Главная
Регистрация
Вход
Пятница
04.12.2020
02:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [139]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1319]
Суздаль [413]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [424]
Музеи Владимирской области [60]
Монастыри [7]
Судогда [10]
Собинка [113]
Юрьев [222]
Судогда [104]
Москва [42]
Покров [139]
Гусь [156]
Вязники [279]
Камешково [95]
Ковров [376]
Гороховец [121]
Александров [248]
Переславль [112]
Кольчугино [75]
История [39]
Киржач [82]
Шуя [105]
Религия [5]
Иваново [59]
Селиваново [39]
Гаврилов Пасад [9]
Меленки [104]
Писатели и поэты [102]
Промышленность [90]
Учебные заведения [119]
Владимирская губерния [37]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [50]
Муромские поэты [5]
художники [25]
Лесное хозяйство [16]
священники [6]
архитекторы [6]
краеведение [41]
Отечественная война [244]
архив [6]
обряды [15]
История Земли [4]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Сергий (Спасский), архиепископ Владимирский и Суздальский

Сергий (Спасский)

Сергий, в мире Иоанн Спасский, родился 21 мая 1830 года, в селе Карпове Костромской губернии.
Первоначальное школьное образование он получил в Макарьевском духовном училище, куда поступил в 1839 году. С 1844 года он учился в Костромской духовной семинарии, где большое влияние на его умственное развитие оказывал преподаватель той семинарии Ив. Гавр. Соколов, воспитавший в Иоанне Спасском особенную любовь к естественным наукам. По окончании курса в семинарии, Иоанн Спасский, обращавший на себя внимание наставников своими успехами и развитием, в 1849 году был отправлен на казенный счет в Киевскую духовную академию и здесь был одним из лучших студентов. В числе его товарищей по академии был будущий митрополит Сербский Михаил.
Уже в бытность свою в академии Иоанн Спасский обратил на себя внимание своими научными работами. Перед окончанием курса им было написано на степень магистра серьезное научное исследование по неразработанной еще в то время Библейской хронологии, под заглавием: «Изследование библейской хронологии», напечатанное Киевской академией в 1857 году на казенный счет.
По окончании, в 1853 году, курса в академии со степенью магистра богословия, Иоанн Спасский 9 декабря того же года был назначен преподавателем словесности в свою родную Костромскую семинарию. Впоследствии он там-же исполнял обязанности преподавателя немецкого языка, помощника ректора по профессорской должности и помощника инспектора.
Овдовев в 1857 году и поручив воспитание своей дочери родителям покойной жены, Иоанн Спасский в 1858 году принял монашество, будучи пострижен в день «Обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского», 5 июля, в Ипатьевском монастыре, с именем Сергия. 6 июля был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля — во иеромонаха.
С этого времени он еще более предался своим любимым научным занятиям; вместе с тем со всегдашним усердием исполнял и свои служебные обязанности сначала в той-же Костромской семинарии, а с 8 декабря 1858 года в — Вифанской, куда он был перемещен на должность инспектора, с возложением на него обязанностей преподавателя разных богословских предметов. Здесь он два раза исполнял должность ректора семинарии и здесь же он положил начало составления своей библиотеки.
В 1859 году возведен в звание соборного иеромонаха Донского монастыря.
Возведенный митрополитом Филаретом в Троице-Сергиевой лавре 25 сентября 1861 года в сан архимандрита, он 30 декабря того-же года переведен на должность инспектора в Московскую духовную семинарию.
Определенный, для поправлении здоровья в 1863 году, настоятелем Московского Знаменского монастыря, что на старом Государевом дворе, он оставался в этой должности и после того, как в 1866 году состоялось назначение его на должность ректора Вифанской духовной семинарии. Должность ректора семинарии архимандрит Сергий проходил около 8 лет и за это время, по отзыву его бывшего воспитанника С. Соколова, «стяжал себе полную любовь своих питомцев, какую, обыкновенно, дети питают к своим добрым родителям». А его глубокие познания во всем, что клонилось к образованию юношества, и всегдашняя готовность поделиться своими познаниями в пределах юношеского понимания еще более укрепляли к нему эту любовь и уважение.
В 1874 году архимандрит Сергий, по своему прошению, перешел в епархиальную службу, оставаясь сначала настоятелем Знаменского монастыря, а с 1880 года состоя настоятелем тоже Московского Спасо-Андрониева монастыря, — и исполнял лежавшие на нем с 1866 года обязанности члена Московского комитета духовной цензуры, а также с 1876 года — должность члена Московской духовной консистории. В семнадцатилетнее управление Знаменским монастырем он немало сделал к устроению этого монастыря: ветхие здания его исправлены, выстроены два новых каменных корпуса, арендные статьи возвышены, вследствие чего доходы монастыря возросли вчетверо.
Вместе с тем архимандрит Сергий не переставал заниматься наукой. Так в 1865 году он написал и издал в свет сочинение под заглавием: «Историческое описание Московского Спасо-Андрониева монастыря», в следующем 1866 году — «Историческое описание Московского Знаменского монастыря», а в следующем 1867 году — «Несомненная истинность Евангельской и Апостольской историй». В 1875 году из-под его пера вышел I-й том капитальнейшего его сочинения под заглавием: «Полный месяцеслов Востока, том I. Восточная Агиология», а в следующем 1876 году и II-й том того-же сочинения, под заглавием: «Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой Восток». Совет Московской духовной академии, рассмотрев это ученое исследование, дал о нем прекрасный отзыв, и в 1876 году, после публичной защиты, архимандрит Сергий Советом Московской духовной академии был единогласно удостоен степени «доктора богословия». В связи с этим трудом, им написаны были две статьи, напечатанные в том же 1876 году в журнале «Чтение в обществе любителей духовного просвещения»: 1) «Ответ по Агиологии» и 2) «Второй ответ по Агиологии». В 1879 году снова вышло отдельное его сочинение: «Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ея в России», а также статья в «Христианском Чтении»: «О чтении Апостола и Евангелия в навечерии Рождества Христова — в субботу и воскресение и об Апостоле и Евангелии субботы пред неделею св. отец». В 1882 году в журнале «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» им напечатана была статья: «Лавсаик и история египетских монахов», а также отдельным изданием: «Слова, произнесенныя в соборах Москвы и Петербурга».
В 1882 году 24 апреля архимандрит Сергий был назначен епископом Ковенским, первым викарием Литовской епархии, и этим начинается период новой деятельности Сергия на пользу Церкви. Он был деятельным помощником Архиепископа Литовского Александра, страдавшего в то время тяжким недугом ревматизма, и жил в Вильне. Из трех губерний, входящих в состав Литовской епархии — Виленской, Ковенской и Гродненской, — Сергию поручены были дела двух губерний — Виленской и Ковенской. И он двукратно в год обозревал церкви и в продолжение трех лет обозрел многие из них в обеих губерниях, произнося в большей части их поучения соответственно нравственному состоянию прихожан и показывая превосходства православной веры перед иноверными исповеданиями. Здесь он был также председателем совета Виленского Свято-Духовского Братства, и средства Братства при нем значительно возросли; в последний год им, вместе с протоиереем о. Н. Догадовым, установлено было дело церковно-приходских школ во всех трех губерниях. Эти труды и заботы Преосвященнейшего Сергия дали ему глубокое уважение во всей Виленской епархии, что весьма ясно сказалось в прощании с ним при назначении его на Могилевскую кафедру, последовавшем 7 июня 1885 года.
7 июня 1885 года переведен на Могилевскую кафедру с титулом епископ Могилевский и Мстиславский.
12 июля Преосвященнейший Сергий прибыл в Могилев и с тех пор, не зная отдыха, трудился для пользы вверенной ему паствы. Горячо принимая к сердцу все проявления епархиальной жизни, он прежде всего пожелал близко ознакомиться с епархией. И, благодаря редкому своему трудолюбию, изучил Могилевскую епархию во всех ее деталях. Трудно указать церковь, которой бы он не знал нужд, не говоря уже о ее причте. Не удивительно, поэтому, что его заботы, его предприятия по епархиальной жизни являлись прямым и основательным ответом на запросы жизни. По его указанию заведены по всем церквям описи церковного имущества по форме, данной Св. Синодом в 1853 году, чего до этого в епархии не было. По его же указанию разосланы отпечатанные по однообразной форме книги богослужебных журналов и церковных летописей; последние составлены и ведутся по всем церквям епархии, чего также до этого не было.
Много забот приложено было Преосвященнейшим Сергием по искоренению местного сектантства, особенно штунды. В видах вразумления сектантов, он составил и в 1886 году издал брошюру «Святый Животворящий Крест Господень»; в 1890 году он нашел нужным выпустить ее в количестве пяти тысяч экземпляров вторым изданием. В 1887 году он издал новую книгу под заглавием: «Православное учение о почитании святых икон и другия соприкосновенныя с ним истины православной веры». Оба эти сочинения рассылались в приходы епархии, где находились штундисты; в большом числе они требовались и в другие епархии. Благодаря этим и другим духовным мерам, а равно и мерам гражданского начальства, число штундистов Могилевской губернии стало весьма незначительным.
Только-что открытые при Преосвященном Виталие, церковно-приходские школы нуждались во многом для своего благоустроения, и Преосвященнейший Сергий делал все, чтобы упрочить их положение. Он лично входил во все частные нужды церковно-школьного дела епархии, — и в ней церковно-приходские школы встали на прочной почве. Этому не мало содействовало, конечно, и то, что на церковно-школьное дело Могилевской епархии ежегодно отпускалось из губернского земского сбора с 1887 года по 1890 год по 10 тысяч рублей, а с 1890 года по 1893 год по 22 тысячи рублей; но заслуги Сергия от этого нисколько не умаляются. Могилевская епархия по статистическим данным 1888—1889 учебного года в отношении церковно-школьного дела уступала только одной епархии Киевской.
Преосвященнейшему Сергию Могилевская епархия обязана введением общего богослужебного пения в церквях, которого ранее здесь не было. Вскоре же по прибытии в Могилев, он стал делать распоряжения о введении общего пения в храмах при богослужении. Преосвященнейший Сергий, при назначении на те или другие священно-церковно-служительские места, обращал особенное внимание на знание церковного пения, сам лично производил по этому предмету экзамены, и правильную постановку церковно-школьного дела и церковного пения ставил в одну из главных заслуг со стороны духовенства.
С именем Преосвященнейшего же Сергия связано открытие в Побернардинских зданиях приюта для вдов и сирот духовного звания; с его же именем связаны и постановка на новых началах, пересмотр Устава, вообще возрождение Могилевского Богоявленского Братства, в результате чего и вследствие непосредственного заведывания им делами этого Братства сказалось значительное увеличение средств последнего.
Предметом усиленных забот служили для Преосвященнейшего Сергия и духовно-учебные заведения епархии, преимущественно семинария. Желая видеть воспитанников семинарии надлежаще подготовленными к высокому пастырскому служению, он, при частых посещениях уроков и экзаменов, постоянно интересовался их благоповедением. По его же распоряжениям и под его личным наблюдением велось дело постройки нового великолепного здания для женского, духовного ведомства, училища.
Прилагая меры к благоустроению и преуспеянию разных сторон епархиальной жизни, Архипастырь не оставлял без должного внимания и церковного учительства.
Не говоря уже про то, что все очередные проповеди, предназначенные для произнесения в кафедральном соборе при архиерейском служении, проходили через его внимательную цензуру, он и сам многократно выступал с словом учения и назидания с церковной кафедры. Так в 1885 году им произнесены были в кафедральном соборе беседы об основных истинах веры: «о бытии Божием, о безсмертии души, о божественности христианской веры», а в следующем году — «о православной церкви и главнейших иноверных исповеданиях, а также о важнейших догматах христианской веры»; в 1887 году сделано в таких же беседах изъяснение Божественной литургии, а в 1888 году произнесены беседы о добрых делах христианина или об обязанностях его к Богу, ближним и самому себе. Часть этих бесед (числом 28), под заглавием: «Беседы об основных истинах святой православной веры», с приложением статьи: «Библия и современныя науки» напечатаны в журнале «Душеполезное чтение» в 1891 и 1892 годах. Кроме этого им в значительном числе на разные праздники и случаи произнесены с церковной кафедры слова и речи, из них в Могилевских Епархиальных Ведомостях напечатаны следующие: 1) Речь, сказанная пред молебствием 1 октября 1885 года, в день столетнего юбилея Могилевской духовной семинарии (1885 г. № 28). 2) Речь пред освящением иконы Христа Спасителя, присланной Государем Императором в дар Милославичской церковно-приходской центральной школе (1887 г. № 14). 3) «Слово в 5-ю неделю Неликого поста по случаю сбора пожертвований на христиан святой земли в предстоящее Вербное воскресение» (1888 г. №№ 6 — 7). 4) «Слово в день священного коронования и миропомазания на царство Благочестивейшаго Государя Императора Александра Александровича» (1888 г. №№ 14 — 15) и 5) «Слово на всенощном бдении на 15-е июля 1888 года» по случаю торжественного воспоминания 900-летия крещения Русской земли (1888 г. №№ 21 — 22).
При всех этих трудах Преосвященнейший Сергий находил еще время и для исполнения весьма важных поручений Высшей власти, не входящих в круг его прямых обязанностей. Так ему, как первоклассному знатоку по Агиологии, Святейший Синод в 1886 году поручил «сделать тщательный пересмотр месяцеслова всех Святых, празднуемых Греко-восточною церковию, издаваемаго Синодальною типографиею с благословения Святейшаго Синода». В 1888 году указом Святейшего Синода ему поручено было «сделать пересмотр лицевых святцев, издаваемых Синодальною типографиею». В следующем 1889 году ему поручено было «разсмотрение христианского месяцеслова, с краткими историческими сказаниями о всех Святых, издаваемаго Московскою Синодальною типографиею», а также — «дополнительных статей полного христианского месяцеслова Киевского», а в 1890 году ему поручено было «разсмотрение печатных листов исправленного им в 1886 г. месяцеслова». В 1891 году ему поручено было «разсмотреть две дополнительныя статьи к христианскому месяцеслову, в 1889 году им же разсмотренному, именно: 1) о Грузинских Святых и 2) о Святых, не находящихся в христианском месяцеслове под числами». Сверх всего этого и в связи с этим в 1889 и 1890 годах им описаны и напечатаны жития следующих Святых: св. Мартина, епископа Турского («Душепол. чт.» 1889 г.), чудеса святых мучеников Кира и Иоанна (там же), жития: преподобной Феодоры Солунской («Мог. Епарх. Вед.» 1890 г. № 22 и отдел. издание того-же года), препод. Иоанна Ликопольского (там же №№ 23 — 24 и отдел. издание того-же года), св. великомученика Димитрия Мироточца (Душепол. чт. 1890 г. и отд. издание того-же года), свв. мучеником Африканских: Перпетуи, Сатура, Ревоката, Сатурнина, Секундула и Фелицитаты (там же), св. мученика Саввы Готфа (там же), св. Амвросия, архиепископа Медиоланского (там же), преподобного Иоанна Молчальника, епископа Колонийского (там же), преподобного Михаила Миленна (там же), свв. мучеников Тараха, Прова и Андроника (там же) и преподобного Григория Декаполита (там же).
За свои труды Сергий получил следующие знаки отличия: докторский и магистерский кресты, ордена: св. Анны 1-й и 2-й степеней, св. Владимира 2-й, 3-й и 4-й степеней, Черногорский орден князя Даниила 2-й степени, Сербский орден Такова 3-й степени и знак Красного Креста. В 1888 г. ему собственноручно выражена благодарность Императрицы, за открытие образцовой церковно-приходской школы при Могилевском женском, духовного ведомства, училище. В 1889 году за исполнение поручений Святейшего Синода по пересмотру месяцеслова и лицевых святцев ему выражена благодарность Святейшего Синода. «В уважение его ученых трудов на пользу богословской науки» он избран почетным членом духовных академий: в 1885 г. Московской, в 1888 г. — Киевской и в 1892 г. — Петербургской.
21 ноября 1892 г. он возведен в сан Архиепископа.


Архиепископ Сергий (Спасский)

21 ноября 1892 г. - 20 ноября 1904 - архиепископ Владимирский и Суздальский.

Прибытие Высокопреосвященнейшего Сергия во Владимир им самим назначено было на 26 декабря 1892 г. — с Ковровским поездом М.-Н. железной дороги.
На границе Владимирской губернии, на станц. Орехово, Архипастыря встретили благочинный гор. Владимира и местный благочинный. На станции Покров встретили Его Высокопреосвященство депутации от духовенства, властей и общества гор. Покрова; протоиерей А. Сервицкий сказал приветственную речь Архипастырю и поднес ему икону Покрова Божией Матери.
Во Владимире к 4 часам пополудни в означенный день на вокзал железной дороги прибыли для встречи Его Высокопреосвященства Викарий Владимирской епархии Преосвященнейший Тихон, члены и секретарь духовной консистории, почти все градское духовенство, начальствующие и многие преподаватели местных духовно-учебных заведений, исправляющий должность начальника губернии Владимирский вице губернатор В.Н. Акинфов, командир 1-й бригады 3-й дивизии генерал-майор О.М. Кислинский и многие военные лица офицерских чинов, директор народных училищ В. Н. Екимецкий, начальник жандармского управления полковник Н. И. Воронов, Владимирский полицеймейстер П. Ф. Крылов, градский голова А.А. Шилов и другие представители городского общества; при этом собралась масса лиц разного звания.
В половине пятого часа поезд подошел к станции и, как только остановился у платформы, собравшиеся на вокзале представители духовенства вместе с Преосвященным Тихоном вошли в вагон, в котором прибыл Высокопреосвященнейший Сергий, и здесь приняли от него Архипастырское благословение. Сопровождаемый ими, Архипастырь вышел из вагона; окинув взглядом приветствовавшую его низким поклоном массу народа, он преподал общее всем благословение и тотчас последовал за полицеймейстером в залу I класса, где представились ему и приняли Архипастырское благословение поименованные выше гражданские и военные власти и представительные лица.
С вокзала железной дороги Высокопреосвяшеннейший Сергий направился в экипаже, при торжественном звоне во всем городе, в Крестовую церковь, где у самого подъезда встречен был старшей братией Архиерейского дома в облачениях и с св. крестом. При вступлении Владыки в церковь, хор Архиерейских певчих пел «Любити убо нам». Облекшись в мантию, Архипастырь прикладывался к св. иконам и к св. престолу. Затем следовали — краткая эктения и отпуск, и провозглашено многолетие. Из церкви Владыка проследовал в свои покои, где братия Архиерейского дома поднесла ему икону св. Александра Невского и хлеб-соль, представители городского общества — также хлеб-соль.
На следующий день все градское духовенство, с Преосвященнейшим Тихоном во главе, собралось к 9-ти часам утра в кафедральный собор для официального представления Его Высокопреосвященству. Облачившись в лучшие однообразные ризы, священно-служители заняли места у западных дверей храма и стали в два ряда; в папертях соборных стояли рядами по обеим сторонам хоругвеносцы, в парадных кафтанах, с хоругвями в руках.
В 9 ½ час. Высокопреосвященнейший Сергий прибыл в кафедральный собор для совершения Божественной литургии. По вступлении его в храм, кафедральный протоиерей Матфей Иванович Жудро приветствовал Архипастыря следующею речью:
«Высокопреосвященнейший Владыко,
Милостивейший Архипастырь и Отец!
Вступая ныне в сей знаменитый в истории нашего отечества и св. Церкви храм, где почивают прославленные телеса Угодников Божиих св. Благоверных Великих Князев Георгия, Андрея, Глеба и где покоятся также останки многих других Благоверных князей, собирателей и печальников земли Русской, Ты, Владыко Святый, вступаешь вместе и на кафедру святительствовавших здесь Богомудрых Епископов — Луки, мужа смиренного, кроткого словом и делом и утешителя печальных, — Симона, милостивого и учительного, — Митрофана, положившего жизнь свою с великокняжеским семейством за св. веру и отечество, — Серапиона, учительного и сильного в Божественном писании, — и митрополитов — Максима, украшавшего святительскую кафедру своими высокими добродетелями, — святого Петра, прославленного всея России Чудотворца, и за ними целого сонма других Святителей, поставляемых на святительство Великим Пастыреначальником Господом Иисусом Христом право править слово Его истины, пасти церковь Его и Владимирскую паству. По премудрым намерениям и воле Того же Великого Пастыреначальника, Державною Властию, Ты, Высокопреосвященнейший Владыко, делаешься преемником сих Богомудрых великих Святителей, чтобы продолжать великое дело пасения церкви Божией. Дивный в советах Господь и избрал именно Тебя для этой великой цели, и сего ради благополучным сотворил путь Твой к нам и устроил не только благословенным пришествие Твое, но и знаменательным для нас: ныне в церкви Божией слышится песнь Ангелов, воспевающих и хвалящих славу Божию, явленную в воплощении Сына Божия нашего ради спасения, и глаголющих: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Веруем, что Ты и пришел сюда на Святительскую кафедру по воле Господа, чтобы научить нас достойно восхвалять всегда славу Божию со всею Твоею паствою, водворять мир в умах и сердцах наших, и своими Святительскими молитвами низводить на всю паству Твою благоволение Божие. Гряди же, Владыко Святый, во имя Господа и Спаса нашего и вознеси Твои Святительские молитвы пред престолом Божиим за вверенную Твоему мудрому водительству новую паству и испроси ей благословение Божие!»
По окончании речи Архипастырь приложился к св. кресту и проследовал в алтарь. Затем протодиаконом сказана была краткая эктения и, когда Архипастырь, вышедши из алтаря, сделал отпуск, провозглашено обычное многолетие. После сего градское духовенство, приложившись к св. кресту, возвратилось в алтарь, а Высокопреосвященнейший Владыка с лицами, назначенными участвовать в совершении литургии (Литургию соверашл Высокопреосвященнейший Сергий в сослужении ректора д. семинарии архимандрита Никона, соборного духовенства и наместника Боголюбова монастыря иеромонаха Варлаама.), остался на солее для выслушания входных молитв.
К литургии явились местные власти и представители разных учреждений в городе. Народу был полон храм; многие за теснотой не могли пройти в Успенский собор и стояли службу в придельном храме, надеясь через стеклянные двери его видеть своего Архипастыря, или после литургии встретить его при выходе из собора. Несмотря на такое множество собравшегося народа, во все время литургии в соборе была полная тишина, так что стоявшие в отдалении от алтаря могли довольно внятно слышать совершавшееся Богослужение.
После заамвонной молитвы Высокопреосвященнейший Сергий обратился к предстоявшим, а в лице их и ко всей Владимирской пастве, с словом о мире. Народ с напряженным вниманием следил за речью Архипастыря, когда он внятным, довольно громким, голосом раскрывал учение о мире.
По окончании литургии Высокопреосвященнейший Владыка, направляясь к выходу из собора, продолжительное время благословлял народ, так усердно желавший принять Святительское благословение от своего Архипастыря.
Когда Владыка возвратился из собора в свои покой, там уже ожидали его собравшиеся для официального представления начальствующие и преподаватели духовно-учебных заведений в городе, смотритель и помощник смотрителя Суздальского д. училища, представители от градского духовенства, члены духовной консистории и канцелярия ее в полном составе. Архипастырь обратился к собравшимся с речью, в которой высказал, что в немалой среде градского духовенства он надеется найти достаточно усердных сотрудников в разнообразных делах епархиального управления, а по отношению к деятелям духовной семинарии высказал желание, чтобы они воспитывали духовных юношей в нравственном направлении и влияли на них в этом направлении не только преподаванием, но и собственным примером и частными советами.
В тот же день Высокопреосвященнейший Сергий делал визиты к местным властям. На следующий день он посетил женский монастырь и духовную семинарию; в последней осматривал все здания.

Поборник долга и ревнитель правды, он был строг и взыскателен к другим, когда ему казалось, что этого требовали настоятельные нужды учреждений или отдельных лиц. Но взыскательность эта имела в виду интересы епархии и дела, вытекала из искреннего желания благоустройства епархиальной жизни и в конечном результате оказывалась полезной для тех, на кого она простиралась. Оттого то требовательный и взыскательный в делах более важных, Владыка часто бывал снисходителен к обыкновенным слабостям и недостаткам своих подчиненных, в тех случаях, когда эти слабости и недостатки не препятствовали и не нарушали правильного течения епархиальной жизни и не являлись выражением общего дурного направления воли человека. В то же время Владыка был милостив и сострадателен к тем, кто чувствовал нужду в его сострадани. Вдовы и сироты находили в нем своего заступника, внимательно входившего в их обездоленное и несчастное положение. В пользу попечительства о бедных духовного звания Владыка пожертвовал из своих средств 5000 руб.
Следы мудрой деятельности Архипастыря сказывались и чувствовались во всех проявлениях епархиальной жизни. Духовно-учебные заведения находили в нем высшего руководителя по вопросам учебно-воспитательной практики. Во время личных своих посещений Владыка всегда приходил на помощь наставникам своими мудрыми глубоко-проницательными указаниями, освещающими самую сущность предмета. Богатый ученый опыт Архипастыря представлял в этом отношении неисчерпаемую сокровищницу. Дела епархиальные Владыка по мире сил своих старался обсуждать и решать самостоятельно. Дела эти не переставали его интересовать даже за несколько дней до смерти, когда работоспособность за болезненным ослаблением сил значительно понизилась. Экономические и материальные нужды епархиального духовенства были предметом его особенных забот. При нем и благодаря его стараниям, Владимирский свечной завод занял свое прочное и обеспеченное положение. Материальные средства Братства Св. Александра Невского возросли до значительных сумм. Благопопечительностью Владыки был открыт капитал и воздвигнуто новое здание для Владимирского епархиального женского училища. Под его руководством и присмотром производился ремонт и расширение семинарских зданий.
Но и при таких сложных и тяжелых трудах по епархиальному управлению, Высокопреосвященнейший Сергий находил время для любимых своих занятий наукой. За это время Владыкой изданы и попечатаны следующие сочинения: «Место рождения Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича» (1895); «Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения Благочестивейшаго и Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича» (1896): «Св. Андрей Христа ради юродивый и праздник Покрова Пресвятыя Богородицы» (1898 г.): «Св. Симон, еп. Владимирский и Суздальский» (1899 г.): «Русская литература об иконах Пресвятыя Богородицы в XIX в.» (1900 г.) «Древнейший восточный месяцеслов» (1900 г.); «Полный месяцеслов Востока», второе издание (1901 г.); «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (1903 г.) и др. Последними печатными трудами Высокопреосвященнейшего Владыки были: «Знамения и чудеса от святых икон Боголюбивыя Божией Матери» (Влад. Епарх. Вед. 1904 г., № 11) и Речь, произнесенная Владыкой при освящении зданий Владимирской дух. семинарии 15 октября 1904 года (Влад. Епарх. Вед. 1904 г., № 21).
В бытность Высокопр. Сергия во Владимире не переставали поступать к нему и ученые поручения Св. Синода. Так, в феврале 1892 г. на него была возложена обязанность предварительного рассмотрения и представления в Св. Синод лицевых святцев, приготовлявшихся Московской типографией к печати. Это поручение исполнено было, по мере печатания, к началу 1898 г. В 1896 г. ему поручено было рассмотреть дело о внесении преп. Ефрема и Аркадия Новоторжских чудотворцев в число повсеместно чтимых святых. В 1896 г. ему поручили сообщить исторические сведения о житии и мученической кончине свящ. муч. Исидора и 72 с ним в Юрьеве пострадавших и о службе им. В 1899—900 гг., по поручению Св. Синода, он наблюдал за исправным печатанием в Московской Синодальной типографии «Христианского месяцеслова с краткими историческими сказаниями о всех святых, прославляемых церковию». В 1903 г. указом Св. Синода Архиепископу Сергию предписано представить отзыв о книге «Келейное правило инокини».
Потрудившись так много для общей русской церковной истории, Высокопреосвященнейший Сергий не оставлял без внимания и местной Владимирской. Именно, по его инициативе и старанию приведены были в порядок и предохранены от дальнейшего уничтожения старые дела консисторских архивов Владимирской епархии.
Ученые и архипастырские труды Владыки нашли для себя достойную оценку со стороны высшей власти. Он удостоен был многих знаков отличия до самых высших включительно. 6 мая 1895 г. «за достойное архипастырское служение, за постоянно отличную ревность по управлению епархиальными делами и по благоустроению церковно-приходских школ, а также за просвещенные труды в области церковной археологии», Архиепископ Сергий Всемилостивейше сопричислен был к Императорскому ордену Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского. 6 мая 1900 г. награжден Высочайше пожалованным бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 6 мая 1904 г. Всемилостивейше пожалован знаками Императорского ордена Св. Бл. Вел. Кн. Александра Невского с бриллиантовыми украшениями. Все четыре духовные академии избрали Архиепископа Сергия за его ученые труды в свои почетные члены.
Летом Сергий (Спасский) отдыхал во Флорищевой пустыни (см. Архиепископ Владимирский Сергий во Флорищевой пустыни).

Празднование пятидесятилетнего юбилея служебной деятельности Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского 9 декабря 1903 года.
9 декабря 1903 года Владимирская епархия торжественно чествовала Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Владимирского и Суздальского, по случаю 50-летия его служебной деятельности. Архивная Комиссия, относясь всегда с глубокой признательностью к своему почетному члену, со дня основания Комиссии, Архиепископу Сергию, как всеми признанному ученому, как заботлива относящемуся к охране богатых архивов духовного ведомства, еще в заседании 13 октября 1903 г. избрала особую депутацию для принесения поздравления в виде адреса. Депутация от Комиссии на торжестве принесла поздравление Высокопреосвященному первая.
Владимирской епархии ради этого события учредило стипендии в духовно-учебных заведениях. Владимирское городское общественное управление открыло две новых вакансии призреваемых в городской богадельне, различные учреждения и лица сделали Владыке в этот день разнообразные юбилейные подношения. Братство св. благ. в. кн. Александра Невского, председателем коего был Архипастырь, также решило ознаменовать каким-нибудь добрым делом это знаменательное лето в жизни Владыки. Имея своей главной задачей просвещение Владимирской паствы в духе православной церкви, Братство естественно остановилось на мысли учредить в память пятидесятилетия службы архиеп. Сергия народную школу в такой местности, где особенно ценно обучение и воспитание подрастающего поколения под сению Православной церкви. Таким наиболее подходящим местом для проектированной Братством школы оказалась деревня Славцево, в Домнинском приходе Меленковского уезда.
О своей близкой кончине Высокопреосвященнейший Архипастырь в последние годы говорил неоднократно и чрезвычайно уверенно. С особенною настойчивостью касался он вопроса о приближении смерти в то время, когда шли приготовления к празднованию его пятидесятилетнего юбилея. В частных разговорах он тогда прямо заявлял, что после юбилея ему вскоре предстоит расстаться с земной жизнью и год, ближайший к юбилейному, будет для него последним.
Преклонный возраст Архипастыря не исключал, конечно, возможности для оправдания этого столь настойчивого тайного предчувствия, тем более, что Владыка давно уже страдал эмфиземой легких, старческим артериосклерозом и склерозом венечных артерий сердца. Но летом и осенью он чувствовал себя сравнительно так хорошо, что о его предсказаниях скоро забыли, и смерть Высокопреосвященнейшего Сергия была полной неожиданностью, глубоко поразившей всю Владимирскую паству.
14 ноября Владыка участвовал в богослужении в Кафедральном соборе и присутствовал на актах в двух учебных заведениях — в Мальцевском училище и Ремесленной школе. Продолжительное и непрерывное напряжение сил заметно отразилось на состоянии здоровья Архипастыря: он чувствовал себя разбитым и усталым. Несмотря на это, 15 и 16 числа в обычное время совершал свою утреннюю прогулку и занимался текущими делами по епархиальному управлению. Во время прогулки Владыка получил легкую простуду.
16 числа в одиннадцать часов во время занятий с секретарем А.О. Переборовым пВладыка почувствовал себя дурно. Приняты были домашние средства в надежде, что припадок пройдет, так как и в прежнее время он случался неоднократно. Но улучшения не наступало. Дыхание становилось учащенным... По временам Владыка задыхался...
В час дня прибыл для оказания медицинской помощи постоянный врач Его Высокопреосвященства Н.Н. Овчининский. У Владыки оказался общий острый отек легкого при сильном упадке деятельности сердца. В виду того, что положение больного признано было близким к безнадежному, Ключарем собора прот. П. Евгеновым приглашен был для консультации другой врач Е.И. Фаворский, который и прибыл в три часа. Благодаря разным энергичным мерам к вечеру, отек легкого стал постепенно уменьшаться, сердечная деятельность поднялась, вместе с тем и общее самочувствие улучшилось. Около 5 часов вечера Высокопреосвященнейший Сергий исповедался и приобщен был Св. Таин.
Ночь проведена была тревожно, каждые 10—15 минут Владыке приходилось менять положение; но к утру больному снова сделалось легче, так что у лиц окружающих явилась надежда на благоприятный исход болезни. Впрочем, сам Владыка был иного мнения о своем положении. Со времени первого болезненного припадка, случившегося утром 16-го числа, Архипастырь не переставал повторять, что теперь наступило время для перехода его в другую жизнь, для разрешения от бренных уз тела и соединения со Христом. На замечание врача, что ему теперь лучше, Владыка отвечал: «и напрасно,— работать не могу, жить нечего».
В последующие три дня в состояния здоровья больного замечались колебания. Днем он мало страдал, хотя и жаловался на сильную слабость и одышку, но ночи проходили тревожно и даже в бреду. За состоянием здоровья Владыки внимательно следил врач Н.Н. Овчининский, многократно посещавший больного, подолгу остававшийся у его постели (с 16 на 17-е число, напр., целую ночь) и оказывавший всякое содействие к поднятию его сил. Кроме врача, у постели болящего дежурили днем и ночью о. Ключарь собора протоиерей Принкипс Евгенов, игумен Рождественского монастыря Владимир и фельдшер В. Мелетинский. Архипастырь по прежнему говорил о приближающейся смерти, закончил некоторые очередные начатые дела, сделал распоряжение о снятии запрещения со всех священно-церковнослужителей, которые подверглись такому запрещению, и с великой неохотой принимал приписываемые ему лекарства. «Дайте мне спокойно умереть», говорил он каждый раз, когда ему предлагали то или иное средство, «теперь все равно ничто не поможет,— пришла пора умирать!»
Накануне смерти с 19 на 20 ноября Высокопреосвященнейший Сергий спал с перерывами лишь около четырех часов. Остальное время провел беспокойно. Целую ночь у постели больного оставался о. Ректор семинарии Архимандрит Евгений. Предчувствуя скорое наступление последнего часа, Владыка открыто готовился к приближающейся смерти и велел, между прочим, убрать в одно место разбросанные в кабинете книги. «Теперь, заметил он, оне мне не нужны!»
В десять часов 20-го числа, Высокопреосвященнейший Сергий потребовал завтрак и, слегка покушав, попросил уложить его на подушки. В 11 час. 10 мин. Владыка скончался без агонии, без страданий, — от паралича сердца, как констатировал прибывший врач.
Когда о. Ключарь прот. Евгенов заметил, что настали последние минуты, то поспешил совершить, в сослужении братии монастыри, таинство елеосвящения: после чего духовник Высокопреосвященнейшего стал читать отходную.
Скончался в начале 12-го часа 20 ноября 1904 года.
В начале двенадцатого часа двенадцать ударов в соборный колокол возвестили гражданам г. Владимира, что Владимирская паства лишилась своего высокочтимого Архиепископа, в течение двенадцати лет доблестно правившего Владимирскою церковью.
Был погребен в Успенском кафедральном соборе г. Владимира.

Сочинения

Исследование Библейской хронологии.
Историческое описание Московского Спасо-Андрониевского монастыря (1857 год).
Историческое описание Московского Знаменского монастыря (1858 год).
Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря Москва: Унив. тип., 1865 год
Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на старом государевом дворе Москва: Тип. А. И. Мамонтова, 1866
Несомненная истинность евангельской и апостольской истории (1867 год).
Полный месяцеслов Востока Том 1. Восточная Агиология. - (Изд. первое) - 1875 год
Полный месяцеслов Востока Том 1. Восточная Агиология. - (Изд. второе) - 1901 год
Полный месяцеслов Востока Том 2. Восточная Агиология. - (Изд. первое) - 1876 год.
переиздан в 1997 году:
архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока / по благ. Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. — М.: Православная энциклопедия, 1997. — Т. I. Восточная агиология. — XXII, 732 с. — ISBN 5-7302-0515-5.
архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока / по благ. Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. — М.: Православная энциклопедия, 1997. — Т. II. Святой Восток. Ч. 1. — XXX, 398 с. — ISBN 5-7302-0516-3.
архиеп. Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока / по благ. Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. — М.: Православная энциклопедия, 1997. — Т. III. Святой Восток. Ч. 2-3. — [1], 700 с. — ISBN 5-7302-0517-1.
Полный месяцеслов Востока. Том I. Восточная агиология
Полный месяцеслов Востока. Том II. Святой восток
Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России (1879 год).
Лавсаик и история египетских монахов (1882 год).
Святый и Животворящий Крест Господень (1886 год).
Православное учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ними истины православной веры (1887 год).
Святый и животворящий крест господень и православное учение о почитании святых икон и другия соприкосновенныя с ним истины православной веры / Доктора Богословия Сергия, епископа Могилевскаго и Мстиславскаго Санкт-Петербург : Тип. П. П. Сойкина, 1889 год
Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения благочестивейшего великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича 12-го июля 1596-1896 г Вязники : типо-лит. С.К. Матренинского, 1896 год
Русская литература об иконах Пресвятыя Богородицы в XIX веке (1900 год).
Антоний (Павлинский) с 17 июня 1866 г. по 29 апреля 1878 г.
Феогност (Лебедев) с 9 декабря 1878 г. по 21 ноября 1892 г.
Сергий (Спасский) с 21 ноября 1892 г. по 20 ноября 1904 г.
Никон (Софийский) с 27 ноября 1904 г. по 9 июня 1906 г.
Николай (Налимов) с 23 июня 1906 г. по 13 июля 1914 г. Архипастырь «правды и чести»
Алексий III (Дородницын) с 20 июля 1914 г. по 24 марта 1916 г.
Владимиро-Суздальская епархия

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (26.03.2017)
Просмотров: 1271 | Теги: Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика