Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
04.12.2016
02:48
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [394]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [34]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Георгиевский собор в Юрьев Польском

Георгиевский собор в Юрьев Польском


Георгиевский собор и река Колокша

В новопостроенной Юрием Долгоруким крепости была сооружена в 1152 г. белокаменная церковь Георгия. Судя по тому, что известные нам храмы этой поры - Георгия во Владимире, Бориса и Глеба в Кидекше, Спаса в Переславле-Залесском - довольно единообразны по своему типу, можно не сомневаться, что и первоначальная церковь Георгия в Юрьеве была таким же небольшим четырехстолпным одноглавым храмом - очень простым и суровым по внешнему облику.
Сын Всеволода III князь Святослав III Всеволодович, став владетелем Юрьева и его края, разрушил в 1230 г. постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На ее месте к 1234 г. была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми».
С северной стороны храма князь пристроил придел-усыпальница во имя Живоначальной Троицы для себя и своего рода. Дл прохода в нее была пробита стена холодного собора и устроена небольшая дверь. В 1809 г. усыпальница через удлинение ее к востоку была переделана в Троицкий теплый Собор.


Георгиевский собор. Западный фасад.

Георгиевский собор. Западный фасад. Реконструкция Г. Дом Вагнера.

Георгиевский собор. Северный фасад. Реконструкция Г.К. Вагнера.

В 1445 г. храм обрушился. Для восстановления храма, сыгравшего столь важную роль в начальной истории строительства Москвы.
1462 г. - впервые в летописи упоминается имя купца и зодчего Василия Дмитриевича Ермолина (даты рождения и смерти неизвестны), который восстанавливал в Юрьев-Польском разрушенный Георгиевский собор.
В 1471 г. в Ермолинской летописи появилась запись следующего содержания: "Во граде Юрьеве в Польском бывала церковь камена святый Георгий... а резана на камени вси, и развалилася вси до земли; повелением князя великого, Василий Дмитриев ту церкви собрал вся изнова и поставил, как и прежде". Речь здесь идёт о восстановлении Георгиевского собора Василием Дмитриевичем Ермолиным.
Ермолин «собрал изнова» Георгиевский собор и его придел и якобы «поставил как и прежде».
Из-за нехватки материала, добывать который в округе Юрьева-Польского было негде, Ермолину пришлось использовать старые камни с резьбой. Многие из них уцелели, не раскололись, но восстановить картины, которые были изначально выложены владимиро-суздальскими мастерами, не представлялось возможным. На сохранившемся южном фасаде собора картины можно увидеть в первоначальном виде, на северном же многие каменные блоки сложены в произвольном порядке, словно рассыпанная мозаика, хотя некоторые части картин Ермолину удалось подогнать друг к другу. Внутренняя композиция собора сохранилась, хотя здание стало ниже.




Фрагменты белокаменной резьбы Георгиевского собора




Георгиевский собор

Интерьер Георгиевского собора

В 1477 г. московский зодчий Василий Ермолин отправил в дар Георгиевскому собору Юрьев-Польского и в память о его реставрации деревянную скульптуру Святого Георгия. Сейчас она находится в экспозициях Историко-архитектурного и художественного музея города.
В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам.
В XVII в. над его западным притвором появилась шатровая восьмигранная колокольня, в западной стене которой был помещен Святославов крест.
В 1776 году рядом с Георгиевским собором была построена Благовещенская церковь, служившая до 1809 года – теплым Собором.
В 1781 г. старая колокольня была разобрана и её сменила новая большая с западной стороны собора, а храм был покрыт на четыре ската. Для Святославова креста была устроена часовня близ алтаря соборного.
В 1809 г. усыпальница через удлинение ее к востоку была переделана в Троицкий теплый Собор.
Но так как этот храм на первых порах оказался очень тесным, то в 1817 г. к нему приложили другой придел – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский). На месте храмовой иконы в нем был поставлен так называемый Святославов крест.
Теплый Троице-Крестовоздвиженский собор загромождал древний Георгиевский собор и представлял собой очень низенькую постройку с небольшими, как в обыкновенных домах, окнами на высоте одного аршина (71 см.) от земли. В нем во всякое время года было тесно и душно, даже при обычном собрании богомольцев в воскресные дни, так как при деревянных потолках высота средней части в нем – 8 аршин (569 см.), трапезной и алтарей – 5 аршин (355 см.); длина средней части в нем – 8 аршин, а до иконостаса – 10 аршин (710 см.), длина трапезной – 7 аршин (498 см.); общая же ширина всего храма около 20 аршин (14 м.). При таком небольшом размере внутренность храма затеснена арками, на которых держится деревянный потолок, низкими и довольно толстыми, перекинутыми крестообразно по два полукруга с поддерживающим их громадным каменным устроем по середине храма. Трапезная затеснена гробницами Князей, голландской печью и свечными ящиками. Благодаря такой неудовлетворительности собора многие обыватели города были лишены возможности посещать совершаемое в соборе богослужение. Приходящие сюда помолиться вынуждены бывают переносить необыкновенную духоту и тесноту, и по выходе из храма подвергаются опасности простудиться.
В 1827 г. с южной стороны Георгиевского собора была пристроена ризница, которая закрыла собой весь вид древней части собора.
Все это приносило новые разрушения и искажения древнего памятника. Только в наше время были снесены уродовавшие его обстройки, и мы теперь можем видеть целиком это интереснейшее здание.

Он очень невелик: в плане он сохранил размеры первоначальной постройки 1152 г. К боковым фасадам, как и в Суздальском соборе, примыкают притворы, перекрытые сводом с килевидной закомарой на фасаде и с плоскими угловыми лопатками. Как и в Суздальском соборе, западный притвор был больше и выше боковых: он также имел второй этаж, где находилось на богослужении княжеское семейство (как попадали сюда, пока не выяснено).
В 1250 г. при Георгиевском соборе построен Троицкий придел-усыпальница, где вскоре нашли своё упокоение юрьевские князья Святослав и Дмитрий.
Здесь, в наружной северной стене храма, теперь виден аркосолий, где в 1252 г. погребли строителя здания - князя Святослава; а в восточной стене притвора есть заложенная дверь, вводившая из притвора в княжескую «гробницу».
«Въ теплой церкви находятся гробницы Святослава Всеволодовича, во св. крещении Гавриила, скончавшагося 3 февраля 1253 года, и сына его схимонаха Димитрия, скончавшагося въ 1269 году. Гробница Святослава выкладена въ стене Троицкаго придела и находится открытою. Оба эти князя въ старинныхъ Московскихъ рукописныхъ святцахъ записаны святыми. Однакожъ они еще не прославлены такими чудесами, какъ прочие угодники Божии; почему и служатъ по нихъ одне только панихиды».
Как показали раскопки, усыпальница была маленькой одноапсидной часовней с крошечным (1,80×3,50 м) внутренним помещением. Таким образом, композиция здания в целом была асимметричной.
Интерьер собора столь же необычен. При своей небольшой площади храм очень просторен. Его квадратные без закрестий столбы расставлены широко, стены не имеют лопаток. Ощущение расчлененности пространства исчезает, оно приобретает почти «зальный» характер.
Это впечатление усиливается отсутствием хор. В западной стене храма сохранился арочный проем, выходивший во второй этаж притвора; его помещение и заменяло хоры для княжеской семьи. С пространством храма сливалось помещение алтаря, отделенное невысокой алтарной преградой с резным деисусом, и открытые притворы, увеличивающие его площадь; их низкие помещения контрастируют со свободой и высотой самого храма. Восстанавливавший собор Ермолин сделал под барабаном главы ступенчато-повышенные подпружные арки; подобная система, связанная с ярусным верхом здания, была известна русскому зодчеству уже в нач. XIII в., и возможно, что Ермолин повторил здесь первоначальную конструкцию. Она усиливала центричность, высоту и свободу интерьера. В восточной стене северного притвора уцелел собранный Ермолиным белокаменный портал входа в усыпальницу. Его сочный профиль поражает своим почти готическим характером. Два яруса высоких окон заливали храм обильным светом, он был лишен сумрачности и строгости, характерных для храмов XII века, например церкви в Кидекше.

8 ноября 1874 года в г. Юрьеве прошли юбилейные торжества пятидесятилетнего служения в пресвитерском сане Протоиереи Юрьевского Георгиевского Собора, Феодора Иосифовича Нечаева.
Указом Св. Синода от 11 августа, за № 2095, дано знать Его Высокопреосвященству и воспоследовавшем, 28 июня 1875 года, Высочайшем соизволении на разрешение протоиерею Георгиевского собора Феодору Нечаеву принять и носить подносимый ему тамошними гражданами золотой наперсный крест с украшениями, по случаю совершившегося, 8 ноября 1874 года, пятидесятилетия служения его в священном сане.
11 октября 1875 г. Георгиевского собора протоиерей Феодор Нечаев по преклонности лет, согласно прошению его, увольняется от должности градского благочинного и цензора проповедей, с отсавлением в должности благочинного при соборе.

В 1887 г. особая комиссия, образованная по ходатайству Императорской Археологической комиссии при Императорской академии художеств, признала необходимым сделать тщательный осмотр состояния Георгиевского собора в Юрьев-Польском. Заниматься этим было поручено академику В.В. Суслову. По результатам деятельности комиссии составлен проект реставрации собора.

«Собору принадлежатъ здания: 1) Каменная часовня, построенная въ память избавления Императора Александра II отъ угрожавшей ему опасности во время покушения на его жизнь 25 мая 1867 г. сооружена жителями гор. Юрьева и уезда, съ участиемъ воинскихъ чиновъ 3 полевой артиллерийской бригады и местной уездной команды». 2) Каменная сторожка, находящаяся внутри соборной ограды.
Земли при соборе: огородной, сенокосной и пахатной имеется 45 десятинъ.
Причтъ собора: протоиерей, два священника, диаконъ и три псаломщика. На содержание причта получается: процентовъ съ церковнаго капитала 552 руб. 17 коп. и отъ земли 900 руб., а всего до 3,652 руб. въ годъ. Дома причтъ имеетъ собственные.
Въ приходе собора числится 149 дворовъ, душъ мужескаго пола 725 и женскаго пола 843 души».


Южная сторона Георгиевского собора. Между собором и колокольней – ризничная палатка и ход на колокольню

В 1892 году была сломана обветшавшая Благовещенская церковь, построенная в 1776 году и служившая до 1809 года – теплым Собором, из ее стен были вынуты 11 камней с изображениями различных святых. Камни эти хранились при Соборе, так как они были взяты в Благовещенскую церковь из стен древнего Георгиевского храма, при постройке колокольни.

В 1903 г. Юрьев-Польский посетил всемирно известный художник Н.К. Рерих. Здесь он написал 4 этюда с видами Георгиевского собора.
В 1907 г. состоялись выборы в III Государственную Думу. Одним из депутатов от Владимирской губернии избран настоятель юрьевского Георгиевского собора священник Александр Знаменский.
В 1909 г. русский архитектор и реставратор Константин Константинович Романов, обследуя убранство Георгиевского собора, первым высказал предположение о том, что в древности собор представлял собой единое "иконографическое целое". Он заметил, что разрозненные фигуры представляют собой части некогда единой композиции. Он же первым "собрал" одну из таких композиций "Преображение", в которую вошли семь разных корней, разбросанных по южному фасаду собора.

Устав Общества хоругвеносцев при Георгиевском соборе гор. Юрьева
Измененный в 1910 году

§ 1

Общество хоругвеносцев учреждается в городе Юрьеве, Владимирской епархии, при Георгиевском Соборе, в память чудесного спасения жизни ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и Его Августейшего семейства 17 октября 1888 года и в память спасения НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА от угрожавшей Ему опасности 29 апреля 1891 года.

§ 2

Обществу хоругвеносцев, учреждаемому при Георгиевском Соборе в городе Юрьеве, присвояется название „ОБЩЕСТВО ХОРУГВЕНОСЦЕВ ЮРБЕВСКОГО ГЕОРГИЕВСКОГО СОБОРА“.

§ 3

Общество учреждается:
а) для ношения в крестных ходах большой хоругви, устроенной гражданами города Юрьева на память потомству о вышепоказанной милости Божией, явленной Русскому Государству, а также для ношения и прочих хоругвей, какие будут назначены для крестного хода, с соблюдением большого порядка во время крестных шествий, зависящего от опытности носителей священных предметов;
б) для сооружения на средства общества фонарей, крестов, киот для икон, носимых в крестных ходах, и для устройства новых хоругвей, а по мере умножения средств — вообще для поддержания благолепия в храмах города, не превышая на каждый храм той суммы, которая получилась от членских взносов и пожертвований прихожан того храма.

§ 4

Общество хоругвеносцев состоит: 1) из членов — распорядителей; 2) из почетных членов; 3) из действительных членов, и 4) из членов - соревнователей; находится в ведении Настоятеля Юрьевского Георгиевского Собора, под покровительством Владимирского Епархиального Преосвященного.

§ 5

Церковные старосты города признаются почетными членами сего Общества по своему званию. Если же они будут вносить свои жертвы на нужды Общества, то именуются почетными членами благотворителями.

§ 6

В Общество хоругвеносцев могут поступать совершеннолетние лица из всех сословий мужского пола, православного вероисповедания, желающие для спасения души своей и ради прославления имени Божия послужить святому делу, а посему количество членов Общества не определяется ни каким числом. Поступление в члены Общества может быть во всякое время, без всяких формальностей, по заявлению о том кому-либо из членов — распорядителей и по предъявлению, в случае неизвестности распорядителю личности желающего вступить в Общество, законного письменного вида

§ 7

Звание, имя, отчество и фамилия, а также местожительство поступающего в члены Общества хоругвеносцев, вносится в особую книгу, которая выдается председателю собрания распорядителей от Настоятеля Юрьевского Георгиевского Собора, за его подписом, со шнуром и Соборной печатью.

§ 8

Лица, кои принимают на себя обязанность лишь носить во время крестных ходов хоругви и другие священные предметы, именуются действительными членами Общества хоругвеносцев; если же они кроме того будут производить ежегодные денежные взносы в пользу Общества, то именуются почетными членами, как и церковные старосты. Лица же, кои будут лишь производить ежегодные денежные взносы в пользу Общества, именуются соревнователями Общества хоругвеносцев. Соревнователь ежегодно вносит в кассу Общества не менее трех рублей; действительный же член получает право на наименование „почетнаго члена", если ежегодно будет вносить в кассу Общества не менее одного рубля.

§ 9

Не внесший в течение года членского взноса считается выбывшим из Общества до возобновления взноса.

§ 10

О количестве лиц, поступающих в Общество хоругвеносцев, каждогодно в январе месяце, через Настоятеля Георгиевского Собора, имеет быть докладываемо Владимирскому Епархиальному Преосвященному с представлением списка поступивших.

§ 11

Каждому поступившему в члены Общества выдается от членов распорядителей за их подписом книжка с обозначением в оной времени поступления в Общество и о количестве полученного от него взноса, а также для отметки о получении от него последующих взносов.

§ 12

При ношении хоругвей каждому несущему Святые иконы и хоругви члену Общества присвояется ношение форменного, однообразного покроя, кафтана из сукна темно-синего цвета и особый нагрудный знак. Воротник, обшлага, карманы, борт и подол кругом кафтана должны быть обшиты серебряным (или посеребренным) галуном шириною не менее полувершка; талия позади кафтана должна быть обшита таким же галуном с серебряной (или посеребренной) под ним бахрамой, длиною в полтора вершка; по бокам в талии под кафтанами должно быть пришито по одной серебряной (или посеребренной) кисти, а поверх кафтана по плечам должен быть пропущен серебряный шнур, имеющий в диаметре четверть вершка, спускающийся на груди и на спине на пол аршина и оканчивающийся серебряной (или посеребренной) кистью.

§ 13

Принявший на себя обязанность носить хоругви и другие показанные священные предметы, при вступлении в Общество должен устроить для себя форменный кафтан на свои средства и должен оставлять оный на хранении в церкви, в указанном старостою месте.

§ 14

При накоплении достаточных средств, форменные кафтаны могут быть с разрешения общего собрания устраиваемы и на средства Общества.

§ 16

Форменные кафтаны и нагрудный знак могут быть носимы хоругвеносцами только при исполнении принятой ими на себя священной обязанности в дни крестных ходов, могут они присутствовать в них и в храме во время отправляемого Богослужения, но ни в каких других случаях в сих кафтанах не ходить и кроме показанных дней не носить оных. За допущение сего член немедленно исключается из Общества хоругвеносцев.
Управление делами Общества хоругвеносцев вверяется членам распорядителям, в количестве трех лиц, из которых одному присвояется наименование председателя собрания распорядителей.

§ 17

Для хранения сумм, поступающих в Общество, избирается особый казначей, а на случай его отсутствия кандидат его, а для производства дел особый делопроизводитель и помощник его.

§ 18

Выбор членов — распорядителей, казначея и дело-производителя производится общим собранием членов Общества, через три года, при чем для выбора на должности означенных лиц требуется не менее двух третей всех членов Общества, живущих в гор. Юрьеве.

§ 19

Подвергшиеся баллотировке избираются большинством голосов, а в случае равного количества избирательных и неизбирательных голосов - жребием.

§ 20

Созыв общего собрания и руководительство собранием предоставляется председателю собрания распорядителей. Общее собрание считается состоявшимся при наличности 2/3 членов, проживающих в городе. Если в собрание явится меньшее число членов, то собрание считается несостоявшимся и назначается новое собрание, которое считается состоявшимся при наличности явившихся в собрание членов Общие собрания созываются не менее двух раз в год.

§21

Об утверждении в должностях показанных в §19 лиц представляется Владимирскому Епархиальному Преосвященному.

§ 22

На обязанности трех членов распорядителей лежит принятие заявлений от лиц, желающих вступить в Общество, принятие единовременных и годичных взносов, расходование средств Общества на устройство, по определению общего собрания и с разрешения Преосвященнейшего Владыки, новых хоругвей, фонарей, крестов, киот для ношения икон и поддержание в благолепии означенных священных предметов, заблаговременное извещение членов, которые должны принять участие в несении священных предметов, о дне крестного хода, наблюдение за порядком во время шествия крестного хода, согласно расписанию Настоятеля Собора и по его указаниям, представление об отличающихся ревностным служением и значительными пожертвованиями членах Общества Настоятелю Собора для доклада Преосвященнейшему Владыке.

§ 23

Распорядителям Общества присвояется право, при исполнении ими обязанностей в крестных ходах, носить на груди форменного кафтана пристегиваемый к кафтану знак с изображением в овальном серебряном круге величиною в полтора вершка Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

§ 24

Казначею Общества дозволяется хранить суммы, принадлежащие Обществу, вместе с соборными суммами, но в особом пакете и за печатями его и председателя собрания распорядителей, или в ссудо-сберегательной кассе при Юрьевском Казначействе под книжку.

§ 25

В случае закрытия Общества принадлежащее ему имущество и капиталы поступают в собственность всех тех церквей гор. Юрьева, в приходах которых состоят члены Общества.

В 1923 г. начался снос теплого собора, пристроенного ранее к древнему Георгиевскому собору.
В 1924 г. начался снос колокольни, пристроенной ранее к древнему Георгиевскому собору.
24 ноября 1924 г. Межведомственная комиссия НКП национализировала и закрепила за музейным отделом Главнауки участки территории Георгиевского собора и Архангельского монастыря со всеми постройками.
В 1989 г. мощи юрьевского князя Святослава Всеволодовича были перенесены из Георгиевского собора в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Город Юрьев-Польский.

Юрьевское княжество

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Jupiter (18.11.2016)
Просмотров: 26 | Теги: Юрьев-Польский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика