Главная
Регистрация
Вход
Четверг
18.10.2018
03:16
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 522

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [963]
Суздаль [310]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [280]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [35]
Москва [41]
Покров [71]
Гусь [99]
Вязники [182]
Камешково [53]
Ковров [277]
Гороховец [76]
Александров [158]
Переславль [91]
Кольчугино [37]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [83]
Религия [2]
Иваново [34]
Селиваново [12]
Гаврилов Пасад [7]
Меленки [27]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [51]
Учебные заведения [19]
Владимирская губерния [20]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [67]
Медицина [20]

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 22
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Электростанция инженера Русакова в гор. Владимире

Электростанция инженера Русакова в гор. Владимире

Город хотя и просвещен, но мало освещен (в 1877 г.). Всех фонарей 215 (по одному на 82 саж. уличного протяжения), на расстоянии один от другого по Большой улице на 20 саж., а в боковых и за Лыбедью на 30-40; улицы освещаются в течении 9 месяцев, с августа по май. Освещение сдается от Управы подрядчику за 1997 руб., т.е. по 3 ½ коп. за вечер на фонарь. Здешние фонари скорее служат для усиления мрака, чтобы более оттенить окружающую тьму. Даже на Большой улице в осенний вечер при полном освещении можно, переходя улицу попасть под лошадь (хорошо еще, что езды мало), а в стороне от Большой улицы еле мерцающее светлое пятно фонаря замечается только тогда, когда подойдешь к нему на 2-3 шага. Кроме того Владимирские фонари могут содействовать также появлению натуральных «фонарей» ручными фонарями. При том те окраины, где освещение нужнее, где обыватель более рискует увязнуть или наткнуться на не доброго человека, почти лишены освещения, таковы прибрежные части Подъяческой улицы, Слободы, Боровок, Ременники и т.п. (Субботин А.П., 1877 г.).

Первая во Владимире электростанция инженера Советкина вырабатывала ток и освещала с 1885 года только мастерские училища.

8 января 1908 года владимирская городская управа получила письмо от московского инженера Константина Александровича Русакова с просьбой предоставить ему «право построить в городе Владимире за свой собственный счёт и риск электростанцию, имеющую целью снабжать город электроэнергией, как для освещения, так и для приведения в действие различных машин». Согласие было дано. Ведь беря на себя расходы и организацию строительства, инженер Русаков обещал в течение некоторого времени бесплатно освещать центральные улицы города.
Таким образом, первая электростанция общественного значения еще до своего появления оказалась в руках частного владельца. На Царицынской улице (ныне ул. Гагарина), напротив и несколько ниже Народного дома (ныне кукольный театр), Русакову отвели земельный участок под электростанцию. Закладка станции состоялось 20 августа 1908 г. Уже к концу 1908 года появилось просторное одноэтажное здание (на месте дома сталинского типа № 8 по ул. Гагарина). В построенном каменном одноэтажном здании установили два двигателя системы «Дизель» и две динамо-машины (по 75 и 35 кВт). Соединялись они между собой длинной ременной передачей.
Первый ток Владимирская электрическая станция дала 5 декабря 1908 года с одной динамо-машиной.
Газета «Старый Владимирец» писала в 1908 году: «В городскую управу часто заявляются люди, интересующиеся вопросом, как завести у себя в лавке или на квартире электрическое освещение. Что для этого нужно, дорого ли это стоит, много ли времени займёт устройство проводов, где взять приборы, кому заявить о своём желании».
«9 декабря ресторан Н.А. Чернецова был в виде пробы весь освещён электричеством, регулярно освещаться электричеством ресторан будет с 14 -15 декабря, когда будут поставлены все 60 лампочек. Кроме ресторана Чернецова будут с этого же времени освещаться магазины Н.А. Петрова и Петровского. Освещается уже офицерское собрание (ныне ул. Большая Московская, д. 24)», - свидетельствовал «Старый Владимирец».
В марте 1909 года на электростанции была смонтирована ещё одна динамо-машина. Центральные улицы были освещены фонарями и дуговыми лампочками на 20 опорах. К 1 октября 1909 года полностью были завершены работы по электрификации. К распределительной сети подключили учреждения губернской и городской власти, лавки, трактиры и дома богатых обывателей, которые располагались поблизости. Технические показатели первой электростанции скромны. Мощность её при пуске составляла 110 кВт, вырабатывала она постоянный ток напряжением 220 вольт и предназначалась только для освещения.
Появление в городе электрического света вызвало у жителей большой интерес. Многие желали избавиться от тусклых и коптящих керосиновых ламп.

Во Владимире кроме центральной станции имелись движки на винном складе и в железнодорожных мастерских. Электростанция-малютка была и при губернской психбольнице.
В 1913 г. на Владимирском епархиальном свечном заводе при ручном движении 10-ти тяговальных машин вырабатывалось свеч около 55 пудов в сутки, при расходе 10 машинистов и 7 отделывальщиках, среднее месячное жалованье приходилось по 22 руб. каждому, что составляло в год 4480 руб. расхода. На керосиновое освещение до 1913 года расходовалось ежегодно: на керосин 300 руб., лампы и стекла 20 руб., ламповщик 180 руб., а всего 500 руб.
В 1913 году на заводе начато устройство электрического освещения завода и замена ручного движения тяговальных машин электричеством. Смета представлена от инженер-механика Груднева от 15 июля 1913 года, инженер-технолога Русакова от 14 августа 1913 года и от инженера Соколова, заведующего технической частью на Петербургском свечном заводе от 19 августа 1913 года.
«…Не лишнее привести здесь данные об электрической станции во Владимире, на днях полученные в гор. управе.
Закладка станции состоялось 20 августа 1908 г., открытие 8 декабря того-же года. Поставлены были две машины Дизеля в 40 и 120 сил. При открытии было 60 абонентов. В первый месяц выручено 339 р. Затем выручка шла таким образом: в 1909 г. – 12 220 р., в 1910 г. – 26 939 р., в 1911 г. – 34 818 р., в 1912 г. – 40 281 р. и в 1913 г. ожидается уже до 60 000 р.
В настоящее время прибавлено еще 2 машины в 50 и 120 сил, тариф 30 к. экономическая лампочка в 16 свечей обходится в 0,49 или ½ к. в час. Абонентов уже 550. Город за 60 дуговых фонарей платит предпринимателям по 125 р. в год за каждый и, наверное, уже теперь раскаивается, что не сам утроил станцию.
Не желательно чтобы наш город оказался в таком-же положении» (Газета «Муромский край» среда, 1-го января 1914 г.).

В 1850 году Карл Маркс писал: «Царствование его величества пара, перевернувшего мир в прошлом столетии, окончилось; на его место станет неизмеримо более революционная сила - электрическая искра».
После революции в России Центральный Электротехнический Совет при высшем Совете народного хозяйства (ВСНХ), куда вошли Г.М. Кржижановский и другие крупнейшие энергетики страны, стал разрабатывать электротехнические стандарты и готовить материалы для единого плана электрификации страны (ГОЭЛРО).
В.И. Ленин принимал непосредственное участие в работе ВСНХ. Он часто встречался с инженерами, интересовался их жизнью и работой, учил не пугаться трудностей, которые казались непреодолимыми.
Для руководства электростроительством в губернии был создан при Владимирском губернском Совете Народного хозяйства электроотдел. При его укомплектовании было напечатано обращение ко всем организациям с просьбой направить для работы в отдел инженеров и техников-электриков или людей, знакомых с электричеством.
Строительство небольших электростанций в городах и сёлах губернии развивалось стремительно. Этот «электрический взрыв» требовалось срочно направить по правильному руслу. В отделе стали утверждаться все чертежи и сметы, и он стал давать разрешение на строительство электростанций мощностью до 25 кВт. На плановые объекты электроотдел выделял материалы и оборудование. За первые годы было разработано множество проектов, по которым электрифицировались города губернии, в том числе и проект расширения Владимирской электростанции.
Станция К. Русакова во Владимире в 1918 году перешла в ведение отдела городского хозяйства. Плата за электроэнергию направлялась на расширение станции. Здесь был установлен локомобиль «Ланц». Станцию, где применялись уравнители напряжения генераторов и 28 вёрст распределительных сетей, обслуживали 50 электриков. Было электрифицировано 11% всех квартир в городе.

«Новая электростанция.
С окончанием оборудования блокстанции при спирто-складе, центральная станция получила значительное облегчение. Блокстанция оборудована паровой машиной 25 сил и такой же мощности нефтяным двигателем. Район обслуживания охватывает часть гороа, начиная от Красной церкви. Идея использования установки спирто-склада возникла еще в 1919 году, но за разными ведомственными трениями дело не шло дальше разговоров. Установку предполагалось использовать как подстанцию, т.е. питать ее током общегородскую сеть. Однако значительным препятствием явилось отсутствие динамомашины напряжения 440 вольт, какое вырабатывается центральной станцией. Осуществленное теперь использование является блокстанцией, т.е. вспомогательной станцией, питающей свою независимую сеть. Это позволило не считаться с напряжением городской сети и использовать стоявшие без употребления динамо-машины из губернской больницы. Оттуда же перенесен и нефтяной двигатель. Оборудование продолжалось три месяца, хотя уже к концу первого месяца станция начала работать с половинной мощностью, освещая больницу и тюрьму. Таким образом новая станция подоспела на помощь как раз к моменту наиболее темного времени, сопровождающегося наибольшей нагрузкой. Если вспомнить, что еще в прошлом году центральная станция с большим трудом справлялась с зимней нагрузкой, станет понятно значение этой новой победы на фронте труда» (газета «Призыв», 22 января 1921).
«Уездно-Городской Коммунальный Отдел настоящим доводит до сведения как учреждений, так и граждан, что отпуск электроэнергии с Центральной Электрической станции для технических работ типографии, мельницы и проч. с 16-го февраля будет отпускаться с 8-ми часов утра и до 3-х часов дня и для освещения с наступлением темноты и до 1 часу ночи.
Следовательно – со дня настоящего объявления технические предприятия города ни в коем случае не в праве пускать в вечернее время моторы и другие двигатели, работающие непосредственно от Электростанции.
Означенное мероприятие вызвано отсутствием нефтетоплива, хотя в распоряжении Электростанции Комотдела и имеются достаточные технические силы по снабжению абонентов города электросилой и электросветом.
Заведующий отделом Н. Привезенцев.
Завед. Подотделом Советских Предприятий общего пользования М. Мочалов» (газета «Призыв», 17 февраля 1921).
«10 мая в городе с 10 часов вечера потухло электричество. Причина - отсутствие воды для питания машин. В последнее время, в связи с бездействием городского водопровода, для электрической станции воду накачивают из Лыбеди при помощи пожарных рукавов» (газета «Призыв» 12 мая 1921).
«На мельницах быв. Бабушкина (у Московской заставы) и электромельницы (при электростанции, на манежной площади) производится размол всякого зерна без предварительных разрешений, при уплате 2 ½ фунта натурой с размолотого пуда» (газета «Призыв», 18 октября 1921).


Вид на бывшую электростанцию. 1944 г.

«Электро-станция Губэлектро во избежания недоразумений просит все учреждения и частных абонентов вносить плату за электрическую энергию на текущий счет станции за № 346669 или в кассу при электро-станции.
Губэлектро» (газета «Призыв», 24 ноября 1921).
«Наша Владимирская горе электростанция с каждый днем все убедительнее и убедительнее доказывает полную бездеятельность своей «инженерии» и руководителей. На электростанции дело не клеится.— Кто-то определенно бездействует и подрывает дело нормального ее действия. Но кто-этот «кто»?.. Дознаться и отыскать виновников у наших административных органов, очевидно, нет времени, а возможно и... желания. На электростанции чуть ли не два года чинятся машины, меняются котлы, части, ремни и пр. Но возу все нет ходу... Замазав одну дыру «сегодня»,— на «завтра» на этом же самом месте появляются сразу две диковины?! Доподлинные чудеса... а может быть и саботаж?!
Не говоря уже о частных квартирах горожан, выплачивающих десятки миллионов за лампочку с едва заметным световым кружечком, «инженерия» нашей электростанции насмехается вдобавок еще и над предприятиями, платящими сотни миллионов за энергию. Благодаря плохой деятельности электростанции, в предприятиях часто срывается работа срочных заказов государственной важности. В типографиях задерживаются печатные периодические издания —газеты. И в случае приостановки электрической энергии, телефонная станция обычно отвечает: не работает телефон... Стоящие же во главе электростанции снимают у себя попросту телефонную трубку и не желают слушать никаких заявлений. Сами «дескать» знаем, что нет света—обождите. Завтра наладим...
Не лучше ли будет, за одно со сменой машинных частей —сменить еще и головы всех ведающих делами электростанции: заменить их более свежими и деятельными.
А это бы сделать нужно давно.
Печатник» (газета «Призыв», 2 декабря 1922).
«Владэлектротрест принял станцию в конце мая 1922 г, когда имелись исправными два двигателя — Дизель 120 сил и Локомобиль 150 л. с., третий-же Дизель 120 л. с. вследствие общей перегрузки потерпел аварию еще весною этого года.
В настоящее время находятся в работе те же две машины и нагрузка коих не менее той, при которой вышел из строя Дизель 120 л. с.
Перегрузка станции, когда не только 50 свечная лампочка, но и большей свечности, не может дать приличного света, вызывается следовательно отсутствием работы бывшего ранее 120 сильного Дизеля и намеченного к постановке 200 сильного — это с одной стороны, с другой пользованием энергией некоторыми гражданами без всякого разрешения как для целей освещения, так и для иных (отопительных, нагревательных моторов и пр.).
Обычные способы обнаруживания и взыскания штрафа оказались мало действительными и Правление Электротреста в августе вошло с ходатайством в Губисполком об издании обязательного постановления в силу коего хищения электроэнергии должны рассматриваться в административном порядке с применением суровых наказаний.
Проект этот получил утверждение лишь на-днях.
Действительными техническими мерами по восстановлению правильной работы станции будет пуск на днях нового 200 сильного Дизеля и в дальнейшем ремонт 120 сильного Дизеля, от ремонта коего до последнего времени отказывались все заводы (в сентябре получено согласие Сормова).
Принять решительные меры в смысле сокращения потребления энергии всякого рода в лучшем случае общественно бесполезными предприятиями НЭПА в настоящий момент будет едва ли целесообразно, ибо платежеспособность населения не позволит назначать тот тариф, каковой вполне мог соответствовать себестоимости. Обложение предприятий коммерческого характера дает возможность держать тариф более низкий для населения. (Средняя стоимость одной лампочки около рубля золотом в месяц).
Правление Электротреста рассчитывает также сократить потребление энергии путем увеличения платы для частных квартир лиц, не состоящих членами Профсоюзов. Увеличенье будет проведено по пуске в ход нового двигателя.
Особоуполномоченный Электротреста» (газета «Призыв», 19 октября 1922 г.).
«Владимирской электростанцией было заявлено Влад. Влад. Уголрозыску о хищении ремня. Согласно заявления ВГУУР было произведено расследование, в результате которого обнаружен целый ряд систематических краж других предметов в течение 1922-21 гг. По делу отстранены от исполнения служебных обязанностей заведующий электростанцией, помощник заведующего, завед. складом и т. д, Дело передано Губ-прокурору для дальнейшего производства расследования» (газета "Призыв", 24 декабря 1922 года).
В 1922 году мощность Владимирской станции увеличили. К сетям было присоединено 900 квартир. Электродвигатели использовались на мельнице, в типографии, в театре, технических мастерских. До 2 часов станция работала для осветительных целей, а с 2 до 4 часов - для газеты «Призыв». Из-за больших потерь на окраинах напряжение падало, и приходилось использовать движки. Назрела необходимость в переустройстве всей системы электроснабжения. Требовался перевод питания города на трёхфазный переменный ток.
«Ну и местком.
Местком Владимирской электростанции занимается спекуляцией.
7 мая была получена мука и другие продукты из Госбанка на средства станции. Все было предназначено к выдаче служащим в счет майского жалованья. Присутствующие получили. Отсутствующим же на работе и больным мука не попала, она попала Владимирским торговцам мучного дела; продавало се товарищество на паях (Подрубалов и Смирнов).
Поднажились, значит, на казенных денежках.
Спекулируют, а не видят поскольку работает работница 18 лет по подноске торфа, и как работают подростки, нанятые Бричкиным помимо Биржи Труда.
Наш местком недавно насмешил всех. Центроместком прислал в местком отношение о занятиях, о неграмотных, а наш местком взял да и вывесил его на стене, чтоб его, видно, неграмотные прочитали.
Ну и работнички!» (Газета «Призыв», 15 мая 1923 года).
1923-й год «Сделана заново дымовая труба и капитально отремонтирован большой локомобиль. Заново переделана, с постановкой всех без исключения новых столбов, электросеть во всем городе».

В начале декабря 1928 года ВРЭС мощностью 2,5 тысяч кВт стала действующей (см. Владимирская ТЭЦ), «Электрический голод» в центральной части губернии был ликвидирован. Эта станция явилась главным связующим звеном между Московской, Ивановской и Нижегородской энергосистемами.
У Юрьевской заставы, в районе Золотых ворот, в военном городке в течение 1928 года строились кирпичные трансформаторные пункты, которые объединялись между собой кабельной линией.
Старая станция отстала от требований времени. Крупная авария после 20 лет работы окончательно вывела её из строя.
Древнерусские осветительные приборы.
Осветительные приборы последней четверти XIX - первой пол. XX в.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (07.04.2018)
Просмотров: 162 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика