Главная
Регистрация
Вход
Среда
20.09.2017
21:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 333

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [646]
Суздаль [235]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [174]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [98]
Судогда [30]
Москва [41]
Покров [51]
Гусь [46]
Вязники [115]
Камешково [46]
Ковров [131]
Гороховец [28]
Александров [130]
Переславль [80]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [35]
Шуя [61]
Религия [2]
Иваново [24]
Селиваново [5]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 23
Гостей: 23
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Возвращение Владимирского Успенского собора Церкви

Возвращение Успенского собора Церкви

Кафедральный Успенский собор. Часть 1.
Кафедральный Успенский собор. Часть 2.

Церковный музей

23.03.1922 г. из Успенского собора было изъято 1 фунт 13 золотников золота и 4 пуда 52.3/4 золотника серебра.
Весной 1923 г. община Успенского собора во главе с настоятелем протоиереем Сергием Лавровым была вынуждена оставить храм. Разграбление церковного имущества с этого момента пошло по нарастающей. Так, 30.06. 1923 г. изъятая из Успенского собора церковно-богослужебная литература общим весом 810 пудов, именуемая властями как «книжный хлам», была продана за 113 руб. 40 коп.
27 марта 1923 г. состоялся 1 Владимирский «обновленческий» епархиальный съезд духовенства и мирян. Съезд постановил одобрить кампанию по вскрытию мощей и решил изъять мощи из мест их церковного хранения и почитания и передать для музейного использования в Успенском соборе. Кроме этого, съезд постановил в первую очередь «закрыть храмы историко-археологического и художественного значения через местную власть и срочно передать их в ведение Главмузея, как памятники исторического прошлого». Вскоре на канонической территории Владимирской епархии возникли общины «обновленцев» и произошло перезаключение договоров на пользование церковным имуществом и храмами. Раскольнические группировки повели ожесточенную борьбу против Церкви и ее институтов. Председателем епархиального комитета группы «Живая церковь» был избран протоиерей Михаил Тихонравов.
23.04. 1924 г. Успенский собор был передан по договору «обновленческому» приходу во главе с протоиереем А.Е. Знаменским. В связи с передачей в 1924 г. Успенского собора «обновленческому» приходу во главе с протоиереем А.Е. Знаменским Георгиевский придел остался в полном ведении музея для организации в нем экспозиции. Всесильная ОГПУ поддержало передачу собора «обновленцам» - «...наша задача, которая выражалась в укреплении обновленческих сил, частью была выполнена и результаты в разложении духовенства были достигнуты...». В 1924 г. положено основание Музею Церковных Древностей, занявшему позднейшие пристройки Успенского собора.
При содействии Губмузея Владимирский музей развернулся в трех зданиях, разделившись на три самостоятельных отдела – музеи: 1) Исторический (см. Исторический музей), занимающий прежнее здание; 2) Художественный; 3) Церковный – в быв. Георгиевском приделе Успенского собора.
По богатству и по ценности экспонатов Церковный музей являлся лучшим отделом Владимирского Государственного Областного Музея. Образован он главным образом из церковных древностей быв. Церковно-исторического древлехранилища Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, быв. ризниц Успенского и Дмитриевского собора и ризниц Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря и Флорищевой пустыни. Первоначально составлял часть исторического музея. Выделение в самостоятельный отдел Областного Музея начато в 1924 году.
Все экспонаты делились на следующие Подотделы:
1) Церковная живопись. Здесь представлены иконы, начиная с Византиских писем XIV в. и кончая позднейшими письмами Владимирских богомазов, при чем демонстрировалась коллекция досок, на которых нанесен процесс кустарного производства образов во Мстере. Среди икон имелись выдающиеся ценности экземпляры XII-XIV-XVI вв.: «Владимирской Божией Матери» XIV в., «Боголюбовской» XIV в., «Покрова» XII в., «Яхримской» (Яхромской) и «Успения» XVI в. и др. Всего Подотдел насчитывал в 1925 г. 299 предметов.
Дополнением Подотдела служили знаменитые фрески XII и XV вв. Дмитриевского и Успенского соборов, фрески XVII в. быв. Успенского монастыря и громадные полотна В. Васнецова с изображением «Страшного суда», «Сошествия во ад» и «Евхаристии».
2) Церковная пластика. Подотдел включал: произведения резьбы по камню в виде точных гипсовых слепков с Владимирских рельефов XII-XIII вв., резные деревянные царские врата XVI-XVIII вв., резные из дерева изображения разных святых XVII-XVIII вв., изделия из кости и камня. Всего в Подотделе насчитывалось 255 предметов.
3) Церковное шитье, парча и ткани. Подотдел давал представление почти о всей истории развития русского искусства в области художественного шитья и выделки тканей. здесь имелись редкие образцы шитья XV-XVI вв., показывающие «сплошную вышивку», затем образцы перехода к «парчовой мозаике» XVII-XVIII вв., произведения эпохи «мишуры» XVIII-XIX вв. Громадная коллекция всевозможной парчи и тканей иностранного и русского производства знакомила не только с материалом и техникой изготовления, но и с историей развития рисунка, отражающего художественные вкусы разных эпох. Здесь имелись образцы тканей XII в. (остатки великокняжеских одежд). Всего Подотдел насчитывал 950 предметов.
4) Церковная утварь. Здесь собраны: дарохранительницы, дароносицы, деревянные, оловянные, медные, серебряные и золотые потиры с приборами, начиная от XV в. и кончая XIX в., коллекция кадил, подсвечников, водосвятных чаш, лампадниц, кропил, жезлов XVI-XVIII вв., коллекция брачных венцов XVI-XIX вв., громадная коллекция антиминсов (150), представляющая собой редкое собрание, начиная с примитивов в виде небольшого куска грубого холста с надписями от руки (XV в.) и кончая художественно-отпечатанными на разноцветном атласе. Всего экспонатов в Подотделе 539.
5) Церковные металлические изделия. Подотдел имел образцы литья, ковки, всевозможного чекана и штампа по металлам разного рода, с применением эмали и финифти. Сюда входят: кресты от XII до XIX в., украшения и оклады икон XIV-XVIII вв., оклады Евангелий XVI-XVIII вв. и другие предметы. Среди этих коллекций представляли исключительную ценность: «великокняжеский бронзовый нарамник» XIIв. С выемчатой эмалью и золотой крест с финифтью XV в. Всего Подотдел имел 447 предметов.
26.03. 1926 г. губернский исполнительный комитет (ГИК) постановил договор с общиной «обновленцев» расторгнуть и собор передать музею. В 1927 г. собор был окончательно закрыт для богослужения.
Одной из функций музея стало проведение атеистической работы. В 1930 г. в Георгиевском приделе Успенского собора создали антирелигиозный отдел Владимирского музея, которому и передали мощи князей Андрея Боголюбского, Глеба и Георгия, а также мученика Авраамия Болгарского.
В 1931 г. отмечено катастрофическое состояние фресок. В 1931 г. утрачены металлические части ансамбля Успенского собора (переданы в лом 2 пушки, находившиеся около собора, колокол, решетки из собора, колокольни, ограда, чугунные плиты собора). В 1936 г. колокольню ОСОАВМАХИМ оборудовал под парашютную вышку, в сентябре 1936 г. разобрана каменная лестница у западной стороны Успенского собора.
В 1938 г. в соборе создана антирелигиозная выставка.


Антирелигиозный отдел Владимирского музея

С 1926 по 1944 гг. Успенский собор был в руках государства, связан с деятельностью музея.
Во время войны Сталин вынужден был воспользоваться даже духовным ресурсом православной церкви, и политический террор в отношении священников смягчился. Стали вновь открываться храмы.
Во Владимир в 1943 г. из заключения вернулся священник Сергий Фестинатов. Именно он фактически добился, чтобы главный собор Владимира снова стал действующим.
Когда он был назначен настоятелем Успенского собора, отец Сергий обратился с письмом к Сталину, и получил согласие. Не последнюю роль сыграло видимо то, что Сергий Фестинатов организовал сбор средств на вооружение для Красной Армии – на танковую колонну.
4 апреля 1944 г. настоятель собора священник Сергий Фестинатов и староста собора Воронин получили ключи и, войдя в собор вместе с директором музея Екатериной Киселевой, увидели его состояние.
Архиепископ Онисим вспоминает, как они - церковные люди «были поражены необычайной загрязненностью пола, стен, алтарей, иконостаса. Все стены собора были покрыты пылью, паутиной, местами льдом, даже фресковая живопись подверглась местами обледенению и представляла печальный заброшенный вид. Было больно до слез видеть нашу общерусскую Святыню в таком жалком состоянии и с разбитыми окнами».
В.А. Лебедев в дни празднования 25-летия архиерейской хиротонии владыки Онисима также описал эти минуты: «Наружный вид собора был жалким: он почернел, штукатурка отвалилась, стены прорастали травой. Крыша прохудилась, в храм попадал дождь и снег, проникали птицы, загрязняя церковную утварь. Много пострадал храм и от злонамеренных людей, разрушивших и осквернивших его. От сырости значительно пострадала фресковая живопись Рублева». Далее владыка Онисим рассказывал: «Я, зная собор с детства, видевший его красоту, буквально заплакал при виде этой печальной картины и дал себе Ганнибалову клятву во что бы то ни стало восстановить его былую красоту и величие».
На собрании верующих владыка призвал «запущенный, обесчещенный и загрязненный» собор привести в достойное состояние, очистить его от пыли, грязи и нечистот. К празднику Благовещения собор привели в должное состояние: застеклили окна, облачили в приличествующие их положению одежды мощи святых угодников Божиих, Владимирских чудотворцев.

Вечером 7 апреля 1944 г., в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, было совершено освящение собора и в нем возобновилась церковная богослужебная жизнь.

Вскоре после возобновления богослужений в Успенском соборе, отец Сергий принял монашество с именем Онисим и 27 августа 1944 г. стал епископом Владимирским и Суздальским (Онисим (Фестинатов)). Он продолжал сбор денег на военную технику, за что получил новые благодарственные телеграммы от Сталина, причем эти телеграммы вывешивали на специальном стенде при Успенском соборе.

В 1944 г., после наступления теплых дней стены собора побелили. Окрасили также кровлю, устроив в углах водосточные трубы.
Владимирский горисполком создал комиссию, которая обследовала собор и составила акт, где были описаны дефекты и указаны сроки их ликвидации в 1944-1945 годы. В 1945 г. комиссия, в состав которой входили академик И.Э. Грабарь и профессор Н.П. Сычев, констатировала тяжелое состояние фресковой стенописи собора. С 1946 по 1948 гг. были произведены дополнительные исследования состояния фресок.
В ходе ремонта Успенского собора, Георгиевского придела и колокольни в 1944-1945 гг. Церковь затратила 1 271 832 рублей 11 копеек. Работы 1944-1945 гг. не затрагивали реставрацию фресок и иконостаса Успенского собора. В 1947 г. Владимирский областной отдел архитектуры представил смету на приведение в порядок ограды собора, дорожек и лестниц на сумму в 104 000 рублей за счет общины.
В 1949 г. по благословению владыки Онисима община собора провела ремонт кровли Георгиевского придела и ее окраску. Была промыта также живопись и переложены печи. На эти работы затратили денежную сумму в 90 000 рублей.
Договор 1944 г. о передаче Успенского собора Церкви предусматривал в числе прочего в пункте 24 обязанность «Арендатора» (т.е. общины верующих) после получения проекта реставрации произвести «работы в соответствии с ним». Проект должен был разработать Владимирский городской комитет по делам архитектуры. Владыка Онисим в докладной записке отметил, что «если бы проект реставрации был нам в свое время предъявлен, мы не преминули бы приступить к его исполнению, отложив временно другие работы. Однако, минуло уже пять лет, но обещанного проекта реставрации мы так и не получили, и потому никаких мер к охране памятника старины от порчи принять не могли, ибо по договору не имеем права ничего предпринимать помимо Комитета по охране памятников старины в областном отделе архитектуры». Церковные средства расходовались на оплату работ со стороны светских структур («Гражданстрой» и т.д.), часто не особенно срочных и неотложных. В то же время, насущные вопросы реставрации и обеспечения сохранности затягивались, чтобы под этим предлогом лишить Церковь возможности богослужебного использования Успенского собора.
13 октября 1949 г. Владимир посетил председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов. В этот период заканчивался срок действия договора на использование собора общиной верующих и появилась реальная угроза новой утраты его для Церкви. Г.Г. Карпов дал понять местной власти, что разрешение на открытие собора, в котором он принимал непосредственное участие, дано не для того, чтобы через пять лет его закрывать. Такое заявление побудило Владимирский областной отдел по делам архитектуры активизировать свою деятельность в отношении сохранности собора. Смета восстановительных работ, им представленная составила сумму 600 000 рублей. В дальнейшем, т.е. в ходе работ, сумма эта была значительно превышена. Собор нуждался в неотложном проведении капитального ремонта зданий, устройстве отопления, реставрации фресковой стенописи. Для этого требовались большие финансовые средства. В 1950 г. областной отдел культуры составил дефектную ведомость на производство капитального ремонта собора. В бюджет Владимирской епархии на 1950 г. была заложена особая расходная статья - сбор денежных средств на помощь собору в сумме 250 000 рублей. Владимирской епархии была предоставлена денежная помощь со стороны Московской Патриархии. 25 мая 1950 г. община Успенского собор по благословению владыки Онисима подписала договор на проведение работ с Владимирской научно-реставрационной мастерской.

Возрождение Успенского собора стало поистине всенародным, всероссийским и всецерковным делом. «Великой заботой объяты мы в настоящее время,- писал владыка Онисим Святейшему Патриарху, - пребывая в рассуждении на предмет изыскания дополнительных средств, потребных для оплаты всех реставрационных работ. И клир соборный, и верующие, усердные посетители нашего соборного храма высоко ценят эту историческую святыню, в течение восьми веков стоящую на страже православия в русской земле. Все мы за эти годы так душевно сжились с нашим храмом, в котором благоговейно возносим моления к престолу Господню и возлагаем упования на покровительство святых угодников Божиих и Владимирских чудотворцев, и нас страшит мысль о возможности закрытия собора, если необходимые реставрационные работы в нем не будут выполнены... Так как соборный храм в данное время находится в ведении православной церковной общины, мы не считаем удобным возбуждать ходатайство об отпуске необходимой суммы на реставрацию Успенского собора из республиканского бюджета. Мы должны оставаться верными взятому на себя обязательству в отношении благоустроения храма, который для нашего религиозного чувства дороже всех сокровищ земных».
Проведение реставрационных работ было связано с научно-археологическими открытиями. В 1951 г. при проведении подготовительных работ для устройства системы отопления в северо-западной части собора под полом было обнаружено несколько каменных гробниц с костными останками. Некоторые из них были подвергнуты воздействию огня.
Реставрационные работы в соборе и церковная жизнь в нем часто крайне затруднялась действиями властей. Так в 1951 г. Владимирский городской совет издал распоряжение о закрытии главного входа в собор со стороны главной улицы. Доступ в собор оказался возможным только по узкой и крутой лестнице. Проезда к нему не было. В связи с этим в наступившем реставрационном сезоне оказалось практически невозможным доставлять необходимый материал. Несмотря на все трудности, по благословению Святейшего Патриарха Владимирская епархия произвела работы на свои средства. Они продолжались около трех с половиной лет и завершились в 1954 г. на праздник Святой Троицы.
В 1951 г. реконструировали каналы для калориферов, вскрывался пол, проводились земляные работы в северной галерее – были открыты фундаменты двух пристроек, примыкавших к северной стене первоначального храма и фундамент перехода на хоры; раскопки показали, что башен, как предполагал Н.Н. Воронин, не было.
11 июня 1954 г. собор после проведения ремонта освятили. На праздник Пятидесятницы верующие молились уже в обновленном соборе. Началось долгожданное постоянство свершения церковных служб.
Работы были приняты правительственной комиссией без каких-либо замечаний. Стоимость ремонтно-восстановительных работ составила 2 млн. 700 тыс. рублей. Из них 650 000 рублей были получены Владимирской епархией от Хозяйственного управления Московской Патриархии. Если учесть все затраты, понесенные Церковью с 1944 по 1954 гг. на возрождение попранной безбожниками Святыни, то сумма затрат должна быть удвоена. Все строительные материалы община собора получала через Совет по делам Русской Православной Церкви из Госфондов по государственным расценкам. Списки необходимых материалов и заявки в Госфонд подавались через Совет по делам Церкви.
В том же 1954-м году комиссией была принята новая отопительная система Успенского собора, устройство которой шло под руководством А.В. Столетова. Был определен температурно-влажностный режим содержания собора, в его интерьере установили специальные приборы по измерению состояния воздуха. По договору контроль за данными приборов был поручен сотрудникам специальной научно-реставрационной мастерской Владимирского областного отдела культуры. Во время проведения ремонтно-реставрационных работ в 1950-1953 гг. установили тщательное наблюдение за фресками, нормализовался температурно-влажностный режим. Реставрация «сафоновской» стенописи собора, проведенной в 1952-1954 гг. под руководством профессора Н.П. Сычева, исходила из необходимости «излечения» собора в целом, что должно было благоприятно сказаться на состоянии фресок преподобного Андрея Рублева.
В 1955 г. встала задача: в завершение работ по возрождению собора позолотить главы Успенского собора и шпиль колокольни. Через Совет по делам Русской Православной Церкви Владимирская епархия обратилась в министерство финансов о выделении необходимого количества книжечек сусального золота. На средства Церкви были позолочены центральная глава и кресты на всех главах собора. Музей, в лице своего представителя Монько, вел наблюдения за работами не оказывая при этом ни какого содействия общине верующих. В Меморандуме к своему послужному списку владыка Онисим вспоминает, что «в этот период... вставали большие трудности, порой казавшиеся непреодолимыми. Но с Божией помощью я все же справился со своей нелегкой задачей». По завершении всего круга ремонтно-восстановительных работ в Успенском кафедральном соборе устроили благодарственный молебен Господу и Его Пречистой Матери.
21 сентября (ст. стиля) 1957 г., в день памяти встречи владимирцами образа Владимирской иконы Божией Матери при князе Андрее Боголюбском, было торжественно отмечено 800-летие Успенского кафедрального собора. Архиепископ Онисим в сослужении епископа Дмитровского Пимена и епископа Афанасия (Сахарова) провел юбилейное богослужение. Был переполнен народом не только собор, но и вся прилегающая к собору площадь. На подготовку к юбилею (проведение реставрационных работ, золочение центральной главы собора и крестов на пяти главах) израсходовали около миллиона рублей церковных средств.
К 800-летнему юбилею собора в 1958 г. реставрировались центральный купол и шпиль Успенского собора.

В 1958 г. по благословению Патриарха Алексия I совершено юбилейное торжество в честь 800-летия основания Успенского собора. 5 октября Божественную литургию совершали архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим, епископ Дмитровский Пимен, епископ Афанасий (Сахаров) в сослужении множества местного духовенства и прибывших гостей.
В 1960 г. в алтарной части собора были открыты новые фрески.
В «неофициальном» письме от 16.07. 1962 г. управляющему делами Московской Патриархии епископу Киприану владыка Онисим пишет «о новом приеме борьбы атеистов города Владимира с религией». Поводом к письму явился инцидент возле Успенского кафедрального собора, происшедший 8 июля 1962 года. У центрального входа в собор расположились восемь человек, имевших поручение Владимирского горкома КПСС отбирать детей у родителей, пришедших молиться в собор со своими детьми. Детей намеревались на время церковной службы препровождать в детскую комнату Дворца пионеров, расположенного рядом на площади Свободы (ныне Соборной). Здесь для детей были приготовлены «игрушки, книжки с картинками и проч.». Подобного рода самоуправные действия вызвали решительный отпор со стороны православных родителей. Перед собором собралась толпа «с большим задором и гневом кричавших и нападающих на других лиц». При появлении владыки шум и крики умолкли. Архиепископ Онисим, выяснив причину волнения, попросил через председателя приходского исполнительного органа Паршенкова спросить у «активистов» документ, «уполномачивающий этих людей на отбирание детей у благочестивых и религиозных родителей». В связи с тем, что соответствующего документа у них не было, «активистам-антирелигиозникам» было предложено удалиться с территории собора.
23 ноября (стар. ст.) 1963 г. в Успенском соборе торжественным Архиерейским богослужением при большом стечении народа было отмечено 700-летие со дня кончины святого благоверного великого князя Александра Невского.
С 1965 г. применяется комплексный метод исследования живописи Рублева, от общего режима до установления видов повреждений стенописи, Даниил Черный и Андрей Рублев расписывали соборы Москвы, Владимира, Троицкого посада, Звенигорода и др. В результате исследований за старинным иконостасом были найдены новые фрески, фрагменты XII в., были изготовлены копии этих фресок пред закрытием их иконостасом. Полы собора выстланы чугунными плитами, покрытыми слоем графита и бокситной смолы. Реставрация фасадов включала следующие работы: счищался слой пыли и копоти, цемент удален, трещины затирались белокаменной крошкой, на очищенную стену наносили укрепительный слой смолы, который предохраняет камень от разрушения.
1 сентября 1969 г. владимирская паства отмечала 25-летний юбилей архипастырского служения архиепископа Онисима - воссоздателя Владимирской епархии.
В 1974 - 1982 гг. проведена последняя крупная реставрация. Позолочен резной иконостас XVIII в., вся фресковая живопись и иконы обновлены, расчищены и укреплены. Позолочены боковые купола. Кровля, как в древности, покрыта медным листом. Позолочены новые медные подзоры.
Центральный купол и шпиль Успенского собора реставрировались перед 850-летним юбилеем г. Владимира. Работы велись силами Владимирской реставрационной мастерской (СНЭРПМ), руководимой А.П. Некрасовым, лауреатом премии РСФСР по архитектуре.

В 1982 г. по Благословению Святейшего Патриарха Пимена было установлено празднование Собора Владимирских святых. На рапорт архиепископа Серапиона (Фадеева) об установлении празднования Собору Владимирских святых Святейший Патриарх Пимен наложил резолюцию: «Установить день празднования 23 июня/6 июля, с благословением употреблять настоящую Службу в день праздника». 6 июля 1982 г. Владимирский край впервые, в день Владимирской иконы Божией Матери, торжественно чествовал святых, в земле Владимирской просиявших. На службе звучали песнопения Владимирским святым - святителям, благоверным князьям, мученикам, преподобным отцам и матерям, блаженным и праведным из Службы Владимирским Святым, составленной архимандритом Алексием (Кутеповым).
3 марта 1987 г. архиепископу Серапиону после его обращения во Владимиро-Суздальский музей-заповедник были переданы по акту мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского «на постоянное хранение Епархии и общине Успенского собора».
В 1988 г. совершились церковные торжества в честь 1000-летия Крещения Руси, которые возглавил Святейший и Блаженнейший Каталикос всей Грузии Илия II.

В 1990 г. Владимирская епархия при стечении большого числа гостей из многих уголков Русской земли и зарубежных стран - от патриархов Православных церквей, иерархов и священнослужителей отечественной Церкви до простых богомольцев-паломников торжественно отметила 1000-летие Крещения Владимиро-Суздальской земли.
10-11 ноября 1990 г. во время наречения и епископской хиротонии архимандрита Евлогия (Смирнова), наместника Оптиной пустыни во епископа Владимирского и Суздальского Святейший Патриарх совершил свой первый визит во Владимирскую епархию. 10 ноября 1990 г. Святейший Патриарх в сослужении сонма святителей и архимандрита Евлогия (Смирнова) совершил Всенощное бдение в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира. 11 ноября 1990 г. за Божественной литургией, в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира Святейший Патриарх Алексий II с сонмом архиереев совершил хиротонию архимандрита Евлогия во епископа.
24 июля 1991 г. во время перенесения святых мощей преподобного Серафима Саровского владимирцы и многочисленные паломники встречали у Золотых Ворот мощи преп. Серафима и Святейшего Патриарха Алексия II, их сопровождавшего.
При встрече Преосвященнейший Владыка Евлогий обратился к Первоиерарху Русской Церкви со словами приветствия: «Ваше Святейшество! Для нас, владимирцев, в этот священный момент особенно ценна встреча, ибо мы видим неизъяснимую и непередаваемую картину: второе обретение мощей Преподобного Серафима! Это новое благодатное чудо промысла Божия, новое знамение времени. Для нас чрезвычайно трогательно. Ваше Святейшество, вы следуете за святыми мощами, как открыватель этой святыни... Мы хотели бы видеть ее не только в кафедральном соборе, где она озарит всех молящихся, но и Боголюбовском монастыре, где сегодня, Божией милостию, нами был освящен новый престол в честь Саровского чудотворца и угодника, и возобновлена иноческая жизнь...». Святейшему Патриарху был вручен символ города — макет надвратной Ризоположенской церкви на Золотых Воротах. От Золотых Ворот крестный ход направился к Успенскому собору. Святейший Патриарх совершил молебен с акафистом Преподобному Серафиму.
26 июля 1991 г. после ранней литургии, совершенной Преосвященнейшим епископом Евлогием, поезд со святыми мощами и сопровождавшим их Святейшим Патриархом направились в Боголюбовский монастырь, где был совершен молебен. В полдень святые мощи встречали в Вязниках, где в Кресто-Воздвиженском храме совершили молебен с акафистом.
18 апреля 1993 г. на Пасху был совершен крестный ход от Золотых Ворот г. Владимира до Успенского кафедрального собора, в котором принял участие Президент России Б.Н. Ельцин.
В мае 1993 г. Успенский Собор посетил и молился в нем Патриарх Александрийский и всей Африки Парфений III.
В 1994 г. группа 9 человек волгоградских верхолазов под руководством Александра Кузнецова проводила реставрационные работы на колокольне Успенского собора (штукатурка и побелка колокольни и фасада Георгиевского придела).
В октябре 1999 г. у стен Успенского собора установлен и торжественно освящен Юбилейный Поклонный в ознаменование грядущего 2000-летия Рождества Христова Крест. Изготовлен Союзом российских кузнецов и установлен на постаменте из белого камня.


Поклонный крест 2000-летию Рождества Христова около соборной колокольни

В 2000 г. установлен самый крупный трехтонный колокол, изготовлен в Борисоглебске Ярославской области. В 2003 г. этот колокол из-за плохого звучания заменен новым 3,5-тонным, поднят специалистами Владимирского электромоторного завода, который стал одним из активных дарителей при сборе народных пожертвований на отливку колокола.
7 апреля 2004 г. исполнилось 60 лет со времени возвращения Успенского кафедрального собора Церкви. В этом периоде особое место занимает первое десятилетие его нового исторического церковного бытия - десятилетие возрождения и восстановления. Противоречивая, трагическая и великая история России XX столетия, как в капле чистой воды, отразилась в истории Успенского собора, ставшего символом мужества, терпения, смирения и исповеднического служения христиан в годину гонений.
10 октября 2007 г. во Владимир привезена частица мощей Александра Невского, прошел крестный ход от Золотых ворот в Успенский собор, где был совершен молебен.
В 2008 г. отмечалось 850-летие Успенского собора и 600-летие храмовых росписей преподобного Андрея Рублева, прибыли митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий, гости из-за рубежа. Крестный ход прошел от Золотых ворот к Успенскому собору, у памятника св. равноапостольному князю Владимиру и свт. Федору после богослужения состоялся концерт хора «Распев».


Святые Ворота Успенского собора

В 2009 г. проведена реставрация белого камня Успенского собора.

***

В настоящее время Успенский кафедральный собор имеет 5 престолов и примыкающий к собору теплый храм (1862 г.) с престолами во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича и арх. Михаила.
Благочинный протоиерей Василий Войнаков, настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, он же духовник.
Успенский собор включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

Святыни

- Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский.

Некрополь

Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши - аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие - в нишах и под полом.
«Нетленные мощи «угодниковъ Божиихъ»:
Кроме чудотворных икон, в соборе находится другого рода святыня – великая и достопоклоняемая,- это мощи угодников Божиих, нетленно почивающих здесь, святых благоверных князей Георгия, Андрея и Глеба.
Кроме этих нетленных мощей, в соборе почивают останки многих князей и святителей Русской земли.
Во время последней внутренней реставрации собора все гробницы были восстановлены в их первоначальном виде и около них начертаны соответствующие надписи. Гробницы эти следующие: 1) Гробница, где почивали мощи св. бл. Князя Андрея до их открытия в 1702 г. (помещается в северной стене собора в придельном алтаре). 2) Гробница вел. кн. Всеволода III (в том же алтаре направо от престола); над ней вместо крышки поставлена гробница, в которой до вскрытия почивали мощи св. кн. Глеба. 3) Гробница князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского (по левую сторону северных дверей храма). 4) Гробница вел. кн. Михаила Георгиевича (к западу от гробницу кн. Мстислава); в ней же положены останки мученически скончавшихся, при взятии Владимира в 1238 г. татарами, супруги вел. кн. Георгия – бглв. вел. кн. Агафии Всеволодовны, дочери, снох и внучат их. Михаил Георгиевич был великим князем после св. Андрея Боголюбского. 5) Гробница князя Бориса Даниловича (далее к западу по северной стене); Борис Данилович сын Московского князя Даниила Александровича, внук св. Александра Невского, последний князь, похороненный в Успенском соборе. 6) Гробница князя Изяслава Андреевича (в северо-западном углу собора), сына Андрея Боголюбского. 7) Гробница вел. кн. Ярослава Всеволодовича, + 1246 (налево от престола в южном придельном алтаре), занявшего великокняжеский престол тотчас после татарского нашествия. 8) Гробница князей Всеволода, Мстислава и Владимира Георгиевичей (в том же придельном алтаре в южной стене), скончавшихся во время татарского нашествия. 9) Гробница, в которой до своего обретения почивали мощи св. князя Георгия (по той же стене храма). 10) Гробница великого князя Константина Всеволодовича (по южной стене тотчас за южными дверями храма), бывшего великим князем с 1216 по 1219 гг.
Кроме поименованных лиц, гробницы которых восстановлены, в соборном храме погребены и другие державные лица, гробниц которых не сохранилось и даже место погребения их в точности не известно: но о погребении их в соборном храме находим несомненные свидетельства в летописях. Лица эти следующие: 1) князь Ярослав Георгиевич, младший брат св. кн. Андрея, умер 12 апреля 1166 г., 2) княгиня Ольга Георгиевна, сестра св. кн. Андрея, скончалась 4 июня 1183 г., 3) князь Борис Михайлович, сын великого князя Михаила Георгиевича, 4) князь Изяслав Глебович, сын Киевского князя Глеба Георгиевича, брата Андрея Боголюбского, 5) князь Борис Всеволодович, 6) князь Владимир Всеволодович (ум. 1227 г.), 7) князь Святослав Всеволодович (ум. 1253 г.), 8) князь Иоанн Всеволодович, 9) великий князь Михаил Ярославович, вступивший на великокняжеский престол в 1247 г., но в следующем году убитый в сражении с литовцами, 10) князь Константин Ярославович, младший брат св. Александра Невского.
Наряду с княжескими гробницами в соборе сохранился целый ряд святительских гробниц: 1) гробница епископа Ростовского, Суздальского и Владимирского Луки (по южной стене к западу от гробницы князя Константина), 2) гробница епископа Владимирского Симона, который управлял Владимирской и Суздальской паствами 12 лет, умер в 1226 г., 3) гробница епископа Владимирского Митрофана (крайняя к западу по южной стене), мученически скончавшегося в день разорения Владимира татарами, 4) гробница епископа свт. Серапиона, + 1275, память 12 июля (возле первой святительской гробницы), скончавшегося в 1275 г.; от него сохранилось 7 поучений, в которых трогательно изображаются ужасы татарского нашествия и народ призывается к покаянию, 5) гробница митрополита Киевского свт. Максима, + 1305, память 6 декабря (у юго-западного столпа храма с северной стороны этого столпа), скончавшегося в 1305 г.

Кроме того в соборе погребены следующие святители прошлого: епископ Владимирский и Ярославский – Платон (Петрункевич), ум. 1757 г.; епископ Владимирский и муромский Павел (Гребневский), ум. 1770 г.; епископ Иероним, ум. 1783 г.; сщмч. Патрикий, ум. 1411 г. – священник ; ключарь Успенского собора Никон (Софийский); архиеп. Карталинский, ум. 1908 г., в миру Николай Андреевич Софийский; Александр Виноградов, ум. 1908 г. – протоиерей, краевед.



В настоящее время храм совместно используется Русской Православной Церковью как кафедральный собор Владимиро-Суздальской епархии (Владимирской митрополии) для богослужений, а также и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, который проводит экскурсии в интерьере в соборе.
Уникальный памятник древнерусской истории и искусства, включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Успенский собор представляет собой редчайшее сочетание архитектуры, настенных росписей, иконописи, декоративно-прикладного искусства XII-XIX вв.
Исключительную художественную ценность являют собой фрески Успенского собора. На северной стене Андреевского храма сохранились фрагменты росписи 1161 г. – два святых со свитками, павлины и орнамент; на сводах северной галереи под хорами – яркие цветы-«крины» (лилии) 1189 г.
Успенский собор – единственный храм, где на большой площади (более 300 кв. м.) сохранились фрески Андрея Рублева и Даниила Черного 1408 г.: «Страшный Суд» на центральных сводах под хорами; «Свет Невечерний», «Лоно Авраамово» в боковом своде под хорами; «Свет Невечерний», «Лоно Авраамово» в боковом своде под хорами; здесь же, в арочных проемах,- несколько пар святых 1408 г. и 1189 г. На верхних сводах частично уцелело еще несколько сюжетов XV в.: «Сошествие святого Духа на апостолов», «Преображение», «Введение Богородицы», «Жертвоприношение Иоакима и Анны». Младший современник Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, Андрей Рублев сумел осмыслить в красках и образах духовный подъем совершенного ему общества, в вечных библейских символах передать трепет и мужество русского сердца, готового к борьбе с татарским игом. Радостью и любовью озарены лики на его иконах и фресках; сами краски светятся, как нимб святого.
С восточной стороны, напротив хор, высится, отделяя алтарь, роскошный иконостас, построенный на пожертвования Екатерины II в 1774 г.: золоченая резьба по дереву в формах «Барокко», иконы-картины, царские врата с необычным скульптурным «Благовещением» на створах.

См. Музеи Владимирской области.

БИБЛИОТЕКА при Успенском соборе


БИБЛИОТЕКА. Часы работы: Воскресенье с 12.00 до 16.00



Успенский собор. Вид с юга.

I. КАФЕДРАЛЬНОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Благочинный - протоиерей Василий Войнаков, настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира, он же духовник.
Приходов- 2
Священников - 7
Диаконов - 4

1 Приход. Свято-Успенский кафедральный собор и смежные с ним храмы:
- Свято-Георгиевский,
- часовня в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» при МЧС;
- Крестовоздвиженский храм с. Вышеславское;
- домовый храм свт. Афанасия Ковровского;
- Богородице-Рождественский храм села Овчухи Суздальского района.
2 Приход. Спасо-Преображенский храм, село Добрынское Суздальского района.


Вид на Успенский собор со Спасского холма

Скульптура «Художник» на смотровой площадке на Георгиевской улице

Успенский собор. Вид со смотровой площадки на Георгиевской улице.

Вид на парк Пушкина со Спасского холма.

Вид на Успенский собор и парк Пушкина с юга.

Успенский собор, здание Присутственных мест и Дмитриевский собор. Вид с юга.


Город Владимир.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (12.06.2015)
Просмотров: 1220 | Теги: фото, Владимир | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика