Общий вид Феодоровской иконы Богоматери без оклада
Феодоровская икона со сказанием (2-я половина XVIII века, музей-заповедник «Коломенское»)
Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают три версии её происхождения:
- Икона была написана в 1164 г. по заказу Владимирского князя Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря.
- Икону написали по заказу Владимирского князя Ярослава Всеволодовича в 1239 г. как дар к свадьбе его сына Александра Невского. Свадебный характер иконы объясняют наличием на её обороте образа великомученицы Параскевы, почитавшейся на Руси как покровительница невест и свадеб, а также бывшей покровительницей Полоцкого княжеского дома, откуда происходила невеста Александра.
Относительно названия иконы «Феодоровская» высказывается гипотеза, что оно возникло по причине того, что Феодор Стратилат был небесным покровителем князя Ярослава и многих других князей Мстиславичей, с которыми Ярослав и его потомство были связаны через его жену Феодосию, дочь Мстислава Мстиславича Удатного.
- Икона написана по заказу Ярослава Всеволодовича в 1218 -1220 гг. в связи с возвращением ему его жены Феодосии, отнятой её отцом в 1216 году в ходе противостояния, и рождением у него от неё первенца Феодора.
Храм Феодора Стратилата в Костроме
О времени основания Костромы нет летописных известий. Татищев приписывал ее основание Юрию Долгорукому и относил к 1152 г.
В 1237-1238 гг. на Русь обрушились монголо-татарские завоеватели. После разгрома Рязани их войска вступили на территорию Владимиро-Суздальской земли. Продолжая движение на север и восток, монголо-татары жгли русские города. В их числе оказался Городец [Кирьянов И.А. О древнем Городце/ Городецкая старина. Вып. 1. - Городец, 1992. С. 9, 10]. Тогда, в нач. 1238 г., и могла быть перенесена икона Богоматери из Городца в Кострому. Подробности «явления» иконы в Костроме, изложенные в «Сказании», призваны подтвердить указанную дату: «еже попусти Бог окаяннаго и свирепаго и прегордаго и мерзкаго отступника и лютаго мучителя Царя Батыя на всю русскую землю и мнози российстии грады плениша (...) и тогда плениша град, глаголемый Городец и понеже и вся сущия люди в нём посече и в есь пуст его сотвори, якоже обычай есть пленующим и от того плену и раззорения град той запусте и охуде, в нём же бе и сия чудотворная икона (...) Не восхоте бо Пресвятая Владычица наша Богородица образу Своему чудотворному быти на пусте месте (...) и датися Ей во одержание град Кострому» [Сказание о явлении и чудесах... - С. 210].
В 1239 г. Великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович восстанавливает Кострому и ставит в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата. Феодор Стратилат становится небесным покровителем города.
Князь Василий Ярославич родился в городе Владимире. До смерти старшего брата, Ярослава III Ярославича, княжил в Костроме.
Из летописей известно, что князь Василий женился в 1266 г. (имя и род его невесты неизвестны) и был венчан в соборе Феодора Стратилата святителем Игнатием, епископом Ростовским.
Затем в 1272 г. вступил на Владимирский великокняжеский престол.
Существует несколько преданий о повторном обретении иконы:
Предание первое
Икону нашёл Великий князь Владимирский Юрий II Всеволодович (1188-1238 гг.) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к Ярославу Всеволодовичу (младший брат Юрия), который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. После смерти князя Александра в 1263 г. икона перешла к его младшему брату Василию (о нём же сообщает третье предание об обретении иконы), который перенёс её в Кострому.
Предание второе 16 августа 1239 г. костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, висящую на дереве. При участии духовенства икона была перенесена в Кострому и поставлена в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы. Позднее на месте её обретения был построен Запрудненский Спасский монастырь.
Повесть о явлении чудотворной иконы Феодоровской сообщает, что
«видеша народи честную ону икону, и начаша поведати, глаголюще, мы вчера видехом сию икону, несому сквозе град наш воином неким, подобен той воин видением святому великомученику Феодору Стратилату, и тако свидетельствоваху народи».
От имени великомученика Феодора Стратилата икона получила своё название - Феодоровская. Вскоре в Кострому пришёл человек из Городца, который опознал в иконе ту, что пропала из их города.
Предание третье
Согласно третьему преданию икону обрёл 16 августа 1272 г. младший брат Александра Невского князь Василий Ярославич (1236 или 1241-1277 гг.). Эта дата содержится в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», составленном в 1670 г. иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином.
Успенский собор Костромы
В нач. XV в. город был перенесён на кремлёвский холм. В сер. XVI в. в кремле был сооружён каменный Успенский собор. Храм был одноглавый и двухстолпный, на высоком сводчатом подклете. Это один из первых известных на Руси двухстолпных храмов. В его архитектуре была и вторая уникальная особенность — разворот апсид не на восток, а на север, в сторону Запрудья, где произошло явление Феодоровской иконы. Двухстолпное решение стало весьма популярным на Костромской земле. Не исключено, что Успенский собор служил образцом при возведении несколькими десятилетиями позднее собора в Богоявленском монастыре Костромы, ныне кафедрального.
Признание иконы чудотворной
Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера (фрагмент иконы со сказанием, 1680-е гг., Кострома)
К первым чудесам иконы относят истории о её чудесном спасении в огне при пожаре (сказания сообщают о двух пожарах: один уничтожил старую деревянную церковь, второй произошёл уже в новом каменном храме). «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери», создававшееся на протяжении нескольких веков и дошедшее до нас в ряде списков, повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере.
…и отидоша от града яко два поприща или вдале мало и сташа у некоего езера, и яко же бысть полки близ между собою, и оружие свое извлекоша грешницы и напрягоша лук свои еже состреляти правыя и смиренныя сердцем, малое христианское воинство, и внезапу от чудотворного образа Пресвятыя Богородицы возсняша божественныя и пресветлыя лучи, паче солнечных луч и аки огнь попаляющи и нападающа на них и пожигая татарския полки, и от того озарения и луч божественных и от паления, вси противный полки смятошася, и мнози от них ослепоша и друг друга не познаша и вниде в них страх и трепет, и оружие вниде и сердце их и луцы их сокрушишася и нападоша на них российстии полпы и побиша их многое множество, останцы же нечестивых исчезоша и погибоша за беззаконие свое, пленников же российских всех отполониша заступлением и помощию Пресвятыя Божия Матере.
— «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери»
Последнее чудо позже получило название «Чудо от иконы Феодоровской Богоматери в битве у Святого озера», поскольку озеро стало именоваться Святым. На месте, где во время битвы стояла икона вначале поставили поклонный крест, а затем в конце XVII века возвели каменную часовню.
Святое озеро и часовня XVII века
Призвание на царство Михаила Фёдоровича
В 1613 г. Земский собор избрал на царство Михаила Романова, что закрепил итоговым документом - Соборной клятвой. После этого было назначено посольство из Москвы в Костромской Ипатьевский монастырь, где Михаил Фёдорович жил с матерью, инокиней Марфой. В этом посольстве, согласно позднейших преданий, особую роль сыграла Феодоровская икона Божией Матери, но детали того, как икона была задействована в этом событии, достаточно туманны.
Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800). Слева направо: инокиня Марфа, Михаил Романов, архиепископ рязанский Феодорит.
Посольство возглавляли архиепископ рязанский Феодорит, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын и боярин Фёдор Иванович Шереметев. В связи с важностью вопроса, с посольством отправилась московская святыня — Петровская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Посольство прибыло в Кострому 23 (13) марта 1613 г., и на следующий день, 24 (14) марта были приняты Михаилом Романовым и его матерью в Ипатьевском монастыре. И мать и сын отказывались от престола, но в результате уговоров согласились. Эти события уложились в один день. По сообщению Нового летописца патриарха Филарета — «Бысть же в тот день на Костроме радость велия, и составиша празднество чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровской» — день стал днём празднования иконы, который отмечается до сих пор.
По мнению ряда современных историков, инокиня Марфа благословила при избрании на царство своего сына Феодоровской иконой Божией Матери. В предании об иконе есть такое напутствие, приписываемое инокине Марфе:
Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству.
С другой стороны, непосредственный участник событий, Авраамий Палицын, в своём «Сказании» не упоминает об этой иконе. Он пишет, что когда инокиня Марфа и её сын Михаил долго отказывались от предложения занять царский престол, то
"…архиепископ взем на руце свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, юже написал Петр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексея и Ионы, и принесошя пред государыню…"
Так или иначе, но икона стала особо почитаемой в новом царском роду.
Михаил взял с собой в Москву список с иконы и поместил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». В 1618 г. он прислал в Кострому украшения для иконы, а в 1636 г. по указанию царя икону подновили, сняв древнюю олифу, и украсили драгоценной ризой. С ростом популярности иконы с неё начинают создавать многочисленные списки, со второй пол. XVII в. становятся распространёнными списки с клеймами, изображающими историю образа. В 1745 г. по указанию Святейшего Синода икону вновь подновили и украсили новой золотой ризой. Работы продолжались с 16 августа по 15 сентября, их выполнил ярославский иерей Иоанн Андреев.
Успенский собор не сохранил своей первоначальной архитектуры. Он многократно обновлялся и перестраивался после пожаров — в 1654, 1773 и 1843 гг. В сер. XVII в. он был с запада расширен. Будучи переделан в четырёхстолпный, собор получил вместо одной главы пять. В 1666 г. к нему пристроили придельную церковь в честь святого Феодора Стратилата. В соборе хранились наиболее почитаемые в городе иконы, в том числе и Феодоровская икона Божией Матери, а также знамёна костромского ополчения.
Святительские и царские грамоты адресовались вплоть до нач. XVII в. в Кострому в основном на имя «протопопа соборныя церкви Феодора Стратилата» (имелся в виду протопоп Успенского собора). Царь Михаил Феодорович посылает грамоты уже протопопу «соборныя церкви Пречистыя Богородицы и Феодора Стратилата».
18 мая 1773 г. страшный пожар охватил весь кремль и в нем древнюю соборную церковь – он уничтожил все её сокровища, весь архив, в котором были редкие рукописи. Церковный историк пишет, что при этом «чудесным образом сохранилась только древняя, неоцененная святыня – явленный и чудотворный образ Божией Матери Феодоровския». Во время этого пожара выгорело множество зданий в кремле, в том числе церкви Крестовоздвиженского монастыря, который после этого был переведён отсюда в упразднённый Анастасиин. Возобновленный Успенский собор остался в кремле один, на просторе, что дало возможность пристраивать к нему необходимые помещения.
Костромская епархия учреждена в 1744 г. Подворье архиерея и кафедральный собор находились в Ипатьевском монастыре. Тем не менее центром духовной жизни являлся Успенский собор, который, не будучи в Костроме главным, имел значительные преимущества.
В 1775–1778 гг. в нём трудились семнадцать ярославских живописцев. Внутри храма и на галерее были изображены сюжеты Библейской истории. Г. Лукомский и В. Лукомский в 1913 г. в своей книге о Костроме описали фрески этого храма, посвященнные явлению и чудесам Феодоровской иконы.
«Последовательно здесь изображено, – пишут они, – как Феодор Стратилат в день Успения носит икону по городу, как князь Василий в лесу увидел икону; далее изображены перенесение ее в Кострому, пожар в храме Феодора Стратилата, где первоначально была помещена икона, выход с иконой из Костромы против нашествия татар, битва с татарами за рекой Костромой у Святого озера и разные чудеса исцеления... Затем представлен Василий Квашня с конною свитою и собаками; на соборном перенесении иконы в Кострому изображен роскошный город (Кострома) с кремлем: на заднем плане – собор с золотыми главами, причем ворота в соборную ограду скопированы с натуры; а в изображении одного из чудес написана грандиозная крепость – на стенах, в амбразурах пушки и воины с ружьями и пиками».
XIX век
Феодоровская икона в драгоценном окладе (фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год)
С кон. XVIII в. немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая для этого православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся Мария Фёдоровна (жена Павла I), Александра Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II) и Елизавета Фёдоровна. Эта традиция восходит еще к XVII веку, когда в честь той же иконы «неблагозвучное» отчество царицы Евдокии Лопухиной было поменяно с «Илларионовна» на «Фёдоровна», а при вступлении в брак царя Ивана Алексеевича с Прасковьей Салтыковой ей не только изменили отчество, но и переменили имя её отцу с Александра на Фёдора.
Икона неоднократно украшалась драгоценными окладами. В нач. XIX в. на средства жителей Костромы для иконы изготовили новый золотой оклад, в который поместили драгоценные камни с прежнего. В описании Успенского собора Костромы, написанном в 1820 г., об иконе сообщается:
На сем образе риза, устроенная в 1805 году чистейшего золота, соборным иждивением, а более усердием граждан, имеет весу с венцем 20 фунтов 39 золотников; она и венец украшены бриллиантами, яхонтами, изумрудами, рубинами (из коих один красный наидрагоценнейший), венисами и другими драгоценными камнями, крупным жемчугом и бурмитскими зернами… К сему образу принадлежат рясны или серьги длиной более полуаршина, с бурмитскими зернами, драгоценными камнями, золотыми плашкам, кольцами и колодками…
В 1891 г. для иконы изготовили золотую ризу весом около 10 кг. Она украшала икону до 1922 г., когда риза была реквизирована в рамках кампании по изъятию церковных ценностей.
Список Феодоровской иконы XIX века
ХХ век
После Октябрьской революции икона не попала в музейные фонды, а продолжала находиться в церкви. В 1919 г. в Костроме её, в целях раскрытия оригинального красочного слоя, исследовала комиссия музейного отдела Наркомпроса под руководством И. Э. Грабаря. В 1922 г. Успенский собор и Феодоровская икона перешли к обновленцам, которые владели ею до 1944 г. Успенский собор был взорван во время так называемой «безбожной пятилетки». В 1929 г. костромская община привезла икону в Москву в Центральные государственные реставрационные мастерские. Во время реставрационных работ специалисты пришли к выводу, что в своей основной части живопись XIII в. утрачена.
«Федоровская икона утрачена настолько с лицевой стороны, что не даёт исследователю ничего, кроме разрозненных и небольших фрагментов. Об утрате этого памятника приходится жалеть особенно потому, что обратная сторона иконы с изображением мученицы Параскевы, сохранившаяся вполне удовлетворительно, подтверждает эпоху её происхождения, относимую легендой ко второй четверти XIII в.» (А. И. Анисимов).
«К сожалению, головы [Богоматери и младенца], так же как и голова написанной на обратной стороне Параскевы, лежат на новом левкасе, конца XVIII века. Лучше всего сохранилась одежда Параскевы» (И. Э. Грабарь). «От живописи на лицевой стороне иконы „Богоматери Федоровской" сохранились лишь небольшие фрагменты. В лучшей сохранности до наших дней дошло изображение Параскевы. От живописи XIII века на изображении Параскевы сохранились только одежды, небольшие куски первоначального белого нимба и серебряного фона»
(С. И. Масленицын).
Святая Параскева, почитавшаяся как покровительница свадеб (изображение на обороте Феодоровской иконы)
Икона была на реставрации недолго; работы выполнил В. О. Кириков. При этом из-за отсутствия более древних слои живописи Нового времени пришлось оставить на лике и руках, а также на одеждах. В 1930-е гг. Успенский собор где находилась икона был разрушен и образ перенесли в храм св. Иоанна Богослова на Каткиной горе (обновленческий), а в сер. 1940-х гг. в храм святителя Иоанна Златоуста, ставший кафедральным. В 1947 г. на икону надели простую медно-позолоченную ризу с одного из списков. В 1948 г. патриарх Алексий I посетил Кострому и пожелал украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей её статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 г. московские мастера изготовили для иконы серебряно-позолоченный оклад.
С апреля 1964 г. икона стала пребывать в церкви Воскресения на Дебре, куда перенесли архиерейскую кафедру. С 1990 г. была возобновлена традиция в день празднования иконе 16 (29) августа совершать крестный ход с ней на место её явления. 18 августа 1991 г. Феодоровскую икону перенесли в возвращённый Русской православной церкви Богоявленско-Анастасиин собор, ставшим кафедральным собором Костромской епархии.
Иконография
Фрагмент Феодоровского первообраза
Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. По древнему описанию при перенесении иконы в Кострому она имела следующий вид:
…написана масляными красками «на сухе древе». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога Богомладенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На оборотной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница… Нижняя часть иконы заканчивается рукоятью в 1 1/2 аршина длины.
Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» — «шагающие ножки» из-за положения ног Богомладенца. Предполагают, что и на Владимирской иконе положение ног Иисуса изначально было таким же.
Общая сохранность иконы в настоящее время низкая, она неоднократно поновлялась и оригинальная живопись ликов Богородицы и Иисуса Христа заметно потёрта. На обороте иконы помещено поясное изображение великомученицы Параскевы. Святая изображена в красных одеждах, украшенных золотым растительным орнаментом, который по мнению И. Э. Грабаря представляет «определённый отзвук стародавних византийско-суздальских узорных тканей». Её руки воздеты в молении на уровни груди.
Храмы, освящённые в честь иконы Феодоровский
Государев собор в Царском Селе — полковой храм Сводного пехотного полка и Собственного его императорского величества конвоя, считался также «приходом семьи императора».
Феодоровский Государев собор,Собор Феодоровской иконы Божией Матери.
Феодоровский собор Санкт-Петербурга — построен к 300-летию династии Романовых, в 1920-е годы в народе носил название «Романовская церковь».
Феодоровский собор Санкт-Петербурга
Фёдоровская церковь — построена прихожанами в 1680-е годы, в советское время — кафедральный собор Ростовско-Ярославской епархии.
Фёдоровская церковь Ярославля
Престол Вознесенского собора Оршина монастыря, в котором хранился чтимый чудотворный список иконы (в настоящее время находится в собрании Тверской картинной галереи).
Вознесенский собор Оршина монастыря
Часовня в честь Феодоровской иконы на Александровском подворье Императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме. Освящена в 2008 году.
Феодоровский собор в Феодоровском монастыре Городца
Празднование
В честь Феодоровской иконы Божьей Матери Православной Церковью установлены празднества:
- 16/29 августа;
- 14/27 марта - в память завершения смутного времени и призвания Михаила Федоровича на царство в 1613 году.
Феодоровская икона Божьей Матери покровительница, прежде всего, женщин – невест, будущих мам, и молитва к Богородице перед ней помогает при трудных родах. Ей молятся о сохранении мира и благополучия в семье, а также если семья в длительное время бездетна. Эту икону хорошо иметь в доме, где есть подобные проблемы. Искренняя молитва перед ней к Богоматери поможет Вам в их решении. Молитва перед иконой Божьей Матери «Феодоровская» помогает в случаях длительной бездетности семьи, перед ней молятся невесты об удачном браке, будущие мамы, а также молятся за рожениц при трудных родах. Если в семье не все благополучно, то молитва перед ней поможет наладить пошатнувшиеся отношения между супругами. Также эта икона почитается как чудотворная и помогает исцелению болезней, особенно женских.
Больше всего свидетельств сохранилось о помощи, полученной по молитвам перед иконой о зачатии ребёнка.
Молитва первая перед иконой Божьей матери Феодоровская
О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево, Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но Матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явлъшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим вовеки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая перед иконой Богородицы Феодоровская
О Премилосердая Госпоже, Царице Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, Заступление и Прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех, и напастех, и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых, и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати всякий гнев Его на ны движимый и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия
Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва третья перед иконой Богоматери Феодоровская
К кому воззову, Владычице; к кому прибегну в печали моей; к кому привнесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастех, избави от озлоблении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческим; такождь от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоя, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и Надежда, Покров и Помощь и Заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощница. О, чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.
Пресвятая Богородица Феодоровская Юрий Кузнецов. Дерево, левкас, темпера, лак