Вначале 1904 года благочинный третьего епархиального округа Владимирского уезда протоиерей церкви Михаила Архангела в селе Красном семидесятидвухлетний Александр Григорьевич Попов принял окончательное решение оставить службу по возрасту. Достойную жизнь прожил он, заработав почет и уважение. Служил в свое время в Казанском храме села Драчева Меленковского уезда, через которое проходила большая дорога Муромского тракта. Священник был не только духовным наставником местных жителей, известным ревнителем веры, но и проявил себя страстным просветителем, изучавшим историю местности, обличавшим людские пороки, исследовавшим крутые перемены в жизни людей после отмены крепостного права.
Писал статьи и в церковные «Владимирские епархиальные ведомости», и в светские «Владимирские губернские ведомости».
Будучи на хорошем счету не только у прихожан, но и у руководства епархии, был переведен поближе к губернскому центру в село Красное. Здесь у него и супруги Александры Максимовны, образованной и начитанной женщины, выросли сыновья Николай и Владимир, дочери Клавдия и Елизавета. И вот подошло время, когда силы стали покидать его. Нужно достойно передать приход молодому последователю. К тому же восемнадцатилетняя дочь Елизавета, которая после окончания епархиального училища работала здесь же, в Красном, учительницей, была на выданье. В те времена было принято молодому священнику от старого передавать не только приход, но и дочь в замужество. Забавным и сейчас кажутся выборы жениха. Приходил к Поповым молодой человек и просил у Александра Григорьевича передать ему приход, а также дочь в придачу. Елизавета Александровна (сестра Попова Николая Александровича), глядя в щелку двери, принимала решение, удовлетворить желание просителя или отказать ему. Если следовал отказ, гостю деликатно говорили: «Молодая еще дочка у нас. Пусть еще поработает». Но вот однажды пришел молодой человек, на которого Елизавета обратила особое внимание. Высокий, стройный, образованный. Рассказывал о том, что отец его, будучи дьяконом в Чурилове, не нажил для себя и детей богатства, что сам он по первому разряду окончил духовную семинарию во Владимире, что мечтает быть юристом и уже два года отработал учителем. Вот этот гость дочери хозяев понравился сразу. И тут же, сидя на лавочке возле дома, когда молодой человек продолжал рассказ о себе, а стеснительная девушка не заметили, как сожгла руку, от волнения дергая крапиву, они решили свою судьбу. Елизавета Александровна вышла замуж. Ее родители построили себе маленький домик в саду, а свой дом уступили новой семье. Так этот молодой человек 19 января 1904 года стал священником села Красного. Звали его Сергей Павлович Богословский.
Богословский Сергей Павлович родился 18.09.1880 г. в с. Чурилово (сейчас Собинский район). Сын псаломщика. Окончил Владимирскую Духовную Семинарию в 1901 г. по 1-му разряду.
Служил законоучителем в с. Ликино Владимирской губ., Покровского у. с начала 1901 г. по 18.02.1904 г. Рукоположен во священника 19.02.1904 г.
Красносельский приход оказался в надежных руках. 33 года прослужил в церкви Михаила Архангела отец Сергий. Для жителей села он был непререкаемым авторитетом, пользующимся огромным уважением прихожан. К нему тянулись люди в поисках истины, за советом, за поддержкой в трудную минуту, доверяя свои печали и радости. Для каждого он находил нужные слова, помогая всем, чем мог. Таковым являлся удел всех православных пастырей на Руси. Однако отец Сергий даже в среде служителей церкви выделялся исключительной честностью, нравственной чистотой и образованностью.
Сергий Богословский был награжден скуфьею Епархиальным Начальством ко дню Св. Пасхи 1914 г. С 1916 г. член Александро-Невского братства.
Сергей Павлович был открыт для людей не только по долгу службы. Обладая хорошим музыкальным дарованием, он организовал в Красном селе из числа местных жителей хороший хор. Чтобы познакомить певцов этого музыкального коллектива, преимущественно малограмотных людей, с основами музыкальной теории, с каждым из них занимался отдельно в своем доме. Хор из Красного села, исполняя церковные песнопения, пользовался популярностью у владимирцев. Сергей Павлович был увлечен передовыми для своего времени идеями сельскохозяйственного труда. Выписывая соответствующую литературу, он делился полезными советами с земляками, регулярно выступая с лекциями по вопросам выращивания различных культур. В доме Богословских читали и классическую литературу, и журнал «Нива». Отец Сергий проявил себя не только просветителем, но и человеком, отличавшимся конкретными делами. Так, во время Первой мировой войны ему удалось осуществить доставку кукурузы для испытывавших проблемы с продовольствием сельчан на специально организованном для этого поезде.
После революции священник принимал активное участие в организации кооператива «Солидарность». Ему неоднократно приходилось слышать от партийных деятелей обращения: «Зачем вы пошли в священники?» Ответ был таков: «Это мое призвание».
Сергей Павлович никогда не вмешивался в политическую жизнь, завоевывая у людей авторитет не удачной карьерой, а честными поступками, не агитационной пропагандой, а правдивостью, не митинговым криком, а словом.
Не стремился Сергей Павлович к обогащению, тем не менее, был богатым человеком. Богатым — своей семьей. Восьмерых детей взрастили и поставили на ноги отец Сергий и Елизавета Александровна. О каждом из них можно составить отдельный рассказ. Нина, Мария, Владимир, Елена, Лидия, Николай, Вера, Алексей всегда были достойными своих родителей. Окруженные заботой и вниманием, дети Богословских с самого рождения находились в теплой семейной обстановке среди близких людей, не чуждых сострадания. Их приучали уважать старших. С теплотой дети отзывались о своей «бабеньке» Александре Максимовне, которая обладала даром прекрасного рассказчика и приучала внуков к чтению, а также о престарелом дедушке Александре Григорьевиче, к которому с песнопениями ходили на Рождество в гости в надежде получить в подарок пряник. Помнили в семье Богословских и о своих братьях, которых Бог забрал к себе еще в младенческом возрасте: Алексее, умершим девяти лет от роду в трудном 1919 году от менингита, а также о близнецах Петре и Алексее, проживших всего лишь несколько дней после рождения в 1920 году. С ранних лет родители приучали своих детей к труду, понимая, что это не только позволяет решать многочисленные домашние проблемы, но и вырабатывает у каждого ответственность и за свою судьбу, и за судьбу близких, а также осознанное понимание жить не нахлебником, а трудолюбивым человеком.
Каждый из детей унаследовал от родителей тягу к знаниям. Имея хорошую домашнюю подготовку, все учились легко. Встав на ноги, старшие дети принимали ответственность за обучение и воспитание младших. Однако получать высшее образование было вовсе не просто. Сдавая на отличные оценки вступительные испытания в институт, дети Богословских получали на руки уведомления о том, что они не могут быть зачислены из-за социального происхождения. Тем не менее, не опускали руки, занимались самообразованием, вновь сдавали вступительные экзамены и, учась, шли учить других.
Феномен семьи Богословских — семеро детей стали педагогами! Нина Сергеевна, Мария Сергеевна, Елена Сергеевна работали учителями начальных классов. Лидия Сергеевна — учителем биологии. Владимир Сергеевич учил школьников физике и математике, был заведующим отделом образования Собинского района. Алексея Сергеевича до сих пор в городе Лакинске помнят как директора средней школы № 2. Николай Сергеевич преподавал математику в машиностроительном техникуме. Вера Сергеевна тоже имела отношение к образованию, работая школьным библиотекарем. Никто из детей Сергея Павловича не стал священником — наступили к периоду их взросления другие времена, но каждый посвятил себя служению людям, их духовному совершенствованию и просветительству. Отец был для них примером. Никто от него не отрекся, хотя в новую эпоху проще было бы поступить наоборот.
«Церковный звон — для старух и ворон». Такие листовки стали появляться в Красном селе вскоре после того, как новая власть себя утвердила. Повсюду в стране развертывалась кампания гонений на служителей церкви. Отцу Сергию предстояли нелегкие испытания. Можно было отказаться от прихода или найти другой способ избежать преследований, как делали некоторые священники, но Сергей Павлович не искал легкой жизни — призвание не позволяло. Беспредел начался тогда, когда поступило распоряжение выгнать Богословских из дома. Отца Сергия с женой и младшими детьми насильно переселили в сырой подвал на другой улице. Все имущество было отобрано, фортепьяно разбито, книги и иконы разворованы, мягкая мебель разорвана. Под предлогом размещения в поповском доме сельсовета, здесь был устроен настоящий кавардак. Находясь в неравных условиях с властью, другой бы смирился, но Сергей Павлович поступил иначе. Справедливый и наивный, он пытался бороться за правду по честному, иначе не мог. Он отправился в Москву отстаивать свои права. Да еще не все население было разделено и разобщено террором. Люди старшего поколения поддержали своего батюшку. А комсомольские вожаки ходили по селу, вопрошая: «Неужели поп победит?» А ведь победил поп-то. Вернулся из столицы Сергей Павлович с резолюцией: «Вернуть семье Богословских дом и имущество». Радостные возвратились к своему разоренному очагу страдальцы, не надеясь, правда, на компенсацию всего утраченного. Теперь они уже были реалистами, понимая, что прежней спокойной жизни уже не будет.
Как в воду глядели. Через некоторое время было объявлено, что семья Богословских — кулаки, и их как мироедов следует сослать в Сибирь. Тут произошло событие, о котором следует рассказать особо. Сергей Павлович и Елизавета Александровна готовились к переселению в Сибирь. Почти все дети уже жили в разных местах. Предчувствуя скорую беду, все собрались на каникулы в отцовском доме. Никто из детей не искал повода не прибыть в родительский дом в такую трудную минуту. В то время так поступать уже было рискованно. Принадлежать к сословию «кулаков» и не отречься от своего прошлого — это было вызовом. Семейную встречу запечатлел фотограф. На снимке — тревожные, но уверенные лица. Только очень сильные духом люди из крепкой семьи могли оказаться перед объективом фотоаппарата в такое время. Но население опять отстояло отца Сергия. Как выяснилось, ненадолго.
По ложному доносу Сергея Павловича 17.03.1938 г. арестовали. Ему было предъявлено обвинение в создании около Ямской церкви контрреволюционной группы и агитации против советской власти. Помещен он был в камеру на территории бывшего Рождественского монастыря. Под пытками арестанту предлагали признаться в «содеянном». Но следователи не дождались того, что хотели услышать. Во время очной ставки с подследственным, на ложных показаниях которого строилось обвинение, Сергей Павлович признал в нем священника из Лунева, с которым вместе учились в семинарии. Жалкий вид предавшего его друга не подавил Богословского, а наоборот побудил к отстаиванию правды до конца. Обвинение зашло в тупик. Но служителя культа нельзя было выпускать на свободу.
Приговорен на 3 года ссылки в Казахстан. Его ждали Ивановская и Александровская тюрьмы, трудная дорога в вагонах для скота, во время которой заключенных, умерших от дизентерии, хоронили прямо на обочине железной дороги, и пять долгих лет ссылки в Казахстане. Испытания вдали о родины и близких не сломили Сергея Павловича.
Места заключения: Казахстан, Кустанайский р., с. Петково (Петковское?). Находился на вольном поселении, работал бухгалтером на Петковском маслозаводе.
Хлопоты детей позволили ему в сентябре 1943 года вернуться домой.
Еще будучи в ссылке, Сергей Павлович просил в письмах жену, чтобы она никому не передавала и не перешивала рясу. «Ах, он — великий фантазер», — говорила Елизавета Александровна, не веря, что ее мужу придется еще потрудиться по призванию. Церкви везде позакрывали, священников репрессировали, колокола переплавили. Кому могла пригодиться ряса? А ведь пришло время одеть ее отцу Сергию.
7 апреля 1944 года вновь был открыт для службы главный храм г. Владимира — Свято-Успенский собор. Служил в Успенском соборе с 13.05.1944 г. по 01.01.1945 г. Сергей Павлович был назначен его настоятелем 16.09.1944 г. Восемь веков простоял храм. Видел и погромы, и унижения, и величие. Только самым заслуженным деятелям церкви доверяли быть настоятелями этого собора. Выбор руководства епархии был не случайным. Отец Сергий правдивостью и стойкостью доказал свое право служить на почетном месте. Но не почета хотел он, а возможности еще послужить людям в очень нелегкое послевоенное время, когда они нуждались в словах поддержки, которые могли залечить раны после самой страшной войны.
С 02.01.1945 г. по 04.06.1945 г. служил в с. Второво.
С 05.06.1945 г. по 26.02.1953 г. служил в Князь-Владимирском соборе (протоиерей). С 09.10.1948 г. - настоятель, председатель комиссии по испытанию лиц, ищущих священнического и диаконского сана.
С 27.02.1953 г. по 04.03.1953 г. служил в Успенском соборе. 5 марта 1953 г. был уволен за штат.
Умер он в 1955 году, и был похоронен на Князь-Владимирском кладбище. Рядом с ним похоронены Елизавета Александровна (1885-1945), дочь Лидия Сергеевна Фесенко (1915-1953), брат жены Николай Александрович (1870-1940) и супруга последнего Анастасия Васильевна (1879-1959).
Святители, священство, служители Владимирской Епархии Владимирская епархия.