Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
08:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Деревня Смехра на озере Смехро, Ковровского района

Деревня Смехра на озере Смехро

Смехра – деревня в Ковровском районе Владимирской области. Входит в состав Малыгинского сельского поселения.
Численность населения в 2010 г. – 2 муж. и 3 жен., всего 5 чел.


«д. СМЕХРА основана в 1395 году». Фото Геннадия Халтурина.

Расположенное к северо-востоку от Коврова озеро Смехро известно многим ковровчанам, особенно любителям рыбалки. Привычно звучащее название озера, между тем, можно считать одним из древнейших в пределах нынешнего Ковровского района. Оно напоминает нам о том времени, когда на берегах Клязьмы в Волго-Окском междуречье жило племя меря, принадлежавшее к финно-угорской языковой группе. Было это полторы тысячи лет назад - в IV-ѴІ веках нашей эры. Впоследствии в заклязьминские леса проникли славяне, и первоначальное население растворилось в новой среде, оставив на память о себе множество до сих пор сохранившихся географических названий на мерянском языке.
Постепенно немалое число рек, озер и деревень получило новые, более понятные местным жителям наименования. Но кое-где старые мерянские названия сохранились вплоть до сегодняшних дней. Одно из них - Смехро. Во Владимирской области есть еще несколько подобных названий озер: Исихра, Юхор, Кщара, Печхар, Санхар. Можно предположить, что сочетание «ар» (или «ор») когда-то на забытом мерянском языке обозначало «озеро» и первоначально все эти озера именовались Исихар, Юхар, Кщаар, Печхар, Санхар и Смехар. Первую часть данных слов составляло собственно название озера, а полностью сочетание звучало, например. «Юх-ар», то есть «Юх-озеро». Подобным образом в древних былинах и летописях говорилось: «Ильмень-озеро» или «Бело-озеро». Не случайно, в нынешнем эстонском языке озеро обозначается словом «ярве», имеющим, по-видимому, тот же корень «яр» или «ар» - в искаженном разговорном варианте. Итак, судя по названию, озеро Смехро существует уже более тысячи лет и все это время носит примерно одно и то же имя.


Наконечник копья. Найден на берегу озера Смехра, Ковровского района. 1995 г. Эпоха неолита.

Самые ранние сохранившиеся документы, в которых упоминается Смехро, относятся к 1392-1427 гг. Именно тогда князь Стародубский Федор II Андреевич, сын участника Куликовской битвы князя Андрея Федоровича, передал озеро Смехро игумену Троице-Сергиева монастыря (нынешней знаменитой лавры) Никону на помин души деда, отца и его самого - князя Федора. Судя по княжеской грамоте, озеро Смехро на рубеже ХІѴ-ХѴ столетий соединялось двумя истоками (протоками) с соседним озером Боровым и рекой Шижегдой (ее название писалось тогда «Шужохта»). Стоимость озера Смехро с соседними угодьями оценивалась тогда в 200 рублей. В те годы даже деревню порой продавали за 50 рублей, так что указанная цена была достаточно высока.
Озеро Смехро уже в давние времена славилось своими рыбными ловлями. Тот же князь Федор Андреевич Стародубский разрешил троицкому игумену Никону поставить на берегу озера «двор» для «ватаги рыболовов». Так возникла при озере Смехро безымянная деревушка, от которой ведет свою историю нынешняя деревня Смехра. Ее жители занимались рыбной ловлей и привозили рыбу зимой в Троице-Сергиев монастырь.
1392-1427 г. Данная князя Федора Андреевича Стародубского Троицкого монастыря игумену Никону на озера Смехро и Боровое, в Алексинском стану Стародубского княжества.
«Се яз князь Федор Андреевич дал есмь к св. Троице Сергиев монастырь игумену Никону и всей братье, или хто будет по нем ины игумен, дал есть в своем стареиншенстве в Олексинском стану озеро Смехро, и со всеми истоки, да озеро Боровое, в поминок душе своему деду, да и своеиму отцю, да и своей, да и всему своему роду. А xтo сю грамоту подвигнет моих детей или моих братаничев ино ми с ним суд перед богом, а даст тот св. Троице 200 рублев.
А на то послуси: сын мой князь Иван Федорович, да сын мой Федор Федорович, Фатьян Михайлов, Костентин Михайлов, Василеи Данилов».
Вторая данная князя Федора Андреевича (Стародубского) Троицкого монастыря игумену Никону на озера Смехро и Боровое, в Алексинском стану Стародубского княжества, с правом поставить у озер двор для ватаги рыболовов.
«Се яз князь Федор Андреевич, дал есмь св. Троице в Сергиев монастырь игумену Никону, или по сем кто иной игумен будет у св. Троицы, дал есмь в Стародубе в старинном пути в своей вотчине в Олексинском стану озеро Смехро, да другое озеро Боровое и со истоки, что исток течет и - Смехра в Боровое, и другой исток и - Смехра то в реку в Шужохту, но поминок своему деду, да своему отцу, и себе, и своему роду. А всхочет игумен поставити двор ватаге блиско озер, и братанич мой князь Дмитрий Васильевич да сын мой князь Федор, кого есмь благословил старейшим путем Олексинским станом, дадут ему поставить двор ватаге блиско озер. А кто грамоту рушит моих детей или кто моего роду, ино суд ми перед богом; а дает тот св. Троице за то двести рублев. А приходили братанич мой князь Данило Васильевич, да сын мой князь Федор, да мои бояре: Константин Михайлов, Федор Михайлов. А у даной печать».

В середине XV столетия после смерти последнего Стародубского князя Федора ІІІ Федоровича Стародубское княжество окончательно распалось на отдельные вотчины. Значительная часть земель, бывших ранее в уделе Стародубского князя, между реками Уводью, Шижегдой и Клязьмой досталась князьям Ряполовским-Стародубским, наиболее высоко стоявшим в то время при дворах великих князей Московских Василия II и Ивана III. Один из этих князей - князь Семен Иванович Хрипун-Ряполовский - во второй половине XV века, около 1460-1470-х гг. «дал есми Новую деревеньку, на озере на Смехре, к живоначальной Троице в монастырь Святого Сергия чудотворца». Князь С.И. Ряполовский, по прозванию Хрипун, известен в истории как воевода во многих походах и сражениях в 1446-1488 гг., скончался он в 1503 г. Он приходился троюродным братом последнему Стародубскому князю Федору III. В «Новой деревеньке», переданной князем Ряполовским Троице-Сергиеву монастырю, и нужно видеть то селение, которое пошло со двора «ватаги рыболовов». Вновь возникшую деревню так и называли - «Новая деревня у озера Смехро». Постепенно деревня Новая стала именоваться Смехра (именно так женского рода).
Еще с XIV века озеро Смехро, а позже и деревня Смсхра входили в состав Алексинского стана, центром которого являлось старинное и богатое село Алексино. Помимо своего рода административного подчинения, деревня Смехра тяготела к Алексину еще и по церковной линии, ибо на протяжении столетий состояла в приходе алексинского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, вначале деревянного, а потом - внушительного каменного.
Село Алексино известно также с XIV столетия. В 1330 г. там был похоронен князь Стародубский Федор І Иванович, казненный в Орде ханом Узбеком. На гробнице убиенного князя, подучившего прозвание Благоверного, совершались многочисленные исцеления: слепые обретали зрение, а не владеющие своими ногами - способность ходить. Гробница Федора Благоверного находилась как раз в Богородиц-Рождественской, приходской смехровской церкви, и, думается, смехровские крестьяне не раз молились на гробе местночтимого чудотворца.
Алексино тоже стало владением Троице-Сергиева монастыря, но почти на столетие позже Смехры. После опалы князей Ряполовских в конце XV столетия значительная часть их вотчин перешла под руку великого князя, в том числе и село Алексино. В начале XVI века (около 1504 г.) великий князь Иван III выменял Алексино на город Мезецк у князей Мезецких, тогда это село по своему значению почти что не уступало городу. В 1540 г. княгиня Евдокия Ивановна Пронская (урожденная Мезецкая), жена князя Юрия Ивановича Шемякина, «приложила» село Алексино тому же Троице-Сергиеву монастырю. В ХѴII-ХѴIII веках Алексино стало крупным торговым селом, одним из центров офенской торговли. Издавна каждую пятницу там проводились еженедельные базары, которые шумели на огромной рыночной площади посреди села. Как писал в 1908 г. Г.А. Ряжский, «в XVII веке Алексино было, судя по писцовым книгам, своего рода центром - огромным селом с тремя церквами, к которому тянула масса деревень». Из Алексина и из Холуйской слободы через села Лучкино и Шапкино шла дорога на Михайлову пустынь к переезду через Клязьму и на село Большие Всегодичи. На этом торном пути находилась и деревня Смехра. В ней долгое время имелся питейный дом, где проезжие торговые люди могли вдоволь угоститься горячительным питием.
Смехровские крестьяне тоже занимались торговлей по всем окрестным селениям. Наиболее смышленые из них составили особую группу так называемых «промышленных людей», вначале с небольшими, а потом - с более значительными средствами. Их называли офенями или ходебщиками. Они ходили с коробами за спиною из одного селения в другое, где продавали разную мелочь для крестьянского обихода. Смехровские крестьяне по своей малоземельности и неудобной почве вынуждены были искать пропитание на стороне, почему и составили целую торговую артель. Одной из выгодных сторон их деятельности являлась продажа бумажных тканей, которые оптовыми партиями сбывались московскими, ивановскими и шуйскими фабрикантами на различных ярмарках, из которых наиболее значительной считалась ярмарка в недалекой от Смехры Холуйской слободе. Торговля мануфактурными товарами была существенным источником доходов для смехровских крестьян. Со своими товарами смехровцы уходили подчас очень далеко: в Восточную и Западную Сибирь, в Польшу, Белоруссию, Украину и Прибалтику, даже в Финляндию и на Кавказ - почти по всей России. Таким образом, во времена расцвета Холуйских ярмарок более всего процветала и деревня Смехра. В начале XIX века, в 1811 г., там проживало около двухсот человек, никогда больше эта деревня не имела такого числа жителей.
Свидетельством благосостояния алексинцев и жителей деревни Смехры стало строительство в селе Алексине каменной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1807-1813 гг. Вначале был освящен придел в честь св. Троицы, а потом и основной храм. Разбогатевшие на офенской торговле крестьяне щедро жертвовали на украшение этого нового храма, и вскоре возникла непредвиденная проблема: на колокольне не помещались вновь пожертвованные колокола. Так как колокола служили предметом особой гордости алексинцев и прихожан, то они приняли решение о строительстве новой, более вместительной каменной колокольни. Ее начали воздвигать в 1822 г. и закончили через несколько лет. На нескольких ярусах этого внушительного сооружения смогли, наконец, поместиться все алексинские колокола, среди которых были и экземпляры, литые из меди с большим добавлением серебра.
С середины XIX столетия вместе с упадком офенского промысла начался отток населения из Алексинской волости, в том числе и из деревни Смехры. В 1834 г. там проживало 72 мужского и 109 женского пола душ крестьян, а в 1857 г. - лишь 67 мужского и 77 женского пола душ крестьян в 27 дворах. В 1904 г. в Смехре значилось 136 жителей в 30 дворах. К концу XIX века смехровские крестьяне, подобно многим жителям соседних деревень, стали уходить на заработки в Иваново-Вознесенск, Шую и Ковров на тамошние фабрики.
Деревня Смехра в ХѴII-ХѴIII веках входила в состав Суздальского уезда, а с 1 сентября 1778 г. вошла в состав новообразованного Ковровского уезда. После секуляризации монастырских имений в 1764 г. Смехра перешла в ведение Государственной Коллегии Экономии. Она оказалась в границах экономической Алексинской волости. После вступления на престол императора Павла 1 Смехра в 1797 г. оказалась перечисленной в Вязниковский уезд, где и оставалась до начала 1804 г. Затем Ковровский уезд был восстановлен, и Смехра вернулась в его пределы.
По старому исчислению Смехра значилась в 14 верстах от Коврова, в 74 верстах от Владимира и в 12 верстах от села Алексина. Последнее обстоятельство и стало причиной того, что в 1874 г. Смехру перевели из прихода алексинской Бoгoродице-Рождественской церкви в приход храма и честь Владимирской иконы Божией Матери упраздненной Михайловой пустыни (нынешней Пустынки). До нее от Смехры считалось вceгo 5 верст. В Пустынке прежде действительно был монастырь (пустынь), основателем которого предание считает некоего инока Михаила, «трудника и верижника». В Михайловой пустыни впервой половине XVIII века имелось две деревянных церкви: «во имя Владимирской Пресвятой Богородицы и во имя Усекновения Честныя Главы Святого Иоанна Предтечи». 15 сентября 1762 г. в Михайловой пустыни случился сильный пожар, и почти все ее деревянные строения, в том числе и оба храма, сгорели. После пожара на средства крестьянина села Васильевского Шуйского уезда Степана Дмитриевича Ватерина в пустыни было начато строительство небольшой каменной церкви в честь Иоанна Предтечи, которую вскоре и окончили. В 1764 г. монастырь в Михайловой пустыни Высочайшим указом оказался упраздненным, а его церкви обращены в приходские. Там же была выстроена новая деревянная Владимирская церковь, которую в начале XIX века разобрали «за ветхостию». Вместо нее по решению прихожан, принятом на сходе 23 апреля 1806 г., началось возведение каменной церкви в то же наименование, «помощию доброхотных дателей», которая и была построена в 1810 г. В 1862 г. при Владимирской церкви пристроили придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы - в то же наименование, что и прежний приходской храм смехровцев. При церкви прихожане возвели каменный домик для сторожа, часовню и кирпичную ограду вокруг храма. Приход Михайловой пустыни считался не слишком доходным, в 1870 г. причт из трех человек получал 435 рублей. Поэтому перечисление деревни Смехры из Алексинского прихода в Михайловский было удобным не только для смехровцев, но и для причта Михайловой пустыни.
7 сентября 1913 г. Михайловскую пустынь и Смехру проездом посетил митрополит Московский и Коломенский Макарий, направлявшийся из Коврова в Шапкино. Макарий (и миру Михаил Андреевич Невский) был ролом из села Шапкина, где его отец в 1830-е гг. служил пономарем. В восьмилетием возрасте (в 1843 г.) Миша Невский вместе с родителями покинул Шапкино, переселившись и Сибирь, в Тобольскую губернию, где его отец думал найти лучшей доли. С тех пор Михаил Невский прошел долгий и нелегкий путь, принял монашество с именем Макария, прославился своей миссионерской деятельностью на Алтае и, наконец, достиг одного из высших постов в русской православной иерархии. И вот в 1913 г. спустя много лет, Владыка Макарий вернулся на свою Родину. Сопровождавший митрополита в его поездке епископ Юрьевский Евгений писал: «В погосте Михайлова Пустынь, мимо храма которого пролегает дорога в село Шапкино, собрались встретить Его Высокопреосвященство едва ли не все прихожане этого погоста (в том числе и смехровцы), несмотря на дальность расстояния (от погоста) их деревень: были здесь некоторые и из священников соседних сел и местный о. благочинный. Остановившись около встречавшего в облачении духовенства и выйдя из карсты, Его Высокопреосвященство приложился ко св. кресту, окропил себя святою водою и проследовал в храм, где, выслушав краткое молебствие, стал беседовать с молящимися, приглашая их исповедовать свою веру не устами только (речью, чтением), но и песнопениями. И все присутствовавшие вместе с Его Высокопреосвященством пропели несколько известных им священных песнопений. Заметив на некоторых из бывших в храме крестьянах городские костюмы, Его Высокопреосвященство стал поучать присутствующих о верности заветам старины, развивая ту мысль, что «той земле не устоять, где начнут уставы ломать». В деревне Ильиной все православные жители ожидали Владыку Митрополита с хлебом и солью у своей часовни. Выйдя из карсты, Его Высокопреосвященство благословил хлеб-соль и обратился к присутствующим с речью, в которой выяснил значение доброго обычая подносить гостю хлеб-соль, пожелав в заключение, чтоб хлеб - достаток и мир всегда были в их семьях и обществе; после того Его Высокопреосвященство, заметив одного из присутствующих выпившим, повел беседу о вреде винопития, которое портит и губит золотое сердце русского народа, обездоливает его. В следующих затем по пути деревнях (Смехре, Набережной) все от «мала до велика» выхолили встречать Владыку; в деревне Набережной встречали его с хлебом-солью, но Его Высокопреосвященство торопился, а потому ограничился тут и там преподанием благословения, не выходя из карсты».
На обратном пути 9 сентября митрополита Макария вновь встречали толпы народа. «В Михайловой Пустыни причт в полном облачении со св. крестом и св. водою стоял у врат церковной ограды, когда проезжал Его Высокопреосвященство; но он проехал не останавливаясь». Посещение митрополитом Макарием окрестностей села Шапкина, в том числе и деревни Смехры, стало одним из наиболее ярких событий в местной жизни. В 1918 г. Михайлову пустынь и проездом Смехру посетил митрополит Владимирский и Шуйский Сергий - будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Однако посещение Высокопреосвященного Сергия не было столь торжественным, как визит его предшественника, ибо проходило после революций 1917 г. Церковь Михайловой пустыни была закрыта 18 августа 1935 г. решением Ивановского облисполкома. Вывшее церковное здание передали совхозу «Гигант» для использования в хозяйственных целях.

После установления Советской власти деревня Смехра до 1929 г. значилась в Набережновском сельсовете Алексинской волости Ковровского уезда. В 1923 г. в Смехре насчитывалось 112 жителей. В 1929 г. вся Алексинская волость вошла в состав Савинского и Южского районов и до сих пор остается в пределах Ивановской области. Единственным населенным пунктом бывшей Алексинской волости, перешедшим в Ковровский район, стала деревня Смехра. С начала 1930-х гг. она состояла в Большевысоковском сельсовете Ковровского района, а в 1954 г. перешла о Большевсегодический сельсовет, в составе которого и пребывает до сих пор.
Смехра сегодня - самый крайний восточный населенным пункт Владимирской области на левобережье Клязьмы.
В 1933 г. в Смехре был образован колхоз «Активист». В 1950 г. этот колхоз объединил пять небольших колхозов, в том числе «Солидарность» в деревне Ильино, «Красная Армия» в деревне Большое Высоково и колхоз имени Клары Цеткин в деревне Тетерино. Центральная усадьба нового объединенного «Активиста» была перемещена в Ильино, а сам колхоз специализировался на мясомолочном животноводстве. Помимо Смехры и Пльино, в состав этого колхоза вошли близлежащие деревни - Артёмово, Большое Высоково, Душилово, Коромыслово и Тетерино.
Немалый урон деревне нанесла и Великая Отечественная война, выбив лучших работников. Среди погибших на фронтах смехровцев можно назвать рядового Ивана Терентьевича Алексеева, пропавшего без вести в ноябре 1941 г.; рядового Василия Васильевича Волкова, погибшего в бою в июле 1943 г.; Ивана Михайловича Волкова, пропавшего без вести в 1941 г.; рядового Романа Васильевича Волкова, пропавшего без вести в октябре 1941 г.; рядового Михаила Романовича Волкова, пропавшего без вести в ноябре 1942 г.; рядового Федора Яковлевича Егорова, умершего от ран в январе 1943 г.; рядового Александра Ивановича Маркачева, пропавшего без вести в октябре 1941 г.; рядового Василия Ивановича Маркачева, пропавшего без вести в 1942 г.; рядового Федора Семеновича Михеева, погибшего в бою в июле 1943 г.; лейтенанта Павла Георгиевича Пугачева, погибшего в бою в феврале 1943 г.; рядового Алексея Тимофеевича Сорокина, пропавшего без вести в январе 1945 г.; рядового Федора Николаевича Сорокина, погибшего в ноябре 1942 г.


д. Смехра. Фото Геннадия Халтурина.

В последние десятилетия постоянное население Смехры тает буквально на глазах. В 1961 г. там еще проживали 59 человек, в 1978 г. – 32, в 1983 г. – 16, в 2010 г. – всего 5 чел. Остальные дома, а их в деревне немало, принадлежат ковровским дачникам. Постоянные жители покинули деревню в основном после отмены так называемого «колхозного крепостного права» и выдачи колхозникам паспортов, предпочтя более обеспеченную и комфортную городскую жизнь.
В истории Ковровского края деревня Смехра не играла какой-либо заметной роли, но, волею судеб, ее название стало своеобразным памятником пятнадцати прошедшим столетиям. Знаменитая своим богатым рыбой озером, занимающим площадь в 59 гектаров, и выхухолевым заповедником при нем, деревня Смехра является одной из старейших деревень Ковровского района.



Часовенный столб в д. Смехра. Фото Геннадия Халтурина.

Деревня Ильино расположена в непосредственной близости от деревни Смехра.

/Н.В. Фролов. Деревня Смехра на озере Смехро. Летопись Ковровского уезда. Выпуск 3. Ковров 1995 г./
Село Большие Всегодичи
Михайлова пустынь
Ковровский район
Город Ковров

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Ковров | Добавил: Николай (07.04.2017)
Просмотров: 5070 | Теги: Ковровский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru