Железные кресала из археологических коллекции ВСМЗ
Железные кресала из археологических коллекции ВСМЗ
Ю.С. Ступан Для высекания огня люди издревле использовали различные приспособления. Наиболее распространенным из них, начиная с VI—VII вв., оставалось кресало (ил. 1). Оно широко использовалось вплоть до появления спичек в XIX в.
Ил. 1 Железные кресала из археологических коллекций ВСМЗ
Кресало — это составная часть огнива, приспособления для добывания огня, включающего в себя, кроме того, кремень и трут, помещавшийся в металлическую трубицу. Кресало (от «кресать» — высекать огонь, рубить огнивом из кремня, другое название — огниво, плашка) представляет собой полоску закаленной стали, имеющую на своей поверхности очень мелкую насечку. При ударе кремня о кресало сноп высекаемых искр воспламеняет трут, и в дальнейшем тлеющий трут «раздувается» или, при хорошем качестве трута, немедленно вспыхивает пламя.
Подобные приспособления использовались повсеместно на территории всей Евразии. Находки кресал нередки и во Владимиро-Суздальской земле. В фондах археологии Владимиро-Суздальского музея-заповедника кресала присутствуют в 51 коллекции, содержащей материалы раскопок во Владимире (1973—2008 гг.), Суздале (1937—1990 гг., в т.ч. на могильнике Новоселки 1980), Юрьев-Польском (1987), Ярополче Залесском (1956—1962 гг.), на Сунгирском городище и селище 1954 г., Сунгиревском могильнике 1972 г., Семьинском городище 1975—1979 гг., на селищах Весь (1988 и 1990 гг.), Гнездилово (1981—1987 гг.), Мининское (1989 и 1990 гг.), Кибол-І (1989 г), разведки Уваровских курганов и Осовецкого городища. Всего в фондах археологии ВСМЗ имеются 80 кресал различных типов. Из них 21 предмет выставлен в исторических экспозициях г. Владимира (ил. 2) и Суздаля (ил. 3). Большинство кресал отреставрировано.
Ил. 2
Владимирский Исторический музей. Третий зал
Кресала. Владимирский Исторический музей.
Ил. 3 Экспозиция «История Суздаля». Первый и шестой залы
Светец. XVIII в.
Фонари. XVIII в.
Кремнии
Целью данной работы является изучение и систематизация кресал, имеющихся в фонде археологии нашего музея, с последующим составлением каталога данных предметов, а также ввод этих предметов в научный оборот (ил. 4).
Ил. 4
Классификация кресал
Существует достаточно много литературы, посвященной данной теме. Фундаментальным исследованием по железообрабатывающему ремеслу в Древней Руси являются работы Б.А. Колчина. Предложенная им типология и датировка новгородских кресал легла в основу нашей классификации.
Кресала делятся на 2 вида: однолезвийные и двулезвийные. К однолезвийным относятся калачевидные с язычком и фигурные кресала. Кроме того, в эту группу входят кресала иностранного происхождения, которые не вошли в предложенную Колчиным классификацию. Другие типы однолезвийных кресал выделяются в работах Л.А. Голубевой, сборниках «Культура Биляра», «Археология северно-русской деревни X— XIII вв.». Это пластинчатые кресала двух типов, салазковидные, а также фигурное кресало с медной рукоятью.
Всего в наших коллекциях 40 однолезвийных кресал. Большинство из них составляют калачевидные кресала — 32 экземпляра. В основном это целые предметы либо фрагменты, позволяющие воссоздать форму всего изделия. Калачевидные кресала раннего типа, с язычком со внутренней стороны лезвия, были широко распространены в Древней Руси в X—XI вв. Таких предметов в наших коллекциях 27. Форма и размеры язычка могут варьироваться. Более поздний вариант кресал данного типа, без язычка, характерен для XII в. У нас 5 таких кресал. Два калачевидных кресала особенно интересны. Одно из них, без язычка, с подпрямоугольным корпусом, найдено в 1982 г. при раскопках на территории суздальского Кремля. Похожий предмет упоминается в сборнике «Культура Биляра» как пластинчатое кресало, не имеющее прямых аналогий. Там же делается предположение о том, что подобные находки можно рассматривать как результат дальнейшей эволюции ранних пластинчатых кресал финно-угорских народов. Однако билярское кресало орнаментировано и концы у него прямые, чуть согнуты, так как монтировались скорее всего в деревянную рукоять, а у нашего экземпляра — завитые в один оборот (правое; левое, очевидно, также было завито, но не уцелело). Аналогии с Биляром вполне вероятны, но в нашем случае это кресало калачевидного типа без язычка. Несколько отлична от традиционных калачевидных кресал также находка с Семьинского городища близ Юрьев-Польского. S-образные рукояти этого кресала вплотную прижаты к выгнутому дугой язычку. Длина калачевидных кресал варьируется от 9,1 до 6,5 см. Во владимирском Историческом музее в разделе «Ремесла» выставлено 2 калачевидных кресала с язычком (ил. 2), в исторической экспозиции г. Суздаля — 4 (ил. 3).
Что касается пластинчатых кресал, то они встречаются на древнерусских территориях гораздо реже. Они имеют финно-угорское происхождение и датируются X — началом XII в. В основном кресала данного типа имеют форму вытянутой плашки с петлей. В наших коллекциях пластинчатых кресал всего 2, причем одно из них можно лишь предположительно отнести к данному типу в связи с его фрагментарностью (ил. 4). Салазковидные кресала, характерные для домонгольских памятников Волжской Булгарии X—XIII вв., также являются редкой для данного региона находкой. В наших фондах 3 таких кресала (ил. 2), 2 из них находятся во владимирском Историческом музее. Средняя длина салазковидных кресал составляет 12 см.
В наших коллекциях имеется также 3 экземпляра фигурных кресал (ил. 4). Одно из них, с резной медной рукоятью, украшено стилизованным изображением двух противостоящих всадников (размеры 6,6 х 4,2 см). Предмет был найден в 1957 г. при раскопках посада Ярополча Залесского. Автор раскопа, М.В. Седова, опубликовала эту интересную находку в своем исследовании, отметив, что кресало было найдено в слое ювелирной мастерской XI в. Кресала такого типа бытовали на территории Финляндии, Швеции, Норвегии и Аландских островов в период с конца IX до середины XI в., что подтверждает датировку кресала из Ярополча Залесского. Финская исследовательница П.Л. Лехтосало-Хиландер полагает, что местом их изготовления является Западная Финляндия, а проникновение их на Русь связывает с участием финнов в походах викингов. Два других древнерусских кресала датируются XV—XVI вв. Они однолезвийные, с фигурными резными биметаллическими рукоятями, украшенными тонкой медной проволокой. Подобные предметы индивидуальных форм изготавливались кузнецами на заказ. Двулезвийные кресала делятся на овальные заостренные, овальные короткие и прямоугольные кресала. Среди двулезвийных больше всего овальных заостренных кресал (25 предметов). В свою очередь, данный тип делится на три подтипа — без отверстий по бокам (13 шт.), с одним (6 шт.) или двумя (6 шт.) отверстиями. Кроме того, среди кресал каждого подтипа встречаются экземпляры с гладким либо фигурным внутренним вырезом. Длина их составляет 6,4—13,4 см. Однако у нас имеются 2 кресала нетрадиционно маленького для данного типа размера: длина каждого — 3,7 и 4,6 см. Можно предположить, что такие маленькие изделия принадлежали детям. Появились овальные заостренные кресала в середине XII в. и бытовали до первой половины XIV в. Овальные короткие кресала начали изготавливать несколько позже — с начала XIII в. Мы имеем 9 экземпляров данного типа. Что касается прямоугольных двулезвийных кресал, то данный тип не выделяется в новгородской классификации, но упоминается в сборнике «Культура Биляра», где датируется XIII—XVI вв.15 В наших коллекциях имеется 6 подобных предметов. Длина их варьируется от 9,8 до 3,6 см. Среди двулезвийных кресал одно овальное, одно овальное заостренное и два прямоугольных кресала украшены насечками.
Ил. 5
Часть парадного обмундирования монгольского воина с кресалом
Все кресала, хранящиеся в фондах археологии ВСМ3, были изготовлены в период средневековья.
Однако подобные приспособления использовались и позже (ил. 5). Для Южной Сибири, Центральной Азии характерны были кресала в виде сумочек, отделанные кожаными вставками, богато украшенные резьбой, иногда драгоценными металлами и камнями.
Ил. 6
А. Кресалосумочка. Вторая половина XIX в. (В-16336)
Б. Креслосумочка. ХѴІІ-ХѴІІІ вв. (В-3954)
Они выполняли не только функцию бытовых приборов, но являлись и элементами декора, частью праздничного национального костюма.
В фонде металла ВСМЗ имеются два подобных кресала- сумочки, датируемые XVII—XIX вв. (ил. 6). Оба предмета имеют иностранное происхождение. Одно из них (В-16336) было передано музею в дар Шурановой Н.А. в 1974 г. Более подробных сведений о предмете сдатчиком не сообщалось. Другое кресало (В-3954), украшенное накладкой с иероглифической надписью, поступило в музей приблизительно в период с 1906 по 1917/1918 гг. В старых фондовых документах не сохранилась информация о том, кто был владельцем этого кресала и откуда оно было привезено. По мнению преподавателя Новосибирского государственного университета О.А. Митько, изучающего кресала, эти вещи имеют центрально-азиатское или южно-сибирское происхождение. Преподавателем китайского языка того же университета Ляо Дунмэй был сделан перевод надписи. Надпись-благопожелание гласит: «Каждый год — по сыну!» О.А. Митько отметил, что на данный момент это — единственное, известное ему кресало с такой открыто выраженной семантикой связи огня с рождением ребенка. По большей части на них выражена лишь солярная символика. Оба кресала — уникальные и редкие предметы. Одно из них уже находится в музее истории г. Суздаля, второе, с иероглифической надписью, может стать достойным украшением музейной выставки или экспозиции.
Кресала, как одна из категорий изделий ремесленников-кузнецов, были неотъемлемой частью быта средневековых городов на всей территории Евразии. Они являлись массовой продукцией и местного железообрабатывающего ремесла. Форма древнерусских изделий на протяжении нескольких столетий претерпевала значительные изменения, от калачевидной до более примитивной, овальной. Нередко кресала делали на заказ, украшая их резьбой, насечками и придавая изделиям индивидуальную форму. Помимо традиционных для Древней Руси кресал, в археологических коллекциях ВСМЗ имеются также находки иностранного происхождения, которые появились на территории Владимиро-Суздальской земли в результате контактов с соседними землями. Будучи распространенными повсеместно, кресала дополняют картину жизни и быта людей минувших столетий.