Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
30.04.2017
23:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 279

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [522]
Суздаль [197]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [155]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [38]
Юрьев [75]
Судогда [23]
Москва [41]
Покров [38]
Гусь [41]
Вязники [110]
Камешково [34]
Ковров [118]
Гороховец [22]
Александров [58]
Переславль [69]
Кольчугино [18]
История [13]
Киржач [29]
Шуя [56]
Религия [1]
Иваново [19]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Святые

Феодоровская икона Божией Матери
Русская икона.

Феодоровская икона Божией Матери


Общий вид Феодоровской иконы Богоматери без оклада

Феодоровская икона со сказанием (2-я половина XVIII века, музей-заповедник «Коломенское»)

Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии её происхождения:

- Икона была написана в 1164 г. по заказу Владимирского князя Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря.

- Икону написали по заказу Владимирского князя Ярослава Всеволодовича в 1239 г. как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Свадебный характер иконы объясняют наличием на её обороте образа великомученицы Параскевы, почитавшейся на Руси как покровительница невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра.
Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного.

- Икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218 -1220 гг. в связи с возвращением ему его жены Феодосии, отнятой её отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождением у него от неё первенца Феодора.

Храм Феодора Стратилата в Костроме

О времени основания Костромы нет летописных известий. Татищев приписывал ее основание Юрию Долгорукому и относил к 1152 г.

В 1237-1238 гг. на Русь обрушились монголо-татарские завоеватели. После разгрома Рязани их войска вступили на территорию Владимиро-Суздальской земли. Продолжая движение на север и восток, монголо-татары жгли русские города. В их числе оказался Городец [Кирьянов И.А. О древнем Городце/ Городецкая старина. Вып. 1. - Городец, 1992. С. 9, 10]. Тогда, в нач. 1238 г., и могла быть перенесена икона Богоматери из Городца в Кострому. Подробности «явления» иконы в Костроме, изложенные в «Сказании», призваны подтвердить указанную дату: «еже попусти Бог окаяннаго и свирепаго и прегордаго и мерзкаго отступника и лютаго мучителя Царя Батыя на всю русскую землю и мнози российстии грады плениша (...) и тогда плениша град, глаголемый Городец и понеже и вся сущия люди в нём посече и в есь пуст его сотвори, якоже обычай есть пленующим и от того плену и раззорения град той запусте и охуде, в нём же бе и сия чудотворная икона (...) Не восхоте бо Пресвятая Владычица наша Богородица образу Своему чудотворному быти на пусте месте (...) и датися Ей во одержание град Кострому» [Сказание о явлении и чудесах... - С. 210].

В 1239 г. Великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович восстанавливает Кострому и ставит в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата. Феодор Стратилат становится небесным покровителем города.

Князь Василий Ярославич родился в городе Владимире. До смерти старшего брата, Ярослава III Ярославича, княжил в Костроме.
Из летописей известно, что князь Василий женился в 1266 г. (имя и род его невесты неизвестны) и был венчан в соборе Феодора Стратилата святителем Игнатием, епископом Ростовским.

Затем в 1272 г. вступил на Владимирский великокняжеский престол.

Существует несколько преданий о повторном обретении иконы:

Предание первое
Икону нашёл Великий князь Владимирский Юрий II Всеволодович (1188-1238 гг.) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 г. икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает третье предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.

Предание второе
16 августа 1239 г. костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь.
Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает, что
«видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи».
От имени великомученика Феодора Стратилата икона получила своё название - Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.

Предание третье
Согласно третьему преданию икону обрёл 16 августа 1272 г. младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич (1236 или 1241-1277 гг.). Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 г. иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.


Успенский собор Костромы

В нач. XV в. город был перенесён на кремлёвский холм. В сер. XVI в. в кремле был сооружён каменный Успенский собор. Храм был одноглавый и двухстолпный, на высоком сводчатом подклете. Это один из первых известных на Руси двухстолпных храмов. В его архитектуре была и вторая уникальная особенность — разворот апсид не на восток, а на север, в сторону Запрудья, где произошло явление Феодоровской иконы. Двухстолпное решение стало весьма популярным на Костромской земле. Не исключено, что Успенский собор служил образцом при возведении несколькими десятилетиями позднее собора в Богоявленском монастыре Костромы, ныне кафедрального.

Признание иконы чудотворной



Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием, 1680-е гг., Кострома)

К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере.
…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.
— «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери»

Последнее чудо позже получило название «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера», поскольку озеро стало именоваться Святым. На месте, где во время битвы стояла икона вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную часовню.


Святое озеро и часовня XVII века

Призвание на царство Михаила Фёдоровича

В 1613 г. Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом - Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери, но детали того, как икона была задействована в этом событии, достаточно туманны.


Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800). Слева направо: инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит.

Посольство возглавляли архиепископ рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Фёдор Иванович Шереметев. В связи с важностью вопроса, с посольством отправилась московская святыня — Петровская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Посольство прибыло в Кострому 23 (13) марта 1613 г., и на следующий день, 24 (14) марта были приняты Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Эти события уложились в один день. По сообщению Нового летописца патриарха Филарета — «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской» — день стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.

По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. В предании об иконе есть такое напутствие, приписываемое инокине Марфе:
Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.

С другой стороны, непосредственный участник событий, Авраамий Палицын, в своём «Сказании» не упоминает об этой иконе. Он пишет, что когда инокиня Марфа и её сын Михаил долго отказывались от предложения занять царский престол, то "…архиепископ взем на руце свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, юже написал Петр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексея и Ионы, и принесошя пред государыню…"

Так или иначе, но икона стала особо почитаемой в новом царском роду. Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 г. он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 г. по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй пол. XVII в. становятся распространёнными списки с клей