Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
26.06.2017
08:27
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 305

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [562]
Суздаль [215]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [162]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [42]
Юрьев [85]
Судогда [24]
Москва [41]
Покров [45]
Гусь [44]
Вязники [113]
Камешково [42]
Ковров [125]
Гороховец [25]
Александров [85]
Переславль [79]
Кольчугино [20]
История [14]
Киржач [34]
Шуя [59]
Религия [2]
Иваново [21]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Музеи Владимирской области

Золотые Ворота города Владимира

ВЛАДИМИРСКИЕ ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА



Никоновская летопись, сообщая о расширении оборонительного пояса Владимира Андреем Боголюбским, подчеркивает, что князь «град Владимерь заложи велик зело попремногу болши первого (Мономахова среднего города)». В Ипатьевской летописи указываются и крайние точки выросшего города: «Князь же Андрей бе город Володимерь силну устроил, к нему же ворота златая доспе, а другая серебром учини».


План Владимира XII-XIII вв. (по Н.Н. Воронину).

Цифрами на плане обозначены:
I - город Мономаха (Печерний город); II - Ветчаной город; III - Новый город; IV - детинец;
1 - церковь Спаса; 2 - церковь Георгия; 3 - Успенский собор; 4 - Золотые ворота; 5 - Оринины ворота; 6 - Медные ворота; 7 - Серебряные ворота; - Волжские ворота; 9 - Дмитриевский собор; 10 - Вознесенский монастырь; 11 - Рождественский монастырь; 12 - Успенский (Княгинин) монастырь; 13 - Торговые ворота; 14 - Ивановские ворота; 15 - ворота детинца; 16 - церковь Воздвижения на Торгу.
Золотые ворота расположены в крайней западной точке княжеской части города. Серебряные Ворота находились на противоположном восточном конце города, в самой вершине его треугольника: около Серебряных ворот в 1174 г. происходила встреча гроба с телом князя Андрея, убитого в Боголюбове; эти ворота, еще сохранявшиеся в XVI в., называются в источниках «Андреевскими». На всем этом громадном протяжении город опоясали насыпные земляные валы с шедшей по их гребню рубленой деревянной стеной. От Серебряных ворот они шли на запад, смыкаясь с поперечным рвом и валом Мономахова города, в который вводили с этой стороны Ивановские ворота. Остаток северной линии валов восточной трети города уцелел до наших дней под именем Зачатьевского вала. Далее на запад, от западного поперечного рва и вала старой крепости, новые валы прерывались рядом ворот. В самом северо-восточном углу Нового города располагались Медные ворота; от них вал шел по краю обрыва городского холма вдоль по Лыбеди, загибаясь к югу по границе, очерченной глубоким оврагом (Никитский спуск); в верхнем конце оврага вал прорезали Иринины ворота. Они были одновременно важной боевой башней на западной линии обороны города, которая здесь выходила на равнинный участок. В его центре и стояли Золотые ворота.
Перед валом был глубокий ров, соединявший овраг с начинавшимся к югу от Золотых ворот встречным оврагом, идущим к Клязьме. Вдоль рва и оврага снова шел вал (Козлов вал), прикрывавший с запада большую амфитеатрообразную впадину в городских высотах. Со стороны Клязьмы этот участок был, видимо, прикрыт только рубленой стеной с башнями, спускавшейся вниз к устью оврага (Муромского спуска) как с угла Мономахова города на запад, так с юго-западного угла Нового города - на восток; стены смыкались у деревянной башни Волжских ворот, стоявшей в устье оврага почти на берегу Клязьмы.
От Волжских ворот города начинался Старо-Рязанский тракт, который проходил вдоль русла рек Поль и Бужа, в обход озер – к левому берегу Оки, на Рязань.
Так сложилась оборонительная система Владимира в итоге Андреевского строительства 1158-1164 гг.

Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков.
Постройка сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве.
На боевую площадку выводила небольшая дверь с арочным верхом в южной стене ворот, прорезанной на всю высоту внутренней каменной лестницей, поднимавшейся изнутри города. На западном косяке этой двери сохранились древние графитти преимущественно в виде крестов, процарапанных, по-видимому, выходившими на площадку воинами. В стене противоположной двери имеется кирпичная закладка в форме арки; возможно, здесь была вторая дверь, через которую выходили с лестницы и настила на вал, однако так ли это было в действительности, сказать трудно, так как дверь при этом выходила бы в толщу насыпи вала, гребень которой был несколько выше ее. Что здесь, на средней площадке лестницы, все же скрещивались два людских потока, свидетельствует значительный раструб белокаменных стен, выровненный теперь кирпичом.
Деревянная лестница вела далее на верхнюю боевую площадку ворот, в центре которой была надвратная церковь. Реальная оборонительная роль верхней боевой площадки выясняется рассказом летописи об осаде Владимира татарами. Когда татары во время переговоров с осажденными привели к воротам захваченного в плен московского князя Владимира Юрьевича, то осажденные были наверху ворот: «володимирци пустиша по стреле на татар и татары тако же пустиша по стреле на Золотые ворота» (вариант: «на город и на Золотые ворота»); и дальше: «Всеволод же и Мстислав стояста на Золотых воротах и познаста брата своего Володимера». Очень вероятно, что лестница освещалась небольшим узким окном, помещенным в ее верхнем марше и выходившем на западный фасад ворот: как увидим ниже, на миниатюре Лицевого летописного свода XVI в. изображено окно но с другой (северной) стороны арки, где оно явно не могло быть, так как северный пилон ворот монолитен.
В целях наилучшего сцепления с примыкавшими по сторонам ворот насыпями валов их боковые стенки, пирамидально расширяющиеся книзу, прорезаны глубокими нишами с полуциркульным верхом. На северном фасаде их пять, идущих сверху до низу, не прерываясь; их очертания очень неправильны, линии простенков не вертикальны, - только в верхней части, не прикрытой валами, они получают более или менее правильную форму (может быть, вследствие капитальной починки). Благодаря устройству внутренней лестницы, ниши южной стены имеют иной характер: лестница их прерывает.


Золотые ворота. Реконструкция А.В. Столетова.

Надвратная церковь Положения риз Богоматери - типичный маленький квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада. Можно думать, что подобно башням Успенского собора и Боголюбовского дворца Золотые ворота имели и в XII в. пирамидальный шатровый верх, возможно крытый листами золоченой меди. Никольский полагал, что надвратная церковь «по исключительности своего местоположения, имела и свою особую, единичную в своем роде, форму, совершенно отличную от всех других современных храмов.
Снаружи перед воротами шел глубокий ров с постоянным, а не подъемным деревянным мостом, который, в случае опасности, мог просто сжигаться; никаких следов устройства подъемных механизмов моста Золотые ворота не имеют, равно как в самой арке ворот не было дополнительной падающей решетки (герс). Всеми этими чертами памятник очень сближается с киевскими Золотыми воротами, насколько можно судить об этом по их развалинам и главным образом по сохранившимся рисункам.


Золотые ворота. Реконструкция Е.И. Дешальта.

Зимой 1238 г. с этой равнинной стороны был направлен главный удар татарского штурма. Отсюда по городским стенам били тяжелыми камнями татарские «пороки»; отсюда же, завалив хворостом ров, враги ворвались «по примету» в город сквозь пролом в деревянной стене против церкви Спаса. Из летописных текстов не видно, чтобы татары тратили силы на осаду каменной твердыни Золотых ворот; видимо, не на них направлялся и обстрел пороков. Но несомненно, что, захватив город, татары ободрали драгоценный «тяжкий товар» - золоченую медь с сорванных створ ворот, а может быть и с верха надвратной церкви.
Название ворот Золотыми объяснялось различно. Высказывалось предположение, что их имя напоминало о Золотых воротах «матери городов русских» Киева, с красотой и значением которого конкурировала столица Боголюбского. Другие полагали, что «на фасадах» ворот были какие-либо позолоченные украшения; наконец, что золоченой медью были окованы самые полотнища ворот или верх здания. Все эти предположения вполне правдоподобны и не исключают одно другого. Идея самого сочетания проездной крепостной башни с торжественной «триумфальной аркой» главных ворот, равно как и самое их название, несомненно навеяна киевскими Золотыми воротами. Золоченая медь, обильно применявшаяся в декоративной отделке храмов андреевского времени и создававшая в глазах современников обманчивый эффект убранства зданий «золотом», была, несомненно, применена в обработке главных ворот Владимира. Ею мог быть покрыт и верх надвратного храма, а в то же время толстыми листами золоченой меди могли быть покрыты тяжелые дубовые створы, замыкавшие проезд. К последнему склоняет также и текст «Сказания о чудесах», где говорится, что народ сошелся любоваться красотой ворот, и тут-то и вырвались их петли; это ясно свидетельствует о богатой отделке полотнищ, может быть, не просто гладкими листами позолоченной меди, но и о какой-то художественной обработке этих листов.


Золотые ворота. Реконструкция С.В. Заграевского

В 1164 г. произошло освящение церкви Положения риз наверху Золотых ворот. К этому году относится и рассказ источников о катастрофе, постигшей только что законченное здание Ворот. В позднем житии князя Андрея говорится: «Тамо же созда великий князь Андрей и Златыя врата граду каменныя и на них церковь построил Положения риз Пресвятая Богородицы: и тогда народу многу сшедшуся зрети их красоты, известь же мокра сущи и врата падошася, и под ними дванадесять человек каменьем засыпа». Согласно этому тексту и также поздним изображениям этого сюжета в Лицевом летописном своде XVI в. и в росписи 1764 г. «палат» Андрея Боголюбского в Боголюбове, где представлено полное или частичное разрушение свода Золотых ворот можно было бы думать, что были рано сняты кружала, что и вызвало обвал части неокрепшей кладки. Однако более достоверный источник «Сказание о чудесах иконы Владимирской богоматери», составленное в первые годы княжения Андрея, ясно говорит о падении лишь самих воротных полотнищ: «бе бо еще не суха известь во вратех, абие же внезапу истергшися от стен врата и падоша на люди... и взяша врата, и видеша сущих под враты живых и здоровых». Это и было приписано «чуду» Владимирской иконы. На основании этого текста В.О. Ключевский полагал, что катастрофа и состояла всего лишь в падении воротных створ. Эта неполадка не помешала освящению надвратной церкви в 1164 г.

Миниатюра Лицевого летописного свода XVI в., иллюстрирующая сюжет падения Золотых ворот и «чудо» Владимирской иконы, изображает памятник достаточно ясно - это большая воротная башня, завершаемая нависающим зубчатым парапетом с машикули, из-за которого видна надвратная церковь, покрытая, очевидно, четырехгранным шатром; его основание передано в виде второго яруса парапета с круглыми «бойницами».

На документальном изображении Золотых ворот на плане Владимира 1715 г. Ворота стоят еще в черте земляного вала, который примыкает к ним с севера и юга. Основной массив здания, завершается двумя нависающими горизонтальными выступами; зубцов и машикули нет. Сзади видна кубическая надвратная церковь с тремя закомарами по фасаду, выровненными под прямой карниз; на нем стоят трехгранные кокошники, за которыми поднимается, видимо четырехгранный, довольно приземистый шатер, завершенный главкой. В сохранении шатрового верха ворот убеждает указание, что «до пожара, бывшего в 1778 г. 28 июля, Ворота были выше, и помнят даже, что шпиц их украшался огромным шаром».


Золотые ворота во Владимире. Чертеж фон Берка и Гусева. 1779 г.

Изображение Золотых ворот в росписи перехода на хоры собора Боголюбовского дворца, сделанной в 1764 г., т.е. до пожара 1778 г. (рис. в), дает, наряду с зубчатым верхом основной площадки ворот (но без машикули), небольшую надвратную церковь с плоским граненым шатром.

Сами Золотые Ворота и церковь, устроенная над ними, жестоко пострадали от татаро-монгольского разорения и долгое время были в полуразрушенном виде.
В XV в. Золотые ворота потребовали капитального ремонта. В литературе о Золотых воротах прошло незамеченным сообщение Ермолинской летописи, что в 1469 г. «во Владимире обновили две церкви камены, Воздвиженье в торгу, а другую на Золотых воротах, а предстательством Василия Дмитриева сына Ермолина». Это была одна из первых «реставрационных» работ, предпринятых московским правительством по «обновлению» памятников Владимира, представлявших для идущей к своей победе Москвы огромный художественный и политический интерес.
События нач. XVII в. снова вовлекли Владимир в полосу военных тревог, и Золотые ворота вновь потребовали ремонта: в 1641 г. известный московский зодчий Антипа Константинов составлял смету на их починку, но работы фактически были произведены лишь между 1687-1695 гг. Объем этих работ нам также неизвестен.
Церковь над Золотыми Воротами была возобновлена в 1687 г. и освящена в 1691 г., как это видно из заметки в делах патриаршего казенного приказа.


Золотые Ворота Владимира

Во время пожара, бывшего во Владимире в 1778 г., Золотые Ворота и церковь над ними сгорели.
На южной стене Золотых ворот, как и на северной, одновременно с кладкой их выложены были почти во всю высоту стены пять ниш, из которых средняя значительно шире боковых. Ниши эти сложены с той целью, чтобы входившая в них земля, присыпанных к воротам земляных валов, служила укреплением и связью их. Эта южная стена, главным образом, пострадала при реставрации Золотых ворот в 1795 году, когда присыпанные к воротам валы были отняты (в целях расширения главной улицы города), и к седой старине подставили угловые контрфорсы, которые позже были прикрыты круглыми башнями с фальшивыми амбразурами, между которыми были встроены с юга - помещение новой лестницы в церковь, а с севера - жилые помещения. Для возведения этих пристроек потребовалось разломать почти всю южную стену этого каменного старца. В это же время узкий и полутемный каменный вход — лестница, устроенный внутри южной стены одновременно с воротами, заменен новым, деревянным, широким и светлым, для устройства которого потребовалось разобрать почти до самого основания две из упомянутых ниш — среднюю — широкую и соседнюю с ней к западу — малую. У самой же крайней западной ниши разобрана лишь верхняя часть, заделанная впоследствии кирпичом. Кроме того, для той же надобности разобрана была вся верхняя половина белокаменного свода древнего внутреннего входа на ворота. Таким образом с устройством на южной стене деревянной лестницы оказалось два входа на верх здания ворот: древний внутренний каменный и новый — наружный деревянный. Дикий большой камень, видимый на втором марше деревянной лестницы, свидетельствует, что на месте ее была каменная стена, забученная диким камнем.
Кроме упомянутых пяти ниш на этой южной стене Золотых ворот заслуживает особенного внимания небольшая, и почти скрытая в земле белокаменная ниша.
До работ архитектора Чистякова (1795 г.), ворота еще сохраняли в неприкосновенности свой старый верх.

Составленный Чистяковым «Прожект, учиненной в плане и фасаде для укрепления и возобновления древнего здания» предлагал «церковь над вратами и те своды с перемычками, на коих оная основание имеет, поелику ветхи, то следовательно разобрать», а «потом вышеупомянутую церковь соорудить, в знак достопамятности, по прежнему ее расположению». Эти работы и были осуществлены: была разобрана надвратная церковь, а большой свод ворот переложен вновь из старого белого камня с добавкой кирпича; на новом своде была поставлена церковь измененного, по сравнению с проектом, характера. В этом виде памятник и дошел до нас, сохранив от XII в. лишь свой древний низ и оставив нам вопрос о характере своего первоначального верха.
Возобновлен храм был в 1810 г. усердием бывшего тогда во Владимире губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукого, затем она была ремонтирована в 1867 г.
В 1857 г. Владимирский купец 2-й гильдии П.В. Козлов изъявил готовность на свой счёт позолотить главу на Золотых воротах, воздвигнутых Андреем Боголюбским». Козлов Петр Васильевич 28 сентября сообщил губернатору, что «желал бы приступить к сему тотчас», но осеннее время заставило отложить золочение купола на Золотых воротах до весны. Пётр Васильевич Козлов с наступлением весны 1858 года приступил к золочению главы надвратной церкви Золотых ворот и уже в августе сообщил губернатору: «Глава на Золотых воротах здесь в городе окончательно в настоящее время мною вызолочена».



Проект приспособления церкви над Золотыми воротами под резервуар городского водопровода

2 июля 1864 года при строительстве первого водопровода во Владимире пострадали рабочие, прокладывавшие трубы в центре города. Этот инцидент стал поводом к изменению проекта, по которому в качестве водонапорной башни предлагали использовать Золотые ворота. Был подготовлен отчет о случившемся несчастье: «…На большой дороге, у Золотых ворот, обрушившейся на 5-аршинном пространстве глубины землею сдавило в канаве, где клали водопроводные трубы, двоих чернорабочих и машиниста, из которых один (временнообязанный крестьянин Гаврила Иванов 24-х лет) через час помер». Причиной стал «грунт земли» в том месте - «самый слабый, рассыпчатый».
Трагический случай разбирался на заседании Губернского правления. В результате городская водопроводная комиссия отказалась от устройства главного резервуара для водопровода на Золотых воротах. Вместо этого решили строить водонапорную башню на Козловом валу.

29 июня 1874 года, в день 700-летия кончины Андрея Боголюбского, в Золотых воротах была открыта часовня с иконами, а через нее и ход наверх. Средства на возобновление древней лестницы и устройство часовни в юго-восточной пристройке-башне Золотых ворот пожертвовали владимирские купцы П.Т. Седов и Н.В. Боровецкий.
Надвратная церковь Золотых ворот была бесприходной, то есть не имела своих прихожан и соответственно дополнительных доходов, а потому более других городских храмов нуждалась в частной благотворительности и заботливых церковных старостах. Павел Седов был старостой этого храма более четверти века! В 1874 году Павел Трофимович по своей инициативе и за свой счет провел ремонт церкви. Были покрашены стены, пол, иконостас, поправлена живопись... Для храма приобрели новые подсвечники, колокол... Из собственных средств Седов платил певчим и дьякону. Несмотря на преклонные лета и болезнь ног, он всегда приходил к службе.
В 1882 г. объявлена признательность Епархиального Начальства купцу Михаилу Терентьеву Овчинникову за пожертвование в Ризоположенскую церковь, серебряного вызолоченного ковчега для хранения св. даров и серебряной ризы на икону Архангела Михаила, всего на 120 руб.; старосте этой церкви купцу Павлу Трофимову Седову, за пожертвование 97 руб. на уплату за священническое облачение.
В г. Владимире, с благословения Владимирского Архипастыря, в первый раз был совершен крестный ход из Кафедрального Успенского собора к Золотым Воротам 23-го числа Июня 1888 года в честь Владимирской Божией Матери и в память 900-летия крещения Руси, по прошению частных лиц города. С тех пор, по прошению таковых, 23-го числа Июня ежегодно совершался крестный ход в преднесении иконы Божией Матери Владимирской; в стенах Золотых ворот соборным духовенством был отправляем молебен Спасителю, Божией Матери и Владимирским Чудотворцам, с чтением положенного акафиста Божией Матери, в честь иконы ее Владимирской, и служением водосвятного молебна.
«Престол в настоящее время (в кон. XIX века) в церкви один в честь положения ризы Господней. Когда произошла перемена в наименовании престола, неизвестно; вероятно при возобновлении церкви в 1810 г. Из предметов древности в церкви сохранился только Типикон, выхода 7190 (1682) г. В нем помещено предисловие, в конце коего сказано, что по составлении этого Типикона по поручению патриарха Иоакима прослушали его 10 митрополитов, 5 архиепископов и один архимандрит (имена всех их здесь названы). По листам этого Типикона надпись: «лета 7207 вел. господин преосвященный митрополит Суждальский и Юрьевский приложил сию книгу глаголемую устав выходу 7190 г. да с сею книгою приложил 12 миней месячных печатные вдесть выходу прошлаго 200 и 201 годов в церковь честнаго и славнаго пророка Предтечи крестителя Господня Иоанна, что на его архиерейском Московском дворе у пушечнаго двора… (далее в подписи перечисляются другия книги, паникадила, колокола и разныя священническия облачения, приложенныя в туже церковь)… Каким образом попала эта книга в Ризоположенскую церковь, неизвестно. На содержание церкви имеется билет в 73 р. Причта положено – один священник. На содержание его и на наем церковника выдается городскою управою 240 рублей в год. Церковного дома для священника нет» (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г.).

19 марта 1898 года Василий Иванович Вострухин стал церковным старостой надвратного храма единогласно. В должности состоял более 15 лет.
За эти годы, как свидетельствуют источники, он проявил по отношению к Ризоположенской церкви щедрую благотворительность и похвальную заботливость о нуждах храма. За несколько лет Василий Иванович потратил на содержание церкви более 8 тысяч рублей колоссальные деньги для того времени!
За постоянные труды, заботы и материальные пожертвования на пользу храма его наградили серебряными медалями на Станиславской и Аннинской лентах, золотой медалью на Станиславской ленте. За заслуги по духовному ведомству 6 декабря 1911 года Вострухину было пожаловано звание личного почетного гражданина.

Когда снова возбужден был вопрос о реставрации Золотых ворот, составлена была комиссия из лиц Владимирской Архивной Комиссии с приглашением члена Археологического Общества, для определения того, в чем должна состоять реставрация ворот. И в июле 1911 года, при всестороннем исследовании ворот, комиссия случайно натолкнулась на небольшую нишу в одном из чуланов южной стены восточного угла ворот. Судя по материалу и кладке, очевидно ниша эта сложена вместе с воротами, основание ее имеет тот грунт, на котором основаны и ворота. Так как в то время большая часть этой ниши была засыпана землей, то и высота ее имела 2 аршина, ширина в полуциркуле 2 ½ арш., а глубина 4 аршина. Наружная сторона ниши, так сказать обод ее выложен в замок из нетесаного белого камня, который от времени, а главное от сырости в этом чулане, настолько обветшал, что грозил разрушением. Свод ниши сложен в замок из туфа, обделанного в форму кирпича.
Передняя и левая стенки ниши выложены из белого тесаного камня, и, очевидно, сложены в позднейшее время, потому что стенки эти не имеют связи со сводами и стенами ниши. Получается, таким образом, предположение, что за стенками этими существовали или древние стены ниши, или пустота. Для здания Золотых ворот ниша эта, по-видимому, не имела никакого служебного значения — ворота легко могли обойтись и без этой ниши, а тем не менее она существует, и, при постройке здания, вероятно, нанесена была на план и предназначалась на какую либо необходимую потребность. Нужно полагать, что эта ниша, как и другие большие ниши, когда примыкал к ним земляной вал, была скрыта в земле.
Устроенная в самом низу южной стены Золотых ворот, в восточном их угле, ниша не служила ли в свое время люком — входом в тайник, или подземный выход из города на посад или в бывший в то время вблизи ворот лес?
По преданию, из Владимирского Успенского собора, к реке Клязьме, существует подземный выход или тайник, признаки которого случайно найдены в 1848 году на восточной стороне собора. Исторические сведения об этом соборе дают косвенный намек, что в самом соборе существует тайник, в котором в 1412 году ключарь собора Патрикий скрыл от внезапно появившихся во Владимире татар сокровища собора, которые еще и до сих пор не отысканы.
В то отдаленное от нас время, когда междоусобные войны, внезапные варварские набеги были почти обычным явлением на Руси; когда, поэтому, жизнь и имущество народа русского предавались огню, мечу и разграблению, тогда для защиты от таких бедствий нужда заставляла наших предков устраивать в земляных насыпях и в каменных стенах башен и храмов тайники, подземные ходы, кладези и тому подобные сооружения. Державный строитель Золотых ворот, великий князь Андрей Георгиевич, укрепляя стольный свой город в них, как цитадели города, едва-ли мог опустить из внимания, обычного в то время, устройства тайного входа в город и выхода из него. В виду этого надо полагать упомянутая ниша есть, быть может, дверь таинственного подземелья.
Действ. чл. свящ. П. В. Ильинский.

Ризоположенское церковно-приходское училище

В декабре 1902 г. женская воскресная школа была переведена в помещение бывшей Ремесленной Управы на улице Спасской, где она помещалась вместе с ежедневным Ризоположенским церковно-приходском училищем.
Епископ Юрьевский Евгений, 30-го октября 1915 г. посетил Ризположенскую градскую церковно-приходскую школу, где испытывал учащихся 1-й, 3-й и 4-й групп.

Военно-историческая экспозиция

В феврале 1944 г. краеведческий музей в связи с 26-й годовщиной Красной Армии организовал в доме №3 по Первомайской улице выставку на тему «История русского оружия». На выставке в первом зале представлены экспонаты вооружения с XII по XX век. Здесь же – интересная карта походов Владимирских Гренадерских Сибирского и Малороссийского полков с 1700 по 1900 годы, а также их боевые знамена. Во втором зале – современное вооружение по отделам: стрелковому, артиллерийскому и инженерному. Кроме того – отдел химического вооружения европейских армий и отдел трофейных экспонатов. «Выставка в дальнейшем будет пополняться новыми экспонатами и по освобождении историко-архитектурного памятника военного зодчества XII века – Золотых ворот – будет перемещена туда, что даст возможность для одновременного обозрения этого замечательного сооружения и выставки.
Директор музея Киселева» (газета «Призыв», 26 февраля 1944 года).

В памятнике военного зодчества XII в. - Золотых воротах, являвшихся ядром городских оборонительных сооружений, размещена военно-историческая экспозиция.


Центральное место в экспозиции занимает диорама «Решающий штурм Владимира войсками хана Батыя 7 февраля 1238 года». Она детально воссоздает картину осады города. Её оживляет речь диктора на четырёх языках и светомузыкальная программа.

В экспозиции можно увидеть оружие и обмундирование различных эпох: боевые болты владимирского крепостного самострела XIII в., кольчугу, бердыши, арбалет нач. XVII в., гладкоствольные кремнёвые ружья суворовской армии, стальную кирасу периода войны с Наполеоном 1812 г., винтовку системы Бердана, мундир русского гренадера, российские награды и турецкое трофейное оружие конца XIX в.
Представлены материалы о выдающихся полководцах Дмитрии Пожарском, Александре Суворове, Петре Багратионе, Николае Столетове, чьи имена связаны с Владимирским краем.
Привлекают внимание редкие экспонаты: скульптурная композиция «Минин и Пожарский» с разрушенного в советское время мавзолея на могиле князя Пожарского, редкий прижизненный портрет А.В. Суворова.
Вокруг центрального зала расположена Галерея героев-владимирцев. Она открывается материалами известного летчика Н.П. Каманина, в числе первых удостоенного звания Героя Советского Союза. Его лётный шлем, ветрочёт, фотографии рассказывают о ставшей легендарной операции по спасению экипажа ледокола «Челюскин» в 1934 г.

Основное место в галерее занимают реликвии Второй Мировой войны. Здесь представлены личные вещи Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова, первого коменданта Кенигсберга М.А. Пронина. Уникален портсигар, пробитый осколком снаряда, возможно, спасший жизнь владимирца В.И. Морозова во время его первого боя.
Более полувека пролежали в болоте, прежде чем попасть в музейную витрину, остатки самолёта и личные вещи пилота. Удалось установить, что они принадлежали владимирцу Евгению Белину, погибшему в воздушном бою под Ленинградом осенью 1941 г.
Трогательны письмо Героя Советского Союза Ивана Романова своей невесте Евгении Фадеевой, напечатанное латинскими буквами на пишущей машинке в период боев в Германии, и их фотография, сделанная накануне свадьбы. Свадьбу они сыграли в День Победы.
В экспозиции представлены образцы оружия, созданные в городе Коврове Владимирской области, среди них - пистолет-пулемёт Шпагина, самое массовое стрелковое автоматическое оружие Второй мировой войны.

Завершают экспозицию комплексы материалов владимирцев, удостоенных звания Героя Советского Союза в послевоенное время. Среди них мундир командира атомной подводной лодки В.М. Шишкина, гермошлем лётчика-испытателя А.Г. Фастовца, скафандр лётчика-космонавта, участника программы «Союз – Аполлон» В.Н. Кубасова, первый в мире космический сварочный аппарат и первые часы, носимые человеком на Луне.
Последним среди владимирцев звания Героя Советского Союза был удостоен Ф.И. Кузнецов, дважды представлявшийся к нему во время войны и получивший звезду Героя только через 45 лет после совершения подвигов.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
История Владимирского края (Исторический музей).
Музеи Владимирской области.

Хоровод вокруг Золотых Ворот

Открытие дня города Владимира, начинается с традиционного хоровода вокруг Золотых Ворот.


История Владимира.

Оборонительные укрепления г. Владимира.
Андрей Боголюбский
Церковь Покрова на Нерли.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Музеи Владимирской области | Добавил: Jupiter (27.04.2015)
Просмотров: 2136 | Теги: Владимир, Музеи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика