Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша Суздальского района
Село Кидекша
Кидекша – село в Суздальском районе Владимирской области России, в составе Селецкого сельского поселения. Расположено при впадении реки Каменки в реку Нерль, в 4 км к востоку от Суздаля. Здесь Каменка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму.
КИТЕЖ-ЯР
Городище (укрепленное поселение Дьяковской археологической культуры раннего Железного века, VII в. до н.э. — V в. н.э.) расположено на восточной окраине села Кидекша, правый коренной берег р. Нерль при вхождении в ее долину р. Каменка, левый берег последней. Площадка округлая в плане, размерами ок. 320х220 м., высота над рекой до 30 м. Керамика лепная, с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, дьяковской к-ры. Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. Основным занятием дьяковцев было скотоводство, причём в первую очередь разводились лошади (на мясо, впоследствии также стали использоваться для верховой езды; но не как тягловый скот). Также разводились коровы, свиньи. Значительную роль в хозяйстве играла охота и рыбалка. Земледелие только начинало развиваться и носило вспомогательный характер. Небольшие (до 0,3 га) городища дьяковцев, окружённые валами и частоколом, строились на берегах рек. На некоторых городищах частоколы заменяла сплошная бревенчатая стена хозяйственных и жилых построек. В городище проживало от 50 до 200 человек. Это была родовая община, состоящая из нескольких больших семей. На площадь в 1000 кв. км приходилось 10 городищ со средним населением в 100 человек. Таким образом, в бассейне Нерли могло проживать около 5-7 тыс. человек, а на территории Суздальского района около 1,5-2 тыс. человек. Городища, в зависимости от особенностей местности, располагались на расстоянии 5-15 километров друг от друга. Группа из 10-15 родовых общин составляла племя. Племена были объединены в племенные союзы. Кидекша вполне могла быть одним из племенных центров дьяковцев.
Битва русколан с гуннами под Семивежьем на Москва-реке (15 мая 316 года). Также в то время сильно умножилось племя гуннов. И начали они беспокоить на Великой Ра-реке земли русколанские. И вновь восстав во главе гуннов, Морияр - князь многие народы на Востоке попленил. И так потом от Ра-реки дошел с ратями бесчисленными до Москвы-реки и Семивежья, и все крепости на пути сокрушил и пожег. Но нисколько не обеспокоился тем Дажень-яр, ибо в львиной природе князя было с пущей храбростью сражаться с большими силами, нежели с малыми. И так прошествовал Дажень-яр с сыном своим Бусом Белояром и в силе великой к Беловежью Залесскому. И там сам Бус обратился в Вышнему Свету и силам Сварожьим. И видел он в небе, как верхом на крылатых конях впереди ратей Сварожьих выступили небесные заступники Земли Русской братья Святибор и Мось, сыны Велеса. И слышал он, как Святибор рек брату своему Мосю праведному: «Да поможем мы родичам нашим Даженю и Бусу!» И вот в тот год, когда созвал Константин-царь первый собор в Ромее, а на Руси чтили праотцев Святибора и Мося, сошлись на поле под Семивежьем рати. И тогда и в Ромее, и на Руси одержали верх арияне, следующей Стезей Буса. И был слышен треск от ломления копий и от ударов мечей. И видели все рати Сварожьи в облаках, что явились на помощь князю Дажень-яру. А на земле впереди ратей русских выехали сами светлые братья Ягорий и Сурияр, а в облаках над ними в вихрях - братья Велесичи. И дали они сражение войску змееву Морияру. И в сражении том под Семью вежами они яростными ударами истребили многих тысячников и сотников Морияра вместе с их отрядами. И затем, спустя седьмицу, во второй битве под стенами Китеж-яра (Кидекша, что на Нерли недалеко от Суздаля) на реке Нерли вновь одержали верх рати Дажень-яра и Буса. И так заняли они крепость Китежа Суждальского. Дажень-яр вновь встречается с Навной. Морияр и Навна похищают Милиду на Купале близ Китежа Залесского (современный Владимир). Бус, Златогор и Сурияр освобождают Милиду (июнь - июль 316 года). Дракон же лютый, князь Морияр, видя свое тяжелое поражение, решил с изворотливостью змеиной снискать для себя мир и братскую любовь. И он из стольного Моргуль-града обратился к Дажень-яру с посланием, отправив его через супругу свою Навну. И явилась Навна в Китеже-граде (небесный город) на яре высоком, на горе Студенце. И сошлась там с Дажень-яром (демиург), и говорила о мире и любви. И так вновь вспыхнула в сердце ее прежняя приязнь сердечная к князю великому, и напомнила она ему о сыне их Буримире, коему, и роду его, судьбою предназначено царствовать в Русколани, в то время как Бусу предстояло занять трон небесный. Но остудил ее пыл Дажень-яр, сердце коего было занято лишь Милидой. И вновь взревновала Навна к супруге его Милиде, и затаила обиду в сердце своем. Много труда стоило ей установить тогда мир между Дажень-яром и Морияром, и то лишь на время от сева и до сбора урожая, ведь по всей Руси не воевали в страдную пору. И в знак заключения мира Морияр отдал тогда дочь свою Заремиру в супруги Сурияру Яранаковичу. Сам же Дажень-яр в то время отправился к Белым горам, ибо настало время молений и очищений. Как заведено было по обычаю, там он каждый год шествовал, повторяя вякамандары, от Кияра к садам Ирийским. В тех же садах припадал он к источнику жизни, и отведывал от яблони мандариновой, что возросла от семени, данного в годы старые Бугумиру матерью Марою. И так Дажень-яр возвращал себе молодость и силу, так же как и праотец Богумир, проживший тысячу лет, и так же как отец его Вересень-яр, переживший два века человеческих. Сам же Дажень-яр уже оставил за плечами век, но был молод, как человек, только вошедших в силу свою. И так Дажень-яр с Ягорием утекли к Белым горам. А Семивежье и Китежские земли оставили на попечение Бусу Белояру, старшему брату его Златогору, а также воеводе Сурияру. И с ними осталась мать Буса - Милида, ибо то была земля ее отца Асеня Мудрого, внука Берендея-царя. И здесь у седых волхвов (См. Седыш-Град.) обретали ведание тайное дети ее, младшие братья и сестры Буса. И тогда, воспользовавшись уходом князя, Навна в дни Купалы с коварным умыслом заманила сыновей Дажень-яра и мать их Милиду на капище Сурьи, что в Китеже Залесском (современный Владимир), ибо в те дни шла там свадьба Заремиры и Сурияра. И повелел он собирать детей вохвов, чародеев, жрецов и отдавать их в учение, дабы обучать праведной вере, и знаниями просветить ум и наставить их в служении истине. Многих же отроков, и всех своих детей, он собрал в Китеж-яре, и выстроил им обитель, и назначил над ними учителем мудрого Китальвана, доверив ему обучение. Каждый раз, когда князь приезжал в Китеж-яр совершать служение в память предков и отца его Дажень-яра, он заходил и в Китежскую обитель, собирал вокруг себя детей волхвов и жрецов. И те окружали его толпою, кто с книгами, кто со свитками в руках. И Бус велел им читать хором, а сам слушал и, весьма радуясь, гордился ими, что они и есть то сокровище предков, которое хотел обрести отец его Дажень-яр. И еще говорил он, как весною пробуждается природа, и солнцу радуется всякая тварь, и зацветают цветы, так и разум их пробуждается учением праведным, которое потом принесет благой плод. И пусть они теперь веселятся, в пору цветения юности, а после возвратятся просвещать роды свои. И из тех обителей вышли наши учителя, обладающие ключами к вратам истины, которые разнесли по всему миру свет Бусовой веры, предвечного знания о мире дольнем и горнем. И был очищен и возрожден канон Вед, который мы с тех пор храним и не утратим никогда, пока жив род наш. (Ярилина книга). Городище (Укрепленное поселение мерянской культуры, 2-я пол. 1-го тыс. н.э.). Керамика мерянская, 2-й пол. 1-го – нач. 2-го тыс. н.э. Меря - это потомки дьяковцев, которые продолжали жить на этом месте. Большинство учёных подчеркивают неразрывность этих двух культур. Меря могли перенести центр на высокий бугор над Каменкой. Кидекша, при этом, могла оставаться родовым поселением.
Древнерусское поселение возникло в XI в. на месте раннего мерянского поселка. Керамика гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, датированная 11-13 вв., гончарная позднесредневековая, в том числе красноглинная 14-15 вв., белоглинная и чернолощеная 16-17 вв. Найдены также обломки стеклянных браслетов, железные ножи и другие предметы, характерные для друвнерусских и позднесредневековых памятников. В то время славяне вместе с меря жили в княжеском городе Ростове, и славяне вместе с мурома в княжеском городе Муроме. Сухопутный путь из Мурома в Ростов шёл вдоль правого берега Нерли. Кидекша стояла практически на середине пути между этими городами (145 километров до Мурома, 120 километров до Ростова). Кроме того, Кидекша была и портом хлебородного Ополья и «аванпортом» никогда не существовавшего в самом Суздале порта. Центральная улица в Кидекше является частью древнего пути из Суздаля в Городец. Дороге более 850 лет. Позже дорога стала Ковровским трактом с переправой через р. Нерль, за переправой была устроена дамба. 1911 г. «Овчинная в Кидекше за рекой на восток, при дороге в Ляховицы 200 сажен от реки Нерли. Размер 7х7х6. Есть рядом яма в 1 кв. саж. с глиняным дном, вымачивают кожи на воле в яме в воде из реки. Обрабатывают до 1000 кож, сдавая в аренду за 25 руб. Шуйским мастерам. Есть отдушина под дверью в 5 арш.».
Численность населения в с. Кидекше: в 1859 г. – 408 чел.; в 1926 г. – 603 чел.; в 2010 г. – 55 муж. и 82 жен., всего 137 чел.
Церковь Бориса и Глеба
По преданию, в этом месте случилась встреча двух святых братьев - князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии оба они были убиты другим братом - Святополком Окаянным. «Степенная книга» сообщает о том, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Вряд ли ехавшие с разных концов Северо-Восточной Руси князья встретились просто посреди леса: о встрече они наверняка условились заранее, и, вероятно, встреча была назначена в городе (как минимум, крепости). В 1015 году после смерти своего отца Борис и Глеб были мученически убиты в междоусобной борьбе за власть. Было в то время Борису чуть более 25 лет, а Глеб был чуть моложе своего брата. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, канонизированными в лике мучеников - страстотерпцев. В нач. XII в. при князе Владимире Мономахе, здесь находилась княжеская резиденция с кирпичным храмом из плинфы, освященного в честь первых русских святых Бориса и Глеба. Близ стен церкви Бориса и Глеба были найдены обломки плимфы нач. XII в., цемянки и фрагменты настенной росписи того же времени. Эти находки позволяют предполагать, что на месте ныне существующей церкви еще в нач. XII в., вероятно во время правления в Киеве князя Владимира Мономаха, существовал кирпичный храм, расписанный фресками.
При князе Юрии Долгоруком здесь были возведены укрепления, остатки которых сохранились до наших дней, и построен белокаменный храм Бориса и Глеба. Находясь на берегу Нерли при впадении в нее реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар. В кон. XII – нач. XIII вв. город Кидекша уже был достаточно большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами (сейчас там проходит автодорога), то общая длина крепости по линии север-юг составляла не менее 400 м. При ширине крепости от 150 до 300 м длина валов составляла не менее 1 км. Площадка округлая в плане, размерами ок. 320х220 м., высота над рекой до 30 м., с востока нарушена промоинами. С юга, запада и севера сохранились остатки вала высотой до 5 м. и сильно заплывшего рва перед ним, концами упирающегося в береговой обрыв.
Вероятный план крепости в Кидекше (по П.А. Раппопорту)
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша построена в 1152 г. это небольшой 4-х столпный одноглавый храм, сложен из вытесанных блоков белого камня-известняка в технике полубутовой кладки, когда возводятся две параллельные стены, а промежуток между ними заполняется щебнем и заливается известковым раствором. Фасады украшены резным аркатурным поясом, рядом поребрика, тройным уступом закомар. Церковь Бориса и Глеба принадлежит к начальному этапу белокаменного строительства. Установлено, что церковь Бориса и Глеба как придворный храм имела переход, связывавший ее с деревянным княжеским теремом. Прорезка вала в западной части городища показала, что он был насыпан не ранее сер. XII в. с использованием уже отложившегося здесь культурного слоя с керамикой XI-XII вв.
Раскопки в церкви Бориса и Глеба в Кидекше
В 2011 г. архитектурно-археологический отряд Суздальской экспедиции Института археологии провел исследования в Кидекше, древнем поселении на берегу реки Нерль, недалеко от Суздаля. Здесь расположен храмовый комплекс, состоящий из старинной белокаменной церкви Бориса и Глеба, церкви Стефана 1780 г. и колокольни того же времени. Перед началом исследований, носивших охранный характер (в храме предполагается сделать воздушное отопление), был снят пол XVIII–XIX вв. Раскопки в интерьере храма велись траншеями, предназначенными для закладки коробов воздуховодов. В некоторых местах, где были открыты древние конструкции, были сделаны расширения. Помимо белокаменного синтрона (горнего места) с основанием епископского трона, открытого в 1940-е гг. в средней абсиде Н.П. Сычевым, были обнаружены ранее неизвестные детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса и более ранней алтарной преграды под ним, а также нижняя часть белокаменного престола с отпечатками четырех ножек и омфалий. Престол, по всей вероятности, одновременен храму, омфалий же достоверно принадлежит сер. XII в.
Престол придельного храма. XIII век
Омфалий. XII век Особое место, на которое во время службы становился епископ
Основание древнего белокаменного престола. XII век
На пространстве наоса храма в траншеях и в средней части были выявлены прослойки песка, перекрывающие остатки заливки первоначального пола. Этот плотный слой белого цвета, состоящий из известкового раствора с примесью песка, лежит на горизонте мерянского селища – финно-угорского поселка, существовавшего здесь в первом тысячелетии нашей эры. На заливке, в центре подкупольного пространства первоначального храма, лежит крупный белый камень круглой формы, имеющий легкий розоватый оттенок. Это омфалий («пуп») – особое место, которое в древнерусских источниках называется «место среди церкви». На омфалий в определенные моменты службы становился епископ, он является продолжением ранневизантийского амвона и предшественником амвона современного. В древнерусской архитектуре каменный омфалий XII в. из Кидекши уникален, известен только более ранний мозаичный экземпляр X в. в Десятинной церкви и примеры из древнерусской архитектуры XIV в.
В слое завала, отложившемся под поздним полом, найдена белокаменная деталь со звездчатым узором, предположительно – основание запрестольного креста, декор которого, безусловно, не принадлежит XII в. Возможно, он был создан в XIII в., хотя не исключена и более поздняя датировка – XV или XVI веком.
Белокаменный саркофаг
Святые жены Евфросиния и Мария среди Райского Сада Фреска. XII век Справа изображена мученица Мария – покровительница княгини Марии, жены князя Бориса (сына Юрия Долгорукого), погребенной в этом аркасолии. По версии Н. П. Сычева, под видом императрицы Евфросинии в росписи аркосолия изображена мать Всеволода — византийская принцесса Комнина.
В северном аркосолии погребены жена князя Бориса — Мария и дочь Евфросиния, умершая в 1202 году, после чего Кидекша перешла во владение великого князя Всеволода. В процесс раскопок в западной части северной и южной стен были изучены открытые ранее каменные саркофаги в аркосолиях – специальных арочных нишах, устроенных в толще стен.
Деисус Настенная живопись. XVIII-XIX вв. В этом аркасолии был погребен князь Борис (сын Юрия Долгорукого), умерший в 1159 г. Плита надгробная. XVII век. «лета 7114 (1606) августа 18 дня преставися раб Божий князь и старец Исайя Петров на память святых мученик Флора и Лавра».
Фрески в основании столба с изображением пелен. XII в.
На западных столбах в процессе раскопок обнаружены остатки древних, первоначальных фресок. На них изображены пелены, что очень нехарактерно для XII в.: обычно они украшают алтарь, как это было и в самой церкви в Кидекше. На внутреннем откосе северного портала встречен также фрагмент фрески с растительным орнаментом. Новые детали, открытые экспедицией 2011 г., существенно дополняют картину первоначального убранства храма. Раскопки в Кидекше предполагается продолжить; в ходе дальнейших исследований будет полностью исследована восточная часть храма (Вл. В. Седов, чл.-корр. РАН).
C 1151 г. при церкви Бориса и Глеба находился Борисоглебский-Стефановский на Кидекше или Кидокоцкий мужской монастырь. В XVII в. был приписан к Печерскому Нижегородскому монастырю (Печерский монастырь был основан св. Дионисием в XIV в.). В 1675 г. воевода Тимофей Савелов писал к Преосвященному Стефану Архиепископу: «Ведомо тебе Государю чиню. В нынешнем 7183 (1675) году апреля в десятый день кздил я, по обещанию Печерскаго монастыря, что в Нижнем Нове-Граде, в приписной Кидекоцкий монастырь помолиться, и как я был в Церкви, и тоя Церкви поп Григорий указал мне гробницу каменну на правой стране вошед в Церковь, а на гробнице проломано и я дерзнул со свещею в гробницу посмотреть и в той гробнице лежат мощи, кости целы, а на мощах одежда в аршин, белою тафтою покрыто, а на верху лежит неведомо какая одежда, шитая золотом будьто по бамберету, на ней же вышит золотом орел пластаной одноглавой, а от того, Государь, орла пошло на двое, шито золотом же и серебром узорами еще знать. А по сказке тоя Церкви попа Григорья и того монастыря старожилов, те мощи Великаго князя Бориса Юрьевича Суждальскаго. А та де гробница проломана от разорений в древних годех. А то, Государь, знатно, что те мощи не просто лежат от древних великих лет: кости нетленны и одежда знать, и я, Государь осмотря те мощи, призывал от духовнаго чина, Спасскаго монастыря Архимандрита Тимофея, да келаря Дионисия, да твоего Святительскаго домоваго казначея старца Иоасафа; и они те мощи смотрели, и о том Великому Государю и к тебе Святителю велели известить, что без свидетельства Святыми отцы, таким мощем лежать нельзя». Преосвященный Стефан, Архиепископ Суздальский и Юрьевский (1665-1679 гг.), писал в 7186 (1678) году царю Феодору Алексеевичу: «Милостивый Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России Самодержец! Пожалуйте меня богомольца Твоего, Великий Государь, в Суждальском уезде пустой Кидекоцкой монастырь с вотчинами отдать в Суждальскую Архиепископию, и построить общежительство и Игумена, чтоб Ваше Государское богомолие впусте и в неустроении не было, и гробы Благоверных и Великих Князей в забвении, без украшения и память их без воспоминит небыли». «1701 г. сентября в 10 день Суздальском уезде из Нижнего Печерскаго монастыря в приписанном Борисоглебском монастыре, что в селе Кидекше церковь каменная св. страстотерпца князей русских Бориса и Глеба». В описи Борисоглебской церкви показано: «в церкви Божие милосердие царския двери и сень и столпцы писаны красками гладкие; по правую сторону царских дверей образа: Спасов седящ на престоле венец и цата серебряные золочены гладкие с репьями в венце в возглавии камень хрусталь, в киоте деревянном обложенном оловом резным; Бориса и Глеба венцы и цата серебряные золоченыя гладкия с репьями; Распятия Господня резное; Иоанна Предтечи гладкой в киоте деревянном по левую сторону: Пр. Бог. Смоленския венец с короною гладкой с репьями в венце камень простой, поли оплечье обложены серебром золоченым басебным; велик. Князей Владимира да Бориса и Глеба в житии венцы и цата серебряные золоченые басебные; Николая Чудотворца венец и цата серебряные золоченые басебные в киотах; на Северной двери архид. Стефана гладкой, над царскими дверьми в киотах и на налое 16 икон штилистовые обложены серебром золоченым басебным. У царских дверей, образ Пресв. Богородицы Одигитрии обложена серебром золоченым басебным, в деисусах в первом поясе образ Спасов, Богородицы, Предтечи со Ангелы и со Апостола 21 икона, в другом – праздников 18, в третьем – Знамения со пророки 12 икон, над правым крылосом у столба в киоте деисус в медном окладе, киот обложен оловом резным, у того ж столба образа: Вознесения Господня да Бориса и Глеба венцы и цата серебряные золочены. Над левым крылосом такой же образ, что и у праваго, у того ж столба образа: Неопалимыя Купины, в.-м. Параскевы резной в киоте деревянном, прор. Илии. В алтаре на престоле Евангелие печатное в десть серебряные чеканные, оболочено бархатом волнистым, 2 креста благословящих обложены серебром золоченым один с каменьем, за престолом Пр. Богородицы венец и цата серебряные золочены, крест выносной гладкой, на жертвеннике 2 сосуда оловянные, воздухи… ризы… книги печатныя… пред деисусы пникадило, 2 кадила, 3 чаши водосвятные, укропник, ковш, 10 лампад перед местными иконами все медные. На дву гробницах благоверных князей 4 покрова суконные червчатые, кресты на дву кружево серебряное. «Другая церковь деревянная теплая св. архид. Стефана. В том же монастыре монахов строитель старец Дионисий, присланный в 1701 году в мае месяце, да 4 старца». «На монастыре св. ворота и около монастыря ограда деревянная огорожено заборами, мера длиннику 46 саж., поперечнику 43 саж. При учреждении монастырских штатов в 1764 году, Борисоглебский монастырь был закрыт, а церковь Свв. Бориса и Глеба обращена в приходскую.
Церковь Бориса и Глеба, 1152 г. Реконструкция южного фасада
Кидекша. Церковь Бориса и Глеба, 1152 г. План.
В храме Бориса и Глеба наблюдаются очевидные параллели с западно-европейским романским искусством, чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля - в виде трех уступов (сохранился только с северной стороны) - с немного вынесенным замковым камнем на передней арке. Над аркатурным пояском в пряслах - поребрик. Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь Борисоглебской церкви (в настоящее время находящийся под землей) - простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные - двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров - такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переяславле. Церковь Бориса и Глеба - одноглавая, четырехстолпная, трехапсидная. Сложена из прекрасно отесанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня. В плане храм без учета апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создает «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крестчатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка.
Поребрик и «ломбардская арка»
Размеры Борисоглебской церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки еще одному сохранившемуся храму 1152 г. - Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском. В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором. В 1947 г. на северной стороне в Борисоглебской церкви были открыты фрагменты фресок, датируемые 1180-ми гг., выполненные в розово-коричневой гамме. Ученые предполагают, что создавались они по повелению князя Всеволода III, пожелавшего украсить храм, возведенный отцом (Юрием Долгоруким). Две женские фигуры среди деревьев райского сада - святой Марии и императрицы Евфросинии - четко видны на белом фоне в окружении тропических пальм с красными плодами, под которыми прохаживаются павлины. На южной стороне храма видны фигуры двух всадников: по одной версии, это скачущие волхвы, по другой - князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В XVI – нач. XVII вв. глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х гг. глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен - до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой.
Роспись свода храма Бориса и Глеба
Хоры
Роспись алтарной апсиды
В храме сохранились фрагменты фресковой росписи XII в., гробницы сына Юрия Долгорукого князя Бориса Туровского, его жены и дочери.
Фрески XII, XIII вв. в интерьере церкви Бориса и Глеба Местонахождение фресок XIII в. выделено красной рамкой
3. Фрагменты фресок XIII в.
3. Фрагменты фресок XIII в. 2. Горнее место. XIII в.
7. Фрагменты фресок. XII век
Притвор
К западному фасаду церкви на рубеже XIX-XX вв. был пристроен притвор, расписанный в 1913 г. к празднованию 300-летия Дома Романовых. Живопись представляет собой композицию «Сотворение мира», выполненную на ветхозаветную тему.
По сторонам – изображения архангелов Гавриила (слева) и Михаила (справа).
Экспозиция в притворе
В XVI – нач. XVII вв. (как полагал Н.Н. Воронин), глава и часть сводов обрушилась. Версия о том, что верх храм именно обрушился, а не был перестроен вследствие прихода в аварийное состояние либо по любым иным причинам, подтверждается тем, что в настоящее время стены церкви Бориса и Глеба имеют значительный наклон наружу, т.е. они были сильно «расперты» тяжелым барабаном. В 1660-х гг. глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен - до уровня аркатурного пояса. Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Сохранившиеся части (по Варганову А.Д.).
В завале строительных материалов археологи обнаружили изящную белокаменную колонку с резьбой. Есть версия, что это одна из ножек престола, сооруженного в одно время с самим храмом. Престол - это центральное место храма, на котором совершается главное таинство богослужений - претворение хлеба и вина с водою в истинные Плоть и Кровь Христову. В церкви Бориса и Глеба это был стол с каменным основанием, четырьмя ножками и верхней плитой. Такие престолы были прежде найдены только в соборе Киево-Печерской Лавры, в Софии Новгородской и в одной из церквей Ладоги. Рядом с основанием алтарной преграды обнаружена каменная скамеечка (синтрон), идущая вдоль стены храма, на которой во время богослужения сидели епископы. Археологи обнажили между северной стеной и колонной храма каменные плиты, которые могли служить подставкой под саркофаг внучки Юрия Долгорукого Ефросинии (в храме были погребены сын князя Борис Юрьевич, его жена и дочь). В числе других находок внутри церкви - основание иконостаса, фрагменты фресок с изображением «полотенец» на нижних частях столбов и стен храма и резьбы XII в. Яркость лазурных и розовых красок, богатство орнаментики фресок, сохранившихся в земле и строительном мусоре, свидетельствуют о красоте всего внутреннего убранства храма XII в. Какое-то время спустя, в нач. XIII в., в храме был настелен новый - кирпичный - пол. Для чего? Есть предположение, что настелили его сразу после татаро-монгольского нашествия, чтобы скрыть пол, оскверненный иноверцами. Именно в это время летопись отмечает ремонт и новое освящение церкви митрополитом Кириллом.
Церковь Бориса и Глеба
Церковь Бориса и Глеба послужила усыпальницей для одного из сыновей Юрия Долгорукого - князя Белгородского и Туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 г. Каменная гробница находилась на правой стороне в стене заднего угла, с надписью: «въ лето 6667 (1159) маиа 12 дня преставися Благоверный Великий Князь Борисъ Георгиевичъ Суждальский, сынъ Благовернаго Великаго Князя Георгия Владимировича Мономаха – Долгорукаго, братъ же Благовернаго Великаго Князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго». «Въ лето 6667», говорит летописец, «преставися Борисъ князь Георгиевичъ, месяца мая въ 12 день; и положиша и братья въ церкви святого мученику, юже бе создалъ отецъ его Георгий на Нерли». Об этом князе Борисе Стефан, Архиепископ Суздальский, в 1675 г. доносил Царю Алексею Михайловичу следующее: «въ нынешнемъ Государь, 7183 году, промысломъ Божиимъ въ Борисоглебскомъ монастыре, что въ Кидекше, обретошася мощи Великаго Князя Бориса Георгиевича въ гробнице, и по досмотру Спасскаго Евфимиева монастыря Архимандрита, да Суздальскаго Воеводы (Савелова) и того жъ Борисоглебскаго монастыря священника и прочихъ прилучившихся тамо людей, онъ Великий Князь почиваетъ во своей одежде, и гербъ на немъ, и доныне цело, а той Великий Князь братъ Благовернаго Великаго Князя Андрея Юрьевича Боголюбскаго; да въ томъ же монастыре почиваютъ и прочия князи Суждальския и княгини». Здесь же в храме погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202). Гробница Марии находилась на левой стороне, в стене, с надписью: «въ лето 6669 (1161) апреля 15 дня преставися супруга Благовернаго Великаго Князя Бориса Георгиевича, Благоверная и Великая Княгиня Мария». Ближе к гробнице Князя Бориса Георгиевича, в уровень с полом, есть плита с надписью: «лета 7114 (1606) августа 18 дня преставися рабъ Божий Князь и старецъ Исаия Петровъ, на память свв. Мученикъ Флора и Лавра».
При нашествии татаро-монголов в 1238 г. церковь была разграблена, но уже в 1239 г. здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено великим священием 24 июля Ростовским епископом Кириллом, и в нем, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда.
«В св. Алтаре имеется горнее Архиерейское место с седалищами по сторонам его; над ним изображена Тайная Вечеря, а над седалищами – Снятие со Креста и Положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа. На св. престоле стоит Евангелие, на котором значится, что оно печатано «при царе Михаиле Феодоровиче всея Русии, по благословению Великаго Господина Святейшаго Кир Иосафа Патриарха Московскаго и всея Русии в царствующем граде Москве в лето 7144 месяца Августа в 1-й день, совершено же бысть в лето 7145-е месяца Февраля в 3-й день, в 24 лето благочестивыя державы Царства Его, Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии, в третие лето Патриаршества Отца Его и Богомольца Кир Иоасафа Патриарха Московскаго и всея Русии; поступило в число богослужебных книг Борисоглебскаго храма при Архимандрите Германе и при Строителе – Священнике Евфимие (далее слова обрезаны)». Из древних икон в Борисоглебской церкви сохранились две: Св. Равноапостольного Князя Владимира и детей его, написанная на холсте с житием их, и Св. Целителия Пантелеимона – высеченная из дикого камня, в серебряном окладе, величиной в 1 ¼ верш. Эта икона считается вкладом царя Иоанна Васильевича. На колокольне, отдельно от храма построенной уже в позднейшее время, в числе колоколов нового времени находится древний колокол в 30 пуд весу и 1 аршин в диаметре, с следующей на нем надписью: «лета 7060 Марта 11 (8) дня сделан был сей колокол при Царе Государе Великом Князе Иване Васильевиче всея Русии и Макарии Митрополите. Царь Государь дал сей колокол в дом Вознесения Господа нашего в Печерский монастырь при Архимандрите Иоакиме в Новгород в Нижний». Когда и по какому случаю этот колокол из Печерского монастыря перенесен в Кидикшинский – неизвестно. Устное предание говорит, что Царь Иоанн Васильевич Грозный, проходя через Кидекшу с войском под Казань и нуждаясь в свинце, для огнестрельных снарядов, снял свинцовую кровлю с Кидикшевского монастыря, и в замен ее, впоследствии, между другими вкладами, из Печерского монастыря, к которому тогда принадлежал Кидекшинский, приказал передать и этот колокол, слитый из Ливонских орудий. Но самое дорогое в Борисоглебском храме – это, несомненно, гробницы, хранящие останки наших Великих Князей и Княгинь. Все пространство, находящееся под храмом, с уверенностью можно полагать, заключает подземелье, поддерживаемое сводами, где была Княжеская усыпальница. В 1820 г. при перемене в Борисоглебском храме пола, по свидетельству тогдашнего священника Петра Григорьева, под старым полом видны были каменные своды, под которыми должны быть княжеские гробницы, что и доселе подтверждают некоторые из старожилов, прибавляя к этому, что их можно было прежде видеть в Алтаре, где-то сквозь узкое отверстие пола между св. престолом и жертвенником. В позднейшей летописи о городе Суздаел трижды упоминается о существовании Княжеских гробниц в с. Кидекше. В бытность свою в Кидекше граф А.С. Уваров также доказывал, что под Борисоглебским храмом есть склеп и в него должен быть подземный ход. Граф заботился открыть его и уже приступил к очистке зарослей и насыпей вокруг храма; но вновь пристроенная к храму трапеза положила преграду усилиям его,- тогда как, по его предположениям, место, занятое ею, есть исходный пункт к открытию подземного хода, и таким образом – вопрос о склепе под Борисоглебским храмом и о подземном туда ходе до сих пор для археологов остается нерешенным. В самом храме находятся следующие каменные гробницы: одна на правой стороне в стене заднего угла – Благоверного Князя Бориса Георгиевича. На ней следующая надпись: «В лето 6667 (1159) г. Маия 12 дня преставися Благоверный Великий Князь Борис Георгиевич Суздальский, сын Благоверного Великого Князя Георгия Владимировича Мономаха – Долгорукого, брат же Благоверного и Великого Князя Андрея Георгиевича Боголюбского». Другая – на левой стороне в стене же; на деревянной гробнице, тут стоящей, изображена надпись: «В лето 6669 (1161) г. Апреля 15 дня преставися супруга Благовернаго Великаго Князя Бориса Георгиевича, Благоверная и Великая Княгиня Мария». Здесь же в церкви погребена и дочь их, Евфросиния, скончавшаяся зимой 1202 г., как говорит летописец. Среди церкви, ближе к гробнице Князя Бориса Георгиевича, в уровень с полом, есть плита с следующей надписью: «Лета 7114 (1606) г. Августа 18 дня преставися раб Божий Князь и старец Исаия Петров, на память святых мученик Флора и Лавра» («Владимирские епархиальные ведомости» Неофициальная часть №18, 1856 г.).
Памятная монета с изображением комплекса памятников в Кидекше. 3 рубля. 2002 г. Серебро, чеканка, полировка, матирозание
Значок с изображением храма Бориса и Глеба в Кидекше. 1970-е гг.
1. Церковь Бориса и Глеба, 2. Стефаниевская трапезная церковь, 3. Шатровая колокольня, 4. Святые Ворота
Под безжалостным «молотом» времени церковь Бориса и Глеба утратила древнюю кровлю, световой барабан, шлемовидный купол, половину алтаря с примыкавшими к нему пряслами. Все, что мы видим сейчас, позднего происхождения. Прямоугольные окна сильно исказили первоначальную красоту памятника.
Стефаниевская трапезная церковь
В книгах патр. Приказа 1628 года Стефаниевская церковь записана так: «церковь архидьякона Стефана Суздальскаго уезда Опольскаго стану в вотчине Печерскаго монастыря, что в Нижнем-Новгороде в Кидекше дани девятнадцать алтын две денги. Марта в 26 день на нынешний на 136 год те денги взяты… 164 г. по новому дозору Семена Извольскаго положено дани 2 рубли 10 алтын 2 денги, заезда гривна… 180 года ся церковь отдана Суздальскому архиепископу, впредь в приходе не писать». «Другая церковь деревянная теплая св. архид. Стефана. В том же монастыре монахов строитель старец Дионисий, присланный в 1701 году в мае месяце, да 4 старца». «В описи теплой церкви показано: в церкви царскии двери, сень и столбцы гладкия, по правую сторону образа: Богоявление, архид. Стефана, венец и цата серебряные золочены, по левую сторону: Умиления, Сретения гладкия, иконы все в киотах, в деисусе 9 икон гладкия, паникадило медное новое, на престоле Евангелие печатное в десть, ветхо-медные, за престолом Пресв. Богородицы. В трапезе: Николая Чудотворца в житии венец и цата серебряные басебные золочены в киоте деревянном, на паперти в деисусе 9 икон».
Святые Ворота
В кон. XVII – нач. XVIII вв. рядом с храмом построили нарядные Святые Ворота с оградой, которые вели к спуску на реку.
Шатровая колокольня
XVIII веке построена шатровая колокольня.
На каменной колокольне Борисоглебской церкви находился древний, весом 30 пудов колокол, на котором сделана надпись: «въ лето 7066 (1558) зделанъ сей колоколъ при царе Государе Великомъ Князе Иване Васильевиче всея Руссии и Макарии Митрополите. Царь Государь далъ сей колоколъ въ домъ Вознесения Господа нашего въ Печерский монастырь при Архимандрите Иоакиме въ Новгородъ-Нижний». Согласно преданию, царь Иван Грозный, проходя через Кидекшу с войском на Казань и нуждаясь в свинце для снарядов, снял с местного монастыря свинцовую кровлю. А впоследствии взамен ее вместе с другими вкладами из Печерской обители приказал передать и этот колокол, отлитый из ливонских орудий.
Колокол из Борисоглебского монастыря в Кидекше. 1552 г. Вклад Ивана Грозного в Печерский Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода, к которому был приписал Борисоглебский монастырь.
Стефаниевская трапезная церковь
В 1780 г. рядом с суровой и величавой Борисоглебской церковью была выстроена небольшая каменная церковь во имя святого первомученика Стефана с высокой двускатной крышей, напоминающая жилой деревянный дом.
20 декабря 1867 г. села Кидекши священнику Петру Парнассову и церковному старосте того села крестьянину Ивану Кирилову за попечение о благоустройстве приходского храма, объявлена признательность епархиального начальства. 28 октября 1884 г. умер священник Кидекше-Красносельского прихода Покровский Павел Алексеевич. В сане священника он находился всего лишь два месяца и двадцать один день. Могила находилась по правую сторону алтаря Благовещенской церкви села Красного.
В церкви (Борисоглебской) хранилось Евангелие старинной печати 1649 года, с надписью: «лета 7157 месяца декабря въ 29 день состроена книга Евангелие напрестольное въ церковь къ Великимъ Страстотерпцамъ Христовымъ Борису и Глебу и Архидиакону Стефану при архимандрите Германе и при строителе черном священнике Еуфимие». [1] Причт-штат: священник и псаломщик. При церкви земли: усадебной ¾ дес., пахотной и сенокосной 33 дес. Дохода от земли и за требоисправления причт получал до 685 руб. сер. в год. Дома причт имел собственные, на церковной земле. Приход состоял из села (81 дв.) и деревень: Самойловой – въ 3-х вер. и Березниц в 2-х вер. Всех дворов 137; душ мужского пола 366, а женского пола 376. В селе есть церковно-приходская школа. [1]
В своем дневнике с 1932 по 1937 годы А.Д. Варганов не раз сокрушается о том, как скверно «церковники» содержат памятник. Июнь 1935 года: «… ломают ограду, почти вся сломана на кирпич, и отворотили угол у апсиды в шесть камней, в южной её стороне. Сообщено в облоно и Комитет по охране памятников». Май 1937 года: «...осмотр делал в комиссии с тов. Подъячевым. Все захламлено, раскидано, грязь, сырость, изгажено птицами, стекол нет, безобразие полное. Составлен акт и передан РИКу». 16 мая 1937 года в газете «Колхозный клич» появилась статья Варганова «Преступное отношение к памятнику», написанная, естественно, в духе времени. «Ни варвар, ни дикарь, ни любой представитель самой низкой культуры не допустил бы до такого состояния памятник своей родной старины. Только озлобленные церковники, зная ценность памятника, предчувствуя свой близкий конец, начинают пакостить...Если бы верующий человек посмотрел, как хранится та «святыня», которую преподносят ему церковники, в каком виде она находится за кулисами в их руках, то воочию убедился бы в лживой бутафории, обмане и вреде религиозного дурмана. Нужно во что бы то ни стало памятник великой русской культуры сохранить». На основе ходатайства исполкома райсовета выходит решение облисполкома о закрытии последней церкви в Суздале: «Ввиду того, что договор с религиозной общиной на пользование церковью в селе Кидекша Красносельского сельсовета Суздальского района решением Исполкома обл. совета от 26 октября 1940 года № 2114 расторгнут, другой религиозной общины, желающей принять в пользование здание церкви и культовое имущество не оказалось, церковь эту как молитвенное здание ликвидировать и передать как имеющую историческое значение Суздальскому музею». Церковь Бориса и Глеба с 1992 года внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО («Белокаменные памятники Владимира и Суздаля»). В 1992 г. Стефаниевская церковь была возвращена верующим, но до 2002 г. принадлежала общине РПЦЗ. Протоиерей Андрей (Осетров), отделившейся РПЦЗ, настоятель церкви Стефания в Кидекше, в декабре 1992 года обратился в Верховный Совет РФ. Недовольный по разным причинам, которые излагал на пяти страницах, заведующей Суздальским филиалом музея-заповедника Валентиной Семеновной Зиняковой, он ни много ни мало настаивал на ее снятии с должности, собрал подписи около ста прихожан (не надо было быть графологом, чтобы увидеть — подписывали на разный манер человек восемь!). Это требование с сопровождающим письмом депутата-священника Глеба Якунина (в то время без конца мелькавшего на телеэкране) отправилось в Министерство культуры. В газете “Суздальская новь” 21 августа 1997 года в сообщении о шестом съезде духовенства монашествующих и мирян епархий Российской православной свободной церкви упоминался один из докладчиков — протоиерей Андрей Осетров, который “с горечью рассказал, каким гонениям подвергаются духовенство и верующие со стороны Московской патриархии”. Андрей Осетров был яростным обличителем “красной, большевистской” РПЦ. Осетров начинает разоблачать уже деяния своей “свободной” епархии. В 2001 г. от РПАЦ откололись бывший секретарь синода протоиерей Андрей Осетров и протодиакон Димитрий Красовский. А с Осетровым, выходит, и весь приход “прозрел”. 29 мая 2003 г. был зарегистрирован Приход святого первомученика архидиакона Стефана села Кидекша Суздальского района Владимирской области Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Руководитель религиозной организации - Осетров Андрей Александрович. Адрес: Суздальский район, село Кидекша, ул. Старая.
Церковь Бориса и Глеба
Поминальная часовня-столп. Часовня-памятник из красного кирпича установлена в селе Кидекша Владимирской области в 2000-е гг. в память о жителях села, погибших в Великой Отечественной войне. "Вечная память павшим героям 1941-1945".
Опять асовский бред в статье? Зачем вы это делаете? Это же дичь, придуманная самим Асовым в конце 90-х годов и не имеющая отношения к истории. Зачем это здесь?