Главная
Регистрация
Вход
Среда
20.06.2018
08:41
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 476

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [898]
Суздаль [303]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [224]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [113]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [94]
Вязники [178]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [75]
Александров [154]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [38]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Общества трезвости во Владимирской губернии. Народный дом в гор. Владимире

Общества трезвости

«Селения Монаковской волости Муромского уезда: Пертово, Мартюшиха, Монаково, Александрово, Базарово и Болотниково составили приговоры о прекращении пьянства. Приговоры эти представлены Монаковским волостным правлением местному мировому посреднику. Крестьянские общества упомянутых селений положили: во избежание разорения, с того, кто только напьется пьян, за каждый раз взыскивать штраф по одному рублю в пользу мирских сумм, а с 1874 г. вовсе не дозволять открывать питейных домов, и в необходимых случаях, в виду невозможности исправления штрафом, виновных наказывать розгами» (Владимирские Епархиальные ведомости. 1873 г.).
«Крестьяне 2-го мирового участка Захаровской волости, Меленковского уезда, двух деревень — Пошатовой и Анфимовой — составили приговор о прекращении чрезмерного употребления крепких напитков, обязываясь не распивать их вовсе в питейных домах. Пошатовское сельское общество первое поняло весь вред от поголовного пьянства, и приняло меры к его уменьшению. Нельзя не пожелать, чтобы этот благотворный пример вызвал в среде крестьянских обществ подражателей, по примеру Калужской губернии и в особенности Пензенской, в коей составлено уже более 600 приговоров об уменьшении кабаков и других мест продажи вина, и водок, и вообще против неумеренного употребления их в настоящее время» (Владимирские епархиальные ведомости. Неофициальная часть № 16 (15 августа 1873 года).

Всем известны гибельные последствия пьянства. Злоупотребление вином губит человека, пробуждает в нем худые влечения, доводит до нищеты и преступления.
Подверженный несчастному недугу не только гибнет сам, он и семью пускает по миру и передает своему потомству ту же порочную наклонность. Поэтому понятно, что правительство и общество стараются всеми силами бороться с этим страшным общественным злом. К несчастью, это зло коренится глубоко: его причины – бедность и невежество. Поэтому для успешной борьбы с пьянством необходимо улучшить материальные условия жизни, распространить широко в народной массе просвещение, создать возможность и стремление к разумным развлечениям. На этом пути борьбы с пьянством необходимы громадные соединенные усилия и правительства, и частных лиц.
Ввиду сказанного, нельзя не приветствовать быстрое распространение за последнее время, так называемых, обществ трезвости, которые имеют благую цель соединенными силами частных лиц способствовать искоренению и ослаблению пьянства. Для достижения указанной цели общества трезвости и словом, и делом распространяют в народной массе понятия о пользу трезвой и трудовой жизни. С этой целью общества открывают чайные и дешевые столовые, народные библиотеки и читальни, устраивают публичные народные чтения (см. Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии), книжные склады, разумные народные развлечения, воскресные школы, организуют материальную помощь нуждающимся, конторы для приискания занятий, лечебницы для алкоголиков, издают полезные книги и т.п.
Полезное значение всех этих учреждений, устраиваемых обществами трезвости, очевидно для всякого не предубежденного человека. За границей уже давно и в широких размерах действуют на этом пути общества частных лиц. в Англии, например, для борьбы с пьянством и невежеством, для пробуждения в народе духовных стремлений, для приобщения низших классов к приобретениям культуры и цивилизации, на частные средства воздвигают «народные дворцы», устраивают для рабочего люда университетские лекции и просветительные учреждения в самых мрачных притонах темного люда.
За недостатком средств и сил наши общества, к сожалению, не могут рассчитывать на столь широкую деятельность. Им по необходимости приходится довольствоваться очень малым. Обыкновенно, общество трезвости начинает свою деятельность с устройства чайной. Чайная, доставляя за умеренную плату невинный напиток, отвлекает рабочий люд от питейных домов и кабаков, этих рассадников безнравственности и разрушителей здоровья, и служит для простого народа учителем порядка и дисциплины. При чайной в скором времени возникает народная библиотека и читальня, которая служит проводником полезных знаний. Таковы обыкновенно первые шаги обществ трезвости на пути к осуществлению своей деятельности. Около чайной в начале и ютится кружек трезвенников. Здесь он постепенно разрастается и сплачивается. Понемногу у общества накапливаются материальные средства, которые дают возможность перейти к осуществлению дальнейшей деятельности.

20 июля 1890 г. открыто общество трезвости в приходе погоста Инивеже Шуйского уезда. В декабре 1890 г. были открыты общества трезвости в приходах – села Глядкова и села Огренева Суздальского уезда, и в приходе села Тейкова Шуйского уезда.
В селе Глядкове священник уже несколько раз говорил прихожанам церковные поучения о гибельных последствиях пьянства, стараясь расположить их к открытию общества трезвости. Наступало 17-е октября, и священник ни преминул воспользоваться этим случаем. Вот что, между прочим, говорил он в своем поучении к прихожанам: «Не раз вы слышали от меня, что повсюду в России из любви к Государю Императору, в память дивного спасения Его, воздвигали и по сие время воздвигают благолепные храмы, устрояют часовни или школы, покупают колокола, приобретают для храмов ценные иконы и т. п. Мы же, как люди бедные, ничем до сих пор не почтили этот незабвенный день для нашего отечества. Но если нет у нас материальных средств, то есть иное средство ознаменовать и увековечить память сего дивного события - благим и богоугодным делом. Начнем с этого славного дня новую, трезвую жизнь во славу Господа Бога и в память дивной Его милости к нашему Государю и нашему отечеству!..» Прихожане колебались, медлили. Наступил день св. Николая Чудотворца. Священник опять пользуется особенно чтимым в народе праздником, пользуется именем Угодника Божия, как учителя воздержания, — и на этот раз его усилия увенчались успехом.
«От священника села Глядкова, Суздальского уезда, Иакова Смиренского.
1890 года декабря 6-го дня, в селе Глядкове открыто мною общество трезвости. К открытию общества я старался подготовить и расположить прихожан в продолжение всего прошедшего лета, предполагая достигнуть цели не позднее осени. Октября 14-го дня, в воскресенье, за литургией мною произнесено было слово из текста: «не упивайтеся вином» (Еф. 5, 18). По окончании литургии было объявлено прихожанам, чтобы они по звону в колокол (раньше обыкновенного) к вечерне, приходили в храм все, для выслушания внебогослужебной беседы о пьянстве. За вечерню собрались все. Здесь, по окончании вечернего богослужения, сначала прочитано было слово Кирилла Философа о хмельном питии ко всем людем. Слово это было всеми выслушано с особенно-глубоким вниманием. Затем разъяснены были прихожанам побуждения к открытию общества трезвости, цель общества и обязательные правила для членов его. После сего предложено было присутствующим, кто желает, принести публичное обещание перед Богом — не пить ничего опьяняющего в течение одного года. Прихожане колебались,— и, одобряя предложение, вышли из храма только с думою о трезвости.
Между тем пьянство в селе не прерывалось. Так прошло почти два месяца. Наконец в день Святителя и Чудотворца Николая, декабря 6-го дня, после утрени я обратился к прихожанам еще раз с словом увещания. По произнесении этого увещания, десять человек из прихожан, подверженных слабости, единодушно заявили, что желают прекратить пьянство и воздерживаться в течение одного года от всего опьяняющего. Лицам этим предложено было хорошенько обдумать свое обещание, дабы не поступить вопреки словам Писания: «Лучше тебе не обещать, чем обещать и не исполнить» (Еккл. 5. 4). После литургии означенные десять прихожан опять заявили о своем желании открыть общество трезвости и быть членами его. Почему немедленно был отпет молебен Святителю Николаю. Затем имена пожелавших вступить в общество трезвости записаны были в особый список, в который я первый занес свое имя. Все записавшиеся тут же дали торжественный обет — воздерживаться от всего хмельного в продолжение года».
«От священника села Тейкова Петра Виноградова (благочинного 4-го округа Шуйского уезда).
В селе Тейкове, после частных с прихожанами бесед, было неоднократно говорено мной и священником Невским с церковной кафедры о вреде пьянства и необходимости нести с ним общественную борьбу; было, затем, более подробно говорено о том же на народных чтениях, причем мной роздано 50 экземпляров брошюр Михайловского «друзьям трезвости» с тем, чтобы желающие принадлежать к обществу трезвости возвратили 1-й листок брошюры с надписью своих имен, фамилий, звания и проч. Когда из розданных экземпляров возвращено было мне 24 первых листка с упомянутыми надписями, я счел возможным 31-го декабря 1890 г., в воскресенье после литургии, открыть в с. Тейкове общество трезвости. По совершении особо-торжественного, с акафистом Спасителю, молебна, оказалось еще несколько лиц, желающих стать членами общества, так что в настоящее время Тейковское общество трезвости, не считая членов причта, состоит из 41-го человека, внесенных в книгу, с заявлением большинства хранить воздержание от вина в течение года, некоторых — на 3 и на 5 лет, и весьма немногих — навсегда.
Число членов Тейковского общества, сравнительно с населением, доколе ничтожно; но это объясняется отчасти тем, что иные не ознакомились еще надлежащим образом с задачами общества; многие говорят, что они, понимая вред от винопития, не будут пить вина, не связывая однако себя, как выражаются, клятвой. Притом, торговое, фабричное, большое село, против устройства и расширения общества трезвости, представляет таких борцов, коих в обыкновенных приходах нет, или почти нет; это — многочисленные кабаки, трактиры, винные лавки и т. д. со штатом деятельных лиц, наживающихся за счет народного невоздержания. Здесь поле для борьбы с недугом винопития слишком заросшее колючими терниями; но, сделавши первые открытые шаги к возделанию его, мы не теряем надежды, с Божией помощью, иметь дальнейший успех в деле, нами предпринятом. Каких-либо, для членов общества трезвости, иных условий, кроме хранения данного обещания, кроме каждомесячной общественной молитвы и нравственного воздействия со стороны каждого на близких ему лиц, нами не предлагается доколе, в предположении, что обстоятельства укажут те мероприятия, кои могли бы быть полезными для дела общества».
«От священника погоста Инивеже, Шуйского уезда, Василия Орлова.
20-го июля 1890 года в приходе Златоустовском погоста Инивеж открыто общество трезвости. Открытию его предшествовало разъяснение прихожанам о вреде пьянства. Некоторые прихожане, движимые религиозным чувством и сознавая всю гнусность порока пьянства и худые oт него последствия, выслушавши молебен св. пророку Илии, дали обещание воздержаться от всего опьяняющего на один год.
Цель учреждения общества трезвости состоит в том, чтобы по возможности содействовать словом и примером, если не искоренению, то по крайней мере ослаблению сильно развившегося в приходе пьянства. Изъявившие желание вступить в общество трезвости внесли (по своему желанию) в братскую кассу по рублю с тем, чтобы в конце года на эти деньги приобрести свечи к местным иконам св. пророка Илии и Божией Матери «Утоли моя печали». Члены общества трезвости нравственно обязались, по мере их сил и возможности, уговаривать, усовещивать и приглашать других к поступлению в общество, в особенности же подверженных пороку пьянства, строго наблюдать друг за другом в выполнении данного обещания. Не выполнившие же сего обещания исключаются из общества и лишаются права на получение внесенных ими в кассу общества денег, одна половина которых назначается на устройство церковно-приходской школы, а другая на поддержание хора певчих. Имена лиц, вступивших в общество трезвости, читаются на заздравной эктинии после акафиста Божией Матери каждый месяц».
«От священника села Огренева, Суздальского уезда, Николая Добротворского.
23 декабря 1890 г. в моем приходе, в селе Огреневе, открыто общество трезвости, состоящее пока из десяти человек. С сентября месяца я особенно усилил свое слово о вреде пьянства, о мерах к прекращению сего гибельного порока и о необходимости открыть в приходе общество трезвости. В означенный день, после вечерни и молебного с акафистом пения преподобному Сергию, Радонежскому Чудотворцу, мною предложена была беседа о трезвости, а затем последовало и самое открытие общества трезвости. В члены общества я первый записал свое имя; за мной вписали свои имена девять человек. Все десять человек дали обет воздерживаться в продолжение года от пития браги, пива, вина и водки,— словом, от употребления всего хмельного, опьяняющего».
«Донесение священника села Левина, Вязниковского уезда, Иоанна Знаменского на имя местного благочинного.
Во исполнение предложения Его Высокопреосвященства, от 11-го апреля 1890 г. за № 166, об устройстве «Обществ Трезвости», я, сознавая важность долга своего вести борьбу с пагубным пороком пьянства, среди своих прихожан, старался разъяснять в поучениях, внебогослужебных собеседованиях и в частных беседах гибельность пьянства и располагать к решимости воздерживаться, при помощи Божией, от излишнего употребления хмельных напитков, как в простые дни, такт, и в праздники. Мой труд шел не без успеха желаемого. Некоторые из прихожан склонились к решимости не пить водку. В подкрепление решимости к совершенному воздержанию от пива, я предложил им из себя образовать общество трезвости, которое и открыто в храмовой праздник — 6-го декабря 1890 г. В день памяти Святителя и Чудотворца Николая на литургии произнес я поучение против пьянства и о пользе учреждения общества трезвости. Потом объявил остаться тем, кои пожелают составить общество трезвости. Каждый, заявивший желание вступить в общество трезвости, записывался в книгу. Всех записавшихся оказалось 20 лиц, в том числе я и диакон Александр Чижев. Затем пригласил записавшихся закрепить свое обещание воздержания, данное в душе, и ознаменовать вступление в общество участием в молебствии покровителю св. храма и учителю воздержания Святителю и Чудотворцу Николаю, который избирается устрояемому обществу трезвости покровителем и ходатаем перед Богом. Далее, по окончании молебна, давшие обет трезвости прикладывались к животворящему кресту Господню, к св. иконе Николая Чудотворца, и получили благословение от священника. В заключение указал я обязанности членов общества, состоящие в том: 1) чтобы они твердо исполняли данное обещание воздерживаться от хмельных напитков, 2) словом и примером поощряли друг друга к исполнению своего обещания, 3) благовременными внушениями располагали и других ко вступлению в общество трезвости, 4) усердно посещали храм Божий и здесь теплыми молитвами испрашивали помощь Божию на преуспеяние в добром деле.
Общество разделено на два разряда. Первый разряд состоит из лиц, отказавшихся совершение от употребления хмельных напитков. Второй разряд составляют лица, не имеющие настолько силы воли, чтобы отказаться совершенно от употребления водки; они дают обет употреблять ее в весьма ограниченном количестве. Обет подписавшимися прихожанами дан пока на один год, а по истечении года, кто пожелает, может возобновить его, а кто найдет для себя обет трезвости непосильным, может выйти из общества».
«Донесение священника села Яковцева, Муромского уезда, Николая Сперанского, на имя благочинного, об открытии в местном приходе Общества Трезвости, и правила Общества.
Благодарение Господу Богу, в настоящем году некоторые благонамеренные личности из прихода села Яковцева, при помощи Божией и при руководстве своих о.о. духовных решились основать «Общество Трезвости», цель которого — по мере возможности послужить добрым примером, если не в искоренении, то по крайней мере, в ослаблении сильно развившегося в приходе пьянства, т.е решилися сами не пить и других удерживать от пьянства, насколько это будет возможно. Конечно, общество это еще не велико; но всего утешительнее то, что быть руководителями «Общества Трезвости» взялись лица, состоящие во главе нашего прихода, именно: священники, диакон, волостной старшина, председатель волостного суда, волостной писарь и некоторые старосты сельских обществ. Всех, записавшихся в «Общество Трезвости», 41 человек.
27-го ноября 1891 года, в день празднования иконы Знамения Пресвятой Богородицы, отслужен был молебен торжественно, после Божественной литургии, небесному Покровителю Общества Святителю Феогносту, при чем священником Николаем Сперанским произнесено было приличное случаю слово. После молебна священнику заявили свое желание вступить в «Общество Трезвости» еще 7 человек, в числе которых, временно проживающий в нашем приходе, священник Иоанн Крылов, что составило вполне неподдельную радость всему нашему Обществу и даю повод усугубить молитвы к Господу Богу пред небесным Покровителем «Общества».
На репорте о сем местного благочинного резолюция Его Высокопреосвященства последовала от 30-го декабря таковая: «Призываю благословение Божие на Общество Трезвости, открывшееся в селе Яковцеве Правила сего Общества утверждаются».
Открыты Общества трезвости:
В приходе селя Чернцев-Воротынских, Ковровского уезда, состоящее из 40 членов, 21-го числа апреля 1891 г.; в приходе погоста Шижегды, Юрьевского уезда, 25-го марта 1891 г.; в приходе села Обухова, Гороховецкого уезда, из 27 человек, 24-го февраля 1891 г.; в приходе села Ворщи, Владимирского уезда, из 117 человек, 7-го апреля 1891 г.
Что касается существующих во Владимирской губернии обществ трезвости, то шире всех проявило свою деятельность, благодаря достатку интеллигентных сил и материальных средств, Иваново-Вознесенское общество трезвости, возникшее в конце 1897 года. Оно открыло две чайных, устроило народную библиотеку, публичные народные чтения и народный театр. Общество трезвости, существующее в гор. Коврове с начала 1899 года, имеет чайную и народную библиотеку и открывает народные чтения.
В 1899 году в гор. Киржаче было учреждено Киржачское Общество трезвости.

Так как, по недостатку средств, на первых порах возникающим обществам трезвости приходится ограничиваться только названными видами деятельности, то будет не лишним сказать о них несколько слов.
Народные библиотеки-читальни разрешаются местным губернатором. В ходатайстве об открытии библиотеки необходимо точно указать, где будет находиться библиотека, на какие средства она будет содержаться и кто будет в ней ответственно-заведующим лицом, при чем вместе с ходатайством необходимо представить на утверждение проект открываемой библиотеки. Что касается материальных средств, то на первых порах можно довольствоваться малым, по пословице. Что лучше что-нибудь, чем ничего. Значительную материальную поддержку при устройстве народных библиотек оказывает Владимирское губернское земство, которое располагает специальным для этой цели капиталом. Кроме единовременной субсидии, губернское земство ассигнует ежегодно в течение трех лет материальную помощь открываемым библиотекам. Эти субсидии безвозвратны, и губернского земство ставит только одно условие, чтобы имущество библиотеки, в случае ее закрытия, поступало в распоряжение земства. С ходатайством о субсидии следует обращаться во Владимирскую губернскую земскую управу.
При устройстве народной библиотеки важное значение имеет разумный выбор книг. Кроме обязательного руководства правительственным каталогом книг, разрешенным в обращение в бесплатных народных библиотеках, необходимо иметь ввиду полезные указания на счет выбора книг в имеющихся примерных каталогах. Далее, чтобы библиотека имела возможно широкий доступ, желательно, чтобы в ней существовало бесплатное пользование книгами. См. Библиотеки губернского города Владимира.

Что касается устройства публичных народных чтений, то с ходатайством о разрешении их следует обращаться или к директору народных училищ, если чтения будут происходить вне школьных помещений, или в уездное отделение епархиального училищного совета, если имеют ввиду устраивать чтения в помещениях школ. В ходатайстве об устройстве чтений необходимо указать тех лиц, которые будут производить чтения. При выборе чтений надлежит руководствоваться каталогом книг, одобренных для публичных народных чтений. При чтениях с теневыми картинами неизбежны расходы на приобретение фонаря, экрана и картин. Стоимость фонаря, годного для чтений, определяется в размере 50-60 руб. Картины для фонаря можно или приобретать, или выписывать во временное пользование. И то, и другое к сожалению не дешево. Московская, например, комиссия народных чтений отпускает за 50 руб. в течение года 30 отдельных чтений, за 25 руб. 15 чтений, не считая стоимости пересылки. Более дешевый абонемент можно исходатайствовать в Московском политехническом музее, при чем нередко музей отпускает картины даже бесплатно.
Во Владимирской губернии бесплатно пользуются картинами музея Владимирская воскресная школа и Ковровское тюремное отделение при чтениях в тюрьме.

Что касается книжных складов, то они также являются полезными органами распространения в народе просвещения и развития, и тем способствуют достижению главной цели общества трезвости. Разрешение в провинции книжных складов и магазинов зависит от местного губернатора, к которому и следует направлять ходатайства о разрешении, с указанием тех лиц, которые будут заведывать продажей. Книжные склады имеют право держать у себя и продавать все не запрещенные цензурой издания. Книжная торговля в провинции изъята от пошлинного сбора и не подлежит взятию промысловых свидетельств и билетов.
Как показывает опыт, книжная торговля весьма успешно начинается даже с малыми средствами там, где существуют публичные народные чтения. Обширный Одесский книжный склад, открытый в 1884 году при аудитории народных чтений, начал свою деятельность с трех рублей. Само собой разумеется, что выбор книг для продажи должен быть весьма осмотрителен. Следует распространять только нравственно-полезные, научные и художественные произведения и тем отвлекать народ от приобретения крайне развращающих и грубых лубочных изданий.

Не лишним будет указать, что хотя с введением казенной продажи вина в районе винной монополии устраиваются правительственные попечительства трезвости, тем не менее не следует уклоняться от благого дела и при существовании правительственных учреждений, тем более что в состав этих попечительств могут вступать только некоторые правительственные чиновники. Чем более средств и сил будет занято общим делом, тем скорее будет осуществлена благая задача – искоренение пьянства. Насколько правительство и общество считает полезным проповедь трезвости и просветительную деятельность обществ, видно хотя-бы из того, что почетными членами обществ трезвости Владимирской губернии состоят Высокопреосвященный архиепископ Сергий, Владимирский губернатор генерал-лейтенант Н.М. Цеймерн (03.06.1898—19.10.1901), вице-губернатор князь Урусов Николай Петрович (24.03.1894—22.01.1901), губернский предводитель дворянства Михаил Михайлович Леонтьев (31.01.1891—31.05.1901), уездные предводители дворянства, а в числе членов большинство должностных лиц, проживающих в районах деятельности общества. Как видно из отчета Иваново-Вознесенского общества трезвости за первый год существования, обществом были получены от о. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского) денежная помощь и письмо, в котором он благодарит за избрание в почетные члены и с любовью принимает это звание.
Владимирский архиепископ Сергий в своем письме к тому-же обществу пишет: «Молю Бога, чтобы онъ благословилъ успехомъ начинания и труды общества по сему святому делу». То же сочувствие было высказано и другими начальствующими лицами. Г. Владимирский вице-губернатор, князь Н.П. Урусов, пишет, что «с большим удовольствием принимает избрание в почетные члены общества трезвости и принимает сердечную благодарность. Учреждение столь симпатичнаго и полезнаго общества должно оказать влияние на нравственность населения и делает честь его инициаторам и деятелям».
Земские и городские учреждения оказывают обществам материальную поддержку.
Насколько деятельность общества трезвости соответствует правительственным взглядам, видно также из того, что та же программа деятельности указана правительственным попечительствам в неоднократных циркулярах министра финансов. В числе рекомендуемых мероприятий министр финансов указывает на устройство чайных, столовых, читален, народных чтений, театров и прочее.

В 1900 году – открытие во Владимирской губернии Попечительства о народной трезвости.
В 1909 году Владимирское Попечительство о народной трезвости состояло из Губернского, 13 уездных и 1 городского Комитета и 1 Отдела. Во владимирском Попечительстве в 1909 году состояло 4 почетных членов и 228 членов соревнователей.
В лице участковых попечителей Комитеты и Особый Отдел Покровского Попечительства о народной трезвости имеют особые должностные органы, на которые возложено ближайшее наблюдение за производством питейной торговли, за соблюдением установленных для этой торговли правил и исполнение поручений Комитетов.
В 1909 году состояло всего во Владимирской губернии 201 участковых попечителей.
Деятельность Владимирского Попечительства о народной трезвости прежде всего была направлена на предоставление населению Владимирской губернии проводить свое свободное время в таких учреждениях, где соблазн затратить лишнюю копейку на приобретение спиртных напитков был-бы устранен совершенно. В этих целях Комитеты открывали чайные и столовые, стараясь по возможности, кроме дешевого и здорового напитка и кушанья, дать населению некоторые развлечения, для этого в чайные выписывались периодические издания и заведения эти снабжались различными музыкальными инструментами.
Затем Комитеты обратили должное внимание и на просветительскую сторону своей деятельности и для чего открывали библиотеки, библиотеки-читальни, воскресные классы и книжные склады, продававшие книги по невысокой цене, устраивали народные чтения. Наконец, Владимирское Попечительство позаботилось о предоставлении населению различных разумных развлечений и организовало театральные представления, народные гуляния, хоры и танцевальные вечера.
Владимирское Попечительство оказывало поддержку различным обществам и учреждениям, преследующим однородные с Попечительством цели. Услугами Попечительства пользовались главным образом крестьяне, а затем рабочие и мастеровые, мещане, и мелкие купцы.

В заключение нашей заметки мы прилагаем примерный устав общества трезвости.
С ходатайством о разрешении общества следует обращаться через местного губернатора к министру внутренних дел. Вместе с ходатайством о разрешении, подписанном лицами, желающими учредить общество, следует послать на утверждение проект устава открываемого общества.

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ Общества трезвости

1. (Такое-то) общество трезвости учреждается в (такой-то местности), пределами которой и определяется район его деятельности.
2. Цель Общества заключается в противодействии чрезмерному употреблению спиртным напиткам.
3. Для достижения означенной цели общество открывает, с надлежащего разрешения и с соблюдением установленных правил, чайные, столовые, бесплатные народные библиотеки и читальни, а также книжные склады и лавки, воскресные школы, лечебницы для алкоголиков, конторы для приискания занятий, устраивает беседы, публичные народные чтения с туманными картинами, спектакли, литературные, музыкальные и танцевальные вечера и гулянья без продажи спиртных напитков, издает и распространяет в народе полезные книги, а также устраивает в своих помещениях различные игры: шахматы, шашки, кегли, бикс и биллиард.
4. Обществу предоставляется право приобретать и отчуждать недвижимое имущество на общих основаниях.
5. Общество имеет печать с надписью: «общество трезвости въ (такой-то местности)».
6. Членами общества могут быть лица обоего пола, всех сословий и исповеданий.
Примечание: В члены общества не допускаются: 1) несовершеннолетние, 2) учащиеся в учебных заведениях, 3) состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера, 4) подвергшиеся ограничению прав по суду, 5) владельцы винокуренных, водочных и пивоваренных заводов, а также лица, занимающиеся раздробительной продажей спиртных напитков от себя или по найму, 6) состоящие под опекой за расточительность и под надзором сельских обществ.
7. Члены Общества разделяются на: а) действительных, б) почетных и в) соревнователей.
8. Действительные члены вносят в общество ежегодно членский взнос, определяемый общим собранием.
9. Почетными членами считаются лица, оказавшие обществу известные услуги или значительными пожертвованиями, или личным трудом. Почетные члены пользуются всеми правами действительных членов.
10. Члены-соревнователи вносят ежегодно в общество определяемый общим собранием взнос в сумме менее взноса действительного члена. Они не могут быть избираемы в состав правления и участвуют в общих собраниях лишь с правом совещательного голоса.
11. Срок и порядок внесения членских взносов определяется общим собранием.
Примечание: Бедные могут вступать в члены общества без членского взноса, но не иначе как с разрешения общего собрания, по соображению с пользой, которую лица эти могут оказать обществу.
12. Член, не уплативший к назначенному сроку своего взноса, считается выбывшим из состава общества, при чем ему предоставляется право, по внесении членского взноса, быть принятым вновь в члены общества без баллотировки.
13. Лица, подписавшие настоящий устав и сделавшие установленный членский взнос, именуются членами учредителями и пользуются всеми правами действительных членов.
14. Для вступления в состав общества необходима рекомендация одного из членов и утверждение правлением. В случае отказа в принятии, может быть принесена жалоба в общее собрание.
15. Член вступает в общество добровольно и по желанию своему может выбыть из него во всякое время, заявив об этом письменно правлению.
16.Членам общества предоставляется вполне самостоятельная деятельность для достижения целей общества.
17. Лицо, вступившее в члены общества, обязывается в видах содействия к достижению его цели: 1) служить достойным примером трезвой, трудовой и воздержанной жизни, 2) избегать всяких неумеренностей, причиняющих вред здоровью, 3) исполнять устав общества, 4) не торговать спиртными напитками от своего имени или от имени частных лиц, 5) распространять правильные понятия о вреде пьянства и невоздержанности и приглашать других присоединяться к борьбе с пьянством, 6) отвлекать других от пьянства и неумеренной жизни.
18. Если поведение члена общества окажется не соответствующим цели онаго, то члены правления, известясь об этом, обязаны озаботиться принятием увещательных мер к склонению такого лица исполнять в точности принятые на себя обязанности. Если же все старания в этом направлении окажутся бесполезными, то правление вносит в общее собрание предложение об исключении такого члена из общества навсегда.
19. Каждый член общества имеет право делать заявление о всем, что признает полезным для общества и что соответствует настоящему уставу, но не иначе, как письменно через правление, которое и представляет заявление на рассмотрение ближайшего общего собрания вместе с своим заключением.
20. Общество состоит в ведении министерства внутренних дел, коему и представляет ежегодно свои отчеты через Владимирского губернатора.
21. Средства общества составляются из: а) членских взносов, б) пожертвований частных лиц и обществ, в) доходов от продажи чая, брошюр, книг и т.п., г) сборов от устраиваемых обществом различных увеселений и д) процентов с принадлежащих обществу капиталов.
Примечание: Пожертвования записываются в особую заведенную для сего книгу. О сделанных в течение года пожертвованиях должно быть сообщаемо в годичном отчете общества. Публичный сбор в пользу общества запрещается.
22. Из поступающих в общество сумм в наличных деньгах хранится только то количество, которое потребно для текущих расходов. Все же прочие суммы обращаются в государственные процентные бумаги, которые хранятся в местных правительственных кредитных учреждениях.
23. Хранение наличных денег общества возлагается на председателя правления или на особо избранного для сего казначея.
24. Капиталы общества разделяются на основной и запасной. Порядок пополнения и расходования основного и запасного капиталов определяется постановлениями общего собрания.
25. Делами общества ведает: а) общее собрание, б) правление и в) ревизионная комиссия.
26. Правление состоит из заранее определенного общим собранием числа членов, которые избираются закрытой баллотировкой на каждый год из лиц, состоящих действительными и почетными членами общества. Общее собрание тем-же порядком избирает ревизионную комиссию из трех членов, а также выбирает кандидатов к членам правления и ревизионной комиссии.
27. Правление из своей среды избирает председателя, его товарища, казначея и секретаря.
28. Председатель правления есть представитель правления по всем делам общества. Он руководит прениями в заседании и наблюдает за порядком суждений.
29. Товарищ председателя вступает в исполнение обязанностей председателя во всех случаях его отсутствия, болезни или выбытия.
30. Казначей принимает под свою расписку все денежные суммы. Поступающие в общество, производить расходы, согласно письменному разрешению, за скрепою секретаря, председателя правления и утверждаемой общим собранием смете, под собственные росписи получателей в расходной книге, или на счетах и представляет ежемесячно правлению отчет о приходе и расходе сумм общества, а также годовой отчет для представления очередному общему собранию.
/1900 г. Типо-Литография Губернской Земской Управы/

НАРОДНЫЙ ДОМ ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ во Владимире


Народный дом общества трезвости

Владимирский областной театр кукол. Улица Гагарина, д. 7

22 января 1903 года Владимирский губернский комитет Попечительства о народной трезвости обратился в Министерство финансов с просьбой о выделении средств на постройку во Владимире «народной аудитории» с театром, читальней, столовой и т.д. Общество трезвости, возникшее в 1901 году, ставило своей целью борьбу с пьянством. Способом этой борьбы оно считало привлечение простого народа к просмотру спектаклей, прослушиванию лекции - это должно было отвлечь народ от пьянства, оздоровить общество. Для организации подобных мероприятий нужно было помещение, для строительства которого и просили деньги в Министерстве финансов. Просили 60 000 рублей. Вместе с прошением направлялся проект здания, который уже был выполнен местным архитектором Ревякиным Яковом Григорьевичем. Было определено и место предполагаемого строения: бывшая Конная площадь, недалеко от центра города. И для благой цели министерство денег не пожалело. 23 июля 1904 года, произошла закладка здания Народного дома, как стали называть «народную аудиторию».
Освящение и открытие Народного дома прошло 16 января 1905 г. на улице Царицынской (улица Гагарина). Первый этаж занимали зрительный зал и сцена. Верхний этаж - столовая и чайная, библиотека, где можно было почитать свежие газеты. В помещении было водяное отопление, а электричество давало оборудование, поставленное в подвале.
Во время политического обострения 1905-1907 гг. в Народном доме проходили собрания, митинги, деловые встречи революционеров.
В 1906 г. там была устроена общественная библиотека и читальня для солдат.
Сцена Народного дома была любезно предоставлена безвозмездно в распоряжении «Общества детской помощи и детских развлечений».
В Обществе детской помощи и детских развлечений кроме репетиторской помощи и воскресных лекций зародилась мысль об устройстве бесплатной детской библиотеки где-либо в центральной местности города. Разработав эту мысль, она внесла ее в качестве предложения в правление Общества, где это предложение комиссии встретило полное сочувствие.
Правление поручило комиссии войти в сношение с Владимирским комитетом общества трезвости с предложением от общества «Детской Помощи» открыть при их библиотеке отделение на средства Общества «Детской Помощи» детской бесплатной библиотеки, где выдачей книг будут заведывать члены Общества, а перед комитетом трезвости ходатайствовать только об отводе помещения для этой библиотеки и народном доме.
Получив согласие Комитета трезвости, было решено собирать пожертвования для этой библиотеки и книгами, и деньгами. Двум членам Общества М.П. Кудрявцевой и Е.М. Кондратьевой, по их желанию, были выданы чековые книжки для сбора денежных пожертвований на библиотеку, по которым и собрано было свыше 58 руб. Затем к ассигнованным по смете 50 руб. общее собрание нашло возможным добавить еще доассигновку в таком размере, чтобы со сметными и собранными по чековым книжкам деньги образовалось 150 руб., которые и разрешило комиссия израсходовать на покупку книг и устройство библиотеки.
На покупку книг и на переплет книг, как купленных, так и пожертвованных, комиссией израсходовано 116 руб. 44 коп. и на типографские расходы (бланки, книги для записей, билеты) израсходовано 17 руб., всего 133 руб. 44 коп. Для удобства и экономии многие, как купленные Обществом, так и пожертвованные книги были отданы в переплет по несколько подходящих книг в один том, и таким образом купленных на средства Общества образовалось 395 томов и пожертвованных 162 тома, а общее количество всех томов составляет 557.
Библиотека была открыта 29 октября 1906 г.

Комитет Попечительства о народной трезвости приобрел для Народного дома синематограф. Театральное помещение было сдано в аренду труппе Г.П. Ростова, которая выступала в театре Народного дома в 1907-1910 гг.

Осенью 1907 года сцена Народного дома, ранее любезно предоставляемая безвозмездно в распоряжении Общества Комитетом попечительства о народной трезвости, была сдана частному предпринимателю, антрепренеру Ростову, и устройство бесплатных и общедоступных по цене спектаклей и вечеров для детей прекратилось.
Правление Общества, заботясь о предоставлении детям разумных развлечений, договорилось с антрепренером г. Ростовым и нашло возможным в виде опыта, за плату – 50 руб., купить один спектакль. При полном сборе – 113 руб.,- при ценах от 5 до 30 коп., была разыграна артистами труппы г. Ростова комедия Грибоедова «Недоросль». Второй же такой спектакль (комедия Островского «Женитьба Бальзаминова»), благодаря несколько повышенным ценам, к чему, к сожалению, пришлось прибегнуть ввиду запрошенных уже Ростовым не 50, а 70 руб. за спектакль, успеха не имел и дал дефицит, который пришлось покрыть доходом от первого спектакля; вследствие чего чистый сбор от двух спектаклей выразился в сумме только 1 р. 6 коп.
Дальнейшее устройство спектаклей, покупая их у г. Ростова, пришлось прекратить, так-как антрепренер, несмотря на просьбы членов Общества, ни на самую цель устройства подобных развлечений, понизить цену не согласился.

Глеб Павлович Ростов был известным в провинциальных театрах России артистом, режиссером, антрепренёром. При нем спектакли давались четыре раза в неделю, для учащихся выпускались дешевые билеты, в дни каникул спектакли для них шли ежедневно. В репертуар; труппы были пьесы Гоголя, Грибоедова, Островского, Шекспира, Шиллера, Андреева, Горького, Чехова. Регулярно проходили гастроли известных театральных трупп, знаменитых актеров. Так, в начале 1909 года в течение недели - 2-6 января - проходили гастроли Мариуса Петипа, который выступил с местной труппой в нескольких спектаклях: по пьесам А. Дюма «Полусвет», Мольера «Тартюф», «Дон Жуан». Егo гастроли повторились 25 и 26 февраля того же года. 1911 год начала гастролями Мамонта Дальского, а в апреле того же года в спектакле по пьесе А.Н. Островского «Гроза» выступили В.Н. Пашенная и В.A. Сажин. Владимирская публика полюбила спектакли как заезжих трупп, так и местных любительских кружков, тем более - яркие выступления столичных артистов.
Перед спектаклями и в антрактах играл духовой оркестр 9-го гренадерского Сибирского полка.
Правление «Общества детской помощи и детских развлечений», заботясь о предоставлении детям разумных развлечений, договорилось с антрепренером г. Ростовым и нашло возможным в виде опыта, за плату – 50 руб., купить один спектакль. При полном сборе – 113 руб.,- при ценах от 5 до 30 коп., была разыграна артистами труппы г. Ростова комедия Грибоедова «Недоросль». Второй же такой спектакль (комедия Островского «Женитьба Бальзаминова»), благодаря несколько повышенным ценам, к чему, к сожалению, пришлось прибегнуть ввиду запрошенных уже Ростовым не 50, а 70 руб. за спектакль, успеха не имел и дал дефицит, который пришлось покрыть доходом от первого спектакля; вследствие чего чистый сбор от двух спектаклей выразился в сумме только 1 р. 6 коп.
Дальнейшее устройство спектаклей, покупая их у г. Ростова, пришлось прекратить, так-как антрепренер, несмотря на просьбы членов Общества, ни на самую цель устройства подобных развлечений, понизить цену не согласился.

В 1907 году была сделана пристройка к дому, выполненная архитектором П.Г. Бегеном.
Елка в 12 час. дня 2-го января 1908 года в Народном Доме. Елка поставлена в партере; при входе детям раздают хлеб с колбасой; получив свою долю, дети входят в зал, занимают места и праздник начинается: 1) чтением сказки «Мертвая Царевна» с туманными картинками (выписанными для этого случая из Москвы) читала Е.А. Ермакова; сказку слушали со вниманием не только дети, но и взрослые; 2) играет полковая музыка и освещается елка электричеством и свечами; 3) чтение рассказа «Елка Митрича», рассказ прочитанный очень живо М.П. Леонтьевой очень понравился детям; 4) танцы вокруг елки по очереди девочек и мальчиков. Танцы шли очень оживленно, дети веселились от души, строго соблюдая очередь и вообще вели себя хорошо; 5) синематограф под музыку (на рояли играла г-жа Богоявленская). Веселые возгласы, громкие замечания и смех детей ясно доказывали, что им весело и они довольны; 6) раздача сластей, происходившая в чайной, где дети, поднимаясь по одной лестнице, получали мешочек с лакомством и книжку (грамотным) или пряник (неграмотным), и уходили домой через другую. В мешочке было: 1 Крымское яблоко, 7 карамелей, чашка мелких орехов двух сортов, 4 грецких ореха и 8 пряников 2-х сортов. Этим и была закончена елка.

В конце 1908 года на месте дома сталинского типа № 8 по ул. Гагарина появилось просторное одноэтажное здание электростанции. Первый ток Владимирская электрическая станция дала 5 декабря 1908 года. После того, как начата работать электростанция, Народный дом засиял огнями.

Впечатляющая была и тематика публичных лекций в Народном доме. Вот только несколько примеров: лекция «Старость и смерть» была прочитана М.П. Потёмкиным; о Ф.М. Достоевском читал лекцию местный писатель и общественный деятель П.П. Булыгин: лектор В.Г. Хименков выступил с лекцией на тему «Жизнь Земли в прошлом и настоящем»; ассистент Юрьевского университета Д.П. Севастьянов прочитал лекцию «Завоевание космоса», а В.M. Пуришкевич - «Проснувшийся Китай как угроза русскому переселенческому движению Сибири» и др. Правда, трудно оценить, насколько всё это способствовало выполнению задачи борьбы за трезвость. Автор одной из заметок в газете «Старый владимирец» сетовал на то, что комитет Попечительства о народной трезвости ограничил свою деятельность получением арендной платы за сдаваемые помещения театра и чайной, а библиотека находится в плачевном состоянии. На лекции, да и на спектакли тоже, ходит совсем не та публика, о просвещении которой заботились борцы за трезвость.
9 апреля 1914 года во Владимире был устроен «праздник трезвости» и открыта противоалкогольная выставка в «Народном доме».
Епархиальный Противоалкогольный музей при Александро-Невском Братстве и трезвенническая центральная библиотека в гор. Владимире открыты 2-го октября 1916 года.

С началом первой мировой войны (с 1914 г.) театр временно закрылся. Народный дом отвели беженцам, где 200 беженцев ежедневно получали в столовой питание из двух блюд: щей и каши и 1 фунта черного хлеба на человека (21 коп. в сутки), позже для них выстроили специальный барак за Юрьевской заставой (см. Прием беженцев и военнопленных во Владимирской губернии 1915-17 гг.).

О том, в какое состояние пришло здание после этого, можно судить по газетным публикациям того времени. 20 ноября 1916 года газета «Старый владимирец» писали: «Пустующее здание Народного дома производит печальное впечатление, приняв во внимание огромную нужду в помещении для благотворительных организаций. В таком виде, в каком находится Народный дом, он едва ли удобен даже и для чтения лекций, т.к. грязь, и разрушения могут испугать самого неприхотливого посетителя».
«Народный дом, пугающий проходящих своим внешним видом, оказывается еще не так безнадежен. В связи с предположением о возобновлении драмы комиссия осматривала помещение и нашла, что ремонт здания не потребует ни продолжительного времени, ни больших затрат» (газета «Старый владимирец», 14 февраля 1917 г.).
«Об-во потребителей «Бережливость и труд» ведет переговоры с комитетом попечительства о народной трезвости, относительно аренды пустующего «Народного дома». Общество предполагало бы устроить здесь библиотеку, чтения, лекции и вообще использовать здание по назначению» (газета «Старый владимирец», 24 февраля 1917 г.).
В 1917 г. городская Дума постановила обратиться к уездному земству с предложением ликвидировать уездное попечительство о народной трезвости и уволить завед. народным домом. По ликвидации народный дом должен перейти в ведение городского самоуправления.
Исполнительный Комитет, решив организовать ряд собраний по текущим вопросам, а также приступить к устройству лекций, поручить комиссии инженеров по тщательном осмотре решить вопрос о пригодности для этой цели здания Народного Дома. Из акта об осмотре от 12 марта 1917 г., представленного Комиссией, явствует, что в настоящем своем виде здание Народного Дома совершенно непригодно для массовых собраний. Так, например отопление и электрическое освещение не действует вовсе, крыша протекает и т.д. В пожарном отношении здание тоже представляет опасность. Комиссия, решила пока временно приспособить для собраний нижний этаж, а во втором этаже пользоваться только боковыми залами без хор, поручила инженеру Федорову составить смету на все необходимые работы по ремонту здания Народного Дома не позднее 16 марта представить ее Исполнительному Комитету.
Советом Владимирского Губернского Временного Исполнительного Комитета 25 марта постановлено народный дом передать для пользовании культурно-просветительной комиссии.
По поручению Губернского Временного Исполнительного Комитета Н.Н. Воронин, П.В. Попов и В.И. Сергеев, с помощью солдат местного гарнизона привели Народный Дом в такое состояние, что он может быть использован для лекций, митингов, съездов, собраний и т. д. Хозяйственная часть поручена Г.П. Бубнову, Н.Н. Воронину и П.В. Попову.
3 апреля в народном доме состоялся первый митинг. Предполагалось устроить лекцию на темы о текущем моменте, но после некоторых не вполне удачных фраз о совете рабочих депутатов лектор, Матанкин, прекратил дальнейшее чтение лекции вследствие протеста слушателей. После этого был избран председатель собрания, который водворил порядок, но к этому времени лектор уже покинул здание народного дома и больше не выступал. Затем выступил ряд ораторов, которые в своих речах касались главным образом вопроса о войне. Особенным успехом у собравшихся пользовался представитель Московского совета рабочих и солдатских депутатов, который выяснил взгляд этого совета на войну.
5 апреля в Народном Доме состоялась лекция Лифшиц, организованная местной группой социалистов-революционеров. Лектор затронул вопросы, связанные с деятельностью предстоящего Учредительного Собрания, останавливаясь, главным образом, на рабочем и земельном вопросе.
В происходивших после лекции Лифшица прениях дебатировались и другие вопросы, при чем особенный интерес аудитория проявила к вопросу об общине и однопалатной системе народного представительства. Со стороны представителей крестьян слышались призывы к распространению в деревне правильных сведений о переживаемых событиях. В общем аудитория вполне сознательно отнеслась к затронутым лекцией Лифшица вопросам.
В четверг 27 апреля 1917 г. в день открытия 1-й Государственной Думы в Народном доме состоялась лекция партии народной свободы на тему: «1-я Государственная Дума и текущий момент». Докладчики развивали мысль о необходимости народного единения в переживаемый момент, разрешения создавшегося положения путем создания коалиционного министерства. Все выступления лекторов встречались сочувственно публикой, довольно единодушно выражавшей неодобрение Ленину и большевикам.
12 июня 1917 года Владимирский Совет солдатских депутатов постановил: «Народный дом, которым ведает Владимирский Временный Губернский Исполнительный Комитет, реквизировать для культурно-просветительных нужд Совета». Так Совет перехватил Народный дом у местной структуры Временного правительства и превратил здание в центр пропагандистской и культурной работы новой власти.

3 сентября 1917 г. в здании открыли кинотеатр «Гигант». «В Народном доме открыт кинематограф, который посещается публикой довольно охотно. В первые дни революции в этом доме кипела идейная борьба, а теперь … «оперетта»! Как все стало походить на дореволюционное время. «Гражданин» снова обрядился в костюм «обывателя» (газета «Владимирская жизнь», 1917 г.). Однако просуществовал «Гигант» лишь несколько месяцев.
«Хорошее впечатление производит показательный театр Народного дома. Ремонтировка и отделка его только что закончилась. Чисто в нем и красиво.
Открытие его для зимнего сезона состоялось 11 ноября. На сцене шла комедия Яковлева «Оболтусы и ветрогоны». Во время антрактов играл военный оркестр. Зрители вели себя примерно хорошо. Если администрации показательного театра удастся удержать этот порядок, чистоту и опрятность на такой высоте, то лучшего и желать не надо…» (газета «Призыв», 17 ноября 1921).

В 1969 г. был создан Владимирский областной театр кукол. В 1973 г. театр получил здание драматического театра на ул. Гагарина, д. 7.
См. Владимирский областной театр кукол.
Владимирская губерния
Библиотека Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского
Внебогослужебные собеседования
Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (31.01.2016)
Просмотров: 1305 | Теги: Владимир, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика