Весной 1923 г. община Успенского собора во главе с настоятелем протоиереем Сергием Лавровым была вынуждена оставить храм. 30.06. 1923 г. изъятая из Успенского собора церковно-богослужебная литература общим весом 810 пудов, именуемая властями как «книжный хлам», была продана за 113 руб. 40 коп. 4 августа 1923 г. было описано имущество Георгиевского придела. В этой подробной описи упоминаются среди прочего и картины В.М. Васнецова: «Между второй аркой от Успенского собора картина «Страшного суда» Васнецова..., на южной стороне храма картина «Сошествие во ад» художника Васнецова... на северной стороне на стене картина «Евхаристия» Васнецова», перечислены колокола на колокольне: «Колокол большой 508 пудов; полиелейный, край отбит; будничный, часовой и маленьких разных — пять».
Памятная табличка на Георгиевском приделе Успенского кафедрального собора гор. Владимира
Николай (Добронравов) - Архиепископ Владимирский (1923-10 дек. 1925). 27 марта 1923 г. состоялся 1 Владимирский «обновленческий» епархиальный съезд духовенства и мирян. Съезд постановил одобрить кампанию по вскрытию мощей и решил изъять мощи из мест их церковного хранения и почитания и передать для музейного использования в Успенском соборе. Кроме этого, съезд постановил в первую очередь «закрыть храмы историко-археологического и художественного значения через местную власть и срочно передать их в ведение Главмузея, как памятники исторического прошлого». Вскоре на канонической территории Владимирской епархии возникли общины «обновленцев» и произошло перезаключение договоров на пользование церковным имуществом и храмами. Раскольнические группировки повели ожесточенную борьбу против Церкви и ее институтов. Председателем епархиального комитета группы «Живая церковь» был избран протоиерей Михаил Тихонравов. «Священник Владимирского кафедрального собора Николай Голубев, услышав о подоходном налоге, сна лишился. Ночи не спит, все думает о 150 руб., которые он должен уплатить. Думал-думал,— да и решил обмануть УФО. Взял в Губфинотделе декларацию, да и поставил в ней вместо «священника» — псаломщик, — а псаломщики на 120 руб. меньше платят. Спокойно спит о. Николай. Обманул и баста,— а кого обманул то? Ведь народ трудовой, которому деньги эти на нужды пойдут. Не мешало бы Губфинотделу прервать спокойный сон о. Николая и за сокрытую сумму привлечь его к законной ответственности через суд. Н. Крашенинников» («Призыв», 5 апреля 1923). 26 июля 1923 г. был заключен договор на пользование Успенским собором с обновленческой общиной. «Экскурсия в город (ф-ка «Оргтруд»). На-днях мы, работницы, организовали экскурсию в город Владимир, где познакомились со всеми достопримечательностями его. Были в двух музеях, а потом зашли в Успенский собор. Шли мы не молиться, а обозревать мощи. В результате – от мощей все отплевывались. Экскурсия открыла глаза тем, кто еще поклонялся костяшкам» («Призыв», 18 авг. 1923). «Нынешней осенью человек 25 наших делегаток с ф-ки «им. Лакина» отправились во Владимир на экскурсию. Много нам говорили и раньше о поповских обманах и плутнях, да не все из вас верили,— выдумка, мол, коммунистов это. А теперь сами во всем убедились. Привели нас с музыкой да показали нетленные мощи. А там … кости одни каких то человечков да рухлядь. И этим нас обманывали годы, пугали нас, что если дотронемся до святой мощи, накажет нас бог на этом же месте. Все смотрели, все трогали,— целы, невредимы остались. Не верим теперь ни попам, на вере господней. Одна вера у вас укрепилась — в науку и общественный труд. Только пусть нам весь обман поповский на деле показывают» (Работница Тася Медведева. «Призыв», 18 нояб. 1923). 4 апреля 1924 г. обновленческое Епархиальное управление возбудило перед ГИКом ходатайство о передаче верующим Успенского собора. 16 апреля Епархиальное управление в лице протоиерея Знаменского просило «о разрешении временно, на две недели, совершить богослужение во владимирском Успенском соборе». Власти, прежде чем дать такое разрешение, запросили губмузей, поскольку «в Успенском кафедральном соборе находятся ценности, взятые на учет губмузеем согласно акта 26 мая 1923 г.» 23.04. 1924 г. Успенский собор был передан по договору «обновленческому» приходу во главе с протоиереем А.Е. Знаменским. В связи с передачей в 1924 г. Успенского собора «обновленческому» приходу во главе с протоиереем А.Е. Знаменским. Георгиевский придел остался в полном ведении музея для организации в нем экспозиции. В 1924 г. положено основание Музею Церковных Древностей, занявшему позднейшие пристройки Успенского собора. При содействии Губмузея Владимирский музей развернулся в трех зданиях, разделившись на три самостоятельных отдела – музеи: 1) Исторический (см. Исторический музей), занимающий прежнее здание; 2) Художественный; 3) Церковный – в быв. Георгиевском приделе Успенского собора. По богатству и по ценности экспонатов Церковный музей являлся лучшим отделом Владимирского Государственного Областного Музея. Образован он главным образом из церковных древностей быв. Церковно-исторического древлехранилища Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, быв. ризниц Успенского и Дмитриевского собора и ризниц Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря и Флорищевой пустыни. Первоначально составлял часть исторического музея. Выделение в самостоятельный отдел Областного Музея начато в 1924 году. Все экспонаты делились на следующие Подотделы: 1) Церковная живопись. Здесь представлены иконы, начиная с Византиских писем XIV в. и кончая позднейшими письмами Владимирских богомазов, при чем демонстрировалась коллекция досок, на которых нанесен процесс кустарного производства образов в сл. Мстере. Среди икон имелись выдающиеся ценности экземпляры XII-XIV-XVI вв.: «Владимирской Божией Матери» XIV в., «Боголюбовской» XIV в., «Покрова» XII в., «Яхримской» (Яхромской) и «Успения» XVI в. и др. Всего Подотдел насчитывал в 1925 г. 299 предметов. Дополнением Подотдела служили знаменитые фрески XII и XV вв. Дмитриевского и Успенского соборов, фрески XVII в. быв. Успенского монастыря и громадные полотна В. Васнецова с изображением «Страшного суда», «Сошествия во ад» и «Евхаристии». 2) Церковная пластика. Подотдел включал: произведения резьбы по камню в виде точных гипсовых слепков с Владимирских рельефов XII-XIII вв., резные деревянные царские врата XVI-XVIII вв., резные из дерева изображения разных святых XVII-XVIII вв., изделия из кости и камня. Всего в Подотделе насчитывалось 255 предметов. 3) Церковное шитье, парча и ткани. Подотдел давал представление почти о всей истории развития русского искусства в области художественного шитья и выделки тканей. здесь имелись редкие образцы шитья XV-XVI вв., показывающие «сплошную вышивку», затем образцы перехода к «парчовой мозаике» XVII-XVIII вв., произведения эпохи «мишуры» XVIII-XIX вв. Громадная коллекция всевозможной парчи и тканей иностранного и русского производства знакомила не только с материалом и техникой изготовления, но и с историей развития рисунка, отражающего художественные вкусы разных эпох. Здесь имелись образцы тканей XII в. (остатки великокняжеских одежд). Всего Подотдел насчитывал 950 предметов. 4) Церковная утварь. Здесь собраны: дарохранительницы, дароносицы, деревянные, оловянные, медные, серебряные и золотые потиры с приборами, начиная от XV в. и кончая XIX в., коллекция кадил, подсвечников, водосвятных чаш, лампадниц, кропил, жезлов XVI-XVIII вв., коллекция брачных венцов XVI-XIX вв., громадная коллекция антиминсов (150), представляющая собой редкое собрание, начиная с примитивов в виде небольшого куска грубого холста с надписями от руки (XV в.) и кончая художественно-отпечатанными на разноцветном атласе. Всего экспонатов в Подотделе 539. 5) Церковные металлические изделия. Подотдел имел образцы литья, ковки, всевозможного чекана и штампа по металлам разного рода, с применением эмали и финифти. Сюда входят: кресты от XII до XIX в., украшения и оклады икон XIV-XVIII вв., оклады Евангелий XVI-XVIII вв. и другие предметы. Среди этих коллекций представляли исключительную ценность: «великокняжеский бронзовый нарамник» XII в. С выемчатой эмалью и золотой крест с финифтью XV в. Всего Подотдел имел 447 предметов.
«Группа верующих, снимавшая владимирский Успенский собор для богослужебных целей, не выполнила взятых на себя обязательств по договору и показала свою неспособность выполнить их в будущем. Так как неисполнение договора грозит сохранности имущества, являющегося памятником глубокой старины, губисполком решил этот договор расторгнуть. Губернскому отделу народного образования поручено использовать здание собора под музей предметов культа» («Призыв», 15 апреля 1926). 26.03.1926 г. Владимирский Губернский Исполнительный Комитет (ГИК) постановил договор с общиной «обновленцев» расторгнуть и собор передать музею. Владимирский Успенский кафедральный собор в 1926 г. был окончательно закрыт для богослужения, его использование и обеспечение сохранности было связано уже с деятельностью музея. Дмитриевский собор, по воспоминаниям А.Г. Козаржевского был превращен в музей, а по сути дела, в склад изъятого церковного имущества, расхищавшегося без всякого контроля. 26 июня 1926 г. вновь зарегистрировалось Успенское православное религиозное общество греко-восточного кафолического исповедания, и 3 августа оно просило ГИК о передаче ему Успенского собора. 18 августа на заседании президиума ГИК эта просьба была отклонена «ввиду того, что собор предоставлен для использования под культовый музей». «Группа верующих, владевшая по договору Успенским кафедральным собором, не выполнила взятых на себя обязательств и договор с ней был расторгнут. Теперь в соборе организован церковный подотдел владимирского исторического музея» («Призыв», 20 ноября 1926). С 1927 г. Успенский собор перестал отапливаться, и началось разрушение древней стенописи ввиду конденсации влаги и отсутствия нормальной вентиляции. «На фресках Владимирского собора появилась плесень. Чтобы сохранить эти ценнейшие памятники искусства, относящиеся еще к 12-му и 14-му столетиям — губмузей пригласил из Москвы специалиста-реставратора» («Призыв», 27 октября 1928).
В 1926-36 гг. Никитская церковь была Кафедральным собором. Князь-Владимирская церковь была кафедральным собором с 1936 по 1944 год. 17 марта 1944 г. «В воскресенье, вновь после переоборудования, открылся церковный отдел (бывш. Успенский собор) владимирского госмузея. В нем значительно расширен антирелигиозный уголок, который дает теперь представление не только о подлогах духовенства, но и о связи христианства с язычеством, а также о преимуществах научного мировоззрения перед религиозным и т.д. Кроме того, в церковном отделе вновь выставлены коллекции старинных брачных венцов, оловянных сосудов, евангелий и других предметов религиозного быта» («Призыв», 17 октября 1928).
Одной из функций музея стало проведение атеистической работы. В 1930 г. в Георгиевском приделе Успенского собора создали антирелигиозный отдел Владимирского музея, которому и передали мощи князей Андрея Боголюбского, Глеба и Георгия, а также мученика Авраамия Болгарского. Возникает мысль сломать Георгиевский придел. 1 июля 1931 г. в отчете музея это аргументировано так: «По линии охраны памятников... намечено к сломке Георгиевский придел..., так как он является зданием совершенно непригодным для экспозиции вследствие его плохой световой площади и громадной сырости... хотя разрешение облмузея и сектора науки получено, но горсоветом в настоящее время разборка его отложена на неопределенное время за отсутствием средств». В 1931 г., придел был сдан музеем Льнопенькопрому в аренду за 1200 р. на год, но использовался как склад до 1939 г. В 1931 г. бесследно исчезают металлические части ансамбля Успенского собора. 3 марта зав. агентством Металлом сообщил: «Директор областного музея разрешил передать в лом следующие предметы: 2 пушки, колокол с б. Успенского собора, решетку с солеи в соборе». 28 марта 1931 г. решено было передать Рудметаллоторгу еще кое-что: «1) Решетки на колокольне б. Успенского собора и ограда вокруг собора... 2) чугунные плиты с пола Успенского собора 3) ограда вокруг Дмитриевского собора...» Большой 8-тонный (508 пудов) колокол был сброшен с колокольни. «Антирелигиозный музей В 1926 году Успенский собор переходит полное ведение владимирского музея и в нем открывается антирелигиозный музей. Сейчас там развернута выставка деревянной и каменной скульптуры от XII века до ХIХ века и выставлена картина художника В.М. Васнецова «Страшный суд» («Призыв», 28 июня 1935). В сентябре 1936 г. разобрана каменная лестница у западной стороны Успенского собора. В 1936 г. ЦАМ предложил музею продать картину В.М. Васнецова «Страшный суд», на что был ответ: «Картина «Страшный суд» используется как объект при проведении антирелигиозных лекций в б. Успенском соборе, почему не может быть и речи о продаже ее ЦАМу». «В МУЗЕЕ ПЛОХО БЕРЕГУТ ЦЕННЕЙШИЕ КАРТИНЫ 2 июня в наш городской музей приехали сотрудники Московской Третьяковской галереи тов. Кудрявцев и Лебедев. Сотрудники осмотрели живопись, находящуюся в музее и установили, что ценные картины плохо сохраняются. Так, например, картина В. Васнецова «Страшный суд» (картина размером 7X6,5 метров) сильно испорчена, имеет трещины. Картину надо реставрировать. » («Призыв», 5 июня 1936).
«Долго ли до несчастного случая? Часто на колокольне бывшего собора можно видеть детей, которые показывают свою «удаль». Публика смотрит с замиранием сердца на «трюковые номера». Некоторые восхищаются, говоря: «Вот это циркачи». Милиция должна установить наблюдение за колокольней собора и не допускать на нее детей. Белышков» («Призыв», 9 июня 1936).
«7 мая для осмотра состояния настенной живописи XII века в Дмитровском и XV — в Успенском соборах приезжал из Москвы специалист-фрескист Ю.А. Олсуфьев. Детально осмотрев росписи, он нашел, что лишь незначительная часть красочной поверхности подверглась шелушению и осыпанию. С 5 до 20 августа будет произведено частичное укрепление наиболее опасных мест росписей в Успенском соборе и промывка их в Дмитровском» («Призыв», 15 мая 1937). «Владимирский краеведческий музей к 1 мая открывает в бывшем Успенском соборе антирелигиозную выставку. На материалах самого собора выставка покажет, как церковь помогала князьям и царям закабалять трудящиеся массы. Кроме того, в соборе будут устроены выставки: резьбы по дереву и Владимиро-Суздальской архитектуры XII века, к которой относится и Успенский собор. Собор будет открыт 1 и 2 мая с 13 до 18 часов. В дальнейшем собор предполагается открывать в общие выходные дни» («Призыв», 28 апреля 1937). В 1938 г. в Успенском соборе в летнее время «функционировала выставка по раскопкам владимирского детинца и антирелигиозная выставка». На ней использовалась картина В.М. Васнецова «Страшный суд».
«В здание Успенского собора залетает снег. Он покрывает не только пол, но и стенную фресковую живопись. Между тем, здесь хранится ценнейшая картина Васнецова» («Призыв», 9 февраля 1940).
«Ряд комсомольских организаций города взял шефство над городскими историческими памятниками. В частности, над Успенским собором взяла шефство комсомольская организация завода «Автоприбор», над «Золотыми воротами» — организация средней школы № 1, над бывшим княгининским монастырем — организация горторга и т. д. Организации приведут исторические памятники в порядок, отремонтируют их, повесят мемориальные доски. Все это будет идти под руководством научных работников музея» («Призыв», 12 июня 1940).
«Антирелигиозный музей во Владимире В пристройке XIX бывшего Успенского соборa организуется антирелигиозный музей. Некоторые экспонаты, имеющие антирелигиозное значение, новому музею передаст Владимирский краеведческий музей. Директором антирелигиозного музея назначен Абраменков» («Призыв», 18 апреля 1940).
Антирелигиозный отдел Владимирского музея
Возвращение Успенского собора Церкви
Во время войны Сталин вынужден был воспользоваться даже духовным ресурсом православной церкви, и политический террор в отношении священников смягчился. Стали вновь открываться храмы. Во Владимир в 1943 г. из заключения вернулся священник Сергий Фестинатов. Именно он фактически добился, чтобы главный собор Владимира снова стал действующим. Сергий обратился с письмом к Сталину, и получил согласие. Не последнюю роль сыграло видимо то, что Сергий Фестинатов организовал сбор средств на вооружение для Красной Армии – на танковую колонну. В ответ на запрос Ивановского областного совета по вопросу возобновления службы в Успенском соборе председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г.Г. Карпов дает свой ответ, датированный 15 марта 1944 г.: «1. Сообщаю Вам, что Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР постановлением от 5 февраля 1944 г. разрешил открыть Успенский собор, согласно представлению облисполкома по заявлению группы верующих; 2. Решение Совета об открытии Успенского собора одобрено СНК СССР (распоряжение СНК СССР № 5474-рс от 11 марта 1944). Комитет по делам архитектуры при СНК СССР в целях сохранения от порчи ценнейших фресок А. Рублёва, считает, что богослужение в древнейшей части собора XII в. может производиться только в летнее время. Круглый год совершать богослужение можно только в пристройке к собору, в бывшем Георгиевском приделе». 17 марта 1944 г. – общим собранием верующих г. Владимира священник Сергий Фестинатов был избран на должность настоятеля Успенского кафедрального собора г. Владимира и 19.04.1944 г. утвержден в этой должности указом Святейшего Патриарха Сергия. 17 марта 1944 г. (из дневника Мелентьева Михаила Михайловича). «Большое событие во Владимире. Открывается наш знаменитый собор. Прислан священник от патриарха, предполагается установление епископской кафедры. В связи с этим я перенесу свою поездку в Москву на Святую неделю, ибо служба здесь на Страстной неделе будет мне доступнее. Событие это ждалось и подготовлялось давно». 20 марта (из дневника). «В горисполкоме было назначено собрание верующих по вопросу открытия собора. Собралась громадная толпа. Начальство «задумалось» и перенесло собрание на другой день, не назначив точно времени. Все равно уследили и собрались». 4 апреля 1944 г. настоятель собора священник Сергий Фестинатов и староста собора Воронин получили ключи и, войдя в собор вместе с директором музея Екатериной Киселевой, увидели его состояние. Архиепископ Онисим вспоминает, как они - церковные люди «были поражены необычайной загрязненностью пола, стен, алтарей, иконостаса. Все стены собора были покрыты пылью, паутиной, местами льдом, даже фресковая живопись подверглась местами обледенению и представляла печальный заброшенный вид. Было больно до слез видеть нашу общерусскую Святыню в таком жалком состоянии и с разбитыми окнами». В.А. Лебедев в дни празднования 25-летия архиерейской хиротонии владыки Онисима также описал эти минуты: «Наружный вид собора был жалким: он почернел, штукатурка отвалилась, стены прорастали травой. Крыша прохудилась, в храм попадал дождь и снег, проникали птицы, загрязняя церковную утварь. Много пострадал храм и от злонамеренных людей, разрушивших и осквернивших его. От сырости значительно пострадала фресковая живопись Рублёва». Далее владыка Онисим рассказывал: «Я, зная собор с детства, видевший его красоту, буквально заплакал при виде этой печальной картины и дал себе Ганнибалову клятву во что бы то ни стало восстановить его былую красоту и величие». На собрании верующих владыка призвал «запущенный, обесчещенный и загрязненный» собор привести в достойное состояние, очистить его от пыли, грязи и нечистот. К празднику Благовещения собор привели в должное состояние: застеклили окна, облачили в приличествующие их положению одежды мощи святых угодников Божиих, Владимирских чудотворцев.
Вечером 13 апреля 1944 г. было совершено освящение собора и в нем возобновилась церковная богослужебная жизнь. 13 апреля. Великий четверг (из дневника). Ночь. «Сегодня, наконец, состоялась первая служба в Успенском соборе, и именно «со свечечками». Разговоры и слухи об открытии собора шли давно. Приурочивали открытие к Вербному воскресенью, но это не состоялось. Когда я пришел сегодня в 4 часа в собор, толпы народа стояли у собора и ждали открытия его. Передавали, что секретарь горисполкома, гулящая дама, куда-то ехала и завезла ключи с собою. Наконец, двери собора распахнулись. Величественный храм, холодный и сумрачный, сразу заполнился людьми плечом к плечу, и по храму побежали огоньки свечей. А монтеры в это время еще продолжали проводку электричества в храме. Ни люстр, ни подсвечников не было. Во всем чувствовалось «все с начала». Прошло два часа в ожидании начала службы... Наконец, монтеры унесли свои лестницы. Открылись Царские двери... А с хор раздалось мощное пение, чудесно согласное, тропаря «Боголюбимой Божией Матери»: «Боголюбимая Царица, моли за ны, подать нам мирови мир, земли плодов изобилие, на враги одоление, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наши и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междоусобныя брани сохрани. О, Мати Боголюбивая Дево!» Началось освящение храма... Хор никто не собирал. Все певшие когда-то в соборе сами пришли. Пели и плакали, как плакали и все мы, стоявшие в храме... Ну, а затем началась всенощная — «Двенадцати евангелий». Пришел я домой в 12 часов — умиленный, потрясенный и растроганный... Устал, иззяб, но все это ничто в сравнении с тем глубоким народным чувством, которое я наблюдал сегодня и причастником которого сподобил и меня Бог». В 1944 г., после наступления теплых дней стены собора побелили. Окрасили также кровлю, устроив в углах водосточные трубы.
Архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим
Святейший Патриарх Сергий на приеме у председателя Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпова 4 мая 1944 года поставил вопрос о назначении священника Сергия Фестинатова «в качестве епископа Владимирской и Ивановской епархий». Г.Г. Карпов поддержал это обращение и указал, что «со стороны совета возражений нет». С 13.05.1944 г. по 01.01.1945 г. в Успенском соборе служил Сергей Павлович Богословский (18.09.1880-1955), был назначен его настоятелем 16.09.1944 г. 14 июня 1944 г. указом Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) священнику Сергию Николаевичу Фестинатову, по пострижении в монашество, определено быть епископом Владимирским и Суздальским, временно-управляющим Ивановской епархией. 24 августа 1944 года в Крестовой Патриаршей церкви Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) он был пострижен в монашество с именем Онисим (Фестинатов). 27 августа 1944 г. состоялась архиерейская хиротония владыки Онисима во епископа. Архиерейскую хиротонию совершили Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) и епископ Ташкентский и Среднеазиатский Кирилл (Поспелов). Кроме управления Владимирской епархией на епископа Онисима (Фестинатова) было возложено управление Ивановской епархией (до 1946). Он продолжал сбор денег на военную технику, за что получил новые благодарственные телеграммы от Сталина, причем эти телеграммы вывешивали на специальном стенде при Успенском соборе.
26 октября 1944 г. священником собора назначен Николай Александрович Цветков (1891-1972). В 1946 году его назначили настоятелем Никольской церкви пог. Заболотье Киржачского р-на. «9 мая (1945) праздновали Великий День Победы. По радио объявили, что в Успенском кафедральном соборе состоится торжественная служба по случаю победоносного окончания войны. Сообщили также, что подобные торжества будут и у наших союзников. И вот в одно из ближайших воскресений после Дня Победы я стала свидетельницей этого события. Люди плакали - одни счастливыми слезами, другие - безутешными. После богослужения в честь Победы состоялась панихида по погибшим воинам» (Из воспоминаний Е.В. Кудряковой).
Владимирский горисполком создал комиссию, которая обследовала собор и составила акт, где были описаны дефекты и указаны сроки их ликвидации в 1944-1945 годы. В 1945 г. комиссия, в состав которой входили академик И.Э. Грабарь и профессор Н.П. Сычев, констатировала тяжелое состояние фресковой стенописи собора. С 1946 по 1948 гг. были произведены дополнительные исследования состояния фресок. В ходе ремонта Успенского собора, Георгиевского придела и колокольни в 1944-1945 гг. Церковь затратила 1 271 832 рублей 11 копеек. Работы 1944-1945 гг. не затрагивали реставрацию фресок и иконостаса Успенского собора. В 1947 г. Владимирский областной отдел архитектуры представил смету на приведение в порядок ограды собора, дорожек и лестниц на сумму в 104 000 рублей за счет общины. В 1949 г. по благословению владыки Онисима община собора провела ремонт кровли Георгиевского придела и ее окраску. Была промыта также живопись и переложены печи. На эти работы затратили денежную сумму в 90 000 рублей. Договор 1944 г. о передаче Успенского собора Церкви предусматривал в числе прочего в пункте 24 обязанность «Арендатора» (т.е. общины верующих) после получения проекта реставрации произвести «работы в соответствии с ним». Проект должен был разработать Владимирский городской комитет по делам архитектуры. Владыка Онисим в докладной записке отметил, что «если бы проект реставрации был нам в свое время предъявлен, мы не преминули бы приступить к его исполнению, отложив временно другие работы. Однако, минуло уже пять лет, но обещанного проекта реставрации мы так и не получили, и потому никаких мер к охране памятника старины от порчи принять не могли, ибо по договору не имеем права ничего предпринимать помимо Комитета по охране памятников старины в областном отделе архитектуры». Церковные средства расходовались на оплату работ со стороны светских структур («Гражданстрой» и т.д.), часто не особенно срочных и неотложных. В то же время, насущные вопросы реставрации и обеспечения сохранности затягивались, чтобы под этим предлогом лишить Церковь возможности богослужебного использования Успенского собора. 13 октября 1949 г. Владимир посетил председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов. В этот период заканчивался срок действия договора на использование собора общиной верующих и появилась реальная угроза новой утраты его для Церкви. Г.Г. Карпов дал понять местной власти, что разрешение на открытие собора, в котором он принимал непосредственное участие, дано не для того, чтобы через пять лет его закрывать. Такое заявление побудило Владимирский областной отдел по делам архитектуры активизировать свою деятельность в отношении сохранности собора. Смета восстановительных работ, им представленная составила сумму 600 000 рублей. В дальнейшем, т.е. в ходе работ, сумма эта была значительно превышена. Собор нуждался в неотложном проведении капитального ремонта зданий, устройстве отопления, реставрации фресковой стенописи. Для этого требовались большие финансовые средства. В 1950 г. областной отдел культуры составил дефектную ведомость на производство капитального ремонта собора. В бюджет Владимирской епархии на 1950 г. была заложена особая расходная статья - сбор денежных средств на помощь собору в сумме 250 000 рублей. Владимирской епархии была предоставлена денежная помощь со стороны Московской Патриархии. 20 июля 1950 г. между общиной верующих собора и Владимирской специальной экспериментальной научно-реставрационной производственной мастерской был заключен договор по переводу собора "на музейный режим с устройством в нем отопления и нормальной вентиляции, а также для организации капитальных работ по укреплению ... фресок".
Проведение реставрационных работ было связано с научно-археологическими открытиями. В 1951 г. при проведении подготовительных работ для устройства системы отопления в северо-западной части собора под полом было обнаружено несколько каменных гробниц с костными останками. Некоторые из них были подвергнуты воздействию огня. Реставрационные работы в соборе и церковная жизнь в нем часто крайне затруднялась действиями властей. Так в 1951 г. Владимирский городской совет издал распоряжение о закрытии главного входа в собор со стороны главной улицы. Доступ в собор оказался возможным только по узкой и крутой лестнице. Проезда к нему не было. В связи с этим в наступившем реставрационном сезоне оказалось практически невозможным доставлять необходимый материал. Несмотря на все трудности, по благословению Святейшего Патриарха Владимирская епархия произвела работы на свои средства. Они продолжались около трех с половиной лет и завершились в 1954 г. на праздник Святой Троицы. В 1951 г. реконструировали каналы для калориферов, вскрывался пол, проводились земляные работы в северной галерее – были открыты фундаменты двух пристроек, примыкавших к северной стене первоначального храма и фундамент перехода на хоры; раскопки показали, что башен, как предполагал Н.Н. Воронин, не было. 11 июня 1954 г. собор после проведения ремонта освятили. На праздник Пятидесятницы верующие молились уже в обновленном соборе. Началось долгожданное постоянство свершения церковных служб. Работы были приняты правительственной комиссией без каких-либо замечаний. Стоимость ремонтно-восстановительных работ составила 2 млн. 700 тыс. рублей. Из них 650 000 рублей были получены Владимирской епархией от Хозяйственного управления Московской Патриархии. Если учесть все затраты, понесенные Церковью с 1944 по 1954 гг. на возрождение попранной безбожниками Святыни, то сумма затрат должна быть удвоена. Все строительные материалы община собора получала через Совет по делам Русской Православной Церкви из Госфондов по государственным расценкам. Списки необходимых материалов и заявки в Госфонд подавались через Совет по делам Церкви. В 1954 году комиссией была принята новая отопительная система Успенского собора, устройство которой шло под руководством А.В. Столетова. Был определен температурно-влажностный режим содержания собора, в его интерьере установили специальные приборы по измерению состояния воздуха. По договору контроль за данными приборов был поручен сотрудникам специальной научно-реставрационной мастерской Владимирского областного отдела культуры. Во время проведения ремонтно-реставрационных работ в 1950-1953 гг. установили тщательное наблюдение за фресками, нормализовался температурно-влажностный режим. Реставрация «сафоновской» стенописи собора, проведенной в 1952-1954 гг. под руководством профессора Н.П. Сычева, исходила из необходимости «излечения» собора в целом, что должно было благоприятно сказаться на состоянии фресок преподобного Андрея Рублёва. В 1955 г. встала задача: в завершение работ по возрождению собора позолотить главы Успенского собора и шпиль колокольни. Через Совет по делам Русской Православной Церкви Владимирская епархия обратилась в министерство финансов о выделении необходимого количества книжечек сусального золота. На средства Церкви были позолочены центральная глава и кресты на всех главах собора. Музей, в лице своего представителя Монько, вел наблюдения за работами не оказывая при этом ни какого содействия общине верующих. В Меморандуме к своему послужному списку владыка Онисим вспоминает, что «в этот период... вставали большие трудности, порой казавшиеся непреодолимыми. Но с Божией помощью я все же справился со своей нелегкой задачей». По завершении всего круга ремонтно-восстановительных работ в Успенском кафедральном соборе устроили благодарственный молебен Господу и Его Пречистой Матери. 21 сентября (ст. стиля) 1957 г., в день памяти встречи владимирцами образа Владимирской иконы Божией Матери при князе Андрее Боголюбском, было торжественно отмечено 800-летие Успенского кафедрального собора. Архиепископ Онисим в сослужении епископа Дмитровского Пимена и епископа Афанасия (Сахарова) провел юбилейное богослужение. Был переполнен народом не только собор, но и вся прилегающая к собору площадь. На подготовку к юбилею (проведение реставрационных работ, золочение центральной главы собора и крестов на пяти главах) израсходовали около миллиона рублей церковных средств. К 800-летнему юбилею собора в 1958 г. реставрировались центральный купол и шпиль Успенского собора.
В 1958 г. по благословению Патриарха Алексия I совершено юбилейное торжество в честь 800-летия основания Успенского собора. Судя по статье А.Л. Казем-Бека «На юбилейных торжествах во Владимире», помещённой в декабрьском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1958 год, литийного крестного хода при всенощном бдении 4-го октября не было. Отмечено только, что «Архиепископ Владимирский Онисим совершил литию», а праздничный тропарь: «Днесь светло красуется славнейший град Москва...» - прозвучал в такой редакции: «Днесь светло красуется славнейший град Владимир...». «Но в эту 800-ю годовщину собора, - писал автор, - не дивится слух, что звучит имя Владимира в тропаре Сретения Владимирской иконы Богоматери в Москве. Это юбилей Владимира, торжество его соборного храма и память его прославленной иконы. И подлинно светло красуется он». 5 октября Божественную литургию совершали архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим, епископ Дмитровский Пимен (Извеков), будущий Патриарх Московский и всея Руси, епископ Афанасий (Сахаров) в сослужении множества местного духовенства и прибывших гостей. По окончании Божественной литургии, епископ Дмитровский Пимен зачитал приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия I, передал патриарший подарок Владимирскому Успенскому Собору - «икону Божией Матери в ризе из жемчуга и голубой эмали и огласил указ о награждении архиепископа Онисима по случаю юбилея и в ознаменование его архипастырских трудов правом ношения креста на клобуке». 8-го октября Владыка Афанасий направил архиепископу Онисиму письмо. В ней святитель сердечно благодарит за предоставление ему возможности участвовать в торжествах и, выражая особую радость, пишет, что теперь, когда он «громогласно» исповедал своё общение со Святейшим Патриархом Алексием I, у всех сомневающихся и ссылавшихся на то, что «и епископ Афанасий не служит в храмах якобы потому, что считает их неправославными», должен отпасть этот повод к уклонению от посещения православных храмов, в которых возносятся моления о Святейшем Патриархе. Вторая же часть этого письма известна не столь широко. Хотя в ней явственно запечатлена подлинная «красота христианской личности, созидаемой на почве духовного подвига». «Когда я собирался во Владимир на юбилейное празднество, - пишет архиепископу Онисиму Владыка Афанасий, - я решил к этому празднеству принести в родной мне Собор в качестве скромного дара имеющийся у меня «Чиновник архиерейского священнослужения» в бархатном переплете с серебряными украшениями и дорогой мне по некоторым личным воспоминаниям. К сожалению, когда я передал Вам сей Чиновник, по-видимому, я не совсем ясно сказал Вам о своём желании, чтобы он отдан был Вами в ризницу Собора. И то обстоятельство, что мой Чиновник не поступил по назначению, а остался у Вас (хотя я никогда не предполагал дарить его кому-либо персонально и расстался с ним только ради Успенского Собора) и что он даже не был употреблен на юбилейной литургии, я понял это в том смысле, что Царице Небесной и Чудотворцам Владимирским не угоден мой дар. Это меня чрезвычайно расстроило и огорчило, это было причиной моего заболевания, это продолжает волновать меня, и я не могу успокоиться. Посему усерднейше прошу Ваше Высокопреосвященство простить мне то, что я, может быть, ввёл Вас в заблуждение. Усерднейще прошу Вас покрыть любовию и исправить происшедшую по моей вине ошибку и передачею моего Чиновника, согласно моему желанию, в ризницу Успенского собора утешить и успокоить меня, ибо это будет для меня свидетельством того, что Царица Небесная и Чудотворцы Владимирские, вмале наказавшие меня в день юбилейного празднества отвержением моего приношения, паки умилосердились о мне, прияв из рук Вашего Высокопреосвященства принесённый в их храм мой скромный дар». Это письмо - образец глубокой духовной мудрости истинного инока, который всегда укоряет себя самого, а собрата оправдывает; который там, где око, непросветлённое Христовой любовью, видит лишь случайность или недоразумение, - прозревает высший смысл, сверхъестественную закономерность. Архиепископ Онисим в своём ответном письме утешил Владыку Афанасия, сообщив, что передал Чиновник в соборную ризницу.
В 1960 г. в алтарной части собора были открыты новые фрески. В «неофициальном» письме от 16.07. 1962 г. управляющему делами Московской Патриархии епископу Киприану владыка Онисим пишет «о новом приеме борьбы атеистов города Владимира с религией». Поводом к письму явился инцидент возле Успенского кафедрального собора, происшедший 8 июля 1962 года. У центрального входа в собор расположились восемь человек, имевших поручение Владимирского горкома КПСС отбирать детей у родителей, пришедших молиться в собор со своими детьми. Детей намеревались на время церковной службы препровождать в детскую комнату Дворца пионеров, расположенного рядом на площади Свободы (ныне Соборной). Здесь для детей были приготовлены «игрушки, книжки с картинками и проч.». Подобного рода самоуправные действия вызвали решительный отпор со стороны православных родителей. Перед собором собралась толпа «с большим задором и гневом кричавших и нападающих на других лиц». При появлении владыки шум и крики умолкли. Архиепископ Онисим, выяснив причину волнения, попросил через председателя приходского исполнительного органа Паршенкова спросить у «активистов» документ, «уполномачивающий этих людей на отбирание детей у благочестивых и религиозных родителей». В связи с тем, что соответствующего документа у них не было, «активистам-антирелигиозникам» было предложено удалиться с территории собора. 23 ноября (стар. ст.) 1963 г. в Успенском соборе торжественным Архиерейским богослужением при большом стечении народа было отмечено 700-летие со дня кончины святого благоверного великого князя Александра Невского.
В 1965 году во Владимире велись съемки кинокартины «Андрей Рублев».
«Успенский собор XII века горел за свою долгую жизнь во время страшных городских пожаров в 1185 и в 1193 годах, а также 1283 году, когда Владимир был взят ордами Батыя. А вот четвертый пожар был в июне 1965 года, во время съемок «Андрея Рублева». В фильме снимались события 1410 года, когда хан Талыч сжег город, но храм уцелел от огня. По сценарию А. Кончаловского, собор тоже горел. Для имитации пожара на крышу подняли дымовые шашки. Их надлежало положить на подносы с песком. Рабочие затащили лишь подносы и шашки. От раскаленных шашек стали тлеть стропила под железом, пошел дым из-под крыши. Настоящий пожар! Были вызваны пожарные. Пожар потушили» Аксенова А. Киносъемки…Киношоки… / А. Аксенова // История. Судьба. Музей / А. Аксенов. – Владимир, 2001).
Съёмки фильма «Андрей Рублев». Сцена из новеллы «Набег».
С 1965 г. применяется комплексный метод исследования живописи Рублёва, от общего режима до установления видов повреждений стенописи. В результате исследований за старинным иконостасом были найдены новые фрески, фрагменты XII в., были изготовлены копии этих фресок пред закрытием их иконостасом. Полы собора выстланы чугунными плитами, покрытыми слоем графита и бокситной смолы. Реставрация фасадов включала следующие работы: счищался слой пыли и копоти, цемент удален, трещины затирались белокаменной крошкой, на очищенную стену наносили укрепительный слой смолы, который предохраняет камень от разрушения. В 1974-1982 гг. проведена последняя крупная реставрация. Позолочен резной иконостас XVIII в., вся фресковая живопись и иконы обновлены, расчищены и укреплены. Позолочены боковые купола. Кровля, как в древности, покрыта медным листом. Позолочены новые медные подзоры. Центральный купол и шпиль Успенского собора реставрировались перед 850-летним юбилеем г. Владимира. Работы велись силами Владимирской реставрационной мастерской (СНЭРПМ), руководимой А.П. Некрасовым, лауреатом премии РСФСР по архитектуре.
В 1982 г. по Благословению Святейшего Патриарха Пимена было установлено празднование Собора Владимирских святых. На рапорт архиепископа Серапиона (Фадеева) об установлении празднования Собору Владимирских святых Святейший Патриарх Пимен наложил резолюцию: «Установить день празднования 23 июня/6 июля, с благословением употреблять настоящую Службу в день праздника». 6 июля 1982 г. Владимирский край впервые, в день Владимирской иконы Божией Матери, торжественно чествовал святых, в земле Владимирской просиявших. На службе звучали песнопения Владимирским святым - святителям, благоверным князьям, мученикам, преподобным отцам и матерям, блаженным и праведным из Службы Владимирским Святым, составленной архимандритом Алексием (Кутеповым). 3 марта 1987 г. архиепископу Серапиону после его обращения во Владимиро-Суздальский музей-заповедник были переданы по акту мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского «на постоянное хранение Епархии и общине Успенского собора». Знаменательно, что событие это произошло ровно через тридцать лет после того, как Владыка Афанасий впервые посоветовал «поднять вопрос о возвращении в Собор святых останков его создателя и украсителя». В 1988 г. совершились церковные торжества в честь 1000-летия Крещения Руси, которые возглавил Святейший и Блаженнейший Каталикос всей Грузии Илия II.