Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
24.11.2024
05:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Древнерусские осветительные приборы

Древнерусские осветительные приборы из археологических коллекций музея заповедника

Известно, что для освещения жилых помещений и храмов человек издавна использовал масляные светильники из глины или металла, а также восковые свечи. В Древней Греции и Древнем Риме широко применялись глиняные светильники разных форм и орнаментаций, заправлявшиеся маслом. Иногда светильники отливали из бронзы, изготовляли для их установки специальные канделябры. В средневековье античные формы осветительных приборов получили дальнейшее развитие. В Византии, главным образом для освещения храмов, стали использовать большие подвесные металлические люстры, состоящие из обруча, уставленного лампадами или свечами. Они получили название хорос (по греч. — круг) или паникадило.
Сведений об осветительных приборах, применявшихся в Древней Руси, очень мало. Изредка в летописях при описании церковного убранства упоминаются паникадила. Так Воскресенская летопись, описывая пожар 1185 г. во Владимире, сообщает, что в Успенском соборе сгорели «паникадила сребряные».
Столь же редко можно видеть стилизованные изображения паникадил на книжных миниатюрах (например, фронтипсис Псалтири XIV в. из собрания Фролова в Новгороде).
Чрезвычайно редки, находки целых или почти целых паникадил. Известно всего 3 находки целых паникадил (все они связаны с Южной Русью): 1) с городища Девица близ Сахновки (Киевская губ.), 2) из Киева, 3) из Переяслава-Хмельницкого. Во многих древнерусских городах находили отдельные детали, небольшие фрагменты подобных светильников. Имеются такие находки и в археологических коллекциях нашего музея.
Целью настоящей работы является попытка обобщить и систематизировать находки фрагментов бронзовых осветительных приборов из археологических фондов музея. Под древнерусскими осветительными приборами в данном случае понимаются светильники, применявшиеся; в Древней Руси в XII —XIII вв., не только древнерусского происхождения, но и импортные. Поскольку в наших коллекциях имеются лишь фрагменты светильников, то там, где это возможно, делается попытка их графической реконструкции.
Специальных исследований и сводов находок осветительных приборов нет. Литература по данной теме довольно скудная.
Проблема происхождения русских паникадил (в том числе новгородского XVI в.) от византийских хоросов затрагивается в исследовании И. Толстого и Н. Кондакова «Русские древности в памятниках искусства».
Хорос-паникадило как произведение сложного высокохудожественного металлического литья древнерусских ремесленников изучал Б. А. Рыбаков в фундаментальном труде «Ремесло Древней Руси» (М., с. 259).
Зооморфные изображения на хоросах как своеобразные солярные символы рассматривал Г. К. Вагнер в статье «О зооморфных изображениях на древнерусских хоросах». Здесь же были опубликованы 2 зооморфных кронштейна от хоросов, найденные в Суздале и Владимире.
В археологических коллекциях музея фрагментарно представлены следующие виды осветительных приборов: паникадило-хорос, лампадофор, лампадка-кадильница и м. б. подсвечник.

Паникадило-хорос

Имеются находки из трех пунктов.
1. Кронштейн с изображением дракона найден в 1958 г. при раскопках Н. Н. Воронина в суздальском кремле (экспонируется в археологическом зале суздальской исторической экспозиции). Представляет собой плоскую литую фигуру дракона с горизонтальным туловищем, переходящим под прямым углом в вертикально вытянутую шею. Голова — рогатая, с оскаленной пастью, с загнутой вверх верхней челюстью. Образ «летучего змея» подчеркнут крылом, которое, соединяясь с отходящим от спины стержнем, переходит в острие для свечи. Г. К. Вагнер датировал находку XIII в. и считал ее деталью хороса Рождественского собора 1222—1225 гг. (Указ, соч., с. 27). Исследователь обратил внимание на близость трактовки головы дракона с хороса изображениям этих монстров на нижних клеймах западных золотых врат Рождественского собора.
2. Змеевидный кронштейн от хороса XII в. найден во Владимире в 1952 г. при раскопках в Успенском соборе (экспонируется в исторической экспозиции г. Владимира). Кронштейн представляет собой круглый изогнутый в виде буквы «S» стержень с головой дракона. Выразительны раструбом оскаленная пасть, бородка на шее и загнутый рог на затылке. Кроме 4-гранного заостренного штыря для насадки свечи сохранилась маленькая полусферическая чашечка, куда стекал воск.


Фрагменты Хороса из Юрьев-Польского

3. Более 40 фрагментов хороса, аналогичного владимирскому, найдено нами в Юрьеве-Польском в 1987—1990 гг. Представлены различные части этого осветительного прибора: более десятка фрагментов ажурного днища, 3 кронштейна с головой дракона, 4 штыря для насадки свечей, 3 фрагмента чашечек, 4 фрагмента разных звеньев цепи для подвешивания хороса, уголок для крепления отдельных частей, обломок ажурного бортика.
Сделать точную пластическую реконструкцию с таким количеством деталей невозможно. Была выполнена предполагаемая графическая реконструкция хороса выпускниками Суздальского художественно-реставрационного училища Д. Михеевым и А. Байдаковым, реставрировавшими его фрагменты. Реконструкция показывает, что хорос конструктивно состоял из круга, собранного из нескольких ажурных пластин и подвешенного на 3-х или 4-х сходящихся вверху цепях. По внешнему краю ажурного круга крепились зооморфные кронштейны для свечей. Внутренняя часть ажурного круга могла оставаться пустой (хорос из Переяслава-Хмельницкого) или закрывалась ажурным полусферическим поддоном (хоросы с городища Девица и из Киева). Кажется, хорос из Юрьева-Польского более схож с хоросом из Переяслава-Хмельницкого, т. к. деталей полусферического поддона и высокого бортика у нас нет. Однако надо допустить, что эти детали могли не сохраниться или просто не найдены. При реставрации нашего хороса обнаружены остатки олова почти на всех фрагментах. Можно предположить, что остатки олова — это следы лужения. Чтобы бронзовый хорос не окислялся, его покрывали полудой — тонким слоем олова. При этом хорос казался более нарядным и дорогим — как бы отлитым из серебра. Вспомним сообщение Воскресенской летописи о сгоревших в пожаре 1185 г. серебряных паникадилах владимирского Успенского собора. Однако кронштейн хороса, найденный там, отлит из бронзы, как впрочем и детали хоросов из других городов (сообщения о находках серебряных хоросов нам не встречались ни разу). Серебро — мягкий металл, быстро перетирается при больших нагрузках. Вряд ли его использовали для изготовления больших осветительных приборов. Древнерусские хоросы имели диаметр 50—55 см, высоту около 1 м. и вес 3,5— 4 кг.

Лампадофор

Фрагмент лампадофора XIII в. найден в 1975 г. на Семьинском городище в 12 км от Юрьева-Польского. Это — очень редкая находка, и сначала она была неправильно определена как фрагмент хороса. После того, как в Новгороде в 1988 г. был найден целый подобный осветительный прибор и выяснено его происхождение, нам пришлось изменить атрибуцию нашей находки. Удалось сделать ее графическую реконструкцию.
Лампадофор (с греч. можно перевести как «несущий лампаду») обозначает осветительный прибор, в который вставлялись стеклянные лампады. Он представляет собой литой ажурный круг с гнездами для лампад (количество их различно), на 3-х цепочках подвешивавшийся перед иконой. Диаметр нашего лампадофора 18 см. Лампадофоры часто находят на территории Византии и ее колоний (средневековый Херсонес — Херсон), на территории Древней Руси, кроме Новгорода и Семьинского городища, их, кажется, больше не находили. Думается, что столь редкие у нас осветительные приборы можно считать византийским импортом.


Реконструкция Лампадофора

Лампадка-кадильница

1. Бронзовая лампадка найдена в Ярополче Залесском, недалеко от ворот, в засыпке кладбища жителей, погибших во время татаро-монгольской осады города. Возможно, она использовалась как кадильница, которой курили при отпевании погибших.
Лампадка состоит из полусферической чашечки (Д — 8 см.) с небольшим поддоном, 3-х цепочек, звеньями которых служат реберчатые овалы и равноконечные кресты. Вверху цепочки сходятся к плоскому распределителю в форме звездочки с кольцом для подвешивания. Общая длина 33 см.
Подобные лампадки были широко распространены в Древней Руси XII—XIII вв. Они найдены на Райковецком, Бородинском и Слободском городищах в Воине, Гродно и Киеве.
2. Бронзовая звездочка-цепераспределитель найдена при раскопках Н.Н. Воронина во Владимире в 1955 г. Других деталей лампадки не сохранилось. Вероятно, она была такой же», как ярополчская, т. к. все известные лампадки очень схожи.

Подсвечники

В течение XII в. почти повсюду распространился обычай ставить на алтаре, по сторонам Распятия, свечи в подсвечниках. Основная масса алтарных подсвечников второй половины XII — первой половины XIII вв. вышла из мастерских Лотарингии, Вестфалии, Нижней Саксонии и Рейнской области. Романские подсвечники имеют основание на 3-х ножках наподобие звериных лап, с круглым «яблоком» цилиндрический, ствол, от которого отходит чашечка для стекающего воска. В центре чашечки — толстый заостренный стержень для свечи. Подсвечники декорировались ажурным литьем, гравировкой, выемчатыми эмалями. На территории Древней Руси подсвечники; находят крайне редко (Княжья Гора, Вщиж, Переяслав-Хмельницкий), нечасто попадаются и отдельные детали подсвечников, (Старая Рязань, Хорол, с. Керново близ Вильнюса).

Находки отдельных деталей подсвечников имеются в Суздале и Владимире.
1. В 1988 г. в суздальском; кремле найден маленький фрагмент чашечки для отекания воска. После его расчистки удалось сделать графическую реконструкцию чашечки. Диаметр ее около 8 см. Чашечка отлита из свинцово-оловянистого сплава и декорирована орнаментом в виде зигзага, треугольников, сердечек и «усиков». К сожалению, других деталей этого подсвечника не найдено и реконструировать его целиком нельзя.
2. Ножка бронзового подсвечника в виде звериной лапы найдена в домонгольском слое во Владимире, в «Новом или Земляном городе». Других деталей подсвечника не обнаружено.


Реконструкция чашечки подсвечника

В результате работы над данной темой установлено, что в археологических, коллекциях Владимиро-Суздальского музея-заповедника имеются немногочисленные, но весьма интересные фрагменты осветительных приборов XII—XIII вв. Эти находки дают представление о широком использовании в Древней Руси различных видов осветительных приборов, таких как: хорос-паникадило, лампадофор, лампадка-кадильница и подсвечник. Происходят они из разных географических пунктов: Владимира, Суздаля, Юрьева-Польского, Ярополча Залесского, Семьинского городища. Рассмотренные нами образцы светильников свидетельствуют о высоком уровне бронзолитейного ремесла в Древней Руси, а также о связях с Византией и западноевропейскими странами.

Используемая литература:
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Материалы исследований» 1997
Древнерусские осветительные приборы.
Осветительные приборы последней четверти XIX - первой пол. XX в.
Железные кресала из археологических коллекции ВСМЗ
Первая во Владимире электростанция инженера Советкина вырабатывала ток и освещала с 1885 года только мастерские училища.
Электростанция инженера Русакова в гор. Владимире первый ток дала 5 декабря 1908 года.
В начале декабря 1928 года Владимирская районная электростанция (ТЭЦ-1) мощностью 2500 кВт поступила в число действующих.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (18.03.2018)
Просмотров: 2415 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru