Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
23.12.2024
00:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Ковров

Митрополит Макарий Невский

Митрополит Макарий Невский (Парвицкий Михаил Андреевич)

Михаил Андреевич родился 1 октября 1835 года в селе Шапкино Ковровского уезда (сейчас Савинский район Ивановской области), в многодетной семье (был шестым ребенком) причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого, переселившегося затем вместе с семьей в Сибирь.

Окончил Тобольское духовное училище, поступил в Тобольскую духовную семинарию. Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии — в то время семинаристам нередко меняли фамилии. В 1854 году закончил Тобольскую духовную семинарию. Отказался от поступления в Духовную академию (на что мог рассчитывать как второй по успеваемости семинарист на своем курсе) с тем, чтобы заняться миссионерской деятельностью (более 35 лет) на Алтае.
22 февраля (6 марта) 1855 года поступил на службу в Алтайскую духовную миссию в звании учителя и миссионерского сотрудника. В 1855—1857 годах служил псаломщиком в Улалинской церкви. По собственным воспоминаниям,
«исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом шел всюду, где нужны были для дела миссии труды его».
Кроме того, в течение двух лет изучил алтайский язык и занимался переводами на него молитв и богослужений совместно с переводчиком Михаилом Чевалковым. При этом иеромонах Макарий,
«чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отдаленные захолустья Алтая и только путем долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, проходил к принятию и употреблению известного термина».
25 января (6 февраля) 1857 года был пострижен в рясофор, исполнял обязанности катехизатора в Чулышмане, был учителем церковного пения в миссионерских школах Чемала и Улалы.
11 (23) марта 1861 года пострижен в монашество. С 17 (29) марта 1861 года — иеродиакон, с 19 марта того же года — иеромонах (был рукоположен в походной церкви Алтайской миссии). Наряду с миссионерской работой занимался медицинской деятельностью, известны случаи исцеления им тяжело больных алтайцев.
С 14 (26) ноября 1864 года — наместник Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. Так вспоминал об особенностях труда миссионера:
«Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов… Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводятся редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождем, иногда в снежную метель, все это — болезни и труды для тела. Но есть страдания большие — страдания души. Миссионер — страдалец, он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки».

Митрополит Макарий, без преувеличения, принадлежал к блистательной плеяде православных миссионеров, завершавшей в конце XIX - начале ХХ века процесс распространения христианства на огромных пространствах России, начавшийся еще в 988 году.


Митрополит Макарий Невский

Судьба этого поколения выдающихся миссионеров оказалась трагичной: многие из них погибли в сталинских лагерях, а их дела оказались в забвении.
Между тем, труды Макария, его современников и сподвижников имели важное значение не только для православной церкви, но и для светских научных дисциплин: истории, лингвистики, этнографии и т.д. По инициативе Макария начиная с 60-х годов начали открываться миссионерские отделения в духовных семинариях и академиях, на базе которых позднее появились учебные заведения нового типа - миссионерские училища.
В 1864 и в 1867—1868 годах находился в Петербурге, где занимался печатанием составленного им первого «Алтайского букваря» и православных книг на алтайском языке. Среди этих книг были «Литургия святого Иоанна Златоуста», «Священная история Нового Завета», «Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению» и ряд других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке.
И по сей день эти труды являются одними из важнейших в подготовке специалистов по сравнительному языкознанию, этнографии и востоковедению. Издание "Грамматики алтайского языка" завершило формирование письменности для бесписьменных финно-угорских и тюркских языков на основе русского алфавита. Недоумение вызывает, однако, тот факт, что в библиографических обзорах недавнего прошлого либо не указывалось имя автора, либо в качестве имени автора указывалось "М. Невский", что затрудняло пользование этой книгой.
В 1868—1869 годы, совместно с казанским профессором Николаем Ивановичем Ильминским, готовил к печати составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка. Был избран членом Совета переводческого Братства св. Гурия (Казань). Во время пребывания в Казани организовал богослужение на татарском языке, создав хор из крещеных татар и создав для него церковные напевы по образцу алтайских.
Вернувшись на Алтай, организовал в Чепоше училище на семьдесят человек с общежитием для подготовки учителей для других школ, первый выпуск которых состоялся в 1872 году. С 29 июля (10 августа) 1871 года — игумен. С 1875 года — заведующий Центральным Миссионерским училищем в селе Улалы, которое готовило учителей, переводчиков, священнослужителей, катехизаторов. С 13 марта 1875 года — помощник начальника Алтайской духовной миссии. С 1876 года, одновременно член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. С 29 июня (11 июля) 1883 года — архимандрит.
С 29 декабря 1883 года — начальник Алтайской духовной миссии (был им до 1891 года, но и в последующие годы осуществлял попечительство над делами миссии). За многолетние миссионерские труды его называли «Апостолом Алтая».
Сыграл значительную роль в становлении и развитии Бийского катехизаторского училища, в котором получали образование представители различных народностей как Алтая, так и Томской епархии в целом: алтайцы, телеуты, шорцы, абинцы, матурцы, сагайцы, киргизы, остяки из Нарымского края. Удостоен высочайшей благодарности от Николая II в деле церковного и школьного строительства в Сибири. Под началом Макария Невского состоял детский приют и дом трудолюбия в Предтеченском женском монастыре Томска.

$IMAGE3$
Памятник Митрополиту Макарию в городе Бийске на Архиерейском подворье. Скульптор Сергей Исаков. Открыт в 2009 г.

Занимался борьбой против старообрядчества: при нем в Бийске в 1884 году было учреждено противораскольническое братство святого Димитрия Ростовского. Конфликт епископа Макария со старообрядцами носил острый характер: на старообрядцев возлагалась ответственность за пожар 22 мая (3 июня) 1886 года в архиерейском доме, в результате которого сгорели дом с ценной библиотекой и архивом миссии и Катехизаторское училище.

С 12 (24) февраля 1884 года — епископ Бийский, викарий Томской епархии.

$IMAGE2$
Епископ Бийский Макарий

С 26 мая (7 июня) 1891 года — епископ Томский и Семипалатинский. С 1895 года — епископ Томский и Барнаульский. 6 (19) мая 1906 года возведен в сан архиепископа. С октября 1908 года — архиепископ Томский и Алтайский.
Был председателем томского комитета Православного миссионерского общества. Открыл в архиерейском доме библиотеку, в которой велись занятия и читались лекции по богословию, истории, географии. При нем в программу томских духовно-учебных заведений были введены новые предметы — космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование. Было построено новое здание Томского епархиального училища, расширены помещения мужского духовного училища, в большом и удобном здании была размещена Томская духовная семинария, открыта церковно-учительская школа. Владыка занимался благотворительностью, для заштатных и сирот духовного звания, до этого ютившихся в сырых и холодных помещениях, основал Томское общество попечения о бедных и бездомных («Пчельник»). По его инициативе в Томске был открыт городской приют для бездомных и нищих людей.
Его деятельность вызывала ненависть в среде местных сектантов и ссыльных революционеров. Несколько раз его пытались убить, а 22 мая (3 июня) 1886 года был подожжен архиерейский дом, сгорели библиотека, архив миссии, здание Катехизаторского училища, однако епископ Макарий сумел спастись.
В годы революции 1905—1907 годов он проявил себя как монархист и охранитель традиций, содействовал монархическим организациям и являлся почетным председателем Томского губернского отдела Союза русского народа.

С 25 ноября (8 декабря) 1912 по март 1917 года — митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества; член Святейшего Синода. Прибыл в Москву 22 декабря того же года (ст. ст.); 23 декабря торжественно вступил в управление Московской митрополией.
При высочайшем рескрипте от 25 мая (7 июня) 1913 года (день проведения Романовских торжеств в Москве) был пожалован панагией. При прибытии императора Николая II в Москву на торжества встречал его и его семью в Троице-Сергиевой лавре24 мая 1913 года, при вступлении в Кремль в тот же день и при входе в Успенский собор 25 мая, произнося краткие приветственные речи[5].
Вводил в храмах Москвы общенародное пение, занимался катехизацией паствы, убеждая следовать своему примеру московских пастырей. Однако, несмотря на свои прежние миссионерские заслуги, большим авторитетом среди духовенства Москвы не пользовался из-за пожилого возраста, крайне консервативных взглядов, а также циркулировавших тогда слухов о том, что своим назначением на Московскую кафедру он был обязан Григорию Распутину (митрополит такого рода спекуляции считал вымыслом).
Протопресвитер Георгий Шавельский, бывший членом Синода в предреволюционные годы, находясь в эмиграции, давал ему такую характеристику: «Это был маленький, благообразный старичок, внешним видом напоминавший знаменитого митрополита Филарета (Дроздова), а по своим способностям диаметрально противоположный ему. Он был совершенно не способен ни к управлению ответственной Московской епархией, ни к участию в решении синодских дел. Епархией правили другие — кто хотел и кто умел войти в его доверие. Митрополит во время докладов своих подчиненных часто засыпал, и докладчик, не смея нарушить мирный сон владыки, ни с чем уходил от него. В Синоде в его присутствии сплошь и рядом проваливали одно за другим его представления и ходатайства, и он молча принимал этот конфуз. <…> Царское Село смотрело на митрополита Макария как на праведника. А близко знавшие митрополита Макария решительно утверждали, что он в большой дружбе с Гришкой (Распутиным)».
Определением Святейшего Синода от 20 марта (2 апреля) 1917 года № 1661 был уволен с Московской кафедры, с оставлением в звании члена Святейшего Синода (на следующую, летнюю 1917 года, сессию синода не вызывался).
Выступил с протестом против своего увольнения, считая его неканоническим, совершенным под давлением обер-прокурора Синода (в составе Временного правительства) Владимира Львова.
Однако на кафедре митрополит Макарий восстановлен не был, хотя и объявил о запрещении в священнослужении членов епархиального съезда и даже всего московского духовенства (никто этому запрещению не подчинился). В 1917 году некоторое время жил на покое в Зосимовой Смоленской пустыни, а затем был перевезен в подмосковный Николо-Угрешский монастырь.
В июне 1917 года на московскую кафедру епархиальным съездом духовенства и мирян уже был избран архиепископ Тихон, который в ноябре того же года стал Патриархом Московским и всея Руси.
Обратился к Поместному собору 1917—1918 годов с просьбой рассмотреть его дело — на соборе он был реабилитирован, но об этом не было сообщено официально. Кроме того, публичная реабилитация убежденного монархиста и якобы «распутинца» была на тот момент политически невозможна.
В 1918 году келью митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре дважды обыскивали представители советской власти (20 июля и 20 октября), а 3 октября на нее напали вооруженные бандиты, искавшие деньги, которых у престарелого владыки не было.
По воспоминаниям игумении Иулиании (Невакович), тогда старшей сестрой храма Христа-Спасителя:
«Зимой 1919 года в Храме Христа Спасителя к столику сестер храма подошел молодой человек и обратился с просьбой помочь митрополиту Макарию. Из слов его мы узнали, что митрополит, которому было разрешено, не знаю кем, жить в бывшем архиерейском доме монастыря Николо-Угреши, жил, параличный, в неотопленных комнатах, с двумя преданными ему келейниками, из которых один был иеромонах. Все они трое не имели права на продовольственные карточки и голодали. Монастырь же был превращен в детский дом отдыха.
Всегда энергичный ключарь Храма Христа Спасителя о. Александр Хотовицкий тотчас устроил для митрополита сбор продуктов, то есть черного хлеба и пшена, — ничего другого в это время не было. Но тут явился вопрос, как эти продукты доставить? Нужно было идти туда пешком, поезда почти не ходили, да и ехать в них было опасно: вас могли принять за так называемого мешочника и арестовать. Монастырь был и далеко от железной дороги. Но нашлись молодые люди из иподиаконов, и стали они ходить по очереди с молодыми людьми общины о. Алексея Мечева. Возвращались все они в восторге от митрополита, которого возили в кресле. Дух митрополита креп. Привыкший вести молодежь в Томске, откуда вышло множество архипастырей и пастырей для Сибири, у Владыки был особенный дар привлекать к себе молодежь».

Митрополит Алтайский - 19 августа 1920 — 1 марта 1926
19 августа 1920 года Священный Синод вынес определение о пожизненном бытии состоящему на покое митрополиту Макарию — митрополитом Алтайским, о чем Патриарх Тихон известил его личным письмом. Управлял Алтайской паствой из Николо-Угрешского монастыря, по воскресеньям служил в соборе монастыря и произносил проповеди. В 1920 году был частично парализован. Принимал у себя духовных чад (в частности, воспитанниц института благородных девиц в Николо-Угрешском монастыре), а также известных церковных деятелей. Несколько раз его посещал Патриарх Тихон, после утверждения Патриаршим местоблюстителем в 1925 году к нему приехал митрополит Петр (Полянский), которому митрополит Макарий подарил свой белый клобук. Среди других посетителей были архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископ Арсений (Жадановский), который оставил о нем мемуары, священник Сергей Мечев.
В 1925 году, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления легких. Был похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 году перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Труды

Беседы о христианской жизни и воспитании. СПб., 1902.
Образование, права и обязанности женщины. СПб., 1902.
Простые речи о великих делах Божиих. Томск, 1900.
Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений), за все время его служения в архиерейском сане 1884—1913 гг. Сергиев Посад, 1914.
Письма к духовной дочери. Сергиев Посад, 1915.
Не отчаиваюсь в Божией помощи : Сб. писем / Сост. Г. Г. Гуличкина. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 472 с. — (Письма о духовной жизни). — ISBN 978-5-7533-0179-6.
Уроженцы и деятели Владимирской губернии
Категория: Ковров | Добавил: Николай (18.01.2017)
Просмотров: 2118 | Теги: люди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru