Главная
Регистрация
Вход
Пятница
15.12.2017
20:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 391

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [729]
Суздаль [266]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [187]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [53]
Гусь [46]
Вязники [122]
Камешково [46]
Ковров [137]
Гороховец [30]
Александров [132]
Переславль [84]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [74]
Религия [2]
Иваново [30]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [15]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [25]
Учебные заведения [9]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 18
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Часовня во имя Великого князя Владимира при Владимирском Успенском соборе

Часовня во имя Великого князя Владимира при Владимирском Успенском соборе



Часовня во имя великого князя Владимира на Соборной площади


У здания Городской Думы на Соборной площади находилось небольшое белое здание часовни во имя Великого князя Владимира.

В книге прот. А. Виноградова «История Кафедрального Успенского собора в губ. городе Владимире» устроение каменной соборной часовни при Успенском соборе г. Владимира отнесено ко времени правления Владимирской епархией епископа Иеронима, с 1776 году. «При нем, пишет автор изследования, устроена в 1776 году теперь существующая каменная соборная часовня». Дата эта взята, вероятно, из каких-нибудь соборных документов. В цитированном сочинении прот. А. Виноградова нет указания, откуда она заимствована. Но во всяком случае она должна быть отнесена не к построению более древней каменной часовни, которая стояла на месте второй.

Постройка второй соборной часовни закончилась в 1797 году, как это можно видеть из одного указа Владимирской духовной консистории, посланного в Суздальское духовное правление. «По производящемуся в сей консистории делу, о не явившихся во Владимирском Кафедральном Успенском соборе по смерти ключаря иерее Захарии Петрова церковных тысячи семидесяти семи рублей пятидесяти трех копеек, репортом соборный протоиерей с братиею в консисторию представили, что недостающее число денег кроме должных по распискам и без расписок, исключая взятых монахом Гурием пятидесяти рублей, употреблены в 1795, в 1796 и 1797 годах для строения новой каменной часовни на материалы, оштукатурение оной часовни, состоящей при соборе у торговаго моста, снаружи и внутри стен, на покрытие кровли, позолочение главы, сделание железных дверей, решеток, оконниц и иконостаса и писания в нем образов, также и на стенах, которой часовни все показанное строение, невидимому, явствует ценою более тысячи рублей, на кое строение, хотя и употребляемы были умершим монахом Гурием деньги из собираемых им в часовне на собор мелочного доходу, но большая часть употребляема была церковной соборной суммы; коей издержкою в тех 1795, 1796 и 1797 годах в представленных в духовную консисторию для обревизовала книгах едва показанными состоят, ибо в то время все те церковные расходы по поверенности имел и расходныя деньги содержал ключарь священник Захарий, из коих за 1794-й расходной и 1801-й приходной не отыскано, и им те употребленные церковныя деньги может или по забвению в церковныя книги не внесены, или потому, что оной монах скоропостижно умер, не оставя по себе никаких записок по неумению грамоте, кроме одного в пятидесяти рублях означенного в реестре содержателями суммы показания. Почему Владимирская духовная консистория, вследствие резолюции Его Преосвященства Ксенофонта, епископа Владимирского и Суздальского и Кавалера, приказали: о учинении по Суздальскому архиву выправки, не имелось ли каких дел о постройке означенной часовни, и о присылке тех дел в консисторию предписать Суздальскому духовному правлению указом. — Октября 16-го дня 1805 года».
Итак, соборная часовня строилась в 1795, 1796 и 1797 годах и воздвигнута была на средства, частью собранные монахом Гурием в прежней часовне, существовавшей, следовательно, и до построения «новой каменной», а главным образом на средства собора.

В 1820 г. епископ Ксенофонт при выезде своем из Владимира, когда карета владыки поравнялась с Владимирской часовней, по приказанию его остановилась, «он вышел из кареты и, помолившись перед иконой Богоматери, наклонился, взял горсть земли у крыльца часовни и, завязывая в платок, промолвил: «эту землю попрошу бросить на гроб мой, когда положат меня в могилу,- заплакал и с трудом подсажен был снова в карету» (Влад. Епар. Вед. 1874 года № 8, 1820 г. стр. 409).
В 1891 г. эта часовня обращена в церковь, в ней устроен престол в честь священномученика Антипия; в память престола того же имени существовавшего в Успенском соборе на хорах и упраздненного преосвященным Иеронимом в 1774 г.
Часовня особенно усердно посещалась студентами во время экзаменов, считалось что посещение её помогает успешно их выдержать. Кроме того, за окладом иконы священномученика Антипия в нижней её части находился комок ваты. Если после молитвенного обращения к Антипию взять немного ваты домой и приложить к больным зубам, то боль проходит. Смотритель при часовне возобновлял вату у иконы. Внутри часовню украшали резной вызолоченный иконостас и плафон, расписанный воспитанником Санкт-Петербургской Академии художеств, уроженцем с. Боголюбова господином Гусевым.

«Стильное здание Уисполкома (бывш. городская дума) загораживается со стороны Липок упраздненной Владимирской часовней. Здание часовни стоит без всякого употребления, стены сыреют, т.к. ее никогда не проветривают. Пора бы ее разобрать...» («Призыв», 5.07.1924 г.)
23 апреля 1925 г. комиссия, в состав которой входил и городской архитектор Я. Ревякин, отмечала, что постройка «являет собой антигосударственное здание». Ее было решено снести, «а место, спланированное и разровненное, пойдет на расширение плац - парадного места». Часовня была снесена.

Существует представление, что место, где стояла часовня, особое и верующие люди без необходимости по этому участку Соборной площади стараются не ходить.
«Уходил он из Дворца пионеров с чувством умеренной гордости и определённого стыда за свой успех. Второе было, к его удивлению, сильнее. Определять природу и суть проявлений человеческой души он пока не умел, но догадывался, что избавиться от стыда можно только, сначала победив гордость. Покои в душе дороже волнения и бури. Позднее он нашёл точное подтверждение того в стихах поэта: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»…
Как-то, уже в долгожданном мае, Промыслов, спеша, наткнулся у Дворца пионеров на старушку в голубой пикейной шляпке и с топким правильным ликом, хотя и испещрённым морщинами. «Мальчик, мальчик,- зашептала она, протягивая свою руку к его руке,- ты, дружок, ходи поближе к Думе, прямо вдоль стенки ходи и не отступай от неё. Тут часовня святого Владимира стояла, и топтать это место - грех великий». Старушка нисколько не была похожа на обычную городскую сумасшедшую, но за её спиной, с той стороны дороги, вождь мирового пролетариата властно указывал рукой именно на то место, где она остановила пионера, а он, как никто, знал дорогу в светлое будущее. Старинные часы на здании банка, позади бронзовой фигуры, исправно указывали время. Сколько его прошло после сноса часовни?!
Прислушавшись к себе, он всё же внял предупреждению старушки, а вот как предупредить товарищей, не знал, ведь то, что она сказала ему, шло от пережитков прошлого и, как ни крути, вряд ли кто из его товарищей отнёсся бы к этому с пониманием, а для него, поддавшегося на «удочку религии», означало стать отверженным, эдаким Жаном Вальжаном. (Он недавно прочёл роман Гюго, разница в причинах отверженности не имела существенного значения).
Как бывало нередко, он вышел из Дворца пионеров раньше своих товарищей и остался дожидаться их сбоку от дверей. Ему повезло: они вывалились на улицу гурьбой. Он подался им навстречу и предложил пойти вместе в кинотеатр. В «Художественном» как раз крутили патриотический фильм «Дом, в котором я живу». Зрелище предстояло потрясающее, и все охотно согласились, тем более предложение о совместном проведении досуга поступило от него едва ли не впервые. Он тут же пронзительным свистом взял их под контроль. Так свистеть мало кто умел, а на площади Свободы никто и не отважился бы. Толкаясь и смеясь, мальчишки, двинулись к дороге, но не успели они ступить на мистически запретное место, как, откуда ни возьмись, появилась вчерашняя старушка и теми же словами, но ещё грозя пальчиком, предостерегла компанию. Ватага в едином порыве отшатнулась к стене Дворца, и всё разрешилось без его участия. Вообще-то, oн собирался объявить пацанам о том, что под асфальтом скрыта плохо засыпанная яма и, провалившись туда, можно запросто остаться калекой на всю жизнь» (Леонид Зрелов «Время встреч и разлук» Владимир. 2008).
Владимирская епархия.
Владимирский Успенский кафедральный собор

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (17.12.2016)
Просмотров: 361 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика