Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
22:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Урочище Кинешемский Погост в Вязниковском районе

Урочище Кинешемский Погост

Погост Кинешемский – урочище в Вязниковском районе Владимирской области. Находился на берегу реки Клязьмы. Для местных жителей сегодня по большей части Кинешемский погост это просто «Никола».


Карта 1850 года

«Погост Кинешемский, Никола Молочный тож, на р. старой Клязьме, находится в 8 вер. от уездного города (Вязниковский уезд) и в 112 от губернского». [1]

Есть мнение, что на месте погоста Кинешемского в глубокой древности существовал монастырь, в котором подвизался преп. Михаил Верижник, скончавшийся в 1422 г. Основанием такого мнения указывается то, что на месте упокоения подвижника была церковь Николая Чудотворца, что находящееся близ церкви пог. Кинешемского озеро называется монастырским, а пожня подмонастырской.
«Святый праведный трудник и пустынник Михаил Верижник в монастыре Успения Богородицы и святаго Николы, иже на Клязьме реце в Мстерской волости Государеве, новый чудотворец» (рукопись XVII века Моск. духовн. академии, изд. граф. М. Толстым. Моск. 1887 г. стр. 268). Тихонравов и Стромилов из сказания заключают, что препод. Михаил Верижник, числившийся в монастыре Успенском (ныне село Станки) и даже основавший его, однако жил в удалении, в пустыне за Клязьмой в 5 в. от монастыря, именно на том месте, где погост Кинешемский, потому что иного храма во имя Николая Чудотворца нет в местности, и в селе Станках не бывало храма во имя Николая Чудотворца. То, что погост Кинешемский был первоначально монастырем, а не приходским селом, на это указывает, то обстоятельство, что он стоит не в центре своего прихода, а в стороне, и от некоторых деревень – на очень далеком расстоянии.
Но это мнение не подтверждается никакими документальными данными и приведенные выше основания весьма шатки: 1) церквей во имя Николам Чудотворца во Владимирской губернии слишком много, чтобы относить преп. Михаила к Никольской церкви в погосте Кинешемском, 2) озеро же и пожня могли получить название монастырских от Серапионовой пустыни, которая находится недалеко от погоста.— Если бы действительно на погосте был монастырь, где подвизался преподобный, то несомненно на месте сохранились бы предания более существенные, между тем об основании погоста, как увидим ниже, существует совсем иное предание. Указание «Книги глаголемой о российских святых» о местоположении монастыря, где подвизался преп. Михаил, заключает в себе ошибку: здесь Мстерская волость названа Государевой, тогда как сначала XVII в. она была старинной родовой вотчиной кн. Ромодановских. Точнее указано положение монастыря в описных книгах 1687—91 гг., где говорится, что он находился в дворцовой Всегодицкой волости и исследователи полагают, что на месте этого монастыря в настоящее время находится погост Михайлова пустынь Ковровского уезда на р. Клязьме.
Первые документальные сведения о церкви Кинешемского погоста мы находим в патриарших окладных книгах; в них под 1628 г. отмечено: «церковь великого Чудотворца Николы Кинешемского в вотчине боярина князя Ф.И. Мстиславского (XVI век — 1622) княгини Ирины в Ярополческой волости за рекою за Клязьмою на луговой стороне на погосте»; дани в патриаршую казну церковь эта платила «24 алтына 2 деньги».
По писцовым книгам 1653 г. при этой церкви значится 3 дв. поповых, дворы Пономарев и просвирницын, нищих и бобыльских 6 дв., 113 дв. крестьянских, 25 дв. бобыльских; пашни церковной середние земли по 27 чети в поле, сена 50 копен.
Из сохранившейся в церковном архиве храмозданной грамоты, данной в 1761 г. епископом Владимирским Антонием видно, что на погосте в 1698 г. построена была теплая церковь во имя Рождества Христова. Но к 1761 г. эта церковь уже крайне обветшала: иконостаса в ней не было, полы и потолки провалились, крест, глава и вся кровля обвалились и лет 20 в ней не было уже службы. Вместо так обветшавшей церкви прихожанами была построена новая деревянная церковь и освящена в 1769 году в честь того же праздника. В конце сороковых годов ХIX столетия церковь эта была разобрана.

Что касается Никольской церкви, указанной в окладных книгах под 1628 годом, то не сохранилось никаких сведений о том, была-ли она перестраиваема в течении ХVII и XVIII столетий.
В 1807 г. в Кинешемском погосте начат постройкой каменный храм; трапеза была освящена в 1809 г., а главный храм только в 1821 году. Колокольня перестроена в 1849 году.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Было много икон, перенесенных из прежних деревянных церквей. Особенно чтима прихожанами икона Николая Чудотворца Можайского в житии; по местному преданию, икона эта явилась здесь на дереве и на месте ее явления был основан храм. [1]
В церковном архиве хранились: храмозданная грамота 1761 года и храмоосвятительная 1769 года. [1]
Причта в приходе по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось от служб и требоисправлений до 475 руб., от земли церковной до 220 руб. и процентов с причтового капитала (1050) р.) — 42 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: пахотной 31 десят., сенокосной 73 дес. 1187 саж., под церковью, кладбищем, усадьбами, кустарником и водой 23 десят. 2034 саж., всего 128 дес. 821 саж. [1]
Приход состоял из погоста Кинешемского и деревень: Ступиной (2 вер. от церкви), Митиной (3 вер.), Сельцова (4 в.), Жукова (6 вер.), Козлова (3 вер.), Палкина (4 вер.) и Бурина (9 вер.); в них по клировым ведомостям в 1897 г. числилось 589 душ мужского пола и 651 женского. [1]

Никанор Федорович Кинешемский родился в Кинешемском погосте. Его отец Федор Агапов служил дьячком в Никольской церкви. Н.Ф. получил фамилию по месту своего рождения – Кинешемский. В 1860 году окончил Владимирскую духовную семинарию.

В течение более полувека в Кинешемском погосте Вязниковского уезда служила династия священников Лавровых – отец Стефан Александрович и сын Иван Стефанович.
Стефан Александрович Лавров (1808 - 1893) 30 августа 1836 г. был рукоположен во священника архиепископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) и вместе с молодой женой Олимпиадой Петровной отправился в Кинешемский погост – к месту своего служения, где прослужил почти 45 лет без перемены места.
В 1881 г. 24 июня поступил за штат, передав место священника сыну своему Ивану Стефановичу Лаврову (1852 - ?), который служил в Погосте Кинешемском с 1893 г. по 1903 г.

На погосте с 1885 г. существовала церковно-приходская школа.
22 сентября 1891 года, в погосте Кинешемском происходило освящение новоустроенной церковно-приходской школы.
В приходе погоста Кинешемского вообще мало грамотных людей. И если теперь встречаются старожилы-грамотеи, то они научились читать и писать двояким путем: одни в удельном, при Порзомском «приказе», училище, другие у лиц местного причта. В старинные годы среди довольно многочисленного тогда духовенства в погосте Кинешемском являлись лица, усердно трудившиеся в обучении прихожан грамоте,— и одним из первых местных учителей церковно-славянской грамоте в памяти прихожан воскресает некто пономарь Никифор Андреев, по началу жизни принадлежащий еще к XVIII столетию. После сего старца разные лица местного духовенства насаждали грамотность в приходе по псалтырю и часослову,— обучали по 5—10 мальчиков. Но были года, когда обучение детей здесь прекращалось. Случилось даже так, что и Порзомское удельное училище, отстоявшее от пог. Кинешемского в 4-х верстах, закрылось.
В 1878 г. в погост Кинешемский приехал некто бывший студент университета, сын местного священника. Он возбудил вопрос о приходской школе, и сам на досуге, собрав мальчиков, в зимнее время обучал их грамоте — уже новым методом. Его занятия продолжались недолго; но его маленькая школа оказалась преддверием двух школ: земской, при волостном правлении в дер. Порзомке, и настоящей церковно-приходской в погосте Кинешемском. Таким образом с этой маленькой школы началась новая, так сказать, эра школьного дела в приходе погоста Кинешемского.
В 1881 году в погост Кинешемский определен молодой священник. Владыка Феогност внушал ему неоднократно, чтобы он устроил церковно-приходскую школу в погосте Кинешемском. Но устроить школу, при бедности вообще прихода и при недостатке богатых и понимающих значение школы лиц, было весьма нелегко; тем не менее молодой иерей обещал Владыке сделать все, что возможно. И вот в ноябре 1884 года на прошение священника последовал от Его Высокопреосвященства указ, в котором разрешалось открыть в погосте Кинешемском церковно-приходскую школу, и в ней заведующим, законоучителем и учителем утвержден местный священник, а помощницей ему в деле обучения — жена его. Школа первоначально помещалась в доме священника, а потом в отдельном флигеле, устроенном из срубов, пожертвованных заштатным священником Ст. Л., при пособии от Братства и от церкви. Хотя это школьное помещение было далеко недостаточно, но устроить лучшее пока не было возможности. К тому же и учащихся первоначально было немного: с одной стороны прихожане как-то мало сознавали потребность обучения своих детей, с другой стороны, вести обучение в этой школе вполне регулярно, без перерывов, было некому: у священника приход, у жены его — дети. При том, в деревне Порзомке уже с 1881 г. существовала земская, правильно организованная и вполне обеспеченная школа, с которой конкурировать бедной церковно-приходской школе на первых порах было весьма трудно. Правда, был в погосте Кинешемском псаломщик, некто А.А. Преображенский, окончивший курс духовной семинарии,— приложил и он свою долю труда в школе; но и он часто отрывался по делам приходской службы от школы. В 1888 г. в церковно-приходскую школу назначен особый учитель Никольский, который усердно и умело повел дело обучения, и расположил к школе как детей, так и родителей их, в особенности тем, что приучил мальчиков к клиросному пению. Когда число детей в школе стало увеличиваться, местный священник задумал устроить для школы новое помещение.
В 15 июля 1890 г. при обозрения епархии, посетил погост Кинешемский Высокопреосвященнейший Феогност и увидел всю нужду школы. Тогда местный священник успокоил Владыку тем, что обещал устроить лучшее помещение. У священника уже готовился план на пятистенное здание: 14 арш. фасад, 9 арш. ширины. На постройку такового здания составлен был прихожанами приговор, и в феврале 1891-го года испрошено было разрешение от начальства. Впрочем, нужно сказать, трудно было бы строителям довести дело постройки здания до конца, при весьма ограниченных средствах, и обставить школьное помещение; но Бог послал им на помощь доброго попечителя С. К. Матренинского, который, кроме 100 рублей, пожертвованных им на постройку школьного здания, принял на себя устройство и всей школьной обстановки, оказавшейся в лучшем виде. Хорошей работы икона Покрова Пресвятой Богородицы, нарочито написанная в Холуйской иконописной школе Братства, в матовой высокой киоте и с посеребренною лампадою, портрет Государя Императора в раме из золотого багета, хорошие классные столы, классная доска, шкаф для книг, столы и стулья для школы, карты и библейские, ветхого и нового завета, картины — украшают теперь классную комнату.
Таким образом устройство церковно-приходской школы в погосте Кинешемском было приведено к концу, и она явилась в лучшем, чем смели надеяться, виде. Оставалось освятить новоустроенную школу. Чтобы возвысить значение этой школы в глазах прихожан, предложено было господином попечителем школы пригласить к освящению члена Епархиального училищного совета, протоиерея В. В. Косаткина, благочинного протоиерея И.М. Смирнова и о. наблюдателя. К сожалению, последние двое по случайным обстоятельствам не могли прибыть в означенное число. Заранее было объявлено приходу о дне освящения училища; объявлено было и детям, желающим учиться в церковно-приходской школе, чтобы они в назначенный день собрались до литургии во храм. Дети прихожан с радостью явились учиться в новую школу — в количестве 30 человек.
22 сентября по окончании литургии, еще до выхода из храма в школьное здание, местный священник отслужил молебен пред храмовой, высоко чтимой, иконой Святителя Николая Чудотворца. Потом, когда облачились о. протоиерей и приглашенный к освящению школы диакон Вязниковского собора, дети взяли святые иконы Спасителя, Божией Матери и Николая Чудотворца и, по возглашении начала, с пением тропарей, при колокольном перезвоне, направились в новое здание школы. Там совершен был водосвятный молебен и вместе молебен «пред началом учения отроком». Перед последней сугубой ектенией местный священник произнес речь, в которой, указывая на древние Еврейские училища при храме Иерусалимском, на древние христианские огласительные училища и русские училища времен до татарского ига, устроившиеся при церквах и Архиерейских кафедрах, сими примерами выяснил значение и необходимость приходских школ при церквах,— указал далее на призыв Правительства к просветительной деятельности приходского духовенства в особенности чрез церковно-приходские школы, и в заключение своей речи призывал всех добрых людей к материальной помощи для поддержания школьного дела в приходе. По молебенном отпуске протоиерей В.В. Косаткин произнес устно речь, в которой, прежде всего, передал благословение Его Высокопреосвященства всем потрудившимся в устройстве школьного помещения, а затем указал обстоятельства, по которым определен попечителем к школе многоуважаемый Вязниковский купец Семен Константинович Матренинский. По окончании своей речи о. протоиерей оделил учеников, в благословение, образками и книжками о. Благ. Вел. Кн. Георгии Всеволодовиче.
В настоящее время прихожане погоста Кинешемского обнаруживают полное доверие и расположение к своей церковно-приходской школе. Это доказывается уже тем, что теперь в новой школе обучается 31 человек, несмотря на плату за обучение, хотя не большую (1 руб. и 2 руб. по состоянию), в пользу учителя, тогда как в земской Порзомской школе числится учащихся только 14 человек.
Священник И. Лавров (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1 февраля 1892 года).
Учащихся в школе в 1897 г. было 43.
В деревне Козлове с 1896 г. открыта школа грамоты; учащихся 20.

Священник погоста Кинешемского, Вязниковского уезда, Алексей Меморский, 8 февраля 1908 г., уволен за штат. Священник села Нижнего-Ландеха, Гороховецкого уезда, Александр Доброхотов, 20 февраля 1908 г., перемещен в погост Кинешемский.

Освящение храма в пог. Николо-Кинешемском

12-е октября 1908 года день воскресный — был необычным воскресным днем в монастырски тихом погосте Николо-Кинешемском; в этот день в нем совершалось торжественное освящение поновленного, расширенного, теплого, трапезного храма в честь Рождества Христова. Для освящения прибыли благочинный протоиерей Вязниковского собора В.М. Орлов с диаконом А.П. Шиповским и священник из гор. Шуи И. Лавров. Храм наполнился народом, несмотря на базарный день в городе. В 8 часов начался благовест в большой колокол к водоосвящению, которое и совершено соборне. По окончании водоосвящения и чина освящения храма с хоругвями и св. иконами совершен крестный ход вокруг храма с окроплением стен его. После этого началась божественная литургия: служили протоиерей о. В.М. Орлов и священники о. И. Лавров и о. А. Доброхотов (местный). По заамвонной молитве свящ. И. Лавров сказал поучение народу о важности храма для религиозно-духовной жизни прихожан, особенно в том отношении, что в нем непрестанно приносится бескровная жертва Богу за здравие живых и об упокоении всех почивших здесь христиан. Церковное богослужение закончилось обычным молебном и многолетием.
Таким образом, благодаря старанию и трудам церковного старосты Ивана Петровича Ширманова теплый придельный храм в Николо-Кинешемском погосте ныне стал светел и просторен. И прежде, лет 15-ть назад, ощущалась потребность в расширении сего храма, но тогда не было средств сделать все в настоящем виде. Теперь же промежуточная толстая стена между церковью и притвором (папертями) разобрана, и до самой колокольни церковь и притвор соединены под один свод. (В. Е. В. № 49-й. 1908 г.).

"Кинешма" в Вязниковском заречье

К числу примечательных уголков нашего края без сомнения относится Кинешемский погост в Вязниковском районе — место красивое, достаточно труднодоступное и почти романтическое, которое в отличие от одноименного города на Волге называют «вязниковской Кинешмой». Историческая традиция связывает возникновение погоста со старшим современником Сергия Радонежского Михаилом Верижником — монахом-подвижником второй половины XIII – первой трети XIV столетия, который жил в лесах на левом берегу Клязьмы и прославился тем, что для смирения духа и плоти добровольно носил тяжелые цепи-вериги. Есть версия, что старец Михаил основал монастырь на месте Кинешемского погоста, тем более, что соседнее озеро до сих пор носит название Монастырского.
Хотя часть исследователей считают, что инок Михаил подвизался в пределах нынешнего Ковровского района, где и теперь находится населенный пункт в названием Пустынка, названный так по прежде находившемуся там другому монастырю — Михайловой пустыни. Однако не исключено, что Михаил Верижник, скончавшийся в 1333 году, имел отношение и к Пустынке, и к обители на месте Кинешемского погоста, подобно тому, как, скажем, тот же Сергий Радонежский основал сразу несколько монастырей.
Кинешемский погост, если мерить по прямой, находится всего километрах в шести к северо-западу от окраины Вязников, причем формально даже входит в состав муниципального образования «Город Вязники». Но попасть туда весьма непросто. Для этого требуется переправиться через Клязьму по наплавному мосту, потом проехать еще с десяток километров по дороге в сторону деревни Козлово, а затем повернуть налево и несколько верст пробираться между озерами-старицами и берегом Клязьмы по разбитым колеям. В распутицу там вообще можно завязнуть даже на внедорожнике, во всяком случае, «не зная броду». К тому же для местных жителей сегодня по большей части Кинешемский погост это просто «Никола» — с незапамятных времен тамошний храм был посвящен в честь святого Николая Чудотворца, поэтому дорогу до Кинешемского погоста спрашивать почти бесполезно. Про Николу же — другое дело!
Впервые в документах Никольский храм в Кинешемском погосте упоминается в конце 1620-х гг., когда тамошние земли являлись владением вдовы боярина князя Федора Ивановича Мстиславского княгини Ирины Михайловны, урожденной княжны Темкиной-Ростовской. Князь Мстиславский, прямой потомок великого литовского князя Гедимина, считался одним из самых знатных людей Московского государства. Дважды — в 1606 и 1611 гг. ему даже предлагали занять российский престол. Но царем всея Руси Федором III князь Мстиславский стать не пожелал, и оказался одним из инициаторов возведения на трон Михаила Федоровича Романова.
Федору и Ирине Мстиславским принадлежал город Ярополч Залесский — предтеча нынешних Вязников со всеми окрестностями. Однако огромное богатство и влияние не сделали их брак счастливым. Сын и дочь княжеской четы умерли в младенчестве, и род Мстиславских пресекся. Овдовев, княгиня Ирина щедро жертвовала на монастыри, на ее средства возвели несколько храмов. Скорее всего, именно она построила и деревянную Никольскую церковь, обозначенную в окладных книгах Патриаршего приказа 1629 года как «церковь великого Чудотворца Николы Кинешемского в вотчине боярина князя Федора Ивановича Мстиславского княгини Ирины в Ярополческой волости за рекою за Клязьмою на луговой стороне на погосте». По преданию церковь возвели на том месте, где крестьяне из окрестных деревень на дереве обрели икону святого Николая Можайского.
В старину существовало предание о том, что в Смутное время начала XVII столетия в Кинешемском погосте в одном из подземных тайников князья Мстиславские спрятали часть своих несметных сокровищ. Будто бы в середине позапрошлого века местные крестьяне даже находили часть этого клада, в том числе старинные доспехи и оружие, украшенные золотой насечкой. Легенда это или быль — сказать трудно. Во всяком случае, несомненно, что берега Клязьмы до сих пор скрывают множество еще не раскрытых тайн. Первый по времени каменный храм в то же именование в Кинешемском погосте строили почти полтора десятка лет — с 1807 по 1821 годы. Сначала соорудили трапезу, потом — основное церковное здание. Одним из инициаторов строительства стал священник Кинешемского погоста Семен Иванович Силецкий (или Селецкий), поступивший туда еще в канун Отечественной войны 1812 года и прослуживший там более 35 лет. При нем построили не только Никольский храм, но и трехъярусную каменную колокольню — звонницу сооружали еще 4 года — с 1847 по 1851-й по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Парфения (Черткова). Эти храм и колокольня сохранились вплоть до наших дней. Очевидно, вместе с колокольней была построена также уцелевшая до нынешних времен кирпичная ограда со святыми воротами.

Никольская церковь была закрыта в 1930-е годы, и с тех пор погост начал хиреть. Первоначально дорогу туда поддерживали для того, чтобы возить усопших на кладбище при «Николе», но с каждым годом вязниковские деревеньки за Клязьмой все более скудели людьми, и все большее число могил становились заброшенными.
Почти с десяток лет назад настоятель соседней Серапионовой пустыни иеромонах Антоний (Додунов) вместе с послушниками убрал накопившийся за десятилетия мусор из Никольской церкви, очистил крышу разоренного храма от поросли, и впервые после 70-летнего запустения даже служил там в праздник Святой Живоначальной Троицы в 2006 году. До сих пор существует надежда возрождения старого погоста в виде подворья одного из монастырей, как, скажем, это случилось с Акиншиным близ Мстеры или Медушским погостом в Ковровском районе. Но пока Николо-Кинешемский погост по-прежнему остается уединенным и даже мрачноватым местом, о котором знают не слишком много людей. Лишь рыбаки постоянно посещают берега озера Никола, которое так названо по соседству с храмом погоста, и соседнего озера Монастырского, да немногие туристы добираются до одинокой заброшенной церкви, которую видно даже с противоположного берега Клязьмы за добрый десяток километров. Такова вкратце история «вязниковской Кинешмы».
Николай ФРОЛОВ.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c.
Село Станки
Инок Михаил Верижник

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Николай (10.11.2017)
Просмотров: 2494 | Теги: Вязниковский район, Вязниковский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru