Главная
Регистрация
Вход
Вторник
19.03.2024
08:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1589]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [170]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2393]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [124]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Спасо-Преображенский храм (Спасская церковь) города Владимира

Спасо-Преображенский храм города Владимира

Местная Религиозная Организация Православный Приход Спасо-Преображенского Храма Города Владимира Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 17 августа 1999 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Горбачук Георгий Николаевич (с 11 октября 2010 г.).
Адрес: город Владимир, Спасская улица, д. 8.

Спасский Золотоворотский Преображения Господня мужской монастырь

В 1108 г. Владимир Мономах приезжает в Суздальщину. В это время был построен первый каменный храм во Владимире в честь Спаса. «Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса». Где стоял этот храм не известно.

Ряд историков, начиная с Н.М. Карамзина, обратили внимание на известие Львовской летописи под 1108 г. о создании кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом во Владимире каменной «церкви Святаго Спаса» (ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 103). Об этом же говорится в ст. «А се князи Русьстии» Комиссионного списка НПЛ (ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 467). В родословце Супрасльской летописи уточняется, что Спасский храм стоял «у Златых врат» (ПСРЛ. СПб., 1907. Т. 17. С. 1). Летопись Авраамки и хронограф редакции 1512 г. датируют постройку храма 1116/17 г. (ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 386; СПб., 1889; М., 2000. Т. 16. Стб. 43).

В 1164 г. князь Андрей Боголюбский на Спасском холме основал свой княжеский двор и построил белокаменную церковь Спаса видимо на месте каменной «церкви Святаго Спаса» Мономаха. В более поздних летописях закладка храма датируется 1160 и 1162 гг. (ПСРЛ. М., 1965. Т. 9. С. 221; Пг., 1922. Т. 15. Стб. 234).
Н.Н. Воронин, писал: «Место нового Юрьева двора в черте будущего “нового города” не вызывает нашего удивления: здесь вскоре сам Андрей поставит свой двор с церковью Спаса, станет башня Золотых ворот, и западная часть столицы обретет аристократический характер <...> постройка княжеского двора определила роль нового участка как аристократического района города». Исследователь предположил, что «церковь Спаса вместе с церковью Георгия и окружавшими их хоромами и строениями княжеских дворов образовали, видимо, значительный архитектурный ансамбль, занимавший высокую точку на поднятом краю Нового города рядом с парадными Золотыми воротами»; не исключал он и наличия здесь «главной площади этой части столицы».

К 1238 г. при Спасском храме уже существовал монастырь. Игумен этого монастыря Феодосий упоминается в летописях под 1238 г. при повествовании о разорении Владимира монголо-татарами (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 517). Наиболее подробно об этом рассказывает Троицкая летопись: «И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рожества святые Богородицы, и Данило, игумен Успеньскый, Феодосий Спаскый и прочии игумени, и черньци, и черницы, и попы, и дьяконы» (Приселков. С. 316). Кто этот «Феодосий Спаскый»? Если речь идет не о монастыре, а о церкви, то статус ее очень высок, поскольку не при каждом храме, как, впрочем, и монастыре, был игумен, и только важнейшие из них упомянуты в летописи. Возникнуть монастырь мог как при жизни Андрея Боголюбского, так и при его преемниках.
Феодосий погиб во время штурма Владимира татарами 7 февраля 1238 г. Святой Феодосий, как, по-видимому, один из самых уважаемых духовных лиц Владимира, наряду с епископом Владимирским священномучеником Митрофаном, упомянут в варианте летописной статьи 1238 г. о взятии и разорении Владимира монголами, получившей оформление во Владимирском летописном своде 1281 г.: «И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рождества Святыя Богородицы, и Данило, игумен успенскыи, Феодосии Спаскыи и прочии игумени, и черньци, и черници, и попы, и дьяконы».Канонизирован в Соборе Владимирских святых в 1982 г. Праздник святому Феодосию установлен 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых.
Вблизи Спасской церкви находилось несколько захоронений. Еще в XIX в. было известно о существовании здесь белокаменной гробницы. В 1953 г. Н.Н. Воронин обнаружил у церкви Спаса в разных местах две гробницы. В одной из них оказалось аристократическое женское погребение конца XII - начала XIII вв., свидетельствующее о привилегированном положении монастыря. Из этой гробницы происходят редкие находки: фрагменты женского головного убора и воротника. Белокаменный гроб прямоугольной формы с разбитой крышкой содержал потревоженный скелет со смещенными костями. Вероятно, погребение было когда-то разрыто и ограблено. На плечах и шее находились нашивные серебряные штампованные бляшки фигурной формы и бронзовые пуговки - от воротника. На черепе сохранялись две золотные ленты и шелковая повязка шириной 3 см. В коллекции Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника оказалось три фрагмента ткани и лента от головного убора. Один фрагмент ткани - тонкий шелк среднеазиатского производства (служил для подкладки), другой - арабо-мавританского происхождения (аксамит). Третий фрагмент - византийский шелк первоначального синего цвета (индиго), с прорезным изображением грифона. Эта ткань была вышита золотными нитями так, что синим оставался грифон. И еще один фрагмент - византийская золотная лента с плетеным орнаментом, для обрамления головного убора в виде покрывала (полоса с грифонами попадала на лоб). Эти находки после реставрации находятся в Исторической экспозиции музея-заповедника. Погребение принадлежало неизвестной персоне знатного происхождения, может быть, княжеского рода. После убийства Андрея Боголюбского в 1174 г. и до сооружения в 1201 г. Успенского собора Княгинина монастыря женской великокняжеской усыпальницей могла служить Спасская церковь, ставшая монастырской, и там можно было предполагать погребения таких княжеских особ, как жена Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, или жены Ярополка и Мстислава Ростиславичей - племянников Андрея Боголюбского, или его дочь, имя которой неизвестно. Летописи содержат крайне скудные сведения о княжеских родственницах. Женское погребение вблизи Спасской церкви заставляет предполагать, что если монастырь (мужской) возник при Андрее Боголюбском, на его княжеском дворе, то, видимо, после его убиения он на какое-то время стал женским.
Согласно архимандриту Леониду (Кавелину) святой Даниил Успенский († 1238) погребен во владимирском Золотоворотском в честь Преображения Господня мужском монастыре.

Согласно абрису на чертеже Владимира 1715 г. и материалам раскопок 1953 г., Спасский собор во 2-й пол. XII-XIII в. представлял собой 4-столпную почти квадратную в плане одноглавую церковь, завершавшуюся барабаном и куполом с крестом. По пропорциям, декорации фасадов и композиции интерьеров храм напоминал ц. Покрова на Нерли или Рождественский собор в Боголюбском монастыре. Об этом, в частности, свидетельствуют найденные при раскопках фрагменты разноцветных майоликовых плиток, некогда украшавших церковный пол. Особый интерес представляет экземпляр массивной, с зеленой поливой плитки, встречающейся также в убранстве пола дворцового храма Боголюбова.

Жалованная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича монастырю 1506 г., подтверждающая права Золотоворотского монастыря на села Хотенское и Новоселки с деревнями и пустошами в Опольском и Ильмехотском станах Владимирского уезда, свидетельствует о существовании обители в XV в. Взамен земель, изъятых у монастыря для владимирских ямщиков, царь Иоанн IV Васильевич в 1557 г. пожаловал монастырю Высокорецкие бочарные деревни в Клековском стане.
1/10 сентября 1606 г. царь и великий князь Василий Шуйский направил жалованную грамоту, «освобождающую бобылей - церковных сторожей Владимирскаго Спасскаго Золотоворотцкаго монастыря от несения посадских служб». Непосредственно грамота «царя и в. к. (Василя Ивановича в Володимер)» была адресована губному старосте. А появилась она в ответ на жалобу царю, в которой игумен монастыря Варлам «бил челом» вот по какому поводу: «живут де у их монастыря за Святыми вороты три бобылки церьковные сторожи, а не торговые люди, и в лавках де в Володимире не сидят, а володимерские де земские целовальники тех церковных сторожей наряжают в таможню и в замытню и на перевоз насилством по вся годы». То есть трех бобылей - одиноких, бессемейных мужичков, живших у ворот монастыря и заодно стороживших его, - должностные лица города регулярно и насильно принуждали к обязанностям, которые были у обычных посадских торговых людей.
Царь согласился с аргументами игумена: «их бобылки живут на церковной на их земле…, а не на тяглых местех, и к посаду ни чем не приписан(ы)». И приказал владимирскому губному старосте, чтобы он «тех спаских бобылков… к нашим ко всяким делам в таможню и в замытню и на перевоз нарежати не велел, и вперед бы от посадцких людей берег, чтоб им посадцкие люди насильства никоторого не чинили».
Решение такого мелкого вопроса лично царем напоминает вечное российское «ручное управление». С другой стороны, это свидетельство того, что обращения к первому лицу в стране действовали даже в Смутные времена! Во всяком случае, если петиция шла от игумена монастыря.

Согласно Писцовой книге 1625-1626 гг., монастырю «Преображение Спасова что у Золотых ворот», расположенному на посаде, принадлежало в Спасской улице, шедшей от Большой улицы к монастырю, 7 дворов: 2 принадлежали священнослужителям - попу и дьякону, 4 - крестьянам (среди них были пивовар, зелейщик и овчинник). Здесь же на монастырской земле стоял двор площадного подьячего.
В патриарших окладных книгах под 136 (1628) г. значится «церковь Преображение Спасово… дани четыре алтына пять денег, наместничьих и заезда гривна; в 164 (1656) г. по новому дозору Семена Извольскаго положено дани 8 алтын 2 деньги, заезда гривна».
Деисус в иконостасе на «белом немецком» железе был написан в 1647/48 г. на средства владимирского посадского человека В. Обросимова, который пожертвовал в обитель большое медное паникадило и серебряные потир, дискос, звезду, лжицу, 3 блюда, кадило. В алтаре хранились печатное Евангелие в серебряном окладе и серебряный крест - вклад в 1653/54 г. «москвитина посадского» И. Федосеева.


Никольская церковь

В переписной книге Владимира 1-й четв. XVII в. среди построек монастыря упомянута деревянная трапезная церковь свт. Николая Чудотворца. В 1677/78 г. на средства посадского человека Симеона Ивановича Пузова вместо деревянной трапезной церкви строится каменная теплая Никольская церковь с колокольней. 3 из 4 ярусов иконостаса, бо́льшая часть церковной утвари и колокол также являлись «строением» Пузова.
Никольская церковь представляла собой одноапсидный бесстолпный кубический храм с карнизом по фасадам из полуциркульных кокошников, с 4-скатной кровлей и луковичной главой на круглом глухом барабане. В XIX в. окна храма были расширены, древнюю форму сохранило только северное окно, наличник которого украшен с применением сложных профилей лекального кирпича. Фасады колокольни, представляющей собой 4-гранную башню, украшены слепыми арками и поясом глубоких профилированных квадратных ниш-ширинок со вставленными в них зелеными изразцами. Возможно, колокольня первоначально имела шатровое покрытие, в настоящее время увенчана шпилем, очевидно устроенным в XIX в. К храму примыкают трапезная на западе, колокольня на севере. В казенной келье при церкви хранился монастырский архив.

В делах патриаршего приказа под 185 (1677) г. называется игумен Ипполит.
По переписным книгам 186 (1678) г. за этим монастырем числилось "дворов крестьянских 100, бобыльских 37, душ муж. пола 507, пашни 30 десятин, сенокоса на 1300 п., монашествующих 11 человек".
По ружным книгам за 1675-1699 гг., игумен и братия ежегодно получали «панихидных» денег 10 р. 18 алтын и 4 деньги.
В 1683-1684 г. на средства «мирских всяких чинов людей и на монастырскую казну» в монастыре были построены Святые Врата. В XVII в. в монастыре имелись также деревянные игуменская келья, 5 братских келий, каменная «хлебня», хозяйственные постройки.
В XVIII в. в обители находились деревянные настоятельская и 4 братские кельи, амбары, погреб, пивоварня с погребом и др.

По описи 1685 г., в Спасском храме существовал придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В монастыре жили игумен, иеромонах, иеродиакон, 10 монахов, 4 сторожа.


Золотоворотский монастырь. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092)

Южнее монастыря располагались патриаршие сады.

В 205 (1697) г. выдан по какому-то случаю антиминс в Спасскую церковь.
К 1700 г. монастырю принадлежало 100 крестьянских и 37 бобыльских дворов, 90 десятин пашенной земли, сенокос на 1300 пудов сена, годовой окладной доход обители составлял 116 р. 1 алтын.

Указом Монастырского приказа 2 января 1702 г. Владимирский Золотоворотский монастырь был упразднен, храмы обращены в приходские, 11 монахов вместе с монастырским имуществом были переведены во Владимирский Рождество-Богородицкий монастырь.
До 1702 г. Ризположенская надвратная церковь Золотых ворот не имела собственного священника, а с этого года в ней стали служить чёрные и белые священники Спасо-Златовратского монастыря - ранние обедни, а в часовне - молебны. Ризположенская церковь в 1702 г. была приходской. В диаконы, а затем в священники рукополагается дьячок Сергей Данилов. Но пользоваться церковной утварью, книгами и облачениями, находившимися в церкви, он не мог, поскольку сама церковь и всё в ней принадлежало уже Рождественскому монастырю, как прежде Спасскому. Только после обращения к государю и царского указа с разрешением он получил под расписку ключи от церкви (и часовни). Служба в церкви проводилась только летом, поскольку не было тёплого зимнего помещения.
5 августа 1728 г. указом Синода Владимирский Золотоворотский монастырь был возрожден.
Так выглядел крепостной вал у монастыря в 1729 году: «…Да в обе стороны Золотых ворот через земляной вал пешеходныя дороги. Против Спаса Золотоворотскаго монастыря через земляной вал поперег значит прорытвина длиною по валу 15 сажен, поперег тож. Да против Синодальнаго саду через вал же от полой и от дождевой воды прорытвина в длину онаго валу сажени на 3 и больши, поперег сажен на 15 и больши. Да на оном же земляном валу сад володимерца посадскаго человека Алексея Козлова к реке Клязьме длиною по валу 43 сажени, а поперег что в том саду онаго землянаго валу, того имянно показать не можно, понеже оный вал срыт. Да подле онаго ж саду поперег землянаго валу имеет быть проезжая дорога и от того оному валу есть повреждение, а именно от полой и от дождевой воды рытвины».
В 1741 г.- 2 монаха, монастырь владел 507 крестьянами, доход из окладных и неокладных сумм составлял 126 р. 99,5 к., хлебный доход - 207 четв. и 2 четверика ржи, овса, ячменя, гороха, гречи, конопли.
В 1744 г. о Спасской церкви написано: «настоящая церковь каменная во имя Преображения Господня да при ней предел во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи да особливая теплая церковь во имя Николая Чудотворца каменная».
В 1758 году за монастырем этим числилось 553 души. В начале 1750-х гг. в монастыре числилось 5 монахов, в 1763 г. - игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, монах, «крылосный» белец, 2 конюха, 2 столяра, пекарь, истопник, сторож и 8 отставных военных «на пропитании».
8 октября 1761 г. в ведение монастыря перешла деревянная часовня у Золотых ворот (Златовратская часовня).
В марте 1762 года, игумен этого монастыря Иосиф писал в духовную Консисторию, что в Спасском монастыре имеются только два иеромонаха, один из них Антоний за дряхлостью лет священно-служение исправлять не может, исправляет только один Сергий. В 1763 г. - игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, монах, «крылосный» белец, а также подьячий, надсмотрщик, 2 конюха, 2 столяра, пекарь, истопник, сторож и 8 отставных военных «на пропитании».
В «офицерской» описи 1763 г. храм значится однопрестольным.

В 1764 г. Спасо-Златовратский монастырь упразднен окончательно. После упразднения монастыря его храмы стали приходскими, имущество обители было передано во владимирский Успенский собор и в Рождественский собор в Суздале. В бывших монастырских зданиях, частично переданных гарнизонному батальону, разместились комендант и канцелярия военно-сиротской школы.
Крайняя бедность приходского духовенства в кон. XVIII века побуждала иногда не только скинуть присущую духовному званию одежду, но быть даже поденщиком на чернорабочий труд. Псаломщик города Владимира Никитской церкви обвинялся в том, что он, крайне нуждаясь в средствах к жизни, летом, отслужа раннюю обедню, отправлялся на набережную реки Клязьмы и здесь вместе с чернорабочими пилил и колол дрова (д. 1770 г. № 469).

Спасо-Преображенский храм / Спасская церковь / Церковь Спаса

Название храма, а по нему и улицы, посвящено празднику Преображение Господне (или Спас яблочный), отмечаемому 19 августа.



Спасо-Преображенская церковь. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.

Спасская улица. Фото нач. ХХ в.

Город Владимир. Спасская церковь

Во время городского пожара в 1778 г. обе церкви сгорели. На фундаменте Спасской церкви построили одноименный храм, сохранившийся до настоящего времени.
Археологические раскопки, проведении профессором Н.Н. Ворониным, показали, что новый храм был поставлен на фундаменте старого с частичным использованием в нижних частях стен древнего белого камня. По-видимому, первоначальный храм Спаса по своим формам был близок к церкви Покрова на Нерли, возведенной годом позже. Это был небольшой четырехстолпный крестово-купольный собор, украшенный аркатурно-колончатым поясом с резьбой. Полы были выложены поливными плитками.
Возводя в XVIII в. новую церковь, строители стремились как бы повторить ее прежний облик: в убранстве фасадов использованы аркатура и членение лопатками на прясла, вход оформлен перспективными порталами, оштукатуренные стены имеют разгранку под белокаменную кладку. Однако еще в большей степени мастера отдали дань времени. В архитектуре Спасо-Преображенской церкви ясно просматриваются черты барокко. Об этом свидетельствуют и многопрофильный карниз четверика, и сложные по рисунку фигурные наличники окон, и очень динамичное завершение верха в виде круто поднимающейся кровли с возвышающимся над ней двухъярусным восьмигранным барабаном, увенчанным луковичной главой.
Своеобразно решен интерьер. Высокий двусветный бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с выходом в световой барабан, представляет собою светлое и свободное помещение. Три арочных проема ведут в просторную апсиду в виде конхи с глубокими оконными распалубками.
Пытаясь подражать формам древнего здания, строители повторили в огрубленном виде аркатурно-колончатый пояс, членение лопатками, перспективные порталы входов, имитировали в штукатурке «белокаменную» кладку.
Уцелела старая колокольня: она «удержала древний характер - шатровый верх», упоминаемый краеведами в 1850 и 1857 гг.: «<...> в ней ничего не осталось от старины, исключая двух крестов <...> и только церковный фриз и шатровый верх колокольни доказывают еще старину ее». Можно предположить, что колокольня появилась одновременно с трапезной церковью 1678 г., поскольку являлась ее продолжением. Шатровую колокольню показывает гравюра по рисунку 1764 г. После 1857 г. старую шатровую колокольню заменили новой - с невысоким шпилем, возможно, на том же двухъярусном четверике с поясом изразцов. Именно на колокольню ориентирована Спасская улица, что очевидно не только ныне, но видно и на открытках столетней давности, и на «чертеже» 1715 г. Трапезную церковь неоднократно увеличивали новыми пристройками.
В Топографическом описании г. Владимира 1784 г. мы находим следующие сведения об этой церкви: «церковь Преображения Господня с приделом Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи, другая трапезная во имя святаго Николая Чудотворца каменная, построены издавна».
В 1797 г. были составлены и посланы в Московскую Межевую канцелярию сведения о Владимире, где о Спасской церкви сообщалось: «Преображения Господня каменная, при ней другая, святителя и чудотворца Николая об одном этаже, которые прежде были монастырскими, а ныне Владимирского внутреннего Латышева полку полковые, в котором году оные построены и кем именно, за неимением на то записей, неизвестно».
В 1806 г. в Спасской церкви выполнял живописные работы И.Ф. Строкин, принадлежавший к семье потомственных иконописцев Архиерейского дома.

В 1849 г. в Никольской церкви был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в августе 1872 г. при храме открылась библиотека.

В 1872 г. причт Преображенской церкви состоял из священника, диакона и пономаря.
В 1875 г. Спасской церкви священник Григорий Архангельский, за усердное преподавание Закона Божия нижним чинам Владимирской местной и учебной команды и писарского класса, вследствие ходатайства Воинского Начальника, Его Высокопреосвященством награжден набедренником.
13-го декабря 1876 г. диакон Спасо-Преображенской церкви Николай Виноградов перемещен в Александровский женский монастырь на место умершего диакона Богданова. К Спасо-Преображенской церкви 15-го декабря определен заштатный причетник Петр Соколов.
В 1877 г. объявлена благодарность Его Высокопреосвященства статскому советнику Алексею Николаевичу Шемякину за пожертвование в Спасо-Преображенскую церковь на престол и жертвенник бархатного одеяния в 150 руб. сер., дароносицы и металлического посеребренного ковчега для хранения св. даров в 85 руб. и атласной напрестольной плащаницы в 25 руб., а всего на 260 руб.

В Спасской церкви три престола: в холодной – в честь Преображения Господня, в теплой – в честь св. Николая Чудотворца и Божией Матери «всех скорбящих радости»; последний престол освящен в 1849 г. Из предметов древности здесь хранились: 1) серебряный потир с следующей надписью: «7146 (1638) лета сей потиръ приложилъ въ дому къ Спасу Золотоворотскаго монастыря Владимирецъ огородный оброчникъ Илья Ивановъ сынъ Трегубовъ – при своемъ животе по своей душе и по своихъ родителехъ». 2) Напрестольный крест с надписью: «лета 7166 (1658) марта въ 25 день зделанъ сей крестъ съ мощами въ монастырь Всемилостиваго Спаса, что въ городе Владимире у Златыхъ вратъ; а данъ сей крестъ того же города Владимира Иваномъ Федосьевымъ сыномъ Горяиновымъ по своихъ родителехъ въ вечный поминъ»… [1]
В 1882 году Владимир Михайлович Тарасов был избран церковным старостой Спасо-Преображенского храма и всегда с готовностью откликался на помощь приходу. Например, в 1899 году пожертвовал 1600 рублей на написание икон и на покупку ковров.
Причта по штату положено – священник и псаломщик. Причт пользовался только доходами от служб и требоисправлений,- получалось в год 800 рублей. Церковных домов для причта не было. [1]
В приходе Спасской церкви по клировым ведомостям 1895 г. числилось: 105 душ муж. пола и 127 жен. пола; все православные и жили в городе Владимире. [1]
В 1913 г. церковь не владела землей, клирики состояли на казенном жалованье.
19-го мая 1916 г. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Шуйский совершил Божественную литургию в Кафедральном соборе. За литургией возведен в сан протоиерея священник Спасской гор. Владимира церкви Алексий Владычин.

В шестой день августа, день Св. Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Второй Спас, совершается из Успенского собора пред литургией крестный ход в Спасо-Преображенскую приходскую церковь, по случаю храмового праздника и в память того, что Господь в последний год Своей земной жизни взошел с учениками на гору Фавор помолиться и явил некоторым из них такую славу своего Божества, видение которой поддержало бы их веру, когда увидят Его распинаема. По прибытии крестного хода в Спасскую церковь, совершается литургия Преосвященным Владыкой, по окончании которой освящаются приносимые в этот день в храм яблоки и грозды винограда. Яблоки раздаются богомольцам. Это благочестивое обыкновение перешло в Россию из Православной Греции, где к настоящему дню поспевает виноград; почему в молитве и испрашивается благословение Божие преимущественно для гроздий, которыми особенно изобилуют страны восточные. В большей части нашего Отечества, за исключением привозного, нет винограда, но Провидение благословило нашу страну многими другими плодами, которые вместо виноградных гроздов и приносятся в храм для освящения. По окончании сего, крестный ход в прежнем порядке возвращается в собор (Орлов В.М. Крестные ходы, совершаемые в городе Владимире. Год издания: 1902.).

20 июля 1920 г. между местными органами советской власти и верующими было подписано соглашение о безвозмездной передаче прихожанам Спасского и Никольского храмов, приходы которых принадлежали к Патриаршей («тихоновской») Церкви.
В 1920 г. была составлена опись церковного имущества. В 1922 г. комиссия Помгол (Помощи голодающим) изъяла из Спасской церкви 6 ф. 36 зол. серебра.
В г. Владимире центрами «старо-церковного» или «тихоновского» направления стали Троицкий, Пятницкий и Спасо-Преображенский храмы. После ареста в 1922 г. владыки Афанасия «обновленцы» пишут доносы на протоиерея Алексия Владычина (настоятель Спасо-Преображенского храма), игумению Олимпиаду (Медведеву) и иеромонаха Германа. Протоиерей Алексий Владычин отказался от предложения епископа Серафима (Руженцова) организовать обновленческую группу «Церковь Возрождения». Он же выступал против обновленцев в проповедях, возил письма епископа Афанасия (Сахарова), чью заметку об отношении к ВЦУ хранил у себя, к митрополиту Сергию в Нижний Новгород и обратно. В обновленческом журнале «Церковь и жизнь» (1922. №1. 1-15 ноября. с. 7), в разделе «Постановления Владимирского Епархиального Управления» сообщалось: «Уволен за вредную для обновленческого движения деятельность и агитацию от должности благочинного г. Владимира протоиерей Алексей Владычин и на его место назначен временно протоиерей М. Тихонравов». 7 октября 1922 г. «обновленческое» епархиальное управление освобождает протоиерея Алексия Владычина от должности благочинного и назначает на это место протоиерея Михаила Тихонравова, но протоиерей Алексий не подчинился данному решению и не сдал дел новому благочинному, пытался созвать Владимирское духовенство и церковных старост. Устав «Живой Церкви» он не подписал, считая, что устав должен быть рассмотрен на приходских собраниях каждой церкви г. Владимира, так как «хранителем чистоты веры и правила является православный народ, как тело Христовой Церкви».
10 июля 1923 г. протоиерея Алексия арестовали по обвинению в разжигании контрреволюционных настроений среди верующих по ст. 69 УК РСФСР за контрреволюционную агитацию. В доносе уполномоченного обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ) во Владимире протоиерея Авророва говорилось, что протоиерей Алексий Владычин является «ярым ненавистником существующей соввласти, по убеждениям примыкающий к монархическому строю», что он «очень тонко проводит среди верующих разложение против существующего строя путем всяких бесед и т.п. выступлениями, каковые на революционной почве подтасовываются под контрреволюцию. При сборищах у местного торговца Гончарова ведут всякую подготовительную работу».
В протоколах допросов отца Алексия указывается, что он не признал себя виновным; говорил, что пропаганды против советской власти не вел, так как считал «непозволительным вмешиваться в такие дела, которые имеют не церковный, а государственный характер». Решением «тройки» НКВД он был приговорен к высылке в Сибирь на 2 года, но 5 ноября 1923 г. его освободили под подписку о невыезде.

27 августа 1923 г. при этой церкви зарегистрировалась община.
«Закрыть Спасскую церковь. Ходатайство коммунальников. На днях на собрании членов профсоюза коммунальников (в том числе и рабочих пожарной команды) поставлен был вопрос о расположенных рядом с пожарной каланчей трех церквах. Спасская церковь находится всего лишь в 20 шагах от каланчи, Георгиевская - в 40 шагах, Златовратская - в 100 шагах. Постоянный трезвон в этих церквах отвлекает пожарников, от повседневной работы... нарушает покой отдыхающих пожарников. Обсудив все это, собрание коммунальников решило: ходатайствовать о закрытии Спасской церкви и о запрещении колокольного звона в Георгиевской и Златовратской церквах» («Призыв», 29 июня 1928). 19 октября Горсовет рассматривал ходатайство и постановил «передать этот вопрос в административно-правовую секцию Горсовета для детальной проработки». 30 ноября 1930 г. правление союза коммунальников постановило поддержать это ходатайство пожарной команды. Однако церковь оставалась действующей.
22 апреля 1929 г. был составлен акт технического осмотра Спасской церкви, который установил многочисленные трещины, повреждения и неисправности. Комиссия по осмотру пришла к заключению, что необходимо расторгнуть с общиной договор, здание летней церкви представить в распоряжение Горсовета, а зимнюю «ввиду крайней ветхости и нецелесообразности производства ремонта» разобрать.
Община продолжала посещать свой храм и 5 июня 1930 г. перерегистрировалась в окружном административном отделе. Список членов указывает 128 человек. 21 июня 1930 г. церковь была вновь осмотрена и назначена страховая оценка летней и зимней церквей и сторожки, которая определила размер налогов. В 1930 г. вновь составлена опись имущества, а 2 декабря возобновлен договор с той же общиной.
20 мая 1932 г. горсовет постановил снять колокола с Николо-Кремлевской, Троицкой и Спасской церквей. На колокольне последней висело 5 колоколов общим весом 100 пудов. 17 июня 1933 г. исполнительные органы четырех церквей - Николо-Галейской, Вознесенской, Спасской и Сретенской - отправили в горсовет заявление о добровольном пожертвовании колоколов своих церквей «на нужды строительства государства».
8 мая 1935 г. проводилась проверка имущества в Спасской церкви г. Владимира, выявившая отсутствие серебряных изделий весом 39 кг, что составляло 27400 рублей. После проведенной 14 июня перепроверки имущества по предоставленной верующими описи выявилось отсутствие уже только 25 кг (17700 рублей), т.к. некоторые вещи не существовали, а у некоторых был завышен вес. Верующие уплатили 4400 рублей и 23 августа подали жалобу во ВЦИК, утверждая, что стоимость отсутствующего имущества изначально не превышала 6500 рублей. 13 июня 1935 г. горсовет жаловался на Николо-Галейскую и Спасскую общины в облисполком, а 23 июня постановил расторгнуть договор со Спасской общиной из-за неуплаты этой суммы. Однако 14 июля 1935 г. облисполком возвратил горсовету постановление о расторжении договора, так как порядок расторжения был не совсем соблюден. 5 октября 1935 г. горсовет предъявил Спасской общине требование произвести ряд ремонтных работ, причем очень быстро, к 15 ноября. Община пожаловалась в Ивановский облисполком, и тот рекомендовал горисполкому продлить срок ремонта. Вновь было осмотрено здание церкви, и городской инженер составил докладную записку. Но 25 октября 1935 г. горсовет вновь принял постановление о расторжении договора. А 5 декабря вмешалось еще одно действующее лицо - обновленческая община, которая подала документы на регистрацию «двадцатки» и передачу ей Спасского храма, его имущества и сторожки. 7 декабря 1935 г. горфинотдел изъял драгоценности из Спасской церкви и опечатал ее. 23 декабря старая община (сторонники патриарха Тихона) попробовала вернуть свою церковь, но оказалось, что она опоздала, и вскоре, 4 января 1936 г., зарегистрировалась обновленческая община. 2 февраля старая, тихоновская община написала жалобу в горсовет с просьбой вернуть храм, так как тихоновцы теснятся в оставшихся двух незакрытых церквах, а у обновленцев нет молящихся, и церковь пустует даже в большие праздники. В сентябре 1936 г. тихоновцы попытались вновь зарегистрировать общину, собрав около 25 подписей.
После 1935 года протоиерей Алексий перешел служить в Никитскую церковь г. Владимира. Его авторитет как священника строгого и милостивого среди владимирцев был необычайно высок. Из следственного дела 1937 г. известно, что в 1926 г. о. Алексий арестовывался еще раз, после чего был выслан в административном порядке на два года, но дело о высылке в архивах УФСБ РФ по Владимирской пока не обнаружено. 13 октября 1930 г. протоиерея Алексия Владычина вновь арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной организации «Союз спасения Родины и Революции». Отец Алексей не признал себя виновным в контрреволюционной агитации. 19 октября 1930 г. постановлением тройки НКВД он был приговорен к трем годам заключения в концлагере.
По воспоминаниям Н.С. Фиолетовой, келейницы святителя Афанасия Ковровского, духовные чада владыки в его отсутствие исповедовались у отца Алексия Владычина. Он организовывал денежные сборы для оказания материальной помощи высланному, якобы, за контрреволюционную деятельность духовенству, проводил тайные крещения детей дошкольного возраста (в том числе и детей коммунистов, тайком, без ведома родителей). 7 октября 1937 г. он вновь был арестован ГО НКВД как участник контрреволюционной группы, но и на этот раз о. Алексий не подписал постановление о предъявлении обвинения и протокол допроса, во время которого не признал себя виновным. Обвинительное заключение составили на основании показаний свидетелей и других проходивших по делу лиц. 15 ноября 1937 г. отца Алексия приговорили к высшей мере наказания - расстрелу, а 17 ноября приговор привели в исполнение. Вероятное место захоронения - кладбище «Валино» в г. Иваново. Двое сыновей священника - Григорий и Евгений - также были репрессированы.

26 октября 1937 г. от бывших членов общины Спасской церкви г. Владимира была жалоба М.И. Калинину на решение суда, проходившего 10 апреля того же года, по вопросу о похищенных ценностях - каждому начислили по 368 рублей штрафа. По утверждению верующих, 26 февраля в комиссии по переоценке не было ювелира-эксперта (хотя представитель райфинотдела Копытов утверждал обратное, т.е. совершил обман суда, и это осталось без внимания); в итоге за восьмикилограммовую посеребренную медную икону Александра Невского начислили штраф как за серебряную - 5600 рублей.
Церковь, будучи обновленческой, не пользовалась популярностью, поэтому община не смогла содержать церковь - не было средств на ремонт храма. 16 декабря 1937 г. горсовет г. Владимира вынес постановление закрыть церковь «как бездействующую ввиду отсутствия общины и служителей культа».
На заседании президиума Владимирского городского совета 28 июля 1938 г. было принято решение о «ликвидации Спасской летней и зимней церквей». В сентябре храмы были закрыты. Спасский храм в 1938 г. передали владимирской конторе «Заготзерно», к 1948 г. оба храма использовал трест Облзаготзерно.
В 80-х - нач. 90-х гг. Спасская церковь использовалась как склад декораций Владимирского обл. драмтеатра, а в теплой Никольской размещались реставраторы и художники Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
15 марта 1993 г. оба храма были возвращены Русской православной церкви. Спасский храм освящен 15 марта 1997 г.


Главка Спасской церкви


Колокольня Никольской церкви

Часовня в память 2000-летия христианства

Мемориальная часовня была сооружена в память 2000-летия христианства.
Архитекторы: В. Константинов, Трофимов Александр Николаевич. Мастер белокаменной резьбы: С. Лопухов.
Часовня была освящена Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием 6 ноября 1998 г.







Вид на Спасскую церковь из Патриарших садов

Вид с смотровой площадки Парка Пушкина на Спасскую церковь

19 июля 1998 года, по церковным данным, во время воскресной литургии в Спасской церкви во Владимире было отмечено чудесное явление на иконах. Утром, во время литургии, на иконе Иоанна Крестителя стала выступать маслянистая жидкость. Вечером того же дня во время чтения акафиста икона вся сверху донизу покрылась маслянистыми струями. После этого на разных иконах стали появляться капли мирры.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Площадка для отдыха на Спасском холме.
Экспозиция «Старый Владимир» в старой Водонаполной башне.
Улица Георгиевская.
Улица Большая Московская.
Монастыри и храмы гор. Владимира.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (04.05.2015)
Просмотров: 10868 | Теги: Владимирское благочиние, церковь, Владимир | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru