Главная
Регистрация
Вход
Суббота
24.06.2017
22:10
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 305

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [562]
Суздаль [214]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [160]
Музеи Владимирской области [53]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [39]
Юрьев [83]
Судогда [24]
Москва [41]
Покров [45]
Гусь [44]
Вязники [113]
Камешково [42]
Ковров [125]
Гороховец [25]
Александров [85]
Переславль [79]
Кольчугино [20]
История [14]
Киржач [34]
Шуя [59]
Религия [2]
Иваново [21]
Селиваново [4]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Встреча императрицы Екатерины II во Владимирской епархии в 1767 году

Встреча императрицы Екатерины II во Владимирской епархии

13 июня 1767 года Императрица Екатерина II на пути из Казани остановилась в г. Владимире и посетила Владимирский Успенский собор. К посещению этому Владимир заранее готовился. Был составлен особый церемониал встречи высокой посетительницы, который дошел до нашего времени и на основании которого можно до некоторой степени восстановить картину того торжественного приема, каким Владимирское духовенство, во главе с епископом Павлом, приветствовало Императрицу при входе ее в вековую святыню епархии — Кафедральный собор. Порядок встречи, в которой принимали участие и питомцы местной школы, в церемониале изложен в таких выражениях.
«До пришествия Ее Императорского Величества в город, при начавшемся благовесте, облачаются все к той Высочайшей встрече принадлежащие духовные чины в первейшее священное облачение, а семинаристы в приуготовленное для их платье, сколь возможно чисто и исправно.
А как скоро Ее Императорское Величество в город вступить изволит, то предшествующим на показанное для принятия место вначале хоругвям и святым иконам, а потом священникам и прочим духовным властям по два в ряд, безо всякого утеснения, порядочно и невыхода один пред другим, следуют за ними семинаристы по четверо, а за оными певчие ж по четверо ж в ряд, заключит всех оных находящихся в ходу Его Преосвященство, и пришед на показанное место в том же порядке остановятся по обе стороны один против другого расстоянием на пол аршина, с тем токмо различием, что идущие младшие, напредь усмотри расстояние до назначенного места, останавляются по два таким же образом, как шли один против другого, а последующие попарно, проходя остановившихся, становятся по прежнему по старшинству даже до архимандритов, кои место свое будут иметь уже у самого назначенного места, а семинаристы становятся по осьми человек в ряд пред певчими, певчие же за ними по двенадцати в ряд к самому месту, а Его Преосвященство, прошед сквозь весь ход, остановись, ожидает прибытия подле певчих. Сие ж для того учреждается, чтоб в ходу как вперед, так и назад не нарушаемо было порядка. И когда Ее Величество, выступя из кареты, изволит приложиться к святому кресту, то так скоро крестное хождение опять по прежнему следует и к собору, а семинаристы с певчими обще поют сочиненные канты и дошед до церковных дверей предшествующие младшие священники останавливаются от дверей по пути один против другого таким же образом, как шли, до тех, коим повеление будет следовать в церковь; которым же приказан будет вход в собор, оные, вошед, обыкновенно станут по обе стороны, начав от Преосвященного, даже до святого алтаря, а прочие оставшиеся не вступают в собор, и потом по тех пор, пока Высочайшее Ее Величества присутствие во оном будет; а если ж и после приказано будет, то и тогда бы шли подвое, как стояли порядочно, без всякого замешательства и блогопристойно, а семинаристы остановятся подле самых же церковных дверей пред священниками, по осми человек в ряд по прежнему.
По вступлении ж Ее Величества в собор, оставшиеся за церковью священники и семинаристы, перешед к тем церковным дверям, кои к летнему Его Преосвященства дому, становятся от тех дверей прежним же порядком, один от другого на аршин, к дому по галерее, и стоят на одном месте, не ходя вперед никуда. А как Ее Величество из собора шествовать изволит в летний Его Преосвященства дом, то те духовные чины, кои будут в церкви, предидут прежним порядком как младшие наперед, а потом старшие и становятся подле тех, кои уже за собором стояли по обе стороны один против другого ж даже до самого дому, давая мимо себя шествие Ее Величеству и прочим особам, а семинаристы, последуя по прежнему архимандритам, а за ними певчие даже до самого дому, поют канты.
Когда ж Ее Величество мимо стоявших священников и прочих духовных в дом Его Преосвященства шествовать благоволит, тогда те только, против которых проходить изволит, со всяким блогочестием и блогопристойностью, в знак своего рабского почтения, поклоняются не в землю, но ниже пояса, освященной Ее Императорского Величества особе, а своей премилосердой Государыне и Самодержице.
По вступлении же Ее Величества в дом все духовные идут в собор и, разоблачись, ожидают в соборе повеления безотлучно, а семинаристы и певчие остаются у дому на галерее и стоя по обе стороны тихо и порядочно во ожидании повеления».
Так должно было встретить Императрицу Екатерину Владимирское духовенство при посещении ею Кафедрального собора. Этого мало. Епископ Павел принял меры к тому, чтобы Императрице оказана была подобающая честь при встрече и в других местах епархии. В делах консисторского архива сохранился указ, изданный консисторией и разосланный по епархии за несколько дней до прибытия Екатерины II. В нем даны общие наставления и предостережения духовенству тех городов и сел, чрез которые имела проезжать высокая посетительница.
«1767 года мая 29, говорится в указе, в духовной Преосвященного Павла, епископа Владимирского и Муромского, консистории присутствующий Боголюбский игумен Иринарх собранию словесно предложил, что Его Преосвященство повелел епархии Его Преосвященства тех городов, чрез кои Высочайшее Ее Императорского Величества из Казани шествие быть имеет, в духовныя правления наикрепчайше подтвердить указами, дабы в оных городех обретающимися духовными властьми и прочими священно- церковно-служителями (собрав тех, ежели в своем городе священников немного, искуснейших из уездов) надлежащая духовная Ее Императорскому Величеству встреча учинена была со всяким блогочинием и блоголепием. И дабы все священно-церковно-служители чинно и трезвенно тогда находились, также и во всех церквах всякое блогочиние было, в том строжайше управителям надсматривать, под опасением, ежели о каковых неисправностях Его Преосвященству впредь донесется, жестокого виновным наказания. Причем в Арзамасе особливое иметь в том наблюдение Спасского монастыря игумену Иоасафу, коему и церковное благочиние во всех церквах осмотреть и быть ему священно-церковно-служителям на то время во всем послушным. А чтоб и по тракту в уездных оных городов селах подлежащая от церквей встреча Ее Императорскому Величеству неупускно ж учинена была, о том из духовных правлений, а в Арзамасе обще с реченным игуменом послать в те селы с наставлением подтверждения в самоскорейшем времени. Того ради определено для действительного и неупускного по вышеписанному исполнению в Арзамасское и Муромское духовное правление, также и к помянутому игумену послать указы».

/Из прошлого Владимирской Епархии. Выпуск Второй. К. Малицкий. 1907 г./

***

13 июня 1767 г., императрица Екатерина II по пути из Казани посетила соборный храм. На том месте, где она стояла за Божественной службой, построен великолепный вызолоченный, резной работы балдахин, поддерживаемый колоннами дорического ордена; на верху балдахина утвержден двуглавый орел и также приличные царственному достоинству орнаменты. Балдахин поставлен на двух львах и двух китах; под балдахином поставлено резное золоченое кресло, а над ним на стене сделана позолоченная литтерами следующая надпись:
«Россiянъ мать. Казански страны посещая,
Екатерина имени сего вторая,
Пришла въ сей древнiй градъ,
Къ отраде и утехе верныхъ своихъ чадъ;
Бе жаромъ ревности къ Царю царей пылала,
Пришедъ въ Его сей домъ на этомъ месте стала,
Чемъ веры истинной составила доводъ
И какъ здесь спящихъ свято предковъ Ея родъ
Она молитвы теплы Богу приносила,
Потомъ сей храмъ великолепно украсила,
За темъ на месте семъ созданъ сей монументъ
Да ведаютъ о томъ потомки позднихъ летъ».
Находясь в Успенском соборе, Екатерина II заметила ветхость и бедность украшений. По возвращении в Царское Село, она повелела отпустить 14 тысяч рублей на его украшение, на утварь и облаченья священнослужителей, и в специальном рескрипте от 2 июля 1768 г. на имя епископа Владимирского Павла рекомендовала:
Преосвященный епископ Павел!
Мы повелели нашей Коллегии Экономии отпустить на возобновление Владимирского Успенского собора и на утварь и на облачение священнослужителям того же храма с излишеством против требуемого Коллегией, то есть четырнадцать тысяч рублей в три года, и через сие имея к Вам доверенность и препоручаем оное строение в особливое Ваше наблюдение, рекомендуя Вам древность сего здания сохранить и поддержать наилучшим образом».
На подлинном, который повешен в золоченых рамах у Царского в соборе месте, собственной Ею рукой подписано:
«Екатерина.
Iюня 2 дня 1768 года.
Царское село.»
Владимирская епархия.
Владимирская губерния.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (17.12.2016)
Просмотров: 192 | Теги: Владимир, Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика