Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
19:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Деревня Пустынка в Ковровском районе

Деревня Пустынка

Пустынка — деревня в Ковровском районе Владимирской области России, входит в состав Малыгинского сельского поселения.
Деревня расположена в 17 км. на северо-восток от центра поселения деревни Ручей и в 21 км. на северо-восток от райцентра города Ковров. Пустынка находится на противоположном левом берегу Клязьмы близ впадения в нее речки Уводи. «Михайлова пустынь расположена на реке Клязьме и находится от уездного города (Ковровский уезд) в 12 верстах, а от губернского в 74 верстах (Владимир)». С одной стороны ее окружают две реки и их многочисленные старицы, а с другой — вековой сосновый бор, каких сегодня, к сожалению, немного осталось в ковровской округе. Место живописнейшее, хотя попасть туда можно, лишь преодолев три версты по грунтовой и в летнюю пору часто сырой и порядком разбитой дороге.

С 1929 года и вплоть до 2005 года село входило в состав Большевсегодического сельсовета (с 1998 года — сельского округа) Ковровского района.
Численность населения: в 1859 г. – 18 чел.; в 1926 г. – 8 чел.; в 2010 г. – 6 чел.

Михайлова пустынь

До 1763 года на месте села существовал монастырь–пустынь, основанный старцем Михаилом Верижником в далеком XIV веке.
Документальных свидетельств о Михайловой пустыни сохранилось немного. Частые татарские, а потом еще и литовские набеги, междоусобные войны, а спустя почти три века польское нашествие уничтожили почти все грамоты и большую часть летописей того далекого времени.
По преданию в этой местности подвизался Преподобный трудник и пустынник Михаил верижник.
Из Источн. Русск. Агиографии. Состав. Н.П. Барсуковым. Изд. Императорского Общ. люб. Древн. письменности. СПБ., 1882 г., на стр. 365, читаем: Михаил, Вязниковский чудотворец. В «Книге о Святых»:
«Преподобный трудник и пустынник Михаил верижник в монастыре Успения Пресвятыя Богородицы и Святого Николы, иже на Клязме реце, во Мстерской волости, новый чудотворец.
Подобием стар без брады, возрастом велик во свитке власяной, чином белец бысть в лето 6930. Поживе более 50 лет. От града Вязников 10 верст, от Владимира ниже 100 верст; от реки Оки 30 верст, от Гороховца 40 верст. На гробе его положен камень и крест вырезан и летопись на дске и образ на гробе штилистовой. Область Патриарша» (Рукопись Савваитова, л. 16 об., 17). Неканонизован (Сергий, III, пp. 3, стр. 66). В «Иконописном Подлиннике», под 9 ноября (Филимонов, стр. 38—39). В книге Св. Русь. Справочная книжка по русск. агиографии. Состав. архим. Леонид. Изд. графа С.Д. Шереметева. СПБ., 1891 г., на стр. 176 и 177, № 686, показано: Михаил, трудник и пустынник «верижник» в монастыре Успения Пр. Богородицы и Св. Николая, иже на Клязьме реке, в Мстерской волости, в 10 верстах от г. Вязников. Не канонизован. Погребен в церкви упраздненного Вязниковского Успенского монастыря. В историко-статистич. описании церквей и приходов Владимирск. епархии. Вып. V, у В. Березина при описании Михайловой пустыни не показано, что в ней подвизался Преп. Михаил «верижник», но у В. Добронравова при описаниях Кинешемскаго погоста и села Станки помещены краткие сведения о подвижничестве Преп. Михаила «верижника».

Существует легенда, что с Михаилом Верижником был знаком архиепископ Суздальский и Нижегородский Дионисий, который в 1330 году основал Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. Иноку Дионисию тогда исполнилось 30 лет, он был ровесником XIV века. Несомненно, что для него старец Михаил, как минимум вдвое старше, являлся духовным наставником и авторитетом. По преданию, старец, искавший уединения в лесных дебрях за Клязьмой, благословил молодого собрата на духовный подвиг. Позже Дионисий станет митрополитом Киевским и всея Руси и обретет венец мученика, взятый в плен литовцами и окончивший свои дни в темнице.
Очевидно, что Михаила Верижника можно причислить к тем духовным деятелям, которые положили самый тяжкий, первый и потому позже почти незаметный камень в дело возрождения Руси в качестве великой православной державы. Именно поэтому память о простом монахе, покинувшем этот мир уже почти семь веков назад, жива до сих пор. Точное место его погребения неизвестно.
По одной из версий, он покоится под фундаментом храма нынешней Пустынки.
В старину все строения Михайловой пустыни были деревянными. Несколько раз их уничтожали пожары, но иноки все отстраивали заново. В Михайловой пустыни в первой половине XVIII века имелось три деревянных церкви: холодная – в честь Владимирской иконы Божией Матери, теплая – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и самый главный соборный храм в честь Сретения Господня, по названию которого обитель именовали Сретенской Михайловой пустынью.
У П. М. Строева: списки иерархов и настоятелей монастырей Росс. церкви. Изд. Археографии. Комиссии. СПБ., 1877 г., на стр. 723 показано: «Владимирскаго уезда, Сретенскаго, Михайловой пустыни, строитель Александр 1702 г.», 7 янв. 1713 г.
Иеромонах Герасим служил там в 1730-е гг.
15 сентября 1762 г. в Михайловой пустыни случился сильный пожар, и почти все ее деревянные строения, в том числе и оба храма, сгорели. После пожара на средства крестьянина села Васильевского Шуйского уезда Степана Дмитриевича Ватерина в пустыни было начато строительство небольшой каменной церкви в честь Иоанна Предтечи, которую вскоре и окончили. Также была вновь выстроена деревянная церковь – в честь Владимирской иконы Божией Матери.
В 1764 году императрица Екатерина II издала указ о секуляризации церковных имений, которые отбирались в казну. Тогда же было упразднено и множество небольших и небогатых монастырей. Монастырь в Михайловой пустыни Высочайшим указом оказался упраздненным, а его церкви обращены в приходские.
Однако жители семи окрестных деревень Высоково, Лычево, Панино, Смехра, Тетерино и ныне несуществующих Душилово и Клячино, привыкшие видеть в пустыни местную святыню и почитая память старца Михайлы, обратились к властям с просьбой за свой счет восстановить сгоревшие церкви.
«В Духовную Его Преосвященства Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, консисторию Ведомства главной дворцовой канцелярии конторы Владимирского уезду от дворцовой Всегодической волости с приписными управителя дел.
ДОНОШЕНИЕ.
Сего июля 5 дня 1773 г. находящейся во Всегодической волости упраздненной Михайловской пустыни, что ныне именуется приходской Владимирской Пресвятой Богородицы церковью, староста церковный, деревни Клячиной Иван Климов, да прихожане той деревни: соцкой Харитон Андреев, крестьяне Никифор Иванов, Андрей Климов с товарищи объявили: сегодня 5 числа июля приехали ко оной к Владимирской Пресвятой Богородицы церкви означенной Всегодической волости села Малых Всегодич священники Петр да Яков Ивановы, как и Петр Иванов с причетники Андреем Петровым, Тимофеем Александровым на своих собственных лошадях... от приходской церкви повешенный на столбах для звону колокол в тридцать два пуда, находившийся под старостным с приходскими людьми смотрением, ... увезли в теплую церковь Рождества Богородицы с. Малых Всегодич.
(Дело слушано 9.ѴІІ. 1773 г.).
Священник с. Михайловской пустыни - Иван Захарьев уступил, якобы, колокол безденежно - в Малые Всегодичи. «Колокол куплен годов 5 назад на церковные деньги, а не на священниковы. Священник Иван Захарьев «подвержен делается болезненным припадкам», «за старостию пришел в крайнюю слабость и глазами слеп».
Прихожане просили определить во священника Дмитрия Иванова, который был диаконом в Михайловской пустыни, а к 1773 г. был священником в погосте Николы Владимирского уезда. Он и определен священником в Михайловскую пустынь».

В 1773 году в пустыни были заново построены деревянный Владимирский и каменный Предтечинский храмы. В июне 1773 г. в упраздненной Михайловской пустыни освящена вновь построенная каменная церковь «во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи»; - в ее описи написано 5 колоколов, из них большой - весом в 32 пуда.
«Решение Духовной консистории 19.ѴII. 1773 г. - отдать колокол обратно из М. Bсeгодич в Михайловскую пустынь».
Но простояли церкви недолго. Новый пожар спустя четверть века повредил и эти постройки.
«О дозволении в упраздненной Михайловской пустыни вместо деревянной построить вновь каменную церковь.
(3.Ѵ.1806-17.Ѵ.1806 гг.)
Великому господину Преосвященнейшему Ксенофонту, епископу Владимирскому и Суздальскому и кавалеру.
Епархии Вашего Преосвященства Ковровской округи упраздненной Михайловской пустыни священника Дмитрия Иванова и ктитора Григория Яковлева.
Всепокорнейшее прошение.
В показанной нашей Михайловской пустыни имеется церковь деревянная Владимирские Пречистыя Богородицы, которая стала уже приходить в ветхость. Почему желаем мы в то же наименование воздвигнуть каменную, а собранной церковной суммы имеется налицо 1175 рублей, а впредь для прибавки, ежели благоволите. Ваше Преосвященство, к показанной сумме от доброхотных дателей дать на три года сборную книгу и присем прошении приобщаем приговор:
Того ради Вашего Преосвященства всепокорнейше просим сие наше прошение принять вместо деревянной церкви воздвигнуть каменную и для сбору дать сборную книгу, а в ветхой церкви благоволить службе до окончания каменной в тоже наименование быть продолжаемой. И о сем прошении учинить милостивейшее свое и Архипастырское благорассмотрение. Мая ... дня 1806 года. Прошение означенной пустыни священник Дмитрий Иванов и вместо показанного ктитора Григория Яковлева за неумением его грамоте по его прошению руку приложил: Учинить сему надлежащую справку, представить Мая 3. (1806).
1806 r. апреля 23 дня Ковровской округи Всегодического удельного участку приходские упраздненной Михайловской пустыни крестьяне разных деревень, а именно: Клячина - Анисим Ильин, Андрей Климов, Конон Алексеев, Алексей Алексеев; Тетерина - сельской Михайло Иванов, Петр Иванов, Михайло Иванов, Михайло Герасимов, Иван Иванов, Матфей Симеонов, Афанасий Моисеев, Иван Максимов, Афанасий Иванов, Иван Яковлев; Высоковой - Иван Никифоров, Борис Филиппов, Андрей Ильин, Петр Васильев, Иван Тимофеев, Алексей Алексеев, Ксенофонт Иванов, Симеон Ильин; Душиловы - Иван Гаврилов, Тихон Никитин, Емельян Васильев, Михаил Андреев, Андреан Федоров, Моисей Иванов, Антон Дмитриев, Иван Иванов, Матвей Михайлов; Лычевы - Никита Александров, Федор Михайлов, Козьма Яковлев, Козьма Иванов, Афанасий Иванов, Андрей Федоров, Ермолай Яковлев, Иван Данилов, Невил Силин; Панины - сельской выборной Степан Козьмин, Семен Федоров, Никита Анисимов, Захар Козьмин, Василий Иванов, Федор Алексеев, Антон Иванов и прочие прописанных деревень крестьяне, будучи в выше писанное число при означенной пустыни у святой литургии и по окончании оной со общего всех прихожан согласия дали сей приговор священнику Дмитрию Иванову и церковному ктитору Григорию Яковлеву в том, чтоб вместо деревянной церкви во имя Владимирской-Пречистыя Богородицы, которая стала уже приходить в ветхость восстановить в то же наименование каменную помощию доброхотных дателей, а поелику и наличной церковной суммы имеется ныне 1175 руб. в рассуждении чего и испросить им, священнику и ктитору где следует на сие позволения. Почему сей приговор дав и рукоприкладствием нашим утверждаем.
К сему приговору деревни Душилова крестьянин Емельян Максимов вместо вышеозначенных прихожан за неумением их грамоте по их прошению и вместо себя руку приложил.
Во Владимирской духовной консистории по справке.
Ковровской округи в Упраздненной Михайловской пустыни по разборной 1784 г. ведомости показано приходских 104 двора, по числу и быть определено попу, диакону, дьячку и пономарю.
По поданной в Консисторию от благочинного той же округи села Больших Всегодич священника Василия Ястребова за 2-ю прошлого 1805 г. ведомости в той Михайловской пустыни показано приходских дворов 133 удельного ведомства в разных деревнях, в них мужеска пола 420 душ, пашенной земли во всех трех полях 39 десятин 3570 квадратных сажен, сенного покосу 3 десятины, усадебной земли 625 квадратных сажен.
Регистратор (Чихачев?).
(Резолюция): заготовить грамоту и выдать сборную книгу на три года (14.V.1806 г.).
17.V.1806 г. указ с книгою священник Дмитрий Иванов взял и расписался.
(Грамота подписана 17 апреля (?) 1806 г., взял священник Дмитрий Иванов).

Деревянную Владимирскую церковь в начале XIX века разобрали «за ветхостию». Вместо нее по решению прихожан, принятом на сходе 23 апреля 1806 г., началось возведение каменной церкви в то же наименование, «помощию доброхотных дателей», которая и была построена в 1810 г. В 1862 г. при Владимирской церкви пристроили придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы - в то же наименование, что и прежний приходской храм смехровцев. При церкви прихожане возвели каменный домик для сторожа, часовню и кирпичную ограду вокруг храма.

Клировая ведомость церкви Владимирской иконы Божией Матери Ковровского уезда упраздненной Михайловской Пустыни за 1873 г.
1. Построена 1806 г. тщанием прихожан.
2. Зданием каменная с таковою же колокольнею и оградою, крепка.
3. Престолов в ней два: в настоящей холодной во имя Владимирской Божией Матери, в приделе теплом - во имя Рождества Богородицы. При сей церкви в той же ограде находится другая церковь, теплая, зданием каменная, крепка, во которой престол во имя Крестителя Господня Иоанна, в сей церкви служба совершается однажды в год, августа в 29 день, в ней находится престол, жертвенник, иконостас, движимого же церковного имущества в ней не имеется.
4. О церковных имуществах и вещах: ризницею, утварью и св. иконами снабжена достаточно, хотя и нет богатых материалов, а потому особенно замечательного в ней не имеется; при сей церкви полный состав служебных книг, сверх того имеются Четъи-Минеи и Библия, а творений Св. отцов, сочинений русских проповедников в ней и книг истолковательных в ней не имеется.
5. Причта по штату положено издавна: священник, дьячок и пономарь, они и ныне находятся налицо.
6. Земли при сей церкви: усадебной - 625 кв. сажен, пашенной 20 десятин, к возделыванию неудобной, сенокосной 3 десятины 800 кв. сажен, лесной 2 дес. строевого, коего в настоящее время имеется небольшое количество потому, что из него, с разрешения Епархиального начальства разными лицами причта вырублено до 300 корней, и три десятины дровяного, соснового произрастания, качества доброго, сверх сего 15 десятин пашенной земли, находится от Пустыни в 4 верстах, а всей земли 43 дес. 1425 кв. сажен, план и межевая книга на всю землю имеются и хранятся в церкви, всею землею владеют сами священно-церковнослужители.
7. Домы у священно-церковнослужителей собственные, деревянные на церковно-усадебной земле. Из церковного леса выстроены у священника сарай и поправлен двор, у дьячка передняя изба с двором и мшеником, сарай и поправлен амбар; у пономаря - дом с двором и мшеником, на устройство коих употреблено капитала жены его, сто рублей серебром, сарай, амбар, погреб и овин; у просвирницы изба, у вдовой священнической жены Анны Парвицкой мшеник и половина двора.
8. На содержание священно-церковнослужителей постоянного оклада не получается; вместо того они в сем году пользовались следующими доходами: от пашенной земли получали 50 руб., от сенокосной - 25 руб., лесной - 10 руб., от содержания питейного дома на время ярмарки - 20 руб., от треб и справлений и молебствий в церкви и приходе 390 руб., а всего до 435 руб. серебром.
9. Здания, принадлежащие сей церкви, суть: домик каменный, в коем помещается церковный сторож; лавки деревянные, отдаваемые в наем во время ярмарки, каждогодно бываемой 23 июня, за пользование коими, и также со всех торгующих на церковной земле в сем году получено 90 руб. серебром.
10. Расстоянием церковь от консистории в 74 верстах, от местного благочинного в 5 верстах.
11. Кладбище для умерших находится при церкви, особенно отведенного не имеется.

(Клировые ведомости церкви Владимирской иконы Божией Матери, 1873 г.). (Михайловская пустынь).
Священник Сергей Иванов Доброхотов, священнический сын. По окончании курса во владимирской духовной семинарии был уволен в 1848 г. с аттестатом I разряда и со званием студента; 28.XI. 1848 г. бывым Преосвященным Парфением посвящен к сей церкви во священника; 4.XI. 1869 г. за весьма усердную при честном поведении службу награжден набедренником. 3.ІѴ. 1873 г. удостоен Благословения Св. Синода, грамоту имеет; 46 лет. Произнес 20 проповедей печатных, поведения очень хорошего. Жена Елизавета Петровна 47 лет. Дети: Александр - обучается в 4 классе Владимирской духовной семинарии на казенном содержании - 19 лет, поведения скромного; Анна - 15 лет; Пелагея - 12 лет; Татьяна - 10 лет; читать умеют.
Дьячек Николай Егоров Орлов, 52 лет, дьяческий сын. По исключению из Высшего отделения Владимирского духовного училища в 1840 г., того же года 20.ІХ. определен в Лукьянову Пустынь в послушника; 5.11.1842 г. бывым Преосвященнейшим Парфением определен к сей церкви в дьячки, а в стихарь посвящен 7.III. 1844 г., вместо грамоты сгоревшей имеет указ, двоеженец. Жена - Александра Ивановна, 56 лет. Дочь от 1-й жены - Александра, которая ныне живет у родственников Екатеринославской губернии в г. Ростове, 26 лет. От 2-й жены: Надежда 20 лет Василий - 18 лет, исключен из IV кл. Шуйского духовного училища, живет на содержании отца; Анна - 17 лет.
Исполняющий должность пономаря Иван Иванович Парвицкий, 29 лет. Священнический сын. По исключении в 1863 г. из среднего отделения Владимирской духовной семинарии. 24.XII. 1865 г. Преосвященнейшим Феофаном определен к исправлению сей должности, с 1870 г. безмездно обучает крестьянских детей. 13.ХІІ.1871 г. при указе Владимирской духовной консистории № 3666 за прохождение учительской должности объявлена ему благодарность от Преосвященного Иакова, епископа Муромского; 13.ѴІ. 1872 г. при указе той же Консистории № 4518 за труды и образование крестьянских детей преподано ему благословение от Его Высокопреосвященства Антония, архиепископа Владимирского и Суздальского, указ имеет. Жена - Мария Сергеева (дочь священника С.И. Доброхотова), 16 лет.
Просвирня - девица Наталия Иванова Борисовская, 54 лет, дочь умершего священника с. Троицкого Ивана Ефимова, который с 1810 по 1845 гг. проходил должность священника, а каковой должности и помер, определена на должность 29.II.1849 г„ указ имеет, живет в своей избе.
Сиротствующие: умершего священника сей церкви Ивана Парвицкого вдова Анна Иванова, живет в своем доме, содержится ее сыном оной Пустыни пономарем Иваном Парвицким на условии, хранящемся у местного благочинного, муж ее был посвящен во священника в 1832 г., умер на должности 18.III.1847 г. При ней живет сын ее Семен Иванов Парвицкий, в 1865 г. исключен из среднего отделения Владимирской духовной семинарии, - 27 лет.


В 1874 г. деревню Смехру перевели из прихода алексинской Бoгoродице-Рождественской церкви в приход храма и честь Владимирской иконы Божией Матери упраздненной Михайловой пустыни (нынешней Пустынки). До нее от Смехры считалось вceгo 5 верст.
Приход Михайловой пустыни считался не слишком доходным, в 1870 г. причт из трех человек получал 435 рублей. Поэтому перечисление деревни Смехры из Алексинского прихода в Михайловский было удобным не только для смехровцев, но и для причта Михайловой пустыни.
«К достопримечательностям храма в кон. XIX века, свидетельствующим о древности и святости этого места, во-первых, принадлежала древняя Владимирская икона Божией Матери, сохранившаяся от пожара 1763 года.
Другая древность — это Евангелие 1648 года.
Земли при церкви: усадебной 625 квадр. саж., пахотной 25 десятин, сенокосной 3 десятины 800 кв. саж. Кроме того, при церкви значилось дарственной земли 15 десятин, находящейся в 3 верст, от села.
Церкви принадлежали здания: каменный дом, в котором помещался церковный сторож, и деревянные торговые лавки, крытые железом.
Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.
Приход Михайловой пустыни состоял из прихожан села и деревень: Высоково, Душилово, Клячино, Лычево, Панино, Смехра и Петерино.
23 июня ежегодно здесь бывает ярмарка» (Историко-статистическое описание города Коврова с уездом. Составил И.Ф. Токмаков. 1903.).

Ярмарки:
Ильинская ярмарка в с. Б. Всегодичах — 20 июля, еженедельные базары в с. Б. Всегодичах — по четвергам;
Воздвиженская ярмарка в с. М. Всегодичах — 14 сентября;
Владимирская ярмарка в с. Михайловская пустынь — 23 июня.

7 сентября 1913 г. Михайловскую пустынь и Смехру проездом посетил митрополит Московский и Коломенский Макарий, направлявшийся из Коврова в Шапкино. Макарий (и миру Михаил Андреевич Невский) был ролом из села Шапкина, где его отец в 1830-е гг. служил пономарем. В восьмилетием возрасте (в 1843 г.) Миша Невский вместе с родителями покинул Шапкино, переселившись и Сибирь, в Тобольскую губернию, где его отец думал найти лучшей доли. С тех пор Михаил Невский прошел долгий и нелегкий путь, принял монашество с именем Макария, прославился своей миссионерской деятельностью на Алтае и, наконец, достиг одного из высших постов в русской православной иерархии. И вот в 1913 г. спустя много лет, Владыка Макарий вернулся на свою Родину. Сопровождавший митрополита в его поездке епископ Юрьевский Евгений писал: «В погосте Михайлова Пустынь, мимо храма которого пролегает дорога в село Шапкино, собрались встретить Его Высокопреосвященство едва ли не все прихожане этого погоста (в том числе и смехровцы), несмотря на дальность расстояния (от погоста) их деревень: были здесь некоторые и из священников соседних сел и местный о. благочинный. Остановившись около встречавшего в облачении духовенства и выйдя из карсты, Его Высокопреосвященство приложился ко св. кресту, окропил себя святою водою и проследовал в храм, где, выслушав краткое молебствие, стал беседовать с молящимися, приглашая их исповедовать свою веру не устами только (речью, чтением), но и песнопениями. И все присутствовавшие вместе с Его Высокопреосвященством пропели несколько известных им священных песнопений. Заметив на некоторых из бывших в храме крестьянах городские костюмы, Его Высокопреосвященство стал поучать присутствующих о верности заветам старины, развивая ту мысль, что «той земле не устоять, где начнут уставы ломать».
На обратном пути 9 сентября митрополита Макария вновь встречали толпы народа. «В Михайловой Пустыни причт в полном облачении со св. крестом и св. водою стоял у врат церковной ограды, когда проезжал Его Высокопреосвященство; но он проехал не останавливаясь».

Письмо с фронта, прислано свящ. пог. Михайловой пустыни, С. Беляеву (1915 г.). «Дорогой батюшка, отец Михаил! Ничего бы я больше не желал, кроме только, чтобы исповедаться и причаститься, но никак не возможно.
Дорогой батюшка, поставил я Ваше благословение, святого ангела Сергия Радонежского перед собой и каюсь перед Богом и перед Вами во всех своих грехах. Дорогой батюшка, помолюсь я об своих грехах Господу Богу, и Вы за мои грехи помолитесь, чтобы Господь обратно возобновил и подкрепил мои силы».

В 1918 г. Михайлову пустынь посетил митрополит Владимирский и Шуйский Сергий - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Однако посещение Высокопреосвященного Сергия не было столь торжественным, как визит его предшественника, ибо проходило после революций 1917 г.
«(Михайловская Пустынь, Всегодической вол., Ковров. у.). У наших православных охладели сердца к богу,— народу в церкви бывает пяток, редко десяток, да и те старушки. В Николин день собралось народу побольше. Поп, рассказывая «биографию» Николая «чудотворца», закинул удочку, что мол, де церкви надо помочь, а то нет вина, ладана пр.
Поп знает, что у крестьян денег нет, так подбирается к ленку, он подороже теперь хлебушка.
— Соберите, мол, по рученьке...
Хоть и тонко батя подъехал, но ничего не вышло.
Граждане узнали цену поповскому вранью» («Призыв», 6 января 1924 г.).
Церковь Михайловой пустыни была закрыта 18 августа 1935 г. решением Ивановского облисполкома. Бывшее церковное здание передали совхозу «Гигант» для использования в хозяйственных целях. Служившего там священника из Малых Всегодич Петра Якимовича Сперанского арестовали.
С тех пор бывшая церковь на месте бывшего монастыря постепенно ветшает и разрушается и сегодня представляет собой весьма печальное зрелище. Рухнули купола, сброшены колокола с колокольни, повреждена крыша, от часовни остались руины, а ограду разобрали по кирпичику до основания.
Судьба его древнего престольного образа, уцелевшего, как верили прихожане, со времен Михаила Верижника, до сих пор неизвестна. А дабы лучше стереть память о поруганной святыне, Михайлову пустынь официально переиначили в Пустынку. Так она и именуется в списках населенных пунктов нынешнего Ковровского района.
Паромную переправу близ Пустынки (ее называли Тинской перевоз) упразднили в конце 1960-х гг., хотя на картах до сих пор значится на самом деле уже почти несуществующее старое шоссе, проходившее рядом с Владимирской церковью Михайловой пустыни. Несмотря на то, что многие прежде закрытые храмы сегодня уже восстановлены, в сравнительно труднодоступном и малонаселенном селении кирпичное церковное здание и сегодня пустует, купола и ограда снесены, священнический дом приспособлен под жилье, а часовня — под частный сарай.
Среди ковровчан бытуют неправдоподобные рассказы о якобы спрятанных монахами в Пустынке кладах, село является притягательным местом для туристов, любителей рыбной ловли и популярного нынче геоэкшинга. А вокруг до сих пор высятся старые сосны — ровесницы разоренной церкви.
Говорят, что заблудившиеся грибники или рыбаки иногда встречали в лесных дебрях седобородого старца, который молча показывал им верное направление своим посохом. Некоторые верят, что это помогает Михайло Верижник — небесный покровитель вязниковской и ковровской земли.


Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Фото Геннадия Халтурина

Источник:
Н.В. Фролов. Деревня Смехра на озере Смехро. Летопись Ковровского уезда. Выпуск 3. Ковров 1995 г.
Село Большие Всегодичи
Деревня Смехра на озере Смехро
Инок Михаил Верижник

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Николай (07.04.2017)
Просмотров: 2817 | Теги: Ковровский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru