Часовня во имя Великого князя Владимира при Владимирском Успенском соборе
У здания Городской Думы (сейчас «Дом дружбы») на Соборной площади находилось небольшое белое здание часовни во имя Великого князя Владимира. Часовня во имя великого князя Владимира на Соборной площади
В книге прот. А. Виноградова «История Кафедрального Успенского собора в губ. городе Владимире» устроение каменной соборной часовни при Успенском соборе г. Владимира отнесено ко времени правления Владимирской епархией епископа Иеронима, к 1776 году. «При нем, пишет автор изследования, устроена в 1776 году теперь существующая каменная соборная часовня». Дата эта взята, вероятно, из каких-нибудь соборных документов. В цитированном сочинении прот. А. Виноградова нет указания, откуда она заимствована. Но во всяком случае она должна быть отнесена не к построению более древней каменной часовни, которая стояла на месте второй.
Постройка второй соборной часовни закончилась в 1797 году, как это можно видеть из одного указа Владимирской духовной консистории, посланного в Суздальское духовное правление. «По производящемуся в сей консистории делу, о не явившихся во Владимирском Кафедральном Успенском соборе по смерти ключаря иерее Захарии Петрова церковных тысячи семидесяти семи рублей пятидесяти трех копеек, репортом соборный протоиерей с братиею в консисторию представили, что недостающее число денег кроме должных по распискам и без расписок, исключая взятых монахом Гурием пятидесяти рублей, употреблены в 1795, в 1796 и 1797 годах для строения новой каменной часовни на материалы, оштукатурение оной часовни, состоящей при соборе у торговаго моста, снаружи и внутри стен, на покрытие кровли, позолочение главы, сделание железных дверей, решеток, оконниц и иконостаса и писания в нем образов, также и на стенах, которой часовни все показанное строение, невидимому, явствует ценою более тысячи рублей, на кое строение, хотя и употребляемы были умершим монахом Гурием деньги из собираемых им в часовне на собор мелочного доходу, но большая часть употребляема была церковной соборной суммы; коей издержкою в тех 1795, 1796 и 1797 годах в представленных в духовную консисторию для обревизовала книгах едва показанными состоят, ибо в то время все те церковные расходы по поверенности имел и расходныя деньги содержал ключарь священник Захарий, из коих за 1794-й расходной и 1801-й приходной не отыскано, и им те употребленные церковныя деньги может или по забвению в церковныя книги не внесены, или потому, что оной монах скоропостижно умер, не оставя по себе никаких записок по неумению грамоте, кроме одного в пятидесяти рублях означенного в реестре содержателями суммы показания. Почему Владимирская духовная консистория, вследствие резолюции Его Преосвященства Ксенофонта, епископа Владимирского и Суздальского и Кавалера, приказали: о учинении по Суздальскому архиву выправки, не имелось ли каких дел о постройке означенной часовни, и о присылке тех дел в консисторию предписать Суздальскому духовному правлению указом. — Октября 16-го дня 1805 года». Итак, соборная часовня строилась в 1795, 1796 и 1797 годах и воздвигнута была на средства, частью собранные монахом Гурием в прежней часовне, существовавшей, следовательно, и до построения «новой каменной», а главным образом на средства собора. Предполагается, что автором проекта часовни мог быть либо Н.П. фон Берк, либо архитекторский помощник П.И. Козлов, а построил её архитектора И.П. Чистяков.
В 1797 г. состоялось освящение Владимирской часовни на Соборной площади г. Владимира.
В 1820 г. епископ Ксенофонт при выезде своем из Владимира, когда карета владыки поравнялась с Владимирской часовней, по приказанию его остановилась, «он вышел из кареты и, помолившись перед иконой Богоматери, наклонился, взял горсть земли у крыльца часовни и, завязывая в платок, промолвил: «эту землю попрошу бросить на гроб мой, когда положат меня в могилу,- заплакал и с трудом подсажен был снова в карету» (Влад. Епар. Вед. 1874 года № 8, 1820 г. стр. 409).
«В последнее время эта часовня старанием соборного старосты купца Платонова богато украшена; снаружи позлащенные крест и глава на ней ярко блестят при лучах солнца, внутри устроен новый изящный иконостас с прекрасною вызолоченною резьбою, плафон расписан искусною рукою художника Гусева. Господин Гусев, воспитанник С.-Петербургской Императорской академии художеств, наш владимирский уроженец, из с. Боголюбово...» («Владимирские губернские ведомости», 1855).
В 1891 г. в ней устроен престол в честь священномученика Антипия; в память престола того же имени существовавшего в Успенском соборе на хорах и упраздненного преосвященным Иеронимом в 1774 г. Часовня особенно усердно посещалась студентами мужской гимназии во время экзаменов, считалось что посещение ее помогает успешно их выдержать. Кроме того, за окладом иконы священномученика Антипия в нижней ее части находился комок ваты. Если после молитвенного обращения к Антипию взять немного ваты домой и приложить к больным зубам, то боль проходит. Смотритель при часовне возобновлял вату у иконы. Внутри часовню украшали резной вызолоченный иконостас и плафон, расписанный воспитанником Санкт-Петербургской Академии художеств, уроженцем с. Боголюбова господином Гусевым.
В пятнадцатый день августа, на день перенесения Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едессы в Царьград (Третий Спас) совершается из Успенского собора перед всенощным бдением крестный ход в часовню во имя Великого князя Владимира, находящуюся в центре города на Московской улице, освященную в 1797 году, с целью перенесения из сей часовни в собор древней, особо чтимой святыни, иконы Спаса Нерукотворенного образа, высокого греческого письма. Этот ход в соборную часовню установлен по следующему обстоятельству. В 1812 году, по рассказу очевидца, во время прибытия Преосвященного Августина из гор. Мурома в гор. Владимир «на 27-е число (воскресенье) октября св. иконы (Московские — Владимирская и Иверская) перенесены были (из Дмитриевского собора) в Рождественский монастырь. Утром (27 окт.) пораньше обыкновенного началась Божественная литургия, которую совершал Преосвященный Ксенофонт с избранным духовенством и потом молебен Божией Матери, а затем прямо из храма с крестным ходом сам же Преосвященный сопровождал св. иконы до соборной часовни, которая на пути в Москву. В оной часовне разоблачившись и со слезами облобызавши святой иконы, он поручил сопровождать их архимандриту Анатолию, ректору семинарии, до Казанской церкви, которая в Ямской слободе, на выезде к Москве. Дворяне и купцы попеременно несли святой иконы в продолжении всего пути — более трех верст, несмотря на снежную ненастную погоду. В Казанской церкви св. иконы уложили в дорожные киоты, поклонившись пред ними в последний раз, возвратились восвояси, славя и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь, спасшую град наш и все области наши своим благодатным посещением». С этого памятного для России года и до сегодня совершается крестный ход ко Владимирской часовне, ныне обращенной в храм, освященный во имя св. Антипия (в память избавления Его Императорского Величества от грозившей 29-го апреля 1891 года в гор. Отсу, в Японии, опасности). На следующий день, 16-го августа, икона Спаса возвращается с крестным ходом в часовню (Орлов В.М. Крестные ходы, совершаемые в городе Владимире. Год издания: 1902.).
— На всенощное бдение под праздник „Нерукотворенгаго образа Спасителя", 16-го августа 1907 г. из Владимирской часовни с крестным ходом была принесена в Кафедральный собор икона, имеющая изображение „Нерукотворенного образа". Этот образ оставался в соборе и 16-го августа за обеднею, которую совершал также Высокопреосвященнейший Николай. После обедни икона с крестным ходом была снова отнесена из Кафедрального собора во Владимирскую часовню, на место ее постоянного нахождения.
В советское время в здании бывшей городской Думы, стоявшем рядом с часовней, расположился горисполком. И, конечно, такое соседство не могло быть длительным - часовня мешала новым властям. В 1921 году она была закрыта. Её пытались приспособить под магазин, но затем отказались от этого.
«Стильное здание Уисполкома (бывш. городская Дума) загораживается со стороны Липок упраздненной Владимирской часовней. Здание часовни стоит без всякого употребления, стены сыреют, т.к. ее никогда не проветривают. Пора бы ее разобрать...» («Призыв», 5.07.1924). «Согласно решения горсовета, приступлено к соединению Пушкинского бульвара и Липок. Площадь между садами будет засажена липами, березами и кленами. Для проезда к зданию Губисполкома будет устроена арка, которая будет закрываться после 4 часов дня. Полуразрушенная часовня, находящаяся рядом со зданием УИК-а, будет снесена. Работа по соединению и приведению в порядок садов закончится к 1 мая» («Призыв», 26 апреля 1925).
23 апреля 1925 г. комиссия, в состав которой входил и городской архитектор Ревякин Яков Григорьевич, отмечала, что постройка «являет собой антигосударственное здание».
Из заключения специальной комиссии УИК (уездного исполкома) о состоянии Владимирской часовни от 23.04.1925 г. (ГАВО, ф.26, оп.1, д. 488) «Зимой прошлого года Правление ЕПО (единого потребительского общества) начало приспособлять ее под бакалейную лавочку, для чего был сломан купол и раскрыта часть крыши, но при этом и закончились все приготовления. В данное время часовня находится в полуразрушенном состоянии. Крыша и штукатурка стен обветшали, фундамент опрел и обваливается... для его приспособления потребуется значительная сумма денег. Что касается исторического значения часовни, то таковому совсем нет места, т.к., построенная в 80-х годах прошлого столетия в память спасения царской семьи в Борках, она являет собой антигосударственное значение, а постройка ее относится к типу современных. Ввиду вышеуказанного комиссия полагает указанную часовню сломать как не представляющую из себя как в техническом, так и в историческом отношении никакой ценности, материал употребить на ремонт коммунальных зданий, а место, спланированное и разровненное, пойдет на расширение плац-парадного места». «Специально созданной комиссией при УИК-е была осмотрена часовня, помещающаяся рядом со зданием УИК-а; часовня когда-то была построена в «память счастливого конца катастрофы с одним из царей». Комиссия нашла, что полуразрушенная часовня ценности никакой не представляет и потому, при расширении площади «Свободы», она должна быть срыта» («Призыв», 5 мая 1925).
Часовню было решено снести, «а место, спланированное и разровненное, пойдет на расширение плац - парадного места».
Часовня была снесена в 1925 г.
Существует представление, что место, где стояла часовня, особое и верующие люди без необходимости по этому участку Соборной площади стараются не ходить. «Уходил он из Дворца пионеров с чувством умеренной гордости и определенного стыда за свой успех. Второе было, к его удивлению, сильнее. Определять природу и суть проявлений человеческой души он пока не умел, но догадывался, что избавиться от стыда можно только, сначала победив гордость. Покои в душе дороже волнения и бури. Позднее он нашел точное подтверждение того в стихах поэта: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»… Как-то, уже в долгожданном мае, Промыслов, спеша, наткнулся у Дворца пионеров на старушку в голубой пикейной шляпке и с топким правильным ликом, хотя и испещренным морщинами. «Мальчик, мальчик,- зашептала она, протягивая свою руку к его руке,- ты, дружок, ходи поближе к Думе, прямо вдоль стенки ходи и не отступай от нее. Тут часовня святого Владимира стояла, и топтать это место - грех великий». Старушка нисколько не была похожа на обычную городскую сумасшедшую, но за ее спиной, с той стороны дороги, вождь мирового пролетариата властно указывал рукой именно на то место, где она остановила пионера, а он, как никто, знал дорогу в светлое будущее. Старинные часы на здании банка, позади бронзовой фигуры, исправно указывали время. Сколько его прошло после сноса часовни?! Прислушавшись к себе, он все же внял предупреждению старушки, а вот как предупредить товарищей, не знал, ведь то, что она сказала ему, шло от пережитков прошлого и, как ни крути, вряд ли кто из его товарищей отнесся бы к этому с пониманием, а для него, поддавшегося на «удочку религии», означало стать отверженным, эдаким Жаном Вальжаном. (Он недавно прочел роман Гюго, разница в причинах отверженности не имела существенного значения). Как бывало нередко, он вышел из Дворца пионеров раньше своих товарищей и остался дожидаться их сбоку от дверей. Ему повезло: они вывалились на улицу гурьбой. Он подался им навстречу и предложил пойти вместе в кинотеатр. В «Художественном» как раз крутили патриотический фильм «Дом, в котором я живу». Зрелище предстояло потрясающее, и все охотно согласились, тем более предложение о совместном проведении досуга поступило от него едва ли не впервые. Он тут же пронзительным свистом взял их под контроль. Так свистеть мало кто умел, а на площади Свободы никто и не отважился бы. Толкаясь и смеясь, мальчишки, двинулись к дороге, но не успели они ступить на мистически запретное место, как, откуда ни возьмись, появилась вчерашняя старушка и теми же словами, но еще грозя пальчиком, предостерегла компанию. Ватага в едином порыве отшатнулась к стене Дворца, и все разрешилось без его участия. Вообще-то, oн собирался объявить пацанам о том, что под асфальтом скрыта плохо засыпанная яма и, провалившись туда, можно запросто остаться калекой на всю жизнь» (Зрелов Леонид Петрович «Время встреч и разлук» Владимир. 2008).
Владимирская епархия. Владимирский Успенский кафедральный собор с кон. X по сер. XVIII вв.
|