Главная
Регистрация
Вход
Среда
22.11.2017
10:29
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 381

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [719]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [183]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [100]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [16]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]
Революция 1917 [42]

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Спасо-Преображенский храм (Спасская церковь) города Владимира

Спасский Золотоворотский Преображения Господня мужской монастырь

В 1108 г. Владимир Мономах приезжает в Суздальщину. В это время был построен первый каменный храм во Владимире в честь Спаса. «Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса». Где стоял этот храм не известно.

Ряд историков, начиная с Н.М. Карамзина, обратили внимание на известие Львовской летописи под 1108 г. о создании кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом во Владимире каменной «церкви Святаго Спаса» (ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 103). Об этом же говорится в ст. «А се князи Русьстии» Комиссионного списка НПЛ (ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 467). В родословце Супрасльской летописи уточняется, что Спасский храм стоял «у Златых врат» (ПСРЛ. СПб., 1907. Т. 17. С. 1). Летопись Авраамки и хронограф редакции 1512 г. датируют постройку храма 1116/17 г. (ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 386; СПб., 1889; М., 2000. Т. 16. Стб. 43).

В 1164 г. князь Андрей Боголюбский на Спасском холме основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса видимо на месте каменной «церкви Святаго Спаса» Мономаха. В более поздних летописях закладка храма датируется 1160 и 1162 гг. (ПСРЛ. М., 1965. Т. 9. С. 221; Пг., 1922. Т. 15. Стб. 234).

Игумен этого монастыря Феодосий упоминается в летописях под 1237 г. при повествовании о разорении Владимира монголо-татарами (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 517). Наиболее подробно об этом рассказывает Троицкая летопись: «И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рожества святые Богородицы, и Данило, игумен Успеньскый, Феодосий Спаскый и прочии игумени, и черньци, и черницы, и попы, и дьяконы» (Приселков. С. 316). На основании этого сообщения можно было бы допустить, что к 1238 г. при Спасском храме уже существовал монастырь.
Согласно архимандриту Леониду (Кавелину) святой Даниил Успенский погребён во владимирском Золотоворотском в честь Преображения Господня мужском монастыре

Согласно абрису на чертеже Владимира 1715 г. и материалам раскопок 1953 г., Спасский собор во 2-й пол. XII-XIII в. представлял собой 4-столпную почти квадратную в плане одноглавую церковь, завершавшуюся барабаном и куполом с крестом. По пропорциям, декорации фасадов и композиции интерьеров храм напоминал ц. Покрова на Нерли или Рождественский собор в Боголюбском монастыре. Об этом, в частности, свидетельствуют найденные при раскопках фрагменты разноцветных майоликовых плиток, некогда украшавших церковный пол. Особый интерес представляет экземпляр массивной, с зеленой поливой плитки, встречающейся также в убранстве пола дворцового храма Боголюбова.

Жалованная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича монастырю 1506 г., подтверждающая права Золотоворотского монастыря на села Хотенское и Новосёлки с деревнями и пустошами в Опольском и Ильмехотском станах Владимирского уезда, свидетельствует о существовании обители в XV в. Взамен земель, изъятых у монастыря для владимирских ямщиков, царь Иоанн IV Васильевич в 1557 г. пожаловал монастырю Высокорецкие бочарные деревни в Клековском стане.

1/10 сентября 1606 г. царь и великий князь Василий Шуйский направил жалованную грамоту, «освобождающую бобылей - церковных сторожей Владимирскаго Спасскаго Золотоворотцкаго монастыря от несения посадских служб». Непосредственно грамота «царя и в. к. (Василя Ивановича в Володимер)» была адресована губному старосте. А появилась она в ответ на жалобу царю, в которой игумен монастыря Варлам «бил челом» вот по какому поводу: «живут де у их монастыря за Святыми вороты три бобылки церьковные сторожи, а не торговые люди, и в лавках де в Володимире не сидят, а володимерские де земские целовальники тех церковных сторожей наряжают в таможню и в замытню и на перевоз насилством по вся годы». То есть трех бобылей - одиноких, бессемейных мужичков, живших у ворот монастыря и заодно стороживших его, - должностные лица города регулярно и насильно принуждали к обязанностям, которые были у обычных посадских торговых людей.
Царь согласился с аргументами игумена: «их бобылки живут на церковной на их земле…, а не на тяглых местех, и к посаду ни чем не приписан(ы)». И приказал владимирскому губному старосте, чтобы он «тех спаских бобылков… к нашим ко всяким делам в таможню и в замытню и на перевоз нарежати не велел, и вперед бы от посадцких людей берег, чтоб им посадцкие люди насильства никоторого не чинили».
Решение такого мелкого вопроса лично царем напоминает вечное российское «ручное управление». С другой стороны, это свидетельство того, что обращения к первому лицу в стране действовали даже в Смутные времена! Во всяком случае, если петиция шла от игумена монастыря.

В патриарших окладных книгах под 136 (1628) г. значится «церковь Преображение Спасово… дани четыре алтына пять денег, наместничьих и заезда гривна; в 164 (1656) г. по новому дозору Семена Извольскаго положено дани 8 алтын 2 деньги, заезда гривна».
Деисус в иконостасе на «белом немецком» железе был написан в 1647/48 г. на средства владимирского посадского человека В. Обросимова, который пожертвовал в обитель большое медное паникадило и серебряные потир, дискос, звезду, лжицу, 3 блюда, кадило. В алтаре хранились печатное Евангелие в серебряном окладе и серебряный крест - вклад в 1653/54 г. «москвитина посадского» И. Федосеева.

В переписной книге Владимира 1-й четв. XVII в. среди построек монастыря упомянута деревянная трапезная церковь свт. Николая Чудотворца (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 71. Л. 64). В 1677/78 г. на средства «владимирского посадского» С.И. Пузова на ее месте был построен каменный теплый Никольский храм с колокольней. 3 из 4 ярусов иконостаса, бо́льшая часть церковной утвари и колокол также являлись «строением» Пузова.
Никольская церковь представляла собой одноапсидный бесстолпный кубический храм с карнизом по фасадам из полуциркульных кокошников, с 4-скатной кровлей и луковичной главой на круглом глухом барабане. В XIX в. окна храма были расширены, древнюю форму сохранило только северное окно, наличник которого украшен с применением сложных профилей лекального кирпича. Фасады колокольни, представляющей собой 4-гранную башню, украшены слепыми арками и поясом глубоких профилированных квадратных ниш-ширинок со вставленными в них зелеными изразцами. Возможно, колокольня первоначально имела шатровое покрытие, в настоящее время увенчана шпилем, очевидно устроенным в XIX в. К храму примыкают трапезная на западе, колокольня на севере. В казенной келье при церкви хранился монастырский архив.
В делах патриаршего приказа под 185 (1677) г. называется игумен этого монастыря Ипполит. По переписным книгам 186 (1678) г. за этим монастырем числилось "дворов крестьянских 100, бобыльских 37, душ муж. пола 507, пашни 30 десятин, сенокоса на 1300 п., монашествующих 11 человек".
По ружным книгам за 1675-1699 гг., игумен и братия ежегодно получали «панихидных» денег 10 р. 18 алтын и 4 деньги.
В 1683-1684 г. на средства «мирских всяких чинов людей и на монастырскую казну» в монастыре были построены Святые Врата.
В XVII в. в монастыре имелись также деревянные игуменская келья, 5 братских келий, каменная «хлебня», хозяйственные постройки.
В XVIII в. в обители находились деревянные настоятельская и 4 братские кельи, амбары, погреб, пивоварня с погребом и др.

По описи 1685 г., в Спасском храме существовал придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В монастыре жили игумен, иеромонах, иеродиакон, 10 монахов, 4 сторожа, в 1741 г.- 2 монаха, в нач. 50-х гг. XVIII в. - 5 монахов.
В монастыре в 1762 году, в марте месяце игумен этого монастыря Иосиф писал в духовную Консисторию, что в Спасском монастыре имеются только два иеромонаха, один из них Антоний за дряхлостью лет священно-служение исправлять не может, исправляет только один Сергий. В 1758 году за монастырем этим числилось 553 души.
В 1763 г. - игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, монах, «крылосный» белец, а также подьячий, надсмотрщик, 2 конюха, 2 столяра, пекарь, истопник, сторож и 8 отставных военных «на пропитании».


Золотоворотский монастырь. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092)

Южнее монастыря располагались патриаршие сады.

В 205 (1697) г. выдан по какому-то случаю антиминс в Спасскую церковь.
К 1700 г. монастырю принадлежало 100 крестьянских и 37 бобыльских дворов, 90 десятин пашенной земли, сенокос на 1300 пудов сена, годовой окладной доход обители составлял 116 р. 1 алтын.


Указом Монастырского приказа 2 января 1702 г. Владимирский Золотоворотский монастырь был упразднен, храмы обращены в приходские, 11 монахов вместе с монастырским имуществом были переведены во Владимирский Рождество-Богородицкий монастырь.
5 августа 1728 г. указом Синода Владимирский Золотоворотский монастырь был возрожден.
Так выглядел крепостной вал у монастыря в 1729 году: «…Да в обе стороны Золотых ворот чрез земляной вал пешеходныя дороги.
Против Спаса Золотоворотскаго монастыря чрез земляной вал поперег значит прорытвина длиною по валу 15 сажен, поперег тож.
Да против Синодальнаго саду чрез вал же от полой и от дождевой воды прорытвина в длину онаго валу сажени на 3 и больши, поперег сажен на 15 и больши.
Да на оном же земляном валу сад володимерца посадскаго человека Алексея Козлова к реке Клязьме длиною по валу 43 сажени, а поперег что в том саду онаго землянаго валу, того имянно показать не можно, понеже оный вал срыт.
Да подле онаго ж саду поперег землянаго валу имеет быть проезжая дорога и от того оному валу есть повреждение, а именно от полой и от дождевой воды рытвины».

В 1741 г. монастырь владел 507 крестьянами, доход из окладных и неокладных сумм составлял 126 р. 99,5 к., хлебный доход - 207 четв. и 2 четверика ржи, овса, ячменя, гороха, гречи, конопли.
8 октября 1761 г. в ведение монастыря перешла деревянная часовня у Золотых ворот.
В «офицерской» описи 1763 г. храм значится однопрестольным.
В 1764 г. монастырь упразднен окончательно.
После упразднения монастыря его храмы стали приходскими, имущество обители было передано во владимирский Успенский собор и в Рождественский собор в Суздале. В бывших монастырских зданиях, частично переданных гарнизонному батальону, разместились комендант и канцелярия военно-сиротской школы.

Крайняя бедность приходского духовенства в кон. XVIII века побуждала иногда не только скинуть присущую духовному званию одежду, но быть даже поденщиком на чернорабочий труд. Псаломщик города Владимира Никитской церкви обвинялся в том, что он, крайне нуждаясь в средствах к жизни, летом, отслужа раннюю обедню, отправлялся на набережную реки Клязьмы и здесь вместе с чернорабочими пилил и колол дрова (д. 1770 г. № 469).

Монастырские постройки

В Топографическом описании г. Владимира 1784 г. мы находим следующие сведения об этой церкви: «церковь Преображения Господня с приделом Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, другая трапезная во имя святаго Николая Чудотворца каменная, построены издавна».

Спасо-Преображенский храм
Спасская церковь
Церковь Спаса

Название храма, а по нему и улицы, посвящено празднику Преображение Господне (или Спас яблочный), отмечаемому 19 августа.



Спасо-Преображенская церковь. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.
Вид с севера. Ансамбль каменных приходских церквей. Холодный Спасо-Преображенский храм (1778 г., на месте одноименной белокаменной церкви 1164 г. на дворе князя Андрея Боголюбского) – четверик с высокой выпуклой кровлей, световой барабан-восьмерик с луковичной главкой на восьмигранной шее, четырехконечный крест. На фасаде лопатки, карниз, аркатурно-колончатый пояс, перспективный килевидный портал, над ним киот с иконой и простое окно. Слева к четверику примыкает алтарная апсида с главкой, справа – паперть с крыльцом и навесом. В нижнем ярусе церкви, алтаре и паперти окна арочной формы с наличниками; все окна с решетками. В глубине – теплая Никольская церковь (2-я пол. 17 в.), одноэтажная, с карнизом из арочек, четырехскатной кровлей и луковичной главкой. К ней справа пристроена трапезная и невысокий столп колокольни со шпилем (после 1850 г., вместо шатровой). В ярусе звона несколько колоколов. На кровле трапезной две печные трубы с дымниками. Здания побелены, кровли железные, темные. Перед Спасо-Преображенским храмом некое деревянное восьмигранное сооружение. Перед обеими церквями – скамейки, около теплой церкви лежит лестница. Слева керосиновый фонарь, на переднем плане немощеная разъезженная площадка.
Надписи: На паспарту наклейка: “Храм Спаса-Преображения во Владимире. (С западной стороны). По времени основания древнейший из всех храмов Владимирских; начатый Великим Князем Юрием Владимировичем Долгоруким, совершен Андреем Боголюбским, в 1164 г.; ныне существующий относится по архитектуре к кон. XVII в. При этой церкви в 1237 г. “ворвались по примету через город” татары, осаждавшие Владимир и разорившие его. Потом при Спасской церкви был мужской монастырь, называвшийся Спасо-Златовратским, упраздненный в 1764 году”. На наклейке штамп “В. Кукушкин”.

Спасская улица. Фото нач. ХХ в.

Город Владимир. Спасская церковь

Во время городского пожара в 1778 г. обе церкви сгорели. На фундаменте Спасской церкви в посл. четв. XVIII в. построили одноименный храм, сохранившийся до настоящего времени.
Археологические раскопки, проведении профессором Н.Н. Ворониным, показали, что новый храм был поставлен на фундаменте старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня. По-видимому, первоначальный храм Спаса по своим формам был близок к церкви Покрова на Нерли, возведенной годом позже. Это был небольшой четырехстолпный крестово-купольный собор, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками.

Возводя в XVIII в. новую церковь, строители стремились как бы повторить ее прежний облик: в убранстве фасадов использованы аркатура и членение лопатками на прясла, вход оформлен перспективными порталами, оштукатуренные стены имеют разгранку под белокаменную кладку. Однако еще в большей степени мастера отдали дань времени. В архитектуре Спасо-Преображенской церкви ясно просматриваются черты барокко. Об этом свидетельствуют и многопрофильный карниз четверика, и сложные по рисунку фигурные наличники окон, и очень динамичное завершение верха в виде круто поднимающейся кровли с возвышающимся над ней двухъярусным восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой.
Своеобразно решен интерьер. Высокий двусветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с выходом в световой барабан, представляет собою светлое и свободное помещение. Три арочных проема ведут в просторную апсиду в виде конхи с глубокими оконными распалубками.
Пытаясь подражать формам древнего здания, строители повторили в огрубленном виде аркатурно-колончатый пояс, членение лопатками, перспективные порталы входов, имитировали в штукатурке «белокаменную» кладку.

В 1849 г. в Никольской церкви был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в августе 1872 г. при храме открылась библиотека.

В 1872 г. причт Преображенской церкви состоял из священника, диакона и пономаря.
В 1875 г. Спасской церкви священник Григорий Архангельский, за усердное преподавание Закона Божия нижним чинам Владимирской местной и учебной команды и писарского класса, вследствие ходатайства Воинского Начальника, Его Высокопреосвященством награжден набедренником.
13-го декабря 1876 г. диакон Спасо-Преображенской церкви Николай Виноградов перемещен в Александровский женский монастырь на место умершего диакона Богданова. К Спасо-Преображенской церкви 15-го декабря определен заштатный причетник Петр Соколов.
В 1877 г. объявлена благодарность Его Высокопреосвященства статскому советнику Алексею Николаевичу Шемякину за пожертвование в Спасо-Преображенскую церковь на престол и жертвенник бархатного одеяния в 150 руб. сер., дароносицы и металлического посеребренного ковчега для хранения св. даров в 85 руб. и атласной напрестольной плащаницы в 25 руб., а всего на 260 руб.

В Спасской церкви три престола: в холодной – в честь Преображения Господня, в теплой – в честь св. Николая Чудотворца и Божией Матери «всех скорбящих радости»; последний престол освящен в 1849 г. Из предметов древности здесь хранились: 1) серебряный потир с следующей надписью: «7146 (1638) лета сей потиръ приложилъ въ дому къ Спасу Золотоворотскаго монастыря Владимирецъ огородный оброчникъ Илья Ивановъ сынъ Трегубовъ – при своемъ животе по своей душе и по своихъ родителехъ». 2) Напрестольный крест с надписью: «лета 7166 (1658) марта въ 25 день зделанъ сей крестъ съ мощами въ монастырь Всемилостиваго Спаса, что въ городе Владимире у Златыхъ вратъ; а данъ сей крестъ того же города Владимира Иваномъ Федосьевымъ сыномъ Горяиновымъ по своихъ родителехъ въ вечный поминъ»…
Причта по штату положено – священник и псаломщик. Причт пользовался только доходами от служб и требоисправлений,- получалось в год 800 рублей. Церковных домов для причта не было.
В приходе Спасской церкви по клировым ведомостям 1895 г. числилось: 105 душ муж. пола и 127 жен. пола; все православные и жили в городе Владимире.
В 1913 г. церковь не владела землей, клирики состояли на казенном жалованье.
19-го мая 1916 г. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский совершил Божественную литургию в Кафедральном соборе. За литургией возведен в сан протоиерея священник Спасской гор. Владимира церкви Алексий Владычин.

20 июля 1920 г. между местными органами советской власти и верующими было подписано соглашение о безвозмездной передаче прихожанам Спасского и Никольского храмов, приходы которых принадлежали к Патриаршей («тихоновской») Церкви.
В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храмов 14 мая 1922 г. была конфискована серебряная утварь.
В г. Владимире центрами «старо-церковного» или «тихоновского» направления стали Троицкий, Пятницкий и Спасо-Преображенский храмы. После ареста в 1922 г. владыки Афанасия «обновленцы» пишут доносы на протоиерея Алексия Владычина (настоятель Спасо-Преображенского храма), игумению Олимпиаду (Медведеву) и иеромонаха Германа.
Протоиерей Алексий Владычин отказался от предложения епископа Серафима (Руженцова) организовать обновленческую группу «Церковь Возрождения». Он же выступал против обновленцев в проповедях, возил письма епископа Афанасия (Сахарова), чью заметку об отношении к ВЦУ хранил у себя, к митрополиту Сергию в Нижний Новгород и обратно. В обновленческом журнале «Церковь и жизнь» (1922. №1. 1-15 ноября. с. 7), в разделе «Постановления Владимирского Епархиального Управления» сообщалось: «Уволен за вредную для обновленческого движения деятельность и агитацию от должности благочинного г. Владимира протоиерей Алексей Владычин и на его место назначен временно протоиерей М. Тихонравов». 7 октября 1922 г. «обновленческое» епархиальное управление освобождает протоиерея Алексия Владычина от должности благочинного и назначает на это место протоиерея Михаила Тихонравова, но протоиерей Алексий не подчинился данному решению и не сдал дел новому благочинному, пытался созвать Владимирское духовенство и церковных старост. Устав «Живой Церкви» он не подписал, считая, что устав должен быть рассмотрен на приходских собраниях каждой церкви г. Владимира, так как «хранителем чистоты веры и правила является православный народ, как тело Христовой Церкви».
10 июля 1923 г. протоиерея Алексия арестовали по обвинению в разжигании контрреволюционных настроений среди верующих по ст. 69 УК РСФСР за контрреволюционную агитацию. В доносе уполномоченного обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ) во Владимире протоиерея Авророва говорилось, что протоиерей Алексий Владычин является «ярым ненавистником существующей соввласти, по убеждениям примыкающий к монархическому строю», что он «очень тонко проводит среди верующих разложение против существующего строя путем всяких бесед и т.п. выступлениями, каковые на революционной почве подтасовываются под контрреволюцию. При сборищах у местного торговца Гончарова ведут всякую подготовительную работу».
В протоколах допросов отца Алексия указывается, что он не признал себя виновным; говорил, что пропаганды против советской власти не вел, так как считал «непозволительным вмешиваться в такие дела, которые имеют не церковный, а государственный характер». Решением «тройки» НКВД он был приговорен к высылке в Сибирь на 2 года, но 5 ноября 1923 г. его освободили под подписку о невыезде.
8 мая 1935 г. проводилась проверка имущества в Спасской церкви г. Владимира, выявившая отсутствие серебряных изделий весом 39 кг, что составляло 27400 рублей. После проведенной 14 июня перепроверки имущества по предоставленной верующими описи выявилось отсутствие уже только 25 кг (17700 рублей), т.к. некоторые вещи не существовали, а у некоторых был завышен вес. Верующие уплатили 4400 рублей и 23 августа подали жалобу во ВЦИК, утверждая, что стоимость отсутствующего имущества изначально не превышала 6500 рублей. В том же году за неуплату денег и неудовлетворительную охрану здания договор с общиной Спасо-Преображенской церкви был расторгнут, храм ненадолго перешел обновленцам.
С 1928 г. община Спасской церкви, где служил протоиерей Алексий, противостояла попыткам властей закрыть храм, но все же 7 декабря 1935 г. горфинотдел изъял драгоценности из Спасской церкви и опечатал ее. Протоиерей Алексий перешел служить в Никитскую церковь г. Владимира. Его авторитет как священника строгого и милостивого среди владимирцев был необычайно высок. Из следственного дела 1937 г. известно, что в 1926 г. о. Алексий арестовывался еще раз, после чего был выслан в административном порядке на два года, но дело о высылке в архивах УФСБ РФ по Владимирской пока не обнаружено. 13 октября 1930 г. протоиерея Алексия Владычина вновь арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной организации «Союз спасения Родины и Революции». Отец Алексей не признал себя виновным в контрреволюционной агитации. 19 октября 1930 г. постановлением тройки НКВД он был приговорен к трем годам заключения в концлагере.
По воспоминаниям Н.С. Фиолетовой, келейницы святителя Афанасия Ковровского, духовные чада владыки в его отсутствие исповедовались у отца Алексия Владычина. Он организовывал денежные сборы для оказания материальной помощи высланному, якобы, за контрреволюционную деятельность духовенству, проводил тайные крещения детей дошкольного возраста (в том числе и детей коммунистов, тайком, без ведома родителей). 7 октября 1937 г. он вновь был арестован ГО НКВД как участник контрреволюционной группы, но и на этот раз о. Алексий не подписал постановление о предъявлении обвинения и протокол допроса, во время которого не признал себя виновным. Обвинительное заключение составили на основании показаний свидетелей и других проходивших по делу лиц. 15 ноября 1937 г. отца Алексия приговорили к высшей мере наказания - расстрелу, а 17 ноября приговор привели в исполнение. Вероятное место захоронения - кладбище «Валино» в г. Иваново. Двое сыновей священника - Григорий и Евгений - также были репрессированы.

26 октября 1937 г. от уже бывших членов общины Спасской церкви г. Владимира была жалоба М.И. Калинину на решение суда, проходившего 10 апреля того же года, по вопросу о похищенных ценностях - каждому начислили по 368 рублей штрафа. По утверждению верующих, 26 февраля в комиссии по переоценке не было ювелира-эксперта (хотя представитель райфинотдела Копытов утверждал обратное, т.е. совершил обман суда, и это осталось без внимания); в итоге за восьмикилограммовую посеребренную медную икону Александра Невского начислили штраф как за серебряную - 5600 рублей.
16 декабря 1937 г. горсовет г. Владимира вынес постановление закрыть церковь «как бездействующую ввиду отсутствия общины и служителей культа».
Церковь, будучи обновленческой, не пользовалась популярностью, поэтому община не смогла содержать церковь - не было средств на ремонт храма. Ее передали артели «Заготзерно».
На заседании президиума Владимирского городского совета 28 июля 1938 г. было принято решение о «ликвидации Спасской летней и зимней церквей». В сентябре храмы были закрыты. Спасский храм в 1938 г. передали владимирской конторе «Заготзерно», к 1948 г. оба храма использовал трест Облзаготзерно.
В 50-х гг. Никольский храм был уничтожен.
В 80-х - нач. 90-х гг. Спасская церковь использовалась как склад декораций Владимирского обл. драмтеатра.

Летом 1993 г. церковь была возвращена РПЦ, освящена 15 марта 1997 г.


Главка Спасской церкви


Колокольня Никольской церкви

Никольская церковь


Никольская церковь

Около церкви Спаса, на древнем княжеском дворе, в XVII в. строится миниатюрная церковь Николы с широким бордюром кокошников, опоясывающим верх фасадов, и великолепным наличником окна. С ней связана оригинальная колокольня в виде квадратной башни. Ее фасады украшены слепыми арками и поясом глубоких профилированных квадратных ниш-ширинок с вставленными в них зелеными изразцами. Ярус звона образован арками на квадратных столбах. Возможно, что колокольня первоначально имела четырехгранное шатровое покрытие.

Часовня в память 2000-летия христианства

Мемориальная часовня была сооружена в память 2000-летия христианства.
Архитекторы: В. Константинов. А.Трофимов. Мастер белокаменной резьбы: С. Лопухов.
Часовня была освящена Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием 6 ноября 1998 г.






II. ВЛАДИМИРСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ

Благочинный - протоиерей Анатолий Сегеда, настоятель Михаило-Архангельского храма на Студёной Горе г. Владимира.
Духовник - протоиерей Василий Войнаков, настоятель Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира.

Спасо-Преображенский приход

Адрес: ул. Спасская, д. 12
телефон 32-23-15
Настоятель - Протоиерей Георгий Николаевич Горбачук.


Вид на Спасскую церковь из Патриарших садов

Вид с смотровой площадки Парка Пушкина на Спасскую церковь

19 июля 1998 года, по церковным данным, во время воскресной литургии в Спасской церкви во Владимире было отмечено чудесное явление на иконах. Утром, во время литургии, на иконе Иоанна Крестителя стала выступать маслянистая жидкость. Вечером того же дня во время чтения акафиста икона вся сверху донизу покрылась маслянистыми струями. После этого на разных иконах стали появляться капли мирры.

См. Площадка для отдыха на Спасском холме.
Экспозиция «Старый Владимир» в старой Водонаполной башне.

История Владимира

Улица Георгиевская.
Улица Большая Московская.
Монастыри и храмы Владимира.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (04.05.2015)
Просмотров: 2862 | Теги: Владимирское благочиние, Церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика