Епископ Муромский Андрей (Поспелов) (07.04.1868 - 30.05.1868) 30 мая 1868 г. в 12-м часу дня жители Владимира заунывными, редкими ударами соборного колокола были извещены о кончине викарного епископа Андрея.
Преосвященный епископ Андрей был погребен во Владимирском Успенском кафедральном соборе.
По указу Святейшего Синода временное управление Муромским Благовещенским монастырем было вверено архиепископу Владимирскому и Суздальскому Антонию (9 сентября 1868 г. — 18 сентября 1870), до назначения нового викария во Владимирскую епархию.
Епископ Муромский Иаков (Кротков)
Иаков, в миру Алексей Иванович Кротков, родился в 1810 г. (по другим данным - в 1812) в семье причетника Волоколамского собора Иоанна Протопопова. Впоследствии его отец был переведен в село Царево и посвящен во диакона. Окончив курс в МДА, Алексей Кротков женился и 6 августа 1836 г. был назначен диаконом московской Пятницкой, что в Охотном ряду, церкви. Однако всего через 11 месяцев своего священства молодой батюшка овдовел и после этого 27 ноября 1838 г. постригся в монашество в Донском монастыре с именем Иакова. Распоряжением митрополита Московского Филарета (Дроздова) о. Иаков был определен наставником Донского духовного училища и посвящен в иеромонаха. Чуть позже его назначили инспектором этого училища. Оттуда о. Иаков 19 марта 1839 г. был переведен на должность смотрителя Перервинского духовного училища, а оттуда - 24 декабря 1846 г. - настоятелем Дмитровского Борисоглебского монастыря с возведением в сан архимандрита. О. Иаков управлял монастырем, Дмитровскими духовными училищами и присутствовал в Дмитровском духовном правлении. Вскоре скончался настоятель Московского Данилова монастыря, и митрополит Филарет 31 августа 1855 г. назначил архимандрита Иакова на освободившееся настоятельское место. В качестве настоятеля Данилова монастыря архимандрит Иаков расширил обитель, выстроил новую ограду и большой двухэтажный корпус для помещения монастырской братии. С 16 июля 1856 г. о. Иаков состоял членом Московской духовной консистории, а позже был цензором проповедей и благочинным московских монастырей. В 1869 г. о. Иакова вызвали в Петербург на чреду священнослужения и преподавания слова Божия.
Наречение и хиротония во Епископа Муромского, викария Владимирской епархии, Архимандрита Иакова, и его прибытие во Владимир
16-го января 1870 года в С.-Петербурге, в Святейшем Синоде происходило наречение во Епископа Муромского, викария Владимирской епархии, Московского Данилова монастыря Архимандрита Иакова, председателя Московского общества любителей духовного просвещения. 18-го числа в Александро-Невской Лавре совершена и хиротония его во епископа. При своем наречении о. Архимандрит Иаков обратился к Святейшему Синоду с следующей речью: «Ваше Святейшество, милостивейшие архипастыри и отцы! Что сказать мне о моих чувствованиях и помышлениях, ввиду великого служения, к которому благоволением Святейшего Синода, соизволением Благочестивейшего Государя, над сими же невидимым мановением Господа Вседержителя и великого архиерея, прошедшего небеса. Повелевается мне ныне уготовать мой дух немощствующий,- недоумею. Был я недостойнейший, по благодати Божией, диаконом не один год, и слышал, что подвигом диакона должно быть, по учению св. отцов, духовное очищение (Ф. М. М. ч. IV, реч. 22. Стр. 386), но достиг ли я тогда, в немногие годы моего диаконства. Достиг ли даже после, в продолжение многих дней, достиг ли даже днесь, на старости, сей первой степени священнослужительских совершенств, это еще такой вопрос, на который, в страхе и смущении души, могу сказать в ответ небесному моему Судии только одно: не осуди мя, Боже, но делом моим, но помилуй и спаси по милости Твоей! Был я и есмь, по той же благодати Божией, священноиноком, или пресвитером, и слышал от учения св. отцов, что отличительным качеством пресвитера должно быть духовное просвещение (Ф. М. Моск. реч. 22, стр. 386); но много ли я пришел, если только на самом деле шел, в меру и этого совершенства священнослужителей Христовых,- и это еще вопрос, на который, Богу одному ведомо, что буду отвечать в тот страшный судный день, когда приидет Господь: «Иже во свете приведет тайная тьмы и объявит советы сердечные и воздаст комуждо по делом его» (1 Кор. 4, 5). Знаю, что и на пути внешнего, земного просвещения, я не достиг ни Рима, ни Афин, или подобных римским и афинским школ, окончив курс учения лишь в среднем из наших учебных заведений. Зная это, что могу сказать о себе в отношении к просвещению, которое ни от человек, ни человеком, но от Богочеловека Христа и Богочеловеком Христом (Гал. 1, 1), сим присносияющим и всех просвещающим светом от Отца Светов (Иак. 1, 17)… Недоумею, что сказать о себе в сем отношении; разве лишь повторю слово псаломское: Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него (Пс. 12, 4, 5). Еще более затрудняюсь, что сказать мне пред сим священным собранием, когда оно меня, уже и в меру совершенства низших степеней священства недостигшего, нарицает теперь епископом, возводя сим наречением на высшую из степеней священства Божия: ибо ежели преимуществом епископа, как богословствует св. исповедник Максим, а за ним блаженнопочивший и приснопамятный в первосвятителях российских, Филарет, святитель Московский (о нем же не недостоит мне с благоговением и благодарностью воспомянуть в сии таинственно-священные для меня минуты), ежели преимуществом епископа должно быть, по его глубокомысленному слову, высшее помазание и освящение ума таким ведением св. Троицы, которое было бы вместе и непрестанным ей поклонением; то кто к сим доволен (2 Кор. 2, 16)? И я ли дерзну сказать к зовущему меня Господу: готово сердце мое Боже; готово сердце мое? (Пс. 107, 1). Нет, я чувствую, что не готов на дело столь великого служения ни сердцем, ни умом, ни жизнью, ничем!.. Разве Сам Бог и не сущая нарицающий яко сущая (Рим. 4, 7), из тьмы творящий свет (2 Кор. 4, 6), и все из ничего (Быт. 1, 3), соделает Своею благодатию, да явлюся и я, как свет из тьмы, как все из ничего, в славу Его святого имени (Евр. 2, 7-9) и во спасение мне грешному? Верую и исповедую, что невозможная у человек возможна суть у Бога (Лук. 18, 27); верую и покоряюсь».
Сама хиротония описывается следующим образом в письме из С.-Петербурга в Моск. Епар. Ведомости: «18-го января происходила в Александро-Невской Лавре хиротония архимандрита московского Данилова монастыря, отца Иакова, во Епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Уже слух давно пронесся, что почтенный пастырь, вызванный в столицу для обчного очередного служения, едва ли воротится в Москву на свое прежнее место. Все знали его близкие отношения к незабвенному, покойному митрополиту Филарету; все живо помнили то теплое слово, которым благословил великий архипастырь Общество любителей духовного просвещения, основанное при содействии отца Иакова. Без всякого сомнения, в летописях этого Общества надолго сохранятся сведения о тех материальных средствах, которыми Общество создалось и которыми оно обязано единственно усилиям и деятельности своего первого председателя. Не могло же все это быть скрыто от лиц соприкасающихся с духовными интересами в Петербурге. И здесь глубоко живет мысль о почившем святителе Московском, и здесь интересуются всем, что только окружало его, что было с ним в тесном соприкосновении. Так или иначе, но Троицкий собор Александро-Невской Лавры был полон избранной публики. Самый обряд хиротонии совершался с особенным торжеством. Высокопреосвященнейший митрополит Новгородский Исидор, несмотря на свои лета и нездоровье, сам встал во главе священного сонма наших знаменитых иерархов, митрополитов: киевского Арсения, московского Иннокентия; архиепископов: Василия, бывшего полоцкого, Макария литовского, Алексия рязанского и двух викариев С.П. епархии, Павла епископа ладожского и Тихона епископа выборгского. Протоиерей И.Л. Янышев, ректор С.-Петербургской академии, в сопровождении архидиакона, приняв благословение у всех митрополитов и архиереев, идет в алтарь и подводит нареченного во епископа, в архимандритском облачении, к престолу. Помолившись у престола, посвящаемый делает три поклона иерархам: в царских дверях, на конце солеи (у решотки) и на орле пред архиерейским амвоном. Прекрасный голос архидиакона громко возвещает: «Приводится архимандрит Иаков хиротонисатися во епископа Муромского». Первенствующий архипастырь спрашивает: «чего ради пришел еси». Хиротонисуемый отвечает: «архиерейския хиротонии желаю»; снова первоприсутствующий вопрошает: «како веруешь?» Посвящаемый читает символ веры. После новых вопросов митрополита и обычных изъяснений со стороны хиротонисуемого окончилась присяга и началась литургия. Чудное пение невских певчих очень располагало к молитве. После малого входа, когда все архиереи вошли в алтарь, прежние лица вывели хиротонисуемого из северных врат к царским вратам; здесь митрополиты Арсений и Иннокентий приняли посвящаемого, привели к престолу, где он преклонил колена. Высокопреосвященнейший Исидор положил Евангелие на голову коленопреклоненного, перекрестил и начал читать молитву посвящения. Все иерархи держали руки на голове посвящаемого и молились о рукополагаемом. Архидиакон снял ризы архимандритские и после благословения архиереями одежд архиерейских хиротонисуемого, сей последний был в них облачен при возглашении митрополитом обычного … Вся церковь огласилась стройным пением певчих и новый архиерей, рука в руку, плечо в плечо был приветствуем братским лобзанием всех архиереев. Торжество хиротонии окончилось и литургию продолжали совершать Высокопреосвященный Исидор в сослужении с Тихоном Епископом выборгским и новопосвященным Епископом Муромским Иаковом, четырьмя архимандритами и двумя иеромонахами. После херувимской песни, новопосвященный архиерей в первый раз осенил народ свечами. Обедня кончилась, но торжество архиерейского посвящения еще не кончилось. После литургии все архиереи благословили мантию новопосвященного. Новопосвященный приведен из алтаря еще раз на середину пред преосвященнейшего митрополита Исидора и принял от него жезл, с счастливым пожеланием на будущее святительское служение. Твердо, но тихо престарелый иерарх произнес слова, которых мысль была такова: «дается тебе жезл в знамение твоего служения, моли Господа Бога, да подаст тебе силы достойно исполнять великую твою обязанность». Трудно было расслышать далее, но окончил иерарх свое высокое благословение словами: «буди верен духом, верою, любовию, кротостию и чистотою». Это было последнее напутствие архипастыря новопосвященному Епископу. Новопосвященный благочестиво осенил предстоящих на все четыре стороны и вслед за митрополитом Исидором, отправился в его покои. И так величественный обряд нашей церкви окончен, прибавился к сонму русских иерархов еще новый; будет ли он в своем новом сане памятовать о меньшей братии, вести ее путем кротости, суда истинного, нелицемерного, правды безукоризненной, образования не риторического, а жизнью требуемого? Твердо верим в светлую будущность управляемого викариатства, все прошедшее говорит в пользу нового Епископа, глубоко проникнутого истиною евангельскою и ее благодетельным воздействием на человека. Он знает жизнь во всех ее переломах и истинно страждущий найдет отголосок в его сердце.
Епископ Муромский Иаков (18.01.1870 - 28.01.1884).
Преосвященный викарий 6 февраля в 8 часов вечера прибыл во Владимир. В вокзале железной дороги он был встречен градским благочинным, кафедральным о. протоиереем Ф.М. Надеждиным, а в большой церкви Архиерейского дома всей братией, где, после обычной эктении и многолетия, он преподал благословение собравшемуся на встречу народу. В воскресенье, 8-го числа, преосвященный совершил первую во Владимире литургию, в церкви Архиерейского дома. /«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 4 (15 февраля, 1870)./
Управляя Муромским Благовещенским монастырем, епископ Иаков жил в Боголюбовском монастыре, но по временам предпринимал поездки в Муром. Непосредственно на месте Благовещенским монастырем управляли иеромонахи-казначеи. В некоторых епархиях архиерею давали в управление какой-нибудь монастырь, а значит, третья часть монастырского дохода принадлежала лично ему. В Благовещенском монастыре с августа 1860 по 1882 гг., то есть 22 года, настоятельское место занимали: один ректор Владимирской семинарии (1860-1867); два викарных епископа и один архиепископ Владимирской епархии (1860-1882). В 1876 г. епископу Иакову из общей годовой расходной суммы Благовещенского монастыря 8888 руб. было выплачено 1763 руб. В статье епископа Вологодского Никона (Рождественского) приведен поразительный пример: «Боголюбов монастырь близ Владимира обязан содержать епископа Муромского, викария Владимирского... Это обходится... до 10 тыс. руб. в год. Но чтобы достать эти тысячи, братия весь год ходит по всей епархии с иконами: зимой с двумя, а летом даже с четырьмя. А есть, говорят, обители, откуда зараз выносят до восьми икон, с ними расходится и братия, а в монастырях остается только самое необходимое число братии».
В период настоятельства епископа Иакова в Благовещенском монастыре произошло немало событий, благотворно отозвавшихся на обители. Первое его близкое знакомство с вверенной его попечению обителью, а вместе с тем и первое богослужение состоялось 21 мая, на праздник святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора. Впоследствии епископ Иаков каждый год, а иногда и по несколько раз в году, в зависимости от праздников и церковных торжеств, посещал Муром для совершения богослужений в его многочисленных храмах.
Склонность преосвященного Иакова к научным занятиям и его разносторонние ученые дарования проявились и на этом поприще. Его руке принадлежит одна из редакций акафиста Муромским угодникам, а также составление фундаментального исторического труда — рукописной летописи Муромского Благовещенского мужского монастыря (датированной 1882). К этому можно добавить его статьи о муромских церковных древностях, которые помещены в периодических изданиях Владимирской губернии: «Владимирских епархиальных ведомостях» и «Владимирских губернских ведомостях».
В 1871 г. был открыт отдел Общества любителей духовного просвещения. Общество занималось распространением духовно-нравственных книг.
Принимая во внимание старания и разносторонние заботы епископа Иакова, направленные во благо Русской Православной Церкви, Государь император Александр II 28 марта 1871 г. пожаловал ему орден Святого Владимира III степени.
24 ноября 1875 г. прошло скромное торжество освящения здания Владимирского мужского духовного училища. Не было ни формальных приглашений почетного персонала, обычных в подобных случаях, ни обеда и тостов. Собрались утром в новое здание воспитанники, преподаватели, начальники училища и члены училищного Правления от духовенства. В 12 часов прибыл Преосвященный Иаков, епископ Муромский, Викарий Владимирской епархии. Тотчас же началось благодарственное Господу Богу с водоосвящением молебствие, в конце которого провозглашено было многолетие Государю Императору и всему царствующему Дому, св. правительствующему Синоду, Высокопреосвщеннейшему Антонию, Преосвященнейшему Иакову, начальствующим, учащим и учащимся. По окончании молебствия Преосвященный окропил св. водой все помещения нового здания и благословил училище прекрасно написанной по золоту св. иконой Муромских чудотворцев.
Одним из главных направлений деятельности викарного архиерея стала борьба с расколом. В 1876 г. ему было поручено наблюдать за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях. Преосвященный Иаков с первых дней службы своей здесь лелеял мечту об открытии в гор. Владимире библиотеки, подобной Московской, в которой Владимир нуждался более, чем Москва. Но не было ни книг, ни денег. Скоро счастливый случай дал возможность Преосвященному Иакову приобрести довольно солидную библиотеку, состоящую из 600 томов, после умершего учителя Владимирской духовной семинарии М.М. Соловьева, семья которого, нуждалась в средствах, обратилась за помощью к Преосвященному Иакову и предложила ему купить библиотеку покойного Соловьева. Преосвященный приобрел библиотеку и, соединив ее со своей, решил открыть во Владимире библиотеку, приглашая к пожертвованиям и других лиц. Архиепископ Владимирский Антоний, сочувствуя добрым начинаниям Преосвященного Иакова, приказал устроить удобное помещение для вновь открытой библиотеки в архиерейском доме под крестовой церковью. Помещение состояло из двух зал. Когда библиотека сформировалась, Преосвященнейший Викарий входил, в январе 1876 г., с представлением к Его Высокопреосвященству о разрешении открыть ее. На представлении Его Высокопреосвященство изволил, 15 того же января, положить резолюцию такую: «Разрешаю и благословляю Вашему Преосвященству открыть Епархиальную библиотеку под большой крестовой церковью Владимирского архиерейского дома в нарочито приготовленном для сей цели приличном помещении, для пользования духовенства и мирян, и вообще для всех ищущих просвещения граждан. Вменяю в обязанность духовенству г. Владимира, под председательством о. благочинного, избрать из среды себя для управления библиотекой не менее 3 членов и библиотекаря, и представить мне на утверждение. Доколе не будут выработаны особые правила Владимирской Епархиальной библиотеки, правление может руководствоваться общими правилами публичных библиотек. Прошу Ваше Преосвященство принять на себя звание попечителя о благоустройстве библиотеки во всех отношениях, с искренним желанием, чтобы она более и более процветала и возрастала». И свое желание Владыка ознаменовал тотчас же принесением библиотеке в дар 100 руб.; кроме того дано им для нее приличное помещение с мебелью, отоплением и служителем от архиерейского дома». На основании 2 пункта Архипастырской резолюции, избраны в члены правления библиотеки и утверждены в должности священники: Дмитриевского собора Д. Покровский, Мироносицкой церкви И. Вознесенский и Троицкой – И. Холуйский; библиотекарем утвержден диакон Николо-Галейской церкви П. Ильинский, который в продолжение всех 3-х лет занимался по библиотеке, привел ее в систематический порядок, составил ей каталог и рационально ознакомился с делом. Владимирская епархиальная библиотека была открыта 8 февраля 1876 года. В этот день Преосвященнейший викарий Владимирский епископ муромский Иаков, после божественной литургии, совершенной им в большой крестовой церкви архиерейского дома, прямо из церкви прибыл в полном облачении в помещение библиотеки, которое было отведено для нее под означенной церковью. Здесь в сослужении эконома и двух иеромонахов архиерейского дома, а также членов правления библиотеки из местных градских священников, он совершил молебствие Божией Матери с водоосвящением и окропил св. водой шкафы с книгами и комнаты. По окончании молебствия, провозглашено было многолетие Государю Императору, Государыне Императрице и всему Царствующему Дому, Св. Правительствующему Синоду, Высокопреосвященнейшему Антонию, архиепископу Владимирскому и Преосвященнейшему Иакову, а в заключение всем поименно ревнителям духовного просвещения, содействовавшим своими приношениями, книгами и деньгами, в пользу библиотеки. При молебствии присутствовали – господин исправляющий должность Начальника губернии вице-губернатор В.А. Семенов, и многие другие лица, духовные и светские. По окончании молебствия, членом правления библиотеки, священником Дмитриевского собора Д. Покровским прочитана была краткая записка об основании и открытии библиотеки – следующего содержания: «Владимирская Епархиальная библиотека учреждена по мысли нашего Архипастыря, Высокопреосвященнейшего Антония, ревнующего о духовном просвещении своей паствы. Здесь имелась ввиду та цель, чтобы содействовать распространению в среде духовенства и светского общества знаний, кому какие пригодны по его положению в жизни, удовлетворить развившейся в русском народе потребности чтения книг преимущественно религиозно-нравственного содержания, дать возможность учащемуся в местных заведениях юношеству найти источники к умственному развитию, а главная та, чтобы открыть простому классу доступ к приобретению необходимых в деле спасения познаний о св. Вере и церкви Православной. Своим устройством и настоящим положением библиотека обязана заботливости и трудам Преосвященнейшего Иакова, принявшего в благоустройстве ее живое участие. В течение 3-х лет библиотека,- можно сказать без преувеличения,- обогатилась книгами. В ней имелось более 4-х тысяч томов книг преимущественно духовно-нравственного содержания; есть книги ценные на иностранных языках (несколько толковых библий и словарей); довольно повременных изданий. Библиотека составилась из частных пожертвований. Одни лица, по предложению Преосвященнейшего Иакова, жертвовали в пользу ее книгами, другие – деньгами. В числе благотворителей есть и высокопоставленные лица…». Чтением записки и несколькими, высказанными Преосвященным Иаковом, словами о значении и пользе подобных благодетельных учреждений, ввиду потребностей времени, закончено открытие библиотеки. По открытии библиотеки, было предложено два чтения, именно 15 и 22-го февраля 1876 года. На первый раз слушателей было только 12 человек. Но 22-го числа собралось посетителей в читальную библиотеки более 200 человек разных сословий, и все охотно, с вниманием слушали предложенное чтение, сопровождавшееся разъяснением прочитанных статей; чтение продолжалось полтора часа. По окончании чтения, один крестьянин Судогодского уезда выразил свое удовольствие жертвой в пользу библиотеки (дал рубль), и прочие слушатели благодарили учредителей такого доброго, истинно христианского дела и высказались, что они с охотой будут посещать библиотеку и на будущее время. Трудно было ожидать, чтобы эта библиотека без средств, состоящая из ограниченного количества книг, не малая часть которых была на иностранных языках, притом не приведенных еще в порядок, могла иметь будущее. Но начало доброму делу было положено и Преосвященный Иаков решился обратиться ко всем известным ему состоятельным и просвещенным лицам не только гор. Владимира и Владимирской губернии, но и вне пределов ее с просьбой помочь библиотеке, кто чем может – деньгами или книгами. В течении 1875-1877 гг. Преосвященный неутомимо заботился об обогащении библиотеки и его мысль встретила много лиц сочувствующих ей: из коих одни жертвовали деньгами, а другие книгами. См. Владимирская епархиальная библиотека. Публичные духовно-нравственные чтения преследуют ту же цель, как и внебогослужебные собеседования. Они явились в г. Владимире, по мысли Преосвященного Иакова, Епископа Муромского, викария Владимирского, в 1876 году, за три года ранее открытия Братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и производились в свободном зале при епархиальной библиотеке городским духовенством и преподавателями духовной семинарии и училища. Он много сделал для успешной деятельности Александро-Невского братства. Мысль об устройстве при епархиальной библиотеке церковно-археологического музея была еще у Преосвященнейшего Иакова, что видно из того, что, при организации библиотеки, он приобретал и предметы церковной древности, но мысль эта осталась неосуществленной до тех пор, пока развивающаяся с каждым годом деятельность Братства не выяснила практической пользы учреждения древлехранилища (см. Церковно-историческое древлехранилище Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского).
14 лет занимал Владимирскую кафедру маститый Архипастырь, архиепископ Владимирский и Суздальский Антоний II (Павлинский), который умер 29-го апреля 1878 г. По его кончине, более 7 месяцев (с апреля по декабрь) не был назначаем ему преемник, и епархиею управлял викарий Владимирской Епархии, Епископ Муромский Иаков (Кротков).
22 мая 1878 г. епископ Иаков писал епископу Харьковскому Савве (Тихомирову): «На мне легла вся тяжесть по управлению, и я не вижу ни дня свободного; сон мой стал короче... Управление епархией Синод оставляет до времени и, если дела пойдут хорошо, особенно часть учебная, утвердят меня на кафедре...» По-видимому в не назначении на Владимирскую кафедру епископа Муромского Иакова сыграл свою роль именно местный уроженец, сын священника г. Вязники, Иван Васильевич Рождественский (18.01.1815-10.10.1882), бывший с 1862 г. протоиереем малой церкви Зимнего дворца и с 1865 г. членом Св. Синода, преподававшим с 1860 г. Закон Божий семье императора Александра II. Как протопресвитер и царский духовник, о. Иоанн имел в Синоде большой вес. В августе 1878 г. он посетил Владимирскую губернию, навестив своих родственников, а заодно собрав сведения о деятельности Преосвященного Иакова Муромского и настроениях в епархии. Возможно, кто-то из владимирской родни протопресвитера настроил его против епископа Иакова. Вопрос о назначении Преосвященного Иакова на Владимирскую кафедру рассматривался, но в Синоде перевесило другое мнение. 9-го декабря 1878 г. назначен был преемником Архиепископу Антонию — Епископ Подольский Феогност (Лебедев). А епископ Иаков так и остался в викариях, не получив самостоятельного назначения.
В 1879 г. 18-го ноября епархиальная библиотека сдана была в ведение Александро-Невского Братства, при чем по просьбе Преосвященного Феогноста, председателя Братства и членов его, Преосвященный Иаков согласился принять на себя звание попечителя библиотеки, каковым он оставался и по перемещении в Москву управляющим Донским монастырем до самой своей смерти.
Епископ Иаков сам заказывает написание иконы мученика Иулиана. В письме в монастырь от 8 мая 1880 г. он по этому поводу пишет следующее: «Скоро к вам придет икона святого мученика Иулиана. Надо будет устроить для нее киот. Мера иконы в вышину 13/4 аршина (примерно — 1 м 25 см.), а в ширину 5 (четвертей?). Не найдется ли усердствующих на то?». В июне икона была доставлена в Благовещенский монастырь и поставлена на предназначенном ей месте. Иеромонах Иннокентий позаботился об изготовлении для нее хорошего киота. В последующей монастырской описи церковного имущества об этой иконе, поставленной перед гробницей схимонаха Иулиана, будет сообщено следующее: «Икона, построенная в 1880 г. доброхотными жертвователями, живописная, изображающая святого мученика Иулиана, небольшого размера, с изображением на верху Божией Матери и семи чинов Архангельских. Икона в киоте за стеклом с позолоченною резьбою вокруг нее».
Любопытно по своему содержанию следующее событие, происходившее в 1880 г. в монастырском масштабе, которое наглядно характеризует взаимоотношения насельников с богомольцами монастыря. Казначей Благовещенского монастыря иеромонах Иннокентий письменно испрашивает у настоятеля монастыря епископа Иакова разрешения совершать по-прежнему акафист Иверской иконе Божией Матери по субботам перед всенощной (как и было заведено исстари), а не по воскресеньям, чего добился его предшественник в казначейской должности иеромонах Симеон.
Владыка своеобразно отвечает, чтобы иеромонах Иннокентий испросил мнения на этот счет у богомольцев Благовещенского монастыря. Казначей так и поступил, собрав на специальный подписной лист подписи прихожан монастыря, которые в большинстве своем, как и он, стояли за старый порядок служения акафиста (по субботам): городской голова Перлов Иван; почетная гражданка Павла Зворыкина; почетный гражданин Николай Зворыкин; почетная гражданка Надежда Зворыкина; почетный гражданин Макарий Емельянов; почетная гражданка Анна Когинова; муромский купец Василий Русаков; муромский купец Дмитрий Зворыкин; купеческий сын Гурий Зворыкин — и следует еще 11 подписей.
Владыка Иаков на основе всего этого одобрил решение иеромонаха Иннокентия.
За время своего служения во Владимирской епархии Преосвященный Иаков был награжден орденами св. Анны I ст. и св. Владимира II ст.
12-го июня 1882 г. в 12 часов дня Преосвященный Иаков, отправился из гор. Владимира по Московско-Нижегородской железной дороге к месту нового своего служения в гор. Могилев. В 1882 г. Боголюбский монастырь перешел в ведение Владимирских викариев и в течение 10 лет, вплоть до 1892 г., на месте им управляли сами епископы.
Некоторое время епископ Иаков управлял Могилевской епархией. В феврале 1884 г. Преосвященный Иаков по болезни отказался от предложенной ему самостоятельной кафедры и был уволен на покой. В указе Святейшего Синода от 8 февраля 1884 года Иаков по преклонности лет и слабости здоровья уволен на покой с предоставлением ему в управление московского Донского ставропигиального монастыря.
16-го февраля 1884 г., в 12-м часу дня, выбыл из города Владимира, назначенный управляющим Московским Донским Ставропигиальным монастырем Преосвященный Иаков, бывший Епископ Муромский. На станции Владимир ожидали прибытия Преосвященнейшего следующие лица: Владимирский Губернатор, Камергер Двора Его Императорского Величества Иосиф Михайлович Судиенко, монашествующая братия Архиерейского дома, представитель городского духовенства отец благочинный, а за ним еще несколько лиц духовного и светского звания. Преосвященнейший Иаков, в вокзале преподав благословение и, обменявшись несколькими ласково-приветственными словами с лицами провожавшими Его, сел в вагон 1-го класса. Когда поезд тронулся, Владыка, глубоко растроганный, осенил себя крестным знамением и в последний может быть раз преподал благословение из вагона лицам духовного и светского звания стоявшим во множестве на платформе пред вагоном.
И на покое Преосвященный заботился о духовном просвещении, увеличил монастырскую библиотеку, хлопотал об учреждении библиотек в уездных городах Московской губернии и собрал для них значительное количество книг. Каждый праздник в монастыре при личном участии владыки проходили чтения и беседы в одной из церквей Донского монастыря. Преосвященный Иаков являлся одним из учредителей Братства Святителя Николая и почетным членом Братства святой равноапостольной Марии. Будучи учеником и почитателем покойного митрополита Филарета, владыка Иаков распорядился, чтобы 1 декабря в день памяти Филарета Милостивого по митрополите Филарете была отслужена заупокойная обедня во всех церквах монастыря. Но за заказанными им обеднями поминалось и имя новопреставленного Преосвященнейшего епископа Иакова. Владыка скончался 1 декабря 1885 г. без четверти шесть утра. 1 декабря, в 3 часов вечера, в присутствии близких родных и монашествующей братии почивший епископ был переложен в белый глазетовый гроб, окропленный святой водой. Со дня кончины преосвященного Иакова и до его погребения панихиды по нем были совершаемы архиерейским служением соборне с участием оо. архимандритов, протоиереев и монастырской братии. Преосвященные: Иоанн, Петр, Мисаил и Александр попеременно совершали панихиды утренние и вечерние. 3-го числа в 6 часов вечера, после панихиды, совершенной преосвященным Мисаилом, тело покойного из настоятельских келлий было перенесено в соборную церковь Донского монастыря, где преосвященным Мисаилом была отслужена панихида и заупокойное всенощное бдение. 4 декабря, при громадном стечении народа, в большом соборе Донской Божией Матери Донского монастыря происходило отпевание тела почившего епископа Иакова. Массы желавших почтить память преосвященного наполняли не только храм, но паперть и площадки собора. Многие, чтобы присутствовать при отпевании, вошли в собор еще за раннею обедней и там оставались до самого конца погребения. С 9 часов утра соборный благовест Донского монастыря стал призывать усердствующих к молитве. Дорожка, ведущая к приготовленной могиле владыки к теплой церкви Донской Божией Матери, была усыпана песком и можжевельником. В 10 часов началась литургия, которую совершал преосвященнейший Мисаил, епископ Дмитровский, викарий Московский, соборне с епископами Александром и Петром и высшим духовенством гор. Москвы. — Во время запричастного стиха надгробное слово было сказано, от имени Общества Любителей Духовного Просвещения, учредителем которого был преосвященный Иаков, членом Общества, редактором «Душеполезного Чтения», протоиереем В. Н. Нечаевым. Во время литургии в собор прибыли: высокопреосвященнейший митрополит Сербский Михаил, член Московской синодальной конторы и управляющий Симоновым монастырем, преосвященный епископ Иоанн, управляющий синодальной типографией действит. статск. сов. А. Н. Шишков, прокурор синодальной конторы г. Нейдгардт и другие лица, близко знавшие покойного. Тут-же присутствовали наставники Донского духовного училища, процветанию которого так много способствовал покойный архипастырь. Перед отпеванием прибыл в собор его сиятельство г. Московский генерал-губернатор князь Владимир Андреевич Долгоруков, пожелавший почтить память почившего епископа. Перед началом отпевания речь говорил протоиерей Кастальский. В первом часу дня началось отпевание, печальная торжественность которого поражала душу и сердце присутствующих в храме. Службу совершал митрополит Сербский Михаил, в сослужении с епископами: Петром, управляющим Новоспасским монастырем, Иоанном, управляющим Симоновым монастырем, преосвященными Мисаилом и Александром. По обоим сторонам гроба, до самых царских врат, разместились 8 архимандритов, протопресвитер Большого Успенского собора Н. А. Сергиевский — все в митрах — и более 20 протоиереев, иеромонахов и священников. Во время отпевания протоиереем Параскевиевской, что в Охотном ряду, церкви, И. Г. Виноградовым, было произнесено надгробное слово. Почтенный проповедник, близко знавший покойного архипастыря, прерывающимся от сильного волнения голосом, яркими красками очертил светлую личность покойного; он говорил о его изумительной энергии в трудах, никогда не знавшей устали, о его смирении, гуманности и бескорыстия, о той жажде к распространению просвещения, которою сгарал почивший до последних дней своей жизни. После отпевания гроб с телом почившего, в предшествии крестного хода и всего духовенства, за которым следовал его сиятельство князь Владимир Андреевич и масса народа, был отнесен иеромонахами в древнюю церковь Донской Божией Матери и после краткой литии бренные останки архипастыря были опущены в склеп, рядом с могилою покойного преосвященного Хрисанфа. Последнюю прощальную речь над могилою говорил сын почившего — почетный мировой судья А. А. Кротков, в которой высказал мысль, что тот храм, где получил покойный пострижение в монашество, сделался местом его вечного упокоения. Рыдания не дали докончить г. Кроткову его речи. Этим закончилась печальная церемония около 3 часов пополудни. На погребении обращал на себя всеобщее внимание отец покойного архипастыря, слепой 95-ти-летний старец, заштатный диакон о. Иоанн Кротков.