Владимирский губернский съезд духовенства и мирян 27 марта 1923 г. Перед открытием съезда Еще за долго до открытия съезда, чуть не с 8-ми часов утра коридоры здания Реального училища, где должен происходить Съезд, были наполнены прибывшими делегатами со всей Губернии из духовенства. До открытия Съезда горячо обменивались мнениями по повестке дня, т. к. вопросы, стоящие на повестке дня, животрепящиеся и они для нашего забитого низшего духовенства имеют громадный интерес, т. к. многие из священников, по существу, не знали, что же из себя представляют мощи, откуда они взялись. Они с нетерпением ждали этого вопроса. Они ждали доклад известного историка Малицкого, которому доверяют больше, чем кому либо. И нужно по справедливости сказать, что Малицкий своим докладом о мощах, построенным исключительно с научно-крестьянской точки зрения, обоснованным всеми фактами, произвел на присутствующих сильное впечатление. Из всего доклада чувствовалась одна правда, он дышал одной мыслью, что несколько веков мощами спекулировали, наживали капиталы, кому это выгодно было. Вековой обман должен быть изжит. Здесь на этом съезде мы должны решить о мощах, будем мы дальше обманывать или скажем и откроем правду народу о мощах. Так закончил свою речь Малицкий. Уполномоченный ВЦУ священник П. Авроров.Повестка дня
1. Что такое мощи в православной церкви и откуда они взялись (докладчик известный историк — Малицкий).
2. Нужно-ли хранить в церквах: серебро, золото, когда ужасы голода еще не изжиты (докладчик священник — Покровский). 3. Как спасти храмы от гибели, имеющие историческое значение (докладчик — Малицкий). Уполномоченный ВЦУ — священник Авроров.Протокол заседания Владимирского Епархиального Съезда духовенства и мирян. 27-го марта 1923 года
На заседание Съезда явились делегаты с правом решающего голоса, в количестве 73 человек:
по должности 36, по выборам 37, из них мирян 19. По молитве святому духу был предложен на утверждение регламент, принятый единогласно, с предварительной оглаской повестки дня Съезда, также принятый с перестановкой подлежащих обсуждению вопросов. В состав Президиума вошли: 1) Зам. Председателя преосвященного Серафима — Ковровский епископ Александр. 2) Епархиальный уполномоченный ВЦУ протоиерей П. Авроров.
3) Священник Александр Беляев.
4) Протоиерей Дубровин.
5) Священник Добротворский.
6) Секретарь Лужнов.
7) Чихачев.
8) Священник Златоустов.
И в проверочно-мандатную Комиссию:
1) Протоиерей Тихонравов.
2) Из мирян: Харитонов и Добронравов.
Установлены следующие часы заседаний: сначала перерыв до 6 часов вечера, затем с 6-ти до 12 часов ночи заседание; на следующий день, т.е. 28-го марта, к занятиям с 8-ми часов утра до 2-х часов дня, потом с 2-х до 4-х перерыв и с 4-х часов дня до конца вечера, что и принимается.
После этого Епархиальный Уполномоченный от ВЦУ П. Авроров читает резолюцию приветствия ВЦУ:
ТЕЛЕГРАММА
Москва, ВЦУ.
Владимирский 1-й Епархиальный Обновленческий Съезд духовенства и мирян при открытии заседания шлет свое приветствие, в надежде в будущем, что Всероссийский Поместный Собор разрешит трагизм современного Христианства и найден верный путь к правде Божией. Епископ Александр.
Принята единогласно. Далее следует приветствие ГИК.Приветствие владимирскому Губисполкому
Пролетарская революция все устои Государственной жизни поколебала, она не обошла и жизнь церковную, которая старым миром царского строя мыслилась нераздельной в жизни Государственной. Отсюда имеет своим источником то политикантство в церкви, ярким отражением которого явилась политика Патриарха Тихона, своими действиями превратившего церковь в очаг контрреволюционной своры, стремившегося под флагом церкви своей предательской деятельностью и призывами к вооруженным восстаниям свергнуть Рабоче-Крестьянскую Власть и тем самым закабалить рабочих и крестьян под гнет буржуазно-капиталистической бюрократии. Патриарх Тихон, как глава церкви, отуманенный угаром контрреволюционных деяний, забыл о великой заповеди Христа — любви к ближнему и в контрреволюционных интересах международного капитала намеревался использовать кошмарную стихию голода десятков миллионов крестьян на Волге и на юге Украины, чтобы свергнуть Власть трудящихся. Это было самым позорным пятном на многовековом протяжении всей истории Православной Русской церкви. Это было гнусным поступком Иерарха, последней его попыткой задушить рабочих и крестьян, принести в жертву международному капиталу «многострадальную Русь». Патриарху Тихону с его приспешниками не удалось это сделать: он свергнут с патриаршего престола течением жизни. А теперь мы, духовенство и верующие, видя надвигающиеся тучи на крестьянскую рабочую страну с запада, где под ударами плетей реакции гибнут тысячи и миллионы честных наших братьев-тружеников, остаемся верными высокому завету Нашего Великого учителя Христа. «Любите, друг друга» искренно и смело заявляем: Мы обмануты были «князьями церкви» и клеймим позором всех высших иерархов во главе с Тихоном за их гнусное нарушение главной заповеди Христа о любви к ближнему. Мы клеймим позором буржуазные и капиталистические правительства мира, бессовестно издевающиеся над человечеством ради торжества рабства на земле. Мы, духовенство и верующие, окрыленные единством идеи любви и братства с Рабоче-Крестьянской Советской Властью готовы в любой момент не идти против, а всеми силами и средствами поддерживать Власть и по первому зову ее к честным гражданам готовы сами идти на защиту революционных завоеваний рабочих и крестьян. Мы, духовенство и верующие, съехавшиеся на 1-й Епархиальный Обновленческий Съезд, сочтем для себя непременной обязанностью просить ГИК выделить своих представителей для присутствия при наших работах по обновлению церковной жизни. Да здравствует мировая революция, освободившая рабочих и крестьян гнета капитала.
Да здравствует возрождение страны рабочих и крестьян.
Позор всем врагам пролетарской республики.
1-й Владимирский Епархиальный Обновленческий Съезд, духовенства и мирян.
Принято единогласно.
Далее следует внеочередное заявление священника Архипова о Рурских событиях:
РЕЗОЛЮЦИЯ
по внеочередному заявлению о Рурских событиях.
1-й Владимирской Епархиальный Съезд духовенства и мирян, заслушав внеочередное заявление о Рурских событиях, во всеуслышание протестует против нечеловеческих, зверских насилий, творимых мировой буржуазией над побежденной Германией, которую мировые капиталистические хищники раздирают на части ради подлой наживы и порабощения рабочего класса. Нарушены все заветы Христа Спасителя. Политика Франции является сознательным убийством наших братьев рабочих и крестьян. Съезд призывает все православное духовенство сказать свое громкое слово осуждения этому насилию и грабежу, лицемерно прикрываемому священными лозунгами свободы равенства и братства и своим авторитетным моральным выступлением обновляемой церкви, духовенство должно, объединившись с мирянами, доказать могучее действие христианской религии, как религия мира и любви: Позор международной буржуазии, поправшей законы не только человеческие, но и божеские.
Позор всем, кто является пособниками братоубийственной политики Франции.
1-й Владимирский Епархиальный
Обновленческий Съезд дух. и мирян.
Поступило внеочередное заявление священника Покровского о контрреволюционной деятельности б. Патриарха Тихона в церкви, приведший ее к состоянию разложения, с предложением со стороны Покровского — принять это заявление в качестве резолюции.
Постановлено: заявление это считать докладом, предложив избранной для сего Комиссии выработать по содержанию заявления резолюцию. За недостатком времени резолюция не выработана.
Объявлен перерыв до 6 часов вечера. После перерыва высказывал внеочередное заявление Секретарь Президиума — Лужнов о не явившихся кандидатах из Владимирского уезда. Заявление собранием принято к сведению. На очереди доклад В.И. Захарова о церковном обновленческом движений, каковой заслушивается, оппонентами были: Солдатов и Бажанов, выработана резолюция большинством голосов, собранием принимается без поправок, следующего содержания:
РЕ3ОЛЮЦИЯ по докладу об обновленческом движении в Российской Православной церкви. Заслушав доклад В.И. Захарова об обновленческом движении в Церкви, Владимирский Епархиальный Съезд духовенства и мирян, полагая, что правящие круги церковные как в синодский, так и патриарший периоды, в видах политических проводили мероприятия и взгляды на отношение к жизни, церковному быту и др., чисто далеко не в духе учения божественного учителя Христа, от чего получалось
нестроение церковное и разложение, постановил: 1. Признавая необходимость преобразования в церкви и на основе божественного учителя Христа и апостолов общими усилиями соборного разума верующих. Преобразование должно иметь целью не церковь в ее сущности, а церковь со стороны ее человеческого элемента, зараженного грехом и несовершенного в своем строении к Богочеловечеству. 2. Признать, что все христиане должны участвовать в земном делании в устроении правды Божией на земле. 3. Признать справедливость Российской Социальной Революции, выдвинувшей лозунг социальной правды и любви: «Свобода, равенство и братство и законность образования ею Советской власти, власти трудящихся». 4. Сохраняя в церкви спасительное учение и устройство, которое получили от непосредственных учеников Геспода Иисуса, пересмотреть веронравоучения, каноны, управление церковное и богослужение по программе, выдвинутой группой прогрессивного белого духовенства и мирян: «Живая Церковь». 5. Признать, что на всех верующих лежит долг стремления к действительному объединению (братству) между собой, начиная от приходской общины до живого и полного единения между всеми христианскими церквами, на началах соборных и по заветам апостольским. По одному из пунктов резолюции, касающийся программы Живая Церковь, Лужнов вносит предложение, что с этим пунктом он не согласен и остается при особом мнении. Был объявлен перерыв, после которого был заслушан очередной доклад Н.В. Малицкого о святых мощах, оппонентами были: Дубровин и Архипов. Выработанную резолюцию принять баллотировкой открытой, имели: за резолюцию — 43, против — 17, при 1-м воздержавшемся.
РЕ3ОЛЮЦИЯ. Принимая во внимание, что изнесение останков святых из земли для открытого поклонения им в храмах не есть явление изначально христианское, а возникло впоследствии и под влиянием разных исторических условий повело к затемнению первохристианского взгляда на достойное чествование памяти угодников божиих и сопровождалось рядом злоупотреблений, а по временам и сознательных обманов, в целях эксплуатации народного невежества, что установлено было при вскрытии Советской властью рак с мощами, это во-первых, и во-вторых, учитывая то обстоятельство, что во Владимирской епархии мощи почти исключительно находятся в тех храмах, которые, как монастырские, в настоящее время уже упразднены, или же, как памятники прошлого, предназначены, в виду их исторического значения, к передаче вместе с мощами в ведение Главмузея. Владимирский Епархиальный Съезд постановляет: изъять мощи из мест их нынешнего нахождения и для предотвращения в дальнейшем злоупотреблений, связанных с неправильным взглядом на почитание останков святых, передать их для хранения, но не для поклонения, во Владимирский Кафедральный Успенский Собор, как древнейший исторический памятник нашей церковной жизни. Далее заслушан доклад его же, Н.В. Малицкого, о передаче церковных зданий, исторических ценностей в Главмузей, содокладчик: прот. Авроров о сокращении церковных приходов. Единая резолюция по этим докладам баллотируется: за — 48 гол., против — 8, при 3 воздержавшихся.
РЕ3ОЛЮЦИЯ. 1-й Владимирский Епархиальный Обновленческий Съезд духовенства и мирян, обсудив вопрос о многочисленности существующих православных приходов и о материальных нуждах, имеющихся налицо причтов, констатирует, что, благодаря этому существует погоня за хорошими приходами, не отвечающая духу христианского пастыря и служителя культа, обращающая их священный сан в своеобразную профессию — это с одной стороны, а с другой — в связи с появившимся в прессе обсуждением вопроса о храмах историю — археологического и художественного значения, что они подлежат несомненному сохранению, Епархиальная власть по недостатку необходимых средств не может определенно с этим справиться, постановляет: 1) Чтобы сохранить достойное звание священного сана пастырей православного культа и уничтожить профессиональность взгляда на священный сан, что достижимо путем сокращения приходов и в зависимости от этого улучшение материального положения причтов, в первую очередь закрыть храмы историко-археологического и художественного значения через местную власть и срочно передать их в ведение Главмузея, как памятники исторического прошлого.
2) Епархиальному управлению предложить разработать основательный проект дальнейшего сокращения приходов, приняв во внимание первоочередное закрытие тех приходов, которые заняты причтами, стоящими в оппозиции всякому обновленческому движению, и этот проект самостоятельно в жизнь провести в срочном порядке. Далее следует доклад священника Покровского о дополнительном добровольном изъятии ценностей из храмов вместе с резолюцией, последняя баллотируется: за — 53 гол., и против — 3, при остальных воздержавшихся.
РЕЗОЛЮЦИЯ по докладу о дополнительном изъятии церковных ценностей на восстановление сельского хозяйства Республики.
1-й Владимирский Епархиальный Обновленческий Съезд духовенства и мирян констатирует, что стихийное бедствие кошмарного голода, постигшее революционную страну рабочих и крестьян, нанесло колоссальный ущерб широким массам Республики, отразившись главным образом на хозяйстве крестьянской среды. Гражданская Власть, изыскивая всякие способы, как внутри, а равно и вне пределов страны, не в состоянии удовлетворить всех запросов и нужд в хозяйстве, вызванных смертоносным, стихийным бедствием — голодом, благодаря которому унесено миллионы жизней человеческих. В настоящее время со стороны Власти требуется много средств для восстановления физических сил уцелевших от всепожирающего голода истощенных рабочих и крестьян с тем, чтобы возможно было снова возродить хозяйство страны, снова возвратить к плугам и боронам детей земли крестьян. Кроме того, Съезд констатирует, чтo все эти трудности осложняются и теми демонстративными событиями в Западных буржуазных Государствах, где капитал, чувствуя свою гибель от их могильщиков рабочих и крестьян и раздираемый внутренними распрями и раздорами о делении земного шара, злобно дышит на Советскую страну и готовит свой ядовитый кинжал вонзить в истерзанную гражданской войной, стихийным бедствием голода, контрреволюционными заговорами, грудь рабоче-крестьянской республики, чтобы не дать возможность оправиться могучему в мире Великому Советскому Русскому Государству. Мы, духовенство и миряне, Владимирской Епархии, это все учитываем и сознаем, что с возвращением буржуазно-реакционного строя, будут попраны не только человеческие, но и божеские законы, рабство и произвол снова воцарятся на Русской земле, как то было при царе Николае 2-м, великая заповедь Христа о любви не будет принята, а религия будет служить прикрытием насилия и произвола контрреволюционного элемента. Поэтому 1-й Владимирский Епархиальный Обновленческий Съезд духовенства и мирян, придавая первоочередное значение возрождению страны и защиты этой страны от нападения западных капиталистических государств, от чего несомненно зависит и дальнейшее свободное развитие религиозно-нравственного православного Христова учения, постановляет: 1) Произвести во Владимирской Епархии дополнительное взятие церковных ценностей, без коих вполне возможно обходиться при совершении богослужения и отправления великих таинств Божественной литургии и заменить имеющиеся золотые и серебряные вещи малоценными, что не является противоречивым учению Христа. 2) Настоятелям церквей епархии, совместно с представителями церковных Советов, провести точный учет и опись подлежащих изъятию церковных ценностей. После этого священник Архипов, представитель от группы «Древле-Апостольской», жертвует, вручая протоирею Авророву серебранный вызолоченный наперстный крест, за это от принявшего дар — Авророва получил благодарность. В самый перерыв происходило совещание Президиума Собрания о практическом способе проверки мандатов к руководству мандатной Комиссии. Собрание после этого прекращается до утра следующего дня.
Заседание Епархиального Съезда. 38-го марта сего года
Председательствует священ, о. Ал. Беляев, слушается доклад Н.П. Крестова о деятельности В. Е. У., при этом доклад предвознести небольшим изменением регламента. После доклада Крестова содокладчик прот. Авроров дополнил недочеты доклада, предлагая собранию выразить В. Е. У. полное доверие последнему с выражением благодарности. Муромский уполномоченный предлагает собранию выразить полное доверие прот. Aвроровy и приношение благодарности, как главному вдохновителю и деятелю обновленческого движения. Происходят прения по докладу о деятельности В. Е. У. Председатель Собрания св. Беляев предлагает выслушать и принять резолюцию по докладу, которая без изменения принимается собранием. После перерыва поднят вопрос о материальном обеспечении В. Е. У. и его подведомственных органов. Собрание выражает необходимость об обеспечении Д. Е. У. и его подъорганов, поручая В. Е. У. составить смету и выработать техническое проведение самого обеспечения.
РЕЗОЛЮЦИЯ
об Епархиальном Управлении.
Заслушав доклад о деятельности В.Е.У и констатируя, что за все время своего существования твердо держало в своих руках знамя обновленческого движения и несмотря на самые невыносимо тяжелые условия, в которых ему привелось работать, все-же выполнил свою задачу, преодолев как противодействия со стороны церковных реакций, так и материальные затруднения. 1-й Владимирский Обновленческий Съезд духовенства и мирян постановил:
1) Всему наличному составу В.Е.У. за его честную самоотверженную работу по организации и Управлению Епархии выразить полное доверие и благодарность. 2) Деятельность уполномоченного ВЦУ; протоиерея Павла Авророва, по общему руководству и направлению всей церковно-административной жизни Епархии признать вполне соответствующим положение ВЦУ и об. епарх. уполном. весьма энергичном и заслуживающем внимания довести о сем до сведения Высшей церковной власти. 3) Поручить ВЕУ, ввиду его перегруженности работой, ввести впредь до следующего съезда, если это потребуется, еще одного или двух членов в составе ВЕУ из лиц на обновленческой платформе, двух других течений, кроме Ж. Ц., чтобы они по конструкции своей близко подходили к составу ВЦУ. 4) На все ответственные административные должности допустить только лиц, стоящих на одном из трех основных обновленческих течений и с этой целью поручить В.Е.У. незамедлительно распорядиться о переизбрании тех отцов благочинных, кои не состоят ни в одной из трех обновленческих групп. При замещении свящ.-служ. мест и назначении на должность, настоящим придерживаться тех же норм, как об утверждении благочинных. 5) Отмечая выдающуюся деятельность по обновленческому движению уездных уполномоченных свящ. Андрея Беляева, Мих. Валькова, свящ. Миловидова, прот. Знаменского, также выражает им благодарность и представляет вниманию ВЦУ. Съезд постановляет, что необходимо сделать самообложение на содержание Е. У., подчиненных ему органов и лиц. Техническое проведение и размер поручить Е.У. и огласить.
После этого делается перерыв для поручения мандатной Комиссии произвести тщательную проверку мандатов у делегатов Съезда. По проверке мандатов выяснить следующее: на Съезд собрались всего 73 делегата. С правом решающего голоса имели делегатов по своей должности 36 чел., и делегатов по выборам 37 человек, из числа последних мирян 19 чел.
Перед выборами делегатов на Собор слово берег протоиерей Авроров, который предлагает к выборам относиться сознательно, выступали и другие ораторы по вопросу о значении выборов, после этого председатель приступает к выборам. Собрание постановило производить выборы отдельно членов Собора и отдельно кандидатов к ним, намечено 14 кандидатов, которые баллотируются в следующем порядке: 1. Свящ. А. Ал. Беляев за — 46 гол., прот. — 12 гол. и 7 воздерж.
2. Прот. Дубровин за – 25 гол. и 40 воз.
3. Прот. Тихонравов за – 46 гол. и 6 воз.
4. Свящ. Вальков за 1 гол. и 63 воз.
5. Гр. Солдатов за 21 гол. и 42 воз.
6. Гр. Москалев за 42 гол. и 10 воз.
7. Гр. Захаров за 50 гол. и 7 воз.
8. Протодиак. Кантов за 2 гол. и 24 воз.
9. Гр. Мочалов за 1 гол.
10. Гр. Лужнов за 21 гол. и 35 воз.
11. Гр. Имочеев от баллотировки отказался
12. Гр. Благасклонов за 3 гол. и прот. 38 гол.
13. Свящ. Благонравов за 13 гол. и прот. 41 гол.
14. Гр. Романов за 24 гол. и прот. 32 гол.
Членами собора, согласно баллотировки, считаются избранными клириков свящ. Беляев и прот. Тихонравову от мирян — Захаров Москалев.
Далее происходит баллотировка кандидатов к членам Собора.
1. Протодиакон Кантов за — 47
2. Гр-н Мочалов за — 43, против 46
3. Гр-н Благосклонов за - 44, против 1
4. Прот. Будровин за - 18, против 36
5. Свящ. Вальков за - 49
6. Гр. Ковригин за — 2
7. Свящ. Архипов - никого
8. Прот. Знаменский за — 2
Избранными в кандидаты оказались:
1. Священник Вальков.
2. Протодиакон Кантов.
1. Гражд. Благосклонов.
2. Гражд. Мочалов. После перерыва взял слово прот. Авроров о пастырской школе, были прения. Выработанная Президиумом собрания резолюция по сему вопросу принимается единогласно.
РЕ3ОЛЮЦИЯ. 1-й Владимирский Епархиальный Съезд духовенства и мирян, сознавая необходимость устройства пастырской школы, поручает Епархиальному Управлению заключить соответствующий договор с гражданской властью об аренде дома, в коем кроме классов могла бы помещаться и канцелярия Епархиального Управления и квартира Епископа.
По рассмотрению и решению всех вопросов, подлежавших обсуждению Съезда, председатель — священник Беляев слагает с себя полномочие председателя и председательствующий Съезда епископ Александр в заключительном слове выражает благодарность всем делегатам за труды с просьбой последним по приезде на места успокоить верующих.
Собрание в свою очередь выражает благодарность всему составу Президиума Съезда, вдохновителю обновленческого движения прот. Авророву и его сотрудникам. После этого Епископ Александр объявляет о закрытии Съезда и заканчивается собрание общей молитвой.
Председатель Съезда — Александр Епископ Ковровский.
Члены Президиума — священник Александр Беляев.
Секретарь Чихачев.
Секретарь свящ. Златоустов. Епархиальный Уполном. ВЦУ протоиерей Авроров.
1924 г. «После недавних трудовых рабочих конференций не совсем обычную аудиторию видит у себя театральный зал клуба ГСПС: епархиальный съезд Владимирского духовенства, собравшийся для избрания делегатов на предстоящее в Москве предсоборное совещание. Черные рясы архиереев, женщины, «миряне». Строгий регламент, безусловная дисциплина собрания подтверждают, что и церковники научились вести свои «конференции». Ловко пришитые евангельские тексты, фразы о «белоснежных ризах», мотивы церковной «чистоты», амвонные метафоры — сравнения характеризуют внешнюю сторону речей церковников. Настроение съезда — живоцерковническое Тихоновцев, по крайней мере явных, нет. Только две-три церковных кликуши уходя и хлопнув дверью, что-то буркнули: — А мы, все-таки, за Тихона, против красных попов! Архиепископ Серафим, член синода, прибывший из Москвы, рассказывает съезду, по его собственному выражению, «последние Парижские новости». Новости эти — скверные для экспатриарха. В Белграде выходит особый официальный журнал православных эмигрантских архиереев с распоряжениями по заграничным церквам. В последнем номере журнала,— а он издается «с благословения» Тихона — заграничные архиереи (известный черносотенный епископ Евлогий и проч.) объявляют о введении для зарубежного духовенства обязательного сбора в фонд «блюстителя престола — б. великого князя Николая Николаевича». Архиереи, впрочем, не особенно щедры и согласились давать бедняку блюстителю лишь по 50 сербских динаров. Тот же Евлогий, возглавляющий, заграничное управление церквами, официально сообщает Платону, епископу в Америке и ставленнику Тихона, что хотя указ о смещении Платона Тихоном и подписан последним, но не для того, чтобы его исполнять. А сам Платон, тихоновский назначенец, объявляет в американских газетах, что он становится «духовным вождем» какого-то казачьего «полка смерти», который белогвардейцы собираются «формировать» для нападения на советскую республику. Информация Серафима производит сильное впечатление на участников съезда. Муромские сторонники «примирения», которые привезли резолюцию о «дипломатическом» соглашении Тихона с синодом при авторитетном содействии восточных патриархов, снимают ее: проект резолюции не собирает ни одного голоса. Из двух прочих резолюций, резюмирующих прения, комиссия составляет одну согласительного характера, которая и принимается съездом. Закончился съезд избранием делегатов на Московское совещание. В число делегатов вошли представители духовенства и мирян» («Призыв», 22 мая 1924).
Владимирская епархия
3 мая 1917 г. открылся в г. Владимире в здании Епархиального женского училища епархиальный съезд духовенства и мирян Владимирской губернии.
Чрезвычайный Владимирский Епархиальный Съезд духовенства и мирян 9 — 12 августа 1917 года
Владимирская обновленческая епархия
|