Главная
Регистрация
Вход
Суббота
21.10.2017
14:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 371

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [687]
Суздаль [236]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [175]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [63]
Религия [2]
Иваново [26]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [7]
Промышленность [0]
Учебные заведения [0]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Свято-Троице Серапионова пустынь

Свято-Троице Серапионова пустынь

Адрес: 601406, Владимирская обл., Вязниковский р-н, почтовое отд. Козлово, Серапионова Пустынь, о. Антоний (Додунов Сергей Вячеславович).

Свято-Троице Серапионова пустынь приписана к Вязниковскому Свято-Введенскому мужскому монастырю .

Кем и когда основана пустынь, точных сведений не сохранилось. Существует лишь народное сказание о том, что на этом пустынном и трудно доступном месте вдали от суеты мирской в нач. XVII в. поселился инок схимник Серапион (в миру Сергий). О земной жизни, молитвенных трудах и подвиге преподобного Серапиона, к сожалению, нам ничего не известно.

Некий рукописный Синодик говорит, что монастырь был построен на деньги новгородского посадника Щила. Этот посадник страшно разбогател «даяще серебро в лихву» и решил часть своего ростовщического барыша пожертвовать на монастырь. В Синодике поминается также суздальский архиепископ Серапион (5 октября 1634 - 25 февраля 1653).

Первое упоминание о пустыни относится лишь к 1702 г. В этом году, по указу императора Петра I, описывались все монастыри, относившиеся к монастырскому приказу в России. Были описаны и все существовавшие в ту пору вязниковские монастыри.

О Серапионовой пустыни сказано: «В Ярополченском стану, Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во имя Живоначальныя Троицы об одной главе, глава обита чешуею деревянною. Крест опаян белым железом, с двух сторон паперти, крыто тесом... Колокольня на столбе, на ней три колокола. В монастыре 13 келий, в них живут: иеромонах Макарий, клирошанин, пономарь, проскурняк да пять старцев. Денежнаго и хлебнаго жалования им не дается, а кормятся именем Христовым, то есть мирским подаянием. Вокруг тое пустыни по ограде 150 сажен, а каменной ограды и башен и пороху и свинцу и воинскаго снаряду и у врат караульных воротников нет, потому что тое пустыни слуг и служебников и крестьян и бобылей нет и приставить в караульные воротники некого». (Из подлинного описания в делах монастырского приказа - N18 1702 г.)

Как монастырь Серапионова пустынь просуществовала до 1749 г. Так как пустынь была не защищенной от нападения разбойников. Бродяги неоднократно разбойнически нападали на нее и грабили. Около 1749 года пустынь окончательно разорили и церковь деревянную во имя Корсунской Божией Матери и Иоанна Крестителя выжгли. Монашествующие в числе пяти человек переселились после этого в Суздальский Спасо-Ефимьев монастырь.
С 1764 г. по указу императрицы Екатерины II Серапионова пустынь упраздняется как монастырь. Троицкая церковь становится приходской для ближайших деревень: Круглицы, Порзамка, Кобяково. Для застроек выделено было 6 десятин земли и под пашню с сенокосом 26 десятин. Серапионова пустынь, ставшая погостом, как место приходской Троицкой церкви сохранила своё название.
В 1829 г. вместо деревянной церкви построили каменный храм без колокольни с теплым приделом во имя Корсунской иконы Божией Матери. В 1847 г. была построена отдельная деревянная колокольня, на которой звонили в пять колоколов. Большой с вылитым изображением Святой Троицы с надписью: «...Божиею милостию лит сей колокол в городе Костроме на заводе купчихи Ираиды Дмитриевны вдовы Поляковой, весу 84 пуда 2 фунта в упраздненную пустынь Корсунской Божией Матери». На другом колоколе: «1779 года ноября 30 выменен сей колокол Серапионовой пустыни церкви Живоначальной Троицы, весу 25 пудов 25 фунтов.

«В 1844 году в пустыни поселились девять монахинь: три Анны, Наталия, две Александры, Мария, Феодосия и Параскева. Около 1860-х годов в пустыньку из нижегородского женского монастыря перешла девица Агафья, которая горячо принялась за устройство женской обители.

В 1844 г. в брошенный монастырь пришли девять жительниц (три Анны, Наталия, две Александры, Мария, Феодосия и Параскева) Вязниковского уезда (вдов и девиц), поселились саженях в 100 от Троицкой церкви в трех маленьких кельях, выстроенных на самом берегу озера Калачное. Стали жить трудом своих рук и подаянием. Женщины составили отличный хор, который стал привлекать ценителей со всей округи.
В 1860 г. в пустыньку из нижегородского женского монастыря перешла девица Агафья. И весьма энергично взялась за устройство женской обители. До сих пор девицы жили без всякого устава, в разваливающихся домиках, которые стояли отчасти на церковной земле, а отчасти – на помещичьей.
В 1865 г., Агафья обратилась к преосвященному Святителю Феофану (Затворник), епископу Владимирскому и Суздальскому с прошением, чтобы Владыка благословил монахиням жить при Троицкой церкви Серапионовой пустыни, построить дом, так как кельи уже обветшали.
В 1865 г. епископ Владимирский и Суздальский Феофан (Говоров), позже получивший известность как святитель Феофан Затворник, благословил открытию женской богадельни на месте упраздненного мужского монастыря.
Агафия нашла денег на то, чтобы выкупить помещичью землю и построить большой келейный корпус. Положила устав по образцу устава Саровской пустыни. Завела огороды, коров, лошадь, прочую живность.
Началось строительство общинного дома. Дом, состоящий из двух этажей, был построен 22 сентября 1868 г. величиной в квадрате 24 аршина.
И вскоре у Троицкой пустынской церкви спасалось уже восемнадцать певуний.

Дважды приезжал сюда с семьей из Мстеры краевед и литограф, писатель Иван Александрович Голышев. В первый раз он посетил пустыньку в 1867 г.: «День был хороший, солнечный. Масса людей на пустыньке. Шла бойкая торговля с лотков. Торговали в основном пряниками, орехами и прочими сладостями. Но никогда не было чтобы, на пустыньке торговали спиртным, и не возможно было встретить здесь хотя бы одного подвыпившего». В 1868 г. И.А. Голышев снова приезжал на Усекновение Иоанна Предтечи в пустыньку: «Погода была плохая: лил сильный дождь попеременно с мелким градом, но народ шел со всех сторон массами. Храм был полон народу. Нельзя было буквально положить поклон от тесноты. Но стройное и умилительное пение девичьего хора еще больше вызывало чувства молитвы в присутствующих».

Серапионовская богадельня

В 1892 г. был утвержден Святейшим Синодом устав Серапионовой богадельни, попечителем которой был избран московский купец А.Ф. Малинин. Серапионовская богадельня для бедных женщин была устроена в 1892 г. на пожертвования, главным образом потом. поч. гр. А.Ф. Малинина.

Престолов в церкви два: главный во имя Живоначальной Троицы и в пределе теплом во имя Корсунской Божией Матери.
Причта в приход по штату положено - священник и псаломщик.
Священник Троицкой церкви в 1886 г. - священник Алексей Михайлович Остроумов, псаломщик - Михаил Иванович Грузинский.
С 1900 г. до 18.06.1904 г. священник А.Н. Зверев. Псаломщик Александр Иванович Изволенский. 21 июня 1904 г. в метрической книге запись о смерти Александра Изволенского, подписана А. Зверевым и псаломщиком Кинешемского погоста Михаилом Грузинским. Похоронен на кладбище пустыни недалеко от Троицкого храма. Сохранилось надгробие с его могилы.
С 2 июля 1904 г. священник А. Зверев.

В 1900 г. трапезная часть Троицкого храма была удлинена и в одной связи с ней была построена каменная трехъярусная колокольня
Дома на церковной земле: деревянные, построенные тщанием священника в 1892 году и псаломщика в 1910 г.
Деревянная сторожка на каменном фундаменте построена в 1901 году. Другая деревянная сторожка, крыша железная построена в 1916 г.
Благотворитель Василий Владимирович Бузин, 2-й гильдии купец, выстроил в 1912 году новую тесовую ограду длиною в 250 саженей (более 500 метров) и вышиною в 4,5 аршина (около 3 метров), оградив монахинь от посторонних глаз.
Кроме монашеского общинного дома и домов причта Троицкой церкви на пустыни появилось семь крестьянских дворов.
Приход состоял из деревень: Круглиц (5 верст от церкви), Порзомки (3 вер.) и Кобякова (6 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 344 души мужеского пола и 375 женского.
Земли при церкви: под пастбищем, сенокосной и усадебной 5 десятин 1228 саж., в Калачьем рукаве сенокосной 2 десят. 1866 саж., на Порзамском истоке сенокоса 1500 саж., на истоке Юг пахатной и сенокосной, частию поросшей лесом и кустарником, 25 десят. 804 саж. (в 1918 году всего 34 десятины 592 сажени.).
В дер. Порзомке имелась земская народная школа, учрежденная в 1849 году учащихся в 1897 г. было 30. В 1918 году 16 мальчиков и 10 девочек. Учительницей окончившая курс Владимирского епархиального училища Елизавета Павловна Вифлиемская.
Круглицкая школа основанная в 1910 году. В 1918 г. в ней обучалось 22 мальчика и 16 девочек. Учительницей, окончившая курс Владимирского епархиального училища Мария Алексеевна Зверева.


В 1904 г. было получено на содержание богадельни 5000 рублей от почетного потомственного гражданина Андрея Ленивого и пожертвовано в пользу пустыни 13 десятин 1560 кв. сажен земли под названием урочище «Ялтовский бор», принадлежащий ему.
6 октября 1904 г. А.Ф. Малинин обратился к архиепископу Сергию: «Не соблаговолите ли Ваше Высокопреосвященство, разрешить мне устройство домовой церкви. Богадельня и приходский Троицкий храм расположены в луговой стороне реки Клязьмы, вследствии чего сообщение с приходским храмом весной и осенью весьма затруднительно, так как между приходской церковью и богадельнею находится овраг, через который переезд осуществляется только на ботниках. Все расходы принимаю на себя». Разрешение на устройство церкви в доме последовало в 1905 г., а 24 сентября 1906 г. в богадельне был освящен храм в честь Святителя и Чудотворца Алексия митрополита Московского. Со дня освящения храма, в честь нарожденного цесаревича Алексея Николаевича (30 июля 1904 г.), пустынь стала называться Серапионово - Алексеевской, и упоминалась в числе монастырей Владимирской епархии с настоятельницей монахиней Серафимой.
В сентябре 1904 г. к храму при богадельне определен священник Н. Смирнов. Храм был приписан к Троицкой Серапионовой пустыни церкви.
Кроме храма, были выстроены два одноэтажных флигеля с четырьмя комнатами в каждом и разные хозяйственные постройки.

См. Серапионова пустынь Владимирской губернии Вязниковского уезда (составил И. Голышев. 1869 г.).

Серапионовская Алексеевская женская Община

В апреле 1914 г. указом Священного синода Серапионова богадельня по ходатайству насельниц преобразована в женскую общину с наименованием «Серапионовская Алексеевская женская Община».

Образ Корсунской Божией Матери, находящийся в пустыни, считался чудотворным и почитался во всей округе. Лик Богородицы и Предвечного Младенца Христа расписаны красками в древнем иконописном стиле, одета в золоченую серебряную ризу, украшенную жемчугом. С этой иконой устраивались крестные ходы по окрестным селениям, особенно после весны. По старому стилю 21 мая крестный ход совершался в деревню Круглицы, 28 июня в село Станки, 28 июля в Деревеньки, 31 июля в Погарицы, 1 и 18 августа снова в Круглицы.
В большие праздники съезжалось в Серапионову пустынь много богомольцев из разных городов России. Среди них и особо чтимые, люди известные, как приехавшие из далека, из Сибири, Москвы, Владимира, Нижнего Новгорода, так и местные. Такие как граф Апраксин Николай Петрович, Акинфов Владимир Николаевич, супруги Алябьевы Иван Васильевич и Наталья Павловна, Артлебен Николай Андреевич, Муромский купец Зворыкин, Ушаков Сергей Михайлович, Шумилов Валентин Александрович и многие другие.
Небольшой общинный храм в эти дни не вмещал всех присутствующих. Возникла необходимость в строительстве нового большого храма.
Второй благотворитель пустыни почетный член детских приютов судогодский купец Василий Васильевич Бузин обращается к Архиепископу Владимирскому с просьбой разрешить ему на собственные средства построить для Серапионово-Алексеевской общины новый просторный каменный храм».
Сохранился документ Владимирской духовной Консистории. «В Строительное Отделение Владимирского Губернского Правления. Консистория Апреля 28 дня 1913 г. № 8371 Губ. гор. Владимир Владимирская Духовная Консистория препровождая при сем на рассмотрение Строительного отделения представленный Судогодским купцом Василием Владимировичем Бузиным проект с копией на постройку из его собственных средств храма Алексеевской Серапионовой общины Вязниковского уезда, просит оное о последующем Консистории уведомлении».
И второй документ: «Консистория. Мая 14 дня 1915 г. № 13519. Губ. гор. Владимир. Вследствие отношения от 14 мая сего года за № 674 Духовная Консистория, препровождая при сем на рассмотрение строительного Отделения Губернского правления проект с копией к нему на построение храма в Серапионовской Алексеевской женской Общине в Вязниковском приходе. Подписку Епархиального Архитектора Шерера о наблюдении».
Итак, разрешение получено. После чего последует знаменательное событие.
В дни 20-22 июня 1915 г. Серапионово-Алексеевскую общину посещает впервые за ее существование архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий. Цель его визита закладка в пустыне храма во имя Преображения Господня.
«В этот знаменательный для себя день Община впервые за все время своего существования удостоилась принимать у себя Архипастыря Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского. Высокопреосвященнейший Владыка изволил прибыть 20-го июня из Владимира на ст. «Сеньково», где был встречен благочинным 1-го округа, Вязниковского уезда, Василием Орловым, причтом с. Меркутина и жителями окрестных селений. Через с. Станки Владыка отбыл в Общину, и около 9 час. вечера торжественный перезвон в Общине и прилежащем селе, гулко разносившийся по зеркальной глади большого озера, известил обитательниц Общины и многочисленных богомольцев о приближении Дорогого Высокого Гостя. Встреченный во Св. вратах обители духовенством с Св. Крестом и водою, а настоятельницей Общины и сестрами с хлебом-солью, Его Высокопреосвященство изволил проследовать в церковь, где после молебствия обратился с глубоко-назидательным словом к сестрам Общины, принося им мир и призывая их к взаимному согласию, которое и всегда должно объединять человечество, а особенно в тяжелую годину великих испытаний, переживаемых нашей родиной в борьбе с грозным и жестоким врагом за право и справедливость. Проникнутое глубоким чувством, исполненное отеческой ласки, вдохновенное слово Архипастыря, впервые раздавшееся под сенью огромного храма, произвело глубокое впечатление на слушателей. Благословив сестер и народ, Владыка удалился в отведенные ему покои. Ясная ночь спускалась на землю; торжественная тишина воцарилась кругом, старые дубы тихо шептались своими листьями, как бы боясь нарушить окружающее молчание, зеркальной поверхностью своей блестело озеро, а на его берегу и далее, среди дубовой рощи, расположились живописные группы богомольцев. И мысль невольно переносилась в другие места, где тишина ночи нарушается грохотом орудий, темнота прорезывается вспышками разрывающихся снарядов, где полузарытые в окопах страдальцы-герои грудью своей отстаивают честь и славу родины, величие Православной Веры. Там идет борьба против видимого дерзкого врага, поднявшегося на Русь, а здесь в тиши ночной собралась другая армия воителей против врага невидимого; там дерзкой рукой кощунственно разрушаются святые храмы, а здесь щедрая рука благотворителя созидает новый. Велика вера народная, велика любовь к храмам Божиим на Святой Руси.
Быстро прошла короткая летняя ночь. Заалел восток, разноцветными кругами встало из-за горизонта солнце, брызнуло на землю своими ослепительными лучами, и настал ясный, безоблачный день, так гармонировавший с светлым церковным торжеством. В 8 часов началась Божественная литургия, которую совершал Его Высокопреосвященство в сослужении протоиерея Вязниковского Казанского собора В. Орлова, ключаря Кафедрального собора протоиерея И. Взорова, священника села упраздненной Серапионовой пустыни А. Зверева и священника Алексиевской Общины Н. Смирнова, при участии протодиакона Кафедрального собора Ушакова и диакона Вязниковского Казанского собора Шиповского, при пении хора архиерейских певчих под управлением А. Ставровского. И если всегда архиерейское служение поражает своею торжественностью, то служение Архипастыря в скромном по убранству храме среди молящихся-простецов навевает особые чувства умиления и благоговения. А в данном случае эти чувства возбуждались и другими обстоятельствами: недавно открытая, только что начавшая жить Община, на первых же порах своих молитвенных подвигов получает благословение Архипастыря, вместе с нею возносящего молитвы пред Престолом Божиим «о всех и за вся»; жители окрестных сел не видали у себя епископского служения; быть может, для большинства из них это архиерейское служение было первым в их жизни, и на них и на всех оно произвело сильное впечатление. Высокопреосвященнейшему Владыке угодно было усугубить торжество и оказать особое внимание и благоволение Общине возложением набедренника на старца-священника Общины, что у многих вызвало невольные, радостные слезы.
Торжественная литургия заканчивалась. После «Буди имя Господне» Владыка в предшествии крестного хода направился к месту закладки. Путь к постройке и окружающие здания красиво были декорированы зеленью и цветами. Начался «чин, бываемый на основание храма». Во главу Святого Престола положена медная доска с надписью: «При державе Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Государя Императора Николая Александровича, при Высокопреосвященнейшем Алексии, Архиепископе Владимирском и Суздальском, заложен храм сей в честь Преображения Господня при Серапионово-Алексиевской Общине усердием почетного члена детских приютов В. В. Бузина 21 июня 1915 года». Первый камень в основание Св. Престола был положен Его Высокопреосвященством, а последующие устроителем храма и почетными гостями. По возглашении многолетия крестный ход возвратился в храм, при чем стоявший по обе стороны народ получил от своего Архипастыря окропление Святой водою. Архипастырским благословением собравшегося в церкви народа завершилось церковное торжество «основания» нового храма в новой обители, возникшей на том месте, куда еще в начале 17 века стекались желавшие уединенных иноческих подвигов.
Окончилось светлое церковное торжество. Богомольцы стали расходиться по домам, унося в сердце бодрое, благоговейное настроение и благодарение Богу за то, что Он сподобил их присутствовать на таком торжестве. Его Высокопреосвященство благоволил разделить с почетными гостями праздничную трапезу, за которой присутствовали: служившее духовенство, настоятельница Общины монахиня Серафима, благотворители Общины коммерции советник А. Ф. Малинин и Судогодский 1-й гильдии купец, почетный член детских приютов В. В. Бузин, Вязниковский исправник Н. И. Червяковский, М. И. и Д. И. Бакановы, Смирнов и др. За трапезой высказывались волновавшие всех мысли и чувства, пожелания процветания новой обители. Милостивый Архипастырь явил отеческое внимание к нуждам обители разрешением сестрам обители заняться печением просфор на церкви гор. Вязников и указанием им других способов улучшения положения Общины.
По окончании трапезы Владыке было угодно посетить приходскую церковь села Серапионовой пустыни, а по возвращении оттуда прослушать хор сестер Общины, который пропел ирмосы празднику Преображения Господня, «Благослови душе моя Господа» с канонархом, «Хвалите Господа с небес», «Свете тихий». В это время солнце склонялось к закату. Простое, но стройное пение на берегу озера среди засыпающей и довольно живописной природы, производило глубокое впечатление. «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога» приглашала церковная песнь. И душа рвалась туда, к Невечернему Свету, в тот горний мир, где нет ни печали, ни воздыхания. «Вся премудростию сотворил еси» повторял хор слова Псалмопевца, и поражался взор красотою видимой природы, и исполнялось сердце благодарностью к Создателю вселенной...
Закончился день. Тихо в обители. Утром был назначен отъезд Высокопреосвященнейшего Владыки. В 6 час. утра Его Высокопреосвященство изволил проследовать в церковь, где еще раз совершил краткое молебствие, завещал сестрам жить в мире между собою и трудиться на спасение души и во благо обители и, преподав всем благословение, отбыл, сопровождаемый благопожеланиями и изъявлениями чувства благодарности, на пароход. Войдя на него, в последний раз Владыка благословил собравшихся на берегу сестер и народ, и при пении «исполлаети деспота» пароход тихо отошел. Его Высокопреосвященство изволил отбыть во Флорищеву пустынь, а сестры обители обратились к трудам своим, ободренные и утешенные великой духовной радостью и посещением своего чтимого и Архипастыря» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел Неофициальный. № 27-28. 11-го июля 1915 года).
О ходе строительства храма, времени его освящения сведений не сохранилось.
В апреле 1916 г. указом Святейшего Синода настоятельницу Серапионовой Общины Серафиму переводят в Вязники во вновь созданный Благовещенский женский монастырь. В пустыне настоятельницей становится игуменья Антония.

Вскоре последовали роковые события - октябрьский переворот 1917 г., борьба советской власти с религией, закрытие монастырей, изъятие церковных ценностей, разрушение храмов, массовые репрессии и уничтожение священнослужителей, монашествующих и простых верующих людей.

Первым документальным подтверждением того, что храм Преображения Господня был построен, стала найденная Опись Церковного имущества Серапионо-Алексеевской общины Вязниковского уезда Владимирской епархии от октября 14 дня 1920 года.
«Церковь деревянная на каменном фундаменте, вся теплая» (это церковь построенная Малининым).
Опись второй церкви: «Церковь новая каменная с такою же колокольнею» (Это церковь Преображения Господня. Троицкая каменная церковь была построена в 1829 году.).
И в описи «еще новый дом для священника» (Построен был в 1916 г., подтверждается Клировой ведомостью 1918 г.).
В описи содержатся сведения об иконостасах, престолах, иконах и другом имуществе. Подписана опись игуменьей Антонией, монахинями Августой, Софией, Анной Чиркиной, а также членами приходского совета: С. Митрофановым, Афонасием Чикулаевым, В. Прониным и другими.
Правильность Описи Серапионо-Алексеевской общины и группы лиц подписавшихся к описи Рыловский волостной Исполком свидетельствует №381 27 апреля 1921г. Председатель - подпись. Секретарь - подпись. Печать волисполкома.
Вторым подтверждением этого факта стала беседа с дочерью псаломщика Троицкой пустынской церкви Стефана Изволенского Ольгой Степановной Изволенской, состоявшаяся в Станках 28 августа 2003 года.
Она рассказала некоторые моменты, касающиеся пустыни: «В 1919 году в пустыни был большой пожар. Мать посылала меня с узелком (гостинцами) в пустынь. Пришла к воротам, у калитки позвонила в колокольчик. Вышла монашенка, после чего вызвала игуменью. Высокая, стройная женщина, голова покрыта черным платком.
Территория общины была огорожена красивой изгородью. За ней церковь деревянная и каменная из красного кирпича. Ее местные называли красною. Троицкий же храм был белый. В красной церкви была несколько раз, церковь была очень красивою. Внутри все сияло золотом. Приходская церковь по своему убранству не шла не в какое сравнение с ней.
Красная церковь стояла на бугре, как и Троицкая, и их разделяла низина. Стояли они напротив друг друга».
Взорвали церковь, по словам О.С. в 1936 году. Ее сын Миронов Федор Евгеньевич называет другую дату 1951-56 гг. «Часть кирпича использовали на строительство свинарника в Станках. Останки красной церкви заросли кустами, но найти можно» - добавил он.

Стефан Александрович Изволенский исполнял обязанности псаломщика до 1919 г. Последнее упоминание о священнике А. Звереве и С. Изволенском из обыска брачного 1929 г.

Трагической оказалась судьба Серапионово - Алексеевской общины. В 1922 г. община разогнана властями. Последней ее настоятельницей была игуменья Антония. В 1923 г. в общинном доме, где жили монахини, устроили инвалидный дом. Часть насельниц осталась жить в пустыне, а часть расселилась по окрестным селениям: в Порзамке, Козлове, Деревеньках, Станках.
«Красная» монастырская церковь в честь Преображения Господня была разрушена в тридцатые годы. Храм был взорван. В настоящее время от него остались руины. Оставалась «белая» - приходская Троицкая церковь. Она находилась на попечении общины верующих.
В 1933 г. в село Станки, расположенное в 3-х километрах от Серапионовой пустыни, прибывает из заключения архимандрит Мелхиседек, бывший настоятель Муромского Благовещенского монастыря. Он был назначен настоятелем Успенской церкви находящейся в этом селе. Архимандрит Мелхиседек духовно окормлял монахинь во главе с игуменьей Дарией (Бариновой) оставшихся в Серапионовой пустыни, к тому времени уже разогнанной властями. Сам часто навещал их, проводил с ними назидательные духовные беседы, призывая их к безропотному перенесению скорбных обстоятельств этого времени и широкой христианской благотворительности, в особенности к ссыльному духовенству. Довольно часто некоторые матушки из среды Серапионовских монахинь наведывались в близ лежащие колхозы для сбора посильной денежной и вещественной милостыни предназначавшейся заключенным священнослужителям.
18 августа 1937 г. архимандрит Мелхиседек (Бирев М.И.), священник о. Михаил (Купресов) настоятель церкви Серапионовой пустыни, игуменья Дария (Баринова) и другие сестры были арестованы Вязниковским РО НКВД по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и распространении слухов против советской власти. В организации контрреволюционной группы церковников, в создании нелегального монастыря в Серапионовой пустыни, устройстве антисоветских сборищ, для сборов средств материальной поддержки ссыльному духовенству.
Все обвиняемые были отправлены в областной город Иваново. А уже 3-го октября 1937 г. тройкой УНКВД СССР по Ивановской промобласти были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 октября 1937 г.
С 1935 года по 1938 год – священник Гусев Сергей.
Постепенно вымирали окружающие деревни. Исчезли с лица земли Круглицы, Кобяково, в Порзамке осталось три дома. Последние жители покинули пустынь в 1950-е гг.
Троицкую церковь в ту пору охранял от разрушения церковный сторож Василий Васильевич Фадеев, или, по-простому, Васяга, так его прозывали местные жители. В сторожке при церкви жил он в одиночестве, и два раза в год с церковным старостой из деревни Порзамки перетряхивал и сушил хранившиеся в церкви старые ризы. После его смерти в конце 50-х Троицкий храм был совершенно разграблен. Нет при церкви живого человека - значит, твори, что вздумается. И творили - грабили, обдирали кровлю, жгли в кострах книги, иконы листы из церковного архива и другие церковные вещи. Росписи в храме очень сильно пострадали. Лики Святых расстреляны дробью из охотничьих ружей. Свод в теплом приделе в трапезной части храма обрушился. Стекла в окнах были выбиты.
Неизвестно где сейчас находится чудотворная Корсунская икона Божией Матери и Образ Иоанна Крестителя.



Свято-Троице Серапионова пустынь

Но Благодать Божия не покинула это святое место. В 2002 г. началось восстановление храма Живоначальной Троицы в Серапионовой пустыни. С благословения благочинного Вязниковского округа протоиерея Владимира Соловьева образовалось небольшое братство из православных мирян.
В Серапионовой пустыни по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Евлогия Архиепископа Владимирского и Суздальского возобновился мужской монастырь. В пустыни собралась небольшая братия. Как и в старые времена, насельникам приходится трудиться на земле и питаться от своих трудов. В монастыре имеется небольшое сельское хозяйство.


Троицкий храм Свято-Троице Серапионовой пустыни

Место это даже в наши дни трудно доступное, поэтому паломники здесь редко бывают, а прихожан не осталось, так как жители деревень в округе вымерли и разъехались по городам. В среднем в обители проживают около 10 - 15 человек. Пик максимума достигает зимой (около 20), ближе к теплу численность уменьшается примерно до 5 - 10. Большинство живущих в монастыре это люди, не имеющие жилья, которые хотят пережить какой-то определенный период времени, например зиму. Есть люди, желающие освободиться от греха винопития и употребления наркотиков, в Серапионовой пустыни они пытаются вернуться к здоровой жизни. Но к счастью есть и те кто пришли в монастырь целенаправленно, и у которых нет планов на уход из обители. Таких 5-6 человек. В монастыре они все имеют послушание от старшего, кто-то убирается на территории монастыря или трудится в котельной, кто-то поставлен на трапезу или помогает в работе по восстановлению здания, кто-то помогает на службе, и т.д.
Живущие в монастыре, по расписанию читают молитву, читается неусыпаемая псалтирь. Каждое воскресение и по праздникам служится литургия, люди исповедуются и причащаются.
Приход составляет примерно 20-25 человек, в праздники доходит до 50-60 человек.

Иеромонах Севастиан (Марков).
См. Серапионова пустынь Владимирской губернии Вязниковского уезда (составил И. Голышев. 1869 г.).

Город Вязники.

ИСТОРИЯ Владимирской области.

Монастыри Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (11.06.2015)
Просмотров: 1680 | Теги: Вязники, монастыри | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика