В 1917 году на патриарший престол взошел Патриарх Тихон. Наступило новое смутное время. Императора уже не было — и к Патриарху были обращены мысли и чаяния всего русского народа. Черная мгла спустилась на русскую землю — мгла атеизма, жизнь без Бога и Матушки Церкви Православной. Но гонимая, преследуемая Церковь обрела в лице Патриарха Тихона голос огромной обличительной силы. Через два месяца после своего избрания Святитель предал анафеме пришедших к власти большевиков, которые глумились над Церковью, над народом, над Русской землей, «Опомнитесь, безумцы, - писал он, — прекратите ваши кровавые расправы; ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское; за которое подлежите огню геенскому в жизни будущей — загробной, и Страшному проклятию в жизни настоящей — земной!»
В январе 1918 года с благословения Патриарха по всей стране двинулись крестные ходы. Вид многотысячных собраний напугал большевиков больше, чем вооруженное сопротивление. Народ показал, что не желает мириться ни с оскорблениями святынь, ни с расстрелами священнослужителей и мирян, ни с грабежами. Выступления были во всех городах. Запретить и остановить эти крестные ходы у власти еще не хватало силы, войска отказались стрелять в народ.
Трудно даже себе представить сложность тогдашнего положения Патриарха. Церковь потряс обновленческий раскол, многие епископы отпали от Церкви и обрушились с неистовой яростью и клеветой, с оскорблениями на Патриарха Тихона. Была образована новая обновленческая церковь — «Живая Церковь».
«Живая Церковь» (неофициально — живоцерковники, «живцы») — обновленческая организация, возникшая в мае 1922 года при активной поддержке Государственного политического управления при НКВД РСФСР. Лидером «Живой Церкви» всё время её существования являлся «протопресвитер» Владимир Красницкий.
В 1922-1936 гг. на канонической территории Владимирской епархии существовала обновленческая «Владимирская епархия». Обновленческая епархия получила свое бытие в результате совращения в Обновленческий раскол Владимирского митрополита Сергия Страгородского, издавшего 3/16 июня 1922 г. совместно с архиепископами Евдокимом Мещерским (Нижегородским) и Серафимом Мещеряковым (Костромским) известное «Обращение» к Православному населению о признании ими каноничности обновленческого ВЦУ. Обращение издано в Нижнем Новгороде (Горьком). Её возглавляли архиереи: митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский) 03/16.06.1922-15/28.08.1923 г.; епископ Муромский Серафим (Руженцов) 12.1922-03/16.10.1924 г., 03/16.10.1924 - ? - в/у; Иоанн (Алабинский) 1923 г.; Александр (Анисимов) 12/25.11.1924 – 1924 г.; Дмитрий (Рождественский) 27.11/10.12.1924 - 1924 г.; временно-управляющий Александр (Лавров) 02.1925 – 18.11/01.12.1925 и Алексий (Рождественский) в 1925 г.; Герасим (Строганов) в 1925-1926 гг.; Геронтий (Шевлягин) в 1927-1928 гг.; временно-управляющий Алексий (Рождественский) в 1928 г.; Мелхиседек (Николаев) в 1928 г.; Николай (Орлов) в 1929-1934 гг.; Виктор (Путята), Николай (Гиляровский) в 1931 г.; Александр (Рябцовский) в 1931- 1933 гг.; Николай (Поспелов) в 1933 г.; временно-управляющий Петр (Горбатов) в 1935 г.; Александр (Лавров) в 1935 г.; Александр (Авдентов) в 1935-1936 гг.; Софония (Яскевич) в 1936 г. Викарные епархии: Александровская, Ковровская, Муромская, Юрьевская.
Печатный орган «обновленческого» движения «Живая Церковь» 16 июня 1922 г. напечатал обращение трех авторитетных архиереев - управляющего Владимирской епархии Сергия (Страгородского), Нижегородского Евдокима и Костромского Серафима, признавших каноничность «обновленческого» Высшего Церковного Управления (ВЦУ) и призвавших подчиниться ему. Владыка Сергий предпринял этот шаг с целью взять инициативу в свои руки и отстранить от церковного управления раскольников, но после того, как он убедился в невозможности изменения ситуации, сам отстранился от данного движения и вернулся в церковное общение. В августе 1922 г. после I Всероссийского съезда «Живая Церковь» группа Владимирского духовенства в лице протоиерея Михаила Сперанского - клирика Георгиевской церкви, протоиерея А. Лаврова - клирика Воскресенской церкви, священника Василия Лобцова - клирика Кладбищенской церкви, протоиерея М. Тихонравова - клирика Предтеченской церкви, уполномоченного ВЦУ и мирянина В.И. Захарова выступила с планом «обновленческих» реформ по Владимирской епархии.
«Живая церковь». Совсем еще недавно реакционно-настроенная часть населения проявляла глубочайший интерес к религиозным вопросам вообще и к церковным делам в частности. Весь это интерес диктовался исключительно контрреволюционными вожделениями, а не истинной религиозностью. Об этом говорят многочисленные процессы так называемых «церковников», выявивших настоящее лицо хранителей благолепия церковного за счет гибнувшего от голода Поволжья. С таким же основанием эти «доподлинно верующие христиане» относятся и к организации живой церкви. Живая церковь имеет свои положительные стороны. С признанием «Живой церкви» отчасти разгружается «наше православие» от грубых обрядностей и заблуждений, отпадает сама по себе бесконтрольная опека над душой верующего и таким образом мрачный пережиток самодержавного режима теряет почву под ногами, в смысле восстановления абсолютизма. А расстаться с этой мечтой известной части духовенства равносильно поставить крест над всей своей будущностью. Вот это, и только это, заставляет их цепляться за старую церковь и одураченных религиозным дурманом «верующих». Относительно «верующих» в свою очередь хотелось бы поговорить в особей заметке, но прежде всего приходит на ум — стоит ли? Какие верующие в наше время? Веруют те, которым разве только очень выгодно верить!» («Призыв», 19 сентября 1922).
1-я Владим. Губ. Епархиальная конференция группы „Живая церковь"
Две резолюции. Заслушав доклад по вопросам: 1) история обновленческого движения вообще и история группы «Живая Церковь» в России и в частности во Владимирской губ. и 2) отчет о деятельности Епархиальных Комитетов гр. «Живая Церковь» и Епарх. Управления, первая Влад. Епархиальная Конференция белого православного духовенства гр. Живая Церковь находит: а) Церковно-обновленческое движение, возглавляемое группой «Живая Церковь» и основанное на священных принципах признания Российской Социальной Революции и мирового объединения трудящихся для защиты прав эксплуатируемого человека, является единственным выходом из туника Православной Церкви, которую патриарх Тихон, пренебрегая не только церковными канонами, но и заветами Великого Учителя Христа, обратил в прикрытие многих контрреволюционных действий, положивших темное пятно на всю церковную организацию и ее служителей. б) Церковно-обновленческое движение в лице группы «Живая Церковь» является самым лучшим способом снятия темного пятна у церковной организации и ее служителей, а также вполне рациональным путем к обновлению Церкви на евангельских началах, к освобождению от деспотизма епископства и монашества. в) В виду трудности и сложности задач церковно-обновленческого движения, возглавляемого группой «Живая Церковь», Владим. Епарх. Комитетом проделано слишком мало, так-как главная задача осведомления мест о начавшемся обновленческом движении не выполнена, а потому места продолжают оставаться в неведении, что дает возможность усиления черносотенного тихоновского течения. А поэтому 1-я Влад. Епарх. Конференция группы «Живая Церковь» постановила: 1) Платформу гр. «Живая Церковь» признать правильной и непротиворечащей каноническим и апостольским правилам. 2) Работу Епарх. Комитетов гр. Ж. Ц. признать слабой, имея в виду серьезность момента церковной жизни и трудность и сложность поставленных пред ними задач. 3) Для усиления церковно-обновленческого движения в епархии Епархиальный Комитет усилить новыми силами с мест. Прот. П. Авроров. Церковная контрреволюция и о мерах воздействия на неподчиняющихся новой установленной церковной власти. Принимая во внимание серьезность мотивов в церковной жизни и необходимость решительных мер, в целях укрепления обновленческого движения во имя великих заветов Христа и принимая во внимание факт присутствия в среде административно-церковной власти явных или тайных активных или пассивных контрреволюционеров, 1-я Владим. Епарх. конференция гр. «Ж. Ц.» находит: 1) Принять немедленно самые решительные меры по очищению Правосл. Церкви от зловредного черносотенного тихоновского элемента, действуя в этом отношении в контакте с уполномоченным В.Ц.У. 2) Принять немедленно решительные меры по очистке церковно-приходских советов, которые в нынешнем их составе тормозят дело обновления Церкви и являются главным местом церковной контрреволюции. 3) Священно-церковнослужителей, сознательно не подчиняющихся новой установленной церковной власти, канонически вполне — законной, удалять от службы немедленно, не останавливаясь даже перед высшей мерой церковного наказания, т. е. лишением сана. 4) Церковно-приход. Советы, не подчиняющиеся новой церковной власти, возглавляемой епископами, за неповиновение последним, отлучать от Церкви, как нарушителей апостольных и канонических правил, о чем поставлять в известность гражданские власти и просить таковых о расторжении коллективных договоров. 5) На все видные и важные священнические места и на должности благочинных и в церковные советы назначать и проводить членов гр. «Ж. Ц.» и ее кандидатов. 6) Всех лиц, не подчиняющихся новой церковной власти, широко опубликовать в печати, как контрреволюционный элемент и защитников тихоновщины. 7) Означенные Епарх. Комитеты гр. «Ж. Ц.» провести в жизнь чрез Епархиальное Управление. «Привет. 14-му Съезду Советов. Вас, хозяева Владимирской губ., ныне собравшихся на 14-ый Губернский Съезд, совпавший с нашей 1-ой епархиальной конференцией православного белого духовенства гр. «Живая Церковь», искренно и чистосердечно приветствуем и радуемся тому, что мы, борцы за обновление церкви на православно-христианских началах, решаем трудные для нас задачи наряду с вашей великой работой. Мы приветствуем вас, как представителей правительства, благодарим вас за наше раскрепощение от гнета «князей церкви» декретом об отделении церкви от государства, вырвавшим из-под их ног почву к обману широких трудящихся масс рабочих и крестьян. Мы клеймим позором тех, кто шел против вас. Окрыленные единством цели мировой социальной революции и созданием мирового объединения трудящихся масс для защиты прав эксплуатируемого человека, мы желаем вам плодотворной работы и, идя с вами, рабочим и крестьянином, рука об руку, даем клятву, что в настоящий момент очищения церкви от черносотенно-контрреволюционного элемента мы смело и честно эту задачу выполним. Да здравствует рабоче-крестьянская власть! Да здравствует мировое объединение трудящихся. Да здравствует Мировая Революция. Прот. Т. Авроров. «Вековой обман выводит наружу (Из прений делегатов о «Живой церкви»). Вокруг протоиерея Авророва — уполномоченного ВЦУ и Архангельского заметно большое оживление — они центр внимания и общей симпатии. Председательствует Авроров (Ковров). Последний докладчик с мест от Иваново-Вознесенска говорит о положении группы «Живая церковь», он говорит, что нам не церковь нужно преобразовать, а наоборот — всем нам духовно возродиться. До сего времени в Иваново-Вознесенске только выжидали. А что будет дальше? Когда докладчику пришлось собрать собрание всех священнослужителей вместе с мирянами по вопросу о «Живой церкви», то выходило, что «Живая церковь» не знает к чему она зовет. Докладчик указывает, что ив.-воз. находят, что сам устав группы «Живая церковь» не ясен. Кроме того и само духовенство в своей массе не понимает, почему именно духовенству «мол», навязывают именно «Живую церковь», а никакую другую, а поэтому в комитет группы «Живая церковь» вступают робко и осторожно. Но все-таки докладчик подчеркивает и говорит, что число членов «Живой церкви» растет. Заканчивая, докладчик говорит, что патриарха Тихона в Иваново-Вознесенске не поминают нигде за исключением одного только священника и то больного — сумасшедшего, недавно вышедшего из больницы душевно-больных. По вопросу о церковной контрреволюции докладчик Архангельский (Владимир) в пространной речи, обрисовав историческую ложь старой церкви, которая только на словах называлась Христовой церковью, а на деле старалась затемнять умы массам всякой обрядностью, формализмом, была церковью фарисеев, которые напоказ хотя и крестились, но по-прежнему оставались язычниками. Новой церкви тяготиться к старому не к чему, традиций прежнего ей не нужно, приверженности к букве не надо, также новой церкви не нужна пышность культа (византийность), церковь должна быть свободна от государства. Коснувшись самодержавия и делая вывод, докладчик говорит, что именно теперь только вскрыта монастырская ложь и обман монастырей, которые искусственно поддерживали святость мощей, обманывая трудящуюся массу, держа ее в невежестве и темноте. Теперь ясно, что оставшиеся от правосудия черносотенцы, прикрывшись церковью, скрываются в своем большинстве, именно в монастырях, откуда на обновленческое движение и льют всякую ложь, клевету, раздувают маленькие ошибки и недочеты «Живой Церкви». Предложение докладчика сводится к следующему: 1) Уничтожить в церкви политиканство, церковь должна быть свободна и самостоятельна. 2) Закрыть все мужские и женские монастыри. 3) Переизбрать все приходские советы, убрав из них кулацко-буржуазно-торгашеский элемент. Резолюция, предложенная председателем собрания по вопросу о контрреволюции в церкви, принимается в целом единогласно. По вопросу о границах Владимирской епархии принята резолюция, говорящая, что Александровский и Переславский уезды в силу своего административного положения, также должны принадлежать к Владимирской епархии, а не к Московской. Далее конференцией принято послать приветствие в ВЦУ — Красницкому. Обменин». Монастыри Владимирской епархии начали закрываться с первых лет богоборческой власти - в 1918- 1920 годы. В 1920 г. прекратили служение 28 монастырей. Данный процесс получил поддержку «обновленцев». 10 декабря 1922 г. губернская конференция группы «Живая церковь» приняла постановление о ликвидации всех монастырей Владимирской епархии и передаче всех монастырских построек гражданским властям.
«Обряд и религия. Я, бывший дьякон православной церкви, в настоящее время нахожусь в полном безразличии ко всем существующим верованиям, но вспомнив свою прошлую практику о качестве «жреца» православной церкви, хотел бы быть выслушанным. Дело в том, что в церковном богослужении есть один обряд - претворение вина и хлеба в тело и кровь Христову. Трогательный символ пролитой крови Христа за благо рода человеческого, но насколько он в действительности неприятен для нашего брата, не каждый имеет представление. Например на ваших глазах происходит «претворение»... Поп льет воду, подкрашивает вином, кладет несколько кусочков просфоры. И тсло Христово готово. Дальше он идет приобщать ею верующих. Среди верующих чаще всего приобщаются больные всякими болезнями, в том числе и заразными, с сифилитическими язвами на губах и всякой «прелестью». После причащения посредством одной и той же для всех ложечки дьякон должен допить эту кровь и съесть тело Христово. Естественно, что кроме чувства брезгливости это «таинство» не вызовет другого. Потом я узнал, что мои товарищи в таком случае для «храбрости» пили простую водку, прежде чем приобщиться Христу. Нельзя ли в данное время освободить от этого продолжающих дьяконить» («Призыв», 12 декабря 1922). «Всеросс. съезд уполномочен. группы «Живая Церковь» Hа съезде уполномоченных слушался доклад члена ВЦУ прот. Введенского об организации предсоборной работы в центре и на местах. Съезд уполномоченных ВЦУ и членов ЕУ одобрил организацию в целом и постановил призвать местные обновленческие силы к энергичному проведению этой работы. На съезде постановлено созвать собор безотлагательно, а также просить ВЦУ в ближайшее время создать и опубликовать избирательный закон на собор, обеспечивающий широкое участие рядовых верующих и духовенства. Необходимо допустить немедленное проведение по постановлению ВЦУ некоторых церковных реформ там, где это возможно по местным условиям. Далее заслушивался доклад митр. Антонина и прот. Красницкого об обще-церковном положении и организационно-административных задачах ВЦУ и ЕУ на местах. Съезд уполномоченных констатирует расширение обновленческого движения, благодаря привлечению в него верующих мирян, кроме того решительно осуждает стремление реакционных церковных кругов, организующих автокефалии и разрушающих этим церковное единство, срывая этим самую идею собора. Съезд одобряет ранее принятые ВЦУ меры против автокефалии и призывает ВЦУ усилить меры против этих разрушительных течений, а обновленческие группы призывает к объединенному напряжению всех своих сил для борьбы за сохранение церковного единства в предсоборный период времени. В настоящий момент местным ЕУ начинается подготовительная кампания к предстоящему собору и усиление деятельности обновленческого движения среди темных, неорганизованных масс непросвещенного люда» («Призыв», 11 января 1923). «АНТИРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИСПУТ (Впечатления). Шумит, волнуется зрительный зал Гостеатра. Шапки, шляпы, красноармейские шлемы забили битком проходы между мест. Нетерпеливые вскрикивания сопровождаются редкими хлопками, требующими начала. Аудитория солидная. Интеллигенция, «богобоязненные» старички и старушки, маститые „столпы" расколотой церкви видом и настроением не обещают поддержки докладчику. Но вот и третий звонок... Занавес поднят. Тишина. Резко нарушая ее, льются слова докладчика, пробуждая, увеличивая интерес к теме. Лица напряжены. Старый и молодой, ученый и неученый одинаково захвачены. Слушают внимательно и лишь редкий шепот, сопровождаемый улыбками, говорят об остроте орудия, коим докладчик оперирует вопрос о боге. «Человечество сотворило богов... религии ненужный балласт, тормозящий научные достижения... если наука делает шаг вперед, то бог отступает шаг назад», - говорит и цитирует Лукачевский прибегая к библии, выпискам из сочинений философов и современным книгам. Смелые слова отрицания острыми иглами вонзаются в затуманенное религиозным дурманом сознание слушателей, медленно, но верно разрушая фундамент векового обмана. Это видно на лицах. Жалость расставания с долголетней привычкой верить «в бога», «чорта», во что угодно, лишь бы верить, скользит по старческим лицам передних рядов... Молодежь, красноармейцы улыбаются... Закончена уже первая половина лекции, прошел перерыв, а слова отрицания бога все льются и льются. Но вот и конец. «Дальше от бога, религии, ближе к науке, знаниям» — заканчивает двух-часовую лекцию т. Лукачевский, и гром аплодисментов, сдерживаемый доселе неослабным вниманием, наполняет зал. Перед аудиторией оппонент, представитель старой церкви, Устинов. Робкая вначале речь оппонента построена красиво, несмотря на то, что она основана на возражениях докладчику. Виден мастер слова. Аудитория вновь затихла. Трудно понять, что более захватило — смысл или красота слога. Уцепившись за вопрос о «богоискательстве», опущенный случайно докладчиком, представитель церкви старается разбить утверждение, что «не бог людей, а люди бога сотворили». Возражения слабы; местами цитаты древних философов неуместны. Признавая, оппонент в одно и то же время отрицает целый ряд положений, выдвинутых им, датируемых из библии. На вопросе о свободе человеческой воли оппонент сбился. Утверждая свободу, не мог утвердить всемогущество и всезнайство «единого бога». На это он не дал ответа и в заключительном слове. Сам, несметно для себя, оппонент в красиво изложенную речь вставил одно из научно обоснованных положений марксизма: «о боге писал человек своей эпохи»... сказал гр. Устинов, подписав этим отречение от формулы «сознание определяет бытие». Не имея возможности опровергнуть Канто-Лопласовскую теорию мироздания и достижения Дарвина, оппонент на ничем необоснованных остротах решил отделаться oт «навязчивой массы вопросе, тлетворно действующиx нa «ум и сердце». Робко начал и смело кончил. Много думал, красиво изложил и ничего не опровергнул. Ораторские способности и выдержка оппонента взяли верх над смыслом сказанного. Многовековая привычка победила, устроив хлопки представителю церкви. Прения. Перед аудиторией Штраус. Возбужденно цитирует из древних и современных философов. Научными данными опровергает неверные толкования некоторых авторов, побивая оппонента тем же орудием. Аудитория возбуждена. Единства мысли не чувствуется. Ждут заключительное слово Лукачвеского. Вот и он с библией в руках. Все также уверенно льется поток научно обоснованных доказательств, без насмешки опрокидывающих остроты оппонента. Аудитория шумит, не желая поддаться разрушению чувств, верований, несущемуся из речи докладчика. Не понимая смысла, вера на слово, часть ее идет за тем, кого всю жизнь привыкла видеть на амвоне. Это противники борьбы, сторонники любви, проповедники заповеди «забвения» и первые нарушители ее. «Я призываю к науке, призываю к знаниям», вновь повторяет Лукачевский и заканчивает речь. Аудитория расколота. Аплодисменты смешиваются с шумом «боящихся потереть веру». Перед аудиторией вновь оппонент. Он уже признает науку, но... «дайте ему увидеть обезьяну, родившуюся от человека», тогда он поверит. Смех наполняет зал. И справедливо. Такую чушь можно говорить или не зная Дарвина, или в порыве отчаяния, ища соломинку для спасения. Не опровергнув, не доказав правоты своих положений, под шум утомленной аудитории оппонент кончает. Сторонники науки растут. Армия прислужников и верующих в бога слабеет. История вершит свое дело. Колесо истории двигается вперед, двигая с собой науку, заставляя «бога» отступать во тьму веков. Л. Погодин. 5 января 1923 года» («Призыв», 11 января 1923).
«Вечером, в субботу 10 февраля, иду по одной из улиц города Владимира, возвращаясь домой. Впереди идут две женщины. На перекрестке двух улиц останавливаются, продолжая начатый разговор. «Приходи завтра обязательно, интересно будет. Старый будет служить обедню в 6 часов утра,— а красный (поп «живой» церкви) в 9 часов». Заинтересовываюсь этим разговором, узнаю, что женщины идут из бывшего Девичьего монастыря, где были у всенощной. И здесь старый и живой поп чуть не подрались. В церковь одновременно явились два попа. Служить стал живой. В знак протеста хор перестал петь. Монашки и часть верующих стали кричать: «долой его». Другая часть верующих стояла за живого попа. Старый поп зажигал свечи в церкви. Монашки тушили, чтобы не дать служить живому попу. И вместо службы получился балаган. Кое-как была отслужена часть всенощной. А. Штраус-Одинокий» («Призыв», 2 марта 1923).
«11 декабря концертное зало Народного собрания было переполнено до отказа — в концертном зале две тысячи слушателей. Среди слушателей много и делегатов губсъезда Советов. Диспут открылся в 10 час. вечера, а закончился в 4 часа утра. Не вдаваясь в пересказ доклада и не говоря об одержанной победе атеистов над «православием», нам хочется сказать несколько слов о выступлении свящ. Русинова (тихоновец), который своим выступлением с «покаянной» ошеломил религиозно-настроенных слушателей и заставил их задуматься. Как же иначе? Ведь свящ. Русинов, прослуживший 28 лет «богу», и вдруг… раскаяние… Свящ Русинов сбросил рясу. Он заявил: — «Я случайно зашел на диспут. На диспуте я почерпнул много истинной правды о боге. Ораторы так основательно доказывали о несуществовании бога, что всякие опровержения и доказательства уже ни к чему. Довольно служить богу — служить темному делу. Я снимаю рясу. Слушатели, в большинстве верующие, не раз присутствовавшие на таких конечных результатах диспутов, на этот раз просто поколебались. На стороне Русинова с их стороны было немало. Они вполне разделили с ним его точку зрения, что «служение богу есть служение темному делу»...» («Призыв», 15 декабря 1923 г.).
27 марта 1923 г. состоялся 1 Владимирский «обновленческий» епархиальный съезд духовенства и мирян. Съезд постановил одобрить кампанию по вскрытию мощей и решил изъять мощи из мест их церковного хранения и почитания и передать для музейного использования в Успенском соборе. Кроме этого, съезд постановил в первую очередь «закрыть храмы историко-археологического и художественного значения через местную власть и срочно передать их в ведение Главмузея, как памятники исторического прошлого». Вскоре на канонической территории Владимирской епархии возникли общины «обновленцев» и произошло перезаключение договоров на пользование церковным имуществом и храмами. Раскольнические группировки повели ожесточенную борьбу против Церкви и ее институтов. Председателем епархиального комитета группы «Живая церковь» был избран протоиерей Михаил Тихонравов. В Президиум ГИК из НКВД РСФСР Владимирского отделения ГПУ (Государственного Политического Управления) под грифом «Совершенно Секретно» в 1923 году идут распоряжения: «После проведения Епархиального съезда группой «Живая церковь», результатом коего было закрытие монастырей, расслоившее, духовенство на несколько лагерей, выплывают на сцену новые, более сложные задачи, разрешение коих в окончательном смысле необходимо к интересам Республики Советов. Нами намечается 27 марта сего года проведение Епархиального съезда духовенства, на котором нами становятся вопросы, диктуемые политикой целесообразности, с одной стороны: 1) о ликвидации мощей, 2) о закрытии церквей, имеющих историческое значение, 3) передача оставшихся ценностей в церквах Последгол и др. Разрешение упомянутых вопросов в положительном духе диктуется нам дальнейшей целесообразностью раскола духовенства, с другой стороны, для последней же, нами приняты меры к организации новой группы более легкого течения, чем группа «Живая Церковь». Все это требует больших расходов, на покрытие коих недостаточно отпускаемых нам кредитов. Но вышеизложенные задачи выполнять необходимо точно и быстрее. Вот это последнее обстоятельство и заставляет нас обратиться к вам с убедительной просьбой об отпуске денежных сумм в размере десяти тысяч рублей образца 1923 года на работы в области борьбы с духовенством и религией. Надеясь на вашу поддержку, мы так же смело и честно выполним свои задачи, как это выполнили на Епархиальном съезде гр. Ж.Ц., тактично закрыв монастыри Губернии. По израсходовании сумм будет представлен отчет. Убедительная просьба не отказывать». Совершенно секретно «Выпавшая на нашу долю трудная и сложная и вместе с тем имеющая ударный для государства и ответственный для нас характер работа по проведению раскола среди духовенства и очищению такого от черносотенного — тихоновского элемента заставляет нас обратиться к вам за денежной поддержкой, т.к. отпускаемые нам кредиты слишком недостаточны для выполнения вышеупомянутой работы. Мы поставили задачей практически провести Губ. Съезд духовенства гр. «Живая Церковь» (более выгодная для нас), на котором поставить на обсуждение вопросы, должные посеять раздор в этой поповской своре, и в частности вопрос о закрытии монастырей, что имеет колоссальное значение для нас в политическом отношении. Но не имея на это необходимых средств, без коих никак проведение упомянутых задач не мыслится, просим вас отпустить нам денежных сумм на 300 000 (триста тысяч) рублей образца 1922 года. С получением означенной денежной суммы смело и с честью выполним столь трудную на нас возложенную работу. По израсходовании сумм будет представлен отчет. Убедительно просим вас не отказать». Совершенно секретно С января по октябрь 1923 года рассылаются приказы по милиции, отчетные доклады, а именно № 376 от 31 июня начальнику ГПУ, всем уездным комитетам: «Несмотря на то, что Центрам и Губ. Исполкомам неоднократно указывалось о необходимости крайне осторожного подхода к закрытии церквей и с тем чтобы закрытие производилось исключительно по Постановлению Президиума ГИК и никак иначе, тем не менее приходится констатировать крайне ненормальное явление — церкви закрываются по решению случайных собраний, случайного состава, не считаясь с мнением большинства или даже меньшинства, не лишенного законных прав — отправлять свой религиозный культ. Решения о закрытии церквей не представляются на утверждение Губ. Исполкома, а если и представляют, то, по обыкновению, после того, как церковь уже закрыта, в качестве понуждения к отказу от церквей на последние возлагаются всевозможные сборы и налоги в явно преувеличенном размере. В некоторых местах закрытие церквей вызывало значительную шумиху, крайнее озлобление верующих и т. д. и т.п. Такая работа по закрытии церквей крайне опасна, вредна и противоречит политике Советской власти в данном вопросе. В силу изложенного Президиум ГИК под личной ответственностью Председателя УИК приказывает: немедленно изменить свою линию поведения к вопросу закрытия церквей в сторону самого осторожного обдуманного подхода к нему, — прекратив закрытие церквей без постановления Президиума ГИК в каждом отдельном случае, в течение двух суток представить в Президиум ГИК сведения о закрытых церквях с указанием, когда произошло фактическое закрытие и на основании какого постановления и распоряжения с приложением объяснения, прекратить в силу декрета об отделении Церкви от государства извлечение каких-либо, специальных доходов культовых организаций, а потому: а) налогово-страхообложений церковных строений и церковных земельных участков, жилых помещений и усадебных участков, б) налог (аренда), пользование церковным земельным участком в местах не имеет основание существенных законоположений должен быть отменен. Губ. отделу ГПУ и Губ. отделу Управления поручается строго следить за выполнением местами настоящего циркуляра». Совершенно секретно. 4 сентября 1923 год, № 258. Председателю Юрьевского Исполкома: из доклада Председателя ВЦИК Паржской волости товарища Прыткова выяснилось, что в названной волости имеется ряд церквей, закрытых по Вашему постановлению за неуплату налогов, установлена сумма в размере 1 рубль золотом за квадратную сажень, что противоречит общему правилу и инструкции Наркомюста. Председатель ГИК, указывая на недоступность такого подхода к изыманию налогов с церквей, предлагает устранить имеющиеся до сих пор ненормальности, точно разъяснить верующим о законно установленной сумме налогов, причитающихся за помещение, и послать на место авторитетных товарищей. В этом вопросе нужно иметь больше такта, не допускать поводов к возмущению крестьян, и поскольку имеются ходатайства об открытии церквей, немедленно разрешить пользоваться ими, оформить сдачу имущества верующим. Совершенно секретно. На запрос Председателя Муромского УИК пришел ответ за № 592І 1/2. РСФСР Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих и Крест. Красноарм. и Казенных Дел, организационный отдел секретариат Председателя ВЦИК 12 июня 1923 года, адрес: М. Воздвиженка, 4 дом Советов, телефон — Кремль, добавочный 112, 226 и 318 городской 1-18-43 (штамп) На Вашу телеграмму №10 от 5 июня сообщаю, что Президиум ВЦИК считает возможным сохранить мощи ликвидированных монастырей в городе Муроме в том положении, в каком они находятся в настоящее время, впредь до нового распоряжения Наркомюста. Председатель Президиум ВЦИК Смидович. 26 июля 1923 г. был заключен договор на пользование Успенским собором с обновленческой общиной. 23.04. 1924 г. Успенский собор был передан по договору «обновленческому» приходу во главе с протоиереем А.Е. Знаменским. В связи с передачей в 1924 г. Успенского собора «обновленческому» приходу во главе с протоиереем А.Е. Знаменским Георгиевский придел остался в полном ведении музея для организации в нем экспозиции. Всесильная ОГПУ поддержало передачу собора «обновленцам» - «...наша задача, которая выражалась в укреплении обновленческих сил, частью была выполнена и результаты в разложении духовенства были достигнуты...». Тем не менее, даже покровительство органов ОГПУ не исправило положение и, в итоге, 26.03. 1926 г. губернский исполнительный комитет (ГИК) постановил договор с общиной расторгнуть и собор передать музею.
«Заявление и правдивое слово». Под таким заголовком в редакцию прислано заявление бывшего протоиерея, быв. члена ЦК группы «живая церковь» — Григория Колоколова. Обращаясь ко всем «верующим» и своим прежним «соратникам», он заявляет: — «Мое семнадцатилетнее поповство убедило меня, что никакой «благодати», как и бога — нет. Есть лишь сознательный поповский обман». Колоколов отрекается от сана и указывая на свой 40-летний возраст говорит, что в обдуманности его решения никто сомневаться не может. Бегут от бога не только рядовые священники, но и «главковерхи» черноризной армии» («Призыв», 1 мая 1924 г.). «11 декабря с хорошим успехом прошла популярно-научная и антирелигиозная лекция тов. Колоколова (б. протоиерея и члена группы «Живая церковь», а ныне-разъездного лектора губполитпросвета). Тема лекции — сотворение мира» («Призыв», 13 декабря 1924).
«После недавних трудовых рабочих конференций не совсем обычную аудиторию видит у себя театральный зал клуба ГСПС: епархиальный съезд Владимирского духовенства, собравшийся для избрания делегатов на предстоящее в Москве предсоборное совещание. Черные рясы архиереев, женщины, «миряне». Строгий регламент, безусловная дисциплина собрания подтверждают, что и церковники научились вести свои «конференции». Ловко пришитые евангельские тексты, фразы о «белоснежных ризах», мотивы церковной «чистоты», амвонные метафоры — сравнения характеризуют внешнюю сторону речей церковников. Настроение съезда — живоцерковническое Тихоновцев, по крайней мере явных, нет. Только две-три церковных кликуши уходя и хлопнув дверью, что-то буркнули: — А мы, все-таки, за Тихона, против красных попов! Архиепископ Серафим, член синода, прибывший из Москвы, рассказывает съезду, по его собственному выражению, «последние Парижские новости». Новости эти — скверные для экспатриарха. В Белграде выходит особый официальный журнал православных эмигрантских архиереев с распоряжениями по заграничным церквам. В последнем номере журнала,— а он издается «с благословения» Тихона — заграничные архиереи (известный черносотенный епископ Евлогий и проч.) объявляют о введении для зарубежного духовенства обязательного сбора в фонд «блюстителя престола — б. великого князя Николая Николаевича». Архиереи, впрочем, не особенно щедры и согласились давать бедняку блюстителю лишь по 50 сербских динаров. Тот же Евлогий, возглавляющий, заграничное управление церквами, официально сообщает Платону, епископу в Америке и ставленнику Тихона, что хотя указ о смещении Платона Тихоном и подписан последним, но не для того, чтобы его исполнять. А сам Платон, тихоновский назначенец, объявляет в американских газетах, что он становится «духовным вождем» какого-то казачьего «полка смерти», который белогвардейцы собираются «формировать» для нападения на советскую республику. Информация Серафима производит сильное впечатление на участников съезда. Муромские сторонники «примирения», которые привезли резолюцию о «дипломатическом» соглашении Тихона с синодом при авторитетном содействии восточных патриархов, снимают ее: проект резолюции не собирает ни одного голоса. Из двух прочих резолюций, резюмирующих прения, комиссия составляет одну согласительного характера, которая и принимается съездом. Закончился съезд избранием делегатов на Московское совещание. В число делегатов вошли представители духовенства и мирян» («Призыв», 22 мая 1924 г.).
Кроме этого в 1925-1926 гг. на канонической территории Владимирской епархии действовал так называемый «григорьевский» раскол и была создана «григорьевская» «Владимирская епархия» в лице ее управляющего Дамиана (Воскресенского) в 1925-1926 годы.
В феврале 1932 г. власти передают Троицкий храм в совместное ведение «старо-церковному» и «обновленческому» приходам. 12 мая 1932 г. в Троицком храме состоялось торжественное заседание, посвященное 10-летию обновленческого движения. «Обновленческий» приход повел себя так, что сам ускорил закрытие храма. В 1936 г. «обновленцы» отказались от храма и обновленческий «архиепископ» Софония ходатайствовал о расторжении договора. В 1937 г. храм был закрыт.
Борьба Церкви с «обновленчеством»
В борьбе с Церковью атеистические власти прибегают к услугам так называемых «обновленцев». 27 марта 1923 г. состоялся 1 Владимирский «обновленческий» епархиальный съезд духовенства и мирян. Съезд постановил одобрить кампанию по вскрытию мощей и решил изъять мощи из мест их церковного хранения и почитания и передать для музейного использования в Успенском соборе. Кроме этого, съезд постановил в первую очередь «закрыть храмы историко-археологического и художественного значения через местную власть и срочно передать их в ведение Главмузея, как памятники исторического прошлого». Вскоре на канонической территории Владимирской епархии возникли общины «обновленцев» и произошло перезаключение договоров на пользование церковным имуществом и храмами. Раскольнические группировки повели ожесточенную борьбу против Церкви и ее институтов. Председателем епархиального комитета группы «Живая церковь» был избран протоиерей Михаил Тихонравов. Викарный епископ Ковровский святитель Афанасий (Сахаров) возглавил оппозицию «обновленческому» расколу во Владимирской епархии. Около епископа Афанасия собираются церковные люди, верные Святейшему Патриарху Тихону и канонам Церкви. Ближайшими сподвижниками и соработниками святителя Афанасия были протоиерей Алексий Владычин - настоятель Спасо-Преображенского храма, благочинный церквей г. Владимира, иеромонах Георгий (Зацепин) - настоятель Троицкого прихода г. Владимира, игумения Княгинина Успенского монастыря Олимпиада (Медведева). Благодаря позиции святителя Афанасия обновленческое движение во Владимирской епархии не приняло те масштабы, которые удовлетворили бы Советскую власть. В сводках ОГПУ отмечается, что «обновленческое» движение во Владимирской епархии развивается слабо. Уполномоченный «обновленческого» ВЦУ протоиерей Михаил Тихонравов был запрещен святителем Афанасием в служении. Протоиерей Михаил Тихонравов обратился с доносом в репрессивные органы Советской власти. В своем доносе в ОГПУ он писал: «Работа группы «Живая Церковь» и идеи церковно-обновленческого движения встретили самое враждебное отношение со стороны епископа Афанасия. Он в своих проповедях на богослужениях всячески старался дискредитировать это движение, начатое группою «Живая Церковь»... еп. Афанасий... объявляет обновленческое движение церковным расколом, даже ересью, грозит отлучением от Церкви всем сочувствующим этому движению и открыто заявляет, что с членами группы нельзя иметь церковного общения, а сам он уже порвал с ними это общение... Верующие признают слова еп. Афанасия правдой; волнуются и под влиянием этого - проникаются недоверием и враждой к идем церковно-обновленческого движения и к членам группы «Живая Церковь». В г. Владимире центрами «старо-церковного» или «тихоновского» направления стали Троицкий, Пятницкий и Спасо-Преображенский храмы. После ареста в 1922 г. владыки Афанасия «обновленцы» пишут доносы на протоиерея Алексия Владычина, игумению Олимпиаду (Медведеву) и иеромонаха Германа. Протоиерей Алексий Владычин отказался от предложения епископа Серафима (Руженцова) организовать обновленческую группу «Церковь Возрождения». Он же выступал против обновленцев в проповедях, возил письма епископа Афанасия (Сахарова), чью заметку об отношении к ВЦУ хранил у себя, к митрополиту Сергию в Нижний Новгород и обратно. В обновленческом журнале «Церковь и жизнь» (1922. №1. 1-15 ноября. С.7), в разделе «Постановления Владимирского Епархиального Управления» сообщалось: «Уволен за вредную для обновленческого движения деятельность и агитацию от должности благочинного г. Владимира протоиерей Алексей Владычин и на его место назначен временно протоиерей М. Тихонравов». 7 октября 1922 г. «обновленческое» епархиальное управление освобождает протоиерея Алексия Владычина от должности благочинного и назначает на это место протоиерея Михаила Тихонравова, но протоиерей Алексий не подчинился данному решению и не сдал дел новому благочинному, пытался созвать Владимирское духовенство и церковных старост. Устав «Живой Церкви» он не подписал, считая, что устав должен быть рассмотрен на приходских собраниях каждой церкви г. Владимира, так как «хранителем чистоты веры и правила является православный народ, как тело Христовой Церкви». 10 июля 1923 г. протоиерея Алексия арестовали по обвинению в разжигании контрреволюционных настроений среди верующих по ст. 69 УК РСФСР за контрреволюционную агитацию. В доносе уполномоченного обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ) во Владимире протоиерея Авророва говорилось, что протоиерей Алексий Владычин является «ярым ненавистником существующей соввласти, по убеждениям примыкающий к монархическому строю», что он «очень тонко проводит среди верующих разложение против существующего строя путем всяких бесед и т.п. выступлениями, каковые на революционной почве подтасовываются под контрреволюцию. При сборищах у местного торговца Гончарова ведут всякую подготовительную работу». В протоколах допросов отца Алексия указывается, что он не признал себя виновным; говорил, что пропаганды против советской власти не вел, так как считал «непозволительным вмешиваться в такие дела, которые имеют не церковный, а государственный характер». Решением «тройки» НКВД он был приговорен к высылке в Сибирь на 2 года, но 5 ноября 1923 г. его освободили под подписку о невыезде. Из следственного дела 1937 г. известно, что в 1926 г. о. Алексий арестовывался еще раз, после чего был выслан в административном порядке на два года, но дело о высылке в архивах УФСБ РФ по Владимирской пока не обнаружено. 13 октября 1930 г. протоиерея Алексия Владычина вновь арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной организации «Союз спасения Родины и Революции». Отец Алексей не признал себя виновным в контрреволюционной агитации. 19 октября 1930 г. постановлением тройки НКВД он был приговорен к трем годам заключения в концлагере. С 1928 г. община Спасской церкви, где служил протоиерей Алексий, противостояла попыткам властей закрыть храм, но все же 7 декабря 1935 г. горфинотдел изъял драгоценности из Спасской церкви и опечатал ее. Протоиерей Алексий перешел служить в Никитскую церковь г. Владимира. Его авторитет как священника строгого и милостивого среди владимирцев был необычайно высок. По воспоминаниям Н.С. Фиолетовой, келейницы святителя Афанасия Ковровского, духовные чада владыки в его отсутствие исповедовались у отца Алексия Владычина. Он организовывал денежные сборы для оказания материальной помощи высланному, якобы, за контрреволюционную деятельность духовенству, проводил тайные крещения детей дошкольного возраста (в том числе и детей коммунистов, тайком, без ведома родителей). 7 октября 1937 г. он вновь был арестован ГО НКВД как участник контрреволюционной группы, но и на этот раз о. Алексий не подписал постановление о предъявлении обвинения и протокол допроса, во время которого не признал себя виновным. Обвинительное заключение составили на основании показаний свидетелей и других проходивших по делу лиц. 15 ноября 1937 г. отца Алексия приговорили к высшей мере наказания - расстрелу, а 17 ноября приговор привели в исполнение. Вероятное место захоронения - кладбище «Валино» в г. Иваново. Двое сыновей священника - Григорий и Евгений - также были репрессированы. 20 ноября 1922 г. в присутствии уполномоченного «обновленческого» ВЦУ и представителей светской власти прошло собрание сестер Княгинина монастыря г. Владимира, на котором было объявлено об увольнении игумении Олимпиады. Игумения отказалась признавать решения незаконного ВЦУ. Сестры монастыря и монастырский священник Ильинский также не признали этих решений. Находясь в заточении во Владимирской тюрьме, святитель Афанасий 10 ноября 1922 г. в 17-й камере вместе с другими заключенными - архиереями, священнослужителями и мирянами впервые совершил службу Всем Русским святым. Из заключения владыка Афанасий обратился ко всей Владимирской пастве и призвал их «оставаться православными, не мало не колеблясь... Лучше совсем остаться без службы церковной, чем участвовать в кощунстве вместе с отступниками». В Суздале защитниками православия явились игумен Леонтий (Стасевич) - настоятель Спасо-Преображенского монастыря (ныне почитается Церковью как преподобный Леонтий Ивановский) и игумения Мария (Либеровская) (1864-1937) - настоятельница Покровского монастыря. В 1923 г. после закрытия монастыря игумен Леонтий был назначен настоятелем двух приходов в Суздале - Смоленского и Иоанно-Златоустовского. В 1930 г. архимандрита Леонтия, как и других исповедников арестовывали.
Владимирская Епархия в начале ХХ века – перв. пол 1940-х гг.