Миссионерский крестный ход с иконой Владимирской Божией Матери в 1916 г.
Миссионерский крестный ход с иконой Владимирской Божией Матери в 1916 г.
По распоряжению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, избранной комиссией был выработан проект устройства ходов по Владимирской епархии с чудотворной иконой Владимирской Божией Матери — преимущественно по местностям, зараженным расколом. Постановлено было начать крестные ходы с миссионерской целью — с Владимирского уезда, с с. Богослова, затем направить путь в села: Сновицы, Сеславское, Бродницы, Борисовское, Порецкое, Ославское, Новое и Доброе село, о чем было заранее объявлено о.о. Благочинным 3 и 4 округов Владимирского уезда.
1-го октября 1916 г. к концу поздней литургии прибыл к собору крестный ход из с. Богослова за чудотворной иконой Владимирской Божией Матери и иконой Владимирских чудотворцев. Из собора Богословский крестный ход был провожаем соборным крестным ходом, возглавляемым Его Преосвященством. Сопровождать Владимирскую святыню были назначены: соборный протоиерей Михаил Добротворский, миссионер-священник Михаил Вальков, диакон-псаломщик Николай Беневоленский, пономарь Александр Потапов, и от соборного церковного старосты крестьянин Федор Рябов. Крестный ход был встречен почти всеми жителями с. Богослова за 2 — 3 версты от села. При внесении в храм иконы был отслужен молебен. В 6 часов вечера начался звон ко всенощному бдению, которое совершал местный священник; литию, полиелей, чтение акафиста — соборне. За всенощной были произнесены две проповеди о. миссионером Вальковым и села Сновиц священником Альбицким. Пел любительский хор. Всенощное бдение кончилось в 11 часу ночи. 2-го октября в 9 часов началась литургия. За литургией вместо причастного стиха говорил проповедь о. миссионер, а перед молебном священник местный о. Алексий Афонский. Молебен Владимирской Б. Матери и Владимирским Чудотворцам служили соборне. По окончании молебна читалась молитва Владимирской Б. Матери. Молебен закончился обычным многолетием и возглашением вечной памяти вождям и воинам, на брани убиенным. После литургии было хождение со св. Иконой по домам. По окончании молебствий в с. Богослове 2 октября в 4 ч. вечера зазвонили к отходу Владимирской святыни в с. Сновицы. В половине 5-го часа вечера крестный ход в сопровождении почти всех жителей с. Богослова направился в соседнее село Сновицы. Крестный ход с пением подходил к лесу, расположенному на берегу оврага. Из-за леса послышалось пение более стройного хора, слышны были голоса мужские и женские, но за лесом ничего не видно было. Когда стали спускаться в овраг и лес стал редеть, нам представилась умилительная картина: от двух церквей с. Сновиц среди оврага стояли св. иконы с хоругвями, по ту и другую сторону дороги, священник в светлом облачении, два хора певчих и много народа, ожидавших Владимирскую святыню. Здесь отслужен был краткий молебен. Затем жители с. Богослова со своим причтом, приложившись к св. иконам Владимирским, отправились обратно домой, а Сновицкие, принявши иконы, направились к своему селу. Довольно могучий звон колоколов трех церквей разносился далеко по окрестности. По всему полю на двухверстном расстоянии шли густые ряды богомольцев. Таковой порядок церковной службы, встреч и проводов св. икон был приблизительно во всех показанных местах. В Сновицах службы были совершены в обоих храмах села и было хождение с иконами по домам. По пути в с. Сеславское ход со св. иконами должен был пройти через три деревни, в которых и был останавливаем жителями для совершения молебнов. В с. Сеславском было совершено одно всенощное бдение, а на литургию св. иконы были торжественно перенесены 5 числа в приписное село Бродницы, где после торжественной с проповедью слова Божия службы иконы были принимаемы по домам, при чем при этом обнесении иконы было наблюдаемо молитвенное, а не из простого любопытства, участие некоторых и из старообрядцев. В селе Борисовском 5-го за всенощным бдением и 6-го за литургией обширный храм едва вмещал всех молящихся. На выраженное желание жителей принять иконы в свои дома была предложено в виду краткости времени и плохого состояния погоды ограничиться молебнами в храме, что и было охотно принято ими и молебны в храме пред Влад. иконой Бож. М. и иконой Благов. Князей совершались после литургии без перерыва до самого выхода иконы из села. Здесь тоже было наблюдаемо благоговейное отношение к иконам и православному богослужению со стороны старообрядцев. В селах Порецком и Ославском 7 и 8 ч.ч. прием св. икон выразился также прежде всего в торжественных службах и проповедях слова Божия, а потом в непрерывных молебствиях в храме пред иконами, так как по домам несмотря на сильное желание жителей обносить иконы не представилось возможным по тем же причинам. В селе Новом св. иконы должны были пробыть 9-го и полдня 10 числа, так как жители пожелали все непременно принять в свои дома, чему благоприятствовало состояние погоды. По дороге в село Доброе жители села Боголюбова с причтом во главе устроили торжественную встречу св. икон у своего сельского храма, где совершаемо было молебствие с соответствующею проповедью слова Божия. Проводы из Боголюбова и встреча св. икон крестным ходом из с. Доброго на шоссейной дороге около речки представляли подобную же умилительную картину, какая описана выше при встрече св. иконы у с. Сновиц. В с. Добром св. иконы также вследствие желания жителей принять св. иконы во все дома должны были пробыть 11-е ч. и часть дня 12 числа, в каковой день ко времени вечерни св. иконы возвратились во Владимир, быв торжественно встречены у Владим. часовни крестным ходом при колокольном звоне из Кафедрал. собора.
В заключение сказанного должен прибавить, что во всех селах, где мы были, принимали нас весьма радушно. Все посещаемые храмы были полны молящимися. У многих были видны слезы умиления, были усердные, горячие молитвы в храме и домах. Прихожанами всех означенных сел было высказано желание, чтобы и на следующий год было такое посещение их со св. иконами, но только не в такое грязное время. При этом указывали как на более удобное для них время, на месяцы май и июнь, просили также о том, чтобы было хождение с молебнами по всем домам. При прощании везде благодарили за посещение, а из с. Нового был прислан с сельского схода нарочный в с. Доброе, который с низким поклоном от всего Новосельского общества воздал нам благодарность за посещение и торжественную службу. Прот. М. Добротворский.
О глубоком религиозном влиянии Крестного хода на местное население, даже и старообрядческое, свидетельствует и Епархиальный противостарообрядческий миссионер свящ. М. Вальков, который в своем рапорте на имя Его Высокопреосвященства от 18 октября сего года сообщает следующее. «Считаю долгом почтительнейше доложить Вашему Высокопреосвященству, что согласно, заранее выработанного Советом Братства и утвержденного Вашим Высокопреосвященством маршрута следования крестного хода с иконой Владимирской Божией Матери, с 1-го по 12-е сего октября при моем деятельном участии был совершен первый миссионерский крестный ход с преднесением иконы Владимирской Божией Матери по следующим селам Владимирского уезда: Богослов, Сновицы, Сеславское, Бродницы, Борисовское, Порецкое, Ославское, Новое и Доброе. Цель совершенного миссионерского крестного хода была, во первых, дать благодатное молитвенное утешение православно-верующим в переживаемую тяжелую военную годину, проповедывать им слово Божие, как устно, так и через раздачу религиозно-нравственной и миссионерской литературы, и во вторых, борьба с равнодушием, неверием и расколом. Эти цели были достигнуты в большей мере, чем это предполагалось. Во всех местах остановок крестного хода, за богослужениями в храме произносились проповеди религиозно-нравственного содержания применительно к переживаемым событиям, а в приходах зараженных расколом старообрядчества и на темы специально миссионерского содержания. Мною произносились проповеди преимущественно за всенощным бдением после прочтения второй кафизмы и на литургии после причастного стиха. Всех проповедей, за время следования крестного хода произнесено мною 23. Кроме меня во всех приходах произносились проповеди еще и местными священниками за богослужениями, при встрече и изнесении иконы в другой приход. По назначению местного о. благочинного проповедывали в селах Богослове и Сеславском священник села Сновиц о. Алексий Никологорский и в селе Сновицах священник села Богослова Алексий Афонский. В виду высокой святой и чисто миссионерской цели сего крестного хода, во время пребывания святыни в храмах богослужение совершалось всюду соборне, истово, уставно, внятно и неторопливо с чтением акафиста и колено-преклонной молитвы Божией Матери, а по окончании литургии во время целования креста раздавались народу листки религиозно-нравственного и миссионерского содержания. И заметно было, что соборное, торжественное, уставное богослужение с произнесением живых проповедей на темы переживаемых событий отвечало религиозно-нравственным запросам народа и находило себе живой отклик в его глубоко-верующем сердце. Видно было, что молитвенный порыв к Богу, забота о собственном спасении и спасении Родины охватывали все население приходов поголовно, через которые следовал крестный ход. Несмотря на сырую, холодную, осеннюю погоду, проливные дожди и трудность передвижения вследствие бездорожицы, всюду православные храмы были переполнены молящимися, которые с чувством глубокого умиления несли свое горе к стопам Царицы Небесной и горячо со слезами просили благодатной помощи пред Ее принесенною св. иконою, именуемой Владимирской. Грандиозный религиозный подъем духа, вызванный в православном населении принесением весьма древней иконы Владимирской Божией Матери, и горячее слово проповедников, призывающее всех русских людей объединиться в одну православную христианскую семью под благодатным покровом Божией Матери, захватило даже местное старообрядчество. Так напр., в селах Бродницах, Борисовском и Новом за всеми богослужениями в храмах, при встрече и проводах святыни присутствовало много местных старообрядцев, которые, забыв свою вековую вражду против Православия, пламенно молились вместе с православными, а по окончании богослужений мне неоднократно приходилось слышать от них искренние слова благодарности по адресу Вашего Высокопреосвященства за просвещенную Вашу заботливость по устройству первого сего миссионерского крестного хода. Невозможно описать, какое сильное неотразимое впечатление произвел крестный ход на православное население. Невозможно передать, как наболела теперь народная душа, с какими слезами и глубочайшим умилением и благодарностью всюду встречали и провожали крестный ход. Так и чувствовалось, что какой-то новый невидимый вихрь поднимал самые глубокие пласты русской религиозной жизни. Кто мог, наприм., подумать, что в селе Борисовском ветхая старушка старообрядка, которую приходилось поддерживать другой молодой старообрядке, приплетется на склоне последних дней своей жизни в православный храм. Очевидно, сильна благодатная сила Божией Матери, привлекшая в числе других старообрядцев и эту старушку в годину тяжелых испытаний к общей молитве с православными. Исполнив возложенные на меня Вашим Высокопреосвященством обязанности при следовании первого миссионерского крестного хода в епархии, я, на основании своего первого опыта и наблюдения, беру на себя смелость сказать, что устройство подобных миссионерских крестных ходов, особенно с чудотворными иконами, является самым могущественнейшим средством в деле поднятия религиозно-нравственного состояния в народе и борьбе с расколо-сектантством. Работа, хотя и тяжелая, но по плодам своим самая благодарная, труд святой и своевременный, особенно в переживаемые грозные мировые события».