Главная
Регистрация
Вход
Четверг
30.03.2017
05:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 259

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [517]
Суздаль [192]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [154]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [36]
Юрьев [75]
Судогда [22]
Москва [41]
Покров [37]
Гусь [39]
Вязники [106]
Камешково [27]
Ковров [82]
Гороховец [20]
Александров [52]
Переславль [61]
Кольчугино [18]
История [13]
Киржач [29]
Шуя [54]
Религия [1]
Иваново [19]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Спасо-Преображенский храм (Спасская церковь) города Владимира

Спасский Золотоворотский Преображения Господня мужской монастырь

Есть основания полагать, что на месте Спасской Церкви располагалось святилище бога Рода.
Бог Род - это Единый Вселенский Бог Славян. В «Книге Велеса» записано: «Бог - един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».
Ранее на месте Владимира располагалось городище (см. Китеж Залесский), которое видимо было весьма значимым для ведической культуры, так же как и городища на Сунгире (см. Седыш-Град) и в селе Кидекша (см. Китеж-Град).

Ряд историков, начиная с Н.М. Карамзина, обратили внимание на известие Львовской летописи под 1108 г. о создании кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом во Владимире каменной «церкви Святаго Спаса» (ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 103). Об этом же говорится в ст. «А се князи Русьстии» Комиссионного списка НПЛ (ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 467). В родословце Супрасльской летописи уточняется, что Спасский храм стоял «у Златых врат» (ПСРЛ. СПб., 1907. Т. 17. С. 1). Летопись Авраамки и хронограф редакции 1512 г. датируют постройку храма 1116/17 г. (ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 386; СПб., 1889; М., 2000. Т. 16. Стб. 43).

В 1164 г. князь Андрей Боголюбский на Спасском холме основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса видимо на месте каменной «церкви Святаго Спаса» Мономаха. В более поздних летописях закладка храма датируется 1160 и 1162 гг. (ПСРЛ. М., 1965. Т. 9. С. 221; Пг., 1922. Т. 15. Стб. 234).

Игумен этого монастыря Феодосий упоминается в летописях под 1237 г. при повествовании о разорении Владимира монголо-татарами (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 517). Наиболее подробно об этом рассказывает Троицкая летопись: «И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рожества святые Богородицы, и Данило, игумен Успеньскый, Феодосий Спаскый и прочии игумени, и черньци, и черницы, и попы, и дьяконы» (Приселков. С. 316). На основании этого сообщения можно было бы допустить, что к 1238 г. при Спасском храме уже существовал монастырь.
Согласно архимандриту Леониду (Кавелину) святой Даниил Успенский погребён во владимирском Золотоворотском в честь Преображения Господня мужском монастыре

Согласно абрису на чертеже Владимира 1715 г. и материалам раскопок 1953 г., Спасский собор во 2-й пол. XII-XIII в. представлял собой 4-столпную почти квадратную в плане одноглавую церковь, завершавшуюся барабаном и куполом с крестом. По пропорциям, декорации фасадов и композиции интерьеров храм напоминал ц. Покрова на Нерли или Рождественский собор в Боголюбском монастыре. Об этом, в частности, свидетельствуют найденные при раскопках фрагменты разноцветных майоликовых плиток, некогда украшавших церковный пол. Особый интерес представляет экземпляр массивной, с зеленой поливой плитки, встречающейся также в убранстве пола дворцового храма Боголюбова.

Жалованная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича монастырю 1506 г., подтверждающая права Золотоворотского монастыря на села Хотенское и Новосёлки с деревнями и пустошами в Опольском и Ильмехотском станах Владимирского уезда, свидетельствует о существовании обители в XV в. Взамен земель, изъятых у монастыря для владимирских ямщиков, царь Иоанн IV Васильевич в 1557 г. пожаловал монастырю Высокорецкие бочарные деревни в Клековском стане.

1/10 сентября 1606 г. царь и великий князь Василий Шуйский направил жалованную грамоту, «освобождающую бобылей - церковных сторожей Владимирскаго Спасскаго Золотоворотцкаго монастыря от несения посадских служб». Непосредственно грамота «царя и в. к. (Василя Ивановича в Володимер)» была адресована губному старосте. А появилась она в ответ на жалобу царю, в которой игумен монастыря Варлам «бил челом» вот по какому поводу: «живут де у их монастыря за Святыми вороты три бобылки церьковные сторожи, а не торговые люди, и в лавках де в Володимире не сидят, а володимерские де земские целовальники тех церковных сторожей наряжают в таможню и в замытню и на перевоз насилством по вся годы». То есть трех бобылей - одиноких, бессемейных мужичков, живших у ворот монастыря и заодно стороживших его, - должностные лица города регулярно и насильно принуждали к обязанностям, которые были у обычных посадских торговых людей.
Царь согласился с аргументами игумена: «их бобылки живут на церковной на их земле…, а не на тяглых местех, и к посаду ни чем не приписан(ы)». И приказал владимирскому губному старосте, чтобы он «тех спаских бобылков… к нашим ко всяким делам в таможню и в замытню и на перевоз нарежати не велел, и вперед бы от посадцких людей берег, чтоб им посадцкие люди насильства никоторого не чинили».
Решение такого мелкого вопроса лично царем напоминает вечное российское «ручное управление». С другой стороны, это свидетельство того, что обращения к первому лицу в стране действовали даже в Смутные времена! Во всяком случае, если петиция шла от игумена монастыря.

В патриарших окладных книгах под 136 (1628) г. значится «церковь Преображение Спасово… дани четыре алтына пять денегъ, наместничьихъ и заезда гривна; въ 164 (1656) г. по новому дозору Семена Извольскаго положено дани 8 алтынъ 2 деньги, заезда гривна».
Деисус в иконостасе на «белом немецком» железе был написан в 1647/48 г. на средства владимирского посадского человека В. Обросимова, который пожертвовал в обитель большое медное паникадило и серебряные потир, дискос, звезду, лжицу, 3 блюда, кадило. В алтаре хранились печатное Евангелие в серебряном окладе и серебряный крест - вклад в 1653/54 г. «москвитина посадского» И. Федосеева.

В переписной книге Владимира 1-й четв. XVII в. среди построек монастыря упомянута деревянная трапезная церковь свт. Николая Чудотворца (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 71. Л. 64). В 1677/78 г. на средства «владимирского посадского» С.И. Пузова на ее месте был построен каменный теплый Никольский храм с колокольней. 3 из 4 ярусов иконостаса, бо́льшая часть церковной утвари и колокол также являлись «строением» Пузова.
Никольская церковь представляла собой одноапсидный бесстолпный кубический храм с карнизом по фасадам из полуциркульных кокошников, с 4-скатной кровлей и луковичной главой на круглом глухом барабане. В XIX в. окна храма были расширены, древнюю форму сохранило только северное окно, наличник которого украшен с применением сложных профилей лекального кирпича. Фасады колокольни, представляющей собой 4-гранную башню, украшены слепыми арками и поясом глубоких профилированных квадратных ниш-ширинок со вставленными в них зелеными изразцами. Возможно, колокольня первоначально имела шатровое покрытие, в настоящее время увенчана шпилем, очевидно устроенным в XIX в. К храму примыкают трапезная на западе, колокольня на севере. В казенной келье при церкви хранился монастырский архив.
В делах патриаршего приказа под 185 (1677) г. называется игумен этого монастыря Ипполит. По переписным книгам 186 (1678) г. за этим монастырем числилось «дворовъ крестьянскихъ 100, бобыльскихъ 37, душъ муж. пола 507, пашни 30 десятинъ, сенокоса на 1300 п., монашествующихъ 11 человекъ.
По ружным книгам за 1675-1699 гг., игумен и братия ежегодно получали «панихидных» денег 10 р. 18 алтын и 4 деньги.
В 1683-1684 г. на средства «мирских всяких чинов людей и на монастырскую казну» в монастыре были построены Святые Врата.
В XVII в. в монастыре имелись также деревянные игуменская келья, 5 братских келий, каменная «хлебня», хозяйственные постройки.
В XVIII в. в обители находились деревянные настоятельская и 4 братские кельи, амбары, погреб, пивоварня с погребом и др.

По описи 1685 г., в Спасском храме существовал придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В монастыре жили игумен, иеромонах, иеродиакон, 10 монахов, 4 сторожа, в 1741 г.- 2 монаха, в нач. 50-х гг. XVIII в.- 5 монахов.
В монастыре в 1762 году, в марте месяце игумен этого монастыря Иосиф писал в духовную Консисторию, что в Спасском монастыре имеются только два иеромонаха, один из них Антоний за дряхлостью лет священно-служение исправлять не может, исправляет только один Сергий. В 1758 году за монастырем этим числилось 553 души.
В 1763 г. - игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, монах, «крылосный» белец, а также подьячий, надсмотрщик, 2 конюха, 2 столяра, пекарь, истопник, сторож и 8 отставных военных «на пропитании».


Золотоворотский монастырь. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092)

Южнее монастыря располагались патриаршие сады.

В 205 (1697) г. выдан по какому-то случаю антиминс в Спасскую церковь.
К 1700 г. монастырю принадлежало 100 крестьянских и 37 бобыльских дворов, 90 десятин пашенной земли, сенокос на 1300 пудов сена, годовой окладной доход обители составлял 116 р. 1 алтын.


Указом Монастырского приказа 2 января 1702 г. Владимирский Золотоворотский монастырь был упразднен, храмы обращены в приходские, 11 монахов вместе с монастырским имуществом были переведены во Владимирский Рождество-Богородицкий монастырь.
5 августа 1728 г. указом Синода Владимирский Золотоворотский монастырь был возрожден.

Так выглядел крепостной вал у монастыря в 1729 году: «…Да в обе стороны Золотыхъ воротъ чрезъ земляной валъ пешеходныя дороги.
Противъ Спаса Золотоворотскаго монастыря чрезъ земляной валъ поперегъ значитъ прорытвина длиною по валу 15 саженъ, поперегъ тожъ.
Да противъ Синодальнаго саду чрезъ валъ же отъ полой и отъ дождевой воды прорытвина въ длину онаго валу сажени на 3 и больши, поперегъ саженъ на 15 и больши.
Да на ономъ же земляномъ валу садъ володимерца посадскаго человека Алексея Козлова къ реке Клязьме длиною по валу 43 сажени, а поперегъ что въ томъ саду онаго землянаго валу, того имянно показать не можно, понеже оный валъ срытъ.
Да подле онаго жъ саду поперегъ землянаго валу имеетъ быть проезжая дорога и отъ того оному валу есть повреждение, а именно отъ полой и отъ дождевой воды рытвины».

В 1741 г. монастырь владел 507 крестьянами, доход из окладных и неокладных сумм составлял 126 р. 99,5 к., хлебный доход - 207 четв. и 2 четверика ржи, овса, ячменя, гороха, гречи, конопли.
8 октября 1761 г. в ведение монастыря перешла деревянная часовня у Золотых ворот.
В «офицерской» описи 1763 г. храм значится однопрестольным.
В 1764 г. монастырь упразднен окончательно.
После упразднения монастыря его храмы стали приходскими, имущество обители было передано во владимирский Успенский собор и в Рождественский собор в Суздале. В бывших монастырских зданиях, частично переданных гарнизонному батальону, разместились комендант и канцелярия военно-сиротской школы.

Крайняя бедность приходского духовенства в кон. XVIII века побуждала иногда не только скинуть присущую духовному званию одежду, но быть даже поденщиком на чернорабочий труд. Псаломщик города Владимира Никитской церкви обвинялся в том, что он, крайне нуждаясь в средствах к жизни, летом, отслужа раннюю обедню, отправлялся на набережную реки Клязьмы и здесь вместе с чернорабочими пилил и колол дрова (д. 1770 г. № 469).

Монастырские постройки

В Топографическом описании г. Владимира 1784 г. мы находим следующие сведения об этой церкви: «церковь Преображения Господня съ приделомъ Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, другая трапезная во имя святаго Николая Чудотворца каменная, построены издавна».

***

Спасо-Преображенский храм
Спасская церковь
Церковь Спаса

Название храма, а по нему и улицы, посвящено празднику Преображение Господне (или Спас яблочный), отмечаемому 19 августа.



Спасо-Преображенская церковь. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.
Вид с севера. Ансамбль каменных приходских церквей. Холодный Спасо-Преображенский храм (1778 г., на месте одноименной белокаменной церкви 1164 г. на дворе князя Андрея Боголюбского) – четверик с высокой выпуклой кровлей, световой барабан-восьмерик с луковичной главкой на восьмигранной шее, четырехконечный крест. На фасаде лопатки, карниз, аркатурно-колончатый пояс, перспективный килевидный портал, над ним киот с иконой и простое окно. Слева к четверику примыкает алтарная апсида с главкой, справа – паперть с крыльцом и навесом. В нижнем ярусе церкви, алтаре и паперти окна арочной формы с наличниками; все окна с решетками. В глубине – теплая Никольская церковь (2-я пол. 17 в.), одноэтажная, с карнизом из арочек, четырехскатной кровлей и луковичной главкой. К ней справа пристроена трапезная и невысокий столп колокольни со шпилем (после 1850 г., вместо шатровой). В ярусе звона несколько колоколов. На кровле трапезной две печные трубы с дымниками. Здания побелены, кровли железные, темные. Перед Спасо-Преображенским храмом некое деревянное восьмигранное сооружение. Перед обеими церквями – скамейки, около теплой церкви лежит лестница. Слева керосиновый фонарь, на переднем плане немощеная разъезженная площадка.
Надписи: На паспарту наклейка: “Храм Спаса-Преображения во Владимире. (С западной стороны). По времени основания древнейший из всех храмов Владимирских; начатый Великим Князем Юрием Владимировичем Долгоруким, совершен Андреем Боголюбским, в 1164 г.; ныне существующий относится по архитектуре к кон. XVII в. При этой церкви в 1237 г. “ворвались по примету через город” татары, осаждавшие Владимир и разорившие его. Потом при Спасской церкви был мужской монастырь, называвшийся Спасо-Златовратским, упраздненный в 1764 году”. На наклейке штамп “В. Кукушкин”.

Спасская улица. Фото нач. ХХ в.


Город Владимир. Спасская церковь

Во время городского пожара в 1778 г. обе церкви сгорели. На фундаменте Спасской церкви в посл. четв. XVIII в. построили одноименный храм, сохранившийся до настоящего времени.
Археологические раскопки, проведении профессором Н.Н. Ворониным, показали, что новый храм был поставлен на фундаменте старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня. По-видимому, первоначальный храм Спаса по своим формам был близок к церкви Покрова на Нерли, возведенной годом позже. Это был небольшой четырехстолпный крестово-купольный собор, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками.

Возводя в XVIII в. новую церковь, строители стремились как бы повторить ее прежний облик: в убранстве фасадов использованы аркатура и членение лопатками на прясла, вход оформлен перспективными порталами, оштукатуренные стены имеют разгранку под белокаменную кладку. Однако еще в большей степени мастера отдали дань времени. В архитектуре Спасо-Преображенской церкви ясно просматриваются черты барокко. Об этом свидетельствуют и многопрофильный карниз четверика, и сложные по рисунку фигурные наличники окон, и очень динамичное завершение верха в виде круто поднимающейся кровли с возвышающимся над ней двухъярусным восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой.
Своеобразно решен интерьер. Высокий двусветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с выходом в световой барабан, представляет собою светлое и свободное помещение. Три арочных проема ведут в просторную апсиду в виде конхи с глубокими оконными распалубками.
Пытаясь подражать формам древнего здания, строители повторили в огрубленном виде аркатурно-колончатый пояс, членение лопатками, перспективные порталы входов, имитировали в штукатурке «белокаменную» кладку.

В 1849 г. в Никольской церкви был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в августе 1872 г. при храме открылась библиотека.

В 1872 г. причт Преображенской церкви состоял из священника, диакона и пономаря.
В 1875 г. Спасской церкви священник Григорий Архангельский, за усердное преподавание Закона Божия нижним чинам Владимирской местной и учебной команды и писарского класса, вследствие ходатайства Воинского Начальника, Его Высокопреосвященством награжден набедренником.

«Въ Спасской церкви въ настоящее время три престола: въ холодной – въ честь Преображения Господня, въ теплой – в честь св. Николая Чудотворца и Божией Матери «всех скорбящихъ радости»; последний престолъ освященъ въ 1849 г. Изъ предметовъ древности здесь сохранились: 1) серебряный потиръ съ следующей надписью: «7146 (1638) лета сей потиръ приложилъ въ дому къ Спасу Золотоворотскаго монастыря Владимирецъ огородный оброчникъ Илья Ивановъ сынъ Трегубовъ – при своемъ животе по своей душе и по своихъ родителехъ». 2) Напрестольный крестъ съ надписью: «лета 7166 (1658) марта въ 25 день зделанъ сей крестъ съ мощами въ монастырь Всемилостиваго Спаса, что въ городе Владимире у Златыхъ вратъ; а данъ сей крестъ того же города Владимира Иваномъ Федосьевымъ сыномъ Горяиновымъ по своихъ родителехъ въ вечный поминъ»… Причта по штату положено – священникъ и псаломщикъ. Причтъ пользуется только доходами отъ службъ и требоисправлений,- получается въ годъ 800 рублей. Церковныхъ домовъ для причта нетъ. В приходе Спасской церкви по клировымъ ведомостямъ числится: 105 душ муж. пола и 127 жен. пола; все православные и живут в городе Владимире».
В 1913 г. церковь не владела землей, клирики состояли на казенном жалованье.

20 июля 1920 г. между местными органами советской власти и верующими было подписано соглашение о безвозмездной передаче прихожанам Спасского и Никольского храмов, приходы которых принадлежали к Патриаршей («тихоновской») Церкви.
В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храмов 14 мая 1922 г. была конфискована серебряная утварь.
8 мая 1935 г. проводилась проверка имущества в Спасской церкви г. Владимира, выявившая отсутствие серебряных изделий весом 39 кг, что составляло 27400 рублей. После проведенной 14 июня перепроверки имущества по предоставленной верующими описи выявилось отсутствие уже только 25 кг (17700 рублей), т.к. некоторые вещи не существовали, а у некоторых был завышен вес. Верующие уплатили 4400 рублей и 23 августа подали жалобу во ВЦИК, утверждая, что стоимость отсутствующего имущества изначально не превышала 6500 рублей. В том же году за неуплату денег и неудовлетворительную охрану здания договор с общиной Спасо-Преображенской церкви был расторгнут, храм ненадолго перешел обновленцам. 26 октября 1937 г. от уже бывших членов общины Спасской церкви г. Владимира была жалоба М.И. Калинину на решение суда, проходившего 10 апреля того же года, по вопросу о похищенных ценностях - каждому начислили по 368 рублей штрафа. По утверждению верующих, 26 февраля в комиссии по переоценке не было ювелира-эксперта (хотя представитель райфинотдела Копытов утверждал обратное, т.е. совершил обман суда, и это осталось без внимания); в итоге за восьмикилограммовую посеребренную медную икону Александра Невского начислили штраф как за серебряную - 5600 рублей.
16 декабря 1937 г. горсовет г. Владимира вынес постановление закрыть церковь «как бездействующую ввиду отсутствия общины и служителей культа». Церковь, будучи обновленческой, не пользовалась популярностью, поэтому община не смогла содержать церковь - не было средств на ремонт храма. Ее передали артели «Заготзерно».
На заседании президиума Владимирского городского совета 28 июля 1938 г. было принято решение о «ликвидации Спасской летней и зимней церквей». В сентябре храмы были закрыты. Спасский храм передали владимирской конторе Заготзерно, к 1948 г. оба храма использовал трест Облзаготзерно.
В 50-х гг. Никольский храм был уничтожен.
В 80-х - нач. 90-х гг. Спасская церковь использовалась как склад декораций Владимирского обл. драмтеатра.

Летом 1993 г. церковь была возвращена РПЦ, освящена 15 марта 1997 г.


Главка Спасской церкви

Колокольня Никольской церкви

Никольская церковь


Город Владимир. Никольская церковь

Около церкви Спаса, на древнем княжеском дворе, в XVII в. строится миниатюрная церковь Николы с широким бордюром кокошников, опоясывающим верх фасадов, и великолепным наличником окна. С ней связана оригинальная колокольня в виде квадратной башни. Ее фасады украшены слепыми арками и поясом глубоких профилированных квадратных ниш-ширинок с вставленными в них зелеными изразцами. Ярус звона образован арками на квадратных столбах. Возможно, что колокольня первоначально имела четырехгранное шатровое покрытие.

Часовня в память 2000-летия христианства

Мемориальная часовня была сооружена в память 2000-летия христианства.
Архитекторы: В. Константинов. А.Трофимов. Мастер белокаменной резьбы: С. Лопухов.
Часовня была освящена Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием 6 ноября 1998 г.





II. ВЛАДИМИРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Благочинный - протоиерей Анатолий Сегеда, настоятель Михаило-Архангельского храма на Студёной Горе г. Владимира.
Духовник - протоиерей Василий Войнаков, настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира.

Спасо-Преображенский приход

Адрес: ул. Спасская, д. 12
телефон 32-23-15
Настоятель - Протоиерей Георгий Николаевич Горбачук.


Вид на Спасскую церковь из Патриарших садов

Вид с смотровой площадки Парка Пушкина на Спасскую церковь

19 июля 1998 года, по церковным данным, во время воскресной литургии в Спасской церкви во Владимире было отмечено чудесное явление на иконах. Утром, во время литургии, на иконе Иоанна Крестителя стала выступать маслянистая жидкость. Вечером того же дня во время чтения акафиста икона вся сверху донизу покрылась маслянистыми струями. После этого на разных иконах стали появляться капли мирры.

См. Площадка для отдыха на Спасском холме.
Экспозиция «Старый Владимир» в старой Водонаполной башне.

История Владимира

Улица Георгиевская.
Улица Большая Московская.
Монастыри и храмы Владимира.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (04.05.2015)
Просмотров: 1942 | Теги: Владимирское благочиние, Церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика