В новопостроенной Юрием Долгоруким крепости была сооружена в 1152 г. белокаменная церковь Георгия. Судя по тому, что известные нам храмы этой поры - Георгия во Владимире, Бориса и Глеба в Кидекше, Спаса в Переславле-Залесском - довольно единообразны по своему типу, можно не сомневаться, что и первоначальная церковь Георгия в Юрьеве была таким же небольшим четырехстолпным одноглавым храмом - очень простым и суровым по внешнему облику. Сын Всеволода III князь Святослав III Всеволодович, став владетелем Юрьева и его края, разрушил в 1230 г. постройку деда, так как она, по словам летописи, «обветшала и поломалася». На ее месте к 1234 г. была уже построена новая каменная церковь, которую князь украсил великолепнее других церквей, ибо, как говорит летописец, снаружи всей церкви были резаны из камня святые «чудны велми». С северной стороны храма князь пристроил придел-усыпальница во имя Живоначальной Троицы для себя и своего рода. Дл прохода в нее была пробита стена холодного собора и устроена небольшая дверь. В 1809 г. усыпальница через удлинение ее к востоку была переделана в Троицкий теплый Собор.
Георгиевский собор. Западный фасад.
Георгиевский собор. Западный фасад. Реконструкция Г. Дом Вагнера.
Георгиевский собор. Северный фасад. Реконструкция Г.К. Вагнера.
В 1445 г. храм обрушился. Для восстановления храма, сыгравшего столь важную роль в начальной истории строительства Москвы. 1462 г. - впервые в летописи упоминается имя купца и зодчего Василия Дмитриевича Ермолина (даты рождения и смерти неизвестны), который восстанавливал в Юрьев-Польском разрушенный Георгиевский собор. В 1471 г. в Ермолинской летописи появилась запись следующего содержания: "Во граде Юрьеве в Польском бывала церковь камена святый Георгий... а резана на камени вси, и развалилася вси до земли; повелением князя великого, Василий Дмитриев ту церкви собрал вся изнова и поставил, как и прежде". Речь здесь идёт о восстановлении Георгиевского собора Василием Дмитриевичем Ермолиным. Ермолин «собрал изнова» Георгиевский собор и его придел и якобы «поставил как и прежде». Из-за нехватки материала, добывать который в округе Юрьева-Польского было негде, Ермолину пришлось использовать старые камни с резьбой. Многие из них уцелели, не раскололись, но восстановить картины, которые были изначально выложены владимиро-суздальскими мастерами, не представлялось возможным. На сохранившемся южном фасаде собора картины можно увидеть в первоначальном виде, на северном же многие каменные блоки сложены в произвольном порядке, словно рассыпанная мозаика, хотя некоторые части картин Ермолину удалось подогнать друг к другу. Внутренняя композиция собора сохранилась, хотя здание стало ниже.
Фрагменты белокаменной резьбы Георгиевского собора
Георгиевский собор
Интерьер Георгиевского собора
В 1477 г. московский зодчий Василий Ермолин отправил в дар Георгиевскому собору Юрьев-Польского и в память о его реставрации деревянную скульптуру Святого Георгия. Сейчас она находится в экспозициях Историко-архитектурного и художественного музея города. В последующие столетия восстановленное Ермолиным здание не раз подвергалось новым изменениям и обстройкам. В XVII в. над его западным притвором появилась шатровая восьмигранная колокольня, в западной стене которой был помещен Святославов крест.
Ок. 1730 г. епископ Суздальский и Юрьевский Афанасий (Паисиос Кондоиди, ум. 1737) присоединил к Георгиевскому собору Успенский и Благовещенский городские храмы.
В 1776 году рядом с Георгиевским собором была построена Благовещенская церковь, служившая до 1809 года – теплым Собором.
В 1781 г. старая колокольня была разобрана и её сменила новая большая колокольня с западной стороны собора, а храм был покрыт на четыре ската. Для Святославова креста была устроена часовня близ алтаря соборного. В 1809 г. усыпальница через удлинение ее к востоку была переделана в Троицкий теплый Собор. Но так как этот храм на первых порах оказался очень тесным, то в 1817 г. к нему приложили другой придел – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский). На месте храмовой иконы в нем был поставлен так называемый Святославов крест. Теплый Троице-Крестовоздвиженский собор загромождал древний Георгиевский собор и представлял собой очень низенькую постройку с небольшими, как в обыкновенных домах, окнами на высоте одного аршина (71 см.) от земли. В нем во всякое время года было тесно и душно, даже при обычном собрании богомольцев в воскресные дни, так как при деревянных потолках высота средней части в нем – 8 аршин (569 см.), трапезной и алтарей – 5 аршин (355 см.); длина средней части в нем – 8 аршин, а до иконостаса – 10 аршин (710 см.), длина трапезной – 7 аршин (498 см.); общая же ширина всего храма около 20 аршин (14 м.). При таком небольшом размере внутренность храма затеснена арками, на которых держится деревянный потолок, низкими и довольно толстыми, перекинутыми крестообразно по два полукруга с поддерживающим их громадным каменным устроем по середине храма. Трапезная затеснена гробницами Князей, голландской печью и свечными ящиками. Благодаря такой неудовлетворительности собора многие обыватели города были лишены возможности посещать совершаемое в соборе богослужение. Приходящие сюда помолиться вынуждены бывают переносить необыкновенную духоту и тесноту, и по выходе из храма подвергаются опасности простудиться. В 1827 г. с южной стороны Георгиевского собора была пристроена ризница, которая закрыла собой весь вид древней части собора. Все это приносило новые разрушения и искажения древнего памятника. Только в наше время были снесены уродовавшие его обстройки, и мы теперь можем видеть целиком это интереснейшее здание.
Он очень невелик: в плане он сохранил размеры первоначальной постройки 1152 г. К боковым фасадам, как и в Суздальском соборе, примыкают притворы, перекрытые сводом с килевидной закомарой на фасаде и с плоскими угловыми лопатками. Как и в Суздальском соборе, западный притвор был больше и выше боковых: он также имел второй этаж, где находилось на богослужении княжеское семейство (как попадали сюда, пока не выяснено). В 1250 г. при Георгиевском соборе построен Троицкий придел-усыпальница, где вскоре нашли своё упокоение юрьевские князья Святослав и Дмитрий. Здесь, в наружной северной стене храма, теперь виден аркосолий, где в 1252 г. погребли строителя здания - князя Святослава; а в восточной стене притвора есть заложенная дверь, вводившая из притвора в княжескую «гробницу». «В теплой церкви находятся гробницы Святослава Всеволодовича, во св. крещении Гавриила, скончавшегося 3 февраля 1253 года, и сына его схимонаха Димитрия, скончавшегося в 1269 году. Гробница Святослава выкладена в стене Троицкого придела и находится открытою. Оба эти князя в старинных Московских рукописных святцах записаны святыми. Однакож они еще не прославлены такими чудесами, как прочие угодники Божии; почему и служат по них одне только панихиды». Как показали раскопки, усыпальница была маленькой одно-апсидной часовней с крошечным (1,80×3,50 м) внутренним помещением. Таким образом, композиция здания в целом была асимметричной. Интерьер собора столь же необычен. При своей небольшой площади храм очень просторен. Его квадратные без закрестий столбы расставлены широко, стены не имеют лопаток. Ощущение расчлененности пространства исчезает, оно приобретает почти «зальный» характер. Это впечатление усиливается отсутствием хор. В западной стене храма сохранился арочный проем, выходивший во второй этаж притвора; его помещение и заменяло хоры для княжеской семьи. С пространством храма сливалось помещение алтаря, отделенное невысокой алтарной преградой с резным деисусом, и открытые притворы, увеличивающие его площадь; их низкие помещения контрастируют со свободой и высотой самого храма. Восстанавливавший собор Ермолин сделал под барабаном главы ступенчато-повышенные подпружные арки; подобная система, связанная с ярусным верхом здания, была известна русскому зодчеству уже в нач. XIII в., и возможно, что Ермолин повторил здесь первоначальную конструкцию. Она усиливала центричность, высоту и свободу интерьера. В восточной стене северного притвора уцелел собранный Ермолиным белокаменный портал входа в усыпальницу. Его сочный профиль поражает своим почти готическим характером. Два яруса высоких окон заливали храм обильным светом, он был лишен сумрачности и строгости, характерных для храмов XII века, например церкви в Кидекше.
8 ноября 1874 года в г. Юрьеве прошли юбилейные торжества пятидесятилетнего служения в пресвитерском сане Протоиерея Юрьевского Георгиевского Собора, Феодора Иосифовича Нечаева. Указом Св. Синода от 11 августа, за № 2095, дано знать Его Высокопреосвященству и воспоследовавшем, 28 июня 1875 года, Высочайшем соизволении на разрешение протоиерею Георгиевского собора Феодору Нечаеву принять и носить подносимый ему тамошними гражданами золотой наперсный крест с украшениями, по случаю совершившегося, 8 ноября 1874 года, пятидесятилетия служения его в священном сане. 11 октября 1875 г. Георгиевского собора протоиерей Феодор Нечаев по преклонности лет, согласно прошению его, увольняется от должности градского благочинного и цензора проповедей, с отсавлением в должности благочинного при соборе. Священник юрьевского Георгиевского собора Алексей Беляев 31-го января 1883 г. перемещен к Воскресенской, гор. Юрьева, церкви. На священническое место к Юрьевскому Георгиевскому собору 8 марта 1883 г. определен учитель Суздальского дух. училища Иван Косаткин.
В 1887 г. особая комиссия, образованная по ходатайству Императорской Археологической комиссии при Императорской академии художеств, признала необходимым сделать тщательный осмотр состояния Георгиевского собора в Юрьев-Польском. Заниматься этим было поручено академику В.В. Суслову. По результатам деятельности комиссии составлен проект реставрации собора.
Собору принадлежали здания: 1) Каменная часовня, построенная в память избавления Императора Александра II от угрожавшей ему опасности во время покушения на его жизнь 25 мая 1867 г. сооружена жителями гор. Юрьева и уезда, с участием воинских чинов 3 полевой артиллерийской бригады и местной уездной команды. 2) Каменная сторожка, находящаяся внутри соборной ограды. Земли при соборе: огородной, сенокосной и пахотной имеется 45 десятин. Причт собора: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. На содержание причта получалось: процентов с церковного капитала 552 руб. 17 коп. и от земли 900 руб., а всего до 3652 руб. в год. Дома причт имел собственные. В приходе собора числилось в 1897 г. 149 дворов, душ мужского пола 725 и женского пола 843 души.
Южная сторона Георгиевского собора. Между собором и колокольней – ризничная палатка и ход на колокольню
В 1889 году умер протоиерей Георгиевского собора Алексей Иоаннович Успенский.
В 1892 году была сломана обветшавшая Благовещенская церковь, построенная в 1776 году и служившая до 1809 года – теплым Собором, из ее стен были вынуты 11 камней с изображениями различных святых. Камни эти хранились при Соборе, так как они были взяты в Благовещенскую церковь из стен древнего Георгиевского храма, при постройке колокольни.
Николай Рерих. «Юрьев_Польский. Георгиевский собор». 1903 год.
В 1903 г. Юрьев-Польский посетил всемирно известный художник Н.К. Рерих. Здесь он написал 4 этюда с видами Георгиевского собора. Диакон Юрьевского собора Михаил Крылов, 13 января 1904 г., перемещен в село Филипповское, покровского уезда. Определен в диакона псаломщик села Тейкова, шуйского уезда, Николай Давыдовский, 11 февраля 1904 г., в город Юрьев к Георгиевскому собору. В 1907 г. состоялись выборы в III Государственную Думу. Одним из депутатов от Владимирской губернии избран настоятель юрьевского Георгиевского собора священник Александр Знаменский. Диакон Юрьевского собора Павел Соколов 26 мая 1908 г. перемещен к Введенской гор. Вязников церкви. В 1909 г. русский архитектор и реставратор Константин Константинович Романов, обследуя убранство Георгиевского собора, первым высказал предположение о том, что в древности собор представлял собой единое "иконографическое целое". Он заметил, что разрозненные фигуры представляют собой части некогда единой композиции. Он же первым "собрал" одну из таких композиций "Преображение", в которую вошли семь разных корней, разбросанных по южному фасаду собора.
Священник Георгиевского гор. Юрьева собора, Александр Троицкий 17 августа 1915 г. определен бесприходным наблюдателем церковно-приходских школ Юрьев. уезда. Прот. Владимирского Успенского жен. монастыря, Михаил Добротворский 4 сент. 1915 г. перемещен к Юрьевскому Георгиевскому собору. Псаломщик Георгиевского собора, Василий Кабанов 19-го февраля 1916 г. перемещен на должность псаломщика к кафедральному Успенскому гор. Владимира собору. Священник с. Орехова Василий Крошечкин 16 марта 1916 г. перемещен к Юрьевскому собору.
Священник В. Крошечкин по прошению уволен за штат 30 марта 1916 г. Псаломщик Георгиевского собора Василий Скипетров 18 янв. 1917 г. по прошению уволен от должности. Псаломщик с. Короваева, Сузд. у., Александр Орлов 23 янв. 1917 г. перемещен к Юрьевскому собору.
Протоиереем Юрьевского Георгиевского собора Александром Знаменским в 1917 г. присоединены к православию из римско-католического исповедания пленные Австрийские прапорщики: Ярослав Новачек, 28 лет, Ян Хватал, 23 лет, Ян Ташений, 23 лет, и Вильгельм Барт, 22 лет, с наречением имен: первому — Александр, второму — Владимир, третьему — Иоанн и четвертому — Владимир.
В 1923 г. начался снос теплого собора, пристроенного ранее к древнему Георгиевскому собору. В 1924 г. начался снос колокольни, пристроенной ранее к древнему Георгиевскому собору. 24 ноября 1924 г. Межведомственная комиссия НКП национализировала и закрепила за музейным отделом Главнауки участки территории Георгиевского собора и Архангельского монастыря со всеми постройками. В 1989 г. мощи юрьевского князя Святослава Всеволодовича были перенесены из Георгиевского собора в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.