Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
11.12.2016
14:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [401]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [27]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [39]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [19]
Религия [1]
Иваново [12]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [6]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Суздаль

Князь Юрий Владимирович Долгорукий

Кучко

Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую-то грубость, завладел селами убитого боярина и заложил на берегу р. Москвы город, который долго назывался Кучковым, а затем Москвой.
Детей Кучко Юрий взял с собой в Суздаль или Владимир, и на дочери Кучко, Улите, женил своего сына Андрея. В 1155 г., когда Юрий утвердился в Киеве, Андрей тайно от него уехал в Суздальскую землю; как замечено в одной из летописей, на это его «лестию подъяша Кучковичи».
Один из братьев, замешанный в каком-то злодеянии, был казнён по приказу Андрея; другой брат, Яким, возненавидел за это князя и участвовал в его убийстве.
Информация В. Татищева о романтической истории Юрия и жены Кучко, в результате чего Кучко будто бы и был убит, неправдоподобна, а сказание об участии жены Андрея, Кучковны, в заговоре на жизнь мужа опровергается другим сказанием, по которому Андрей был женат в то время уже во второй раз.

Москва

По преданию изначально городок располагался на Красном холме (другое название - Швивая горка), в районе поздней Гончарной слободы (совр. Гончарная улица). Здесь было поселение не позднее XI в. но изучение этого места археологическими методами проблематично из-за сильного разрушения древнего культурного слоя.
В результате земляных работ 1959-1960 гг. было установлено наличие древнерусского «мысового» городища на территории современного Кремля уже в кон. XI в., обнаружены остатки древнего оборонительного рва на углу Большого Кремлёвского Дворца. Во дворе современного здания Оружейной палаты, при реставрации кремлевских стен, в шурфе на шестиметровой глубине открылась вымостка из щебенки - слабый след древней улицы, спускавшейся к Неглинной. На ней была найдена свинцовая печать, оттиснутая в Киевской митрополии между 1091 и 1096 гг. (согласно В. Янину).
С другой стороны Боровицкого холма на низменный берег реки Москвы спускалась улица, ведшая к пристани, в районе современной Москворецкой набережной (вблизи к/т «Зарядье»).
Севернее современного Успенского собора проходила другая улица, деревянная мостовая созданная в кон. XI в. (по данным дендрохронологии примерно в 1080-1090-х гг.).
В разных местах найдены следы железоделательного, кузнечного и кожевенного ремесленного производства неукрепленной части раннего города - Посада, существовавшего в кон. XI в.

ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ

Юрий (1091-1157 гг.) - сын Владимира Мономаха.

Жёны: дочь князя Половецкого, Ольга - дочь греческого императора.
Сыновья: Ростислав, Андрей, Иоан, Борис, Глеб, Святослав, Ярослав, Мстислав, Василько, Михаил, Дмитрий (Всеволод).

Князь Ростово-Суздальский: 1113 - 1135 гг.
С 1135 г. по 1138 г. князем Ростово-Суздальского княжества был Ярополк Владимирович.

В 1113 г. Юрий был посажен в Ростово-Суздальское княжество. Юрий был первым самостоятельным князем Ростово-Суздальского княжества.

Суздаль

В 1125 г. после смерти князя Владимира Мономаха Юрий Долгорукий перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль.
Археологические раскопки позволили обнаружить в западной стороне собора Рождества Богородицы остатки каменного гражданского сооружения, поставленного одновременно со зданием собора, т. е. в кон. XI в. Весьма возможно, что здание было палатами Юрия и его преемников. Согласно летописным сведениям, Юрий Долгорукий жил больше в Суздале, чем в Ростове.
В Суздале он построил и церковь Спаса (упоминается в летописи, местонахождение доподлинно неизвестно).
Из этого города он выступал в походы и возвращался в него. Суздаль делается постоянной резиденцией Юрия. Даже в Киеве Юрия окружают не ростовцы, а суздальцы.

В нач. XIII в. владимирский епископ Симон в вошедшем в Патерик послании к печерскому монаху Поликарпу говорит: «И в своем княжении христолюбей Владимер, вземь меру божественныа тоа церкви печерскыа, всем подобиемь създа церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу… Сын же того Георгий князь (Юрий Долгорукий), слыша от отца Владимера, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении създа церковь во граде Суждале в ту же меру. Яко по летех вся та распадошася, сиа же едина Богородична пребывает в векы».
Лаврентьевская летопись именует строителем первого суздальского храма Мономаха (в сообщении о второй поездке Мономаха в Суздальский край упомянуто заложение собора в Смоленске, а суздальский собор не упомянут), а Патерик говорит о том, что Мономахом был возведен храм в Ростове, а храм в Суздале Юрием Долгоруким не позднее 1125 г.
Ктиторами первого храма были Владимир Мономах и Юрий Долгорукий, второго Юрий Всеволодович.

Суздаль времен Юрия превращается в столицу огромного северо-восточного княжества, границы которого на севере доходят до Белого озера, на востоке - до Волги, на юге Суздальское княжество граничит с муромо-рязанскими землями, а на западе - со смоленскими и новгородскими. Сильная и обширная Новгородская республика начинает считаться уже с Суздалем, а не с Ростовом.
Попытки ростовского боярства возвратить свое политическое первенство успеха не имели. Основной политикой Юрия Долгорукого было сохранить и закрепить эту молодую растущую вотчину за своей семьей и утвердить ее первенство во всей Руси.

Князь Переяславля-Южного: 1132 г., 1135 г.

Кснятин

В 1134 г. на Калязинской земле при впадении реки Нерль в Волгу (Тверская обл.) князем Юрием Долгоруким был основан городок-крепость Кснятин (Коснятин Константин) в честь его сына. В этом же году в городе была сооружена церковь. В 1148 г. упоминается в летописях как крепость на границе Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. В 1216 г. был разорен новгородцами, а в 1236 г. - разрушен монголо-татарами. Основной же удар по Кснятину нанесли в 1288 г. княжеские усобицы. После сожжения Кснятина, начался закат этой крепости как города. С кон. XIV в. Кснятин входит в Кашинское удельное княжество, а в 1459 г. - упоминается уже как деревня. В 1888 г. кснятинское население составляло 696 человек. После сооружения Угличского водохранилища в 1939 г. с целью получения электроэнергии и водоснабжения городов и поселков Калининской (ныне Тверской) и Ярославской областей, а также для развития судоходства и рыбного хозяйства, земляные укрепления, древнее городище и старая ветка железной дороги были затоплены. Угличская плотина похоронила не только Калязин, как процветающий город, но и древнерусский Кснятин.

***

Границы Ростово-Суздальского княжества были:
на севере - Белозеро;
на востоке - до Волги;
на юге - Муромские и Рязанские земли (Городец Мещёрский - будущий город Касимов);
на западе - земли Смоленские и Новгородские.

Князь Ростово-Суздальский: 1138 – 1149 гг.

Юрий строит в своём княжестве новые города и крепости: Москва (1147 г.), Переславль-Залесский (1152 г.), Юрьев-Польский (1152 г.), Городец Мещёрский (1152 г. будущий Касимов), Дмитров (1154 г.) - в честь своего сына Дмитрия (Всеволода), Звенигород. Эти города считались собственностью князя. Население городов было прочно привязано к князю и зависело от него. В этих городах быстро развивалось ремесленное производство.

Считается, что в 1140-е гг. Юрий Долгорукий получил от галицкого князя Владимира Володаровича строительную дружину и начал в княжестве белокаменное строительство. Способы обработки поверхностей блоков в Галиче и Малопольше существенно отличаются от тех, которые применялись в Переславле и Кидекше. Малопольские храмы вообще не относятся к крестовокупольному типу. Следовательно, единой логики работы гипотетической малопольско-галицко-суздальской артели не прослеживается. Видимо свои мастера у Юрия были еще с Мономаховых времён.
В качестве прямого источника архитектуры Юрия Долгорукого мы можем назвать не галицкие и не малопольские постройки, а императорский собор в Шпейере (это традиционное написание; более современное - Шпайер). Собор был построен в 1029-1106 гг.


Собор в Шпейере. Вид с запада.

Все те аргументы, которые можно привести в качестве обоснования сходства малопольских, галицких и суздальских храмов (кладка стен и фундаментов, аркатурные пояса в сочетании с поребриком и резными валами), полностью применимы и к императорскому собору:
- на соборе в Шпейере (как и на множестве других романских храмов Западной Европы, и на суздальских храмах) мы видим аркатуру, поребрики и резные валы;
- стены шпейерского собора, как и стены храмов Долгорукого, сужаются кверху уступообразно;
- цоколь императорского собора на большей части периметра представляет собой непрофилированный отлив (как в Переславле и Кидекше);
- бутовые фундаменты храма в Шпейере существенно шире стен, как и в Галиче, и в Суздале;
- способ обработки лицевых поверхностей блоков камня в Шпейере идентичен суздальскому (и существенно отличается от галицкого и малопольского);
- в средокрестии императорского собора реализована крестовокупольная схема с крестчатыми столпами;
- стиль резьбы в Переславле гораздо ближе к шпейерскому, чем к малопольскому.

Под 1148 годом Новгородская Первая летопись сообщает: «Ходи Нифонт Суждалю мира деля к Гюргеви, и прият и с любовью Гюрги, и церковь святи Св. Богородицы великым священием, и Новтържце все выправи, и гость всь цел, и посла с цестию Новугороду, нъ мира не дасть». Это сообщение говорит о том, что в 1148 г. в городе Суздале был построен новый собор на месте первого храма, который освятил новгородский епископ Нифонт.
Юрий в 1152 г. ещё не имел права украшать свои храмы скульптурным декором зооантропоморфного типа. Всё, что ему в это время позволяла церковь, - это «универсальный» романский орнаментальный декор «аркатура-поребрик-резной вал».
Юрий Долгорукий, потратив много лет на разведку каменоломен, начал строить свои храмы в условиях крайне напряженных взаимоотношений с киевским митрополитом и ростовским епископом.
Во времена и Юрия, и Андрея, и Всеволода в городах Владимире и Суздале епархий не было, и церковное руководство в Суздальской земле осуществлялось ростовским епископом. Епархия во Владимире появилась только при Юрии Всеволодовиче, в 1214 г.
В городах, не являвшихся центрами епархий, были «владычные наместники», подчинявшиеся епископу. На открытие нового храма требовалось епископское благословение, оно требовалось и на утверждение священника, хотя кандидатуру мог выдвигать ктитор - в данном случае князь. Ктитор мог инициировать и смещение неугодных ему священников, но, опять же, требовалось согласие епископа.
Ростовским епископом в начале 1150-х гг. был Нестор. Когда и кем он был поставлен на кафедру, мы точно не знаем. М.Д. Приселков полагал, что хиротония Нестора имела место в 1137 г., т.е. еще до избрания митрополитом Клима Смолятича (1147 г.). Аргументация исследователя сводилась к следующему: Нестор не мог быть поставлен на кафедру позднее 1139 г., так как в этом году великим князем киевским стал Всеволод Ольгович, с которым у Долгорукого была вражда. А поскольку в 1137 г. от переяславской епархии отделилась смоленская, то исследователю виделось вероятным, что тогда же отделилась и ростовская епархия (также от переяславской). Н.Н. Воронин принял эту точку зрения и датировал хиротонию Нестора 1137 годом.
В 1147 г. собор поставил Климента на русскую митрополию. М.Д. Приселков полагал, что Ростовский епископ Нестор «не отозвался на княжеское приглашение», а Н.Н. Воронин - что отсутствием на соборе Нестор «проявил равнодушие в деле Клима Смолятича». Но, конечно, обстановка фактической гражданской войны не позволила бы ростовскому епископу «проявить равнодушие» и игнорировать столь важное мероприятие. На самом деле ответ на этот вопрос гораздо более прост и логичен: ростовской епархии тогда еще не существовало.

Великий князь Киевский: 1149-1151 гг.

В 1147 г. Святослав Ольгович с помощью Юрия Долгорукого вернул себе сначала область вятичей, а затем и другие города. В состав его владений тогда входили Новгород-Северский, Путивль, Любеч, Утень, Беловежа, Вьяхань, Всеволож, Моравийск и города в земле вятичей. Теперь он выступает против Изяслава Мстиславича в союзе с Юрием.
В союзе с Ольговичами против Изяслава дважды в 1150 г. на непродолжительное время Юрий занимал Киев и дважды изгонялся.

СТАРОДУБ

Город Стародуб-на-Клязьме был основан в 1152 г. Юрием Долгоруким.

ГОРОХОВЕЦ

Гороховец был заложен предположительно в XII в. Юрием Долгоруким, и впоследствии представлял собой крепость на окраине Владимиро-Суздальского княжества.
См. Город Гороховец.

ЗВЕНИГОРОД


Памятник Юрию Долгорукому и Савве Сторожевскому в Звенигороде

В письменных источниках Звенигород впервые упомянут в духовной грамоте Московского князя Ивана Даниловича Калиты, относящейся к 1339 г.: «А се даю сыну своему Ивану: Звенигород».
Ряд историков полагают, что он древнее - основан в XI-XII вв., т. к. название «Звенигород» встречается и в более ранних источниках. В ряде источников основание Звенигорода приписывается Юрию Долгорукому. Однако большинство специалистов придерживаются версии, что Звенигород основали переселенцы из галицких и киевских земель: два города с таким названием существовали в южных княжествах домонгольской Руси, и в тогдашних летописях упомянуты именно они.
См. Город Звенигород.

ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ

В 1152 г. на слиянии двух рек - Колокши и Гзы Юрий строит крепость - город Юрьев-Польский. Юрьев относился к малораспространённому типу круглых крепостей, рассчитанных на круговую оборону. Первоначально город складывался вокруг земляного вала, имел направление улиц, подчинённых направлению вала и рек.
В крепости размещался княжеский или воеводский двор, приказная изба, амбары, погреба и другие казённые постройки, посад располагался снаружи вала.
В Юрьеве строится Георгиевская каменная церковь.
В нач. XIII в. первым удельным князем Юрьева становится внук Юрия Долгорукого, сын Всеволода Большое Гнездо - Святослав (1197-1256 гг.). При нём город обретает новое лицо: на месте Георгиевской церкви, построенной при Юрии в южной части города, в 1230-1234 гг. строится новый белокаменный Георгиевский собор, снаружи - от подошвы до главы - богато украшенный резьбой и у северных ворот, ведущих на Ростов, княжеский мужской Михайло-Архангельский монастырь.


Памятник Юрию Долгорукому в Юрьев-Польском

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

В 1152 г. Юрий Долгорукий, поселив жителей у Клещина озера (Плещеево озеро), нашёл на одном из возвышений иноческую обитель и близ неё городок Клещин (см. Никитский монастырь), обнесённый высоким земляным валом. Он заложил в нём каменную церковь во славу Преображения Господня (см. Спасо-Преображенский собор.). Но потом Юрий повелел перенести городок и, заложенную в нём церковь, на берег небольшой речушки, названной Трубежом.


Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Внезапная смерть князя приостановила устройство города и окончательное возведение белокаменной Преораженской церкви. Только при его сыне Андрее Боголюбском она окончательно была отстроена и украшена «в Переславле новом».


Памятник Юрию Долгорукому в Переславле-Залесском

КОСТРОМА

О времени основания Костромы нет летописных известий. Татищев приписывал ее основание Юрию Долгорукому и относил к 1152 г. Несомненно, что Кострома основана в XII в.; впервые упомянувший о ней в 1214 г. летописец называет ее уже значительным городом, на который обратил свою месть ростовский князь Константин в борьбе за великокняжеский стол с Юрием Владимирским. См. Феодоровская икона Богоматери.


Памятник Юрию Долгорукому в Костроме

ГАЛИЧ

Галич был основан как укреплённый пункт во 2-й пол. XII в., во время княжения князя Юрия Долгорукого, который в то время укреплял границы Ростово-Суздальского княжества; в качестве даты основания обычно упоминается 1159 г. В это время Галич был призван играть роль форпоста Северо-Восточной Руси в освоении Севера и Вятской земли. В русских летописях Галич впервые упоминается в 1238 г., когда на Русь приходили татары, которые «всё по Волге пленили и даже до Галича Мерьского». В 1246 г. Галич стал столицей самостоятельного княжества, образовавшегося после смерти великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Первым князем Галича был Константин Ярославич — сын Ярослава Всеволодовича, брат Александра Невского. В 1255 г. он умер и Галичем стал править самостоятельный князь, его сын Давид Константинович. Никоновская летопись сообщает, что в 1280 г. «преставися князь великий Давид Константинович Галичский и Дмитровский». Таким образом, Галич во второй половине XIII в. был центром княжеской волости. Во второй пол. XIII — XV вв. Галичскому княжеству принадлежали обширные земли в бассейнах Галичского и Чухломского озёр, по левобережью Волги, реке Костроме и её притокам, по среднему течению рек Унжи и Ветлуги.

ГОРОДЕЦ МЕЩЕРСКИЙ

В 1152 г. князь Юрий Долгорукий среди болот и лесов Мещёры при впадении речки Бабенки в Оку на крутом её берегу поставил небольшую пограничную крепость, получившую название Городец Мещёрский (будущий Касимов). Почти два с половиной века простояла эта крепость, оберегая окские броды-перелазы от непрошенных степных кочевников, пока сама не стала жертвой разорения. В 1372 г. золотоордыннский хан Бегич сжёг дотла непокорную крепость. Пожар начисто уничтожил городок и его жителей. Заново городок отстроили выше по течению. См. Городец Мещерский.

МАЛЫЙ КИТЕЖ

В 1152 г. князь Юрий Долгорукий основал Малый Китеж (современный Городец в Нижегородской области). Об этом сообщает Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку той же Городоц на Волге» (Полное собрание русских летописей. Т. XVII, с. 26).

КИТЕЖ-ГРАД

Село Кидекша за Суздалем, древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму. По преданию, в этом месте случилась встреча двух святых братьев - князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии оба они были убиты другим братом - Святополком Окаянным.

В Кидекше была построена княжеская резиденция с палатами и белокаменной церковью Бориса и Глеба.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша построена в 1152 г. это небольшой 4-х столпный одноглавый храм из белого известняка, сложенный в технике полубутовой кладки. Фасады украшены резным аркатурным поясом, рядом поребрика, тройным уступом закомар. Церковь Бориса и Глеба и Спасо-Преображенский собор принадлежат к начальному этапу белокаменного строительства.
Установлено, что церковь Бориса и Глеба как придворный храм имела переход, связывавший её с деревянным княжеским теремом. Прорезка вала в западной части городища показала, что он был насыпан не ранее сер. XII в. с использованием уже отложившегося здесь культурного слоя с керамикой XI-XII вв. Раннесредневековое поселение возникло не ранее XI в. на месте раннего мерянского и ещё более раннего дьяковского городища, которое, тоже было укреплённым, но имело меньшую площадь.
Большой интерес представляют обломки плимфы нач. XII в., цемянки и фрагменты настенной росписи того же времени, найденные близ стен церкви Бориса и Глеба. Эти находки позволяют предполагать, что на месте этой церкви ещё в нач. XII в., вероятно во время правления Владимира Мономаха, существовал кирпичный храм, расписанный фресками. Вероятно, уже в нач. XII в. при Владимире Мономахе, здесь находилась княжеская резиденция, с чем можно связывать постройку кирпичного (из плинфы) храма. При Юрии Долгоруком были возведены укрепления, остатки которых сохранились до наших дней, и построен храм Бориса и Глеба, в дальнейшем неоднократно перестраивавшийся. В позднем средневековье на месте городища находился монастырь и посад ставший со временем селом Кидекша.
С течением веков храм ветшал, верхний ярус в восточной части рухнул. В 60-е гг. XVII в. Перекрыли уцелевшую часть 4-х скатной кровлей с декоративной луковичной главкой, прорубили новые окна. В XVIII в. Рядом с храмом построили нарядные Святые Ворота с оградой, тёплую Стефаниевскую трапезную церковь и шатровую колокольню.
В храме сохранились фрагменты фресковой росписи XII в., гробницы сына Юрия Долгорукого князя Бориса, его жены и дочери.


Деисус
Настенная живопись. XVIII-XIX вв.
В этом аркасолии был погребен князь Борис (сын Юрия Долгорукого), умерший в 1159 г.
Плита надгробная. XVII век. «лета 7114 (1606) августа 18 дня преставися раб Божий князь и старец Исайя Петров на память святых мученик Флора и Лавра».

В завале строительных материалов (Борисоглебская церковь частично обрушилась в XVII в. и была восстановлена) археологи обнаружили изящную белокаменную колонку с резьбой. Есть версия, что это одна из ножек престола, сооруженного в одно время с самим храмом. Престол - это центральное место храма, на котором совершается главное таинство богослужений - претворение хлеба и вина с водою в истинные Плоть и Кровь Христову. В церкви Бориса и Глеба это был стол с каменным основанием, четырьмя ножками и верхней плитой. Такие престолы были прежде найдены только в соборе Киево-Печерской Лавры, в Софии Новгородской и в одной из церквей Ладоги.
Рядом с основанием алтарной преграды обнаружена каменная скамеечка (синтрон), идущая вдоль стены храма, на которой во время богослужения сидели епископы. Археологи обнажили между северной стеной и колонной храма каменные плиты, которые могли служить подставкой под саркофаг внучки Юрия Долгорукого Ефросинии (в храме были погребены сын князя Борис Юрьевич, его жена и дочь).
В числе других находок внутри церкви - основание иконостаса, фрагменты фресок с изображением «полотенец» на нижних частях столбов и стен храма и резьбы XII в. Яркость лазурных и розовых красок, богатство орнаментики фресок, сохранившихся в земле и строительном мусоре, свидетельствуют о красоте всего внутреннего убранства храма XII в.
Какое-то время спустя, в нач. XIII в., в храме был настелен новый - кирпичный - пол. Для чего? Есть предположение, что настелили его сразу после татаро-монгольского нашествия, чтобы скрыть пол, оскверненный иноверцами. Именно в это время летопись отмечает ремонт и новое освящение церкви митрополитом Кириллом.
См. Церковь Бориса и Глеба.

ПЕРЕМЫШЛЬ МОСКОВСКИЙ

- Сатино-Татарское (Подольский р-н). Городище Перемышль Московский (Городок, Родневское), 11-13, 14-17 вв. Считается, что основание Перемышля связано с князем Юрием Долгоруким. Согласно данным В.Н. Татищева город основан в 1152 г. Располагался на правом берегу реки Мочи западнее нынешней деревни Дмитрово в Троицком административном округе Москвы. Вокруг валов и рвов города расположено девять селищ, некогда являвшихся торгово-ремесленными посадами.
Вероятнее всего, крепость в Перемышле была построена между 1339 (первое упоминание в дошедшем до нас источнике) и 1370 гг., что подтверждается данными археологических раскопок. Расположение крепости представляется весьма выгодным в стратегическом отношении.
См. Перемышль-Московский.

МОСКВА

Юрий с 30-х гг. (после Ярополка Владимировича) боролся за Переславль Южный и Киев. Вёл борьбу за киевский престол против своих племянников (Мономаховичей) Изяслава и Ростислава, Мстиславовичей.
В 1136 г. в Новгороде Великом произошло выступление народных масс, в результате чего из Новгорода был изгнан князь Всеволод Мстиславич, а на его место пригласили Святослав Ольгович, враждебного Мономаховичам.
В 1147 г. Юрий Долгорукий против Изяслава - великого Киевского князя (1146-1154 гг.) заключил союз со Святославом Ольговичем, для чего пригласил его на Московь. Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 г., когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. Тогда Москва была боярской усадьбой, конфискованной князем.
Одним из вроде бы заурядных эпизодов того времени был пир, устроенный Юрием Долгоруким в честь князя Новгородского Святослава. Отмечался успех в разорении родичей общего их врага Изяслава. Юрию Долгорукому дарован был красивейший живой барс, в ответ им щедро награждены брат и бояре его. «Сие угощение достопамятно, - свидетельствует Карамзин, - Оно происходило в Москве. К сожалению, летописцы современные не упоминают о любопытном для нас её начале, ибо не могли предвидеть, что городок бедный и едва известный в отдалённой земле Суздальской будет со временем главою обширнейшей монархии на свете. По крайней мере знаем, что Москва существовала в 1147 г., марта 28, и можем верить новейшим летописцам, что Георгий был её строителем. Они рассказывают, что сей князь, приехав на берег Москвы-реки, в сёла зажиточного боярина Кучка, Степана Ивановича, велел умертвить его за какую-то дерзость и, пленённый красотою места, основал там город; а сына своего Андрея, княжившего в суздальском Владимире, женил на прелестной дочери казнённого боярина. «Москва есть третий Рим, - говорят сии повествователи, и четвёртого не будет. Капитолий заложен на месте, где найдена окровавленная голова человеческая: Москва также на крови основана и к изумлению врагов наших сделалась царством знаменитым». Она долгое время именовалась Кучковом».
«Сам же князь великий Юрьи Владимирович взыде на гору и обозрев с нее очима своими семо и мал древян град прозва его званием реки тоя...»


Основание Москвы Юрием Долгоруким. Художник А.М. Васнецов.

Постройка стен Кремля в 1156 г.
Князь Юрий Долгорукий - первый князь который взялся за борьбу с язычеством в Москве.
Со времени основания Москвы святилище Велеса и Купалы находилось на Боровицком холме и весьма почиталось окрестными жителями. Но вот во времена Юрия Долгорукого последнее вятичское языческое княжество и сама Москва были присоединены к Владимиро-Суздальскому княжеству. Ведические святилища стали перестраивать под христианские храмы. Тогда, по церковному преданию, «на пепеле купальского костра», то есть на месте святилища Купалы, была заложена деревянная церковь Иоанна Предтечи, «что на бору». Летописец утверждал, что сей храм – «первая на Москве церковь бысть». Строительство христианского храма мало что изменило, ибо рядом по-прежнему находился Велесов камень, к которому по праздникам стекались москвичи.
В 1156 г. Андрей Боголюбский поставил здесь по указанию Юрия новую деревянную крепость на Боровицком холме (по преданию бывшее село Кучково), сравнительно небольшую (периметр её стен составлял около 510 метров). Здесь размещался отряд княжеской дружины для защиты Суздальского княжества от западных соседей.
В 1177 г. крепость сжег рязанский князь Глеб, но она была быстро восстановлена. Вероятно, Москва уже в то время приобретала значение торгового центра и богатела.


Памятник Юрию Долгорукому в Москве

В 1208 г. в окрестностях Москвы владимирский княжич Юрий Всеволодович разбил войска Михаила Всеволдовича Пронского и Изяслава Владимировича, князей Пронских.
См. Князь Моск Святоярыч. Основание Москвы.
Кремлёвский камень/Велесов камень. Священные камни в Коломенском.
Герб Москвы.
Семь холмов Москвы.
Князья Московские.

МИКУЛИН

Существует версия, что крепость Микулин построил Юрий Долгорукий.
Микулин, древний русский город имя древнего русского города, в пределах древней Перемышльской земли, где и теперь находится город Микулинцы. Упоминается впервые в поучении Мономаха.
Известие летописи (под 1144 г.), что Микулин во время войны Всеволода Ольговича с Володимиром Галицким был занят союзником Всеволода, Изяславом, подало повод Зубрицкому искать его на реке Згаре (Бужского бассейна) и считать галицким городом, что едва ли основательно.

ПЕРЕМЫШЛЬ КАЛУЖСКИЙ

Впервые Перемышль упоминается в 1328 г., в 1776 г. получил статус города, с 1925 г. - сельское поселение.
От потомков местных князей происходят княжеские семейства Воротынских и Горчаковых, первые из которых способствовали украшению своей вотчины храмами. См. Успенский собор в Перемышле

ДМИТРОВ


Памятник основателю Дмитрова - Юрию Долгорукому

Город Дмитров основан в 1154 г. князем Юрием Долгоруким в заболоченной долине реки Яхрома на месте ранее существовавших здесь славянских поселений и назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского - небесного покровителя сына Юрия Долгорукого, Всеволода, родившегося в тот год.
В 1181 г. упоминается в летописи как один из укрепленных пунктов на окраине Владимиро-Суздальской земли. Дмитров имел не только стратегическое значение в качестве пограничной крепости, но и экономическое. Отсюда по рекам Яхроме и Сестре шёл водный путь в верховья Волги, по суше город был связан с верховьями Клязьмы, откуда товары могли быть доставлены во Владимир. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV-XVI вв., связав с Волгой уже не Владимир, а Москву, что было обусловлено по большей части политической нестабильностью в регионе, ликвидированной лишь после объединения Руси.
В 1180 г. во время войны Святослава Всеволодовича со Всеволодом Большое Гнездо Дмитров был сожжён черниговским князем. Вскоре он оправился от разорения и к 1214 г. это уже был большой город с предместьями, и принадлежал Ярославу Владимировичу. Тогда к нему подошёл с набранным в Москве войском сын Всеволода Владимир. Взять город не удалось, более того, во время отступления неприятеля дмитровчане разбили один из его отрядов.

Великий князь Киевский: 1155 г. - 15 мая 1157 г.

В 1155 г. Юрий по праву старшего в роде вошёл в Киев как Великий князь.
Ок. 1155 г. Святослав Ольгович получил от своего союзника Мозырь. Тогда же он стал и черниговским владетелем, но вскоре потерял Чернигов. После смерти Юрия (1157 г.), по договору с новым великим князем Изяславом Давыдовичем, он снова получил Черниговскую землю, а Новгород-Северский передал Святославу Всеволодичу.

В 1155 г. Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» Киевского митрополита Климента. Константинопольской патриархией на киевскую митрополичью кафедру был назначен новый Митрополит Киевский и всея Руси Константин I.
За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 г. новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 г. сместили архиепископа Арсения.
В 1156 г. Юрий Долгорукий инициировал смещение Ростовского епископа Нестора новым митрополитом Константином. Только что присланный из Византии грек Константин, естественно, без настояния великого князя не принял бы столь скоропалительного решения о смещении ростовского епископа.

ВЛАДИМИР на Клязьме (ВЛАДИМИР-ЗАЛЕССКИЙ)

Георгиевский храм во Владимире был заложен Юрием Долгоруким на его Великокняжеском дворе, а строительство белокаменного храма было завершено уже в 1157 г. его сыном, святым благоверным Великим князем Андреем Боголюбским.
При Георгиевской церкви существовал монастырь (Егорьевский монастырь), основание которого относят к 1153 г. Он упоминается в летописях в XVI и XVII вв. Сначала он был основан как женский монастырь, а затем действовал уже как монастырь мужской.
Искусствовед Н.Н. Воронин считает датой построения церкви св. Георгия во Владимире 1157 г., то есть начало её постройки при Юрии Долгоруком, а достраивали уже мастера его сына князя Андрея Боголюбского.
Юрий выбрал для княжеского двора и храма в честь своего святого очень красивое место на высоком берегу Клязьмы, откуда открывался чудесный вид за заречные луга и лесные дали. Сам же храм, возвышающийся над местностью, был виден издалека.
До нач. XVIII в. храм был соборной церковью Егорьевского монастыря, хотя значительно перестраивался, видимо, в XVI в. После пожара 1778 г. здание пришло в полную негодность, на старом фундаменте в 1783-1784 гг. возведена новая церковь, типичная для кон. XVIII в.


Храм Георгия Победоносца во Владимире

В плане она точно повторяет здание 1157 г. и некоторые его детали, а отдельные части древних стен вошли в новую кладку. С целью изучения памятника были проведены специальные раскопы в различных частях здания, и они помогли ученым доказать, что в основе нового храма, на который долгое время почти не обращали внимания, лежит древняя церковь, заложенная Юрием Долгоруким. Это был одноглавый четырехстолпный каменный храм, который сразу же по окончании строительства был расписан древнерусскими изографами. К сожалению, никаких следов древних фресок в храме не обнаружено.
См. Храм Георгия Победоносца.

***

Возможно, благословение зооантропоморфных скульптур на храмах даже было одним из условий, поставленных великим князем на переговорах с Византией о приходе митрополит Константина. Значит, и появление в Суздальской земле зооантропоморфного скульптурного декора - прежде всего заслуга не Боголюбского, а Долгорукого. Таким образом, все характерные черты того, что мы называем «русской романикой», появились в Суздале (а затем и в Тверском, и в Московском великих княжествах) исключительно благодаря Юрию Долгорукому. И зодчество Андрея Боголюбского было столь же закономерным, поступательным развитием воистину новаторского зодчества Юрия, как зодчество Всеволода Большое Гнездо - зодчества Андрея.
До своей смерти Долгорукий просит мастеров у Фридриха Барбароссы. Сначала мастера направляются Фридрихом к Юрию, потом приход мастеров к его сыну Андрею во Владимир. Из сообщения В.Н. Татищева следует, что они строили, как минимум, Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. Когда именно началось строительство Золотых ворот, мы не знаем (их ориентировочная датировка - 1158-1164 гг.). Но относительно Успенского собора доподлинно известно, что он был заложен 8 апреля 1158 г.
От Барбароссы пришли мастера по скульптурному декору и, возможно, зодчий. Но если приход последнего и имел место, то перед ним были поставлены достаточно узкие задачи:
разработка иконографии декора и руководство соответствующими мастерами;
увеличение размеров и повышение качества построек.

В 1157 г. 15 мая князь Юрий Долгорукий был отравлен во время пира у одного из киевлян по имени Петрила, который был осмеником, т.е. старшим над восьмью дружинниками. Его смерть повлекла за собой грабежи дворов и самого князя, и других суздальцев. После того как утих бунт, киевляне стали ждать возмездия со стороны князя Андрея. Но он не торопился идти на Киев с мечом, чтобы силой, подобно его предшественникам, утвердиться на «золотом» киевском престоле. Он остался на северо-востоке, чтобы именно здесь создать новую столицу Руси, основываясь на политике укрепления единой и абсолютной власти.

1149 - 1154 г. - Суздальско-Ростовским князем был Василько Юрьевич.

Князья Владимирские
Князья Суздальские

Мстислав Владимирович Великий. 1093 - 1095 гг. - князь ростово-суздальский.
- Князь Олег Святославич Гориславич. 1096 г.
Князь Ярополк II Владимирович. 1096-1113 гг. и 1135 - 1138 гг. - князь ростово-суздальский.
Князь Юрий Долгорукий.
Князь Василько Юрьевич. 1149-1154 гг. - князь суздальско-ростовский.
Владимирская Русь
Князь Андрей Боголюбский.1155-1169 гг. - князь суздальско-ростовский. С 1169 г. - столица перенесена во Владимир. 1169 –1174 гг. - князь владимирский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Суздаль | Добавил: Jupiter (01.05.2015)
Просмотров: 1505 | Теги: Суздаль, Владимир, князь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика