Сунгирское поселение под Владимиром играет роль, схожую с Сарским городищем под Ростовом. Это крупный укрепленный населенный пункт, ведущий активную торговлю и являющийся оплотом княжеской администрации в мерянских землях Северо - Восточной Руси. Хронологически поселение существует с VII по XII вв., хотя не исключено (по керамическому материалу - наличие фрагментов краснолощенной керамики (Федорина, 2011б, С. 112) его существование в XIII - XV вв. На первоначальном этапе поселение было типично мерянским, позднее население подвергается сильной аккультурации, что нашло свое отражение как в материальной культуре, так и в погребальном обряде синхронного некрополя. В дальнейшем городище, возможно, становится боярской усадьбой и малодворным поселением, просуществовавшим до XIV в. (это подтверждает находка монеты - подражания золотоордынским деньгам, датированным 1350-ми гг. (Федорина, 2011б, С. 112). Находки в верхнем слое мерянской лепной и славянской гончарной керамики показывают, что в X-XI в. население Сунгирского городища и селища было смешанным в этническом отношении - меряно-славянским. В ходе разведывательных работ Н.Н. Воронина в 1954 г. были заложены 6 небольших раскопов. Они дали крайне интересный материал: зонную бусину, амулет из медвежьего клыка, большое количество фрагментов лепной и круговой керамики, обломки ножей и шумящую мерянскую подвеску. Там же была обнаружена привеска, сделанная из саксонского денария герцога Ордульфа или Оддо (1059-1071 гг.), что дало возможность датировать памятник второй пол. XI в.
Бусы, шумящие привески
Накосники
Подвеска
Керамический комплекс раскопок 1954 г. на Сунгирьском селище и городище в целом идентичен находкам во Владимире. Он представлен двумя типами - лепной керамикой и керамикой, произведенной на гончарном круге. Гончарная керамика делится на два типа: X-XI вв. - с резко отогнутым венчиком, и XII - XIII вв. - с отогнутым и завернутым внутрь венчиком. Эти обстоятельства позволили Н.Н. Воронину сделать вывод о непрерывности существования поселения с X по XIII в. (Воронин, 1959. С. 80).
- Грунтовый могильник Сунгирский, X-XII вв. Правый берег р. Клязьма, к северо-востоку от Сунгирского городища.
Исследованы (Н.Н. Мошенина, 1972-1973 гг.) 33 погребения, совершенные по обрядам ингумации (преобладают) и трупосожжения (кремация) на стороне, в неглубоких могильных ямах подтреугольной и овальной в плане формы. Ориентировка погребенных – северо-запад и запад (характерна для наиболее поздних захоронений). Могильник бытовал в X-XII вв. и отнесен исследователями к смешанному, славяно-мерянскому населению. П.Н. Третьяков совершенно справедливо отмечает, что кремации, не свойственные финно-угорскому населению Волго-Окского междуречья, занесены сюда славянами с Поднепровья. Появлению обряда кремации сопутствовало и появление славянских импортов с Днепра. Следовательно, мы можем отметить, что на материалах могильника прослеживается этническая картина населения городища. Нельзя сказать, что для финно-угорской культуры совсем не характерны сожжения. На памятниках ананьинской культуры (традиционно считающейся предками финно-угров) сожжения зафиксированы, однако они не стали преобладающими. Также необходимо отметить, что на памятниках финно-угров, позднее познакомившихся со славянской культурой, кремации отсутствуют. Напротив, на материалах Малышевского, Подболотьевского и Сунгирского могильника видно, что кремации занимают 1/3 часть всех погребений. В период же смены обряда кремации обрядом ингумации на этих могильниках переходят к безынвентарному трупоположению, что, в свою очередь, позволяет проследить смену религиозных воззрений населения Сунгиря (Третьяков, 1957). Происходившая христианизация местного населения оказала влияние и на погребальный обряд. На смену мерянским погребения с традиционной обрядностью пришли безынвентарные погребения в гробах с западной ориентировкой (Леонтьев, Рябинин, 1980). Среди вещевого инвентаря могильника встречаются как типично мерянские вещи: коньковидные и треугольные шумящие подвески, проволочные височные кольца, ножи с прямой спинкой, узколезвийные проушные топоры; так и славянские: лировидные пряжки, широколезвенные топоры, типичные для древнерусских некрополей пластинчатые браслеты (Леонтьев, 1996). Коллекция данного, в настоящий момент не существующего некрополя, находится в фондах «Владимиро-Суздальского музея заповедника». О весьма обширных торговых связях поселения свидетельствуют находки дирхемов, железных весовых гирек, стеклянных бус, стандартных бронзовых слитков (Леонтьев, 1996, С. 285), крестика скандинавского типа, фрагмента амфоры и фрагментов (3) поливных сосудов (Федорина, 2011б, С. 113). Все это говорит о том, что население данного поселения вело активную торговлю как со странами Востока, так и с Северной Европой. Керамический комплекс представлен большим количеством стенок и венчиков раннегончарной древнерусской керамики с грубым тестом, с большим количеством примесей песка и более поздними, аккуратно выполненными фрагментами керамики XII-XIII вв. Также в коллекции, собранной во время разведок экспедиции ИА РАН, представлены 329 фрагментов лепной мерянской керамики. Все это в целом подтверждает точку зрения Воронина Н.Н. и Горюновой Е.А. о существовании совместного, славяно-мерянского поселения. Данное поселение активно участвовало в торговых контактах на территории Волжского пути (Дубов, 1988), о чем свидетельствуют находки предметов импорта. Территория поселения, возможно, использовалась в качестве места «гостевания» княжеских тиунов для контроля за нерлинским участком торговых путей. Об этом свидетельствуют находки статусных предметов - книжной застежки, христианских крестиков-тельников (в т.ч. скандинавского типа), фрагментов амфорной тары (элитного керамического материала) (Федорина, 2011б, С. 113).
Сунгирское городище
Рядом с Палеолитической стоянкой Сунгирь, на высоком краю левобережной клязьминской гряды, сохранилось кольцо земляных валов древней крепости 12-го века, основанной на месте меряно-славянского поселения 7-11 вв. над устьем оврага и излучиной Клязьмы. С 1158 по 1165 гг. князь Андрей Боголюбский укрепил южные границы Залесской Руси: создал цепь укреплений левого берега Клязьмы: Владимир, Константино-Еленинский монастырь, крепость над Сунгирем, замок-город Боголюбово, - последний к тому же перекрыл путь Ростову и Суздалю по нерльскому пути в Клязьму - это был очень дерзкий и мужественный шаг князя, оно вызвало сильное недовольство старобоярской знати.
В летописях этот город не упоминается, но зато о нем говорится в древне-ведическом «Сказании о Битве цветов»: «И это был Святой Седыш-град, где мудрецы седуны издревле славили Рода-Седыя и Солнцебогов: Сурью-Ра, Суромну и Рамну Сурича, Хорса-Дажьбога и Яробога. А за тем Седыш-градом в урочище Сунгирском святые учителя сунгири учили волшбе солнечной… И теперь у подножия холма Рахманова да на Ярилиных полянах у храма Рамны и Суромны люди плясали у костров, и была слышна развеселая музыка. Люди праздновали приход лета в святую ночь Ярилы» (Священные прародины славян / Александр Асов. - М.: Вече, 2008. - 384 с.).
С городища Сунгирского открывается красивый вид на село Суромна.
Село Суромна
Западная часть городища Сунгирское
С западной стороны городище заросло деревьями, но если их убрать, то откроется вид на улицу Добросельскую (бывшее село Доброе). На юго-восточной стороне села Доброе еще в 19-м веке были остатки городища, называемое «Курмыш» (Исследовал К.Н. Тихонравов в 1858). «Въ 6 верстахъ отъ г. Владимира, позади села Добраго, подле оврага на правой стороне его, находится до 50 кургановъ, изъ коихъ самый большой имеетъ до 32 аршинъ въ окружности. Передъ селомъ по оврагу также находятся курганы, называемые курмыши». Здесь возникает первое поселение монахов – славян, пришедших с юга, и на месте бывших капищ строятся деревянные срубы храмов, православные церкви. Монастырь выполнял функцию форпоста на левом берегу Клязьмы на подступах к Владимиру. В 1238 г. монастырь был сожжен татаро-монголами.
Вид на Боголюбово с Сунгиря
С городка был хорошо виден как Боголюбский монастырь, так и широкая клязьминская пойма вплоть до нерльского устья. Сунгирская крепость обороняла тот же боевой рубеж Владимирской земли, на которой стоял и сам стольный Владимир. Сунгиревский городок хорошо виден с подъема дороги после моста через Сунгиревский овраг к Боголюбову.
Вид с городища на юг, в сторону р. Клязьмы.
Вид городища изнутри с юга
Восточный вал городища. Вид изнутри.
Восточный вал городища
Северо-восточная часть вала
Остатки северного оборонительного вала (слева) и ров
Оборонительный вал городища
Вид на городище и на реку Клязьму
Первый план поселения составил Н.Е. Макаренко, который описывал его как городище круглой формы, лежащее на покатой уже части плоскости, ее восточная часть сравнительно ниже южной. Городище было обнесено валом, насыпанным вне его. В валу находились два въезда, один из которых отлично сохранился. Уже в 1905 г. Н.Е. Макаренко отмечал, что площадь городища в некоторых местах испорчена кладоискательскими ямами (Макаренко,1908. С. 5).
«По пути за с. Доброе, на краю общего возвышенного плато, опускающегося к низменности р. Клязьмы — городище известное местным жителям под именем «Городина», «Городок». Отыскивая его, я спросил у встречного мужичка — где находится городище? Последний подумав сказал, что у них «городища» нет, а есть «городина» или иначе «городок», а «городища» не слыхивал - закончил он. Тоже подтвердил и другой крестьянин работавший в поле. Городище это круглой формы ок. 550 арш. в окружности, лежит на покатой уже части плоскости т. обр., что восточная часть его значительно ниже противоположной южной; с восточной стороны городище обнесено валом, насыпанным вне городища и закрывающим два въезда в него; с остальных сторон окружено валом насыпанным на площади городища. В зап. части вал значительно выше и массивнее, но подходя к В. он постепенно опускается. Древний въезд на городище с воротами с В. отлично сохранился; чтобы попасть на него, надо проехать с С. между городищем и валом, лежащим вне его площади, и лишь тогда въехать в ворота. Высота вала на площади городища с Запада=1 саж. (снаружи 2), ширина по верхней площади=2 с. Наклонная площадь городища в некоторых местах испорчена кладоискательскими ямами; с северной стор., за валом, имеется овраг. С городища открывается великолепный вид на Клязьму и синеющие лесные дали — низменности за последней; влево среди густой сочной зелени лугов и деревьев сиротливым белым пятном выделяется Покровская пустынь у устья Нерли; вправо окутанный серой воздушной дымкой захиревший г. Владимир; а внизу в кустах орешника и ольхи проносится локомотив с цепью вагонов, нарушая тишину и очаровательность впечатления своим шумом и видом». Подробный план городища был составлен Н.Н. Ворониным в 1954 г. Он определил высоту городища, которая составила 46 метров над уровнем Клязьмы. Городище имеет почти овальную форму 80х120 м.; оно окружено валом, а с напольной стороны - рвом глубиной до 3 м. и шириной 10-12 м. К моменту раскопок Н.Н. Воронина место въезда в городище было неизвестно (Воронин, 1959.С.77).
Всё хорошо, но зачем в тексте цитата глупой книжки Асова? Когда вроде бы приличный текст с источниками и вдруг асовский бред и лженаука про какой то седыш-град. Ну серьёзно? Всё впечатление от статьи испорчено, как будто в тарелку с прекрасным деликатесом плеснули ложку фекалий. Не надо так.