Главная
Регистрация
Вход
Суббота
03.12.2016
18:41
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [392]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [27]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [33]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [4]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Святые

Владимирская икона Божьей Матери
Русская икона.

Владимирская икона Божьей Матери


Владимирская икона Божьей Матери

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии. Л. А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.


«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

На Русь икона попала из Византии в нач. XII в. (около 1131 г.) как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева.
1157-1174 гг. правление во Владимире князя Владимиро-Суздальской Руси Андрея Боголюбского.

Андрей (1111-1174 гг.) - второй по старшенству сын князя Юрия Долгорукого и его жены половецкой княжны, во святом крещении Марии, дочери половецкого хана Аэпы Асеневича.

До крещения Андрея звали Китаем, он вырос и возмужал в Суздале, получил прекрасное образование, которое давали своим сыновьям Рюриковичи по завету князя Ярослава Мудрого (знавшего пять европейских языков, в совершенстве владевшего и воинским искусством, и знанием градостроительной науки, и богословием). Как и Владимир Мономах, князь Андрей обладал пытливым философским умом, любил читать Священное Писание, заниматься богомыслием. С детства он привык простаивать длинные церковные службы, весь годовой богослужебный круг: святцы знал наизусть. За своё благочестие и получил он наименование Боголюбский. Воспитание юного княжича включало в себя упражнения в воинском искусстве, развитие храбрости, находчивости и других качеств, необходимых для князя-военачальника. Привычка к воинской дисциплине, умение организовать себя и даже при самых неотложных делах найти время для молитвы не раз помогали ему впоследствии в жизни.

Князь Андрей любил Залесский край, свою родину. По достижении совершеннолетия княжеским сыновьям давался обычно город для управления. Андрей получил от отца Владимир, в ту пору незначительный город, населённый ремесленниками, купцами, "мизинными" людьми.

После того, как в 1155 г. Юрий Долгорукий становится князем киевским, он окружает себя своими сыновьями, отдав им соседние киевкие уделы. Ближе всего он помещает своего старшего и талантливого сына Андрея, сделав его князем Вышгорода, расположенного от Киева всего в 10 верстах, чтобы тот был всегда "под рукой" отца. Около года княжил Андрей в Вышгороде. Но не по нраву пришлась ему здешняя жизнь. Не любил он ни разгула, ни пиров, не мог он терпеть и постоянных смут и распрей своих родственников. Понимая всю тщетность попыток изменить порядки на юге, князь Андрей начал искать возможность своего отъезда на север, чтобы там организовать жизнь на принципах сильной и мудрой княжеской власти.

Ещё в юности князь Андрей, достигнув совершеннолетия, предпринял путешествие к святыням Востока. Был в Иерусалиме и Константинополе, где прожил несколько лет, изучая быт и нравы народов Византийской империи. Греческие цари приходились ему родственниками, т.к. по линии своего деда Владимира Мономаха, рождённого от греческой царевны Ирины, он был правнуком византийского императора Константина Мономаха. Именно тогда, во время пребывания в Византии, у князя Андрея зародилась мысль о создании такого же цельного православного государства с самодержцем во главе на территории раздробленных и разобщённых на тот момент русских земель.
Он понимал, что за княжескими усобицами в борьбе за киевский престол и лучшие города, за братоубийствами и клятвопреступлениями стоит великая угроза и опасность для Руси. В Киеве великокняжеская власть была сильно ограничена влиятельным и изменчивым городским вечем.
Слишком была своевольна родовитая киевская дружина, да и южная граница с неспокойной половецкой степью лежала рядом, поэтому для осуществления замыслов князя Андрея нужна была новая столица. Промыслом Божиим был указан город Владимир.

Сразу же после начала своего княжения в Вышгороде кн. Андрей стал просить отца отпустить его на родину в Ростово-Суздальский край, но кн. Юрий категорически отказал ему, не желая лишиться своего самого надёжного и верного помощника. Кн. Андрей стал молиться, прося, чтобы Господь Сам распорядился его судьбой. В это время в Вышгородском женском монастыре находилась чудотворная икона Божией Матери.
Написанный в Византии около 1130 года чудный образ Богоматери принадлежал к тому типу икон, которые назывались «Елеус», а на Руси это слово перевели как «Умиление». Это название и закрепилось за подобным типом композиции. Эта икона стала национальной святыней земли русской, а название «Владимирская» к ней пришло позднее.
Многие жители рассказывали об этой иконе удивительные вещи: она несколько раз сходила со своего места в храме и зависала в воздухе. Когда икону переставили в алтарь, она и там сошла с места, повернувшись лицом к выходу. Перед этой святыней часто ночами молился набожный князь Андрей, и идущие от иконы чудеса открыли ему волю Господню. Взяв с собой эту и ещё несколько икон, семью и малую дружину верных людей, кн. Андрей выехал на родину, тайно, без отчей воли.
Русские люди верили, что Богоматерь «Умиление» способна творить чудеса.


Тайное перенесение иконы Божьей Матери из Вышгорода

На пути из Владимира в Ростов, в одиннадцати верстах от Владимира, кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Все сочли это чудесным предзнаменованием. Отслужив молебен, решили здесь заночевать. Долго за полночь горел свет в княжеском шатре, разбитом на крутом берегу полноводной Клязьмы. Князь молился ночью перед чудотворной иконой, когда перед ним в неизречённом сиянии предстала Сама Пречистая Богородица и рекла: " Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире постави Его: на сем месте во имя Моего Рождества церковь воздвигни и обиталище инокам состави". Андрей в благоговейном трепете упал на колени, готовый в это же мгновение выполнять Небесное повеление.

Князь Андрей Боголюбский в 1155 г. во Владимире заложил на месте сгоревшего деревянного храма новый каменный Успенский собор.


Успенский собор во Владимире

Летописец так повествует об этом: "в лето 6666 Князь Андрей сам у Володимери заложи церковь камяну Святою Богородиша; месяца Априлия в 8 день, на святого апостола Родиона во вторник".
Через два года "в лето 6668 докончена бысть церкови святыя Богородица Володимери, камяная Благоверным Боголюбивым Князем Андреем".
Далее летописец поясняет причину столь быстрого построения храма: "по добродетели его и по вере к Пресвятой Богородице, приведе ему Господь Бог изо всех земель мастеры всякие и украси ю дивно, паче иных церквей многими чюдными иконами и церковными сосуди златыми и серебряными с камением драгим и жемчугом и многими книгами и паволоки и запоны и вешьми всякими священными чюдне устроил. В ней же и чюдную икону Пречистые Богородицы постави... Даде Господу Богу и Пречистой Богородице и святой церкве Успению соборной, ся же предивну украси, много стяжания и имения и власти и слободы кухленые и зданьии и сёла лучшая и с даньми, и в торчех десятыя недели а в житех и в стадех и во всём десятое".

21 сентября 1164 г. в новоустроенный соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Божией Матери, которая стала называться Владимирской, после чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом. br />
Побывала Владимирская икона Божьей Матери в руках рязанского князя Глеба.
Страшной опасности подвергалась она, когда в 1238 г. орды татар ворвались во Владимир. По преданию, долго всматривался в скорбный лик Богоматери сам хан Батый и, не выдержав Ее взгляда, вышел из церкви.

Бросил свой огненный взгляд на чудотворную икону и грозный царь Иван IV, смиренно молился перед ней о даровании побед над недругами благочестивый сын его Федор Иоаннович.

В XVI в. в царствование Ивана Грозного, почитание Владимирской иконы достигло своего апогея. Под руководством митрополита Макария была составлена серия сказаний о чудесах Богоматери Владимирской, большинство из которых вошло в главное литературно-историческое сочинение XVI в., т. н. Степенную книгу царского родословия.
А когда подступил к Москве крымский хан Казы-Гирей, Борис Годунов повелел доставить в свой воинский лагерь Владимирскую икону Божьей Матери. И было в стане русских воинов великое ликование...


Икона "Богоматерь Владимирская". Кузнецов Ю.Э.

Икона из бересты "Богоматерь Владимирская". Ольга Кирина.

Икона из бересты "Богоматерь Владимирская". Ольга Кирина.

Сретение Владимирской иконы Богоматери


«Сретение Владимирской иконы». XV век

В 1395 г. Тамерлан вторгся в пределы России. Московский князь Василий Дмитриевич желая одушевить себя и подкрепить своё воинство поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву Боголюбивую икону Божией Матери вместе с Владимирской иконой для спасения Руси от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы Пречистая Богородица – явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. А Владимиру была предана точная копия иконы Владимировской Божией Матери, написанная рукою митрополита Петра.
На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка.

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 г. (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 г. (стояние на реке Угре).

Дни памяти

В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

21 мая/3 июня — избавление от Махмет-Гирея;
23 июня/6 июля — избавление от Ахмата;
26 августа/8 сентября — сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана.

Лишь однажды чудотворная икона вернулась во Владимир. 5 сентября 1812 г. в виду приближения к Москве Наполеоновских полчищ, по пути в г. Муром, во Владимир прибыл архиепископ Московский Августин, сопровождая Владимирскую и Иверскую чудотворные иконы Божией Матери. Св. иконы прибыли в город в момент совершения пр. Ксенофонтом, по случаю тезоименитства Императрицы Елизаветы Алексеевны, Божеств. литургии. По желанию Владимирского Архипастыря святыни были на некоторое время оставлены во Владимире.
8 сентября 1812 г. в праздник Рождества Богородицы был совершен, при огромном стечении молящихся, по городским валам крестный ход с чудотворными иконами Иверской и Владимирской. По окончании литургии народ до позднего вечера не оставлял церкви, молясь перед высокочтимыми иконами об избавлении от грозного врага.
10 сентября 1812 г. Преосв. Августин отправился с Иверской и Владимирской иконами в г. Муром. Прибыв в Муром, остановился в монастыре Благовещенском, в комнатах настоятеля; принимая чиновников, военных, духовенство и городских жителей с поздравлениями прибытия, он обратился с вопросом: где удобнее проехать будет на Вологду (это была цель его путешествия), мне сказали во Владимире, продолжал преосвященный, что из Мурома удобнее туда проехать; когда же донесли, что ближайший тракт есть через Владимир, Суздаль, то преосвященный с чувством глубокой горести о бедствиях России сказал: «нет, видно так угодно Богу, я останусь здесь и далее не поеду!» Как обрадованы были жители его изречением, они, кажется, не более верили объявлениям журнальным о тогдашнем положении дел своего отечества, чем спокойному пребыванию здесь владыки Московского. Правитель Митрополии исполнил слово свое, сказанное им. может быть, по вдохновению, он не выехал далее и уже по совершенном освобождении Москвы, а именно 20 октября, выехал на паству свою; стечение народа, провожавшего святыни, было многочисленное: несмотря на время осени, жители более 5 верст несли на руках св. иконы.
23 октября по пути из Мурома в Москву преосв. Августин с свв. иконами Иверской и Владимирской Божией Матери вновь посетил Владимир, где и пробыл несколько дней.
24 октября чудотворные иконы принесены были с крестным ходом в Успенский собор и благочестивые владимирцы имели утешение видеть в соборном храме вновь после 4-х векового отсутствия великую святыню своей области – чудотворную икону Владимирской Божией Матери, поставленную на время литургии на прежнее свое место, где поклонялись ей отдаленные предки владимирцев. в течение этого и следующего дня толпы народа теснились в соборном храме, стремясь облобызать драгоценные святыни.
25 октября Иверская и Владимирская иконы были торжественно перенесены в Девичий м-рь, 26 октября – в Дмитриевский собор, где был храмовый праздник в честь св. Дмитрия Солунского, 27 октября – в Рождественский монастырь, а на другой день, после литургии, процессия со святыми иконами выступила по направлению к Москве. На протяжении 3 верст, до Казанской церкви в Ямской слободе, чудотворные иконы несли на руках жители города, принадлежавшими к дворянскому и купеческому сословиям.
На память о пребывании икон во Владимирском соборе были сняты с св. иконы Иверской копии, из которых одна, украшенная, сверх серебряного венца таковыми же полями, жемчугом и восточными хрусталями, поставлена в соборе.
Епископ Ксенофонт в 1812 году установил крестный ход в день Покрова Пресвятой Богородицы в Вознесенскую церковь из Успенского собора, в память освобождения Москвы от французов.

Драгоценный убор (XII-XVII вв.)
Оклады, приклад, киоты

Первые сведения о драгоценном уборе Владимирской иконы, который был создан по заказу князя Андрея Боголюбского, относятся к 1155 г.: «...и вкова в ню боле триидесять гривен золота, кроме сребра и каменья драгаго и женчюга» (ПСРЛ. Т. 2. С. 78).

Вероятно, поля иконы были увеличены именно для этого массивного оклада; на них могли помещаться образы святых, как на сохранившихся окладах древних новгородских икон XI-XII вв. (Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерус. икон XI-XIV вв. М., 2000. С. 224-225).

Богатое одеяние иконы соответствовало тому значению, которое она имела во Владимирском княжестве, став главной святыней нового Успенского собора. Видимо, икона помещалась в киоте и выносилась во время крестных ходов, подобно польской «Одигитрии».

В сказании XII в. отмечается, что почитавшие икону знатные женщины в благодарность за чудесную помощь посылали к святыне свои украшения, прикреплявшиеся к окладу и составлявшие драгоценный приклад. Возможно, часть приклада хранилась отдельно от иконы в соборной ризнице или княжеской сокровищнице.

В 1237 г. драгоценный убор Владимирской иконы, к этому времени претерпевший изменения, был разграблен татарами. Новый оклад на поновленную икону, вероятно, был сделан великим князем Ярославом Всеволодовичем.

После чудесного спасения Москвы в 1395 г. Владимирская икона была вновь украшена (возможно, по благословению митр. Киприана старый оклад был обновлен и дополнен) и возвращена во Владимир.

В 1410 г. драгоценный убор пострадал при нашествии татарского царевича Талыча. После этого икону принесли в Москву и по заказу митр. Фотия изготовили новый золотой сканый оклад (Невоструев К. И. Монограмма Всероссийского митр. Фотия на окладе Владимирской чудотворной иконы Пресв. Богородицы в Моск. Успенском соборе // Сб. на 1866 г., изд. Об-вом древнерус. искусства при моск. Публичном музее. М., 1866. С. 177-181), а старый с композицией «Деисус» на верхнем поле перенесли на икону-список (см. С. 22-23 наст. изд.). Оба оклада ныне хранятся в Оружейной палате ГММК.

Оклад времени митр. Фотия покрывал широкие поля и фон иконы. На полях помещены чеканные изображения двунадесятых праздников в килевидных обрамлениях, благодаря которым они воспринимаются как самостоятельные рельефные иконы, наложенные на плоский золотой сканый фон. При одной из реставраций пластины были перепутаны, и их расположение на боковых и нижнем полях теперь не соответствует первоначальному. Монограмма митр. Фотия, названного «архиепископом России», вплетена в орнаментальный круг, образованный завитками скани, и помещена в центре, на нижнем поле оклада. Среди визант. произведений того времени аналогов окладу не имеется. Вероятно, идея окружить Владимирскую икону чеканными золотыми клеймами с сюжетами праздников принадлежала митр. Фотию. Благодаря такому иконографическому решению главная Богородичная икона Московской Руси оказалась в одном ряду с вселенскими праздниками церковного года. Оклад сохранялся на иконе без особых изменений до 1514 г., когда было заменено одно обветшавшее клеймо, венец и корона украшены драгоценными камнями.

Хранящаяся также в Оружейной палате золотая зубчатая корона, соединенная с драгоценным убором XVII в., вероятно, восходит к периоду украшения иконы митр. Фотием (или к более раннему времени). Килевидные очертания зубцов короны имеют тот же рисунок, что и завершения чеканных пластин, составляя с ними единое целое.

В 1514 г. для иконы был сделан серебряный с золотом киот (взамен старого) с выгравированной на нем вкладной надписью: «Лета 7022, сделан бысть кивот сей к образу пресвятые Богоматере, писма евангелиста Луки, в храме честнаго ея Успения соборныя церкви, повелением благоверного и христолюбиваго Василия, Божиею милостию государя самодержца всеа Росии, в преименитом славном граде Москве» (Описи Успенского собора. Стб. 584).

В XVI - нач. XVII в. в основном пополнялся приклад иконы. В 1567 г. повелением царя Иоанна IV поновленная митр. Афанасием Владимирская икона была богато украшена «златом и камением… многим» (ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 355).

Описи 1627 и 1638 гг. дают представление о том, как выглядело убранство иконы в 1-й трети XVII в. (Описи Успенского собора. Стб. 374-382). Образ закрывал золотой оклад митр. Фотия с золотыми же оплечьем, венцом и короной, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. В прикладе были золотое жемчужное ожерелье с драгоценными камнями (вклад царя Михаила Феодоровича), 6 золотых и серебряных цат, 3 золотые и 1 серебряная панагия, золотая икона Богородицы с греч. надписью, золотая икона-складень с образами Богородицы и свт. Николая Мирликийского, 15 золотых крестов, также с камнями и жемчугом. В 1627 г. к иконе было приложено более 150 золотых монет, «угорских и московских», золотые и серебряные «новгородки». Владимирская икона помещалась в 2 киотах. Первый, обложенный серебром, имел затворы (дверцы) с серебряными чеканными изображениями Благовещения и 4 евангелистов. В него был вставлен 2-й киот, обложенный серебром и украшенный драгоценными камнями. Венчала киот золотая зубчатая корона с самоцветами. В 1656-1657 гг. по указу Патриарха Никона мастером Петром Ивановым была сделана массивная чеканная золотая риза (Забелин И. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 30), а весь драгоценный приклад снят. Вероятно, тогда же были выполнены низанные крупным жемчугом цата-ожерелье и чепец Богоматери, обновлены венец и корона, а на полях оклада между чеканными изображениями праздников помещены золотые запоны с алмазами, изумрудами, яхонтами. Новое убранство иконы зафиксировано в описи 1701 г. (Описи Успенского собора. Стб. 375-384). Основные части этого убора находились на иконе до 1918 г. (в наст. время в Оружейной палате ГММК).

Пелены, завесы

В источниках XII-XVI вв. сообщений о пеленах Владимирской иконы нет. Однако их существование можно предположить уже в XII в.; возможно, в Успенском соборе икона имела завесу, заменявшую створы киота. В 1514 г. по заказу вел. кн. Василия и его супруги Соломонии одновременно с киотом была сделана пелена с крестом из золотых дробниц, в 1680 г. она была перешита. Согласно описи 1627 г., у Владимирской иконы было 3 пелены: сделанная в 1514 г. (главная); лицевая с образом Богоматери в молении, шитая золотыми и серебряными нитями; с белым атласным крестом (Там же. Стб. 381-382). В описи 1638 г. отмечен вклад Евдокии Лукьяновны Стрешневой (2-й супруги царя Михаила Феодоровича) - убрус В. и. с изображением Деисуса и святых (Там же. Стб. 533).

Пелены, постоянно висевшие у иконы, ветшали, и их часто обновляли. В описи 1701 г. у образа указаны только 2 пелены: повседневная ветхая, с крестом из кованого кружева, и пелена 1514 г. (Там же. Стб. 581-582). Пелены, украшавшие икону в праздники, хранились в ризнице собора. В 1701 г. их было 3: драгоценная пелена с Голгофским крестом (ныне в ГММК); из красного бархата, подкладываемая в подножие; лицевая, с праздниками на каймах (ныне в ГММК) (Там же. Стб. 757-758). Пелена с Голгофским крестом являлась главной; ее носили в Больших крестных ходах рядом с чудотворным образом. Она выполнена из дорогих материалов: итал. золотного петельчатого аксамита, крупного жемчуга, золотых запон с алмазами, изумрудами и др. драгоценными камнями. Согласно вкладной надписи, пелена была сделана повелением царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и их детей на помин родителей царицы (боярина Ильи Данииловича Милославского и жены его Ксении, умерших в 1669) из фамильных драгоценностей, перешедших после их смерти в гос. казну. На 3-й, лицевой пелене воспроизведена В. и. в золотом окладе митр. Фотия. Раскрашенный рисунок, по к-рому шили эту пелену, был создан в 1639 г. иконописцами Марком Матвеевым и Третьяком Гавриловым (Забелин И. Домашний быт рус. цариц в XVI-XVII ст. М., 1869. С. 171).

В 1926 г. её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (Инв. № 14243). С сентября 1999 г. находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

СПИСКИ С ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ

С Владимирской иконы часто писались списки, часть которых получили особые именования.
Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:

- Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва).


«Волоколамская Владимирская икона Божией Матери». 1572 г.

- Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.).


Владимирская (Селигерская) икона Божией Матери

Эта Владимирская икона Божией Матери была келейным образом преподобного Нила Столбенского (память 9 июня и 20 декабря по новому стилю) – основателя Ниловой пустыни в Тверской области. Однажды преподобный находился вне своей кельи за работой. В это время на него напали разбойники. Угрожая святому, они требовали от него, чтобы он отдал им свои сокровища. Преподобный же им сказал: «Сокровище моё находится в углу кельи; войдите туда и возьмите его». Грабители ринулись в келью, где в углу находилась икона Богородицы.
Лишь только разбойники подошли к иконе, то все тут же были поражены слепотой. Со слезами они стали умолять Нила о прощении. Преподобный помолился Господу о заблудших и раскаявшихся преступниках, и все они прозрели. Затем святой Нил долго ещё поучал их в своей келье о душевном спасении, убеждая оставить навсегда порочное дело и вернуться к спокойной и трудолюбивой жизни, и разбойники дали слово никогда не возвращаться к своему прежнему занятию.
Чтобы избежать излишнего людского внимания, преподобный Нил попросил своих подопечных никому не рассказывать о своём дивном обращении на путь добродетельной жизни. Бывшие разбойники много лет хранили в тайне эту историю, рассказав о ней лишь после кончины святого Нила. Преподобный Нил преставился 7 декабря 1554 года, в воспоминание чего в это число и установлено празднование прославившейся у него Селигерской иконы Пресвятой Богородицы. Поскольку икона находилась в келье преподобного Нила, то ещё одно её название – «Келейная» Владимирская икона.
День празднования: 20 декабря (7 декабря по старому стилю).

- Псково-Печерская «Умиление» (1524).


Икона Божией Матери "Умиление" Псково-Печерская (Владимирская)

- Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря) (1588)

- Красногорская (Черногорская) (1603)

- Оранская (1634, Оранский Богородицкий монастырь)

Перед иконой принято молиться об избавлении от нашествия иноплеменных, об укреплении православной веры, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Молитвы иконе Божией Матери Владимирской

Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4

Днесь светло красуется славнейший град Москва,
яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону,
к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице:
о, пречудная Владычице Богородице,
молися из Тебе воплощенному Богу нашему,
да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих,
и спасет души наша, яко Миолсерд.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная,
яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа,
Владычице Богородице,
светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти:
радуйся Невесто Неневестная.

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ВЛАДИМИРСКАЯ БОГОМАТЕРЬ

Не на троне – на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, –
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею,
Нет ни сил, ни слов на языке...

Собранный в зверином напряженьи
Львенок-Сфинкс к плечу Ее прирос,
К Ней прильнул и замер без движенья,
Весь - порыв, и воля, и вопрос.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущую глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.

Кто разверз озера этих глаз!
Не святой Лука-иконописец,
Как поведал древний летописец
Не печерский темный богомаз:
В раскаленных горнах Византии,
В злые дни гонения икон
Лик Ее из огненной стихии
Был в земные краски воплощен.
Но из всех высоких откровений
Явленных искусством – он один
Уцелел в костре самосожжений
Посреди обломков и руин.

От мозаик, золота, надгробий,
От всего, чем тот кичился век, –
Ты ушла по водам синих рек
В Киев княжеских междуусобий.
И с тех пор в часы народных бед
Образ Твой, над Русью вознесенный,
В тьме веков указывал нам след
И в темнице – выход потаенный.
Ты напутствовала пред концом
Ратников в сверканьи литургии...
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом.

Не погром ли ведая Батыев,
Степь в огне и разоренье сел –
Ты, покинув обреченный Киев,
Унесла великокняжий стол?
И ушла с Андреем в Боголюбов,
В прель и глушь Владимирских лесов,
В тесный мир сухих сосновых срубов,
Под намет шатровых куполов.

И когда Хромец Железный предал
Окский край мечу и разорил,
Кто в Москву ему прохода не дал
И на Русь дороги заступил?
От лесов, пустынь и побережий
Все к Тебе за Русь молиться шли:
Стража богатырских порубежий...
Цепкие сбиратели земли...
Здесь в Успенском – в сердце стен Кремлевых,
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари...
Черной смертью и кровавой битвой
Девичья святилась пелена,
Что осьмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена.
И Владимирская Богоматерь
Русь вела сквозь мерзость, кровь и срам,
На дорогах киевским ладьям
Указуя правильный фарватер

Но слепой народ в годину гнева
Отдал сам ключи своих твердынь,
И ушла Предстательница-Дева
Из Cвоих поруганных святынь.
А когда кумашные помосты
Подняли перед церквами крик, –
Из-под риз и набожной коросты
Ты явила подлинный свой Лик.
Светлый Лик Премудрости-Софии,
Заскорузлый в скаредной Москве,
А в грядущем – Лик самой России –
Вопреки наветам и молве.

Не дрожит от бронзового гуда
Древний Кремль, и не цветут цветы:
В мире нет слепительного чуда
Откровенья вечной Красоты!

Посыл А. И. Анисимову
Верный страж и ревностный блюститель
Матушки Владимирской, - тебе -
Два ключа: златой в Ее обитель,
Ржавый - к нашей горестной судьбе.
© Максимилиан Волошин

ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

С какою кротостию
И скорбью нежной
Пречистая взирает с полотна!
Грядущий час
Печали неизбежной
Как бы предчувствует Она!

К груди Она
Младенца прижимает
И Им любуется,
О Нем грустя...
Как Бог Он взором
Вечность проницает
И беззаботен, как дитя!
© К. Р. (великий князь Константин Романов)

Собор Владимирских Святых

Собор Владимирских святых - группа святых Русской православной церкви, чья жизнь была связана с территорией нынешней Владимиро-Суздальскиой епархией, а также название праздника в их честь.
Совершается 23 июня по старому стилю, что приходится на 6 июля по новому стилю.
См. Собор Владимирских святых.

Православные Церковные Праздники.

Владимирская икона Божьей Матери - 3 июня, 6 июля, 8 сентября.
Боголюбская икона Божьей Матери - 1 июля.
Феодоровская икона Божией Матери - 27 марта, 29 августа.
Казанская икона Богоматери - 4 ноября, 21 июля.
Муромская чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» - 22 ноября.
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» - 18 мая.
Икона Божией Матери «Живоносный Источник» - пятница Светлой Седмицы.
Иверская икона Пресвятой Богородицы - вторник Светлой Седмицы, 25 февраля, 13 апреля, 6 мая, 26 октября
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» - 16 апреля, 13 января.
Икона Божией Матери «Геронтисса» - 17 апреля.
Икона Божией Матери «Избавительница» - 17 апреля, 17 октября.

Молитвы Пресвятой Богородице.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Святые | Добавил: Jupiter (22.04.2015)
Просмотров: 1268 | Теги: православие, икона | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика