Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
12:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Москва

Герб Москвы

Юрий Долгорукий - змееборец (борец с язычеством)


Памятник Юрию Долгорукому в Москве

В 1120 г. князь Юрий Владимирович Долгорукий - сын Владимира Мономаха (по крещению Георгий), был посажен в Ростово-Суздальское княжество.
Столицу княжества Долгорукий в 1125 г. перенёс из Ростова в Суздаль. Около Суздаля в местечке Кидекша была построена княжеская резиденция с палатами и белокаменной церковью Бориса и Глеба. Юрий был первым самостоятельным князем Ростово-Суздальского княжества.
Юрий с 30-х годов (после Ярополка Владимировича) боролся за Переславль Южный и Киев. Вёл борьбу за киевский престол против своих племянников (Мономаховичей) Изяслава и Ростислава, Мстиславовичей.

В 1136 г. в Новгороде Великом произошло выступление народных масс, в результате чего из Новгорода был изгнан князь Всеволод Мстиславич, а на его место пригласили Святослав Ольгович, враждебного Мономаховичам.
В 1147 г. Юрий Долгорукий против Изяслава - великого Киевского князя (1146-1154 гг.) заключил союз со Святославом Ольговичем, для чего пригласил его на Московь (1-е упоминание о городе в летописях) - местечко бояр Кучковичей - будущий город Москва. В 1147 г. Святослав Ольгович с помощью суздальского князя вернул себе сначала область вятичей, а затем и другие города. В состав его владений тогда входили Новгород-Северский, Путивль, Любеч, Утень, Беловежа, Вьяхань, Всеволож, Моравийск и города в земле вятичей. Теперь он выступает против Изяслава Мстиславича в союзе с Юрием.
Святослав Ольгович помог Долгорукому занять киевский стол. Ок. 1155 г. Святослав Ольгович получил от своего союзника Мозырь. Тогда же он стал и черниговским владетелем, но вскоре потерял Чернигов. После смерти Юрия (1157 г.), по договору с новым великим князем Изяславом Давыдовичем, он снова получил Черниговскую землю, а Новгород-Северский передал Святославу Всеволодичу.

Юрий строит в своём княжестве новые города и крепости: Москва (1147 г.), Переславль-Залесский (1152 г.), Юрьев-Польский (1152 г.), Городец Мещёрский (1152 г. будущий Касимов), Дмитров (1154 г.) - в честь своего сына Дмитрия (Всеволода), Звенигород. Эти города считались собственностью князя. Население городов было прочно привязано к князю и зависело от него. В этих городах быстро развивалось ремесленное производство.

В нач. XI в. на монетах и печатях сына Владимира Святославича Ярослава Мудрого (княжил с 1016 по 1054 гг.), впервые появляется изображение святого Георгия. Ярослав Мудрый много способствовал распространению и утверждению культа святого Георгия на Руси.
В честь своего святого покровителя он основал в 1030 г. город Юрьев (сейчас - Тарту) и заложил в том же году Юрьев монастырь в Новгороде, позднее там был построен Георгиевский собор. В 1037 г. Ярослав начинает строительство Георгиевского монастыря в Киеве и возводит в нем храм святого Георгия, а день освящения храма учреждает ежегодным праздником - "Юрьевым днем".
Юрий Долгорукий продолжил эту традицию, заложив в 1152 г. крепость Гергев (Юрьев-Польский), где был построен белокаменный Георгиевский собор. Во Владимире в 1230-1234 гг. был построен новый княжеский двор и заложена белокаменная церковь Георгия.

На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен.


Печать Юрия Долгорукого. XII век.

На лицевой стороне печати старшего брата Юрия Долгорукого - Мстислава Владимировича в 1130 году впервые появляется изображение святого воина-змееборца. Следующее по времени изображение святого воина-змееборца есть на многочисленных печатях Александра Ярославича Невского (1252-1263 гг.). На некоторых из них с одной стороны - святой Александр на коне с поднятым мечом в руке, а на другой стороне святой Федор в виде пешего воина, одной рукой ведущего на поводе коня, а другой - поражающего змея-дракона. Федор - крестильное имя отца Александра Невского - Ярослава.

Князь Юрий Долгорукий - первый князь который взялся за борьбу с язычеством в Москве. Боярин Кучка отказался тогда подчиниться Юрию, так как был властным потомком племенных князей – вятичей. Юрий приказал казнить боярина, а его владения присоединил к своим землям.
Со времени основания Москвы вятичским князем Моском Святоярычем святилище Велеса и Купалы находилось на Боровицком холме и весьма почиталось окрестными жителями. Но вот во времена Юрия Долгорукого последнее вятичское языческое княжество и сама Москва были присоединены к Суздальскому княжеству. Ведические святилища стали перестраивать под христианские храмы. Тогда, по церковному преданию, «на пепеле купальского костра», то есть на месте святилища Купалы, была заложена деревянная церковь Иоанна Предтечи, «что на бору». Летописец утверждал, что сей храм – «первая на Москве церковь бысть». Строительство христианского храма мало что изменило, ибо рядом по-прежнему находился Велесов камень, к которому по праздникам стекались москвичи.

27 июля 1156 года Юрий "Заложил град Москву на устье Неглинной выше реки Яузы" – указывает повесть "Сказание об убиении Даниила Суздальского и начале Москвы". Хотя и связывают постройку княжеской крепости в 1156 году с именем Юрия, но сам он в это время находился в Киеве и в Москве не появлялся до самой смерти. Еще более вероятно, что князем, "заложившим град Москву", был сын Юрия – Андрей Боголюбский.

Существует несколько версий названия крепости Москвой.
В древности существовало общеславянское слово с корнем "моск" со значением "быть вязким, топким" или "мокнуть". Отсюда в русском языке происходят слова "мозгнуть", "промозглая" погода. То есть с корнем "моск" у славян связывались представления о сырости, влажности, реке. В пользу этой теории и название "Волга", родственное слову "влага".
Финно-угорское происхождение названия города – также авторитетная гипотеза. Она отождествляет первую часть слова "москва" с "маска" ("меска") – медведь, а вторую с "ава" – самка, мать. В итоге слово "москва" означает "медведица".
По другой теории, "Москва – это "Коровья река" ("моск" – "корова", "ва" – река).
По версии происхождения названия города от балтийских языков, "Москва" означает "болотистая, слякотная река, сырая местность".
В настоящее время существует еще одна гипотеза славянского происхождения названия Москвы – "Москов" – "моск" по-старославянски значит "кремень", а "ков" (если прочесть его как "хов") – "укрытие", отсюда "Москов" – "укрытия из кремня".

В продолжение большей части XIII в. в Москве не было постоянного княжения. Лишь в поколении правнуков Всеволода III, по смерти Александра Невского в Москве является младший и малолетний сын его Даниил. Он стал родоначальником Московского княжеского дома.

В Московском княжестве образ пешего змееборца впервые встречается на монете князя Ивана II Красного (Красивого) (1353-1359 гг.). На печати сына Дмитрия Донского Василия Дмитриевича изображен всадник с копьем, направленным вниз, в то место, где должен быть змей. И, наконец, на монетах того же Василия Дмитриевича и особенно его сына Василия Васильевича Темного эмблема приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился в качестве московского герба.

Окончательное утверждение всадника-змееборца как герба Московского княжества произошло при Иване III (княжил с 1462 по 1505 гг.) и совпало по времени с завершением объединения основной части русских земель вокруг Москвы. Сохранилась печать 1479 г., на которой всадник, поражающий копьем змея-дракона, окружен надписью: "Печать великого князя Ивана Васильевича", а на обороте печати, не имеющей рисунка, надпись повторена, но к ней добавлено - "всея Руси". С этого момента можно считать, что герб Московского княжества на какое-то время становится и гербом всея Руси. В 1497 г. появляется другой тип государственной печати Ивана III. На лицевой стороне ее по-прежнему всадник, поражающий копьем дракона, и надпись: "Иоанн божиею милостью господарь всея Руси и великий князь", а на обороте впервые помещен двуглавый орел, окруженный надписью, являющейся продолжением лицевой: "и велик княз Влад и Мос и Пск и Тв и Вят и Пер и Бол". Судя по расположению надписи (вокруг орла окончание титулатуры князя), главным символом и здесь является всадник.

При сыне Ивана III Василии III эта печать была полностью сохранена, заменено лишь имя князя. Только при Иване Грозном, первом русском князе, принявшем в 1547 г. царский титул, на золотой булле 1562 г. двуглавый орел занимает главное положение, а всадник, как герб Московского княжества, переходит на грудь орла. Эта композиция сохраняется и на Большой государственной печати 1583 г. и на всех последующих Больших государственных печатях Руси и России. При этом тип печати 1497 г. сохраняется и продолжает употребляться до XVII в. в виде кормчей печати. Так называлась печать, которую прикладывали к царским грамотам на земли, угодья, жалуемые подданным за службу, "на кормление".

Герб Москвы

В старинной описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 гг. сказано: "В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него "царь на коне колет копием змия". Дипломат и писатель сер. XVII в. Григорий Котошихин в своем сочинении "О России в царствование Алексея Михайловича" свидетельствует: "в истинно Московского княжения печати вырезано - царь на коне победил змия". На государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии, изданной в Москве в 1663 г., змееборцу на груди орла придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем.

Первым из русских назвал всадника на московском гербе святым Георгием Петр I. Сохранилась его собственноручная записка, относящаяся предположительно к 1710-м годам: "Сей герб (зачеркнуто) Сие имеет свое начало оттуду, когда Владимир монарх российский свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князи возымели себе герб с. Егория, но потом ц. Иван Вас., когда монархию, от деда его собранную, паки утвердил и короновался, когда орла за герб империи российской принял, а княжеский герб в груди оного поставил". Однако, в течение всего царствования Петра I на московском гербе продолжали изображать светского всадника в кафтане с короной или шляпой на голове. Во многих случаях всадник имел портретное сходство с Петром I. Это подтверждает указ 1704 года о выпуске первых медных копеек, в котором сказано, что на них будет "воображение великого государя на коне". В кратковременное царствование Екатерины I сенатский указ об изготовлении новой государственной печати называет змееборца "ездацом". Без изменений герб оставался и при Петре II.

В 1728 г. возникла необходимость составить гербы на знамена полков, размещенных по разным городам России. В мае 1729 г. они были представлены в военную коллегию и удостоились высочайшего утверждения. Сенатский указ об этом последовал 8 марта 1730 г. Первым в списке утвержденных был государственный герб. Часть его описания посвящена московскому гербу: "...в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное".


Герб Москвы 1730 г.

С этого момента и вплоть до нач. XX в. всадник на московском гербе официально именуется святым Георгием. Почему именно в это время произошло такое изменение? С одной стороны, под влиянием иностранцев Петр I в 1722 г. пригласил на службу в качестве герольдмейстера графа Санти. Но, пожалуй, в не меньшей степени способствовало этому восшествие на российский престол плеяды императриц. На пробном экземпляре копейки 1730 года еще старый петровский тип всадника, но он не был уже утвержден. Напомним, что 1730-й год - год воцарения Анны Иоанновны.


Герб Москвы 1781 г.

В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет описание 1730 года: "Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия". Герб Москвы просуществовал в таком виде до 1856 года, когда в результате реформы в русской геральдике, проведенной по указанию царя Николая I, герольдмейстером Кене был значительно изменен герб Московской губернии. Новый же герб столичного города Москвы был утвержден только 16 марта 1883 года и отличался от губернского обрамлением: вместо дубовых листьев - скипетры.
"В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою".

Основное изменение герба - всадник был повернут в другую сторону. По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника. Плащ всадника вместо желтого стал лазоревым (синим), дракон из черного превратился в золотого с зелеными крыльями, а белый конь назван серебряным.


Герб Москвы 1883 г.

В указе 1781 года названы только цвета щита, коня и змия, соответственно - красный, белый и черный. Выяснить, какими были первоначальные, исконные цвета московского герба, помогает его подробное описание, приведенное в статуте ордена святого Георгия, утвержденном Екатериной II 26 ноября 1769 года. Это ближайшее из предшествующих указу 1781 года официально утвержденное описание. В середине орденского креста был помещен московский герб:
"...в красном поле Святой Георгий, серебряными латами вооруженный, с золотою сверх оных висящею епанчою, имеющей на голове золотую диадему, сидящий на коне серебряном, на котором седло и вся сбруя золотые, черного змия, в подошве излита, золотым копьем пронзающий".
У составителей списков гербов на знамена 1730 года, вероятно, были в руках только цветные рисунки гербов без подробного их описания, на которых золото было передано желтой охрой, поэтому они назвали цвет венца и епанчи желтым. Серебро же в геральдике передается белым цветом.

Изменение желтого (золотого) цвета плаща всадника на лазоревый (синий) было, возможно, следствием желания герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России - белым, синим и красным (конь белый, плащ синий, щит красный). Стоит отметить, что канонический, то есть утвержденный церковью, цвет плаща святого Георгия - красный, поэтому почти на всех русских иконах он красный, очень редко - зеленый, но не синий.

После революции 1917 года герб Москвы был упразднен.


Герб Москвы

Распоряжением мэра Москвы "О восстановлении исторического герба Москвы" 23 ноября 1993 года столице был возвращен её древний герб. В положении о гербе сказано: "На темно-красном щите (отношение ширины к высоте 8:9) развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия".
См. Георгий Победоносец.

СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК

Впервые город Муром упоминается в летописи под 862 годом, однако, без сомнения, его история уходит гораздо дальше в глубь веков.
Само название Мурома говорит о том, что изначально в этом городе жили люди, принадлежащие к одной из ветвей финно-угорской народности, к племени мурома. Мурома наряду с мещёрой, мерей, весью и мордвой издревле заселяли этот край. Имя богатыря Ильи Муромца напоминает имя бога-кователя, демиурга из финно-угорских мифов Ильмаринена. Он же Илья Тульский из «Книги Коляды». Илья Муромец повторяет подвиги этого древнего бога-громовержца и борца с демонами и драконами, в том числе и борьбу с Птицей-демоном у реки, разделяющей Явь и Навь.
Эту же битву вели все громовержцы, Солнце-боги древности, а затем и заменившие их христианские борцы с драконами, включая Георгия Победоносца с герба Москвы.
Исторический богатырь Илья из села Карачарово, судя по церковному преданию монаха Киево-Печёрской лавры Кальнофойского, жил в XII веке. Он был современником Владимира Мономаха (на самом же деле он был современником князя Андрея Боголюбского, который сделал столицей Владимир). После многих подвигов он принял монашество. Его мощи ныне находятся в Киево-Печёрской лавре. Православная церковь отмечает день святого и благоверного Ильи Муромца 1 января. И поныне в Муроме есть семьи, которые почитают Илью Муромца (см. Илья Муромец) своим предком, есть среди них и люди, наделённые от природы немалой силой. Однако в народном сознании, в преданиях Илья Муромец слился со своим великим предком богом-громовержцем, и, верно, прежде всего с Ильмом Тульским, который в древние эпохи вывел роды гипербореев с островов северной страны Гипербореи.
Чуть ли не каждый герой ведических преданий рано или поздно отправлялся в путь в волшебный мир. И всегда на границе мира Яви и мира Нави они встречались со Стражем Пути, с великой Птицей: Моголом, Ногаем, Гамаюном, Сирином или Соловьём. Птица исполняла ту же роль, что и главный страж Врат – бог Велес. В традиции эта птица являлась священной птицей Велеса, и сам Велес мог обращаться в птицу.

Гнездо Соловья-разбойника Одихмантьева сына, что у реки Смородины, у камня Леванидова, по древней традиции, было устроено в черте современного города Москвы, более того: в древнем бору, что некогда шумел на Боровицком холме, а именно – на месте Кремля. Москва расположена на болоте («у грязи чёрной»). Есть свидетельство и того, что саму Москву-реку в древности именовали Смородиной. Часто в былинах и народных песнях реку Москву называют Смородинкой. Именно такое её древнее имя приведено в рукописи «Пантеон Российских государей», где сказано о том, что князь Олег Вещий приезжал к реке Смородинке или Самородинке и основал (или обустроил) город Москву. Леванидовым камнем можно считать знаменитый камень Велеса, что находился с древнейших времён на Боровицком холме и почитался москвичами вплоть до XIX века. Возможно, что «сырой бор», в котором сидел Соловей-разбойник, и находился тогда на Боровицком холме.

В преданиях, помещённых в «Хронографе Дорофея» про основание Москвы говорится: И узрел он «зверя превелика и пречудна, троеглава и красна зело». В этом троеглавом драконе нельзя не узнать Велеса, покровителя Боровицкого холма, который мог предстать и в виде Триглава, ибо сам был третьим его ликом. В Ведах Руси Сварог, Перун и Велес суть три лика Единого Бога, Триглава (в Ведах Индии Тримурти являют боги Брама, Вишну и Шива). Сам же Велес почитался братом Одинца, сыном бога Бора и внуком бога Бода. Священной птицей Велеса почитался Соловей. Его в былинах называли Одихмантьевым сыном, а также Соловьём Будимировичем.
Боровицкий холм был в древности святилищем бога Велеса и гнездовищем его птицы Соловья. Приход сюда Ильи Муромца (или же князя Георгия Долгорукого), означал распространение власти Бога христиан.
Сходную символику имеет и герб Москвы, где изображён Георгий-Победоносец, поражающий Змея. Христианский святой Георгий вытеснил ведического бога Яра (Ярилу), сына Велеса, который также повергает дракона бога Сивы. Рядом с Кремлём есть Сивцев Вражек, где располагалось святилище Сивы.


Рельеф с изображением бога Гора, пронзающего копьем крокодила

На этом древнеегипетском рельефе, изображён бог Солнца Гор с головой сокола, поражающий демона Сета. Это изображение очень похоже на изображение святого Георгия, поражающего змея, на гербе Москвы. К тому же имена Гор и Георгий, Сет и Сатана созвучны.
Трудно не узнать в боге Горе (Хор), сыне Амона-Ра, славянского бога Солнца Хорса. Хорс также сын Сурьи-Ра, в честь коего названа и река Ра (Волга).
Москву же основали мески-волыняне, поклонявшиеся богу Солнца-Ра и его супруге Волыне. А также они чтили сына Велеса Яра, ещё будучи на Кавказе (до исхода с Волыни).

Источники:
Священные прародины славян Александр Асов.- М.: Вече, 2008. - 384 с.
Статьи О.А. Рево "Из истории герба Москвы". Журнал "Наука и жизнь" №7/1997

Московская земля

Князь Моск Святоярыч. Основание Москвы.
Кремлёвский камень/Велесов камень. Священные камни в Коломенском.
Семь холмов Москвы.
Князь Юрий Долгорукий. С 1125 г. столица - Суздаль. 1138 - 1149 гг. - князь суздальско-ростовский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Москва | Добавил: Николай (20.06.2015)
Просмотров: 2689 | Теги: Герб, МОСКВА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru