Организатором артели «Электрик» был Васильев Иван Васильевич (депутат горсовета, ум. в 1944). Жил по адресу ул. Первомайская д. № 2а.В 1930 году для осуществления дела политехнизации школ, центральные органы предложили всем своим подведомственным учреждениям немедленно провести прикрепление всех школ к предприятиям. 2-я школа второй ступени прикреплена к почте, типографии и мастерской «Электрик».
7 марта 1930 года Георгиевская церковь была закрыта и передана артели «Электрик». «В доме № 20 по улице 3-го Интернационала в полуподвальном помещении помещается кузница и слесарная мастерская коллектива «Электрик». Санкомиссия предлагала несколько раз коллективу выехать из этого помещения. Коллектив «Электрик» упорно не хочет выполнить требования санкомиссии. Жильцы верхнего этажа от соседства с мастерской ежедневно угорают и задыхаются от дыма и кислотных испарений» («Призыв», 11 сентября 1930).
«Мастерская точной механики «Электрик» существует давно. Артель зарекомендовала себя с плохой стороны. За пустяшную поломку часов берут баснословную цену. Когда стали спрашивать, чем вызвана такая дороговизна, артельщики не задумались ответить: по промфинплану артель должна заработать 15 000 рублей. Если мы эту цифру не выгоним, то мастеру нечем будет заплатить. Такой метод выполнения промфинплана негоден. Надо найти другие пути, а как мы знаем, этих путей много. Первое — надо артели бороться за трудовую дисциплину. Ведь ее нет в артели! Каждый приходящий убеждается в этом. Люди ходят без дела, рассказчики потешают рабочих веселыми анекдотами. Социалистического соревнования нет и в помине. Злые языки утверждают, что состав работающих сомнительный по своему качеству. Конечно, это дело надо проверить кустпромсоюзу и пронести основательную чистку и попутно с этим укрепить дисциплину, наладить социалистическое соревнование и урезать торгашеские аппетиты». У моего будильника лопнула заводная пружина. Решил отнести его в починку в кооперативную артель «Электрик». Там будильник осмотрел мастер, которого я попросил использовать прежнюю заводную пружину. Но мастер сказал, что если устроить прежнюю пружину, то она все равно скоро лопнет. Тогда я спросил цену устройства новой заводной пружины. С меня он запросил 10 рублей. Конечно, я не предполагал, что в кооперативной артели за пружину возьмут такую цену. Если по «Электрику» будем считать стоимость каждой пружины по 10 р., то сколько будет стоить будильник?» («Призыв», 28 ноября 1930).
«Ударники подняли выработку Ремонтно-механическая артель «Электрик» (Владимир) очень плохо работала в октябре. Валовая продукция ее составила тогда только 17432 р. — 49,5 проц. к плану. Дальше началось улучшение. В ноябре валовая продукция составила 29526 руб. — 83 проц. к плану, а за 20 дней декабря — 19500 р. — 82 проц. к плану. Выработка начала подниматься с того момента, как создались ударные бригады. В октябре их не было ни одной, в ноябре же организовалось 4. Однако, ударничеству в артели придают мало значении. Дальнейшей работы по развертыванию ударничества не ведется. В декабре число бригад не увеличилось» («Призыв», 1 января 1931). «Организациям артели «Электрик» дать рогожное знамя Артели «Электрик» соцпутевка была дана в сумме 1700 рублей. Организации артели не придали должного внимания выполнению путевки и положились на самотек. К настоящему времени по артели мобилизовано средств всего-на-всего в размере 10 руб. Общественному инструктору райсберкассы, проверявшему ход выполнения соцпутевки, в артели было сказано: — Больше сделать не удалось. Справедливость требует отметить, что ни комсод, ни общественный инструктор артели не работают и то, что сделано, — сделано правлением артели. Дать артели «Электрик» рогожное знамя» («Призыв», 6 декабря 1931).
«Александровский колхоз еще в прошлом году сдал для ремонта жнейку в артель «Электрик» но обратно ее до сих пор получить не может. В артели машину потеряли» («Призыв», 17 августа 1932).
«Артель «Электрик» во Владимире имеет три мастерских — по ремонту разных машин, затем по ремонту часов и третью — по выделке букв для пишущих машин. Помимо этих основных производств, артель имеет большие возможности для выпуска товаров ширпотреба. Возможности эти заключаются
во-первых в том, что артель полностью обеспечивается сырьем — металлическим ломом из Рудметаллоторга. Сырья этого артель может получить столько, сколько ей потребуется. Есть нужное оборудование. Можно найти рабочую силу. Но возможности не используются. Артель получила из кохомского металлопромсоюза задание: во втором полугодии выпустить на 57 тысяч рублей ширпотреба. Правление артели обсудило это задание и решило: — Снизить до 37 тыс. руб. Но и это сниженное задание дальше кабинета правления не вышло. Масса кустарей о нем ничего не знает. Кохомский же союз предложил артели выйти со своей продукцией на колхозный базар, открыть на базаре ларек. — Невозможно — решило правление. Кроме задания из союза, артель имеет задание от районного комитета содействия ширпотребу - на выработку разных изделий на 10000 р. Но все эти задания выполняются из рук вон плохо» («Призыв», 4 октября 1932). «Артель «Электрик» освоила выпуск десятичных весов. Всего уже выпущено 25 весов. Качество хорошее. Весы отправлены сельсоветам — порецкому, спасскому, колокшанскому, богословскому и другим. Проводится механизация цеха с целью увеличения количества выпускаемых весов и снижение себестоимости» («Призыв», 11 июля 1934). Никитская церковь была закрыта в 1938 г., ее отдали артели «Электрик» под металлоремонтную мастерскую.
Никитская церковь
Ул. Б. Московская, д. 17
«Наши подарки Артель «Электрик» к началу XVIII партийной конференции взяла обязательство — выполнить январский и февральский производственные планы. Свои обязательства мы реализовали. Январское задание выполнено на 125 процентов. За первую декаду февраля в честь конференции артель дала стране продукции на 38 тысяч рублей вместо 34 тысяч рублей. В дни конференции мы обязались освоить подготовку материала и оборудования к выпуску детских велосипедов, маникюрных ножниц и др. видов ширпотреба. Это обязательство выполняется. Слесарь-бригадир П.Ф. Ионов, например, со своей бригадой изготавливает приспособления для детского велосипеда, и изготавливает хорошо. Производственные подарки дают в дни конференции рабочие. Так, В.М. Бубков, кузнец-штамповщик, ежедневно выполняет норму до 180 процентов. Не отстает от него прессовщик Н. Семенов. Вместо 3 тысяч деталей он только за один день 18 февраля дал 6 тысяч, а прессовщица Н. Елисеева вместо 2.360 деталей дает 4.100. — Мы заверяем, — говорит прессовщик т. Семенов, — что закрепим эти успехи. Много подарков дает сборочный цех. Слесаря-сборщики А. Смирнов, Громов и др. выполняют план на 180—190 процентов. За заведующего производством артели «Электрик» Ив. Будаев» («Призыв», 22 февраля 1941).
«Артель «Электрик» выпускает скребницы для чистки лошадей. Они ужасно грубы, тяжелы, к тому же в три раза дороже, чем ленинградские. Ясно, что продукция «Электрика» лежит в наших магазинах, а ленинградская быстро раскупается» («Призыв», 16 апреля 1941).
«Детские велосипеды Артель «Электрик» осваивает новый вид продукции широкого потребления — детский трехколесный велосипед. Сейчас делаются штампы для скрепления руля с рамой, готово приспособление для выгибания большого колеса. В июле первая партия велосипедов будет выпущена. Следует отметить слесаря т. Паршина. Он проявил здесь большую инициативу, сделал очень удачное приспособление для гнутья обода велосипеда. Зав. производством артели «Электрик» А. Левицкий» («Призыв», 14 июня 1941).
«Используя отходы производства, артель «Электрик» во втором квартале освоила выпуск новых предметов широкого потребления. Для колхозов поделано 122 лемеха и 134 плужных отвала, изготовлено 450 лопат. Кроме этого артель сделала 175 таганков для приготовления пищи» («Призыв», 20 мая 1942).
«В АРТЕЛИ «ЭЛЕКТРИК» СВЫКЛИСЬ С ГРЯЗЬЮ
Мы вместе с секретарем парторганизации артели «Электрик» т. Карасевой проходим по артельному двору. Здесь разбросаны куски желез, металлические части, моторы, привезенные для ремонта, и т. д. Под лестницей груды щебня, мусора. Не лучше и в цехах. Например, в заготовительном цехе буквально захламлены все рабочие места, проходы. Рабочие с большим трудом преодолевают эти горы хлама. На полу металлические части, инструмент, тряпки, окурки, разлитое масло. Начальник цеха т. Будаев вместо того, чтобы бороться с бескультурьем, сам нарушает элементарные правила чистоты: разбрасывает тряпки, металл и в довершение всего – во время работы грызет семечки… На окнах в комнате, где постоянно находятся начальник, сборочного цеха т. Шиганов и начальник ОТК т. Женухин, негодные тряпки, мусор, детали, шестерни, шайбы и много различных металлических отходов. Входим в сборочный цех. Станки покрыты слоем пыли. В ящиках, где находится инструмент, лежат негодные части, обрезки железа, стружка и т. л. Много ценного инструмента разбросано по полу. Из ванны течет вода, заливая детали и листы железа. У одного станка стоят рабочие тт. Королев, Логинов и Салихов, дымя цыгарками. Станок в пыли, грязи. Пытаемся узнать, чей этот захламленный станок. — На нем работал Матвеев, а теперь все, кому вздумается,— говорят рабочие. В артели оборудование не закреплено, за его состояние никто не отвечает. - Я вам, тов. Козлов, сколько раз замечал, что рабочее место нужно содержать в образцовом порядке,— говорит начальник цеха т. Шиганов. — Не мое дело инструмент и мусор убирать, - отвечает слесарь Козлов начальнику. — Убирайте сами! И такие ответы начальник цеха слышит чуть ли не каждый день. Меры к «грязнулям» не принимаются. Токарь этого же цеха Яшин тоже в беспорядке содержит станок. На полу разлито масло, валяются окурки. У слесарей Барсанова, Коровина рабочие места захламлены. Не блещет чистотой и кладовая артели. Повсюду грязь. На полках готовая продукция лежит в беспорядке, кучи негодных деталей награждают проход в кладовую и к полкам. Заведующий кладовой т. Царев объясняет бескультурье тем, что «нет времени на уборку, да и к чему?». Одной из причин бескультурья в «Электрике» является то, что парторганизация и председатель артели т. Иванов не требуют от руководителей цехов, рабочих чистоты, не привлекают к ответственности тех, кто не бережет оборудования. Правда, на партсобраниях т. Карасева неоднократно ставила вопрос о чистоте в производстве, выносились решения, но дело ни с места. В стороне и комсомольская организация, возглавляемая т. Червяковой» («Призыв», 16 апреля 1941).
В 1943 г. артель осваивала производство новых видов изделий, как-то подковные гвозди и замки.
«Мрачно, грязно, в цехах артели «Электрик». На полу разбросаны куски железа, проволоки. Посетитель, да и сам рабочий не раз спотыкался об эту кучу мусора. В жестяном цехе работает исключительно молодежь. Некоторые из них безразлично относится к вопросу повышения производительности труда и работают с холодком. Около железной печки греется группа ребят. — Товарищ Савинов, скажите по- честному, сколько вы теряете рабочего времени на обогревание своей натуры? — спрашивает у молодого жестянщика заведующий производством тов. Ливицкий. — Раньше побольше, а сейчас около часу, — отвечает смутившийся тов. Савинов. Ему неудобно. Он пытается оправдать себя и ребят, что они не виноваты, холодно, мол. Тов. Савинов — комсомолец, производственный план не выполняет. — Почему вы не справляетесь с заданием? — Я не привык еще. Трудовая дисциплина среди рабочих очень низкая. Вздумалось жестянщику т. Зотову уйти с производства на час раньше и он уходит. Что ему? За ним не гонятся. Дадут выговор, постыдят, ему все равно. Тов. Зотов выполняет нормы на 50—60 процентов. Его товарищи Матвеев, Васильев и другие дают выработку не более 30 — 40 процентов к норме. Продукция часто получается брачной. Некоторые молодые рабочие не только плохо работают, но не берегут оборудование и инструмент. В чем причина? На этот вопрос отвечает мастер жестяного цеха тов. Ивлев. — С рабочими артели массово-политическая и культурно-воспитательная работа ведется от случая к случаю. Молодые рабочие не чувствуют всей ответственности перед страной за свои действия. Бригадир сборочного цеха тов. Амосова с сожалением вспоминает: — Раньше у нас были доски социалистического соревнования. Как увидишь, что нашу бригаду обогнали, так словно кнутом подхлестнет. Желание быть впереди заставляло работать ускоренным темпом. А теперь совсем не так, мы даже не знаем, насколько выполняем план. Справедливые замечания. В самом деле, среди рабочих артели массово-политическая работа отсутствует. Ею не интересуются ни партийная, ни комсомольская организации артели. В цехах не слышно агитаторов. Газет и политинформаций нет. Производственные совещания и собрания проводятся редко. Даже плакатов и лозунгов в цехах не видно. А. Конькова» («Призыв», 26 февраля 1942).
«Артель «Электрик» освоила выпуск подковных гвоздей, в которых испытывают большую потребность колхозные кузницы. Гвоздь, выпущенный артелью «Электрик», признан в облметаллпромсоюзе лучшим по своему качеству в сравнении с продукцией других артелей этой системы. Сейчас артель, готовясь к встрече 25 годовщины Красной Армии, борется за увеличение выпуска подковного гвоздя до 10 кг. в день. Артель „Электрик" — фронту Наша доблестная красная Армия добилась замечательных побед на фронтах великой отечественной войны. Нет слов, чтобы выразить глубокую благодарность нашим мужественным воинам за их героические дела.
Вдохновленные успешной борьбой Красной Армии, мы, рабочие артели «Электрик», решили работать еще лучше и славную 25 годовщину нашей армии встретить новыми производственными успехами. Лично я, кроме этого, внесла на постройку боевых машин облигаций на сумму 425 рублей. Пусть они обратятся местью против фашистских палачей. За женщин и детей, загубленных фашистскими мерзавцами, за комсомольцев и молодежь, героически погибших в бою за родину, мы, молодежь тыла, будем мстить беспощадно. Для победы над врагом мы усилим помощь фронту. Прессовщица Л. Синягина» («Призыв», 14 февраля 1943).
«Сверловщица Нина Шабанова Девушка стоит у станка. Быстро, скупясь на движения, она закрепляет блестящую деталь. Сбоку в ней нужно прорезать несколько отверстий. Деталь лежит в приспособлении плотно и удобно. Сверловщица пускает станок. Все ниже и ниже вдоль вертикальной станины спускается вращающееся сверло. Вот оно, еле заметно дрогнув, врезается в металл. — Как дела. Нина? Сколько сегодня обработала детален? — спросил начальник цеха тов. Рyсoв. — Смотрите сами, вон сколько за смену выработала, — указала девушка на горку готовых деталей около станка. Нина Шабанова—стахановка. В списке выполняющих нормы против ее фамилии стоит цифра—182. Она работает в артели «Электрик». Трудовая биография девушки началась в дни Отечественной войны. В цех ее привел отец. Он привез девушку из колхоза. Новичка прикрепили к квалифицированной сверловщице Кисляковой. У нее она училась, как правильно заточить сверло, смазать станок, постигала назначение различных рукояток. Через две недели девушке доверили станок. Она самостоятельно стала обрабатывать детали. Но никто в цехе не считал ее станочницей. Норму она выполняла немногим более, чем наполовину, а тут новая беда стряслась, на станке у Шабановой ломались сверла. — Этак сверл не напасешься. Станок не швейная машина. Будь повнимательнее,— ворчливо сказал Русов. Этой внимательности при сверловке молодую работницу обучали другие сверловщицы, наладчики. Скоро сверла не стали ломаться. Но из-под рук молодой работницы нередко выходили детали с отверстиями, смещенными от центра. Присмотревшись к работе Шабановой, тов. Кислякова поняла, что молодая сверловщица не придает значения установке деталей. Девушке указали на это. С тех пор прошло не многим больше года. За это время девушка стала квалифицированной работницей. Теперь она себе и другим сверловщицам точит сверла, сама налаживает станок. Никто не узнает теперь в ней угловатую, несмелую девушку. Смекалистая и инициативная, Нина Шабанова стала первой стахановкой в артели. А. Конькова» («Призыв», 25 апреля 1944).
«Можно ли сфотографироваться? Есть у артели «Электрик» фотография — рядом с клубом «Автоприбора». Приезжаю во Владимир и захожу в нее. На пропуск карточка была нужна. Приняли заказ. выписали квитанцию, сфотографировали. Приезжаю утром 14 июля за карточками. Говорят, чтобы зашел после двух часов. Захожу, получил. Но еле-еле узнал себя. Решил повторить сначала. Приняли заказ, выписали квитанцию, сфотографировали. Приезжаю 20 июля. Мне объявляют: — Вы не вышли... Спрашиваю, как же быть? Отвечают: приходите завтра, типа попробуем сначала. — Не могу же ездить я ежедневно, прошу возвратить обратно деньги. Оказалось, что так делать не принято. Приходит еще один неудачник и тоже просит возвратить деньги за испорченное фото еще в мае. Девушка, сидящая за столом и пишущая талончики, грубо предлагает ему сходить к фотографу. — А где он? - Небось, не на улице,— тоже грубо отвечает девушка и, достав из ящика стола книгу, в присутствии двух недоумевающих посетителей, начинает спокойно читать. Разговор окончен. Так работают фотографы «Электрика». Итог: четыре раза приезжал, два-фотографировался, раз был свидетелем грубого обращения и ни разу не вышел на фотокарточке. М. Улитин» («Призыв», 1 августа 1944).
Артель «Электрик» находилась на улице Некрасова (ул. Княгининская), д. 8 (Никитская церковь).
«У верстака за тисками жестянщик Миронов. Со своими учениками он искусно мастерит ведра, бидоны, воронки, кружки, словом, весь заправочный инвентарь для тракториста. Он не уходит домой, не выполнив двух норм. В другой комнате у пресса штампует лопаты, мотыги девушка Володина. Она так наловчилась, что изо дня в день повышает производительность. В мартовские дни она дает продукции больше чем за двоих.
Артель ремонтирует электрооборудование. Этот цех считается основным и имеет огромные перспективы для своего развития. Электромоторы для ремонта сюда поступают разной марки и мощности, переменного и постоянного тока, от 0.25 до 25 киловатт. Мастер С. Сергеев с тремя учениками меняет обмотку, ставит новую изоляцию, заливает подшипники, обтачивает. Со всей области везут сюда для починки моторы, динамомашины. В феврале отремонтировано электрооборудование стеклозаводу «Красная Ушна», Владимирскому мясокомбинату, совхозу им. Фрунзе, Суздальской райбольнице пи другим предприятиям и учреждениям. Цех выполнил февральский план на 150 процентов. Неутомимо трудится и слесарь П. Сергеев. Он приобрел три профессии. То штампует ручку для граблей, то заготовляет рамку для печных приборов, а когда лопнет приводной ремень у станка, умело и быстро сшивает. Не отбивается от его рук любое дело. Мастерски он галтует брючные пряжки, инвентарные номера, замочные детали и другие мелкие вещи. 225—250 процентов — таков его показатель. Стахановский труд позволяет ему заработать 1600—1800 рублей в месяц. Коллектив артели, воодушевленный исторической речью товарища Сталина, живет одной мыслью — как можно больше дать товаров ширпотреба, удовлетворить бытовые нужды трудящихся. В феврале изготовлено 1290 лемехов и отвалов, 1100 лопат, 900 печных приборов, на 4 тысячи рублей ведер и другой жестяной посуды для МТС (в неизменных ценах), строительных материалов - ломов, скоб, ухватиков для водосточных труб, крюков желобных, гвоздодеров на 12600 рублей. В марте артель расширяет свое производство. Намечено организовать новые цехи по выработке электроплиток и ремонту осветительных и нагревательных приборов: электроплиток и ремонту осветительных и нагревательных приборов: электроутюгов, электрочайников, настольных ламп; цех по ремонту примусов, керосинок, жестяной посуды; электросварочные и никелировальные цехи. Намечено также изготовлять висячие замки и ремонтировать их. Артель располагает богатыми производственными возможностями. Управление промкооперации еще в декабре обещало отпустить на оборудование и ремонт помещения сто тысяч рублей, но дальше слов дело не двигается. Артель «Электрик» может дать гораздо больше ширпотреба, если ей будет оказана соответствующая помощь. Б. КАЛИНИН» («Призыв», 22 марта 1946).
4 июля 1945 г. создана согласно решению Владимирского облисполкома Владимирская научно-реставрационная мастерская, впоследствии - Владимирская специальная экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская (ВСЭНРПМ). Ее сотрудники занимались научными исследованиями памятников архитектуры, составлением проектов их восстановления и их реставрацией.
В апреле 1951 г. рассматривался вопрос об улучшении материально-технической базы мастерской, после чего было принято решение передать ей здание Никитской церкви во Владимире и выселить из храма артель «Электрик» под предлогом того, что она «своим механически-силовым оборудованием разрушает памятник».
Реставрационные мастерские разместились в стенах Никитского храма.
Артель «Энергия»
Артель «Энергия» находилась по адресу - ул. III Интернационал, д. 32 (Знаменская (Пятницкая) церковь). Ранее там находилась Владимирская артель имени Луначарского.
«Выполнен двухмесячный план Коллектив членов артели «Энергия» 31 декабря, при обсуждении итогов работы за 1940 год, взял обязательство: выполнить двухмесячный план ко дню созыва XVIII Всесоюзной партийной конференции. Обязательство работники артели выполнили раньше намеченного срока: 13 февраля на 100,9 процента. В социалистическом соревновании первое место занял цех головных уборов (мастер тов. Пикусс). Этот цех выполнил план двух месяцев на 134.2 процента. На втором месте — часовой цех — он задание выполнил на 108,4 процента. Председатель правления артели А.В. Володина» («Призыв», 15 февраля 1941).
«Завоевали два переходящих красных знамени
Коллектив артели «Энергия» (председатель Володина) с каждый днем улучшает производственную работу. Успешно завершив четырехмесячную программу, артельщики не снизили темпов и в мае. За две декады план значительно перевыполнен по всем показателям. Лучшие цехи идут с перевыполнением на 20—50 проц. Цех головных уборов к отработанным дням план выполнил на 120 проц. Красильное производство ежедневно дает по 150 проц. Со значительным перевыполнением работает и кузница артели. Стахановец-фоторетушер Анфимов задание месяца закончил 14 мая и сейчас дает ежедневно по две и больше нормы. 20 мая артели было вручено за хорошую работу и высокую производительность труда два переходящих красных знамени — облпромсовета и многопромсовета. Председатель артели Володина и стахановцы, принимая знамена, заверили областные организации, что план второго квартала так же будет успешно выполнен, как и первого. На основе социалистического соревнования и стахановских методов труда, коллектив артели обязался добиться еще больших успехов, улучшить качество изделий и сделать артель подлинно стахановской» («Призыв», 22 мая 1941).
«Призыв», 1941 г.
«Работают по-стахановски Артель «Энергия» (председатель тов. Володина) объединяет ряд мастерских, которые выполняют заказы для Красной Армии и обслуживают бытовым ремонтом население города. Изо дня в день повышая производительность труда члены артели добились выполнения январской программы на 114 процентов. Особенно успешно справляется с пошивкой теплых шапок для фронтовиков мастерская головных уборов. Месячный план ею выполнен на 145 процентов. Не считаясь с временем, небольшой коллектив фотографии также стремится досрочно выполнять многочисленные заказы на фотокарточки. В результате, январская программа перевыполнена на 32 процента. Особенно большую нагрузку имеет сейчас часовая мастерская, в которой работает один из лучших часовых мастеров города Г.М. Журавлев. Чтобы в наиболее сжатые сроки производить ремонт часов, тов. Журавлев по-стахановски организует свой труд перевыполняя план более чем вдвое. Сложную и кропотливую работу часового мастера Журавлев начал с 9 лет. Сорок третий год он любовно трудится над восстановлением испорченных часовых механизмов. Сотня будильников, карманных часов, ходиков ожили под его ловкими пальцами, заговорили на своем часовом языке. — Без часов, особенно в наше боевое время, никак нельзя, — говорит он. — Каждая минута сейчас у всех на счету. Сломались часы и весь строгий распорядок дня может тоже сломаться. Это побуждает Герасима Макеевича долгие часы просиживать не разгибая спины за рабочим столом. Хорошо справляется с работой и красильная мастерская артели, выполнившая месячный план на 121 процент» («Призыв», 18 февраля 1942).
«Открывается производство спичек. В артели «Энергия» проводится подготовка к открытию нового цеха, в котором будут изготовляться спички. Для ознакомления с производством спичек посланы на 10-дневную практику в город Шую две работницы артели тт. Блохина и Спиридонова. Помещение под новую мастерскую подобрано. В течение 1942 года по плану артель должна выпустить 4 тысячи ящиков спичек» («Призыв», 2 июня 1942).
«На торфяном поле артели «Энергия» 5 мая начались первые работы. 22 девушки под руководством десятника тов. Бараева производили снятие очеса. Тов. Бараев 20 лет работает на торфоразработках и свой многолетний опыт передает молодежи. В течение сезона артель должна добыть тысячу тонн торфа» («Призыв», 2 июня 1942).
«Возвратившись с работы на торфу в свою мастерскую, наш небольшой коллектив, включившись в предоктябрьское соревнование, сразу взялся за выполнение срочного заказа на пошивку новых и переделку старых шапок-ушанок. Вчера мы закончили этот заказ. Приятно сознавать, что вот эти опушенные теплым мехом головные уборы, сделанные нашими руками, согреют многих бойцов, защищающих нашу страну. Шили мы ушанки, не считаясь с временем, прихорашивали, приглаживали их. Вместо установленных по норме 4 новых шапок в смену, мы делали вдвое больше. Переделка старых шапок требует большей затраты времени. Я — мастер Чихачев — более 40 лет проработав на шапочно-фуражечном производстве, этому делу обучил немало людей. Одна из них А.П. Кувшинова вместе со мной самостоятельно выполняла срочный заказ. И в ее руках старая вещь превращается в ладно сшитую, аккуратно причесанную, совсем новую. Всего за две декады мы вдвоем пошили 265 ушанок и 40 фуражек, вместо 144 по норме. Пошивке шапок обучается и наша молодая техническая работница П.И. Шабалина. Еe руками были заготовлены теплые стеганые подкладки. Борясь за досрочное выполнение производственной программы к XXV годовщине Октября, мы с неослабной энергией будем работать и дальше. Зав. мастерской Ф. Зубов. Мастера Н. Чихачев, А. Кувшинова. Артель «Энергия» («Призыв», 21 октября 1942).
В 1942 году прекращен выпуск конторского клея.
Артель выпускала: спички, клей, чернила.
«Владимирской артели «Энергия» требуются – рабочие на Петеилнское торфоболото на сезон 1946 года. Ул. III Интернационал, д. 32.
Артель им. Сталина
«Занизили контрольную цифру На совещании при райкоме для артели имени Сталина была принята контрольная цифра добавочного выпуска товаров ширпотреба на второе полугодие в 15 тысяч рублей. Представленная артелью в райплан программа занижает эту цифру. Программой намечено выпустить только на 11909 р. В этом числе: 50 станов колее (неокованных) на 2500 р., 50 ходов крестьянских саней на 3300 рублей, а на остальную сумму будут выпущены разные металлоизделия — трубы самоварные, ведра, тазы, воронки, ковши. У артели есть возможности для полного выполнения указанной выше контрольной цифры. И программу надо увеличить до 15000 рублей» («Призыв», 22 июня 1932).
Артель Ворошилова
«Реорганизация артели им. Ворошилова. Владкустпромсоюз провел разукрупнение артели им. Ворошилова. Кузницы и жестяной цех переданы металлосоюзу в Кохме. Деревообделочное производство передано в местный деревообделочный союз» («Призыв», 22 октября 1931).
«Работа артели им. Ворошилова подверглась на-днях всестороннему обследованию со стороны бригады РКИ. Это обследование ставило задачей выявить, как артель выполняет свой промфинплан, как проводится хозрасчет. Какие производственные показатели имеет сейчас артель? Выполнив свой промфинплан в 3-м квартале не полностью (на 95,4 проц.), артель в 4-м квартале стала работать еще хуже. В четвертом квартале артель должна выработать продукции на 244680 руб., в частности в октябре на 81156 руб. Фактически-же за этот месяц было выработано только на 60559 р., что составляет к плану лишь 75 проц. Наиболее отстает зеркальное производство, где выполнение промфинплана за месяц составило лишь 22 проц., затем чемоданное — 65 проц., художественное — 54 проц. и экипажное — 70 проц. Причину такой исключительно слабой работы в артели объясняют отсутствием сырья. Однако, это объяснение не может служить основной причиной срыва производственных заданий. В артели имеется много важных недостатков, что в значительной степени тормозит ее производственную деятельность. При обследовании было обнаружено значительное количество нереализованных готовых изделий. Так, готовых чемоданов имеется на 16000 р., зеркал во 8000 р. и т. д. Одним из основных недочетов является то, что артель до сих пор не имеет определенных договоров с покупателями и с поставщиками, в результате чего артель не знает заранее, какое количество сырья ей потребуется. В артели существует обезличка, соцсоревнование и ударничество не учитываются. Действительный хозрасчет отсутствует. Эти существенные недочеты являются главной причиной невыполнения промфинплана» («Призыв», 18 декабря 1931).
«У многопромсоюза есть еще одна артель во Владимире — им. Ворошилова. Ей поручено организовать щеточное производство, и выпустить на 20000 р. щеток и малярных кистей и кроме того дать на 35000 р. игрушек. Но и тут к практическому выполнению задания почти совсем еще не приступлено» («Призыв», 6 июля 1932).
Адрес: Колхозная площадь, 87.
«В артели имени Ворошилова одним из цехов руководит Василий Павлович Гучков. Это экономный и изыскательный хозяйственник. У него все на счету, все рассчитано и размерено с пользой для дела. Основное сырье цеха — это картон. Штамповались изделия трехпуансонным штампом. Мала выработка была, а главное отходы доходили от 30 до 50 процентов. Смекалка мастера пришла на помощь производству. По мысли тов. Гучкова были сделаны штампы с шестью пуансонами. При этом Василий Павлович сблизил их между собой так, что из полосы картона отходы уменьшились процентов на тридцать. Заботливый хозяйственник берет несколько «сеток» выработанного листа картона и сопоставляет: «Вот, видите, — говорит он, — здесь штамповка была пуансонами, расставленными шахматным порядком, а тут рядом друг за другом в прижим». Года три-четыре тому назад артель заказывала типографии печатание инструкций к изделию. Заказывала небольшими партиями, на маленькие отпечатки тратила хорошую бумагу, что обходилось дорого. Стоило мастеру подумать, поразмыслить и выход был найден. Он заказал каучуковые штампы с текстом инструкции и сделал самодельный печатный станок. Сперва печатали за раз по четыре оттиска, потом т. Гучков переделал на девять, а в этом году его станок дает за раз по 18 оттисков. Быстрее и дешевле! Характерно, что всякое новшество Василия Павловича направлено к экономии времени, денег и материала. При переделке станка был уменьшен формат инструкции раза в 3—4, а во столько же раз сократился и расход бумаги. Теперь используются такие мелкие отходы, какие раньше были «непригодны». Благодаря новаторству и инициативе мастера, дружной работе людей под его руководством, цех выполнил годовой план меньше чем за 7 месяцев. Себестоимость продукции по сравнению с прошлым годом снижена на 30,3 процента. Вот это и ость самоотверженная работа коллектива цеха и его мастера, конкретная помощь фронту в уничтожении фашистских грабителей и убийц. А. Карнулин» («Призыв», 6 августа 1941). «Пошивка белья для бойцов Артель имени Ворошилова организовала пошивку нательного белья и постельных принадлежностей бойцам героической Красной Армии. Члены артели самоотверженно трудятся над выполнением этой почетной работы. Нет ни одной швеи, которая выполняла бы производственную норму ниже 150 процентов. Лучшие работницы тт. Клюева, Зиновьева и закройщики Бычкова и Ляйст дают ежедневно по две нормы. Коллектив артели взял на себя обязательство — почетный заказ выполнить в течение одной недели. Т.И. Бычков, председатель правления» («Призыв», 9 октября 1941).
«Выполняем почетный заказ Коллектив артели имени Ворошилова получил ответственный и почетный заказ на пошивку партии белья бойцам Красной Армии. Весь коллектив с огромной радостью взялся за выполнение этого заказа. Нет ни одной работницы, не выполняющей нормы выработки. Образцы высокой производительности и качества дают тт. Шаркова, Зиновьева, Спиридонова, Клюева, Рыбина, Москвина и другие. Их ежедневная выработка — до двух с половиной норм. За два дня артель сшила 500 пар нательного белья, тысячу простыней и наволочек. Весь заказ будет выполнен досрочно. Рабочие и служащие нашей артели горячо также работали и на возведении оборонных сооружений. Туда в течение восьми дней выходили 25 человек. Они показали образцы самоотверженного труда. Установленное задание выполнено полностью. Зам. председателя артели О.В. Осокина» («Призыв», 29 октября 1941). «Артель выполняет почетный заказ Коллектив артели имени Ворошилова сейчас выполняет заказ по пошивке белья бойцам героической Красной Армии. Производительность труда членов артели на этой почетной работе растет изо дня в день. Лучшие образцы самоотверженного труда показывают закройщицы тт. Лисина, Шаркова, Ляйст и Бычкова. Их выработка — три нормы. Успешно работают швеи тт. Миронова, Нагорнова, Рыбина и другие. Они вырабатывают по две и больше нормы. За последнее время в артель пришли работать свыше 20 домохозяек. В числе их тт. Кондратьева, Шеногина, Хабарова и многие другие. Придя на работу они заявили: - Своим трудом мы желаем помочь родине. Хотим шить белье героям-бойцам Красной Армии. Обещаем работать не покладая рук. Сейчас уже видны результаты выполнения этих обещаний. Бывшие домохозяйки, теперь швеи нашей мастерской, намного перевыполняют установленные задания. Особенно возросла производственная активность нашего коллектива после исторических выступлений великого Сталина. Доклад и речь вождя с напряженным вниманием изучают члены артели. Отвечая на призыв вождя, рабочие взяли на себя обязательство не только досрочно выполнить полученный заказ, но и намного перевыполнить его. Т.И. Бычков, председатель артели» («Призыв», 20 ноября 1941). «За выполнение двухгодовой программы Из месяца в месяц растут производственные успехи рабочих артели им. Ворошилова. В октябре коллектив получил государственный заказ в четыре раза больше по сравнению с предыдущим месяцем. Потребовалось еще больше собранности, еще больше творческого напряжения, и стахановский коллектив сейчас успешно справляется с трудным заданием. Программа двух декад выполнена в срок. Успешное завершение октябрьской программы позволит воpoшиловцам выполнить двухгодовой план. Это — подарок славной 26 годовщине Великой Октябрьской революции. За такой подарок работники горячо и настойчиво борются. Т. Бычков, председатель артели» («Призыв», 21 октября 1943).
«Чемоданы, портфели, абажуры Дать населению товары широкого потребления—благородная задача. Уже в первой половине текущего года наша артель значительно расширила свой ассортимент. Ручным способом изготовили полтора тысячи дорожных чемоданов, две с половиной тысячи гранитолевых портфелей, больше тонны в год мебельных гвоздей из отходов с Грамзавода. Абажур для электролампы — простая вещь, а как он необходим в быту. Простой металлический проволочный каркас обтягиваем цветным шелком, паплином, маркизетом. Свет получается мягкий, ровный. Много радости принесли мы детишкам, наладив выпуск мягкой игрушки — плюшевых медведей с подвижными лапками, разных видов собачек. Только в этом году мы изготовили их на 150 тысяч рублей. Наше производство растет. Готовится помещение для переплета книг, деловых бумаг. Будем также изготовлять пуговицы, куклы. Ф. МОИСЕЕВА, председатель артели имени Ворошилова» («Призыв», 1 мая 1946).
Артель «Коммунар»
«Не утверждены цены Владимирская артель «Коммунар» вырабатывает художественно-ковровые изделия. На 1941 год намечалось выпустить продукции на 600 тысяч рублей, но после детального изучения возможностей план был увеличен до 785 тысяч рублей за счет освоения новых изделий. Выполняя решение СНК СССР н ЦК ВКП(б) об увеличении выпуска товаров широкого потребления, артель январский план закончила хорошо на 119,5 процента. Артель освоила выпуск новой продукции, как-то: тюбетейки, шторы, думки и дорожки комодные. Этой продукции уже выработано на восемь тысяч рублей, но она лежит до сих пор на складе, так как областные организации все еще не утвердили цены на вновь освоенную продукцию. У артели есть много неразрешенных вопросов. В частности, неизвестно, как будет снабжаться артель сырьем, но областной культпромсоюз затягивает разрешение всех этих вопросов. С. Грязнов» («Призыв», 27 февраля 1941).
«НЕГДЕ КУЛЬТУРНО ОТДОХНУТЬ… Промысловые артели «Восьмое марта» и «Коммунар» находятся в одном помещении, имеют десятки работающих. Но здесь не налажено культурное обслуживание их, негде отдохнуть, почитать газету, так как в красном уголке грязно, неуютно. К тому же мебель поломанная или ободранная, а у биллиарда всего три шара и сломанная палка. На культурно-массовое обслуживание работающих отпускаются большие средства. Так почему же так непривлекательно выглядит красный уголок и культурная работа? Завхоз артели «Коммунар» С. Петров» («Призыв», 4 марта 1941). Располагалась артель на ул. Б. Московская (сейчас ул. Дворянская), д. 10.
Промышленные предприятия Владимирской области