Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.11.2024
17:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [255]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2405]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Муромский калач. Праздник муромского калача

Муромский калач

Муромский калач — старинный вид калача, известный по месту его первоначального производства — в гор. Муроме.

Первоначальное возникновение калача в Муроме объясняется контактами муромлян с татарскими хлебопеками (название происходит от татарского «калач», то есть буквально — «будь голоден!», выражение, отражающее высокую степень аппетита. Следовательно, «калач» означает «аппетитный», а закрепление производства калачей в Муроме — торговым значением этого города в средние века.
О восьми дворах в городе Муроме, в которых хозяева выпекали калачи, свидетельствует под 1556 годом Писцовая книга. В журнале «Живописная Россия» (за 1901 год) свидетельствуется:
«Калачное производство считается древним в Муроме, стяжавшем некоторую известность муромцам как калачникам».

Появление трех калачей на городском гербе Мурома связывают с устным преданием, что во время проезда через город императрицу Екатерину II угощали калачами, которые ей очень понравились. В этой связи 16 августа 1781 года город Муром получил новый герб, описанный в Полном собрании законов Российской империи:
«В верхней части в красном поле стоящий на задних лапах лев, имеющий на голове железную корону, держит в передней правой лапе длинный серебряный крест. В нижней — на голубом поле три крупичатых калача, которыми сей город отменно славится».
Голубой фон Муромского герба обозначает красоту, мягкость, величие, а золото калачей — символ богатства, справедливости, великодушия.



Три калача изображены на гербе и флаге гор. Мурома

«Герб сему городу пожалован по высочайшему Ея Императорского величества соизволению по открытии наместничества в 1781 году, у которого в верхней части медальона изображен герб губернского города Владимира, а внизу три крупичатых калача, в голубом поле, которыми сей город славен» (Топографическое описание Владимирской губернии, составленное в 1784 году. Владимир, 1906).

Муромские калачи отведал и император Павел I.
18 мая 1798 г. Император Павел Петрович проездом в Казань, посетил Муром.
По отбытии Государя Императора из г. Мурома городская дума представила о прибытии Его в Муром следующее подробное донесение губернатору П. С. Руничу.
«… При входе в дом встречены были благородным дворянством и гражданами; от градскаго головы с первостатейными купцами поднесены Его Императорскому Величеству в виде хлеба соли Муромские калачи и разные фрукты, которое все удостоил Государь Император всемилостивейше принять и изъявить свое Монаршее благоволение; потом изволил спрашивать градскаго голову о торгах сего города и благоволил о том и о числе купцов и мещан промыслах, рукоделиях принять от него при всеподданейшем репорте ведомость и изъявить паки Монаршее свое благоволение с произнесением слов: «Я ваши калачи пошлю к Императрице». Во весь тот вечер Государь Император и Их Императорские Высочества Великие князья в открытые окна изволили смотреть на народ с удовольствием и многих спрашивать о многом и получать короткие ответы, как то: о церквах и монастырях в городе, заводах, торгах и тому подобном, и на конец всему народу изъявя монаршее свое благоволение, изволили иметь вечерний стол, при котором имели счастие прислуживать молодые купецкие дети: Александр Гундобин, Никита и Нестор Крюковы. На другой день по утру Его Императорское Величество и Их Императорские Высочества со всею Высочайшей Свитой изволили благополучно отправиться в путь, переправиться через реку Оку благополучно; за рекою при провождении Его Императорскому Величеству от общества градскаго вторично поднесены калачи, которые Его Величество Всемилостивейше принять изволил и изъявив свое удовольствие, вышед из катера изволил ожидать окончания переправы экипажей и стоя в середине множества народа, стекшегося на провожание, смотря на город с некоторыми разговаривать о местоположении города, о промыслах, о заводах о садах, коих расположение, так как и строение Его Величеству было угодно и при всяком случае изволил изъявлять свое удовольствие, которое напоследок заключал сими словами: «не ошибся тот архитектор, который сначала располагал этот город». Время, которое изволили стоять Его Величество и Их Императорские Высочества на сем месте более часа и непрестанно лил сильной дождь, наконец Его Величество сказав народу неоднократно «простите» изволил отправиться в путь».

25 мая 1805 г., в день субботний, накануне св. Троицы, от многократного топления калачной печи, произошел сильный пожар, который, при свирепствовавшей буре, обратил в пепел большую часть города, истребив жилища инвалидов, Кожевники и Ямскую слободу; несчастье это случилось в полдень, 9 человек сделались жертвой пламени; после того все пекарни построены каменные, со сводами, вместо бывших до пожара деревянных домиков.


Муромский краевед В.И. Богатов писал:
«Калачи пользовались огромной популярностью и в девятнадцатом и в начале двадцатого века. Почти в каждой пекарне, в каждой харчевне можно было их приобрести».


Муромский калач на картине Б. Кустодиева «Купчиха, пьющая чай» (1923).

«В городе Муроме, по переписи 1897 г., 12 589 жителей, которые занимаются различными промыслами и торговлей, а также садоводством и огородничеством. Здешние огороды славятся своими огурцами, фасолью и канареечным семенем. Существующие в городе различные ремесленные заведения дают заработок около 1300 человекам; из этих ремесел, по сумме производства, первое место должно быть отведено калачникам, хлебникам и булочникам. Калачное производство является древним в г. Муроме, стяжавшим некоторую известность муромцам как калачникам (и в гербе уезда изображены три калача)» (Владимирские губернские ведомости, 1901, № 28.).
«Старинная и характеристическая торговля в Муроме — это калачи — муромские. Всех калачных пекарен есть до двадцати; мастера и сами хозяева так изучили все пропорции к составлению печения, что муромские калачи, отличаясь от других самою формою, славятся особенно приятным вкусом и величиною» (Владимирские губернские ведомости, 1890, №21.).

Муромский калач делали из ситного теста (пропущенного через сито, а не решето). Чтобы достичь пористости теста – главной особенности муромского калача, – его долго мяли («тёрли») руками по льду, благодаря чему не испарялся содержащийся в нём углекислый газ, и изделие получалось скважистым, упругим. Отсюда выражение – «тёртый калач», в отношении того, кого жизнь потрепала, кто имеет большой жизненный опыт и может найти выход из любой сложной ситуации. Калач состоит из трёх частей: толстого «животика», нависающей над ним хрустящей «губы» и поддерживающей их «ручки» (как раньше говорили, «перевясла»). Характерно, что части отличаются нюансами вкуса, так как, имея разный объем и форму, они по-разному пропекаются.


Памятник Калачу в Муроме

Памятник калачу (так окрестили его в народе) представляет собой малую архитектурную форму, установленную по инициативе индивидуального предпринимателя Ивана Зиновьева. Открыт Муромский калач в день празднования 1150-летнего юбилея города Мурома 4 августа 2012 года рядом с ресторанам "Дворянский клуб", который находится возле городского рынка. В этот день в городе в первый раз отпраздновали праздник калача.
Огромный керамический калач (высота вместе с постаментом 180 сантиметров, метр в ширину и вес 100 килограмм) через несколько месяцев после установки был поврежден снегоуборочной машиной. К счастью, нижегородские мастера, работавшие над первым калачом, довольно оперативно «испекли» копию памятника, которая получилась лучше прежнего. Новый калач установлен на том же месте 20 мая 2013 года.
Памятник подогревается, а температура поддерживается на уровне 35 градусов, она регулируется с помощью датчиков и скоро, после установки распылителей, керамический калач будет пахнуть свежеиспеченным хлебом.
Поговаривают, что теперь муромский калач не только радует глаз — каждый желающий может почувствовать исходящие от памятника тепло и запах только что испеченного хлеба.

Праздник муромского калача

4 августа 2012 года на главной сцене было разыграно театрализованное представление, прославляющее муромские калачи. Праздник посетила «императрица Екатерина II». Муромские хлебопёки испекли самый большой в мире муромский калач, который состоял из 1150 маленьких калачиков. Их потом раздавали всем желающим.
Изготовить калач можно было и собственноручно — на одной из площадок был организован мастер-класс по выпечке калачей.
Конечно, была организована работа ярмарки хлебобулочных изделий «Калачный ряд». Муромские хлебопеки подготовили к празднику калачи на любой вкус и размер. Еще до начала праздника к латкам с хлебобулочными изделиями выстроились очереди: выбор был настолько богат, что глаза у покупателей разбегались!
Калачи не только продавались, но и раздавались. Всего за время праздника было роздано более 10 тысяч калачей. И даже этого оказалось мало! В этот день в городе была открыта малая архитектурная форма в виде муромского калача, которую в народе стали просто называть «Памятник калачу». Немало болельщиков собрал конкурс на самое быстрое поедание муромских калачей. Победительницей была признана хрупкая гостья из Москвы Анастасия, в качестве приза ей достался огромный муромский калач и четвертина вкусного муромского кваса. В конце праздника Екатерина II повелела отныне ежегодно отмечать Праздник Муромского Калача. По всей видимости, приурочен он будет либо ко Дню герба Мурома, 16 августа, либо ко времени сбора урожая, т.е. в сентябре.
Газета «Муромский край», N20 (3525), Среда, 27 февраля 2013 года

С тех пор Праздник муромского калача проводится ежегодно 4 августа.
В Праздник калача на сцене у городского рынка разыгрывается театрализованное представление: приезд самой императрицы Екатерины II. Предлагается анимационная программа для взрослых и детей. Все желающие смогут изготовить калач собственноручно на мастер-классе по выпечке, а потом – принять участие в конкурсе на самое быстрое поедание муромских калачей. Конечно, будет работать «Калачный ряд» – ярмарка хлебобулочных изделий, где у покупателей глаза разбегаются: калачи на любой вкус и размер! Одним из организаторов Праздника калача стал музей «Хлебная горница», где можно не только приобрести разнообразные калачи, но и приготовить их своими руками.
АО "Муромский Хлебокомбинат"
ООО "Муромский Пекарь"
Муромский огурец
Категория: Муром | Добавил: Николай (20.08.2018)
Просмотров: 3984 | Комментарии: 1 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 olegrakshin • 12:54, 13.08.2019
По ссылке интересная версия происхождения муромского калача. Думаю, что муромцев она изрядно удивит))) https://kraevedoff.biz/muromskij-kalach/
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru