Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
17:36
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Нечаев Феодор Иосифович

Юбилей пятидесятилетнего служения в пресвитерском сане Протоиереи Юрьевского Георгиевского Собора, Феодора Иосифовича Нечаева 1874 г.

Долголетие во все времена и у всех исторических народов считалось особенным даром Божиим, ниспосылаемым человеку или за его благочестивую, богобоязненную жизнь, или независимо от сего - по особенным целям Провидения. При этом нельзя, конечно, отрицать и того, что долголетие в значительной мере обуславливается характером жизни человека. «Кто остерегается, говорит один современный проповедник, от обременяющего наши телесные органы объедение, от разрушающего пьянства, от растлевающего сладострастия, от расслабляющей сонливости и лености, от волнующего гнева и самолюбия, от изнуряющего корыстолюбия, от иссушающей зависти и ревности: тот устраняет множество опасностей, угрожающих его жизни болезнями и преждевременным пресечением». Таким образом в человеке, дожившем до глубокой старости, естественно предполагать строгое воздержание от указанных пороков, строгое самообладание: это одно уже дает ему право на уважение и почет со стороны младшего поколения, для которого он служит образцом и руководителем в жизни. Но, вообще говоря, внимание и уважение общественное приобретается не столько характером частной жизни человека, сколько значением его общественной служебной деятельности: чем разнообразнее и плодотворнее эта деятельность, тем больше человек приобретает себе расположения доверия и уважения в окружающей его среде, в обществе. И вот когда такой деятель переступит уже за пределы человеческой жизни, назначаемые Псалмопевцем,- когда пройдет целое полстолетие его служебной деятельности; тогда уже совершенно определится отношение к нему окружающего общества,— и это отношение вполне и самым наглядным образом выражается обыкновенно в так называемом юбилейном торжестве.
При таком важном значении юбилея, как по крайней мере мы разумеем это не частое в нашей среде явление, мы просим редакцию Епархиальных Ведомостей дать место на страницах своего издания нижеследующему очерку юбилейного торжества, бывшего 8 ноября 1874 года в г. Юрьеве.
Для полноты этого очерка считаем необходимым предварительно сказать несколько слов о самом юбиляре.
Заслуживший искреннее и глубокое уважение не только местнаого Духовенства, но и всего здешнего общества, маститый Юбиляр, протоиерей Юрьевского Георгиевского Собора Феодор Иосифович Нечаев — родом из села Малых Всегодич, Ковр. у., сын причетника. Родители его, вероятно затрудняясь в средствах содержать сына в учебном заведении, особенно, при умножавшемся семействе, готовили ему с ранних лет дьяческую карьеру. К счастью один родственник их, И.А. Субботин, бывший тогда учителем Переславского Дух. училища, заметив в мальчике хорошие способности, взял его к себе и поместил в оное училище. Руководитель был человек самой строгой жизни и преданный науке. Эти черты невольным образом отпечатлелись и в молодой, восприимчивой натуре воспитанника: с ранних, почти детских лет Феодор Иосифович полюбил книгу, и в ней одной находил для себя развлечение; с поступлением в семинарию у него еще более развилось пристрастие к чтению, которое осталось и на всю жизнь.
По окончании курса во Владимирской Духовной семинарии, с званием студента, в 1824 году, Феодор Иосифович посвящен 8-го ноября того же года во священника к Юрьевскому Георгиевскому Собору Преосвященнейшим Парфением, бывшим тогда Епископом Владимирским и Суздальским. Проходя первоначально должности — ризничего по Собору и увещателя по присутственным местам города Юрьева, в 1833 году определен благочинным сел, церквей. В 1887 году назначен законоучителем Юрьевского уездного училища, а с 1839 г. также и приходского, и проходил эту должность в продолжении 30 лет. В 1845 году определен членом Юрьевского оспенного комитета, цензором проповедей и присутствующим Юрьевского Духовного Правления. Многократно, за усердное и полезное служение свое, получал благодарности от Начальства. По указу Св. Синода от 16 апреля 1864 года, за отличную и усердную службу, возведен в сан Протоиерея. В настоящее время проходит должности, сверх священнослужительской, окружного благочинного и благочинного по городу и окрестных сел, председателя Юрьевского цензурного комитета, цензора проповедей, члена уездного училищного Совета, Члена уездного комитета общественного здравия и директора Юрьевского попечительного о тюрьмах комитета.
Имеет награды: камилавку, наперсный крест, крест в намять последней войны и орден Св. Анны 2-й степени.
Конечно, это — слишком общий и краткий очерк Жизни Юбиляра, далеко не определяющий ни личных достоинств его, ни характера и значения его служебной деятельности. Но в данном случае мы по необходимости должны ограничиться таким поверхностным исчислением его заслуг: с одной стороны, мы не имеем ни всех данных для оценки столь разнообразной деятельности его, ни нрав на это; с другой стороны, мы не решаемся подробно высказать и того, что нам известно о замечательных качествах его души, о его отношениях к другим, о некоторых особенных случаях в его служебной деятельности, — не решаемся, чтобы не оскорбить скромности глубоко уважаемого Старца: ограничившись, поэтому, одним кратким указанием заслуг Юбиляра, перейдем теперь к самому торжеству.

8 ноября настоящего года исполнилось ровно пятьдесят лет служения в священническом сане о. Протоиерея Феодора Иосифовича Нечаева. Духовенство города Юрьева, градское общество й прихожане соборные готовились ознаменовать этот день особым торжеством. Настоятелем Юрьевского Архангельского монастыря, архимандритом Филаретом со старшим духовенством города предварительно испрошено было от Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Литония, разрешение почтить Юбиляра духовным торжеством в местном соборе. Разрешая это торжество, Его Высокопреосвященство изволил на представлении письменно выразить искреннюю свою признательность Юбиляру за его пятидесятилетние труды и преподать ему свое Архипастырское благословение.
Настал и ожидаемый день юбилея. В восемь с половиною часов утра начался в Соборе благовест к литургии. В 9 часов, два заслуженнейшие священника города, оба благочинные, о.о. Успенскиц и Минервин отправились в экипаже в дом юбиляра с предложением ему — принять участие в совершении Божественной литургии. Когда юбиляр, в сопровождении их, прибыл к Собору, то на паперти встречен был Архимандритом Филаретом и другими, имевшими участвовать в Богослужении; по входе его в церковь, хором соборных певчих пропето: «Достойно есть». Литургию совершали: Архимандрит Филарет, сам Юбиляр, протоиерей Шуйского Воскресенского собора, священник Владимирского Дмитриевского Собора, два священника местного Георгиевского собора и священник ближайшего к городу села Ильинского. Собор был до такой степени переполнен гражданами, что с половины литургии не было уже возможности взойти в него. Во время причастного стиха священником Юрьевского Петропавловского женского монастыря Павлом Назарьевским было произнесено приличное торжеству слово. Прежде всего проповедник указал на торжество дня. «В настоящий праздник в честь Архистратига Михаила и прочих безплотных сил, сказал он, мы, бл. сл., по изволению Божию и по благословению нашего милостивейшаго Архипастыря, празднуем еще пятидесятилетний юбилей служения в свящ. сане достопочтеннейшаго нашего о. протоиерея Феодора Иосифовича Нечаева». Указавши за тем на важность священнического сана и на то, как много требуется благоразумия и труда в прохождении разных обязанностей духовного звания, проповедник перешел к самому предмету слова.
В основание проповеди взяты слова св. Апостола Павла: блюдите, како опасно ходите, не якоже не мудри, не якоже премудри, искупующе время (Ефес. 5, 15—16). Раскрывши подробно заключающиеся в этих словах нравственные уроки, проповедник указал на жизнь Юбиляра, как на пример строгого внимания к себе, осмотрительности в поступках и неутомимой деятельности; в его же лице указал и на благие плоды бдительности и благоразумного употребления времени — на благочестно проведенную жизнь до глубокой старости, на всеобщую любовь и уважение, которыми Юбиляр умел окружить себя. В заключение проповедник сделал молитвенное обращение к небесным силам, прося их об избавлении от опасностей и бед житейских, и о предстательстве пред Господом за всех предстоявших в храме. По окончании литургии, все священнослужители города, вышеозначенные иногородние священнослужители и некоторые из уезда вышли на средину храма для служения благодарственного Господу Богу молебствия. Пред началом молебна священник собора Алексей Успенский произнес речь, которая видимо была принята слушателями с полным сочувствием. После речи поднесена была юбиляру от городского Духовенства икона Спасителя в серебряной выволочен ной, ризе изящной работы. Затем соборный староста, купец Иоасаф Петрович Тушнин, от лица прихожан Собора, поднес Юбиляру икону, в средине которой изображен древний, находящийся в придельном соборном храме, как говорит предание, от времен строителя Собора, Святослава III Всеволодовича, белокаменный крест с предстоящими (храмовый праздник в день Воздвижения Животворящего Креста Господня); поверх сего на иконе — изображение Святой Троицы (храмовый в Соборе праздник); внизу — изображены в рост: св. Великомученик Георгий (храмовый в соборе праздник), Архистратиг Михаил (день рукоположения Юбиляра во священника и вместе —юбилейного торжества) и св. Великомученик Феодор Тирон (день тезоименитства Юбиляра). Икона эта - мерою 9 вершков, в серебряной вызолоченной ризе превосходной работы, стоимостью в 180 рублей. Наконец городским Головою купцом Алексеем Васильевичем Ганшиным, от усердия его и, некоторых других признательных граждан, поднесено было Юбиляру на блюде небольшое до величине ев. Евангелие в серебряном вызолоченном окладе самой высокой работы, ценою, в 300 рублей. При поднесении св. Евангелия г. городской Голова, от имени Общества, заявил Юбиляру в кратких словах, что по постановлению Собрания городской Думы, Общество подносит ему, Юбиляру, золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями, на ношение коего предварительно испрашивается Высочайшее разрешение.
Юбиляр, принявши со слезами поднесенные ему святыни и приложившись к ним, дрожащим от волнения голосом сказал: «Достопочтейннейшие Отцы и Граждане! Всего, что я чувствую в настоящие минуты, не могу пред вами выразить. Я до глубины души тронут вашим участием и любовью ко мне. С помощью Божиею я дожил до того, что вижу перед собой целый собор воздающих мне честь. Знаю, что я того не заслужил, а если что и заслужил в продолжение 50 лет, то все отношу к действию благодати Божией. Благодарю вас от всей полноты моих чувств за видимые знаки вашего благорасположения ко мне. Они будут всегдашним напоминанием мне - молиться о вас, пока совсем не истощатся мои силы; они же уверительно и утешат меня, что я, на старости лет, с своими немощами, не одинок, — что вокруг меня есть многие, которые в трудных для меня обстоятельствах сочувственно отзовутся ко мне и помолятся за меня».
Затем начался благодарственный молебен, в конце которого возглашено было многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, святейшему правительствующему Синоду и Высокопреосвященнейшему Антонию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, и самому Юбиляру. Из Собора сопровождали Юбиляра в дом его, находящийся вблизи Собора, Архимандрит Филарет со всем городским Духовенством и многие почетнейшие граждане, в предшествии троих священников, несших поднесенные Юбиляру святыни. По входе в дом, соборными певчими было пропето «Достойно есть», и снова провозглашено многолетие Юбиляру. После нескольких земных поклонов Юбиляра поднесенным ему святыням, он еще раз приложился к ним. В это время от признательных детей его была поднесена ему Владимирская икона Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе работы известного московского специалиста,— а также по русскому обычаю и хлеб-соль. Юбиляр принял все это видимо растроганный, со слезами на глазах. Тут же г. городской Голова представил Юбиляру копию с журнального постановления городской Думы о поднесении ему, Юбиляру, от Юрьевского Общества наперсного креста. После обычных приветствий Юбиляру от всех присутствовавших в доме, хозяином, по предварительному распоряжению и непеременному желанию его, был предложен всем, чай и потом обед. В этот день получено было Юбиляром несколько письменных поздравлений из других городов от почтенных лиц.
Так совершилось празднование пятидесятилетия пресвитерской службы о. протоиерея Феодора, Иосифовича Нечаева, — торжество еще не бывалое в нашем городе. В этом торжестве высказалось такое единодушное и глубокое сочувствие к достоуважаемому Юбиляру и ближайшего Духовенства и прихожан его и всего городского Общества, и такими щедрыми приношениями засвидетельствовано оно, что подобного примера мы не встречали в истории юбилеев, насколько заявляла об этом печать. Это событие по справедливости займет одну из самых видных страниц в летописях города Юрьева и, надеемся, не последнюю в Епархиальной хронике.

Речь, сказанная по окончании Божественной литургии в день пятидесятилетнего юбилея Протоиерея Юрьевского Георгиевского Собора Феодора Иосифовича Нечаева

Благодатию Божиею есм, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15, 10).
Так отзывается о себе и о своих трудах святой Апостол Павел. Что он сделался тем, что есть,— Апостолом Христовым, это он относит к благодати Божией. Что перенес множество трудов но званию Апостольскому, опять это приписывает благодати Божией. Он сознается, что, для прославления имени Христова, потрудился даже более других Апостолов; но высказавши такую мысль св. Апостол сей час же и оговаривается, что не он впрочем все это делал, а благодать Божия, которая была с ним.
"Достопочтеннейший Отец Протоиерей! Не приравнивать тебя, по достоинству, к великому Апостолу мы желаем, — хотим только показать, что в вышеприведенном наречении его есть многое, в своей мере, применимое к тебе. Сегодня исполнилось пятьдесят лет — с тех пор, как благодать Божия призвала тебя на служение святой церкви. Пятьдесят лет священнослужения — поприще великое, проходимое разве немногими. Кто из начавших одновременно с тобою проповедывать слово Божие, не замолк поныне! Сколько, на твоей памяти, сошло со сцены деятелей, казавшихся крепкими, на других поприщах общественного служения! Сколько на твоем веку произошло непредвиденных перемен в составе и в положении городских семей, среди которых ты провел столь многие годы! Событие настоящего дня побуждает тебя, многолетний Старец, взглянуть на прошлое,— и, мы думаем, ты поневоле раздумываешь о себе, как столько лет, при такой превратности жизни человеческой, ты благополучно служишь? Благодать Божия избрала тебя быть в своем месте, в некотором смысле, преемником Апостольским. Ты проповедывал Христа Спасителя, по мере сил своих,— ты поучал других словом своим и примером, ты был раздаятелем благодати Божией чрез святыя таинства: вообще, насколько можно было, ты шел апостольским путем. И шел неуклонно и твердо, приобретая, с течением времени, более и более уважения и любви к себе, входя в доверие и расположение Начальства, снискивая и Монаршее благоволение,— и вот теперь стоишь ты на рубеже пятидесятилетнего своего служения, украшенный сединами и почестями. Как все это сбылось? Знаем, что, по вере твоей во вседействующую благодать Божию, ответ у тебя готов и на то, что столько времени прожито, и на то, что так почетно прожито. Та же благодать Божия, которая избрала тебя на служение, она же и руководила тебя и хранила на всех путях жизни, — и ты, подобно Апостолу Павлу, в эти торжественные для тебя минуты, без сомнения, говоришь в душе: не себе самому, не силам своим я чем-нибудь обязан, но благодатию Божиею есм, еже есм.
И благодать Божия была во мне не тщетна, продолжает св. Апостол,— но более всех других я потрудился. Не в ближайшей только среде священнослужителей, бросим взгляд и далее, кто более тебя, Делатель Христов, потрудился в жизни? Ты и в настоящее время несешь такое бремя обязанностей, какое не под силу другому — и не старцу. Мы, предстоящие тебе и невольно почитающие тебя,— служители алтаря Господня, мы —ближайшие свидетели трудов твоих. Несмотря на естественную твою немощь в твои лета, ты неопустительно в чреду свою приходишь в храм Божий служить Господу Богу, и находишь в том услаждение. Поступь твоя ныне сократилась,— а призывает тебя куда-нибудь долг службы, ты идешь во всякую пору. Не стало, конечно, прежней бодрости и крепости сил для отправления стольких, лежащих, на тебе обязанностей; а ревность твоя к исполнению обязанностей, любовь к труду, постоянство в труде - удивительны доселе. Труд сделался существенною твоею потребностью, без которой ты жить не можешь. При разных служебных отношениях, часто беспокоят тебя и не совсем по важным делам: у тебя для всякого дела есть время, для приема каждого есть досуг; приходи кто и за советом, от тебя не выйдет неудовлетворенным. Мы ограничиваемся большею частью общим указанием на твою деятельность, не поименовывая даже должностей, тобою проходимых,— и при том за последнее только время. У св. Апостола Павла в другом месте есть перечисление Трудов его и лишений, какие он перенес. Много раз, говорит он, я был в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе и проч. (2 Кор. 11, 27). Не при таком трогательном для тебя случае, доблестный Служитель св. Церкви, мы высказались бы также подробнее о твоих трудах и терпении, коснулись бы и прошедшего неутомимого твоего делания; но смирение твое на этот раз велит нам остановиться. Мы припоминаем апостольские Слова, тобою часто повторявшиеся: если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею (2 Кор. 11, 30.). А спросим, где же — сила, которая так много делала? Подобно ев. Апостолу, отрицаясь от себя, ты, без сомнения, скажешь: нет, не я трудился, но благодать Божия, которая не покидала меня.
Смиренно-мудрствующий священный Старец! Ты помышляешь и говоришь о своей немощи, а являешься мужем силы; ты смиряешься, а Господь тебя возносит. Настоящий день сколько радостен, столько же и знаменателен для тебя. Милостивейший Архипастырь наш преподает тебе ныне от своей святыни благословение, и объявляет тебе искреннюю свою признательность за пятидесятилетние твои труды. По благословению Архипастыря, мы — из всех званий и сословий собрались здесь; сегодня порадоваться твоей радости и возблагодарит вместе с тобою Господа за Его милости превеликие. В знак искренних наших чувств к тебе, Духовенство, согласуясь с твоею верою в благопромыслительную благодать Божию над тобою, подносит тебе икону Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, благословляющего добретрудящихся и в благословении своем все содержащего. Городское общество, в котором так много благодарных учеников твоих, наученных тобою с измлада закону Божию, желает поднести тебе для ношения золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями, на что предварительно и испрашивается Высочайшее разрешение. Церковный благостроитель с прихожанами Собора подносят тебе икону с изображением, как есть в подлиннике древнего, чтимого всеми креста Господи я и других праздников Собора, где сколько лет ты поучал их и молился за них, а также и святых, в ознаменование дней твоего ангела и рукоположения. Не довольствуясь общим выражением сочувствий к тебе граждан чрез поднесение наперсного креста, некоторые из них, в знак особой признательности своей, подносят тебе святое Евангелие, в котором ты всегда почерпал мудрость и силу для себя, и спасительное научение для других. Все эти приношения, свидетельствуя о любви и благодарности к тебе, с тем вместе вещественным образом выражают молитву всех, чтобы Господь благодатью своею, которою ты был храним и укрепляем доныне, укрепил тебя и на дальнейшее служение святой Церкви, Обществу и Отечеству. Утешься, возвеселись, маститый Старец! Немощь твоя — мощна, высока и почтенна. Благословен Господь Бог наш, благоволивый тако о тебе!

Журнал Юрьевской Городской Думы 29 октября 1874 года

Собрание Думы слушало заявление председателя онаго, Юрьевского городского головы Алексея Васильевича Ганшина о том, что 8-го ноября исполнится 50 лет со времени служения в священническом сане Протоиерея Юрьевского Георгиевского Собора Феодора Иосифовича Нечаева, и что он, Голова, находил бы весьма справедливым и нужным заявить чем либо со стороны Общества свою признательность Отцу Протоиерею Феодору Иосифовичу Нечаеву.
Выслушав заявление Головы, Общество приняло с полным сочувствием и нашло единогласно совершенно справедливым выразить свою признательность Отцу Протоиерею Феодору Иосифовичу Нечаеву во внимание к столь долговременному пятидесятилетнему его служению св. церкви, (каковой счастливый жребий достается в удел не многим) ознаменованному полезною служебною деятельностью и примерною Пастырскою жизнью, что известно как высшему Начальству, удостоившему его сана Протоиерея и разных наград, так равно и Обществу, среди которого протекла пятидесятилетняя полезная жизнь его,— и постановило:
Поднести Отцу Протоиерею Феодору Иосифовичу Нечаеву золотой наперсный крест, украшенный драгоценными камнями, испросив предварительно разрешение для ношения онаго г Высочайшее повеление Государя Императора через Епархиальное Начальство, а с постановления Собрания Думы, в день юбилея поднести (Юбиляру) копию,— о чем представить и г. Начальнику Губернии.

«Владимирские Епархиальные Ведомости» Часть неофициальная. 1 декабря № 23 1874 года.
Георгиевский собор в Юрьев Польском

Город Юрьев-Польский.


Категория: Юрьев | Добавил: Николай (25.11.2016)
Просмотров: 1621 | Теги: Юрьев-Польский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru