Родилась в селе Васильевское Шуйского уезда 22 апреля 1867 года, крестили в тот же день в Троицком храме именем – Александра. Родители из с. Васильевское: крестьянин Илья Николаевич Шипулин и законная жена его Евдокия Ферапонтовна. Оба православного вероисповедания. Восприемники: крестьянин Федор Иванович Силантьев из деревни Ульяновка и крестьянская девица Анна Ильинична Шипулина из села Васильевское.
Крестьянин Илья Шипулин имел четырёх детей: сына Аркадия, дочерей – Анну, Марию и Александру. Впоследствии Аркадий станет фабрикантом, будет владеть табачной фабрикой, жить в Ростове на Дону, а затем в Луганске.
А вот Александре предстояло пройти долгий и страдальческий путь. Свою жизнь она посвятила служению Богу.
21 ноября 1874 года в возрасте семи лет Александра поступила в число послушниц в Успенский Княгинин женский монастырь г. Владимира. Исполняла разные послушания.
С 1890 года она состоит учительницей рукоделия в монастырской церковно приходской школе. В графе документа «Какого поведения» написано: «очень хорошего послушания, исполняет клиросное послушание весьма успешно».
В ведомостях Владимирского Успенского женского монастыря за 1899 год говорится: «При монастыре имеется церковно-приходская школа, состоящая под ведением Братства Святого Великого Князя Александра Невского; открыта она в 1889 году на 12 девочек, устроена в самом монастыре в готовом помещении на средства монастыря. Учительницами рукоделия состоят безвозмездно монахиня Рипсимия и рясофорные послушницы О. П. Медведева и А. И. Шипулина».
Рукоделие составляло основу обучения в монастырской школе. Здесь производились предметы для православного богослужения, а также церковное облачение. Из имеющихся документов следует, что продукция рукодельниц Княгинина монастыря была известна не только в России, но и за рубежом. На Всемирной выставке 1900 года в Париже от России игуменией Маргаритой для участия в выставке от монастыря была принесена в дар пелена, выполненная рукодельницами этой школы.
В письме секретаря Главного Комитета от 12 сентября 1900 года сообщалось: «Экспонированная в Кустарном отделе на Всемирной выставке в Париже работа Успенского в городе Владимире женского монастыря удостоена высшей награды «Grand Prix».
5 сентября 1898 года Александра Ильинична приукажена (закреплена указом) к Успенскому Княгинину монастырю. Получила 24 февраля 1898 года Архипастырское благословение Высокопреосвященейшего Сергия Архиепископа Владимирского и Суздальского за школу, и ей объявлена благодарность от Александро-Невского Братства.
Пострижена в рясофор 21 февраля 1902 года.
Награждена Святой Библией от Святейшего Синода 11 мая 1904 года. Получила благословение Святейшего Синода 25 марта 1909 года.
А. И. Шипулина поступила в монашество 5 марта 1911 года в Успенском Княгининском города Владимира монастыре с именем Серафима.
Из воспоминаний её воспитанницы Нади: «Серафима была великая труженица, горела на работе, и это впоследствии отразится на её здоровье. Она была очень добрый человек, никогда не повышала голоса, в общении была ласкова и неспособна причинить кому либо боль». На одной из фотографий выпускниц школы, подаренных Серафиме, надпись: «Моей любимой учительнице Александре Ильиничне на память».
Серафима 6 мая 1911 года получила серебряную медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ» на Александровской ленте.
В 1911–1914 годах она уже казначей монастыря.
Переведена на должность заведующей Алексеево Серапионовой общины Вязниковского уезда 29 июня 1914 года.
За проявленное усердие 14 января 1915 года Серафима получает золотую медаль «За усердие» на Аннинской ленте.
В 1915 году благотворитель пустыни купец Василий Бузин получил разрешение на собственные средства построить для общины новый просторный каменный храм. В 8 часов утра 21 июня 1915 года состоялась закладка этого храма.
Насельницы общины во главе с настоятельницей Серафимой усердно трудились. И, несмотря на Первую мировую войну, строительство храма Преображения Господня под руководством Серафимы шло успешно.
28 апреля 1916 года Серафима назначена временно заведующей Вязниковским Благовещенским монастырём.
Указом Священнейшего Синода от 12 июля за №8589 определена на должность настоятельницы Вязниковского женского Благовещенского монастыря, 15 августа 1916 года возведена в сан игумении. По ведомости «О сестрах, проживающих в Благовещенском монастыре» в 1916 году в нем числится 40 сестёр.
Игумения Серафима (первый ряд, слева)
В монастыре с Серафимой в кельях проживают её племянницы Анна и Пелагея, а также девочка Надя, осиротевшая в возрасте двух лет, взятая Серафимой на воспитание.
У Серафимы была сестра Мария, которая выйдет замуж за односельчанина Степана Ефремова. У них двое детей – Анна, 1887 года рождения, и Пелагея, 1898 г. р. Ефремовы в 1909 году умирают. А их дети поступят в Княгининский монастырь.
Серафима опекает их. Анна в 1914 году перейдёт в Серапионову пустынь, а затем в 1916 году – в Вязниковский Благовещенский монастырь. Пелагея училась в церковно-приходской школе при монастыре. Послушание сначала клиросное, по окончании обучения получила право преподавать в школе при монастыре, в 1916 году перешла в Вязниковский Благовещенский монастырь.
Александра Ильинична Шипулина (предположительно), 1920 е гг.
В 1921 году по всей стране начинается кампания по закрытию монастырей. Этому предшествовала широкая подготовка в средствах массовой информации. В вязниковской газете «Пролетарий» публикуются протесты трудящихся и учащихся с требованиями о закрытии церквей и монастырей. Вот образчик таких публикаций: «Монастырь пора закрыть. Дать помещение под общежитие студентов. Из за острого недостатка квартир студентам негде жить. В то же время мы имеем помещения, которые полностью не используются. Например, церковь в бывшем монастыре имеет всего 140 прихожан, несомненно, что в этом списке имеется много «мёртвых» душ, давно порвавших связь с поповским балаганом… Это подтверждают письма бывших прихожан церкви, а особенно заявление ударника фабрики «им. Карла Либкнехта» тов. Подуруева. Он порывает связь с церковью. «Я, Подуруев Дмитрий Васильевич, считаю своим долгом известить через газету «Пролетарий» в том, что я выбываю из списка верующих. Моё присутствие в этом списке было случайностью, как любителя слушать пение. В настоящее время я крепко связан с партийными и профессиональными организациями нашей фабрики и подготовляю себя к вступлению в ряды ленинской партии. Я больше не верующий – я ударник социалистической стройки».
Благовещенская церковь с колокольней
Закрывают и Благовещенский монастырь, его церковь становится приходской. Какое то время Серафима ещё живёт в кельях до превращения их в общежитие, затем проживает в Вязниках по улице Коммунальной, в доме Слугиных. Об этом периоде её жизни вспоминает внучка Слугиной Александра Сергеевна Смирнова: «Мне было тогда семь лет, действительно у бабушки в 1924–1930 х годах жила настоятельница монастыря игумения Серафима и с ней две женщины, одна моложе, помню, её звали Надя, вторая постарше, звали её Поля. Фамилии, имени, отчества игумении я не знаю, все звали её матушка Серафима, она была больна и большей частью из дома не выходила, лежала в постели. Где то в 1929 году приходили двое мужчин и женщина, с проверкой, почему она у нас живёт. Помню, что бабушка очень резко ответила: «Это мой дом, кого хочу, того и пускаю!» Этот её ответ, видимо, обсуждался в семье. Серафиму куда то увезли. Нам, детям, сказали, что в Нижний.
Пока они у нас жили, обе женщины стегали одеяла, наверное, для заработка».
Районное отделение Вязниковского ОГПУ, проводя борьбу с церковнослужителями, 15 мая 1932 года арестовывает Серафиму, её обвиняют в антисоветской агитации. Спустя три месяца тройка при полномочном представителе ОГПУ по Ивановской промобласти 27 августа 1932 года приговаривает её к трём годам ссылки. По делу вместе с Серафимой проходят священник храма деревни Липки Евсеенко Иван Федорович, бывшая монахиня Благовещенского монастыря Ирина Яковлевна Кирчунова, упоминаются в деле священник Злобин, а также Секлетия Богомолова. На допросах в 1932 году Серафима на вопрос о том, где спрятано ценное монастырское имущество, отвечала, что ей о таковом ничего не известно, также отрицала, что Кирчунова собирала средства для поддержки группы церковников. В ссылке она находится в г. Мышкине Ярославской области.
В 1935 году Серафима возвращается из ссылки и живёт в городе Владимире по улице III Интернационала, в доме 53, кв. 1, в это время у неё был паспорт на имя Шипулиной Александры Ильиничны. Посещает Казанскую церковь Княгинина монастыря.
30 апреля 1938 года её вновь арестовывают. На этот раз обвиняют как активную участницу контрреволюционной группы монашества и церковников, созданной при нелегальном монастыре в г. Владимире. Содержится она в Ковровской тюрьме.
20 июля 1940 года Серафима осуждена Ивановским облсудом по ст. 58–10, ч. 1 УК РСФСР и приговорена к трём годам лишения свободы.
Ей к этому времени исполняется 73 года, она тяжело больна, в силу этого она обращается с кассационной жалобой в Верховный Суд РСФСР. В ней она пишет: «Показания свидетелей считаю ложными, прошу учесть мой преклонный возраст, болезнь и глухоту». Верховный суд, рассмотрев жалобу, принимает решение: «Определение суда передать в тот же суд в другом составе с участием прокурора и заседателей, основной приговор оставить в силе». Дело будет вновь рассмотрено во Владимире. Основной приговор – три года лишения свободы оставлен в силе. Серафиму отправляют для отбытия наказания в Юрьевецкую ИТК. Здесь она подвергалась различным лишениям, была гонима злобными людьми. Весной 1943 года закончилась её жизнь.
Целью и смыслом жизни игумении Серафимы было бескорыстное служение Богу и людям.
Игумения Серафима реабилитирована Прокуратурой Владимирской области по году репрессий 1932 и 1940 годов. Книги памяти жертв политических репрессий, изданные в регионах России, содержат тысячи и тысячи имён безвинно пострадавших. Сколько их было, не скажет никто. Ясно только одно, как сказал поэт Анатолий Жигулин, прошедший этот ад, в своём стихотворении «Воспоминание»: «В худых, заплатанных бушлатах, в сугробах на краю страны здесь было мало виноватых, здесь больше было без вины».