Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
28.04.2024
19:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Вязниковский Свято-Введенский мужской монастырь

Свято-Введенский монастырь

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Введенского Храма Города Вязники Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 18 августа 2014 г.
Настоятель председатель приходского совета - Столяров Александр Иванович.
Адрес: город Вязники, улица Пролетарская Горка, дом 3.

Введенский женский монастырь

История Введенского монастыря в Вязниках переплетена с княжеским и боярским родом Мстиславских, потомков князя Литовского Гедимина, издревле владевших Ярополческой волостью Владимирского уезда, где ныне находится г. Вязники.


Введенский монастырь

Федор Михайлович Мстиславский (род.? – ум. 1540) выехал на Русь в 1526 г., был женат на родной внучке Ивана III Анастасии. В 1536-1537 гг. упоминается среди Муромских воевод.
Его сын, Иван Федорович Мстиславский (ок. 1530-1586 гг.) политический и военный деятель эпохи Ивана IV, впервые упомянут в 1547 г., известен как боярин и полковой воевода во Владимире (1548). Участвует в военных компаниях в Ливонии (1559). После введения опричнины занимает видные начальственные должности (1565), участвует в успешных переговорах с казанцами (1573). После смерти Ивана IV подвергся опале (1585), сослан в Кирилло-Белозёрский монастырь. Был женат на дочери князя Горбатого Ирине. Два его сына тоже были боярами.
Один из них, Федор Иванович Мстиславский (ок. 1550-1622 гг.), так же как и отец стал влиятельным политическим деятелем и военноначальником. К 1613 г. Федор Иванович владел 50 тысячами десятин, то есть был одним из крупнейших светских землевладельцев того времени. Помимо Ярополческой волости ему принадлежали Муромские земли вплоть до села Драчёво (сейчас Селивановский район). Возглавлял правительственные войска в борьбе с Лжедмитрием I, занимал самые высокие посты вплоть до претендентства на престол после смерти царя Федора Иоанновича. При царе Михаиле Федоровиче оставался видным сановником.

Жена Федора Ивановича Мстиславского – Домникея Михайловна, урождённая Тёмкина-Ростовская, в последствие приняла постриг, в монашестве приняла имя Ирина. Монахиня Ирина совместно с сестрой князя Федора Ивановича Мстиславского основали в Вязниках Введенскую женскую обитель. Скончалась в 1630 году.
Основана обитель была на склоне Мининой горы, самой высокой горы в г. Вязники.
В то время он был женским монастырем, в нём было более 40 монахинь.

При патриархе Иоасафе в монастыре была построена теплая деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, а в 1648 г. двухэтажная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом внизу во имя святого пророка Илии.

До постройки каменных церквей в кон. XVII в. монастырь имел следующий вид:
"В монастыре соборная деревянная церковь об одном шатре, крест и глава опаяны белым немецким железом, над трапезою колокольня восьмиугольная, глава обита чешуею деревянной, крест опаян белым железом, на колокольне 5 колоколов.
В церкви царские двери, сень и столбцы резные золочены, над царскими дверьми корона резная золочена.
По правую сторону царских врат образа: Воскресение Христово, на нем 2 венца и 2 цаты серебряные резные золочены, Введения Пресвятой Богородицы 6 венцов резных, у Богоматери и иных святых 3 поднизи жемчужные; пред образом лампада медная луженая на железном подсвечнике; образ о Тебе радуется - 3 венца серебряных басемные золочены, и образ Достойно есть.
По левую сторону: образ Похвалы Пресвятой Богородицы, писан красками, образ Многоцелебныя Пресвятой Богородицы; на северных дверях благоразумный разбойник, образ преподобной Марии Египетской писан золотом и красками.
У местных икон 2 лампады медные на цепях, у них 2 кисти, золотая и шелковая. Две свечи поставных деревянных.
Над царскими дверями деисус со Спасителевым образом, апостолов 13 икон, праздников 13, пророков 15 и праотцов 15 икон, в потолке Спасов образ; паникадило медное о 2 ярусах 16 шандалов, другое паникадило спускное о 6 шандалах.
На престоле Евангелие печатное в десть, антиминс печатный, 2 креста благословящих обложены серебром басемным; над престолом шатер покрыт тесом на столбах; за престолом образ Одигитрия Пресвятой Богородицы. На жертвеннике сосуды серебрянные вызолоченные весу 2 фунта 83 золотника.
Под настоящей церковью церковь во имя святого пророка Илии; царские двери сень и столбцы писаны красками.
Церковь деревянная теплая во имя Иоанна Предтечи с трапезой об одной главе, глава обита чешуей деревянной, крыта тесом.
Царские двери, сень и столбцы писаны красками.
Местные образа: Живоначальной Троицы, в середине шестилистный с 12 праздниками, по полям оклад чеканной серебрянный позолочен, праздники писаны красками; образ Иоанна Предтечи - венец и цата резные серебряные позолочены, ожерелье низано жемчугом, над главою образ Спаса Нерукотворного, венец с коруной серебряный вызолочен; в привесе 8 алтын 2 деньги золоченых и 20 алтын 4 деньги белых, 2 креста серебряных, образ Неопалимой купины и Николая Чудотворца.
Над царскими дверьми деисус: Спасителев образ с апостолами 11 икон, образ Казанской Божией Матери в киоте и Николая Чудотворца восьмилистные, паникадило о 12 шандалах.
На жертвеннике сосуды оловянные. Книги письменные: пролог, служебник, минея - Январь, Василия Нового Цветословие.
На престоле Евангелие печатное в дест, крыто бархатом красным, Распятие и Евангелисты серебряные золочены.
Кадило и дароносица серебряные.
В монастыре 63 кельи деревянных, в них игуменья, казначея, 138 рядовых стариц, 14 вдов, 22 девицы, 7 вдов 8 девиц вкладчиц.
Ограда вокруг монастыря деревянная, на ней башен и пушек и воинского снаряду нет. В ограде святые ворота и калитка, на них подволока косящатая; глава обита чешуей деревянной, крыта тесом. Двое ворот деревянных.
В монастыре 2 колодца".

Сохранились имена следующих настоятельниц монастыря: Марфа в 1652 г., Варсонофия в 1663 г., Феодосия в 1681 г., Екатерина 1702-15 гг., Евфимия в 1727 г., Сусанна 1739-1741 гг. и Неонила в 1764 г.

Значительным событием в жизни Ярополча было посещение города царем Федором Алексеевичем в 1677 году. В Введенский храм Вязниковской слободы царь Федор Алексеевич приложил книги: «триодь цветная, октоих, пролог (на год); на них по листам подписи: «сию книгу пожаловал Государь Царь – Феодор Алексеевич…».
В 1681 г. по указу царя Федора Алексеевича приказано было выдать из таможенных и кабацких сборов на постройку каменной церкви в Введенском монастыре 70 руб. 12 алтын. Но когда кончилась эта постройка, сведений о том не сохранилось. Есть основания полагать, что она тянулась до нач. XVIII в. Основание это заключается в том, что в делах патриаршего казенного приказа сохранилась отметка, по которой в 1703 г. выдан антиминс в новопостроенную церковь Введения Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи. А это могла быть строившаяся с 1681 г. каменная церковь.
Каменный храм заключал в себе холодную и теплую церковь; в холодной было два престола - во имя Введения Пресв. Богородицы и прор. Илии, а в теплом во имя св. Иоанна Предтечи.
Но постройка оказалась непрочной в особенности в холодной церкви, в стенах которой оказались трещины и с 1749 г. перестало совершаться в ней богослужение.
В 1765 г. холодная церковь была перестроена, теплая же осталась нетронутой и с того времени храм остается уже без существенных изменений.

Монастырь в 1764 г. был упразднен.

Введенский приход




Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

В 1885 г. при Введенской церкви был открыт Странноприимный дом. В заведывании протоиерея Нарбекова Михаила Ксенофонтовича. Средства обеспечения: 1000 руб. в 4% ренте, 15 десятин земли, 20 руб. в год и 5 саж. дров от Вязниковской городской управы и пожертвования частных лиц. Это богоугодное заведение давало приют всем беднм странникам, находящимся в пути.

Колокольня при храме построена новая в 1884-1885 гг.
В кон. XIX в. престолов в храме было четыре: в холодном – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии (алтарь его отделен от главного капитальной стеной) и в трапезе теплой – в память Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи и в честь Владимирской иконы Божией Матери (устроен по просьбе прихожан в 1831 году).
Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена вполне достаточно. От времени существования монастыря до революции в теплом и холодном храме хранилось много икон; из них обращают на себя внимание запрестольный крест в теплом храме и две иконы Введения во храм Пресв. Богородицы. Два напрестольных Евангелия печат. в 1627 и 1636 гг. Царем Феодором Алексеевичем приложены книги: триодь цветная, октоих, пролог; на них по листам подписи: «сию книгу пожаловал Государь царь – Феодор Алексеевич … в гор. Ярополч в Вязниковский девичий монастырь при игумении Феодосии с сестрами лета 7180».
В библиотеке имелись следующие древние книги: Требник изд. 1689 года, Толковое Евангелие Феофилакта Болгарского 1748 г., Пращица 1721 г. и Беседа И. Златоуста на псалме 1795 года.
22 ноября 1865 г. священник Вязниковской Введенской церкви Михаил Нарбеков определен законоучителем Вязниковского Приходского училища.

Причта при церкви в кон. XIX века по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается процентов с причтового капитала (5580 руб.) и от служб и требоисправлений до 1400 руб. в год. Дома для священника и диакона церковные.
Земли при церкви – усадебной 1 ½ десятины и сенокосной 11 ½ дес.; план и межевые книги на землю имеются.
В приходе по клировым ведомостям числится 474 души муж. пола и 537 жен.; все прихожане живут в городе.
В Введенской церкви много лет служил протоиерей Михаил Ксенофонтович Нарбеков, умерший 10 сентября 1929 г. почти 90 лет от роду.
В 1900 г. Иван Александрович Преображенский рукоположен во священника к Введенской церкви, где и прослужил 37 лет.
Диакон Введенской города Вязников церкви Павел Покровский, 8 марта 1908 г., определен во священника в Нижний-Ландех, Гороховецкого уезда. Диакон Юрьевского собора Павел Соколов 26 мая 1908 г. перемещен к Введенской гор. Вязников церкви.

В годы Советской власти в 30-е годы ХХ века храм был закрыт. Колокольню Введенского храма и завершение холодной церкви сломали, превратив здание в одноэтажный корпус.
В годы советской власти здание монастыря было отдано под дом физкультурника, а внутреннее убранство Введенской церкви было адаптировано под нужды спортсменов.

Свято-Введенский мужской монастырь

- «Сложность в передаче церкви этого Храма на ул. Пролетарской состояла в том, что в нём до последнего времени находилась действующая спортивная школа. Школа эта специализировалась на спортивной гимнастике.
Помог решить эту проблему бывший ФОК завода ОСВАР, который завод намерен был продать в частные руки. Если бы это произошло то ФОК наверняка перестал бы быть спортивным объектом. Узнав об этом, я пригласил к себе исполнительного директора завода Сажина В.Е. и попросил его продать здание ФОКа городу для использования его нашими детьми в спортивных целях. Спасибо Сажину В.Е. Он легко пошёл навстречу, поняв заинтересованность города в этом объекте. Администрация города выкупила ФОК у завода за очень небольшие для такого здания деньги — всего за 1,2 млн. рублей. Так в городе появился первый Дворец спорта, который много сделал для развития физической культуры и спорта в нашем городе. В него мы и перевели гимнастическое направление спорта из Введенской церкви. Хорошо здесь сработало наше ГОРОНО. Всё прошло без сбоев» (Виноградов Е.М. ВЯЗНИКОВСКИЕ ХРАМЫ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. - г. Вязники.- 2019 г.).
В мае 2007 г., храм городскими властями был передан Русской Православной Церкви. Было принято решение об устроении на основе Введенской церкви и расположенной за Клязьмой в 8 километрах от Вязников Серапионовой пустыни Свято-Введенского мужского монастыря. Администрация города для проживания обитателей монастыря передала им пустующий старинный дом напротив храма на ул. Киселёва, но что-то у них пошло не так и дом этот сгорел.
Весной 2009 г. восстановлением обители поручили заниматься новому молодому настоятелю иеромонаху Севастиану (Маркову). У отца Севастиана за плечами уже есть шестилетний опыт подобной работы - он занимался восстановлением Свято-Казанского скита в урочище Акиньшино, ставшего ныне одной из самых посещаемых достопримечательностей Вязниковской земли.
Новый монастырь существовал только на бумаге. После десятилетий безвременья инокам «в наследство» достались лишь голые стены. Для капремонта одного только Свято-Введенского храма требовались миллионы, которых у братии нет. Но с божьей помощью восстановление церкви, хотя медленно, все-таки началось. В целом за два года там проведена огромная работа: в здание проведены вода и газ, выполнен ремонт ряда внутренних помещений, устроен временный храм в алтарной части и сооружен иконостас. Рядом отремонтирован двухэтажный келейный корпус, где заменены перекрытия и созданы необходимые условия для жизни. Но, пожалуй, самым значимым событием стало строительство утраченного почти 80 лет назад восьмерика, барабана и купола Свято-Введенского храма, начатое в 2011 году. Иначе без купола здание и на церковь-то не похоже.
Восстановление внешнего облика исторического памятника велось по специальному проекту, выполненному с учетом старых изображений. Основа восьмерика деревянная для того, чтобы снизить давление на своды древней постройки. Потом деревянные стены и основа купола были облицованы таким образом, чтобы составить единое целое с сохранившейся частью здания.
Строительство шло на средства благотворителей. Один из жителей Владимира (высококвалифицированный специалист и глубоко верующий человек), пожелавший не раскрывать своего имени, пожертвовал 400 тысяч рублей. Эконом монастыря Алексей Зима подтвердил, что были и другие взносы, но этот – самый значительный. Любопытно, что по крупицам ремонтировать храм помогала едва ли не вся страна. Пожертвования в Вязники поступали из Перми и Ярославля, Петербурга и Краснодара, Новороссийска и Екатеринбурга. Впрочем, в монастыре организовано и свое столярное производство, а киоты и книжные полки работы вязниковских умельцев с успехом продаются на различных православных выставках-ярмарках.
Вдохновленная идеей – возрождения общины, в Вязники приехала молодая семья москвичей с маленьким ребенком, глава семьи стал руководить столярной мастерской. Еще один будущий общинник - Сергей приехал из Екатеринбурга присмотреться и принял решение переехать в Вязники с семьей - работать у о. Севастиана. Таким образом, воплощается идея создания общины объединенной общим делом восстановления обители, совершения добрых дел, взаимопомощи.
В 2011-м году в Свято-Введенском монастыре было всего десять человек братии. Однако обитель уже стала одним из признанных духовных центров Вязников. При ней сформировался приход, по церковным праздникам храм полон людей. Братия оказывает помощь нарко- и алкогольнозависимым, принимает под свой кров недавно освободившихся из мест заключения. После «трудотерапии», церковных служб, молитв и задушевных бесед эти битые жизнью, порой озлобленные люди словно рождаются заново, задумываются о смысле своего земного бытия. Кто-то возвращается домой, иные отправляются на жительство в другие более крупные монастыри, некоторые навсегда остаются в Вязниках.

Введенский монастырь имеет приписной скит – Свято-Троице Серапионова пустынь находящуюся в 40 минутах езды от г. Вязники, в дубовом лесу, на берегу реки Клязьмы. Зимой и летом туда добираются на лошади, не всякая машина пройдет по бездорожью.


Вязниковский Свято-Введенский мужской монастырь


Город Вязники
Монастыри Владимирской области.
Вязниковский Благовещенский женский монастырь.
Вязниковский собор Казанской иконы Божией Матери
Категория: Вязники | Добавил: Николай (11.06.2015)
Просмотров: 4670 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru