Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.09.2019
20:33
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [135]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1094]
Суздаль [345]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [367]
Музеи Владимирской области [59]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [80]
Юрьев [198]
Судогда [84]
Москва [42]
Покров [110]
Гусь [123]
Вязники [230]
Камешково [66]
Ковров [295]
Гороховец [95]
Александров [216]
Переславль [99]
Кольчугино [62]
История [29]
Киржач [68]
Шуя [92]
Религия [4]
Иваново [47]
Селиваново [28]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [67]
Писатели и поэты [12]
Промышленность [68]
Учебные заведения [31]
Владимирская губерния [29]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [30]
Муромские поэты [5]
художники [4]

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 21
Пользователей: 1
Николай

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Златовратская часовня в городе Владимире

Златовратская часовня в г. Владимире

Первые довольно подробные сведения о Владимирской Златовратской часовне находим в архивных документах половины XVIII века, когда относительно ее возникло во Владимирской консистории большое и долго тянувшееся дело.
Повод к возникновению этого дела подал один старик из богадельни, который в течение нескольких лет сряду собирал в часовне подаяние от доброхотнодателей и в собранных деньгах не давал никому отчета. 1 Июля 1767 года об этом неизвестном старике било суждение в духовной консистории. Консистория признала, что «ведать eй, куда оное подаяние старик употребляет. весьма надлежит», и постановила допросить его подробно обо всем — об его происхождении, полномочиях на сборы в Златовратской часовне, назначении собираемых и собранных раньше денег, а равно о тех священных предметах, которыми часовня была украшена раньше до его поселения при часовне. На допросе старик дал показание, красноречиво свидетельствующее о крайней запущенности как Златовратской часовни, так и Ризоположенской церкви, к которой часовня принадлежала.
«Зовут меня, показал на допросе старик, Иван Максимов, от роду мне более 90 лет, а колико точно, того сказать не упомню. С малолетства своего даже до вступления в старость жительство я имел вотчины Спасского Златовратского монастыри в д. Ченцове, что ныне Пустошь, а потом по прошению определен в состоящую близ Златых арат богадельню, в которой я находился более лет 20 и питался от подателей милостынею; лет шест тому назад, с повеления находившегося при церкви Ризположения, что на поминаемых Златых вратех, священника Ильи Иванова, который ныне имеется Владимирского уезда в с. Крутце, велено мне в реченной часовне быть и собирать на постановление к имеющимся в той часовне святым образам свеч от доброхотнодателей деньги, а письменного виду на то как от оного священника, так и ни от кого я, Иван, не имею и сколько в той часовне каких образов и при них всяких порознь венцов, прикладов и прочего, что бы к той часовне принадлежало, заподлинно сказать не упомню».
На слабость памяти ссылался Иван Максимов, когда его допрашивали и о количестве собранного подаяния в прошлые годы. Он только утверждал, что все собранное без остатка пошло на свечи в часовне и на возобновление некоторых обветшавших образов. Образа возобновлены были, по его словам, диаконом местного Успенского собора, за что диакону заплачено было в свое время два рубля. Ныне из собранных денег, по заявлению старика, имелось всего 50 коп. В каком количестве я когда расходовались прочие собранные деньги, того он не может припомнить.
Когда окончился допрос старика, вызвали в консисторию священника с. Крутца Илию Иванова, от которого потребовали подробного разъяснения всех обстоятельств, относящихся с самовольному сбору Иваном Максимовым денег в Златовратской часовне. Священник показал, что в бытность его при Ризоположенской церкви в Златовратскую часовню подаяния и сбору ни от кого не было. В июле месяце 1754 г. он дозволял старику Ивану Максимову в той часовне быть и иметь смотрение за находившимися там образами, дозволил «ни на каком основании, а так просто». С июля 1754 г. по август 1755 г. старик собрал и вручил священнику 21 коп., каковые деньги употреблены были на свечи в Ризоположенскую церковь.
По снятии допросов со старика и с священника села Крутца, консистория постановила священника отпустить обратно домой, а старика отправить в Златовратский монастырь, к вотчине которого он принадлежал, и велеть игумену монастыря поступить с ним по своему усмотрению, дабы он праздно не шатался. Что же касается часовни, то «дабы оная и бываемое в ней подаяние впредь без надлежащаго присмотра и наблюдательства не были», консистория распорядилась быть ей под ведомством и смотрением Спасского Златовратского монастыря в виду близкого местонахождения ее около этого монастыря. Игумену монастыря Иоасафу приказано было составить подробную опись священных предметов часовни в представить в консисторию.
В октябре месяце 1761 года требуемая опись была составлена. Опись эта является единственным и довольно подробным источником. откуда можно почерпнуть сведения о внешнем виде Златовратской часовни и ее святынях. О Златовратской часовне она сообщает следующее.
Часовня, как видно из описи, находилась вне Золотых ворот, стояла «близ их». Устроена она была из дерева и крыта дранью. Вверху часовня увенчивалась железным крестом. Внутри часовни помещались девять образов. Прямо от входа стоял образ Распятия Господня, писанный красками, на нем венец серебряный, золоченый; в длину образ имел 3 аршин; пред ним висела лампада жестяная. По правую сторону часовни находились: 1) Обрат Николая Чудотворца, с медным венцом, с репьями, и на том же образе образ Спасителя и Богородицы с такими же венцами; длина образа 1 ¾ арш.; пред ним лампада жестяная. 2) Образ Воскресения Христова с апостолами, на нем 4 венца медных, золоченых; мерою образ 7 вершков. 3) Образ всех скорбящих Богородицы, по полям оклад медный золоченый; мерою икона на 6 вершков. 4) Образ Иоанна Воинственника, такой же. 5) Образ Воскресения Христова с разными святыми, такой же. 6) Образ Пресвятой Богородицы Владимирской, мерою 12 вершков. С левой стороны часовни помешались: 1) Образ Пресвятой Богородицы Ризоположения, на нем венец серебряный, гладкий, цата серебряная, с репьями, позолоченая; мерою образ в длину один аршин; пред ним лампада жестяная. 2) Образ Николая Чудотворца, на нем венец и цата серебряные, басебные; над ним на киоте образ Спаса Нерукотворенного, на нем венец серебряный, басебный, да на прочих святых четыре венца серебряные, басебные, золоченые; мерою образ в длину с киотою 11 вершков; пред образом лампада жестяная. В часовню вели досчатые створчатые двери с внутренним железным замком.
Составлением описи, кажется, и ограничились главнейшие заботы Спасского монастыря о Златовратской часовне. По-видимому, она по-прежнему находилась под наблюдением старика Ивана Максимова, продолжавшего производить сбор от доброхотнодателей. С 1764 года положение часовни еще более ухудшилось. В этом году Спасский Златовратский монастырь был упразднен, и часовня осталась уже без всякого призора.
В 1767 году Златовратская часовня своею запущенностью и беспризорностью обратила внимание преосв. Павла, епископа Владимирского. 10 июня 1767 года, по его изустному приказанию, к Золотым воротам прибыл копиист дух. консистории Петр Степанов и запечатал часовою консисторской печатью.
В таком виде часовни оставалась, впрочем, недолго. 9 Июля того же года благочинный смотритель г. Владимира священник Никольской церкви Петр Степанов, проходя мимо Златовратской часовни, нашел ее распечатанной. При часовне жительство имел известный уже нам старик Иван Максимов. Благочинный смотритель допросил старика, кем и по какой причине часовня была распечатана, но старик ничего определенного ему не хотел сказать. Позвали Максимова вторично в консисторию, но и здесь не могли добиться от него никаких точных сведений.
«Когда означенная часовня запечатана, показал он на допросе, а также кем та часовня и когда отперта и распечатана, того я, Иван Максимов, зa старостью и дряхлостью своею не знаю и ни от кого не слыхал; помыслом же своим мню, что оная от часовни печать сорвана играющими при той часовне в разных числах обывательскими малыми детьми. Я же в той часовне никогда не бывал, а только в некоторые времена при той часовне сидел и от подателей просил милостыню».
Консистория отпустила старика и приказала забрать справки о Златовратской часовне и представить к рассмотрению. Что было определено впоследствии, по наведении справок неизвестно. Кажется, этим дело и ограничилось.
О дальнейшее участи Златовратской часовни мы не имеем точных сведений. 28 Июля 1778 года во Владимире был большой пожар. Достоянием огня сделалось несколько храмов, расположенных, в так называемом, Земляном городе, в том числе и храм Положения Ризы Пресвятой Богородицы на Золотых воротах. Во время этого пожара кровля на Ризположенском храме, все внутренние украшения его и утварь сгорели, и храм оставался в совершенном запустении до конца ХѴIII вей. Несомненно, в это время погибла и обветшавшая, крытая дранью Златовратская часовня. Ризположенский храм в конце ХѴIII в. был восстановлен и существует до сих пор,— от часовня же не осталось никаких следов. Неизвестно даже точно то место, где она стояла.

Источник: Малицкий Н. Из прошлого Владимирской епархии. Вып. 1. 1904 г.
Ризположенская церковь на Золотых воротах.
Храмы гор. Владимира
Владимирская епархия.

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (16.08.2019)
Просмотров: 23 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика