Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
21.08.2017
13:21
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 322

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [595]
Суздаль [228]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [169]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [45]
Юрьев [98]
Судогда [29]
Москва [41]
Покров [48]
Гусь [44]
Вязники [114]
Камешково [46]
Ковров [127]
Гороховец [26]
Александров [112]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [60]
Религия [2]
Иваново [23]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Вязники

Село Станки Вязниковского района. Инок Михаил Верижник

Село Станки

Стоянка, неолит. 0.3 км. к северу от села, левый берег безымянного ручья, правого притока р. Клязьма. Культурный слой - серый гумусированный песок толщиной до 0.2 м. Найдены кремневые скребок, резец, отщепы.

Село Станки, принадлежащее к древним местностям, расположено на небольшой речке Мертюх; название Станков объясняют от бывшего в старину в этом месте стана разбойников.
По писцовым книгам Ярополченского стана 145-155 (1637-1647) гг. значится село Станки за разными помещиками: Гавр. Андр. Ивановым, стольником Фед. Петр. Нащокиным, Нижегородцем Фед. Бартеневым, за Владимирцем С. Владыкиным и Нижегородцем Ив. Плакидиным.

Село Станки – центр Станковской волости.
В 1900 г. в Вязниковском уезде появились еще две бесплатные библиотеки в селах Станки и Южа

Численность населения в селе Станки в 2010 году – 237 муж. и 281 жен., всего 518 чел.
Входит в состав городского поселения поселок Мстера Вязниковского района.

Успенский мужской монастырь

«Село Станки при речках Мертюхе и Мануйловке находится в 12 вер. от уездного города (Вязниковский уезд) и в 112 от губернского».
Успенский мужской монастырь близ реки Клязьмы, издревле был в пределах Ярополческой и Мстерской волостей от гор. Вязников в 10 и Гороховца в 40 верстах.
Здесь были две церкви: Успения Пресвятой Богородицы в Св. Николая Чудотворца.
О времени основания и упразднения этой обители сведений не имеется.
Предание повествует, что Успенский монастырь был в селе Станки Вязниковского уезда, от гор. Вязников в 12 верстах на правом берегу реки Клязьмы при древней того села Успенской церкви.

Инок Михаил Верижник

«Суздальском уезде был некто пустынник, Михаил именем, свят муж, до мора еще преставился (моровое поветрие и голод 1601-1603 гг.). Ныне тут и пустынь заведена над мощами его» (Из письма дьякона Федора Иванова из Пустоозерской ссылки к семье протопопа Аввакума на Мезень, датируемое 1669 годом).
Некто Михаил Верижник, подвизавшийся в Михайловой пустыни, которую одни исследователи видели в Ковровском уезде, другие в Вязниковском уезде уезде. «Михайлова пустынь расположена на реке Клязьме…в 12 верстах от уездного города (Коврова). В этой местности подвизался Преподобный трудник и пустынник Михаил Верижник.…До 1763 года на упомянутом месте существовал мужской монастырь-пустынь, в котором были две деревянные церкви: в честь Владимирской иконы Божией Матери и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Обе церкви в означенном году сгорели и более пустынь уже не восстанавливалась, а был образован сельский приход».

В ХV веке, некто Михаил инок подвизался в железных веригах более 50 лет в Успенском мужском монастыре, скончавшись 9 ноября 1422 г. погребен в церкви упраздненного Вязниковского Успенского монастыря.
В «Книге глаголемой описание о российскихъ Святыхъ» сказано: «трудник и пустынник Михаил верижник в монастыре Успения Пресвятыя Богородицы и Святого Николы, иже на Клязьме-реке, въ Мстерской волости Государевой новый чудотворец. Подобием стар, без бороды, возрастом (ростом) велик во свитке власяной, чином белец, бысть в лето 6930 (1422). Поживе более 50 лет. От града Вязников 10 верст. Область Патриарша».
Трудник – человек, живущий и работающий в монастыре на добровольной и бескорыстной основе, но не принадлежащий к братии. Целью трудничества является работа во славу Божию. Это люди во многом внешние для монастыря.
Беле́ц - мирянин, не имеющий намерения посвятить себя монашеской жизни, а просто удалившиеся от мирских сует на житье в монастырь.
Свитка власяная - верхняя одежда - шерстяная толстая, какую некоторые монахи носили.
Без бороды. Ношение бороды у монашествующих обязательно, борода - как символ образа Божьего в человеке.
Пустынник - тот, кто из религиозных соображений отказался от общения с людьми, с миром; отшельник.
Подвижник - кто из религиозных побуждений подвергал себя лишениям.
«Бысть в лето 7930» - означает умер в 7930 (1422) г.
В селе Станках начиная с XVII века не было церкви Николая Чудотворца, а волость Мстерская с начала XVII века значилась старинной вотчиной кн. Ромодановских.
Церковь св. Николая Чудотворца, упоминаемая древними святцами над могилою инока Михаила Верижника - полагают – есть, на противоположном берегу Клязьмы, против с. Станков стоящая церковь Никольская в погосте Кинешемском (по месткому прозвищу Никола Молошный).
Погост Кинешемский от гор. Вязников 8 верст, на левом берегу реки Клязьмы имел в конце 60-х годов XIX столетия две церкви: деревянную и каменную. Каменная - построена в 1821 г., а при ней колокольня в 1851г, холодная во имя Николая Чудотворца, а придел теплый в честь Рождества Христова.
В Пировых городищах на месте Ярополча был найден скелет большого мужчины в веригах. Найдены также остатки церкви. Ярополч упоминается в договорных грамотах московского князя Василия Дмитриевича с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем в 1390 г. Это время подвижничества Михаила Верижника.

Память Михаила Верижника за его о Господе праведную жизнь чтится местными и окрестными жителями как богоугодного подвижника благочестия.
В древних русских святцах писан "святим" и "чудотворцем" и значится:
"9 ноября память преподобного отца нашего праведного трудника и пустынника Михаила Верижника Успенского монастыря Пресвятая Богородица и Николая Чудотворца иже в Ярополческой и Мстерской волости на Клязьме реце нового Вязниковского чудотворца. Преставися 9 ноября в лето 6530". «На гробе его положен камень и крест вырезан и летопись на дске и образ на гробе штилистовой». Церковь над ним Святителя Николая; в древних русских иконописных подлинниках писан; "Преподобный отец наш Михаил Верижник - подобием старообраз, без бороды, ростом велик в свитке власяной, чином - белец был".
/Сергий архим. Полный месяцослов, т.II, Святый Восток; часть III. стр. 66; по описанию русских святых ХVIII в. в библиотеках Погодина и Филимонова. Палехский подлинник ХVIII в. "Владим. Губ. Вед." неоф. часть 1879г. №26. Буслаев. Исторические очерки русской народной слвесности и искусства. СПб. 1861г., с.353-58. Bз толкового подлинника Палехского иконописца Ф.Е. Долотова рукопись XVII в. в 4-ку./

Станковский приход

Первые документальные сведения о церкви в селе Станках находятся в патриарших окладных книгах; в них под 1628 г. отмечена прибылою вновь „церковь Медушские десятины Успения Преч. Богородицы в Ярополче". Эта отметка дает основание утверждать, что церковь здесь построена вновь.
По писцовым книгам Ярополченского стана 1687—1647 гг. значится село Станки за разными помещиками: Гавр. Андр. Ивановым, стольником Фед. Петр. Нащокиным, нижегородцем Фед. Бартеневым, за владимирцем С. Владыкиным и нижегородцем Ив. Плакидиным.
По писцовым книгам 161 г. при Успенской церкви села Станков значится 2 дв. поповых, двор дьячков, Пономарев и просвирницын, в приходе 4 дв. помещиковых. 214 двор; крестьянских и 7 бобыльских; пашни церковной „помещикова данья середния земли" по 2 чети в поле, сена на пожне в Березовке да на Вязках 20 копен.
Из прошения прихожан с. Станков от 1753 года видно, что в то время в Станках было три церкви.
1) Деревянная церковь Успения Пресвят. Богородицы с шатровым верхом; кровля на церкви и алтаре обветшала и прогнила, сгнила также и шатровая колокольня, устроенная над папертью церкви.
2) Каменная церковь во имя Двенадцати апостолов с приделом во имя Иоанна Воина.
3) Ветхая деревянная церковь Иоанна Златоустого, в которой с давних лет за ветхостью службы не совершалось.

Церковь во имя св. 12 апостолов

Церковь во имя св. 12 апостолов в селе Станках, теплая с приделом мученика Иоанна воина; по церковной описи 1777 года видно, что храм этот был сооружен помещиком села Станков, Графом Петром Григорьевичем Чернышевым, после которого вдова супруга Графиня Екатерина Андреевна делала разные приклады и пожертвования; в сказанной описи значится: „старыми господами оная каменная церковь построена, прикладу приложено поклонение вериг Петра, образ с серебренными ризами и окладами; во оной каменной состоящей церкви содержаться будет под сохранением вышеописанная церковная вся утварь, а в деревянной приходской церкви отнюдь не держать". Образ поклонение веригам Апостола Петра, церковь празднует 16 января, которому был тезоименит владелец села Станков, сохранился в этом храме; он древней иконописи в серебряном окладе.
В левой стороне храма устроен придел во имя мучен. Иоанна воина; придел, этот образован впоследствии, в него из первого храма хода не было, а только в стене одно окно, из которого потом пробита арка; по преданиям и расположению церкви видно, что нынешний придел был теплым храмом, который и имел отдельный вход; в главном или холодном храме по стенам устроено семь слухов или голосников, какие существовали в древних храмах; строители шли по следам Византийцев, наследовавших от древних Греков тонкое музыкальное чувство и заботливость о звуке, о тоне голоса, долженствовавшего раздаваться в зданиях храмов.
Для икон в каменной стене, отделяющей алтарь, устроены впадины, что заменяло иконостас.
В 1882 году церковь перестроена заново: с запада приложено 7 аршин, своды устроены вновь, паперть обращена в трапезу, окна расширены, глава устроена новая.
«Ныне в селе Станках две каменные церкви: Успенская в честь Успения Богоматери холодная, с колокольнею и приделами во имя святых Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста и Апостольская, теплая с приделом во имя св. мученика Иоанна Воина. Успенская церковь воздвигнута в 1826 г., а Апостольская - когда воздвигнута за древностию неизвестна; сохранилась ее опись, составленная в 1777 г.» ("Владим. Губ. Вед.".1880 г., № 32).
В теплом каменном храме престолов два: главный — во имя Двенадцати апостолов и в приделе во имя Иоанна Воина. Из св. икон своею древностью отличаются икона Спасителя, Иоанна Воина и поклонение веригам апостола Петра.
Из древней утвари был оловянный ковчег, а в библиотеке было Евангелие, печатанное при царе Михаиле Феодоровиче.


Церковь во имя св. 12 апостолов. Литография Голышева.

План церкви 12 Апостолов в с. Станках

Храмовое окно XVII века церкви 12 Апостолов в с. Станках. Литография Голышева.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Очевидно, что обветшавшая Успенская церковь была именно та, которая была построена в Станках к 1628 году. В 1753 году церковь эта была ремонтирована. В 1819—1826 г. г. вместо нее был построен каменный пятиглавый храм.
И Златоустовская церковь, так обветшавшая к 1753 году, была, очевидно, построена задолго до 1753 года. В 1753 г. она была разобрана и материал был употреблен на перестройку колокольни.

Священник Евфимий Скипетров (1805-1860).
В 1863 г. у священника Иоанна Ефимовича Скипетрова (1830-1870?) родился сын Петр Иванович Скипетров (1863 - 1918), будущий протоиерей, священномученик.

В Успенской церкви престолов три: главный — в честь Успения Пресв. Богородицы, в приделах во имя Иоанна Златоуста (устроен в 1840 г.) и Иоанна Богослова (устроен в 1844 г.).
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон обращают на себя внимание: 1) храмовая икона Успения Божией Матери в серебряной позолоченной ризе, убрус Богоматери низан жемчугом, 2) шитые шелком иконы Корсунской и Казанской Божией Матери в сребропозлащенных ризах, 3) древняя икона Успения Божией Матери из деревянной церкви и 4) икона Похвалы Богородицы — древнего письма.
Причта в приходе по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: процентов с причтового капитала (1850 руб.) — 74 руб., от служб и требоисправлений и от земли церковной до 670 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 900 саж., пахотной около 20 десят., сенокосной 13 десят.
Приход состоял из села Станков и деревень: Глубокова (1/2 вер. от церкви), Сингиря (3 вер.), Костенева (2 в. В 1647 г. в д. Костеневе было 6 дворов, а в 1896 г. 26 дворов.), Яндов (1 ½ . вер.), Шварихи (2 ½ вер.), Димакова (3 вер.), Барсоаго Рожина (3 вер.) и Плоскова (1 вер.); во всех этих селениях по клировым ведомостям числилось 253 двора, 618 душ муж. пола и 734 женского.
В с. Станках имелась земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 82.

Образ Корсунской Божией Матери, находящийся в Серапионовой пустыни, считался чудотворным и почитался во всей округе. Лик Богородицы и Предвечного Младенца Христа расписаны красками в древнем иконописном стиле, одета в золоченую серебряную ризу, украшенную жемчугом. С этой иконой устраивались крестные ходы по окрестным селениям, особенно после весны. По старому стилю 28 июня крестный ход совершался село Станки.

В 1933 г. в село Станки, расположенное в 3-х километрах от Серапионовой пустыни, прибывает из заключения архимандрит Мелхиседек, бывший настоятель Муромского Благовещенского монастыря. Он был назначен настоятелем Успенской церкви находящейся в этом селе. Архимандрит Мелхиседек духовно окормлял монахинь во главе с игуменьей Дарией (Бариновой) оставшихся в Серапионовой пустыни, к тому времени уже разогнанной властями. Сам часто навещал их, проводил с ними назидательные духовные беседы, призывая их к безропотному перенесению скорбных обстоятельств этого времени и широкой христианской благотворительности, в особенности к ссыльному духовенству. Довольно часто некоторые матушки из среды Серапионовских монахинь наведывались в близ лежащие колхозы для сбора посильной денежной и вещественной милостыни предназначавшейся заключенным священнослужителям.
18 августа 1937 г. архимандрит Мелхиседек (Бирев М.И.), священник о. Михаил (Купресов) настоятель церкви Серапионовой пустыни, игуменья Дария (Баринова) и другие сестры были арестованы Вязниковским РО НКВД по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде и распространении слухов против советской власти. В организации контрреволюционной группы церковников, в создании нелегального монастыря в Серапионовой пустыни, устройстве антисоветских сборищ, для сборов средств материальной поддержки ссыльному духовенству.
Все обвиняемые были отправлены в областной город Иваново. А уже 3-го октября 1937 г. тройкой УНКВД СССР по Ивановской промобласти были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор приведен в исполнение 10 октября 1937 г.
Вязниковский уезд
Вязниковский район

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Вязники | Добавил: Jupiter (25.11.2016)
Просмотров: 446 | Теги: Вязниковский район, Вязниковский уезд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика