Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
21:04
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Храм Георгия Победоносца, город Владимир

Храм Георгия Победоносца


Храм Георгия Победоносца

Храм Георгия Победоносца упоминается в летописях вместе с прочими церквами, построенными Великим князем Юрием Долгоруким. По старинным записям, хранившихся в этой этой церкви до 1778 г., Георгиевская церковь была заложена на Великокняжеском дворе в 1129 г. князем Юрием Долгоруким в честь «своего ангела» св. великомученика Георгия. Вероятно, в начале она была построена по тому же архитектурному типу, как и прочие древние каменные церкви Владимиро-Суздальской земли XII и XIII вв., например Спасский собор в Переславле-Залесском…
Строительство белокаменного храма было завершено уже в 1157 г. его сыном, святым благоверным Великим князем Андреем Боголюбским.

Егорьевский монастырь
Григорьевский монастырь

В древности при Георгиевской церкви существовал Григорьевский монастырь, основание которого относят к 1153 г. Сначала он был основан как женский монастырь, а затем действовал уже как монастырь мужской.
Он упоминается в летописях в XVI и XVII вв. В указе царя Иоанна Васильевича Грозного о поминовении усопших владимирских князей и княгинь сказано, чтобы панихиду по кн. Феодоре служили в Георгиевском монастыре; в патриарших книгах под 136 (1628) г. значится: «церковь св. Христова мученика Егорья въ земляной осыпи… дани шесть алтынъ 4 деньги»; в делах патриаршего казенного приказа вод 160 (1652) г. отмечено: «выбойки уской послано въ Володимеръ еъ Егорьевский монастырь въ церковь къ престолу на индитию полсема аршина»; под 1704 г. сказано: «выданъ антиминсъ въ г. Владимиръ въ Егорьевский монастырь на святой престолъ – вместо ветхаго».
В 1738 г. церковь уже называется приходской, а в описании 1761 г. сказано: «бывый некогда Геогиевский монастырь».
В 1778 г., после повсеместной секуляризации церковных земель и закрытия многих монастырей императорскими Указами, ставший уже приходским Георгиевским храмом - бывший монастырь сгорел.

Построена Георгиевская церковь была вся из белого камня, имела три шатровых верха, из которых два малые были над алтарем, а третий большой и высокий над серединой храма. По мнению архитектора Артлебена, эти шатровые верхи указывают на переделку Георгиевской церкви в XVI или первой пол. XVII вв.

28 июля 1778 г. храм сгорел. Во время пожара дубовые связи внутри храма сгорели и своды разрушились. «Святыя иконы съ иконостасами, сосуды, книги и ризы все погорели, и какъ у той церкви въ стенахъ и сводах железныхъ связей не было, а имелись деревянные, то и оные выгорели и отъ того верхъ оной церкви и стены рушились». Священнослужители и приходские люди Георгиевской церкви просили преосв. Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, разрешить им «оную разрушенную Георгиевскую церковь разобравъ перестроить изъ того же камня на прежнемъ фундаменте новымъ рисункомъ съ прибавлениемъ новаго материала». 30 марта 1783 г. было получено разрешение на возобновление церкви. Храм был разобран и из его камня в 1783-1784 гг. выстроено существующее здание в формах провинциального барокко.
Иконостас был устроен только к 1796 г.; «иконы въ немъ все были сделаны новыя».
В 1796 г. церковь была освящена и остаётся без изменений до настоящего времени. «Кровля на ней на четыре ската съ железными подзорами. Крестъ на одинокой главе ея четвероконечный съ полумесяцемъ внизу».

Трапезная церковь во имя Введения во храм Пресв. Богородицы

Время первоначального основания трапезы с точностью не известно, но его можно относить к XVIII в. 20 октября 1738 г. в синодальный приказ было подано следующее доношение: «г. Владимира приходской церкви великомуч. Георгия попъ Павелъ Васильевъ съ диакономъ Иваномъ Ивановымъ просили освидетельствовать ветхую деревянную трапезную церковь и по освидетельствовании оказалось: на престоле верхняя доска и столбцы обветшали, отъ чего св. трапеза шатается и священнодействия на ономъ престоле совершать не можно; а въ церкви бревна во многихъ местахъ прогнили и имеется теча; въ алтарной стене многие бревна прогнили до половины, также и во многихъ местахъ сысподи… на оной церкви глава и подъ нею осмерикъ и кровля древянного тесу весьма огнило и во многихъ местахъ обвалилось».
В 1739 г. была построена вместо неё новая деревянная трапезная церковь.
Когда вместо деревянной трапезы при холодной Георгиевской церкви и в связи была построена тёплая каменная Трапеза во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, с точностью не известно, но не иначе, как между 1761 и 1783 гг. В Топографич. Описании г. Владимира 1761 г. сказано: «церковь св. великомуч. Георгия – каменная, построена вел. Кн. Георгиемъ Долгорукимъ въ 1129 г.; при ней трапезная во имя Введения Пресв. Богородицы деревянная, построена въ 1739 г.», а в прошении о постройке новой Георгиевской церкви, поданному епископу Иерониму в 1783 г. сказано, что «священнослужение и требы мирския исправляются въ теплой каменной входа во храмъ Пресв. Богородицы церкви». Кроме того, в некоторых стенах, при ремонте их, можно было видеть обгорелые концы деревянных связей, что дает основание думать, что Введенский каменный придел был устроен до пожара 1778 г. и что во время пожара, если не вся теплая церковь, то по крайней мере её невысокие стены сохранились в целости. До 1840 г. трапеза сохранялась в своем первоначальном виде, крытая тесом, который в этом году был заменен железом.
В 1847 г. к ней с северной стороны был пристроен новый придел в честь св. равноапостольного кн. Владимира. Для алтаря нового придела была отделена часть паперти холодной церкви.

Раскопки показали, что здание храма точно поставлено на основание лежащих теперь под землей белокаменных стен древнего храма. Это был почти квадратный в плане одноглавый храм с четырьмя крестчатыми столбами, плоскими лопатками на фасадах и тремя массивными апсидами, его цоколь не был профилирован и представлял простой откос. Суровостью и лаконизмом своих форм и мощью пропорций церковь Георгия резко отличалась от соседней церкви Спаса, близко напоминая церковь Бориса и Глеба в Кидекше 1152 г. в загородной резиденции Юрия Долгорукого под Суздалем.
Нарядная, стройная постройка, выполненная в формах стиля барокко - редкий для Владимирской области образец церковной постройки 2-й пол. XVIII в. Основной объем представляет из себя почти равносторонний двусветный четверик. Он завершен двумя восьмериками. Венчается храм луковичной главой на цилиндрическом барабане. С востока к четверику примыкает маленькая одночастная апсида, перекрытая конхой, а с запада - небольшая трапезная и шатровая колокольня. Стены и своды храма были расписаны в 1-й пол. XIX в. одаренным мастером, владевшим художественными приемами эпохи классицизма.


Колокольня Георгиевского храма

При Георгиевской церкви – каменная колокольня с шатровым верхом, время её построения неизвестно.


Георгиевская церковь. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.
Вид с севера, сверху. Ансамбль каменной приходской церкви. Холодный Георгиевский храм (1784 г., после пожара 1778 г., на фундаменте одноименной церкви 1157 г., на дворе князя Юрия Долгорукого): четверик с четырехскатной кровлей и ярусным верхом – два убывающих восьмерика, один световой, другой глухой, и луковичная главка на круглой шее. На фасаде четверика лопатки, карниз, два яруса окон с наличниками.
Слева слабо выступающая алтарная апсида, справа низкие пристройки: теплая трапезная Введенская церковь с главкой (между 1761 и 1778 гг.), Князе-Владимирским приделом (1847 г.) и невысокой шатровой колокольней. В ярусе звона несколько колоколов, на шатре окна–“слухи”, на трапезной печная труба с дымником. Справа, торцом к колокольне, одно-этажный каменный дом с двускатной кровлей, треугольным фронтоном на фасаде и короткими водосточными трубами. Все здания побелены, кровли железные, темные. В глубине – панорама поймы р. Клязьмы, передний план ретуширован.
Надписи: На паспарту: “Храм св. Георгия в Владимире”.

27 октября 1876 г. благочинный священник г. Владимира Георгиевской церкви Алексей Виноградов уволен по прошению от должности члена Попечительства, и на его место определен священник Борисоглебской церкви Михаил Тихонравов.

«Престоловъ въ Георгиевской церкви три: въ холодной во имя св. великомуч. Георгия, въ трапезе теплой во имя Введения во храмъ Пресв. Богородицы и во имя св. равноапостольнаго князя Владимира. Въ числе св. иконъ Георгиевской церкви обращаетъ на себя внимание древний образъ св. благовернаго кн. Александра Невскаго, на которомъ написано следующее сказание: «в лето 6771 (1263) месяца Ноевмрия въ 23 день бысть чудо преславнаго св. благовернаго великаго князя Александра. По успении его принесено святое и честное тело во градъ Владимиръ. Тогда бысть преосвященный Кириллъ митрополитъ; приемъ честное тело святого съ освященнымъ соборомъ погребение творя. По совершении же пения, Кириллъ митрополитъ приступи ко гробу святого, хотя вложити въ честную руку его хартию разрешительную. Боголюбивый же вел. Кн. Александръ, преподобный Алексий, не даяше святителю ко гробу руки своея съ хартиею принести, но самъ свою руку простре аки живъ, вземъ хартию на персехъ руку паки положивъ. Видевше же вси предстоящии таковое преславное чудо, страху и ужасу сердца исполнишася, благодарение Богу воздающе, како прославляетъ Богъ святыхъ своихъ». Письмо этой иконы знатоки относятъ къ XIV в.
Въ холодной Георгиевской церкви находятся две древние гробницы: одна на правой стороне князя Феодора Ярославича, другая на левой – вел. Княгини Феодосии Мстиславовны, супруги вел князя Владимирскаго Ярослава; на стенахъ храма надъ гробницами следующия надписи: а) надъ гробницей кн. Феодора: «на семъ месте положены мощи благовернаго великаго князя Феодора Ярославича, сына вел. Кн. Феодосии и брата св. благовернаго вел. кн. Александра Невскаго»; б) надъ гробницей кн. Феодосии: «сия боголюбивая княгиня Феодосия, дщерь Галицкаго князя Мстислава, честнейшая супружница благовернаго князя Ярослава Всеволовича Владимирскаго, съ нимъ же благоговейно и благоугодно поживе и 9 сыновъ породи (перечислены далее и имена их) и две дщери; наконецъ жития своего монашеский образъ на ся восприя, въ немъ же и преименовася Евфросиния; преставися въ великомъ Новграде, честное же тело ея положено въ преименитомъ граде Владимире въ пресловущей обители св. великомуч. Георгия объ едину сторону сына ея благовернаго великаго князя Федора на семъ месте…(далее говорится о смерти ее супруга). Обитель сия создана въ лето 6661 (1153) великимъ княземъ Долгорукимъ»» По летописям известно, что кн. Феодор, старший брат Александра Невского, скончался в молодости в Новгороде, там же сказано и скончалась супруга Ярослава Феодосия, указаний же на то, что их тела были перенесены во Владимир, нет. Странным кажется и то, что эти два лица погребены в Георгиевском храме, когда местом погребения особ княжеского рода во Владимире был Успенский собор и Успенский женский монастырь. В Новгородском Георгиевском монастыре существует такая же надпись, где сказано о погребении великой княгини Феодосии в этом монастыре, а в конце прибавлено о перенесении тела княгини Феодосии в Софийский собор. Но с другой стороны еще при царе Иоанне Васильевиче Грозном существовало мнение, что князь Феодор и вел. княгиня Феодосия погребены в Георгиевсокм монастыре во Владимире, как это видно из указа царя о поминовении повающих во Владимире князей, княгинь и святителей.
При церкви усадебной и пашенной земли нет, а имеется в смежности с лесной дачей Владимирской Ямской слободы пустошь Окулова, на которой состоит дровяного леса: удобной – 128 дес. 1003 саж., неудобной – 490 саж.; сенокосной удобной земли: 10 дес. 1000 саж. «Въ приходе числится 183 душ муж. пола и 203 жен. пола; все православные и живутъ въ г. Владимире» (Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г.)
В 1913 г. протоиереем Георгиевской церкви присоединен к православию из армяно-григорианского исповедания титулярный советник Иван Рафаилов Арутюнов (40 лет).

Церковь была закрыта для прихожан в нач. 30-х гг. XX в., и эти годы оставили себе характерную заметку - глава церкви была буквально изрешечена пулевыми отверстиями.

Далее церковь использовалась на хозяйственные нужды советских учреждений, в том числе в 1960-1970-е гг. как цех масло-жирового заводика и коптильни колбас. Обследование церкви в сер. 1980-х гг. выявило слой жирной черной копоти по фрескам основного объема в районе барабана главы толщиной примерно в один сантиметр.

В то же время рядом с церковью на прилегающей территории располагался медицинский вытрезвитель с камерами предварительного заключения следственного изолятора. Хозяйствующие субъекты, не особо задумываясь над археологическими вопросами и проблемами сохранности культурного слоя, врыли огромную многокубовую металлическую ёмкость для топочного мазута рядом с фундаментами трапезной, стена которой треснула.

Одним из последних учреждений, занимавших церковь в советский период, был музыкально-хореографический ансамбль «Вишенка».

И по тем временам блестящей идеей оказался проект Театра хоровой музыки. Изюминка проекта была в том, что коллективы этого жанра редко имеют собственные помещения с необходимой акустикой. По тем временам проект был очень творчески смелым, интересным и многообещающим в плане резкого скачка вверх общей культуры городского народонаселения. В середине 1980-х гг. по Георгиевской церкви под нужды Театра были проведены необходимые проектно-исследовательские работы (архитекторы Мелешенко С.Л., Ефимов Д.В., инженеры Ершов Э.Я., Щелоков О.О.) и начаты реставрационные работы (Владимирреставрация, дир. Зайцев В.И., гл. арх. академик Столетов И.А.).

Удивительным для небольшого города по размаху стало комплексное архитектурное решение по организации целого культурного микрорайона в историческом центре - реставрировалась не только сама Георгиевская церковь, а целиком вся Георгиевская улица вместе со всеми прилегающими зданиями. Так помимо церкви отреставрировано здание 1805 г. постройки - Первой городской аптеки (ул. Георгиевская, 3).



Старая аптека. Здание построено в кон. XVIII в. в качестве флигеля при губернском доме. В 1805 г. на первом этаже была открыта первая во Владимирском крае государственная аптека (до этого существовала лишь частная аптека Деринга, открытая в 1781 г.).

Дом народного творчества

Бывший советский медвытрезвитель (ул. Георгиевская, 2б) стал Домом народного творчества, а Дом Губернатора, выходящий на Георгиевскую улицу своим широким углом (Большая Московская, 24) стал областным Центром изобразительного искусства, освободившись от почтового отделения и мелких арендаторов. Сама Георгиевская улица стала пешеходной, со старинными фонарями и мощением булыжником.

Тем временем внутри Георгиевского храма продолжались работы по реставрации живописи, которая тщательно отмывалась от техногенной грязи сантиметр за сантиметром, и поновлялась по специально утвержденной в Министерстве Культуры методике на огромных площадях.

Открытие и первые концерты Центра хоровой музыки под руководством народного артиста России профессора Э.М. Маркина состоялись в 1986 г.

С 1986 г. до 2006 г. в храме располагался Центр хоровой музыки.

Надо сказать, изначально в проекте Эдуарда Маркина смущало некое обстоятельство, - Театр хоровой музыки расположился в храме. Но по тем советским временам оно было малосущественным. В церквях города Владимира расположены планетарий, архив, проектное учреждение, музей и т.п. За счет размаха и масштаба осуществленного проекта по Георгиевской улице это обстоятельство долгое время было в тени.

Спустя 20 лет ситуация переменилась, а бывшая такой нарядной и красивой, Георгиевская церковь сильно сдала, обветшала фасадами, давно не слышно и анонсов концертов Театра Хоровой музыки.

6 мая 2006 г. храм был документально возвращён Владимирской епархии Русской Православной Церкви.

8 августа 2008 г. на главный Престол храмового комплекса был возложен Святой Антиминс с мощами святых мучеников Хозевитских, и по благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, с этого дня храме возобновлены регулярные неопустительные богослужения, которые совершаются во все праздничные, воскресные дни.

В храме налажены все Уставные праздничные и воскресные богослужения, требы, с участием молодёжного хора, в дни праздников.
Вечерние богослужения начинаются в 17:00, а утренние (литургия) - с 8:00. Во внебогослужебное время храм обычно открыт для посещения ежедневно с 11:00 до 18:00, без выходных, для частной молитвы и осмотра.
Адрес: г. Владимир, ул. Георгиевская, д. 6
Телефон - 45-18-63
Офис Молодёжного отдела: ул. Гагарина, д. 5, тел. 37-23-03 (доб. 108).
Сайт: www.stgeorgy.ru

Престол – «Георгия Победоносца».
Настоятель - Архимандрит ЗОСИМА (Шевчук Сергей Васильевич).
Священник - Сергий Олегович Манько (Лунёво с ю. р.).
Священник - Александр Викторович Вайнтрауб, Молитвенная комната в честь мц. Христины в обл. психб-це.
Иеродиакон - ГЕРМАН (Евсеев).


Храм Георгия Победоносца

См. Улица Георгиевская.

ИСТОРИЯ города Владимира.

Храмы, монастыри города Владимира.
Святой великомученик Георгий Победоносец.
Князь Юрий Долгорукий.
Князь Андрей Боголюбский.
Улица Георгиевская.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (05.05.2015)
Просмотров: 1355 | Теги: Владимирское благочиние, Церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика