Электростанция инженера Русакова в гор. Владимире Брандмейстер Владимирской пожарной команды по фамилии Виноградов в марте 1850 года доложил полицмейстеру, что «находящиеся в заведовании его по здешнему городу фонари числом 59, освещение коих зависит от здешней градской думы, пришли в ветхость так, что в ночниках по неправильности находящихся в оных рожков масло с ясностью гореть не может». Виноградов отметил, что фонари стоят очень редко и предложил установить на территории от Московской заставы до Нижегородской заставы ещё 60 фонарей с ночниками. К работам по установке новых фонарей в целях экономии денежных средств брандмейстер порекомендовал привлечь арестантов. Владимирская городская дума, изучив предложение брандмейстера, подсчитала, что установка новых фонарей и починка старых будет стоить около 800 рублей серебром. Кроме того, содержание добавочных фонарей потребует ежегодных издержек до 300 рублей. В официальном ответе Владимирскому губернскому правлению городской голова Пётр Васильевич Козлов сообщил, что «городская дума на устройство дополнительных фонарей и дальнейшее их содержание суммы не имеет».
Масляные фонари заправляли конопляным маслом, сила света их составляла всего 1-2 свечи, поэтому горели они тускло, чадили, гасли раньше времени. Некоторые горожане считали, что происходит это потому, что фонарщики экономят масло себе на кашу.
Керосиновые фонари давали свет силой в 8-10 свечей, и керосин стоил дешевле масла.
В 1864 году во Владимире в дополнение к масляным фонарям были установлены керосиновые. «Уже другой месяц город освещается лампами с минеральной жидкостью, и хотя количество фонарей, простирающееся до 140 и недостаточно, но мы всё же благодарны господину голове за это дело, инициатива которого принадлежит тоже ему».
За состоянием уличных фонарей следил брандмейстер пожарной команды. Фонари периодически ломались и требовали ремонта.
Фонари в городе зажигали по графику в период с 1 августа до 1 мая. И каждый вечер, когда к городу подкрадывались сумерки, к работе приступали фонарщики. Нужно было прислонить к фонарному столбу лесенку, подняться по ней, открыть стеклянный колпачок, залить в горелку керосин, зажечь фитиль и успеть закрыть трепетавшее на ветру пламя, чтобы оно не погасло.
«Город хотя и просвещен, но мало освещен. Всех фонарей 215 (по одному на 82 саж. уличного протяжения), на расстоянии один от другого по Большой улице на 20 саж., а в боковых и за Лыбедью на 30-40; улицы освещаются в течении 9 месяцев, с августа по май. Освещение сдается от Управы подрядчику за 1997 руб., т.е. по 3 ½ коп. за вечер на фонарь. Здешние фонари скорее служат для усиления мрака, чтобы более оттенить окружающую тьму. Даже на Большой улице в осенний вечер при полном освещении можно, переходя улицу попасть под лошадь (хорошо еще, что езды мало), а в стороне от Большой улицы еле мерцающее светлое пятно фонаря замечается только тогда, когда подойдешь к нему на 2-3 шага. Кроме того Владимирские фонари могут содействовать также появлению натуральных «фонарей» ручными фонарями. При том те окраины, где освещение нужнее, где обыватель более рискует увязнуть или наткнуться на не доброго человека, почти лишены освещения, таковы прибрежные части Подъяческой улицы, Слободы, Боровок, Ременники и т.п.» (Субботин А.П., 1877).
Первая во Владимире электростанция инженера Советкина вырабатывала ток и освещала с 1885 года только мастерские училища. В 1903 г. на Большой улице начали испытывать новые керосиновые фонари.
8 января 1908 года владимирская городская управа получила письмо от московского инженера Константина Александровича Русакова с просьбой предоставить ему «право построить в городе Владимире за свой собственный счет и риск электростанцию, имеющую целью снабжать город электроэнергией, как для освещения, так и для приведения в действие различных машин». Согласие было дано. Ведь беря на себя расходы и организацию строительства, инженер Русаков обещал в течение некоторого времени бесплатно освещать центральные улицы города.
Таким образом, первая электростанция общественного значения еще до своего появления оказалась в руках частного владельца. На Царицынской улице (ныне ул. Гагарина), напротив и несколько ниже Народного дома (ныне кукольный театр), Русакову отвели земельный участок под электростанцию. Закладка станции состоялось 20 августа 1908 г. Уже к концу 1908 года появилось просторное одноэтажное здание (на месте дома сталинского типа № 8 по ул. Гагарина). В построенном каменном одноэтажном здании установили два двигателя системы «Дизель» и две динамо-машины (по 75 и 35 кВт). Соединялись они между собой длинной ременной передачей.
Первый ток Владимирская электрическая станция дала 5 декабря 1908 года с одной динамо-машиной. Первые электрические фонари в количестве 11 штук появились на Большой улице, они были поставлены на участке от Золотых ворот до дома Хлопковой.
Газета «Старый Владимирец» писала в 1908 году: «В городскую управу часто заявляются люди, интересующиеся вопросом, как завести у себя в лавке или на квартире электрическое освещение. Что для этого нужно, дорого ли это стоит, много ли времени займет устройство проводов, где взять приборы, кому заявить о своем желании». «9 декабря ресторан Н.А. Чернецова был в виде пробы весь освещен электричеством, регулярно освещаться электричеством ресторан будет с 14-15 декабря, когда будут поставлены все 60 лампочек. Кроме ресторана Чернецова будут с этого же времени освещаться магазины Н.А. Петрова и Петровского. Освещается уже офицерское собрание (ныне ул. Большая Московская, д. 24)», - свидетельствовал «Старый Владимирец». В марте 1909 года на электростанции была смонтирована еще одна динамо-машина. Центральные улицы были освещены фонарями и дуговыми лампочками на 20 опорах. К 1 октября 1909 года полностью были завершены работы по электрификации. К распределительной сети подключили учреждения губернской и городской власти, лавки, трактиры и дома богатых обывателей, которые располагались поблизости. Технические показатели первой электростанции скромны. Мощность ее при пуске составляла 110 кВт, вырабатывала она постоянный ток напряжением 220 вольт и предназначалась только для освещения. Появление в городе электрического света вызвало у жителей большой интерес. Многие желали избавиться от тусклых и коптящих керосиновых ламп.
Во Владимире кроме центральной станции имелись движки на винном складе и в железнодорожных мастерских. Электростанция-малютка была и при губернской психбольнице. В 1913 г. на Владимирском епархиальном свечном заводе при ручном движении 10-ти тяговальных машин вырабатывалось свеч около 55 пудов в сутки, при расходе 10 машинистов и 7 отделывальщиках, среднее месячное жалованье приходилось по 22 руб. каждому, что составляло в год 4480 руб. расхода. На керосиновое освещение до 1913 года расходовалось ежегодно: на керосин 300 руб., лампы и стекла 20 руб., ламповщик 180 руб., а всего 500 руб. В 1913 году на заводе начато устройство электрического освещения завода и замена ручного движения тяговальных машин электричеством. Смета представлена от инженер-механика Груднева от 15 июля 1913 года, инженер-технолога Русакова от 14 августа 1913 года и от инженера Соколова, заведующего технической частью на Петербургском свечном заводе от 19 августа 1913 года. «…Не лишнее привести здесь данные об электрической станции во Владимире, на днях полученные в гор. управе. Закладка станции состоялось 20 августа 1908 г., открытие 8 декабря того-же года. Поставлены были две машины Дизеля в 40 и 120 сил. При открытии было 60 абонентов. В первый месяц выручено 339 р. Затем выручка шла таким образом: в 1909 г. – 12 220 р., в 1910 г. – 26 939 р., в 1911 г. – 34 818 р., в 1912 г. – 40 281 р. и в 1913 г. ожидается уже до 60 000 р. В настоящее время прибавлено еще 2 машины в 50 и 120 сил, тариф 30 к. экономическая лампочка в 16 свечей обходится в 0,49 или ½ к. в час. Абонентов уже 550. Город за 60 дуговых фонарей платит предпринимателям по 125 р. в год за каждый и, наверное, уже теперь раскаивается, что не сам утроил станцию. Не желательно чтобы наш город оказался в таком-же положении» (Газета «Муромский край» среда, 1-го января 1914).
В 1850 году Карл Маркс писал: «Царствование его величества пара, перевернувшего мир в прошлом столетии, окончилось; на его место станет неизмеримо более революционная сила - электрическая искра». После революции в России Центральный Электротехнический Совет при высшем Совете народного хозяйства (ВСНХ), куда вошли Г.М. Кржижановский и другие крупнейшие энергетики страны, стал разрабатывать электротехнические стандарты и готовить материалы для единого плана электрификации страны (ГОЭЛРО). В.И. Ленин принимал непосредственное участие в работе ВСНХ. Он часто встречался с инженерами, интересовался их жизнью и работой, учил не пугаться трудностей, которые казались непреодолимыми. Для руководства электростроительством в губернии был создан при Владимирском губернском Совете Народного хозяйства электроотдел. При его укомплектовании было напечатано обращение ко всем организациям с просьбой направить для работы в отдел инженеров и техников-электриков или людей, знакомых с электричеством. Строительство небольших электростанций в городах и селах губернии развивалось стремительно. Этот «электрический взрыв» требовалось срочно направить по правильному руслу. В отделе стали утверждаться все чертежи и сметы, и он стал давать разрешение на строительство электростанций мощностью до 25 кВт. На плановые объекты электроотдел выделял материалы и оборудование. За первые годы было разработано множество проектов, по которым электрифицировались города губернии, в том числе и проект расширения Владимирской электростанции. Станция К. Русакова во Владимире в 1918 году перешла в ведение отдела городского хозяйства. Плата за электроэнергию направлялась на расширение станции. Здесь был установлен локомобиль «Ланц». Станцию, где применялись уравнители напряжения генераторов и 28 верст распределительных сетей, обслуживали 50 электриков. Было электрифицировано 11% всех квартир в городе.
«Картина развития Электро-технического дела Губернии за годы с 1917 по 1920 г. представляется приблизительно в следующем виде. В 1917 году было установлено 448 киловатт по всей Владимирской губернии, при чем это количество киловаттов распределялось только между четырьмя уездами, в следующем 191.8 году количество установленных киловаттов увеличилось на 86 кил.; 1919 г. дал значительную прибавку именно 323 киловатта, такого же увеличения установленных киловаттов надо было бы ожидать и в следующем 1920 году, но, заметное оскудение запасов меди понизило сильно оборудование вновь Электросетей, дав только 177 киловатт, правда вдвое больше против 1918 года, но почти и вдвое менее против 1919 года. Правда, надо принять во внимание не только трудность приобретения меди, но и также динамо-машин и первичных двигателей, таковых конечно становится с течением времени находить затруднительнее; но если, принимая во внимание указанные причины произведения задержки в постановке новых Электро-Станций новых киловаттов, мы учтем киловатты устанавливаемые и в настоящий момент именно 131 киловатт, то мы и получим количество киловаттов за 1920 год 177+131=308 киловаттов т. е. такое же почти количество, что и в предыдущем 1919 году. Наибольшее количество киловаттов за 1920 год падает на Юрьевский уезд (78 киловатт уетановленных+26 устанавливаемых=104 кил.), что объясняется главным образом тем, что оборудованные Электро-Станции Юрьевского уезда сельские имели более легкую возможность добыть медный кабель непосредственно с Кольчугинского завода, за подвоз ему крестьянами Электрофицируемых селений топлива (дров)» (Труды 3-го очередного Владимирского Губернского Съезда Советов Народного Хозяйства. Январь 1921 года.)
Губ-Электро-Отдел Губернского Совета Народного Хозяйства образован в конце июня 1920 года.
«Круг деятельности Электро-Отдела ограничен особыми положениями об Электро-Отделах. Первыми задачами Отдела было производство учета Электротехнических станций общественного пользования, производство подготовки всех данных для их национализации, производство технического контроля над существующими и вновь оборудованными Электро-Станциями, установление должной связи между с одной стороны местами (уездами), с другой Губернским и Центральным органами, направление всей Электротехнической жизни Губернии в определенное русло, по определенному направлению, согласно указаниям и предписаниям Центра, снабжение Электротехнических хозяйств соответствующим Электротехническим инвентарем и наконец Губ-Электро-Отделу же принадлежит инициатива, и руководство в части Электрофикации губернии местного значения. Именно Электрофикации отдельных городов, селений, поселков и т. д., дабы дать впоследствии готовую, уже оборудованную нагрузку для будущих районных станций, а также Электрофикация при посредстве мелких районных станций. Электрофикация более крупного масштаба государственного выходит не только из сферы деятельности Губ-Электро-Отдела, но и из сферы Электро-Отдела В.С.Н.Х., а подлежит ведению Государственной комиссии по Электрофикации России Гоэлро. В части же Электрофикации местного значения Губ-Электро-Отделу принадлежит лишь побудительное начало, инициатива в плане Электрофикации и контроль над ней, самое же проведение ее в жизнь: именно проектирование и осуществление, производство работ входит в задачи Электро-Отдела В.С.Н. X. Электро-трестов (объединенная группа «динамо», всеобщая компания Электричества и пр.). Электро-Отдел установил должное отношение между местами Губ. и Московским Центрами, поставив в определенную колею их взаимоотношения, должную связь через Губ. Эл. Отдел, что они выполнили как рассылкой соответствующих постановлений, так и непосредственным объездом уездов. В части производства учета Электро-Станций общественного пользования, подготовки данных к их национализации собраны достаточно полные данные, хотя самого факта национализации станций по причине уклонения деятельности Отдела в сторону Электрофикации Губернии еще не произведено и отложено на 1921 год. К 1921 году на учете Электро-Отдела числилось Электро-Станций общественного пользования и освещенных селений около 40. В это число входит 10 Городских Электро-Станций и около 30 сельских, а именно: г. г. Владимира, Вязников, Гороховца, Коврова. Мурома, Покрова, Судогды, Юрьева и Гусь-Хрустального и сел: Порецкое, Пречистая Гора, Кобелиха, Боголюбово, им. Фетинино (Владим. у.), Мстёра (Вязниковского у.), Кулаки, Кошкинка, Новенькая, Тургенево (Меленковского у.), Монаково, Мертющиха, Дмитриевская Слобода (Муромского у.), Давыдково, Новоселки, Поселок Пекша (Покровского у.), Горка (Переславского у.), Лухтанская мельн., Муромцево (Судогодского у.), Городище, Давыдовское, Новопрокудино, Рябинка, Лазаревское и Катазино, им. Лучки, Радованье, Чернокулово, Васильевское, Литвиново и Олисавино (Юрьевского у.). Кроме сего, в 1921 г. производится установка вновь и оборудование станций и устройство освещения в 4-х городах и 8-ми селениях, именно в г. г. Александрове, Киржаче, Переславле и Суздале и в селениях Старый Двор. (Владим. у.), Петрино Большое и Малое с их поселками, Ярцево (Вязниковск. у.), Селино (Меленковского у.), Федоровское и Глотово, Барыкино (Юрьевского у.), а также рабочие поселки Голубевского завода, Дулевского, Бажановской ф-ки и Собинской м-ры. Еще большая часть селений желает осветиться и ими уже предприняты первоначальные шаги: именно составлены проекты, возбуждены соответствующие ходатайства пред Губ.-Электро-Отделом об удовлетворении их и снабжении Электро-материалом. Таковых проектов утвержденных. Отделом зарегистрировано около 40. Именно по Электрофикации г. г. Гороховца, Гаврилова Посада, Меленок; сел: Новое Село, Ставрово (Влад. у.), Скоморохово, Савельево, Афанасьево, Пеньки (Алекс. у.), Холщево, Роковой, Чудиново, Рыло, Подъелово (Вязниковс. у.), Меховицы (Ковровского у.), Кесово, Максимово (Меленковского у.), Беречино, Поддубки, Абакумово, Бурмино (Судогодского у.), Галанино, Овсянниково, Прокунино (Судогодского у.), Давыдовское Б. и М., ІІІекшево (Суздальского у.), Ивашково, Дроздово, Новоселка, Богословское, Чурилово, Марьино-Отяевка (Юрьевского у.) и раб. поселки заводов Вознесенского, Новогординского. Надо заметить, что все проекты по Электрофикации проходят через Губ-Электро-Отдел, где происходит их техническая проверка и делается то или иное заключение. Всего прошло через Губ-Электро-Отдел свыше 30 проектов по Электрофикации городов, сел, деревень, заводов и т. п. По утверждении того или иного проекта Отделом возбуждается ходатайство в Центр об отпуске, согласно смете проекта, Электро-материалов, а также оказывается всяческое содействие в приобретении первичных двигателей или состоящих на учете Отдела неиспользованных динамо машин, а также производится непосредственное удовлетворение Электро-материалами со склада отдела. Так непосредственно отпущено со склада Отдела за время его существования свыше 500 пудов голого провода, около 60000 сажен шнура и изолированного провода для внутренней проводки, около 4000 лампочек и соответствующее количество различной металлической арматуры. Учитывая всю острую необходимость для населения Электроосвещения, а также отсутствие на местах Технических сил, Губ-Электро-Отделу приходится выполнять работу, каковую в губерниях с значительным Центром (как-то Новогородская, Харьковская и др.) выполняют указанное выше Электро-Тресты, Технические конторы — именно техническому персоналу Отдела приходится выполнять составление самих проектов и даже самое непосредственное выполнение работ на месте (постановка Электро-Станций, оборудование их, прокладка сетей и пр.). Так Отделом составлено около 20 проектов по Электрофикации г. г. Суздаля, Гаврилова Посада и с.: Порецкое, Ставрово, Новое Село, Меховицы, Селино, Петрино Б. и M., Ярцево, Галанино, Давыдовское Б. и М., Федоровское, Глотово, Чурилово, Старый Двор, заводов Новогородинский, Вознесенский, раб. Поселок Собинской м-ры; при ближайшем участии Электро-Отдела были произведены работы по Электрофикации сел: Порецкое, Кобелиха, Пречистая Гора, а также по расширению Электро-сети в г. Владимире, Электрофикация Губ.-Больницы, Тюрьмы, Водокачки и полное оборудование в том-же городе вспомогательной Электростанции на 30 киловатт. Разработку общей программы Электрофикации Губернии можно считать законченной. Представленный Губ.-Электро-Отделом план работ утвержден Президиумом ГСНХ и Техническо-Производственной Комиссией ГСНХ. Согласно этого плана в ближайшее время предстоит 1) Электрофикация Главных Уездных городов, где в данное время Электро-Станции или отсутствуют, или требуется их расширение (г. г. Владимир, Муром, Гороховец—расширение; г. г. Суздаль, Александров, Переславль, Киржач, Меленки, Гаврилов Посад - Электрофикация вновь). Большая часть этих работ начата. 2) Доведение до благоприятного конца дела Электрофикации в тех селениях, где таковая уже начата и проекты коих уже утверждены Губ.-Электро-Отделом. 3) Объединение некоторых селений в смысле освещения путем устройства и оборудования мелких районных Электро-Станций (напр. селения Тургеневской вол. Меленковского уезда, где имеются благоприятные для сего данные) и в связи с этим. 4) обследования подобных районов (Картофельтерочный район Муромского и Меленковского уездов). 5) Электрофикация селений имеющих даровую водяную энергию или другие благоприятные для сего условия. Конечно, выполнение вышеуказанной программы сильно зависит от наличия Электро-материалов и голой меди. Электро-Отдел принимает все меры к заготовке такового, производя заранее массовые заказы на соответствующие заводы, в Центр, согласно действительной необходимой потребности. Выполнение означенных заказов уже приводится в исполнение и Губ.-Электро Отдел надеется в 1921 году намеченную программу выполнить, задержка может быть только из-за медного провода, но и здесь Электро-Отделом принимаются все меры к обеспечению себя таковым» (Труды 3-го очередного Владимирского Губернского Съезда Советов Народного Хозяйства. Январь 1921 года.)
«Новая электростанция. С окончанием оборудования блокстанции при спирто-складе, центральная станция получила значительное облегчение. Блокстанция оборудована паровой машиной 25 сил и такой же мощности нефтяным двигателем. Район обслуживания охватывает часть гороа, начиная от Красной церкви. Идея использования установки спирто-склада возникла еще в 1919 году, но за разными ведомственными трениями дело не шло дальше разговоров. Установку предполагалось использовать как подстанцию, т.е. питать ее током общегородскую сеть. Однако значительным препятствием явилось отсутствие динамомашины напряжения 440 вольт, какое вырабатывается центральной станцией. Осуществленное теперь использование является блокстанцией, т.е. вспомогательной станцией, питающей свою независимую сеть. Это позволило не считаться с напряжением городской сети и использовать стоявшие без употребления динамо-машины из губернской больницы. Оттуда же перенесен и нефтяной двигатель. Оборудование продолжалось три месяца, хотя уже к концу первого месяца станция начала работать с половинной мощностью, освещая больницу и тюрьму. Таким образом новая станция подоспела на помощь как раз к моменту наиболее темного времени, сопровождающегося наибольшей нагрузкой. Если вспомнить, что еще в прошлом году центральная станция с большим трудом справлялась с зимней нагрузкой, станет понятно значение этой новой победы на фронте труда» («Призыв», 22 января 1921).
«Уездно-Городской Коммунальный Отдел настоящим доводит до сведения как учреждений, так и граждан, что отпуск электроэнергии с Центральной Электрической станции для технических работ типографии, мельницы и проч. с 16-го февраля будет отпускаться с 8-ми часов утра и до 3-х часов дня и для освещения с наступлением темноты и до 1 часу ночи. Следовательно – со дня настоящего объявления технические предприятия города ни в коем случае не в праве пускать в вечернее время моторы и другие двигатели, работающие непосредственно от Электростанции. Означенное мероприятие вызвано отсутствием нефтетоплива, хотя в распоряжении Электростанции Комотдела и имеются достаточные технические силы по снабжению абонентов города электросилой и электросветом. Заведующий отделом Н. Привезенцев. Завед. Подотделом Советских Предприятий общего пользования М. Мочалов» («Призыв», 17 февраля 1921).
«10 мая в городе с 10 часов вечера потухло электричество. Причина - отсутствие воды для питания машин. В последнее время, в связи с бездействием городского водопровода, для электрической станции воду накачивают из Лыбеди при помощи пожарных рукавов» («Призыв» 12 мая 1921).
«На мельницах быв. Бабушкина (у Московской заставы) и электромельницы (при электростанции, на манежной площади) производится размол всякого зерна без предварительных разрешений, при уплате 2 ½ фунта натурой с размолотого пуда» («Призыв», 18 октября 1921).
Улица Ленина (Гагарина). Вид на электростанцию и драматический театр (бывший Народный дом). 1944 год. Автор Сидоров Алексей Алексеевич. Архив ВСМЗ. «Электро-станция Губэлектро во избежания недоразумений просит все учреждения и частных абонентов вносить плату за электрическую энергию на текущий счет станции за №346669 или в кассу при электро-станции. Губэлектро» («Призыв», 24 ноября 1921).
В ходе всеобщего трестирования промышленности в апреле 1922 года в системе Владимирского губернского народного хозяйства был образован Владимирский электрический трест. В ходе своей производственной деятельности Владимирский электрический трест выполнял следующие функции: 1. Объединение деятельности всех электрических станций Владимирской губернии; 2. Учет расхода электрической энергии; 3. Эксплуатация электростанций. В состав треста входили: Владимирская, Вязниковская, Муромская и Юрьев-Польская электростанции. 5 марта 1923 года приказом по ГСНХ Владимирский электро-трест ликвидирован. В 1924 году электростанции переданы в ведение ВСНХ.
«Владэлектротрест принял станцию в конце мая 1922 г, когда имелись исправными два двигателя — Дизель 120 сил и Локомобиль 150 л. с., третий-же Дизель 120 л. с. вследствие общей перегрузки потерпел аварию еще весною этого года. В настоящее время находятся в работе те же две машины и нагрузка коих не менее той, при которой вышел из строя Дизель 120 л. с. Перегрузка станции, когда не только 50 свечная лампочка, но и большей свечности, не может дать приличного света, вызывается следовательно отсутствием работы бывшего ранее 120 сильного Дизеля и намеченного к постановке 200 сильного — это с одной стороны, с другой пользованием энергией некоторыми гражданами без всякого разрешения как для целей освещения, так и для иных (отопительных, нагревательных моторов и пр.). Обычные способы обнаруживания и взыскания штрафа оказались мало действительными и Правление Электротреста в августе вошло с ходатайством в Губисполком об издании обязательного постановления в силу коего хищения электроэнергии должны рассматриваться в административном порядке с применением суровых наказаний. Проект этот получил утверждение лишь на-днях. Действительными техническими мерами по восстановлению правильной работы станции будет пуск на днях нового 200 сильного Дизеля и в дальнейшем ремонт 120 сильного Дизеля, от ремонта коего до последнего времени отказывались все заводы (в сентябре получено согласие Сормова). Принять решительные меры в смысле сокращения потребления энергии всякого рода в лучшем случае общественно бесполезными предприятиями НЭПА в настоящий момент будет едва ли целесообразно, ибо платежеспособность населения не позволит назначать тот тариф, каковой вполне мог соответствовать себестоимости. Обложение предприятий коммерческого характера дает возможность держать тариф более низкий для населения. (Средняя стоимость одной лампочки около рубля золотом в месяц). Правление Электротреста рассчитывает также сократить потребление энергии путем увеличения платы для частных квартир лиц, не состоящих членами Профсоюзов. Увеличенье будет проведено по пуске в ход нового двигателя. Особоуполномоченный Электротреста» («Призыв», 19 октября 1922).
«Наша Владимирская горе электростанция с каждый днем все убедительнее и убедительнее доказывает полную бездеятельность своей «инженерии» и руководителей. На электростанции дело не клеится.— Кто-то определенно бездействует и подрывает дело нормального ее действия. Но кто-этот «кто»?.. Дознаться и отыскать виновников у наших административных органов, очевидно, нет времени, а возможно и... желания. На электростанции чуть ли не два года чинятся машины, меняются котлы, части, ремни и пр. Но возу все нет ходу... Замазав одну дыру «сегодня»,— на «завтра» на этом же самом месте появляются сразу две диковины?! Доподлинные чудеса... а может быть и саботаж?! Не говоря уже о частных квартирах горожан, выплачивающих десятки миллионов за лампочку с едва заметным световым кружечком, «инженерия» нашей электростанции насмехается вдобавок еще и над предприятиями, платящими сотни миллионов за энергию. Благодаря плохой деятельности электростанции, в предприятиях часто срывается работа срочных заказов государственной важности. В типографиях задерживаются печатные периодические издания — газеты. И в случае приостановки электрической энергии, телефонная станция обычно отвечает: не работает телефон... Стоящие же во главе электростанции снимают у себя попросту телефонную трубку и не желают слушать никаких заявлений. Сами «дескать» знаем, что нет света—обождите. Завтра наладим... Не лучше ли будет, за одно со сменой машинных частей —сменить еще и головы всех ведающих делами электростанции: заменить их более свежими и деятельными. А это бы сделать нужно давно. Печатник» («Призыв», 2 декабря 1922).
«Владимирской электростанцией было заявлено Влад. Влад. Уголрозыску о хищении ремня. Согласно заявления ВГУУР было произведено расследование, в результате которого обнаружен целый ряд систематических краж других предметов в течение 1922-21 гг. По делу отстранены от исполнения служебных обязанностей заведующий электростанцией, помощник заведующего, завед. складом и т. д, Дело передано Губ-прокурору для дальнейшего производства расследования» ("Призыв", 24 декабря 1922). В 1922 году мощность Владимирской станции увеличили. К сетям было присоединено 900 квартир. Электродвигатели использовались на мельнице, в типографии, в театре, технических мастерских. До 2 часов станция работала для осветительных целей, а с 2 до 4 часов - для газеты «Призыв». Из-за больших потерь на окраинах напряжение падало, и приходилось использовать движки. Назрела необходимость в переустройстве всей системы электроснабжения. Требовался перевод питания города на трехфазный переменный ток. «Ну и местком. Местком Владимирской электростанции занимается спекуляцией. 7 мая была получена мука и другие продукты из Госбанка на средства станции. Все было предназначено к выдаче служащим в счет майского жалованья. Присутствующие получили. Отсутствующим же на работе и больным мука не попала, она попала Владимирским торговцам мучного дела; продавало се товарищество на паях (Подрубалов и Смирнов). Поднажились, значит, на казенных денежках. Спекулируют, а не видят поскольку работает работница 18 лет по подноске торфа, и как работают подростки, нанятые Бричкиным помимо Биржи Труда. Наш местком недавно насмешил всех. Центроместком прислал в местком отношение о занятиях, о неграмотных, а наш местком взял да и вывесил его на стене, чтоб его, видно, неграмотные прочитали. Ну и работнички!» («Призыв», 15 мая 1923). 1923-й год «Сделана заново дымовая труба и капитально отремонтирован большой локомобиль. Заново переделана, с постановкой всех без исключения новых столбов, электросеть во всем городе».
«На владимирской электростанции были два бездействующих вентилятора, их сняли, якобы, для ремонта, но до сего времени рабочие ждут их напрасно. Дежурные в вечернюю смену открывают окна и дверь, чтобы не задохнуться от дыма, которого здесь в изобилии. Необходимо инспектору труда заглянуть на электростанцию подтолкнуть нашу администрацию, чтобы последняя поторопилась с постановкой вентиляторов» («Призыв», 6 февраля 1926).
«Механическая мастерская владимирской электростанции вместо того, чтобы ремонтировать машины станции, начинает частным образом принимать заказы на всевозможные слесарные работы. Слесаря настолько стали пользоваться известностью в городе, что недостатка в заказах они не испытывают. За последнее время от мелких поделочных работ они перешли к более крупным работам, например, взялись оборудовать все машины вновь открываемой частной колбасной Сергеева. Работают они не только в свободное время, но и в часы занятий, пользуясь для своих работ помещением, инструментом и электроэнергией станции. А свои дизеля никак не дождутся ремонта!» («Призыв», 21 августа 1926). «Бесхозяйственность в коммунальном тресте. Последние дни особенно участились перебои в подаче электросвета. В этих перебоях сплошь и рядом обвиняют электростанцию и ее работников. Между тем, причины перебоев таковы. Владимирская электростанция построена в 1908 г. Мощность ее тогда была в 75 киловатт. И уже только после постройки, она постепенно расширялась и усиливалась до 1922 года, когда ее силовые установки (3 дизеля и локомобиль) достигли мощности в 375 киловатт, генераторы же имеют мощность в 403 квт. Некоторые машины работают с первых лет основания электростанции и поэтому изношенность их настолько велика, что специальная комиссия еще в 1924 г. нашла их к эксплуатации совершенно непригодными. Последние четыре года мощность станции не увеличивалась, нагрузка же ее непрерывно растет за счет включения в сеть новых магазинов, госучреждений и уличного освещения; таким образом, сейчас электростанция настолько перегружена, что при нормальной работе имеющихся в наличии машин, вместо полагающегося напряжения в 450 вольт вечером от 4 до 9 часов она не может поднять его выше 370 — 380 вольт. В результате, на окраинах города, вместо 220 вольт, в электролампу попадает ток (учитывая потерю в сети) всего лить 150 — 160 вольт. Как уже говорилось, изношенность машин весьма значительна. Поэтому машины требуют частого и продолжительного ремонта, производить который нельзя, так как самые мощные машины работают по 19 часов в сутки. Следствием же этого в свою очередь являются вынужденные остановки машин, а, за неимением резервных силовых установок, на время спешного и неотложного ремонта, приходится выключать районы города. Перебои последних дней вызваны плохим состоянием котла локомобиля, ремонт которого требует продолжительного времени и производится специально приглашенными для этой цели котельщиками в дневные часы, а вечер и часть ночи машина всегда работает. Все это достаточно ясно говорит о катастрофическом положении нашей электростанции и о тех тяжелых условиях, в которых приходится работать обслуживающему ее персоналу. Коммунальный трест делал попытки усилить мощность станции, но попытки эти были весьма неудачны, — тратились бесполезно средства на командировки в бесплодных поисках двигателя в Подольске и Ульяновске, потеряно много ценного времени, тогда как двигатель в 220 лошадиных сил пришлось заказать «под боком» — в Н.-Новгороде. Он будет готов лишь в феврале 1927 г., а установлен не ранее будущей осени. В значительной степени подрывает усиление мощности элестростанции бесхозяйственное и неумелое ведение дела коммунальным трестом в других его предприятиях,— столовой и ресторане «Прогресс», банях, электромельнице и др., которые в общей сложности дали большой дефицит, покрываемый в значительной своей части за счет электростанции» («Призыв», 3 декабря 1926). «Коммунальный трест приступил к ремонту машин и помещения городской электростанции, а также городской электрической сети. Стоимость ремонтных работ определена в 27.500 руб.» («Призыв», 13 октября 1926). «В связи с частыми перебоями в подаче света в город, наш сотрудник обратился за разъяснениями на электростанцию. Там ему сообщили следующее. Сейчас на городской электростанции работают 4 машины. Все они пришли в ветхость и требуют капитального ремонта. Произвести же этот ремонт нельзя, так как на время ремонта город должен остаться без света на 2-3 месяца. Из-за ветхости в машинах часто бывают поломки: оборвется, например, приводной ремень, лопнет пружина у масленки, как это было на-днях, в результате, машину приходится останавливать; остальные же машины свет подают более слабый из-за перегрузки. Для усиления света, в таких случаях, выключаются какие-нибудь второстепенные линии — Троицкая, Ильинская, или Залыбедская, но и это помогает мало. Для того, чтобы обслужить город полным светом, надо иметь станцию мощностью до 1.000 киловатт. Наша станция имеет мощность только около 300 киловатт. Для нормального горения ламп, необходимо подавать не менее 220 вольт энергии, станция же подает только 180—190 вольт. Для того, чтобы улучшить дело, необходимо установить на станции новые машины и отремонтировать старые. В будущем году коммунальный трест предполагает установить новую машину в 200 сил, но и эта машина положения не спасет, если при том повысится и нагрузка. Нагрузка же должна повыситься. Уже сейчас поступает много заявлений о проводке и вечно, отказывать будет нельзя. Предполагается также усилить и уличное освещение. В настоящем положении нормальное освещение города будет возможно, если срочно установить новую машину или же выключить вовсе одну четвертую часть города» («Призыв», 4 ноября 1926). «Перебои в подаче света будут устранены. В беседе с нашим сотрудником, председатель горсовета тов. Быков заявил, что наблюдающиеся за последние дни перебои в подаче электроэнергии вызваны большой перегрузкой электростанции. Горсовет предложил коммунальному тресту уменьшить подачу электроэнергии в магазины ночью, а лишнюю энергию переключить на уличное освещение, в частные дома и в учреждения. Горсовет принимает также все меры к тому, чтобы как можно скорее на электростанции был поставлен новый дизель. По договору дизель будет установлен в феврале-марте будущего года. Новый дизель даст возможность разгрузить станцию. Ведутся также подготовительные работы и по переоборудованию городской сети проводов. На это потребуется 350.000 рублей. Треть этой суммы обещает дать электробанк, остальные, вероятно, придется выделить из средств горсовета. Указанные мероприятия дадут возможность упорядочить освещение города» («Призыв», 5 ноября 1926).
«Владимирский коммунальный трест, исполняя колдоговор, решил прошлой осенью построить для электростанции каменную механическую мастерскую, рядом с машинным отделением. Была уже составлена смета и оставалось приступить к постройке. Но трест почему то передумал и решил мастерскую перевести в контору электростанции. Контору отремонтировали — стены покрасили масляной краской, побелили потолки, оштукатурили печку, сменили сгнившую балку на потолке, перенесли кабинет заведующего и лабораторию на другое место. Но в результате, мастерская осталась в старом помещении против электростанции — через дорогу. В сущности, это даже не мастерская, а закопченная старая конура. Перевести мастерскую в помещение конторы не удалось из-за того, что завод, строящий новый двигатель для станции, не согласился поставить маховик на другой стороне коленчатого вала и поэтому при установке двигателя, соединение его с динамо-машиной произойдет как раз в помещении конторы, которую вероятно тогда придется сломать. Спрашивается, зачем трест делал ремонт? Да, кстати, еще немного о ремонте,— крыша над новой балкой в потолке опять проливает, так что сейчас половина потолка отсырела и с него капает вода. А так как в помещении холодно, то эта водица превращается в ледяные сосульки. Холод в помещении стоит такой, что замерзают чернила в чернильницах. А между тем, печка топится день и ночь и пожирает массу топлива. Штукатурка с печки вся облетела и сама печка дала трещины — того и гляди развалится. Из-за сильного холода, задерживается выпуск счетчиков электроэнергии из лаборатории, а сотрудники, чтобы не замерзнуть греются у печки. Все это сильно тормозит работу» («Призыв», 27 января 1927).
18 сентября 1927 г. на Владимирской электростанции запущен новый дизель и диномо-машина
7 ноября 1926 года, в день девятой годовщины Октябрьской революции, состоялась торжественная закладка Владимирской ТЭЦ-1 по плану ГОЭЛРО.
«Военная электростанция передается коммунальному тресту. В распоряжении военного ведомства находилась небольшая электрическая станция, расположенная за военным городком. Теперь эта станция передается коммунальному тресту. Трест, по всей вероятности, использует станцию для освещения северо-западной части города (Солдатская слобода, Стрелецкая и др. улицы)» («Призыв», 14 декабря 1926).
В начале декабря 1928 года ВРЭС мощностью 2,5 тысяч кВт стала действующей (см. Владимирская ТЭЦ), «Электрический голод» в центральной части губернии был ликвидирован. Эта станция явилась главным связующим звеном между Московской, Ивановской и Нижегородской энергосистемами.
У Юрьевской заставы, в районе Золотых ворот, в военном городке в течение 1928 года строились кирпичные трансформаторные пункты, которые объединялись между собой кабельной линией.
Старая станция отстала от требований времени. Крупная авария после 20 лет работы окончательно вывела ее из строя. «Завод «Приборстроя». Передается заводу и здание городской электростанции. Здесь будет организован гараж завода. С весны будущего года на участке электростанции будет развернуто заводское строительство» («Призыв», 1931 г. 21 сент.).
В 1945 году на бывшей Конной площади было снесено ветхое здание первой городской электростанции, и на его месте в 1945 г. построили дом для работников завода «Автоприбор» (ул. Гагарина, д. 8). Причем возводили его силами немецких военнопленных.
Ерофеевский спуск в 1945 г.
Улица Гагарина, д. 8
Древнерусские осветительные приборы.
Осветительные приборы последней четверти XIX - первой пол. XX в. |