заняты вооруженными патрулями и объявлены со всем инвентарем и машинами собственностью совета рабочих и солдатских депутатов. Старые владельцы все имущество сдают «новым» по описи. Это первый случай в России захвати кинематографа большевиками. Существует постановление Всероссийского Союза кинематографов, в случае захвата хоть одного кинематографа большевиками - «ни один кинематограф не получит ни одного метра ленты» (23 дек. 1917).
***
Театр «Фурор», электро-театр «Ампир», кинотеатр «Художественный». В доме Петровского-сына в 1910 году открылся электро-театр «Фурор». При электрическом театре «Фурор» был частный оркестр. В 1913 г. Петровский уступил дом коллеге купцу Фридляндеру. Здание было переоборудовано специально под кинотеатр и переименовано в электро-театр «Ампир». В газете «Старый Владимир» за 1913 г. читаем: «Новое театральное здание В.А. Петровского, где начал функционировать электро-театр «Ампир», надо признать одним из лучших стильных и красивых зданий не только в городе, но и во Владимирской губернии». Особенно украсила его лепнина в античных мотивах. В кинозал на втором этаже из фойе вела красивая мраморная лестница с широкими перилами. Стены были украшены зеркалами в резных рамах. Весь 1913 г. «Ампир» не переставал удивлять владимирцев возможностью посмотреть новейшие кинокартины и увидеть «живьем» популярных театральных и цирковых артистов. Событием в культурной жизни Владимира стала демонстрация в апреле 1913 г. исторического фильма по знаменитому роману-эпопее лауреата Нобелевской премии польского писателя Генрика Сенкевича «Камо грядеши» (новый мир) длиной 5000 аршин (параметры картин того времени, 1 аршин равен 71,12 см). Его показ привлек в «Ампир» толпы зрителей. Несмотря на плохую погоду, в первый день фильм посмотрели 1600 (!) посетителей, а во второй - не менее 1000 зрителей. С 21 мая в кинотеатре «Ампир» начали показывать картину «Майские юбилейные торжества в присутствии их императорских величеств. Посещение государем императором и его августейшим семейством гор. Владимира, Суздаля и Нижнего Новгорода 16 и 17 мая». В картине особенно удачно был схвачен тот момент, когда владимирский губернатор Иван Николаевич Сазонов представлял Николаю II местные различные депутации, а затем - поднесение императору депутатом Государственной думы владимирским городским головой Н.Н. Сомовым хлеба-соли. Дирекция кинотеатра внимательно следила за текущими событиями: выписала ряд новых снимков, охватывавших более или менее полно торжества 16 мая, и таким образом восполнила пробел по Владимиру. В июне по желанию публики сверх программы ставились для просмотра полностью ленты «Майских торжеств». Далеко не все фильмы активно просматривались владимирцами. Например, популярная картина-лекция об алкоголе и его последствиях (редактор картины - доктор медицины В.Я. Канель), имевшая общественный интерес и успех в Москве, 15 июля 1913 г. прошла в «Ампире» незамеченной и неоцененной владимирской публикой. 21 января 1914 года в электро-театре «Ампир» прошел бал-маскарад. Участников бала было чуть более десяти человек. В ходе бала был разыгран приз на лучшую маску. Победила маска под названием «На отдых», изображавшая крестьянку на копне сена. «По распоряжению губернского комиссара 30 сентября и 1 октября 1917 г. были закрыты кинематографы» (газета «Владимирская жизнь», 1917). «Всем Уотнаробам предлагается принять самые строгие меры к тому, чтобы дети до 16 летнего возраста отнюдь не допускались к посещению не подходящих для их возраста общественных зрелищ: спектаклей, синематографических сеансов и т. п. Уполитпросветам вменяется в обязанность в афишах непременно указывать, допустимо или нет присутствие детей на данном зрелище, и в последнем случае принимать соответствующие меры, привлекая к содействию органы детской милиции. Завед. Губотнаробом Соболев. За зав. Губсоцвосом (подпись)» («Призыв», 1 октября 1921).
С 1 сентября 1923 г. Госкино, Художественный кино и Гостеатр перешли в ведение товарищества «Владимирское Книгоиздательство».
1923 год. С кино-прокатом обстоит плохо. Полневшая неразбериха; единое направляющее руководство отсутствует.
1924 год. Губполитпросвет берется за организацию кино-проката, договаривается с Москвой, открывает борьбу с частными представителями кино-проката. Первые итоги — убыток. Причина: нет средств для борьбы с частником.
«В Госкино. Нам сообщают, что в Госкино, во время демонстрации картины, на головы зрителей первых рядов с балкона сыплется скорлупа семечек. «Галерка» забавляется...» («Призыв», 10 января 1924).
«С 1-го сентября 1923 г. кинопрокат при Губполитпросвете объединил до 12 кино при рабочих клубах. Основной его задачей было снабжение их идеологически приемлемыми фильмами. За это время было пропущено около 60 программ. Кроме снабжения фильмами клубов, Губкинопрокат берет на себя инициативу по увеличению количества имеющихся киноустановок, предоставляя заказчикам кредит на несколько месяцев. В декабре 1924 г. сделана киноустановка на фабрике имени Кутузова. Предполагается в ближайшее время сделать еще три установки. В данное время выявилась нужда в передвижной ремонтной кино-мастерской. Для работы в деревне имеются две кино-передвижки. Посредством переделки аппаратов «Кок» число передвижек будет увеличено, так как имеющееся количество не может удовлетворить предъявляемого на них колоссального спроса. Состоявшееся совещание актива Губоно отметило полезность и нужность работы Губкинопроката, так как за три месяца его работы наблюдается, определенный сдвиг в сторону улучшения кино дела по губернии. Работу Губкинопроката сильно тормозит отсутствие оборотного капитала» («Призыв», 6 января 1925).
1925 год. Губполитпросвет продолжает терпеть небольшие убытки, но делая попытки продвижения кино в деревню, приобретает кино-передвижки с советским фильмом, шлет их в деревню, находящуюся далеко от станции железной дороги.
«В 1925 году, в сентябре месяце, во Владимире организуется агентство Совкино. Работа агенства Совкино с первых же месяцев работы по кино-прокату в губернии, показала положительные стороны и целесообразность дальнейшего обслуживания губернии через единый направляющий орган. Цифровые данные о работе владимирского агентства Совкино убедительно характеризуют его деятельность за 1925-1926 годы. Обороты агенства по прокату, отчасти и продаже исчисляются: Октябрь — 11.210 р. 49 коп.; ноябрь 10.255 р. 33 к.; декабрь — 17.242 р. 53 к., 1926 г.: январь — 19.890 р. 22 к.; февраль — 20,541 р. 20 к.; март — 19.898 р. 54 к.; апрель — 17.854 р. 46 к.; мой — 14.791 р. 05 к., июнь — 14.233 р. 79 к.; июль — 13.418 р. 67 к. Агентством Совкино обслуживается 89 кино-установок: 37 коммерческих кино-театров, с задачей кое-какого извлечения прибылей; 25 клубных, с культурно-просветительной целью: для обслуживания организованного рабочего зрителя; 27 передвижных установок, обслуживающих преимущественно деревенского зрителя, а в летнее время — сезонного рабочего строителя, торфяника и многих других. Для клубных кино цена установлена договором ВЦСПС с Совкино и равна 16—20 р. для Владимирской губернии. Для деревни установлена цена от 4 до 8 рублей, другими словами: цена деревенского проката равна 5/12 копейки с метра в день» («Призыв», 24 августа 1926).
«Усилиями инициативной группы при владимирском уполитпросвете организована ячейка общества «Друзей советского кино» (ОДСК). Общество это ставит себе целью в первую очередь продвижение кино в деревню, затем, обслуживание школ, изучение влияния картин на зрителя и приспособления фильм к нему. В бюро ячейки выбраны т.т. Каленов, Морякин и Бреннер. Будет вестись работа по созданию таких ячеек и в других местах, с тем, чтобы в дальнейшем организовать уездный центр общества друзей советского кино» («Призыв», 16 марта 1926).
Губкино - в 1927 г. средняя посещаемость в месяц 25000 чел. Годовой приход выражался в сумме 90000 руб., расход – 76000 руб. Остаток распределялся: 50 % на кинофикацию деревни и 50 % на восстановление местного бюджета. В 1927 году Губкино переименовывается в художественный кино театр. Находится он теперь в ведении губполитпросвета.
«Ha-днях владимирское отделение совкино переехало в новое помещение, находящееся на углу ул. III Интернационал и Б.- Перевозинской. На средства отделения, помещение заново отремонтировано и при нем оборудован большой склад, приспособленный для хранения кинокартин» («Призыв», 24 июня 1927).
«Фото-кино секции организуются на-днях при губсовете общества друзей кино. В программу занятий секции на первое время входит знакомство с фотоаппаратами и фотосъемка. Работать секция будет при Центральном клубе» («Призыв», 5 июня 1927 г.). В 1930 году в ячейке ОДСК (общества друзей советского кино) не было ни своего помещения, ни активной работы. В 1929 году был организован Владимирский межрайонный отдел кинофикации с центром - г. Владимир. По 1940 год отдел подчинялся Ивановскому тресту по кинофикации, до 1943 года - Ивановскому областному управлению кинофикации.
«Местное агентство Союзкино совместно с заинтересованными организациями приступило к подбору соответствующих кино-картин, отражающих собою борьбу за урожай и развитие сельского хозяйства. Пока отобрано 4 картины, а именно: «Баррикады» (на тему организационно-хозяйственного укрепления колхозов), «Суперфосфат» (тема — поднятие урожайности), «Ветмнимум» (тема — о болезнях животных), «Свинья» (о развитии свиноводства). Эти картины будут демонстрироваться на селе специальными кино-передвижками. Каждая передвижка обслуживается докладчиком. Демонстрирование начнется с 1 февраля» («Призыв», 28 января 1932).
«Союзкино» учитывая всю важность хлебозаготовительной кампании, наметило организовать культ-комбайн и обратилось в PCПС и заготзерно с просьбой оказать помощь. Два дня бегал представитель «Союзкино» из РСПС в заготзерно и из загатзерно в РСПС и никаких результатов. В РСПС сначала заявили — обсудим, а потом — средств нет. В заготзерно также не оказалось средств, а поэтому — «воздержимся». Так и похоронили идею о культ-комбайне. Заготовительная кампания — большая политическая кампания и требует лучшего обслуживания со стороны всех организаций. Культ-комбайн смог бы многое сделать не только в части заготовок, но и в мобилизации средств» («Призыв», 22 августа 1932).
В 1930-е годы смотрели фильмы в кинотеатре «Художественный», в клубе им. Молотова, в открытом в 1930 году. Позже киноустановки появились в Доме колхозника (ныне ул. им. Гагарина, 6), в клубах «Автоприбора», химзавода и других. 14 февраля 1932 года в клубе им. Молотова владимирцы впервые увидели «говорящее» кино. В 1934 году только за первые 6 дней фильм «Чапаев» посмотрели 12 тыс. человек. «Шесть дней идет кино-картина «Чапаев». Ежедневно за 4 сеанса проходит свыше двух тысяч зрителей. Зритель идет необычный. Художественный кинотеатр такого зрителя не видел много лет. Зритель идет организованно, в строю с оркестром. Двенадцать тысяч зрителей смотрели «Чапаева». В оставшиеся три дня (картина пойдет до 10 декабря, включительно) эту картину увидит еще 6 тысяч. Зрители в восторге от картины. Кино-картина «Чапаев» действительно хороша. Она правдиво передает героику борьбы пролетариата и крестьянства с белогвардейскими бандами в годы гражданской войны» («Призыв», 8 декабря 1934). В кинотеатре «Художественный» в 1938 году побывало 570120 зрителей (в среднем за год каждый горожанин 10 раз посетил кинотеатр). В фойе кинотеатра играл симфонический ансамбль под управлением С.И. Левкоева, позднее джаз-оркестры под управлением Ваганова и Левкоева (организован в мае 1938 года).
«29 января по Владимирскому району закончился третий областной колхозный кинофестиваль. За 12 дней охвачены основные населенные пункты района. Участниками фестиваля были лучшие люди села — стахановцы и ударники колхозов. Были показаны замечательный кинофильм «Яков Свердлов» и картина «Семнадцатилетние». Их просмотрели 1.526 участников фестиваля и 1.386 детей. Выделенными райкомом партии товарищами проведена большая организационная и политико-массовая работа. Почти во всех пунктах были сделаны доклады на тему: «Партия большевиков — вдохновитель и организатор побед социализма», насыщенные материалами о подготовке нашей страны к XVIII Всесоюзной партийной конференции и увязанные с фильмом «Яков Свердлов». Большим положительным моментом фестиваля необходимо считать оживление клубной и политико-просветительной работы на местах. Помещения клубов и изб-читален были украшены плакатами, лозунгами, чисто вымыты и натоплены. Выступала школьная самодеятельность и духовые оркестры (Добрынское, Суходол, Улыбышево). Колхозники из ближайших селений организованно приезжали и приходили на просмотр картин. Создавалось праздничное настроение. Картины оставили у зрителей незабываемое впечатление. Бригада Владимирского отдела кинофикации, в составе киномеханика А. Киселева и шофера-моториста В. Анисимова, проводившая фестиваль по нашему району, выезжает в Суздальский район. Бригада взяла обязательство провести там кинофестиваль так же хорошо, как и у нас. Начальник отдела кинофикации М. Трубачеев» («Призыв», 2 февраля 1941).
«Киномеханики-отличники Владимирского отдела кинофикации, выполняя свои социалистические обязательства, к дню открытия XVIII Всесоюзной партийной конференции перевыполнили двухмесячное задание. В частности, тов. Белова выполнила двухмесячное задание на 123 проц., т. Семушкина — на 121 проц., т. Курусов — на 114 проц., т. Жижин — на 111 проц., т. Воробьева — на 102 проц., киномеханик Киселев и шофер Анисимов — на 130 проц. Начальник отдела кинофикации М. Трубачеев» («Призыв», 19 февраля 1941).
«Первые 127 картин Организованная при гороно межрайонная школьная фильмотека 21 апреля получила первые 127 кинокартин - главным образом по географии и другим предметам. В числе полученных картин, например, есть «Тайга», «Тундра», «Средний Урал», «Отчего бывает смена дня и ночи» и т. д. Фильмотека будет обслуживать школы нескольких районов: Владимирского, Ковровского, Гусь-Хрустального, Суздальского и т. д. Фильмы будут демонстрироваться на уроках» («Призыв», 23 апреля 1941).
Областная контора Главкино. Адрес: Б. Московская, 15 (1945 г.).
«Новые кадры киномехаников. Восемь девушек и четырнадцать юношей из нашей области окончили краткосрочные курсы киномехаников в городе Загорске (Московская обл.). Все они направлены на работу в районы, где есть опытные киномеханики. Так, Н. Козлов совершенствует свою квалификацию в Вязниковском кинотеатре под руководством М. Грачева, награжденного правительством медалью «За трудовое отличие». Вновь послано на учебу 15 человек» («Призыв», 1945).
«Комитет рассмотрел результаты проверки финансово-хозяйственной деятельности Владимирского ремонтно-производственного комбината областного управления кинофикации, где также вскрыты крупные недостатки. Директор предприятия И.А. Окуньков завышал расценки за выполненные работы, незаконно выплачивал командировочные. Дело дошло до того, что он сам себе начислял премию. В частичное возмещение причиненного государству ущерба на И.А. Окунькова произведен денежный начет в размере месячного оклада. За допущенную бесконтрольность, незаконную выплату денег ряду работников аппарата управления кинофикации начальнику правления Н.Т. Мамонову объявлен строгий выговор, а на его заместителя Н.А. Шмелева произведен денежный начет» («Призыв», 3 июня 1970).
Бывший к-р «Художественный», ул. Б. Московская, д. 13
Владимирский областной театр кукол. Улица Гагарина, д. 7
3 сентября 1917 г. в здании Народного дома (Ул. Гагарина, д. 7) открыли Кинотеатр «Гигант». «В Народном доме открыт кинематограф, который посещается публикой довольно охотно. В первые дни революции в этом доме кипела идейная борьба, а теперь … «оперетта»! Как все стало походить на дореволюционное время. «Гражданин» снова обрядился в костюм «обывателя» (газета «Владимирская жизнь», 1917). Однако просуществовал «Гигант» лишь несколько месяцев. «Вчера театры «Ампир» и «Модерн», принадлежащие Шмырову, Яхонтову, Волковой и г-же Фридляндер, были заняты вооруженными патрулями и объявлены со всем инвентарем и машинами собственностью совета рабочих и солдатских депутатов. Старые владельцы все имущество сдают «новым» по описи. Это 1-й случай в России захват кинематографов большевиками. Существует постановление Всероссийского Союза кинематографов, в случае захвата хоть одного кинематографа большевиками – «ни один кинематограф не получит ни одного метра ленты» («Владимирская жизнь», 23 декабря 1917).
Кинотеатр «Мир»
Строительство кинотеатра «Мир». 1957 г. Фото: Мандров Петр Маркович (?)
Кинотеатр «Мир». 1958 год. Автор фото Волков Н.В.
Кинотеатр «Мир» построен в 1958 г. по типовому проекту в стиле советского неоклассицизма. Центральную часть фасада украшают колонны коринфского ордера, скульптурные рельефы.
Кинотеатр «Мир». 1958 г. Фото: Волков Аркадий Константинович
Двухзальный кинотеатр «Мир». 1966 год. Источник: Софронов Н. и др. Владимир и Суздаль. Фотоальбом. М., 1967.
Кинотеатр "Мир". Апрель 1978 г. Фото: Немыгин Юрий Иванович
Бывший кинотеатр «Мир» Улица Б. Нижегородская, д. 19
Кинотеатр «Мир» был открыт в 1958 году и стал тогда третьим по счету кинотеатром во Владимире. И поэтому очень популярным. Построен по типовому проекту в стиле советского неоклассицизма. Тем не менее, это до сих пор одно из самых красивых зданий на улице Большой Нижегородской (в советское время — улица Фрунзе). Кинотеатр играл роль ориентира для окружающего микрорайона, и пока не забыт в этом качестве. Название не блещет оригинальностью. В редком городе СССР не было кинотеатра «Мир» периода 50-х-60-х годов. И, как в целом ряде других городов, классический во всех смыслах владимирский кинотеатр «Мир» не выжил в рыночную эпоху, просуществовав чуть более 50 лет. В нем были два соразмерных зрительных зала «Красный» и «Голубой», где стены и кресла были соответствующего цвета. «Художественный» и «Мир» все годы соперничали друг с другом. Первый выигрывал расположением в центре города, второй - эстрадой, на которой выступали известные в городе артисты, и буфетом на возвышении. Можно было и мороженое съесть, и выступление посмотреть.
В сквере рядом с кинотеатром «Мир» на месте дома семьи Танеевых стоял бюст композитора С.И. Танеева, позже перенесенный к филармонии. В 1990-е годы кинотеатр обзавелся видеотехникой, и тем не менее закрылся на рубеже тысячелетий. Специалисты по кинопрокату говорят, что залы таких кинотеатров слишком малы для современных требований, а перестройка невозможна или очень уж дорога. Но старожилы до сих пор называют это здание кинотеатром «Мир». 20 марта 2003 года Владимирский городской Совет народных депутатов принял решение переименовать остановку общественного транспорта «Кинотеатр «Мир» в остановку «Детская гимнастическая школа им. Толкачева Н.Г.». Так городская власть признала факт,что кинотеатра «Мир» не стало. К этому моменту помещения в нем уже вовсю сдавались в аренду.
Креатив периода новой России воплотился в скульптурах сидящих львов, покрашенных золотянкой, которые установлены несколько лет назад перед зданием бывшего кинотеатра ближе к тротуару.
Исторически «Факел» многое роднит с кинотеатром «Буревестник». Здания обоих этих кинотеатров были построены в середине 60-х годов по типовому проекту: бетонная «коробка» с застекленным холлом спереди, один большой зрительный зал. Он отличался от «Буревестника» лишь лучшей отделкой зала и наружных стен здания. «Факел» наряду с кафе «Новинка» и магазином «Черёмушки» стал одним из символов владимирских «Черёмушек». Вслед за московскими «Черёмушками», экспериментальным районом, застроенном пятиэтажными крупноблочными и панельными жилыми домами, не только в городах, но и в небольших посёлках, как только появлялись такие же дома, район получал неофициальное (или официальное) название «Черёмушки».
В 1967-1968 годы по проспекту прокладывают линии троллейбусов №8, 9, 10. И у кинотеатра появляется именная остановка общественного транспорта (сейчас остановка называется «Марьинка»). Название - весьма распространенное в советское время для кинотеатров. «Факелы» были и остаются во многих городах. Среди зрителей владимирского «Факела» всегда было много студентов по причине близкого расположения политехнического и педагогического институтов и их общежитий. Убыточный кинотеатр старого советского типа в 90-е годы пошел под уклон. Кинотеатр «Факел» ждала та же судьба, что и «Буревестника»: или коренная реконструкция, или закрытие. Из-за близости кинотеатра к педагогическому и политехническому институтам было принято решение о переформатировании театра в Центр досуга студентов (ЦДС) «Факел». 30 июня 1998 года состоялось решение городского Совета «О ликвидации муниципального предприятия «Кинотеатр «Факел». К тому времени кинотеатр уже переформатировался в Центр досуга студентов (ЦДС) «Факел». В том решении горсовета есть интересный абзац: «Обратить внимание администрации города на неполное выполнение п.2.1 Соглашения между МП «Факел», ООО ЦДС «Факел» и администрацией города от 7.05.97 г. в части обеспечения возможности кинопоказа после реконструкции кинотеатра». Кинопоказ так и не был обеспечен. После реконструкции кинотеатра внутри появились танцпол, сцена и другое оборудование для развлекательного клуба. Кроме дискотек с приглашением «звезд» разной величины, в ЦДС «Факел» проходили различные студенческие конкурсы и церемонии. Например, в 2005 году прошел первый конкурс «Мистер Интернешнл» для студентов из зарубежных стран, которые выиграл племянник гвинейского посла Камара Наби, учившийся в ВлГУ. Вскоре началась череда смены названий и стилей заведения в бывшем кинотеатре. Сначала вместо ЦДС «Факел» возник клуб «Примус». В 2007 году он превратился в «гламурное заведение» клуб «Бархат». Здание было отделано в черных тонах с белыми виньетками. В СМИ сообщалось, что этот клуб не собирается больше ориентироваться на молодежную студенческую тусовку и рассчитан на «солидную денежную публику». В 2010 году черно-белый «Бархат» тоже перестал устраивать владельцев. Появился «ночной театр «Небеса», а фасад здания «оделся» в бело-голубые тона. Вскоре в клубе случился пожар (к счастью, без жертв), который дал повод владимирским СМИ вдоволь обыграть символику «горящих небес». В ноябре 2010 года суд вынес решение о временном приостановлении деятельности «Небес». В апреле 2012 года они окончательно прекратили существование. В январе 2013 года во Владимире прошел областной конкурс архитектурных проектов. Его победительницей стала Ирина Михейкина, которая разработала проект реконструкции бывшего кинотеатра и ЦДС «Факел» в офисный центр. Тем временем, и здание, и остановку общественного транспорта, и весь окружающий микрорайон горожане продолжали называть «Факелом». От «Факела» осталось лишь название остановки общественного транспорта, которую переименовали в остановку «Марьинка».
*****
Кинотеатр «Кругозор»
Кинотеатр «Кругозор». Ул. Б. Московская, д. 38
В 1985 году в этом здании открывается кинотеатр «Кругозор». См. Кинотеатр «Кругозор».
В 2006 г. был закрыт кинотеатр «Русь» и ночной клуб "Ультра".
Развлекательный комплекс города Владимира «Руськино» открыл свои двери после реконструкции в 2007 году.
В обновленном киноцентре есть два современных зрительных зала:
- большой (красный) зал, рассчитанный на 554 мест;
- малый (синий) зал на 160 посетителей.
Большой зал заведения стал самым вместительным во Владимирской области – он позволяет проводить концерты. В проекте развития комплекса предполагается пристройка еще двух кинозалов. Расписание сеансов кинотеатра «Руськино» во Владимире можно узнать на официальном сайте заведения.
В воскресенье, 9 сентября 1951 г. был открыт кинотеатр «Буревестник» согласно решению исполкома Владимирского городского Совета депутатов трудящихся № 505 от 18.04.1951 г. Кинотеатр был открыт в здании бывшей Казанской церкви.
См. Кинокомплекс Киномакс «Буревестник».
Социальный кинотеатр «Милосердие и порядок»
Адрес: г. Владимир, ул. Добросельская, д. 2г
Социальный кинотеатр во Владимире открылся 1 июня 2011 года.
Показы проводятся в кинозале Владимирской Областной Патриотической Общественной Организации «Милосердие и Порядок». Кинотеатр рассчитан на 270 мест, 12 мест в первом ряду предназначены для людей на инвалидных колясках. Кинозал оснащен киноконцертным оборудованием последнего поколения, в помещении установлены современные системы вентиляции и кондиционирования. Вход – бесплатный для всех! В репертуаре - фильмы для семейной аудитории, представителей старшего поколения, детей. Это и отечественное кино, на котором выросло не одно поколение россиян, и современные картины, и лучшие образцы мирового кинематографа. А также авторское и фестивальное кино. Тщательно прорабатывается и афиша для школьников. В кинозале по заявкам педагогов будут показываться развивающие фильмы и картины, снятые по произведения классической литературы. Сайт кинотеатра.
*****
Кино - аттракцион 5D. Адрес: ул. Нижняя Дуброва, д. 30а
Часы работы: ежедневно, 09:00-20:00
XD кино. Адрес: Суздальский проспект, д. 28
Владимирский киноклуб «Политехник»
В ноябре 1988 г. был организован киноклуб "Политехник". Киноклуб «Политехник» собирает своих зрителей по вечерам каждый вторник в главном корпусе Владимирского государственного университета по адресу: ул. Горького, д. 87, 2 этаж
* * *
«КИНОКЛУБ ЕДЕТ НА ФЕСТИВАЛЬ Завершился очередной сезон работы городского клуба любителей искусства кино, отпраздновавшего свое шестнадцатилетие. Первыми из владимирцев члены «ЛИКа» познакомились с новыми яркими произведениями советского киноискусства — «Покаянием» Тенгиза Абуладзе, «Левшой» Сергея Овчарова, лентой «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова. Так получилось на этот раз, что значительная часть времени была отдана документальному кино. Свой фильм «Соло трубы» привез владимирцам известный кинодокументалист Лев Рошаль, а беседа с ним была тем более интересной, что до этого члены «ЛИКа» познакомились с другим его произведением — «Пирамидой». Четыре документальные ленты молодого режиссера Александра Сокурова («Соната для Гитлера», «Салют», «Элегия», «Терпенье и труд») члены клуба посмотрели благодаря приезду киноведа из Москвы Ирины Николаевны Гращенковой, частого нашего гостя. Она помогла разобраться в этих фильмах, очень разных по форме, по стилистике повествования, но схожих по силе эмоционального воздействия на аудиторию. Перестройка, проходящая сейчас в нашем кино, затронула и отношение к киноклубам. Идет речь о создании Всесоюзного общества друзей кино, в которое будет входить и федерация киноклубов. Роль объединений тех, кто любит кино, в деле пропаганды подлинных произведений киноискусства переоценить трудно. Не случайно на проходящем сейчас XV Московском международном кинофестивале киноклубам страны выделен специальный кинотеатр. Среди тысячи счастливчиков, получивших абонементы в «Горизонт», свыше двадцати владимирцев - членов совета и активистов «ЛИКа». Впервые на кинофестивале будет открыт Всесоюзный дискуссионный клуб, а специальное клубное жюри, в состав которого войдут около ста представителей киноклубов Советского Союза, будет оценивать конкурсную программу фестиваля. В. ЕВСЕЕВ» («Призыв», 17 июля 1987).
Особым вниманием у владимирских зрителей пользовались фильмы, которые снимались во Владимире. Их не менее 25 (трудно вспомнить все).
Среди всех выделяется фильм «Прошу слова» (1975 года) Глеба Панфилова. Он, можно сказать, от первого до предпоследнего эпизода снят в городе Владимире. Последний, самый короткий эпизод снят в Москве: главная героиня фильма градоначальница Елизавета Уварова (артистка Инна Чурикова) в зале Верховного Совета СССР поднимает руку - «Прошу слова». Понятно, что в каждом фильме, даже в этом, город Владимир приобретал особую, параллельную реальную жизнь. Художественное полотно кинокартины - абсолютно условно, там нет времени и пространства в традиционном понимании. Пространство реального Владимира ломается и, соединяясь по-новому, формирует иную действительность города, адекватную замыслу режиссера. Например, когда Елизавета Уварова едет инспектировать объект, её служебный автомобиль движется по улице Дворянской в сторону Студеной горы и плавно, никуда не сворачивая, продолжает движение вниз по Большой Нижегородской, где останавливается у памятника Фрунзе. В реальности такое невозможно.
Уварова мечтает построить мост, который соединил бы два берега реки и послужил бы началом возведения заречного спального района, в котором нет промышленных объектов. Героиня демонстрирует свой замысел, исходя из географических реалий настоящего Владимира. Вот только существующего через Клязьму моста в том городе нет. Автомобиль «Скорая помощь» на полной скорости едет со стороны Дмитриевского собора к Рождественскому монастырю и скрывается за стеной монастыря, эффектно, но автомобильной дороги вдоль стены нет.
Градоначальница находится около пятиэтажной новостройки, которая дала большую трещину, дом может рухнуть. На верхнем этаже празднуется свадьба. Уварова принимает решение срочно вывести людей из здания, но делает это не с помощью милиции, как предлагают другие чиновники, а деликатно и с хитростью: поздравляет молодожёнов и дарит им от имени города новую квартиру, гости тут же едут её смотреть. На этих кадрах запечатлена улица Егорова начала семидесятых, а треснувшая пятиэтажка - это дом № 1. Дом, в котором живёт градоначальница - это дом на проспекте Ленина.
Улица Летне-Перевозинская, д. 5
Кроме сломанного пространства меняется значение объектов города, например, в кинематографическом Владимире есть дом, в котором была убита семья последнего императора России (фильм «Цареубийца», 1991 год) Карена Шахназарова. Дом Ипатьевых в Екатеринбурге, в котором был расстрелян Николай Второй с семьёй и прислугой, не сохранился. И во Владимире нашли похожий дом. Это один из самых красивых жилых домов в городе - незаурядный образец особняка, построенного на рубеже ХІХ-ХХ веков в стиле модерн (улица
Летнеперевозинская, 5). В настоящее время - Центр усыновления и опеки. Главные роли в фильме исполнили Олег Янковский и английский актёр Малкольм Макдауэл.
Конечно, в фильмах, создававшихся в атмосфере нашего городе, в основном нет привязки к Владимиру как таковому, режиссёры подразумевают иные города, места, но роль самого Владимира от этого меньше не становится.
Фильм Валерия Чикова «Про Бизнесмена Фому» (1993 год) вызвал особый интерес у чиновников областной администрации. В деревню Крутая Осыпь приезжает глава области товарищ Басурманов (артист Александр Линьков). В фильме он (случайно, или намеренно) удивительно похож на губернатора Владимирской области тех лет Юрия Власова. Его водитель останавливается в поле для замены колеса, а работавший неподалёку на тракторе Фома просит ожидающего починки Басурманова помочь прицепить телегу. В итоге из-за незнания технической терминологии Басурманов ломает палец (вместо металлического пальца-шкворня он вставил в дышло телеги собственный указательный палец). По настоянию председателя колхоза Фома (артист Михаил Евдокимов) с гостинцами едет в город извиняться перед губернатором. Но в здание администрации (в фильме «белый дом» во Владимире») не так-то легко попасть. Фома подходит к водителю «белого дома», и тот за гостинцы проводит Фому в здание и подсказывает, как попасть к губернатору. Тот очень часто ходит в туалет «по маленькому», там его и можно застать. Этот эпизод снят в туалете «белого дома». Из окон «белого дома» виден Владимир.
Один из эпизодов снят на Театральной площади. Там в маленькой роли можно увидеть генерального директора Владимиро-Суздальского музея - заповедника Светлану Мельникову, которая в то время работала экскурсоводом и, таким образом, сыграла сама себя.
Рассказывает Евгений Локтионов:
«Сестра Валерия Чикова Татьяна Чикова была моей коллегой по работе в институте «РосНИИземпроект» («Росгипрозем»). Её можно увидеть в известном клипе Валерия Чикова, где Лариса Долина поёт песню «Главней всего погода в доме». Валерий Чиков приезжал к ней в гости, и я встречался с этим интересным режиссёром, снявшим более 20 фильмов, в том числе такие фильмы с Михаилом Евдокимовым в главной роли, как «Не валяй дурака», «Не послать ли нам гонца». Улица Георгиевская привлекала нескольких режиссёров. В фильме «Женитьба Бальзаминова» небольшой эпизод снимался на улице Георгиевской возле «Старой аптеки». А готовили улицу к съёмке недели две. Улицу Георгиевскую можно увидеть и в остросюжетном фильме «Вызов» (2006 год). В фильме это улица небольшого города Озёрска, в котором совершаются ритуальные убийства.
Здесь снимался эпизод из фильма Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву» (1982 год) с Олегом Янковским, где он ждёт свою любовницу, а приезжает жена, а потом и любовница. Ещё один эпизод с Янковским снимался на Большой Московской улице напротив Рождественского монастыря, где артист симулировал перед Алисой сердечный приступ.
В фильме «Приход Луны» Юрия Шмырёва (1988 год) о любви молодой спортсменки и молодого учителя пения из её школы тоже можно увидеть Георгиевскую улицу, Георгиевскую церковь, а также смотровую площадку музея «Старый Владимир» и железнодорожный вокзал. Главную роль сыграла непрофессиональная актриса, 21-летняя студентка биолого-химического факультета Владимирского педагогического института имени П. Лебедева-Полянского. Оксана Ефимова занималась в школе олимпийского резерва, выполнила норматив кандидата в мастера спорта по художественной гимнастике.
В нескольких фильмах можно увидеть Соборную площадь и её окрестности. В фильме «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского (1966 год) Успенский собор является центральным элементом новеллы «Набег». В частности здесь снимался пожар Успенского собора. Пожар имитировали дымовые шашки.
На Соборной площади и в других точках города также снимали сцены сериала «Школа» (2010 год) режиссера Валерии Гай Германики. Здесь город Владимир изображает... город Владимир: школьники едут на экскурсию во Владимир и Суздаль, смотрят Золотые ворота, Успенский Собор, другие достопримечательности. Класс останавливается на ночь в гостинице «Владимир». Поздно вечером ребята идут гулять, заваливаются в один ночной клуб, и там происходит драка. (Сцены в клубе и драка снимались в Москве). Кроме артистов в массовке снялись многие владимирцы. Вспоминается аншлаг, установленный на Театральной площади, где и указывалась дата съёмки фильма, и желающие приглашались для съёмки в массовке.
Во Владимире снимались многие натурные съёмки сериала «Эксперты» (2007 год), сценарий которого написан по книгам владимирского судмедэксперта и писателя Марка Фурмана. Каждая серия - отдельный детектив. В частности, в фильм попало здание областного УВД.
У дома-музея Столетовых, снимались кадры исторического сериала с элементами мистики «Господа-товарищи» (2014 год). Самой необычной съёмочной площадкой была владимирская психбольница, где по сценарию одной из серий разворачивается основное действие. В фильме одного из сумасшедших обитателей лечебницы сыграл сам режиссер. Атмосферу провинциального городка воссоздавали в Суздале и во Владимире на улице Володарского. Один из домов превратили в отдел милиции начала 20-х годов ХХ века. Главную роль исполнял Александр Домогаров. Рассказывают, что он не любил «зрителей», окружавших съёмочную площадку.
Исторический фильм Натальи Тарадиной с рабочим названием «Магдалина», о поисках священного Грааля, вышел под названием «Грааль Магдалены Егоровой» (2017 год). Его снимали в нескольких городах области: Юрьев-Польском, Владимире, Суздале, Коврове. Главную роль в нём сыграла молодая, но уже хорошо известная актриса Анна Андрусенко. Она снималась более чем в 15 фильмах, в том числе в таких известных молодёжи, как «Закрытая школа», «Универ», «Мажор» и др. Из артистов советских времён в фильме снимался Виктор Проскурин.
В фильме «И снова утро» Геннадия Казанского (1961 год) рассказывается о мужестве и благородной деятельности советских врачей. Главный герой - врач, профессор (артист Владимир Самойлов), который, спасая жизнь ребенку, остался без ног. Натурные съёмки фильма снимались во Владимире у железнодорожного вокзала (ещё старого), на улице Подбельского, в парке Пушкина, и в других местах города.
В фильме «Успех» Константина Худякова (1984 год) молодой режиссёр (Леонид Филатов) покидает столицу, чтобы на сцене периферийного театра поставить «Чайку». В фильме можно увидеть самых известных советских актёров: Леонида Филатова, Алису Фрейндлих, Александра Збруева, Льва Дурова, Ларису Удовиченко, Анатолия Ромашина, Вацлава Дворжецкого и других. Мало в каком фильме собран такой букет из выдающихся советских актёров. В фильме можно увидеть номер гостиницы «Заря» и вид из окна гостиницы на город, и героев фильма, гуляющих у Дмитриевского собора.
В Фильме Игоря Добролюбова «Иван Макарович» (1968 год) действие происходит в годы Великой Отечественной войны на Урале. Главный герой фильма - мальчик-сирота Иван, на плечи которого с 13 лет легла забота о бабушке и сестре. Фоном, на котором развиваются события, явились цеха Владимирского тракторного завода. Ветераны завода узнают родные цеха и помнят съёмку. В фильме было задействовано очень много актёров. Главную роль в картине сыграл юный актёр Виктор Махонин.
Короткометражный фильм «Встреча» Глеба Панфилова полностью снят во Владимире по одноимённому рассказу Валентина Распутина. В главных ролях Станислав Любшин и Нина Русланова. В 1980 году картина завоевала Гран-при на Международном фестивале короткометражных фильмов во французском Лилле.
Фильм «На Муромской дорожке» Фёдора Петрухина (1993 год) рассказывает об истории любви китайского купца Чжоу и русской девушки Ольги, встретившихся и обвенчавшихся в Москве в годы НЭПа. Многие натурные съёмки проводились во Владимире и Суздале. Кадр венчания молодых снимали возле Успенского собора во Владимире. Роль китайского купца Чжоу сыграл узбекский актёр Сейдулла Молдаханов, роль русской девушки Ольги - литовская актриса Юрга Кураускайте и Анна Каменева. В Фильме снималось много известных советских артистов: Аристарх Ливанов, Елена Кондулайнен, Борис Новиков, Сергей Макаров, Лариса Малеванная и др.
Ещё чаще Владимир можно было увидеть в киножурналах, которые в советское время очень часто показывали перед художественными фильмами. Закончился киножурнал, в зале на минуту загорался неполный свет, опоздавшие зрители занимали свои места, и начиналась демонстрация художественного фильма. Эти журналы нам, в душе краеведам с детства, запомнились лучше, чем многие художественные фильмы. Такая гордость за город.
На экране гимнаст Андрей Адрианов и его первая победа на Олимпийских играх! Мы ещё не знаем, сколько побед ждёт его впереди! А вот гимнаст Юрий Королёв и наша сборная вновь вернула себе титул сильнейшей команды мира. На экране картингисты из Владимирского ПТУ № 6, дважды чемпионы СССР. Вот наш Александр Капралов, чемпион мира по вертолётному спорту.
Художник и конструктор кукол Владимирского областного театра кукол Борис Толстых. Его руками изготовлено 500 кукол!
Хирург Геннадий Караулов, ученик известного профессора Елизарова. Его «аппарат Караулова» незаменим при многих сложных переломах. К нему и его коллегам во Владимир ежегодно приезжало более тысячи детей с врождёнными и приобретёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата со всех уголков страны: Киева, Владивостока, Душанбе, Ленинграда... Прошли десятилетия, а эти люди помнят город Владимир, доктора Караулова.
Хирурги детской больницы скорой помощи Андрей Яскорский и Антонина Руфицкая делают сложнейшие операции, с которыми раньше детей отправляли в Москву.
Рассказ о городах-побратимах города Владимира. Сегодня их предпочитают называть городами - партнёрами.
Милицейская эстафета по улицам и площадям города собрала тысячи зрителей.
Вот встреча с художником Кимом Бритовым, рассказ о скульпторе Викторе Саврасове и его работах, Рассказ о художнике Владимире Юкине, рассказ о художнике Василии Волкове, рассказ о художнике Викторе Смирнове, встреча с художником Валерием Кокуриным, рассказ о живописцах-братьях Телегиных.
Бронебойщик, Герой Советского Союза Павел Семёнович Маштаков. Среди множества песен о суровых годах Великой Отечественной войны «Оратория о героях композитора Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина. Одна из песен оратории называется «Бронебойщик Маштаков»:
От Днепра, реки родимой До Балтийских берегов Шёл никем непобедимый Бронебойщик Моштаков...
Кузнец Юрий Бородин. Более 40 лет назад мы узнали о нём из киножурнала, а сегодня одна из достопримечательностей города - кузница Бородиных известна многим владимирцам и гостям города.
Неожиданно на экране мы видим пианино «Владимир», изготовленное на Владимирской фабрике музыкальных инструментов и аттестованное по первой категории качества. Оно экспортировалось в Италию, Испанию, Норвегию, а нас распирала гордость за любимый Владимир, за страну.
Рассказ о Владимирских художниках-мастерах по дереву, разрабатывающих свой стиль деревянной посуды.
Испытания нового трактора Т-25 просто завораживают.
Рассказ о Герое Социалистического труда, маляре Викторе Саврасове и его бригаде. Их работа - последний штрих перед сдачей объекта. Мы можем держать в руках любой инструмент, сами строим, делаем ремонт дома и на даче и знаем, что штукатурные и малярные работы требуют особого умения.
Встреча с писателем Эдуардом Зориным и его книгами «Большое гнездо», «Обагрённая Русь». Рассказ о поэте Алексее Шлыгине, про стихи которого Агния Барто сказала: «Такие они улыбчатые, светлые, умные, читаешь и на душе становится радостно».
Рассказ о строительстве Владимирской бройлерной фабрики «Центральная».
Когда он приехал на Ленинградскую студию, ему предложили на выбор одну из 16 областей, в которых студия снимала документальные фильмы серий «Наш край» и «Панорама», которые демонстрировались в кинотеатрах конкретных областей страны перед художественными фильмами. Он выбрал Владимирскую область и приезжал сюда много раз.
В 1993 году новое руководство страны решило, что хроника уже никому не нужна, нужны американские фильмы. И старейшую студию страны в короткий срок закрыли. Последний фильм, который В.И. Ишутин снял о Владимирском крае в 1993 году, назывался «Старая мельница в Порецком», в котором рассказывалось о старинной мельнице, стоявшей на Нерли у села Порецкого. С 1963 года она стала электрической и работала до 1971 года. И вот председатель колхоза решил её восстановить. И нашлись и энтузиасты, которые захотели её восстановить. Героем фильма стал житель села Вячеслав Леонидович Тимофеев - можно сказать, потомственный мельник. На мельнице работал его отец, потом - старший брат. И вот он.
«В месяц до 100 тонн зерна смолоть можно», - рассказывал с экрана Вячеслав Леонидович, - вокруг мельницы была жизнь. Сейчас опять народ пошёл. И сами кушаем хлеб Порецкого - 15 рублей буханка. Хлеб - просто объеденье».
Закрытие студии стало трагедией и болью не только для кинооператоров, но и для нас - десятков миллионов их зрителей.
Рассказывает Евгений Локтионов: «Владимир Иванович приехал в июньские дни 2003 года, когда мы отмечали 225 лет создания Владимирской губернии. Одно из торжеств состоялось в возрождённом в очередной раз после долгой реконструкции кинотеатре документального кино «Кругозор» (так его назвали в тот год). В.И. Ишутин привёз на открытие свой новый документальный фильм «Исток» о нашем крае. В том же году он издал очень хорошую книгу «Нетленное кинокадров серебро». В ней подробный рассказ (полный текст и фотографии) о более чем ста фильмах, демонстрировавшихся на экранах кинотеатров, и более 50 рассказов о наших знаменитых земляках, о которых Владимир Ишутин собирался снять фильмы».
Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии Постановления об устройстве и содержании театров-кинематографов. 1911 г. Театры города Владимира ДК, концертные залы города Владимира. Библиотеки города Владимира Музеи Владимирской области. Храмы, монастыри города Владимира. Памятники, мемориалы города Владимира
Здравствуйте! Вы опубликовали письмо А. Ф. Шмырова к жене. А. Ф. Шмыров был братом моего прапрадеда, поэтому мне очень интересно откуда эти сведения. Буду благодарна за любую информацию. Спасибо