О реставрации Золотых Ворот в 1870-е годы Начало » » » » Золотые Ворота Владимира
Симеон Никольский с энтузиазмом принялся за изучение истории Золотых ворот, и в 1870 г. обнаружил древний ход к церкви в южном пилоне и древний же арочный проем для выхода на боевую площадку, настилавшуюся над перемычкой, в которой висели створы Золотых ворот под аркой. В 1872 г. епархиальный архитектор Н.А. Артлебен составил чертежи Золотых ворот - "с показанием на чертеже № 1 древней лестницы в церковь и на бывшую под сводом ворот деревянную платформу, означенную в разрезе пунктирными линиями", а в 1873 г. им же составлена смета. О. Никольский с разрешения начальника губернии, при непосредственном указании и наблюдении архитектора Артлебена, приступил к очистке заложенного древнего входа на верх Золотых ворот. Собственно ход этот существовал, или точнее не был засыпан мусором снизу от входной двери с восточной стороны, до двери, ведущей на бывший помост под аркой ворот; далее, к верху, была стенка из белого камня. Стенка эта многих вводила в заблуждение, думали, что внутренний ход этот кончался указанной стенкой, и вел только на площадку-помост, а на самый верх ворот существовал какой либо другой ход. О. Никольский попытался разобрать эту стенку и когда была разобрана часть ее, то оказалось, что за ней насыпан был мусор и щебень, залитый легким известковым раствором. По очистке мусора оказавшиеся белокаменные ступени привели на небольшую площадку, при повороте с которой направо ступеньки привели к пяте западной двери церкви. Таким образом попытка найти древний вход на верх ворот удалась без особенного труда. Стены древнего входа на всем протяжении оказались облицованными белым камнем, за исключением небольшого места, близ юго-западного угла верхней площадки, которое выложено из кирпича. Как стены всего входа, так и свод над ним, не исключая и ступеней, сделаны из того же белого камня, из которого сложены самые ворота, что приводит к заключению, что вход этот есть тот самый древний вход, по которому державный строитель Золотых ворот, вел. кн. Андрей Георгиевич и последующие за ним князья, бояре и Владимирские обыватели входили на верх ворот. Древняя лестница была возобновлена, а прежняя деревянная, очевидно, закрыта, однако еще долго сохранялась: ее показывает обмер Г.Ф. Корзухиной, сделанный уже в советское время. Деревянная лестница была разобрана лишь в 1948 г. во время ремонтно-реставрационных работ. С открытием древнего входа наверх ворот о. Никольским обращено было внимание затем на то: на чем же держался тот помост, на который ведет в южной стене, под аркой ворот, небольшая дверь? Для разрешения этого вопроса преступлено было к исследованию стен внутри арки, причем оказались на обеих стенах квадратные гнезда для балок, на которых, по всей вероятности, положена была деревянная слань. Кроме сего, при исследовании внутренних стен ворот найдены были железные скобы, в которые входили верхние стержни железных полотнищ и гнезда, в которые влагались концы запора. Наконец при раскопке земли близ стен ворот было найдено что ворота ушли в землю, или засыпаны ею около одного аршина. О всех таковых исследованиях этого древнего памятника доложено было в 1873 году начальнику губернии, генерал-лейтенанту Струкову, при чем испрашивалось у него ходатайство пред Министром Внутренних Дел о реставрации не только древнего входа, но и всего здания Золотых ворот. Владимирский губернатор признал всю важность в археологическом отношении реставрации Золотых ворот, до приведения их в тот вид, в котором они были в XII веке, и в сообщении Товарищу Министра Внутренних Дел о сделанных священником Никольским открытиях между прочим писал, «что полной реставрации Золотых ворот в настоящее время сделать невозможно, так как примыкавшие к ним по обе стороны земляные валы срыты, лет сто тому назад, и вместо контрфорсов сделаны к воротам пристройки; поэтому ныне следует ограничиться только возобновлением древней лестницы, современной постройке ворот в XII веке. Кроме того желательно было бы, писал губернатор, согласно древнему обычаю, расписать стены и свод внутри проезда Золотых ворот и окрасить их наружность, выделив их от пристроек. Образцом для расписания могут служить Спасские ворота в Москве. Работа эта должна быть сделана масляной живописью (по затруднительности сделать фрески)». Такая реставрация, изложенная в сообщении Товарищу Министра Внутренних Дел, по смете, сделанной, по поручению начальника губернии, архитектором Н.А. Артлебеном исчислена была в 1796 руб. 87 коп., а именно: окраска ворот с расписанием их живописью исчислена в 1200 руб. и возобновление входа на ворота в 596 р. 87 к. Что же касается реставрации церкви на вратах, то начальник губернии находил только лишь «возможное изменение наружного вида ее и позолоту на ней главы по медным листам, с крестом и устройством новых стропил», что по смете архитектора будет стоить не более 3500 руб. Таким образом всей суммы потребуется на предполагаемую губернатором реставрацию Золотых ворот до 5296 руб. 87 коп. Так как Золотые ворота есть здание гражданского зодчества, то и реставрация их, по мнению губернатора Струкова, должна быть произведена на средства города Владимира. Но в случае недостатка этих средств у города, начальник губернии принимал на себя ходатайство об открытии подписки для доброхотных пожертвований на сей предмет. На тот же случай, если ходатайство это не будет уважено, то решено ограничиться реставрацией одного лишь древнего входа на ворота, и исчисленная сумма на сей предмет должна быть отнесена на средства города. По поводу ходатайства Владимирского губернатора о реставрации Золотых ворот и о сборе на сей предмет пожертвований, Министр Внутренних Дел, отношением от 1 апреля 1873 года, просил отзыва по сему делу у Прокурора Св. Синода; сей же последний отношением от 19 апреля того же года просил Владимирского архиепископа Антония по сему делу дать свое заключение. Хорошо знакомый с делом реставрации Золотых ворот и не разделяя взглядов на это дело начальника губернии, Владимирский Архиепископ в мае месяце этого же года писал Обер-Прокурору следующее. — «Золотыя ворота во Владимире в настоящее время не могут быть точно реставрированы в древнем их виде, так как прилегавшие к ним с двух сторон земляные валы отрыты, низ ворот, для прикрытия контрфорсов, обставлен со всех сторон довольно значительными каменными пристройками в новом вкусе, которыя отнять теперь опасно для здания; изменен, надо полагать, и верх ворот, да к тому же не сохранилось от древности ни рисунка их, ни подробного описания; возможное же возстановление их древняго вида, не исключая и росписания, основывалось бы в значительной степени только на предположениях какого либо знатока русской археологии. Открытый древний ход можно и теперь видеть — снизу — в дверь в одной из пристроек, а сверху — в люки, сделанные в полу на паперти, так как ход, по возможности, очищен от мусора; устроенная же по нему лестница в церковь повела бы к уничтожению части существующей теперь довольно приличной лестницы и не была бы ея удобнее. Вследствие сего, не отрицая всей важности просвещенного внимания к указанной отечественной древности, а с другой стороны не усматривая полной возможности для ея возстановления и настоятельных к тому побуждений, я полагал бы, писал в заключении Владимирский Владыко, особенно нужным поновление главки и отчасти открытие древняго хода, а равно и росписание и окраску ворот, произвести на городскую сумму, сколько таковой окажется возможным отпустить, или на пожертвования одного какого либо состоятельного лица, приглашенного к тому губернским начальством, не прибегая к общей по городу подписке, тем более, что для г. Владимира настоит большая и важнейшая нужда в реставрации Кафедрального собора, построенного так же вел. кн. св. Андреем Боголюбовским». Таким образом вопрос о реставрации Золотых ворот, до приведения их в первоначальный вид, был отклонен на неопределенное время; удалось только, и то на частные средства, восстановить в то время в первоначальном виде древний вход на ворота. В отзыве Владимирского Архиепископа отклонение реставрации Золотых ворот мотивировалось между прочим тем, что не сохранилось ни рисунков, ни описаний древнего вида ворот. 29 июня 1874 года, в день 700-летия кончины Андрея Боголюбского, по инициативе Симеона Никольского в юго-восточной башне была открыта часовня с иконой Владимирской Божией Матери и образом Андрея Боголюбского (Закрыта часовня была в 1924 г.), а через нее и ход наверх. Средства на возобновление древней лестницы и устройство часовни в юго-восточной пристройке-башне Золотых ворот пожертвовали владимирские купцы П.Т. Седов и Н.В. Боровецкий. «… Гласный городской думы, почетный мировой судья Н.В. Боровецкий, потомок одного из старейших родов Владимирских граждан, в просвещенном стремлении к сохранению памятников родной старины, заявил статистическому комитету, о намерении своем восстановить древний ход на Золотые ворота и уведомил губернатора, что производство работ он предполагает начать с первого удобного весеннего времени и что во всяком случае работы будут окончены и древний ход восстановлен к дню семисотлетней годовщины, кончины созидателя Золотых ворот, св. великого князя Андрея Боголюбского, в 1174 году, т.е. к 29 числу июня месяца сего года. Вслед за сим прочитано заявление Н.В. Боровецкого, что в реставрации здания Золотых ворот изъявил желание принять участие, совместно с ним Владимирский купец Пав. Троф. Седов, состоящий церковным старостой при Ризположенской церкви на Золотых воротах» (Труды Владимирского губернского статистического комитета. Выпуск 10. 1874). "Как это устроено на многих церковных папертях и в других местах и в самом городе Владимире... Дабы помещаемые в паперти иконы имели историческое значение и свидетельствовали о самом строителе Золотых ворот святом великом князе Андрее Боголюбском, мы полагаем в средине поместить икону Божией матери Боголюбской, как написанную по его повелению; с правой стороны икону Божией Матери Владимирской, привезенную им из Вышгорода, а с левой образ самого святого великого князя, создателя Золотых ворот и храма на них. По плафону имеем намерение поместить изображение и прочих владимирских чудотворцев". Седов Павел Трофимович (ум. 1904) был старостой храма более четверти века. Из собственных средств Седов платил певчим и дьякону. Несмотря на преклонные лета и болезнь ног, он всегда приходил к службе. В 1882 г. объявлена признательность Епархиального Начальства купцу Михаилу Терентьеву Овчинникову за пожертвование в Ризоположенскую церковь, серебряного вызолоченного ковчега для хранения св. даров и серебряной ризы на икону Архангела Михаила, всего на 120 руб.; старосте этой церкви купцу Павлу Трофимову Седову, за пожертвование 97 руб. на уплату за священническое облачение. 19 марта 1898 года Василий Иванович Вострухин стал церковным старостой надвратного храма единогласно.
Золотые ворота. Вид с запада. Вторая четверть XIX в.
Еще в 1870-е гг. высказывалась мысль расписать «стены и свод внутри проезда Золотых ворот и окрасить их наружность, выделив их от пристроек; образцом для расписания могут служить Спасские ворота в Москве». Но осуществить это намерение все же не решились.
В 1880 г. в одной из пристроек размещался архив городской управы.
В г. Владимире, с благословения Владимирского Архипастыря, в первый раз был совершен крестный ход из Кафедрального Успенского собора к Золотым Воротам 23-го числа июня 1888 года в честь Владимирской Божией Матери и в память 900-летия крещения Руси, по прошению частных лиц города. С тех пор, по прошению таковых, 23-го числа июня ежегодно совершался крестный ход в преднесении иконы Божией Матери Владимирской; в стенах Золотых ворот соборным духовенством был отправляем молебен Спасителю, Божией Матери и Владимирским Чудотворцам, с чтением положенного акафиста Божией Матери, в честь иконы ее Владимирской, и служением водосвятного молебна.
В 1893 г. здание Золотых ворот ремонтировалось снаружи: меняли и красили медянкой все крыши и желоба, меняли все оконные рамы и стекла, вычинивали белый камень цоколя, стен, крылец, перемычек, врубали скобы, ставили железные связи. «Престол в церкви один в честь положения ризы Господней. Из предметов древности в церкви сохранился только Типикон, выхода 7190 (1682) г. В нем помещено предисловие, в конце коего сказано, что по составлении этого Типикона по поручению патриарха Иоакима прослушали его 10 митрополитов, 5 архиепископов и один архимандрит (имена всех их здесь названы). По листам этого Типикона надпись: «лета 7207 вел. господин преосвященный митрополит Суждальский и Юрьевский приложил сию книгу глаголемую устав выходу 7190 г. да с сею книгою приложил 12 миней месячных печатные вдесть выходу прошлаго 200 и 201 годов в церковь честнаго и славнаго пророка Предтечи крестителя Господня Иоанна, что на его архиерейском Московском дворе у пушечнаго двора… (далее в подписи перечисляются другия книги, паникадила, колокола и разныя священническия облачения, приложенныя в туже церковь)… Каким образом попала эта книга в Ризоположенскую церковь, неизвестно (Предтеченская церковь на Московском подворье Суздальского Архиерейского дома была разобрана после пожара 1812 г., и Типикон попал в Ризположенскую церковь. Вместе с Типиконом в церковь Золотых ворот попали ещё четыре Минеи месячных за апрель, май, июнь и июль из того же вклада Илариона. Все они были перенесены из Архиерейского дома. После упразднения надвратной церкви Типикон исчез, но во Владимирском музее оказались четыре Минеи с такими же надписями из вклада Илариона в Предтеченскую церковь.). На содержание церкви имеется билет в 73 р. Причта положено – один священник. На содержание его и на наем церковника выдается городскою управою 240 рублей в год. Церковного дома для священника нет» (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896). 23 февраля 1897 г. Алексей Иванович Добролюбов рукоположен был к Ризположенской церкви во священника с оставлением в должности учителя Образцовой школы. 26 ноября 1898 г. - учреждена Владимирская Губернская Ученая Архивная Комиссия. В 1898 г. просила помещения Владимирская Губернская Ученая Архивная Комиссия для музея, архива и библиотеки. Но вместо всех, кроме часовни, просимых пристроек ей предложили лишь одно помещение - в верхнем этаже с северной стороны, к зданию театра, т.е. там, где прежде была полицейская часть. Все остальное оказалось занято; "пристройка с правой стороны Золотых ворот отведена под квартиры, верхняя - сторожу городской управы, а нижняя - церковному сторожу... первый из них оставлен будет в нижнем помещении, а для последнего может быть приспособлено помещение в одной из пристроек к тем же воротам, выходящих на Дворянскую улицу". Архивная комиссия стала пользоваться одной из башен Золотых Ворот для помещения там более громоздких предметов музея. Помещение использовалось до декабря 1902 г. В 1876 г. стали собирать по подписке деньги на золочение гальваническим способом. Но даже через 20 лет их не хватало. 19 марта 1898 года Василий Иванович Вострухин стал церковным старостой надвратного храма единогласно. В должности состоял более 15 лет. За эти годы, как свидетельствуют источники, он проявил по отношению к Ризоположенской церкви щедрую благотворительность и похвальную заботливость о нуждах храма. В 1898 г. купол был покрыт сусальным золотом на средства церковного старосты Вострухина. За несколько лет Василий Иванович потратил на содержание церкви более 8 тысяч рублей колоссальные деньги для того времени! За постоянные труды, заботы и материальные пожертвования на пользу храма его наградили серебряными медалями на Станиславской и Аннинской лентах, золотой медалью на Станиславской ленте. За заслуги по духовному ведомству 6 декабря 1911 года Вострухину было пожаловано звание личного почетного гражданина.
В 1907 г., очевидно, в связи со строительством Реального училища и срытием вала, 12 апреля был предпринят осмотр Золотых ворот, в котором участвовали городской голова Н.Н. Сомов, член Городской управы Г.Е. Бубнов, архитектор П.А. Виноградов и инженер строительного отделения губернского правления П.И. Невский. Осмотр установил: "Фундамент был отрыт в двух местах - с правой стороны, обращенной к противоположному зданию Реального училища: в одном - около угловой круглой башни, а в другом - около стенки сторожки, т.е. почти посредине самой пристройки. Фундамент оказался заложенным на 1 аршин 6 вершков, кладка состоит из белого известкового камня с расщебенкою кирпичом на известковом растворе. Фундамент выступает из линии стен на 10 вершков около башни и на 6 вершков около средины здания. Фундамент заложен на недостаточно плотном слое. Ниже основания фундамент на глубине от поверхности земли 1 аршин 14 вершков и имеется слой более плотного грунта - суглинка. О прочности его и над ним лежащего слоя можно сказать только в упомянутых общих выражениях, так как на глубине 1 аршин 14 вершков слой суглинка находится в совершенно замороженном виде". Преподаватель Влад. дух. семинарии, священник Сергий Троицкий, 7 ноября 1907 г., определен на священническую вакансию к Ризположенской гор. Владимира церкви.
11-го ноября 1907 г. происходило освящение „малым чином" Ризположенской, что на Золотых воротах, церкви. Освящение церкви и затем литургию в ней совершали — член консистории прот. В.В. Косаткин, о. Благочинный градских церквей, прот. Красовский Иоанн Петрович и С.А. Троицкий. Все богослужение пел смешанный хор слепых из мальчиков и девочек, которые призреваются и обучаются в пригородной Стрелецкой слободе. В 1908 г. заведующим религиозно-нравственными чтениями и собеседованиями, которые велись в Кафедральном соборе после вечернего богослужения, вместо отказавшегося за многосложностью своих обязанностей, о. А.А. Васильева, назначен священник Ризположенской церкви, что на Золотых воротах, о. С.А. Троицкий, преподаватель духовной семинарии.
Когда снова возбужден был вопрос о реставрации Золотых ворот, составлена была комиссия из лиц Владимирской Архивной Комиссии с приглашением члена Археологического Общества (В комиссию входили среди прочих архитектор И.О. Карабутов и священник П.В. Ильинский. Карабутов исполнил подробные обмерные чертежи, судьба которых, увы, неизвестна.), для определения того, в чем должна состоять реставрация ворот. И в июле 1911 года, при всестороннем исследовании ворот, комиссия случайно натолкнулась на небольшую нишу в одном из чуланов южной стены восточного угла ворот. Судя по материалу и кладке, очевидно ниша эта сложена вместе с воротами, основание ее имеет тот грунт, на котором основаны и ворота. Так как в то время большая часть этой ниши была засыпана землей, то и высота ее имела 2 аршина, ширина в полуциркуле 2 ½ арш., а глубина 4 аршина. Наружная сторона ниши, так сказать обод ее выложен в замок из не тесаного белого камня, который от времени, а главное от сырости в этом чулане, настолько обветшал, что грозил разрушением. Свод ниши сложен в замок из туфа, обделанного в форму кирпича. Передняя и левая стенки ниши выложены из белого тесаного камня, и, очевидно, сложены в позднейшее время, потому что стенки эти не имеют связи со сводами и стенами ниши. Получается, таким образом, предположение, что за стенками этими существовали или древние стены ниши, или пустота. Для здания Золотых ворот ниша эта, по-видимому, не имела никакого служебного значения — ворота легко могли обойтись и без этой ниши, а тем не менее она существует, и, при постройке здания, вероятно, нанесена была на план и предназначалась на какую либо необходимую потребность. Нужно полагать, что эта ниша, как и другие большие ниши, когда примыкал к ним земляной вал, была скрыта в земле. Устроенная в самом низу южной стены Золотых ворот, в восточном их угле, ниша не служила ли в свое время люком — входом в тайник, или подземный выход из города на посад или в бывший в то время вблизи ворот лес? По преданию, из Владимирского Успенского собора, к реке Клязьме, существует подземный выход или тайник, признаки которого случайно найдены в 1848 году на восточной стороне собора. Исторические сведения об этом соборе дают косвенный намек, что в самом соборе существует тайник, в котором в 1411 году ключарь собора Патрикий скрыл от внезапно появившихся во Владимире татар сокровища собора, которые еще и до сих пор не отысканы. В то отдаленное от нас время, когда междоусобные войны, внезапные варварские набеги были почти обычным явлением на Руси; когда, поэтому, жизнь и имущество народа русского предавались огню, мечу и разграблению, тогда для защиты от таких бедствий нужда заставляла наших предков устраивать в земляных насыпях и в каменных стенах башен и храмов тайники, подземные ходы, кладези и тому подобные сооружения. Державный строитель Золотых ворот, великий князь Андрей Георгиевич, укрепляя стольный свой город в них, как цитадели города, едва-ли мог опустить из внимания, обычного в то время, устройства тайного входа в город и выхода из него. В виду этого надо полагать упомянутая ниша есть, быть может, дверь таинственного подземелья.
Ризоположенское церковно-приходское училище В декабре 1902 г. женская воскресная школа была переведена в помещение бывшей Ремесленной Управы на улице Спасской, где она помещалась вместе с ежедневным Ризоположенским церковно-приходском училищем. "Ведомость о церквах города Владимира" за 1913 г. сообщает о Ризположенской церкви, что на Золотых воротах: "Построена в 1164 г. Престол один. Имеется каменная звонница. Один священник. Жалованья не положено. Земли и зданий нет. Имеется одноклассная церковно-приходская школа, содержится от казны. Священник - П.Д. Линницкий, 36 лет. Староста - купец второй гильдии В.И. Вострухин".
В 1913 году по случаю Юбилейных торжеств, связанных с 300-летием Дома Романовых, ожидался приезд в город императора Николая II Александровича, в связи с чем на Злотых воротах производился ремонт.
Продолжение »»» Военно-историческая экспозиция в Золотых Воротах.
Источник: Действ. чл. священ. П. В. Ильинский. Владимирская Губернская Ученая Архивная Комиссия. - Владимир, 1899-1918. - 18 т. - Прил. к кн. 7 и 8, а также кн. 14 имеют основное параллельное описание.
|