Село Станки Вязниковского района. Инок Михаил Верижник
Село Станки
Станки — село в Вязниковском районе Владимирской области России, входит в состав муниципального образования «поселок Мстёра ».
Село расположено в 9 км на север от города Вязники и в 10 км на юг от посёлка Мстёра. «Село Станки при речках Мертюхе и Мануйловке находится в 12 вер. от уездного города и в 112 от губернского». [1]
Стоянка (неолит) расположена в 0.3 км. к северу от села Станки, левый берег безымянного ручья, правого притока р. Клязьма. Культурный слой - серый гумусированный песок толщиной до 0.2 м. Найдены кремневые скребок, резец, отщепы. [2]
Село Станки, принадлежащее к древним местностям, расположено на небольшой речке Мертюх; название Станков объясняют от бывшего в старину в этом месте стана разбойников.
По писцовым книгам Ярополченского стана 145-155 (1637-1647) гг. значится село Станки за разными помещиками: Гавр. Андр. Ивановым, стольником Фед. Петр. Нащокиным, Нижегородцем Фед. Бартеневым, за Владимирцем С. Владыкиным и Нижегородцем Ив. Плакидиным.
Семейству Пестеля Бориса Ивановича так полюбилась Владимирская губерния, что они стали местными помещиками. В частности, им принадлежали село Станки с деревнями Костенево и Зобищи Вязниковского уезда между Вязниками и Мстёрой), в которых проживало около 550 крепостных крестьян. Другое имение брата декабриста находилось в деревне Лихушино под Шуей, которая тогда тоже входила во Владимирскую губернию. Там Пестели владели усадебным домом и парком, причем остатки последнего уже в городской черте Шуи уцелели до наших дней. Бывший барский дом в Лихушино Пестелей сгорел в 1913 году. Там же в Шуе чудом сохранилось и надгробие вдовы Б. И. Пестеля Софьи Николаевны, которая пережила мужа на 22 года, хотя семейный склеп Пестелей давно уничтожен.
Село Станки – центр Станковской волости Вязниковского уезда.
В 1900 г. в Вязниковском уезде появились еще две бесплатные библиотеки в селах Станки и Южа.
Село Станки. Фото Авдонина И.В. 1910-е годы
«Граждане Станковской волости, Вязниковского уезда, пожертвовали 306 р. 20 коп. в помощь нашим братьям, томящимся в плену (Германии и Австро-Венгрии). Деньги отправлены комитетом на имя председателя Государственной Думы М.В. Родзянко для передачи по назначению» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №62, 24-го мая 1917).
«Станковским волостным сходом 24 июня 1917 г. принята следующая резолюция: «Мы, нижеподписавшиеся, граждане Станковской вол., Вязниковского уезда, Владимирской губернии, собравшись 24 июня с. г. на волостной сход, единогласно выражаем привет и полное доверие Временному Коалиционному Правительству, опирающемуся в своих действиях на могущественные Всероссийские организации трудового народа в лице Всероссийских Советов рабочих, военных и крестьянских депутатов. Приветствуя Правительство и демократические организации, укрепляющие его силу, мы в сознании великого гражданского долга перед родиной и ее свободой, в настоящий грозный и решительный момент шлем свой привет родной нашей армии, ее вождям и военному министру-гражданину Керенскому, начавшим наступление 18 июня и этим самым ставшим на решительный и единственно возможный путь к скорейшему окончанию ненавистной войны, благополучный исход которой, уничтожив гнездо европейского милитаризма, свившееся в «культурной» Германии Вильгельма II-го, принесет нам и всему миру торжество идей свободы, равенства и братства и поможет установить твердые и незыблемые основания новой свободно-правовой государственной и общественной жизни. Для того, чтобы защита родины от коварного врага шла более успешно, Временное Правительство должно выступить на путь решительной борьбы с немецкими шпионами-провокаторами, демагогами и разными безответственными группами и отдельными лицами, сеющими рознь, анархию внутри страны и, прикрываясь демократическими лозунгами и речами, призывающими к братанию и миру с немцами и Германской империей и к ненависти и злобе к нашим доблестным и верным союзным демократиям. Поддерживая призыв Временного Правительства о „Займе Свободы", мы считаем необходимым немедленно, кроме единоличного участии в „Займе Свободы" каждого из нас, произвести посемейный добровольный сбор пожертвований по особым для этой цели подписным листам и собранную таким образом сумму употребить в „Заем Свободы" от имени граждан Станковской волости, с тем, чтобы по возвращении этой суммы государством впоследствии эти деньги с процентами были употреблены на культурно-просветительные цели для всей волости. Сбор пожертвований поручить произвести членам Волостного Исполнительного Комитета, каждому делегату в своем селении» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №96, 13-го июля 1917).
«В селе Станки, Сарыевской волости, второй год существуют детские ясли. Шефствует над яслями вязниковсвая фабрика им. Либкнехта.
Каждый год ясли открывают торжественно — с елками, речами, знаменами. А затем наступают будни. И в эти будни никто, даже случайно, из шефов не заглянет в ясли. А в яслях плохо... Прислали с фабрики выдвиженку. Из сил рвется бедняга. Она и зав. яслями, она и нянька, она и кухарка, она и сторожиха. От зари до зари покоя не видит. Забыла, что значат «отдохнуть». Сама она и дрова достает, а знаете ли вы, что значит в Станках «достать дрова»? Чуть-ли не воровать приходится... Полотна на койках прорвались — того и гляди провалятся ребята» («Призыв», 18 августа 1927).
В годы Советской власти центр Станковского сельсовета, центральная усадьба совхоза им. Парижской Коммуны.
Памятник жителям с. Станки, погибшим в ВОВ
Администрация Станковского с/о действует с 17 мая 2002 г. Центральная улица, д. 1. Организация ликвидирована 22 ноября 2017 г.
Численность населения: в 1859 г. – 494 чел., в 1905 г. – 351 чел., в 1926 г. – 482 чел., в 2002 г. – 564 чел., в 2010 г. – 518 чел. (237 муж. и 281 жен.).
МБОУ "Станковская НОШ" действует с 26 июня 2002 г. Рябиновая улица, д. 4. Организация ликвидирована 19 февраля 2016 г.
Детский Сад "Рябинка"
МБДОУ "Детский Сад "Рябинка" действует с 3 января 1996 г. Заведующая - Федулова Ирина Евгеньевна. Рябиновая улица, д. 4. Организация реорганизована 12 февраля 2016 г. Правопреемник - МБОУ "Мстёрская СОШ им. И.И. Голубева".
Муниципальная Организация Культуры "Станковский Сельский Клуб" действует с 30 декабря 1998 г. Заведующая - Коробкова Ольга Александровна. Организация ликвидирована 21 июля 2009 г.
ФАП действует с 25 мая 2001 г. Заведующая - Попкова Жанна Геннадьевна. Центральная улица, д. 5. Организация ликвидирована 25 декабря 2002 г. Правопреемник - ГБУЗ ВО "Мстёрская РБ".
СПК "Станковский" действует с 8 июля 1999 г. Основным видом деятельности является «Растениеводство». Организация СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ "СТАНКОВСКИЙ" ликвидирована 3 февраля 2014 г.
ООО "Октябрь" зарегистрирована 20 июля 2006 г. Генеральный директор - Погосян Эдик Суренович. Центральная улица, д. 1. Основным видом деятельности является «Растениеводство». Организация ликвидирована 29 июня 2015 г.
ООО "Агрофирма Авакян" зарегистрирована 29 марта 2012 г. Генеральный директор - Левашов Александр Вячеславович. Центральная улица, д. 1. Основным видом деятельности является «Выращивание однолетних культур». Организация ликвидирована 26 февраля 2018 г.
ООО "Станки" зарегистрирована 16 октября 2007 г. Генеральный директор - Погосян Эдик Суренович. Центральная улица, д. 1. Основным видом деятельности является «Выращивание однолетних культур».
Потребительский Кооператив Животноводов "Станковский" действует с 14 мая 2001 г. Садовая улица, д. 3, 2. Организация ликвидирована 13 августа 2007 г.
Успенский мужской монастырь
Успенский мужской монастырь близ реки Клязьмы, издревле был в пределах Ярополческой и Мстёрской волостей от гор. Вязников в 10 и Гороховца в 40 верстах. Здесь были две церкви: Успения Пресвятой Богородицы в Св. Николая Чудотворца. О времени основания и упразднения этой обители сведений не имеется. Предание повествует, что Успенский монастырь был в селе Станки Вязниковского уезда, от гор. Вязников в 12 верстах на правом берегу реки Клязьмы при древней того села Успенской церкви.
Инок Михаил Верижник
«Суздальском уезде был некто пустынник, Михаил именем, свят муж, до мора еще преставился (моровое поветрие и голод 1601-1603 гг.). Ныне тут и пустынь заведена над мощами его» (Из письма дьякона Федора Иванова из Пустоозерской ссылки к семье протопопа Аввакума на Мезень, датируемое 1669 годом).
Некто Михаил Верижник, подвизавшийся в Михайловой пустыни, которую одни исследователи видели в Ковровском уезде, другие в Вязниковском уезде уезде. «Михайлова пустынь расположена на реке Клязьме…в 12 верстах от уездного города (Коврова). В этой местности подвизался Преподобный трудник и пустынник Михаил Верижник.…До 1763 года на упомянутом месте существовал мужской монастырь-пустынь, в котором были две деревянные церкви: в честь Владимирской иконы Божией Матери и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Обе церкви в означенном году сгорели и более пустынь уже не восстанавливалась, а был образован сельский приход».
В ХV веке, некто Михаил инок подвизался в железных веригах более 50 лет в Успенском мужском монастыре, скончавшись 9 ноября 1422 г. погребен в церкви упраздненного Вязниковского Успенского монастыря. В «Книге глаголемой описание о российскихъ Святыхъ» сказано: «трудник и пустынник Михаил верижник в монастыре Успения Пресвятыя Богородицы и Святого Николы, иже на Клязьме-реке, въ Мстёрской волости Государевой новый чудотворец. Подобием стар, без бороды, возрастом (ростом) велик во свитке власяной, чином белец, бысть в лето 6930 (1422). Поживе более 50 лет. От града Вязников 10 верст. Область Патриарша». Трудник – человек, живущий и работающий в монастыре на добровольной и бескорыстной основе, но не принадлежащий к братии. Целью трудничества является работа во славу Божию. Это люди во многом внешние для монастыря. Беле́ц - мирянин, не имеющий намерения посвятить себя монашеской жизни, а просто удалившиеся от мирских сует на житье в монастырь. Свитка власяная - верхняя одежда - шерстяная толстая, какую некоторые монахи носили. Без бороды. Ношение бороды у монашествующих обязательно, борода - как символ образа Божьего в человеке. Пустынник - тот, кто из религиозных соображений отказался от общения с людьми, с миром; отшельник. Подвижник - кто из религиозных побуждений подвергал себя лишениям. «Бысть в лето 7930» - означает умер в 7930 (1422) г. В селе Станках начиная с XVII века не было церкви Николая Чудотворца, а волость Мстёрская с начала XVII века значилась старинной вотчиной кн. Ромодановских. Церковь св. Николая Чудотворца, упоминаемая древними святцами над могилою инока Михаила Верижника - полагают – есть, на противоположном берегу Клязьмы, там стоит церковь Никольская в Погосте Кинешемском (по месткому прозвищу Никола Молошный).
В Пировых городищах на месте Ярополча был найден скелет большого мужчины в веригах. Найдены также остатки церкви. Ярополч упоминается в договорных грамотах московского князя Василия Дмитриевича с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем в 1390 г. Это время подвижничества Михаила Верижника.
Память Михаила Верижника за его о Господе праведную жизнь чтится местными и окрестными жителями как богоугодного подвижника благочестия. В древних русских святцах писан "святим" и "чудотворцем" и значится: "9 ноября память преподобного отца нашего праведного трудника и пустынника Михаила Верижника Успенского монастыря Пресвятая Богородица и Николая Чудотворца иже в Ярополческой и Мстёрской волости на Клязьме реце нового Вязниковского чудотворца. Преставися 9 ноября в лето 6530". «На гробе его положен камень и крест вырезан и летопись на дске и образ на гробе штилистовой». Церковь над ним Святителя Николая; в древних русских иконописных подлинниках писан; "Преподобный отец наш Михаил Верижник - подобием старообраз, без бороды, ростом велик в свитке власяной, чином - белец был". /Сергий архим. Полный месяцослов, т.II, Святый Восток; часть III. стр. 66; по описанию русских святых ХVIII в. в библиотеках Погодина и Филимонова. Палехский подлинник ХVIII в. "Владим. Губ. Вед." неоф. часть 1879г. №26. Буслаев. Исторические очерки русской народной слвесности и искусства. СПб. 1861г., с.353-58. Bз толкового подлинника Палехского иконописца Ф.Е. Долотова рукопись XVII в. в 4-ку./
Станковский приход
Первые документальные сведения о церкви в селе Станках находятся в патриарших окладных книгах; в них под 1628 г. отмечена прибылою вновь „церковь Медушские десятины Успения Преч. Богородицы в Ярополче". Эта отметка дает основание утверждать, что церковь здесь построена вновь.
По писцовым книгам Ярополченского стана 1687—1647 гг. значится село Станки за разными помещиками: Гавр. Андр. Ивановым, стольником Фед. Петр. Нащокиным, нижегородцем Фед. Бартеневым, за владимирцем С. Владыкиным и нижегородцем Ив. Плакидиным.
По писцовым книгам 161 г. при Успенской церкви села Станков значится 2 дв. поповых, двор дьячков, Пономарев и просвирницын, в приходе 4 дв. помещиковых. 214 двор; крестьянских и 7 бобыльских; пашни церковной „помещикова данья середния земли" по 2 чети в поле, сена на пожне в Березовке да на Вязках 20 копен.
Из прошения прихожан с. Станков от 1753 года видно, что в то время в Станках было три церкви.
1) Деревянная церковь Успения Пресвят. Богородицы с шатровым верхом; кровля на церкви и алтаре обветшала и прогнила, сгнила также и шатровая колокольня, устроенная над папертью церкви.
2) Каменная церковь во имя Двенадцати апостолов с приделом во имя Иоанна Воина.
3) Ветхая деревянная церковь Иоанна Златоустого, в которой с давних лет за ветхостью службы не совершалось.
Церковь во имя св. 12 апостолов
Церковь во имя св. 12 апостолов в селе Станках, теплая с приделом мученика Иоанна воина; по церковной описи 1777 года видно, что храм этот был сооружен помещиком села Станков, Графом Петром Григорьевичем Чернышевым, после которого вдова супруга Графиня Екатерина Андреевна делала разные приклады и пожертвования; в сказанной описи значится: „старыми господами оная каменная церковь построена, прикладу приложено поклонение вериг Петра, образ с серебренными ризами и окладами; во оной каменной состоящей церкви содержаться будет под сохранением вышеописанная церковная вся утварь, а в деревянной приходской церкви отнюдь не держать". Образ поклонение веригам Апостола Петра, церковь празднует 16 января, которому был тезоименит владелец села Станков, сохранился в этом храме; он древней иконописи в серебряном окладе.
В левой стороне храма устроен придел во имя мучен. Иоанна воина; придел, этот образован впоследствии, в него из первого храма хода не было, а только в стене одно окно, из которого потом пробита арка; по преданиям и расположению церкви видно, что нынешний придел был теплым храмом, который и имел отдельный вход; в главном или холодном храме по стенам устроено семь слухов или голосников, какие существовали в древних храмах;
строители шли по следам Византийцев, наследовавших от древних Греков тонкое музыкальное чувство и заботливость о звуке, о тоне голоса, долженствовавшего раздаваться в зданиях храмов.
Для икон в каменной стене, отделяющей алтарь, устроены впадины, что заменяло иконостас. В 1882 году церковь перестроена заново: с запада приложено 7 аршин, своды устроены вновь, паперть обращена в трапезу, окна расширены, глава устроена новая.
«Ныне в селе Станках две каменные церкви: Успенская в честь Успения Богоматери холодная, с колокольнею и приделами во имя святых Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста и Апостольская, теплая с приделом во имя св. мученика Иоанна Воина. Успенская церковь воздвигнута в 1826 г., а Апостольская - когда воздвигнута за древностию неизвестна; сохранилась ее опись, составленная в 1777 г.» ("Владим. Губ. Вед.".1880 г., № 32).
В теплом каменном храме престолов два: главный — во имя Двенадцати апостолов и в приделе во имя Иоанна Воина. Из св. икон своею древностью отличаются икона Спасителя, Иоанна Воина и поклонение веригам апостола Петра.
Из древней утвари был оловянный ковчег, а в библиотеке было Евангелие, печатанное при царе Михаиле Феодоровиче.
Церковь во имя св. 12 апостолов. Литография Голышева.
План церкви 12 Апостолов в с. Станках
Храмовое окно XVII века церкви 12 Апостолов в с. Станках. Литография Голышева.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Очевидно, что обветшавшая Успенская церковь была именно та, которая была построена в Станках к 1628 году. В 1753 году церковь эта была ремонтирована. В 1819—1826 г. г. вместо нее был построен каменный пятиглавый храм.
И Златоустовская церковь, так обветшавшая к 1753 году, была, очевидно, построена задолго до 1753 года. В 1753 г. она была разобрана и материал был употреблен на перестройку колокольни.
Священник Евфимий Скипетров (1805-1860).
В 1863 г. у священника Иоанна Ефимовича Скипетрова (1830-1870?) родился сын Петр Иванович Скипетров (1863 - 1918), будущий протоиерей, священномученик.
В Успенской церкви престолов три: главный — в честь Успения Пресв. Богородицы, в приделах во имя Иоанна Златоуста (устроен в 1840) и Иоанна Богослова (устроен в 1844).
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон обращают на себя внимание: 1) храмовая икона Успения Божией Матери в серебряной позолоченной ризе, убрус Богоматери низан жемчугом, 2) шитые шелком иконы Корсунской и Казанской Божией Матери в сребропозлащенных ризах, 3) древняя икона Успения Божией Матери из деревянной церкви и 4) икона Похвалы Богородицы — древнего письма. [1]
Причта в приходе по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (1850 руб.) — 74 руб., от служб и требоисправлений и от земли церковной до 670 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви: усадебной 900 саж., пахотной около 20 десят., сенокосной 13 десят. [1]
Приход состоял из села Станков и деревень: Глубокова (1/2 вер. от церкви), Сингиря (3 вер.), Костенева (2 в. В 1647 г. в д. Костеневе было 6 дворов, а в 1896 г. 26 дворов.), Яндов (1 ½ . вер.), Шварихи (2 ½ вер.), Димакова (3 вер.), Барсоаго Рожина (3 вер.) и Плоскова (1 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числилось 253 двора, 618 душ муж. пола и 734 женского. [1]
В с. Станках имелась земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 82. [1] Псаломщик села Станков, Вязников. уезда, Павел Косаткин, 7 июля 1908 г., определен на диаконскую вакансию в село Якушево, Гороховецкого уезда. Студент семинарии Аркадий Дмитревский, 8 августа 1908 г., определен во псаломщика в село Станки.
Псаломщик села Шиморского, Меленковского уезда, Аркадий Попов, 23 октября 1908 г., перемещен в село Станки, Вязниковского уезда.
Образ Корсунской Божией Матери, находящийся в Серапионовой пустыни, считался чудотворным и почитался во всей округе. Лик Богородицы и Предвечного Младенца Христа расписаны красками в древнем иконописном стиле, одета в золоченую серебряную ризу, украшенную жемчугом. С этой иконой устраивались крестные ходы по окрестным селениям, особенно после весны. По старому стилю 28 июня крестный ход совершался село Станки.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Станки. Фото Авдонина И.В. 1910 год
В декабре 1934 г. на колхозных собраниях было решено закрыть вторую половину храма (первая еще в 1930 г. переделана под мельницу), хотя все налоги были уплачены вовремя. А вскоре начинается инициированный из Москвы переучет имущества. Прихожане, заподозрив неладное, пишут во ВЦИК просьбу оставить им церковь. ВЦИК 15 апреля 1935 г. запрашивает весь материал по данному делу у облисполкома; тот предлагает Вязниковскому райисполкому оставить церковь в пользовании верующих; райисполком 15 мая сообщает, что церковь в Станках действует и не закрывалась. Наконец 19 сентября того же года ВЦИК пишет в Вязниковский РИК: «Возвратите подателям прилагаемую жалобу церковного совета Станковской церкви с актом переучета церковного имущества и разъясните о целях переучета, т.к. из жалобы видно, что церковный совет не понимает этого и думает, что имущество собираются изъять».
В 1933 г. в село Станки прибывает из заключения архимандрит Мелхиседек, бывший настоятель Муромского Благовещенского монастыря. Он был назначен настоятелем Успенской церкви находящейся в этом селе. Архимандрит Мелхиседек духовно окормлял монахинь во главе с игуменьей Дарией (Бариновой) оставшихся в Серапионовой пустыни, к тому времени уже разогнанной властями. Сам часто навещал их, проводил с ними назидательные духовные беседы, призывая их к безропотному перенесению скорбных обстоятельств этого времени и широкой христианской благотворительности, в особенности к ссыльному духовенству. Довольно часто некоторые матушки из среды Серапионовских монахинь наведывались в близ лежащие колхозы для сбора посильной денежной и вещественной милостыни предназначавшейся заключенным священнослужителям. 18 августа 1937 г. архимандрит Мелхиседек (Бирев М.И.), священник о. Михаил (Купресов) настоятель церкви Серапионовой пустыни, игуменья Дария (Баринова) и другие сестры были арестованы Вязниковским РО НКВД по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и распространении слухов против советской власти. В организации контрреволюционной группы церковников, в создании нелегального монастыря в Серапионовой пустыни, устройстве антисоветских сборищ, для сборов средств материальной поддержки ссыльному духовенству. Все обвиняемые были отправлены в областной город Иваново. А уже 3-го октября 1937 г. тройкой УНКВД СССР по Ивановской промобласти были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 октября 1937 г.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Источники: 1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 и послед.: Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. - 1898. - 505, VII c. 2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
Вязниковский уезд Вязниковский район