Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
13:39
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский)

Архиепископ Антоний (Павлинский)

Александр Иванович Павлинский родился в Костромской губернии, Варнавинского уезда, с. Макарьевский-Притык, в семье священника 29 ноября 1804 году. Еще в младенчестве лишившись отца, иерея Иоанна, воспитывался сирота Александр Павлинский в Макарьевском духовном училище, среднее в Костромской семинарии, и в 1827 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, в которой был пострижен в монашество с именем Антония и был посвящен в иеродиакона в 1829 г. В 1831 году окончил курс 14-м, со степенью магистра, в сане иеромонаха.
За ним, по его рассказам, еще во время семинарского курса, согласно (тогдашним) порядкам, было уже закреплено место в селе для поддержания осиротелого семейства, но у него уже смолоду было особое расположение к монашеской жизни и Провидение призвало его на этот другой путь.
Не более полгода прослужив в Калуге, иеромонах Антоний был вызван в Петербург, где одновременно был Инспектором Петербургской духовной Семинарии и ректором Духовного Училища. В 1838 году был возведен в сан архимандрита, а в 1840 году назначен был Ректором Новгородской Семинарии, а в 1852 году хиротонисан был в епископа Острогожского, викария Воронежского Архиепископа Парфения, бывшего Владимирского, которого и похоронил. В 1853 году назначен был епископом Старорусским, викарием Новгородской митрополии.
В 1854 году - Епископ Архангельский; в 1857 г. – Епископ Нижегородский; в 1860 г. – Епископ Волынский. Возведен в 1862 году в сан Архиепископа.

Антоний (Александр Иванович Павлинский) архиепископ Владимирский и Суздальский с 17 июня 1866 г. по 29 апреля 1878 г.

Приезд и встреча Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского

6-го числа сентября 1866 года прибыл во Владимир, к своей пастве Архипастырь наш, Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний. С 10 часов утра стали собираться граждане и духовенство для встречи своего Архипастыря у знаменитых древностью золотых ворот, — так как встреча Его Высокопреосвященства сначала предполагалась у Николо-злаговратской церкви. Но через о. Благочинного и Протоиерея Кафедрального Собора Ф.М. Надеждина, встречавшего Владыку еще загородом, Его Высокопреосвященство дал знать, что Он намерен приехать прямо в наш древний Собор, богатый памятью и святынею св. Князей и Святителей русских. Погода вполне благоприятствовала торжеству встречи, так что до самого приезда Архипастыря не только не уменьшалось, но постоянно увеличивалось число желавших встретить Его и принять первое благословение. Около четырех часов, звон в церквах, мимо которых лежал путь Владыки к Собору и затем — звон соборный возвестили всем прибытие Владыки в город, а в четыре часа встречаемый и сопровождаемый в собственном смысле множеством народа, Владыка в мантии и с жезлом вступил в Собор, где встретило Его все Владимирское духовенство, предшествуемое о. Ректором Семинарии, Архимандритом Алексием. Во время входной: «Достойно есть» Высокопреосвященный Архипастырь приложился ко Владимирской иконе Божией матери и св. мощам Благоверных Владимирских Князей, а после обычной литии возглашено было многолетие Государю Императору, всему Царствующему Дому, св. Синоду, новоприбывшему Архипастырю, Владимирской пастве и всем православным христианам. По окончании целования св. креста Архипастырь обратился к своей новой пастве с приветствием, в котором, сколько мы слышали, среди сильного движения народа к Архипастырю, высказал свою духовную радость о благочестии издревле славного города Владимира, свою признательность за оказанную ему радушную встречу и надежду на то, что, по благодати Божией, в союзе мира, Владимирская паства даст Ему удобства послужить ей так, чтобы предстать пред Господом и Судиею и Ему и пастве правыми и не порочными.
Несмотря на утомление от продолжительного пути, Владыка с полной терпеливостью, выходя из Собора преподавал благословение всем и каждому и уже в 6-м часу прибыл в свой Архиерейский Дом, где Его ожидала новая встреча монашествующей братии, и новое множество собравшегося народа. Приняв и здесь, в недавно устроенной Преосвященнейшим Феофаном великолепной церкви, обычную церковную встречу, Архипастырь вступил в свои кельи, в которых ожидали Его начальствующие и учащие в Семинарии, члены Консистории и все градское духовенство. Почти каждого из представлявшихся Владыка расспросил о месте и роде службы, высказал, что Он, как бывший некогда сосед г. Владимира, знает Владимир и благословив всех остался в своих комнатах.
7-го Числа Высокопреосвященнейший Архипастырь вступил в управление вверенною Ему епархией, и 8-го числа, в праздник Рождества Пресв. Богородицы, при многочисленном собрании народа, служил первую литургию в Богородице-Рождественском монастыре, после которой произнес приветственное слово.
"Владимирские Епархиальные Ведомости" Неофициальная часть № 18 (15 сентября 1866 года)

6 сентября 1866 года Антоний вступил в управление Владимирской епархией.

Cлово, произнесенное Высокопреосвященнейшим Антонием Архиепископом Владимирским и Суздальским, 8-го сентября в Рождественском монастыре, при первом служении по прибытии на Владимирскую паству

Отцы и братия, и вы все возлюбленные о Господе чада Православной Христовой Церкви!
Провидению угодно, чтобы я был среди вас, и притом не простым согражданином вашим, а в звании вашего пастыря, наставника и руководителя в жизни духовной. Радуюсь и благодарю Господа, что Он спас от нужд душу мою, переселил меня из Египта в землю Ханаанскую, из страны, хотя русской и благочестивой, но ополяченной и оскверненной жидами, в страну чисто православную, русскую. Радуюсь и тому, что мне суждено жить в бывшем некогда престольном граде Великих Князей и Первосвятителей Русских и молиться в храме, запечатлением кровью многих мучеников.
Но, радуясь, вместе страшусь и недостатка моих сил. Вы знаете, что и здесь поприще действования моего также обширно, как и там, — и здесь, как и там, на мне лежит обязанность заботиться о спасении многих, очень многих душ, и дать ответ пред Богом за их веру и жизнь. Если сильнейшие меня Пастыри сложили с себя бремя правления вверенною мне паствою, то мне ли малосильному и маломощному управлять ею? Пастырь словесного стада, а тем более Начальник Пастырей, — и здесь как и там — должен быть светильником горящим и светящим, дабы все верующие видели его добрые дела и прославляли Отца нашего небесного (Матф. 5, 15). Но посудите сами, легко ли это?.. На нем лежит обязанность защищать невинно угнетенных, утешать скорбящих, наставлять заблудших, ибо Он должен быть всем вся, да всяко, хотя некие, спасет (I Кор. 9, 22). Но для сего сколько ему нужно ревности и усердия, кротости и терпения? Будучи стражем дома Господня, он должен вести брань с началами и властями тьмы века сего, т.е. с людьми, зараженными неверием и вольномыслием, с людьми, действующими под влиянием духа злобы (ЕФ. 6. 12), бороться с духом времени, с духом мира сего, глубоко погруженного во зле. А это опять требует от него еще больших совершенств. И потому, как бы ни велики поданы были ему силы, яже к животу и благочестию, как бы ни много у него было опытности и благоразумия, ревности и усердия к делу, но все ему многого еще будет недоставать для достижения цели.
Впрочем, что ободряло св. Апостола Павла в трудах его Евангельской проповеди, тоже самое может ободрять и всякого пастыря словесного стада Христова на поприще его действования. Это — благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, это - правая вера и жизнь пасомых, согласная с этою верою, это — внимание паствы к своему пастырю, наставляемых к своему наставнику. Пастыри действительно сильны любовью своих пасомых. Самый ревностный, опытный и благоразумный пастырь ничего не сделает, если овцы не будут слушать гласа его и следовать за ним, а блуждать по дебрям и расселинам земным. Деятельность пастырей нередко зависит от той среды, в которой они вращаются. Удивительно ли, что многие из них потеряют дух, не видя со стороны пасомых ни внимания, ни доверия, ни уважения к себе? Удивительно ли, что и самые лучшие из них после сего сделаются посредственными, или даже малоспособными и малоусердными к делу своего служения?
Вступая в общение с вверенною мне паствою, я ни о чем так усердно не прошу Господа Бога, ничего столько не желаю, как того, чтобы все вы — и пастыри и пасомые — были единодушны и единомудренны в вере во Христа, чтобы эта вера ваша, возлюбленные о Господе, возвещалась во всем православном мире (Рим. 1. 8), чтобы жизнь ваша была образом для жизни христиан других градов и весей. Уверенность в том, что все вы ходите достойно своего звания, весьма много облегчит тяжесть моего пастырского служения у вас. Благодать Божия, без которой мы слабы и немощны, не оставит нас без своей помощи. Аминь.
/"Владимирские Епархиальные Ведомости" Неофициальная часть № 18 (15 сентября 1866 года)/

Присутствие консистории в 1867 году состояло из 6 членов. Попечительство о бедных духовного звания в 1866 г. состояло из 6 членов. Благочинных в епархии в 1866 г. было 101, в 1867 г. их число было уменьшено до 63-х.
В 1866 г. во Владимирской Епархии состояло 28 монастырей, в том числе Архиерейский дом. Монашествующих в мужских – 537 лиц, а в женских – 668 лиц.
Новых каменных церквей в 1867 г. строилось 58 и 26 придельных храмов.
Паства Владимирской епархии в 1867 г. заключалась в 583 771 душ мужского пола и в 663 261 душ женского пола – всего в 1 247 032 душ.
В 1866 г. было 214 училищ, в которых обучалось 2096 мальчиков и 287 девочек, в 1867 г. состояло 208 открытых духовенством безмездно училищ, в которых находилось 219 наставников, а учеников - 2339 и учениц – 349. Уменьшение училищ произошло от уменьшения порядка управления ими и от некоторых недоразумений между крестьянами. См. Отчет о состоянии Владимирской епархии за 1866 год.

Улучшение быта духовно-учебных заведений Владимирской епархии местными средствами и празднество по сему случаю 5-го февраля 1867 года.

В июле месяце 1867 г., во время пребывания в слободе Мстере Высокопреосвященного архиепископа Антония, был произведен учащимся училищ при церковном православном братстве публичный экзамен в храме Богоявления при большом стечении народа. Высокопреосвященный лучших из воспитанников благословил металлическими крестиками и книжками, и успехами учащихся остался очень доволен.

День тезоименитства Архиепископа Антония 17 января 1868 г.

23 января 1868 г. при Владимирской епархии учрежден викариат. 21 марта 1868 г. происходило наречение ректора Тульской духовной семинарии, архимандрита Андрея, во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. 3 мая 1868 г. в 5 часов вечера прибыл во Владимир Преосвященный Андрей, новопоставленный Епископ Муромский. На вокзале железной дороги он был встречен местным благочинным, Кафедральным протоиереем Ф.М. Надеждиным, а в Архиерейском доме братией его с св. крестом. На другой день представлялось Преосвященному Владимирское духовенство. Преосвященный Андрей, по прибытии во Владимир 3-го мая, 8-го и 9-го мая совершал Богослужение в Кафедральном соборе и в Вознесенской градской церкви.
24 мая 1868 г. Антоний, Архиепископ Владимирский и Суздальский выехал из Владимира для обозрения церквей Судогодского, Меленковского и Муромского уездов, и вернулся во Владимир к 10-му июня.

25 мая 1868 г. Иннокентий митрополит Московский прибыл по железной дороге во Владимир в 2 часа 30 минут, а в 3 часа 10 мин. выехал в Москву. Для приветствия Его Высокопреосвященства являлись на станцию железной дороги ректор Семинарии и Кафедральный протоиерей; Владыке была поднесена икона Владимирской Божией Матери.

30 мая 1868 г. в 12-м часу дня жители г. Владимира заунывными, редкими ударами соборного колокола были извещены о кончине викарного епископа Андрея. Кончина его была для всех неожиданна и поразительна. Не прошло еще месяца со дня прибытия его во Владимире. «Лишь только мы начали сближаться с ним, только что узнали его светлый ум и ласковое, приветливое сердце,- и доброго Святителя не стало, а с ним, для нашего маститого Архипастыря, не стало представлявшегося ему и радовавшего всех нас в викарном епископе облегчение в епархиальном управлении. О его болезни стало известно только 21-го мая, в наше торжественнейшее празднество встречи чудотворной иконы Божией Матери Боголюбской, в котором Андрей по болезненному состоянию не мог учавствовать. Но тогда никто не придал серьезного значения его болезни: заботы и труды по переезду к новому месту служения, разность в новом месте климата и т.п. в глазах всех делали ее на время легко возможной, и тем более, что сам епископ лицам, имевшим с ним более близкие отношения, не раз говорил, что им владеет сильный ревматизм, от которого он обычно страдает по две и более недели, лишаясь всякой возможности вставать с постели. По отзыву врачей, застарелый ревматизм осложнился органическим пороком сердца, что и обусловило легочный и мозговой удары, бывшие ближайшей причиной его скорой смерти, так что оказались тщетными все усилия врачей помочь больному, и нам, вместо живого слова и доброй жизни почившего, пришлось назидаться его кончиной и погребением. Как будто для этой только безмолвной, но весьма сильной проповеди так недавно восприял почивший святительский сан и прибыл к нам!
Быстро разнеслась по городу весть о кончине Преосвященного; и Архиерейский Дом, где устроены покои и для викария, наполнился желающими поклониться почившему. Все припоминали, что более 80-ти лет во Владимире не было случая кончины Епископа, и это припоминание еще более усиливало сожаление о рановременной и неожиданной кончине только что приявшего святительский сан Епископа Муромского… затем немедленно отправлена была телеграмма к Высокопреосвященному Антонию, обозревавшему в то время Епархию, и бывшему, согласно маршруту, в Меленковском уезде. Тяжела была скорбная весть для Владыки; ему пришлось расстаться с нужным, полезным и добрым человеком, которого прежде всех и, конечно, больше и лучше всех он умел оценить. Но по дальнему расстоянию от г. Владимира места, где получено было Владыкой известие о смерти своего викария, и по трудности, изменить уже сделанные распоряжения по обзору епархии, чтобы без особой нужды не замедлять погребения, Владыка, на месте сделав нужные распоряжения о погребении покойного, просил Преосвященного Иустина совершить его погребение, которое им и совершено было 3-го июня в Кафедральном соборе (тело погребено было в теплом приделе Кафедрального собора)… при перенесении тела почившего из Архиерейского дома в Собор, так и при погребении его в Соборе, который при всей громадности своей в собственном смысле был полон народом. В день погребения и жители Мурома вместе с его Высокопреосвященством, Архиепископом Антонием, бывшим тогда в Муроме, молились у себя о почившем своем Епископе, чтить которого они все были расположены».

17 сентября 1868 г. прошло освящение и открытие Шуйско-Ивановской железной дороги. С экстренным поездом в 10-м часу на станцию Московско-Нижегородской дороги – «Новки» прибыли: Его Высокопреосвященство Антоний, архиепископ Владимирский и Суздальский, Его Преосвященство Владимирский губернатор В.Н. Струков, Владимирский губернский предводитель дворянства граф Н.П. Апраксин, инженер генерал лейтенант Барон Дельвиг, и строители дороги гг. Горбов, Мамонтов, Бусурин и Ридель с приглашенными ими гостями. Сюда же прибыл с депутацией от граждан Вознесенского посада голова посадский, почетный гражданин С.Н. Гарелин. В изящно устроенной палатке на платформе «Новской» станции совершено было молебствие в присутствии всех прибывших с тем поездом, при многочисленном собрании окрестных жителей. По окончании молебствия Высокопреосвященный окропил путь и все вагоны святой водой, при пении многолетия Государю Императору, Государыне Императрице, Государю Наследнику и всему Августейшему Дому. Тоже самое происходило на всех станциях до Ивановской и на каждой из них поезд встречен был многочисленной толпой народа, с восторженными криками: «Ура». На Ивановской станции волостной старшина Дарьинский встретил строителей с хлебом-солью от всего Ивановского общества. После обычного молебствия гг. строителями дан был в здании принадлежащем вокзалу роскошный обед. Много было высказано во время этого обеда теплых задушевных слов; многие из присутствовавших, сочувственно отнеслись к устройству нового пути,- пути еще к большему развитию мануфактурной производительности и торговли здешнего края.

Речь, произнесенная Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием, архиепископом Владимирским и Суздальским,- при открытии Шуйско-Ивановской железной дороги

Речь эта произнесена на вокзале Ивановской станции, после молебствия, совершенного Его Высокопреосвященством.
«Почтенные начинатели, пособники и совершители новоустроенного и открываемого ныне пути!
Главная цель всякой искусственно устроенной, а тем более железной дороги – усиленное содействие благосостоянию частному и общественному. Это благосостояние достигается здесь удобством переезда и перевозки, большей за тем равномерностью в распределении по стране благ вещественных и духовных,- а главное – сбережением времени, особенно в нашем пространном отечестве. «Время – Капитал»… как любят ныне говорить. И чем стало быть больше этого капитала находится в руках людей, в их власти, чем больше могут пользоваться люди временем, так или иначе ускоряя и умножая взаимное сообщение как понятий о разных предметах, так и самых предметов, тем сильнее может возрастать и развиваться вещественное, а иногда и духовное богатство страны, тем легче и удобнее слагается и достигается благосостояние частное и общественное.
При взгляде и на сей вновь устроенный вами путь, всякий благонамеренный человек проникается живейшей уверенностью в его будущем благотворном влиянии на русскую торговлю, промышленность, просвещение. Сколько отныне откроется у нас удобств для личного обмена мыслей, для охранения, скрепления и оживления союза общественного, сколько должно произойти выгод для промышленности и торговли, насколько возрастет благо народное,- это, конечно, хорошо поняли и оценили начинатели и совершители этого дорогого и нелегкого труда. И так вы оказали великую услугу не только туземцам, но и всем нашим соотечественникам. Хвала вам и честь за это самостоятельное, русское, доброе и истинно полезное дело – в среде значительнейшего развития русской промышленно-трудовой жизни. Вас будет благословлять и отдаленное потомство.
Но, почтенные слушатели, пути человеческие могут быть благопоспешны, прочны и долговечны не тогда только, когда строители и управители их обогащены научными и другими человеческими средствами. Положим, что настоящий путь, по указаниям науки и опыта, устроен прочно, добросовестно, что все выгоды его рассчитаны с самой строгой точностью, что скорость и удобство движений по нему быстро и заметно поднимут благосостояние нашего края: но всегда ли с выгодами и удобствами новых быстротечных путей, с поднятием уровня материального богатства и умственного развития, всегда ли являлось действительное, коренное улучшение в быту народном, не мыслимое без улучшения нравственной жизни народа? Невольно приходится останавливаться вниманием на этой мысли, когда припомним, что в иных местах с усовершением путей, с быстрым и широким развитием промышленности и торговли,- едва ли еще не быстрее и не шире распространялся упадок нравственности, особенно в известных пунктах и слоях населения. Если и при неудобстве и медленности путей, в недалекие тяжелые времена брожения умов, быстро расходилось по св. Руси православной все то, что колеблет веру и нравственность человека, если и при негладкости и неровности путей, вместе с умножением материальных потребностей и видимых обилием благ земных, отечества много такого, что всегда разрушительно действовало на семейное и общественное благосостояние, то не с гораздо ли большим удобством все это может проникать при скородвижном, ровном и гладком пути, так значительно сокращающем пространство и время и могущем так много вносить иных начал в нашу народную жизнь? Не говорим уже о том, как много зла может произойти от одной даже неосторожности, от одного нерадения приставников пути,- так как вступающие на этот созданный новейшей наукой путь вверяют искусству и аккуратности людей не только свое имущество, но и свою жизнь. Благосостояние целых семейств, а иногда и государственное благо,- эти заветные святыни для каждого живого члена семьи и государства. И так, при несколько внимательном отношении к делу, мы найдем, что если где, то особенно на сих-то и при сих быстротечных путях, во имя их благопоспешности, долговечия и благотворности, требуется и молитва Веры, и христианская добросовестность, и строгая, не формальная только, но чувством христианской любви поддерживаемая точность в исполнении своих обязанностей. Самые рассчитанные человеческие соображения и узаконения едва ли всегда сильны поддерживать здесь нравственный порядок основу порядка внешнего, если делатели и приставники пути не будут обращаться к основам религиозным, если чужды будут внушений св. Веры и христианской любви к ближнему.
Под молитвенным осенением св. Православной Церкви мы приветствуем вас с открытием сего нового пути и искренно желаем ему всего лучшего. Да будет он и безопасен, и тверд, и долговечен! Но еще более, еще искреннее желаем ему того, чтобы он был наилучшим проводником всего для нас действительно полезного и доброго, чтобы с быстротой орлиной переносилось по нему все, что споспешествует истинному, а не мнимому, просвещению, облагорожению нравов,- утверждению в вере и благочестии, что служит к довольству и действительному благоденствию края, к истинной чести и славе всего нашего любезного отечества, и к радости благомудрого нашего МОНАРХА. Что желания наши сбудутся, что благословение Господне выну будет на пути сем, на его входах и исходах, а равно и на тех, кто будет по нему следовать и управлять им, в том да ручается нам благоразумие и опытность начинателей и устроителей пути, которых знание и усердие, веру и благочестие уже благословил Господь скорым и полным успехом. Да будет же этот путь, в силу общей нашей молитвы, одним из лучших путей, путем, ведущим к жизни и счастью, да будет он всегда путем правым. Который никогда не погибнет.

«Высшим начальством установлен по Владимирской Епархии со священнослужителей сбор на воспособление беднейшим духовным лицам,- каковый сбор вменено благочинным в обязанность начать с 1867 года и собранные деньги каждогодно представляет в Консисторию, за истекший год, в январе наступившего года» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Официальная часть № 14, 15 июля 1868 г.).

Владыка Антоний запомнился особой заботой об устройстве духовных школ, в том числе за счет собственных средств. При епископе Антонии во Владимирском училище девиц духовного звания был введен Высочайше утвержденный 20 сентября 1868 года устав епархиальных женских училищ – по типу трехклассного с двухгодичным курсом в каждом классе.
21 ноября 1868 года в Владимирском училище девиц духовного звания прошел праздник. К этому дню стеклись 3 училищных праздника: 1) храмовый праздник Введения Божией Матери, 2) праздник освящения вновь устроенного училищного корпуса, 3) открытие 3-го курса духовных воспитанниц.

20 сентября 1868 года во Владимир пришло известие о кораблекрушении, постигшем Его Императорское Высочество Великого Князя Алексея Александровича и о счастливом избавлении Его от угрожавшей опасности. В 10 часов утра 21-го сентября Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием, архиепископом Владимирским и Суздальским, вместе с градским духовенством, в Рождественском монастыре, совершено было благодарственное, с коленопреклонением, молебствие о сохранении жизни Его Императорского Высочества Великого Князя, при чем присутствовали г. начальник губернии и другие светские чины. По известию газет, фрегат «Александр Невский» на котором совершал плавание Великий Князь, потерпел крушение на песчаном и низменном берегу Ютландии в ночь с 12 на 13-е сентября, в половине третьего часа. При всей опасности, Великий Князь Алексей Александрович, не потеряв присутствия духа, принимал деятельное участие при всех работах моряков и до тех пор не оставлял фрегата, пока не устроилось такое сообщение с берегом, которое позволило надеяться на возможность спасти весь экипаж Фрегата.

17-го января 1870 г. в городе Александрове прошло торжество в тезоименитый день Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского.

16-го января 1870 года в С.-Петербурге, в Святейшем Синоде происходило наречение во Епископа Муромского, викария Владимирской епархии, Московского Данилова монастыря Архимандрита Иакова. Преосвященный Епископ Муромский Иаков 6 февраля в 8 часов вечера прибыл во Владимир. В вокзале железной дороги он был встречен градским благочинным, кафедральным о. протоиереем Ф.М. Надеждиным, а в большой церкви Архиерейского дома всей братией, где, после обычной эктении и многолетия, он преподал благословение собравшемуся на встречу народу. В воскресенье, 8-го числа, преосвященный совершил первую во Владимире литургию, в церкви Архиерейского дома.

Он с первых лет своего здесь служения, озабочен был возможным обновлением соборного храма, без нарушения его древнего величия, в чем принимал личное деятельное участие. Он пожертвовал в кафедральный собор и в Архиерейскую церковь серебро-позолоченные, отличной работы, ковчеги, исполненные про его мысли и две золоченой бронзы люстры в новый собор Боголюбова монастыря. Он завещал довольно значительную сумму на возобновление собора кафедрального. Теплый, при соборе, храм при нем значительно расширен с восточной и западной сторон, вокруг собора устроена ограда из железных решеток. В 1871 г. был построен новый Странноприимный дом, при соборе Владимирском, вблизи самого храма. 23 октября 1871 года, совпавшее тогда с празднованием столетия со времени принесения в гор. Владимир из Боголюбова монастыря Чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери, было днем освящения и открытия нового дома милосердия. То и другое торжественно было совершено Высокопреосвященнейшим Антонием, Архиепископом Владимирским и Преосвященнейшим Иаковом, Епископом Муромским, викарием Владимирским, в присутствии г. Начальника Губернии, городского головы и многих граждан. Молебствие было совершено в том отделении странноприимного дома, которое предназначено для повседневного моления о почивающих в соборном храме. По совершении молебствия, по обычном многолетии, провозглашена была вечная память всем великим князьям и княгиням, а также и святителям, почивающим в соборе Владимирском, и этим положено было начало постоянному пред Господом молению о упокоении их, при чтении Псалтири. Первый псалом Давида и несколько следующих начаты умилительным пением певчих целого Архиерейского хора. Потом настоятель собора, возложив на себя епитрахиль, продолжал начатое пением моление чтением следующих псалмов; после настоятеля приступил к чтению ключарь собора, а за ним остальные соборные священники и диаконы. По каждой славе, возносилось моление о упокоении. Все присутствовавшие были тронуты до глубины души.

В январе 1877 года общеепархиальный съезд духовенства, созванный преосв. Антонием, постановил открыть Епархиальный свечной завод. Но организовать и развить это сложное предприятие можно было лишь постепенно. Между тем нужды епархии не ждали, и необходимо было открыть пока хотя бы временные источники для удовлетворения этих нужд. К счастью, такие источники в епархии можно было найти. Так Флорищева пустынь с ее громадными лесными владениями, уже не раз служившая нуждам епархии, с разрешения высшей власти, и теперь могла оказать помощь ей в ее неотложных нуждах по содержанию духовно-учебных заведений. И преосв. Антоний уже проектировал воспользоваться временно этим источником и для женского епархиального училища. Имея ввиду этот источник, в сентябре 1877 года он постановил на очередь вопрос о разрешении училищных помещений и от совета училища безотлагательно требовать детального обсуждения этого предмета. Вскоре же после этого окончательно решено было приобрести и приспособить к потребностям школы соседний с училищем дом г. Дроздовской. В то же время преосвященным уже намечен был план и дальнейших действий по преобразованию училища в шестиклассное заведение. Но ему не удалось дожить до осуществления начатого дела.

В 1877 г. общеепархиальный Съезд духовенства ходатайствовал о разрешении праздновать юбилей его святительства – общей молитвой по епархии, учреждением стипендии во Владимирской Семинарии и постановлением портрета его в семинарском зале, но разрешения получено не было на основании новых Высочайше утвержденных положений об юбилеях: надобно 25 лет быть Архиереем в одной епархии.

Владыка всегда помнил заповедь: «братолюбия и нищелюбия не забывайте». Быв членом местных и многих иногородных благотворительных братств и обществ, он ежегодно посылал свою лепту и в пользу нуждающихся студентов Московского университета и Ярославского лицея; Обществу Петербургской Духовной Академии сделал вклад 100 руб.; нищей братии, погорельцам и др. случайным несчастливцам – раздавались, а иногда посылались по почте, милостыни не только в каждый праздник, а почти каждый день. В продолжении своей трудолюбивой жизни, всегда оказывал многочисленную помощь даже дальним родственникам – в духовенстве, дворянстве, крестьянстве.

В воскресенье 5 марта 1878 г. в Успенском кафедральном соборе происходило особенно торжественное богослужение по случаю наступления недели православия. В половине 10-го часа явился в собор преосвященный Павел (проездом в Казань, с 3-го марта проживал во Владимире), епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии – бывший ректор Владимирской духовной Семинарии и в сослужении местного духовенства начал совершение божественной литургии. Тысячи православных с утра толпились в храме, чтобы присутствовать при священно-действии. За литургией слово произносил священник А.И. Сервицкий. По окончании литургии в архиерейской церкви, прибыли в собор Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Владимирский и Суздальский с преосвященным Иаковом, епископом Муромским, викарием Владимирским. По прибытии обоих местных архипастырей в собор и по совершении литургии пр. Павлом началось обычное совершение обряда православия. На этом обряде, совершенном Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием, в сослужении двух викариев, присутствовали – духовенство, чины города и множество простого народа, прибывшего из окрестных селений.

Измлада твердо привыкнув любить постную пищу и часто имея за обычной домашней трапезой самые грубые яства – грибы, капусту, горох, кашу, овсяный кисель,- он вообще не доверял советам докторов – употреблять более питательную и легкую пишу,- тем не возможнее было обратиться к нему с подобными советами во дни Св. Четыредесятницы. Между тем в Великий Четверг и особенно в Великую Субботу 1878 года – часов в 5 вечера – он подвергся довольно сильным лихорадочным цароксизмам. Смущаясь, что в день Св. Пасхи ему не придется, пожалуй, быть в храме и совершить священнодействие, он решился принять потогонное и после пароксизма, уснув часа полтора, отправился к утрени и затем совершил Божественную литургию. «Слава Богу, рассказывал он, отпустив пришедших приветствовать его после пасхальной службы, я ныне не очень утомился, благодаря, вероятно, тому, что с вечера немного уснул и что воздух к церкви был довольно свеж,- так как я велел открывать окна». Но, увы! Ненадежна была уже эта сравнительная крепость Архипастыря, как обманчива была и его суровая на первый взгляд наружность, в которой обитала по истине добрейшая душа. После вечернего служения в соборе, на второй день Пасхи, в день рождения Государя Императора, он служил в Кафедральном же соборе и возвратился в келии крайне утомленный,- после службы, продолжавшейся три с половиной часа, после которой принимал еще поздравления духовенства и корпораций семинарской, училищной и консисторской. На третий день Пасхи он почувствовал тяжелую боль в правом боку и после обедни, скрывая тяжесть боли, добродушно предложил братии Архиерейского Дома скромную у себя трапезу, по случаю местного праздника в честь Иверской иконы Богоматери, а сам решился прокатиться – в надежде облегчить боль движением на свежем воздухе; вечером ему сделалось хуже, но доктора велел пригласить только утром следующего дня (19 апреля). После принятых мер против боли в правом боку и бессонницы, он почувствовал себя лучше и 22 числа, в субботу, за обедом шутливо сказал, что у него ныне парадный обед т.е. из трех блюд (так как в предыдущие дни он кушал только бульон из мелкой сушеной рыбы). Начало ночи на 23-е число провел он без сна, читал, но вероятно вследствие усилившейся боли, сошел с кровати и, помолившись, сел на диван и велел положить на правый бок горчичник. Здесь уже почувствовал, что левая рука и нога как будто не его, что и выразил келейному словом, менее обыкновенного ясным… Вскоре – пришли к больному родной племянник и доктор. Владыка приподнял взор на них и тихо проговорил: «Захворал я»; затем, чувствуя как отпадали приставленные за ушами пиявки, указывал рукой и тихо говорил: «возьмите». Хотя почти тотчас же, после употребленных мер, Владыке сделалось лучше,- посвежел взор и особенно слух, пульс стал крепче, тем не менее признано было необходимым созвать консилиум: консилиумов было три – из трех и один из пяти докторов. Находя состояние больного серьезным, врачи находили более благоприятных, чем дурных признаков к возможному его выздоровления,- указывали главным образом на сохранение сознания, хотя и опасались, в его лета, так называемого отека легких – вследствие возможного параличного их состояния. И вообще в благоприятном смысле понималось состояние больного Архипастыря. Владыка, большей частью сидя поддерживаемый, неоднократно принимал посещавших его – Преосвященного Викария, о. Архимандрита Боголюбского, Кафедрального и Ильинского оо. Протоиереев, секретаря консистории и др. «Все ли у вас благополучно, что нового, очень я ослабел, помолитесь обо мне»,- слова, с которыми обращался он к посещавшим, благословляя их.
26 апреля, беседуя с преосвященным Викарием, епископом Муромским Иаковом, больной и обессиленный – он вспомнил о продаже лесного участка Флорищевой пустыни на нужды духовных училищ и просил его заниматься делами, прибавив при этом, что иные более важные дела можно оставить до укрепления его сил.
Между тем в городских церквях и в Духовной Семинарии совершаемы были молитвы о здравии болящего Архипастыря. Начальник губернии Судиенко Осип Михайлович неоднократно, генерал Крузенштерн, вице-губернатор и многие другие почетные лица местного общества или сами являлись или присылали справляться о здоровье Владыки: когда было ему докладываемо об этом, Он с видимым сердечным чувством, стараясь улыбнуться, всегда замечал: «спасибо им». В один из дней, кажется, во вторник, он пожелал, чтобы лекарство, равно как и питье вылиты были в чайную чашку и сам выкушал их чайной ложкой, сидя, хотя и поддерживаемый; больная нога получала движение. Все эти обстоятельства болезни Владыки оживляли общую надежду на улучшение его здравия. Трогательно было наблюдать в болящем – это неудержимое старание сохранить обычный ему так и то опытное и обдуманное, священное так сказать, приличие, к которым он приучил себя, как Святитель: Когда он выражал желание сесть,- сам поднимал ногу с кровати, прибавляя, что «встанет сам, что он всегда сам вставал, когда бывал болен», хотя силы и изменяли ему; при посетителях непременно желалось встать и быть прилично покрытым. Но при всем этом виделось, что органическое потрясение и кровопускание, хотя и венозное, сильно ослабили его.
В среду Владыка изъявил желания приобщиться Св. Таин сначала после ранней, а потом после поздней литургии, но к этому времени задремал и, как виделось, занят был мыслью о том, что еще не приготовился к Св. Приобщению, а потому отложил оное до ранней литургии следующего дня; вечером велел позвать к себе ризничего иеромонаха и, в келейной беседе с ним, указал, что будет слушать во время ранней обедни последование ко Св. Причащению и приобщиться Св. Таин в епитрахили, поручах, в мантии и омофоре; озабоченный, очевидно, этим великим делом Св. Веры, ночью – часу в 1-м потребовал умыться, что сделал сам правой рукой, причесаться, сменить белье. На другой день – выслушал правило – сидя и, когда принесены были Св. Дары, желал непременно стоять, остановил священно-игумена,- духовника своего, начавшего было читать за больного, и с усиленно-устремленным, скорбно-молитвенным взором, стараясь выговорить каждое слово, начал и кончил последнее свое в этой жизни исповедание: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого». С благоговейным удивлением приходилось нам неотразимо почувствовать эту необыкновенную энергию религиозного чувства в ослабевшем телесно Старце-Архипастыре: и теперь, как обычно, делом и примером поучал он нас! Это было 27-го апреля.
В пятницу днем Владыка приказал прибрать в спальню из канцелярии свои печати,- распоряжение невольно показавшееся грустным, хотя видимого ухудшения в состоянии большего не было – даже до 6 часов вечера 28-го числа, когда посетил его доктор; но часов в 11 вечера заметны стали тяжесть дыхания и неровность пульса; явившийся снова доктор выразил опасение за жизнь Владыки,- по его мнению развивался болезненный процесс, которого опасались в начале. Владыка, по предложению окружавших его, изъявил желание на молитву в таинстве Св. Елеосвящения, которое к 2-м часам ночи совершил Преосвященный Викарий в сослужении братии Архиерейского Дома. Нельзя было удержаться от слез, когда все бывшие в келии сослужители и слуги Владыки начали, после совершения Таинства, земно кланяясь, прощаться с ним и он каждому преподавал последнее благословение и целование, а о. духовника своего придержал за руку и тихо, хотя и с видимым усилием, проговорил: «помолитесь, простите меня». Четверти за три до кончины, когда Владыка не снял еще благословившей руки с головы находившегося все ночи при нем и. д. Ректора Семинарии, о. эконом Архиерейского Дома Архимандрит Модест начал чтение отходной, в продолжение которого Владыка имел силы дважды перекреститься. Минут через пять затем Архипастырь наш, сам закрыв глаза и положа на грудь правую руку, в 35 минут 5-го часа утра 29-го апреля в субботу на Фоминой неделе мирно отошел к Господу,- ни малейшего выражения обычной борьбы тела с смертью не являлось в этот таинственный момент даже на маститом челе нашего милостивого и верного Первосвященника. В утешение нашей скорби невольно вспомнилась нам мысль Св. Псалмопевца: «только грешников смерть люта и ненавидящии праведного прегрешать»… Не умре, но спит», виделось нам.
Церемониал был представлен Начальнику губернии, который оказал живое участие к точному выполнению онаго, сделав распоряжение о воспрещении представлений и в театре и в цирке с 29-го апреля по 2-е мая и о командировании на это время до 150 человек солдат в помощь местной полиции. Вынос в Собор назначен был 1-го мая в 6 часов вечера. Гроб, вмещавший бренные останки Архипастыря, возложен был на особо-устроенный для сего одр и на раменах пастырей и частью пасомых, видимый всеми, покровенный архиерейской мантией несом был до кафедрального собора,- в предшествии полного крестного хода, с пением пасхального канона – Воскресения день, просветимся людие… Священно-торжественный вид шествие, печальный перезвон на всех церквях, ясно слышимый на каждом пункте небольшого города, сопутствие, как казалось, всего бывшего в данный день во Владимире населения, благочестно сопровождающего своего Епископа в его кафедральный собор, все это производило необыкновенное, умиляющее впечатление… 2-го мая (день погребения), в соборе, литургию совершал Преосвященный Иаков, епископ Муромский, викарий Владимирский, в сослужении 4 архимандритов и 8 протоиереев, настоятелей монастырей и священников… Само отпевание совершал Преосвященный Иаков в сослужении до 80 священнослужителей белого и черного духовенства. По окончании отпевания, тело усопшего через холодный собор, где совершена лития, было обнесено кругом кафедрального собора, и затем отнесено обратно в архиерейский монастырь, где ровно в 2 часа пополудни предано земле. Снова несметная толпа народа сопровождала процессию, несмотря на то, что погода была не совсем благоприятная. Во главе процессии был местный губернатор И.М. Судиенко. Преосвященный Иаков, три архимандрита, все городское духовенство, множество священников, прибывших из уездных городов и сел, громадная масса городских жителей и несметные толпы народа провожали прах всеми в епархии любимого архипастыря.

«По случаю кончины Высокопреосвященного Антония, Архиепископа Владимирского и Суздальского, Консистория между прочим, постановила и Его Преосвященство Иаков, Епископ Муромский, утвердил: о кончине Высокопреосвященного Антония дать знать Настоятелям и настоятельницам монастырей, Протоиереям Соборов и Благочинным, чтобы они, вместо умершего Преосвященного, на эктениях возносили имя Преосвященнейшего Иакова, Епископа Муромского и в течении шести недель прилагали эктению об усопшем».

Антоний Высочайше почтен был следующими знаками отличий: в сане архимандрита – орденом Св. Анны 2-й ст., тем же орденом с Императорской Короной, Орденом Св. Владимира 3-й ст.; в сане Епископа – орденом Св. Анны 1-й ст., тем же орденом с Короной и орденами Св. Владимира большого креста и Св. Благоверного Князя Александра Невского. Кроме того,- неоднократно была изъявлена ему Высочайшая благодарность.

По его кончине, более 7 месяцев (с апреля по декабрь) не был назначаем ему преемник, и епархиею управлял викарий Владимирской Епархии, Епископ Муромский Иаков (Кротков).
9-го декабря 1878 г. назначен был преемником Архиепископу Антонию — Епископ Подольский Феогност (Лебедев). А епископ Иаков так и остался в викариях, не получив самостоятельного назначения.
В 1879 году во Владимирской духовной семинарии была учреждена стипендия его имени.
Владимиро-Суздальская епархия
Владимирские и Суздальские архиереи:
Виктор (Онисимов), 16 октября 1799 г. по 24 февраля 1800 г.
Ксенофонт (Троепольский) с 24 февраля 1800 г. по 3 июля 1821 г.
Парфений (Чертков) с 21 августа 1821 г. по 25 февраля 1850 г.
Иустин (Михайлов) с 25 февраля 1850 г. по 22 июля 1863 г.
Феофан (Говоров) с 22 июля 1863 г. по 17 июня 1866 г.
Антоний (Павлинский) с 17 июня 1866 г. по 29 апреля 1878 г.
Феогност (Лебедев) с 9 декабря 1878 г. по 21 ноября 1892 г.
Сергий (Спасский) с 21 ноября 1892 г. по 20 ноября 1904 г.
Никон (Софийский) с 27 ноября 1904 г. по 9 июня 1906 г.
Николай (Налимов) с 23 июня 1906 г. по 13 июля 1914 г. Архипастырь «правды и чести»

Сахаров Леонид Иванович (1825 - 1887) – писатель, секретарь архиепископа Антония.

Категория: Владимир | Добавил: Николай (25.09.2016)
Просмотров: 2345 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru