Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
12:32
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии

Внебогослужебные собеседования

В апреле 1879 года Владимирский Архипастырь, Преосвященнейший Феогност расположил духовенство епархии и предложил ему открыть внебогослужебные собеседования с прихожанами. Через полгода после того учреждено во Владимире Братство Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, которое, по желанию Архипастыря, приняв под свое покровительство внебогослужебные собеседования, с особенной заботливостью старалось о развитии их в пределах епархии, надеясь через них содействовать распространению в народе здравых понятий об истинах веры и правилах благочестия. 16 декабря 1879 года Совет Братства обратился к священникам, наиболее известным по их способности и усердию, с просьбой об открытии собеседований, если таковые не открыты, вследствие распоряжения епархиального начальства. Главным препятствием для учреждения внебогослужебных собеседований было часто полное отсутствие библиотек при церквях, так что священникам не почему было подготавливаться к собеседованиям, которые всегда требуют некоторой подготовки. Братство в первом же 1879 году предупредило это препятствие, открыв во Владимире центральный склад книг религиозно-нравственного содержания и учредил отделения его в разных местах епархии, откуда священники и стали получать нужные им книги. В беднейшие же приходы Братство всегда рассылало книги или даром, или по удешевленной цене и с долговременной рассрочкой уплаты денег. Нужно священникам иметь книги, строго соответствующие целям внебогослужебных собеседований, священники же, живущие в глухих селах и лишенные возможности знать, какая книга полезна для них и есть ли такая в продаже, не могут, понятно, без руководительных указаний составить отвечающую тем целям библиотеку. Братство и в этом случае являлось на помощь: оно рекомендовало книги желающим приобрести их, составляло и объявляло списки полезных книг и, наконец, старалось иметь в своем складе именно такие книги, которые нужны для внебогослужебных собеседований. Духовенство с своей стороны отнеслось с искренним сочувствием и полной готовностью к желанию Архипастыря и предложению Братства.
Благодаря усердию духовенства, внебогослужебные беседы с первого года начали быстро распространяться по епархии и прочно прививаться к городскому и сельскому населению. Там, где духовенство затруднялось и встречало препятствия, являлся руководителем председатель Братства, Преосвященнейший Архиепископ Феогност, который лично выслушивал заведующих беседами, давал им нужные наставления и своими советами предостерегал от всего, что замедляло развитие бесед. Кроме сего, Архипастырем были истребованы от священников программы внебогослужебных собеседований, и им лично рассмотрены и исправлены. Выдающимся деятелем в распространении собеседований в первом году открытия их явился протоиерей города Киржача, ныне ключарь кафедрального собора, Александр Виноградов, который первый открыл их в городе Киржаче и много содействовал их распространению по окрестным селам. В 1881 году число собеседовательных пунктов и число собеседников значительно увеличилось, а более ревностные из них стали записывать беседы в особые тетради, которые, по истечении года, подлинником представлялись на рассмотрение Совета Братства.
По своему содержанию, беседы в этом году были уже гораздо обширнее, чем в предшествующий. А потому священники, чтобы не утомить слушателей их продолжительностью, начали делить их на два отдела, из которых первый отдел заключал в себе объяснение молитв, а второй – содержал в себе чтение священной истории Ветхого и Нового заветов, житие Святых и истории праздников. В некоторых приходах на собеседованиях к вероучению и нравоучению присоединялись простые рассказы о событиях отечественной истории и явлениях видимой природы. Такому расширению бесед не мало способствовало то обстоятельство, что Братством были открыты вне Владимира церковно-приходские библиотеки и 72 книжных склада. В этом году более других потрудились священники приходов Владимирского, Ковровского, Судогодского, Меленковского, Гороховецкого, Муромского и Покровского.
«Публичные чтения для народа производились в первый год деятельности Братства (1879 г.) по воскресным и праздничным дням во Владимире, в читальной зале Братской библиотеки, помещающейся под большой Крестовой церковью Архиерейского Дома. Таких чтений в первый год было 32.
В 1881 году чтения эти производились в том же помещении, почти на тех же основаниях и лишь с некоторым изменением их программы; но интерес их заметно возвысился тем, что многие из чтений сопровождались туманными изображениями, объясняющими текст и вообще придающими содержанию рассказа более наглядности.
Ввести такого рода чтение Братству представилась возможность, благодаря как содействию г. Председателя комиссии народных чтений в Москве Семену Сергеевичу Подгорецкому, изъявившему готовность доставлять Совету Братства каждые две недели статьи с относящимися к ним прозрачными изображениями, так и почтеннейшему сочлену нашему Сергею Михайловичу Ушакову, принявшему на себя все хлопоты по пересылке прозрачных картин из Москвы во Владимир и обратно.
Такое нововведение настолько увеличило число слушателей, что читальная зала при библиотеке часто не вмещала всех желавших присутствовать на чтениях. Значительное препятствие к удобному размещению слушателей представляла низкая арка, разделявшая залу на две почти отдельные комнаты, и так что слушатели, сидевшие за аркой, дальше от кафедры не могли также хорошо слушать и видеть, как слушатели, помещавшиеся в первой комнате. Несмотря на это неудобство, зал нередко переполнялся настолько, что значительной части посетителей приходилось стоять. Особенно увеличивали тесноту воспитанники учебных заведений. Входя в читальную залу, они занимали все промежутки между скамьями и лишали таким образом возможности сидящих не только видеть туманные изображения, но и слышать чтение.
Чтобы невозможности устранить такие неудобства, Совет Братства определил производить два чтения сряду: первое от 2 1/2 до 4 часов для воспитанников учебных заведений, а второе с 4 ½ до 6 ½ часов, по билетам, для взрослых. При этом женщинам отводились места на передних скамьях. В зале присутствовал распорядитель чтений, наблюдавший за порядком и исполнением установленных правил. Правила были напечатаны и распространены по городу. Билеты для входа на чтения раздавались безвозмездно во многих местах города.
Но и эти меры не устранили вполне сказанных неудобств: публика не подчинялась всем установленным правилам, воспитанники учебных заведений не выходили из залы после первого чтения — и ожидали второго — а во время второго чтения производили опять прежнюю тесноту.
Все эти обстоятельства побудили Совет воспользоваться производившимися, в сем году летом, в домовой церкви Его Преосвященства работами, и выломать стеснявшую зал стену. В настоящее время в читальной зале, имеющей в длину 21 аршин, а в ширину 10 аршин, размещаются, без особых неудобств, до 300 человек. Конечно и это помещение может скоро оказаться недостаточным, но им необходимо довольствоваться, так как более обширного помещении в распоряжении Братства не имеется.
В виду такого успеха чтений, сопровождаемых туманными изображениями, Братство признало нужным приобрести в собственность от комиссии по устройству чтений в Москве некоторое количество прозрачных картин. Общее Собрание ассигновало на сей предмет 7-го июня 1881 г. 186 руб. 25 коп., и из этой суммы израсходовано уже 86 руб. 25 коп. на покупку 69 прозрачных изображений, преимущественно относящихся до повествований из Ветхого Завета. Расход этот представился необходимым как потому, что Братство желало, до некоторой степени, обеспечить продолжение таких чтений на случай прекращения возможности получать изображения из Москвы от комиссии для народных чтений, так и потому, что, приобрети картины в собственность. Совет может открыть чтения, согласно требованиям Устава, еще в некоторых пунктах губернии.
Чтения происходили в отчетном году с 4-го ноября 1880 г. по 19-е апреля 1881 г. и с 4-го октября по 1-е ноября 1881 г. Всего чтений было 37; из них 7 чтений в праздники, а остальные в воскресные дни. Кроме того состоялось одно чтение для солдат местного резервного батальона, два чтения для воспитанниц Александринского приюта и одно чтение для воспитанниц Духовного Училища. Первые три чтения были в зале библиотеки, последнее — в зале Училища.
До апреля чтения производили 24 лица, из коих светских 10 и духовных 14; в числе последних 2 иеромонаха, 1 протоиерей, 10 священников и один диакон. Из светских лиц участвовали: г. инспектор и два преподавателя Духовной Семинарии, смотритель и 5 учителей Духовного Училища и секретарь Епархиального Архиерея.
Чаще других участвовал в чтениях священник Иоанн Альбицкий; он объяснял Евангелие того дня и читал сверх того статьи разного содержания 11 раз; соборный ключарь о. протоиерей Александр Виноградов читал 7 раз; II.И. Талепоровский — 5 раз; священник о. В. Косаткин и учитель Невский по 4 раза, о. В. Шепелев и диакон Дроздов по 3 раза.
Каждое чтение начиналось объяснением Евангелия; за сим следовали статьи духовного содержания и, в заключение, статьи с туманными изображениями. Статей чисто-духовного содержания, сверх объяснения Евангелия, прочтено было 46, а исторических и других — 12. Некоторые статьи, при коих показывались прозрачные картины, повторялись иногда в последующих чтениях.
Пространные статьи составляли предмет беседы в продолжении нескольких чтений. Описание Палестины разделено было на 9 бесед; смутное время на Руси и наши успехи — на 3 беседы. Выбор статей духовного содержания делался применительно к кругу церковной службы; в дни праздников, как например: Сретения, Богоявления и других, излагались соответствующие Евангельские повествования, с приличными случаю рассуждениями; в дни Святых преподавались черты из жизни сих Святых; Великим Постом прочитан был целый ряд статей о страданиях и крестной смерти Спасителя и так далее.
Пособием для чтений служили некоторые духовные журналы, как-то: Странник, Душеполезное Чтение и друг.; сочинения Муравьева, Святогорца, отца Михайловского, преосвящ. Михаила и других, а также статьи изданные для народных чтений и одобренные министерством народного просвещения.
Ближайшее распоряжение чтениями принял на себя соборный ключарь протоиерей Александр Виноградов, а управление снарядом для туманных картин преподаватель физики в Духовной Семинарии Рудольф.
Со второй половины апреля 1881 г. чтения были прерваны, как потому, что с наступлением теплой погоды число слушателей стало значительно уменьшаться, а также потому, что большинство лиц производивших чтения были отвлечены наступавшими экзаменами в духовно-учебных заведениях.
При возобновлении чтений в октябре 1881 г., были сделаны некоторые изменения в их организации. Для устранения, невозможности, тесноты в зале, а равно вышеупомянутых неудобств, которые обусловливались преимущественно присутствием в зале чтений воспитанников учебных заведений, признано необходимым производить чтения без воспитанников. Основанием такому распоряжению послужили следующие соображения: при относительно ограниченном помещении необходимо дать место той части публики, которая может получить наибольшую пользу от предлагаемых ей вниманию чтений; большинство воспитанников учебных заведений вполне знакомы с теми элементарными сведениями и истинами, которые простолюдинам, в большинстве случаев неграмотным, не откуда почерпнуть; для ознакомления же воспитанников с теми из статей, которые могли бы для них представить известный интерес, не трудно произвести особые чтения или в их заведениях, или даже в читальной зале библиотеки; при том замечено, что значительное число воспитанников, интересуясь, главнейшим образом, не чтениями, но туманными изображениями, приходят перед началом и уходят при окончании этого отдела чтения, от чего и происходит шум, препятствующий чтению. Кроме того нельзя и не сказать, что при ограниченном числе лиц, принимающих участие в чтениях — два чтения сряду — могут быть для чтецов обременительными.
По сим причинам, с возобновлением чтений в октябре, решено было: открывать их в 2 ½ часа и продолжать, примерно, до 4-х; публику пускать лишь по билетам, выдаваемым бесплатно ежедневно в помещении библиотеки и в некоторых пунктах города, о чем публиковать для общего сведения; каждое чтение открывать повествованием из Ветхого Завета; второй отдел должен иметь предметом объяснение св. Евангелия. Оба эти отдела должны представлять ряд изложений, имеющих непрерывную между собой связь и должны дать слушателям, хотя краткое, но законченное понятие о священной истории и главнейших чтениях св. Евангелий. Для третьего, затем, отдела предполагается избирать статьи разного содержания, как исторические, так и по другим отраслям знания. При этом все три отдела, будут невозможности сопровождаемы туманными изображениями, соответствующими содержанию читаемых статей. Кроме сего на каждом чтении Архиерейским хором будут исполнены церковные песнопения.
Первые два отдела, на все чтения этой зимы, приняли на себя ключарь Кафедрального собора протоиерей Александр Виноградов и учитель Духовного Училища священник Василий Шепелев; статьи же третьего отдела будут читать разные лица.» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. 15 ноября № 22-й. 1881 г.).
В 1882 году собеседования распространились почти по всей епархии. Из отчетов благочинных, представленных в Консисторию за этот год, видно, что из 960 сельских приходов Владимирской епархии не открыто было собеседований только в 95 и то по разным уважительным причинам. Собеседования в этом году по отношению к внешней стороне имели ту особенность, что они велись при более торжественной обстановке с разделением на три отдела, из которых каждый отдел начинался и оканчивался пением церковных песнопений, а по отношению к содержанию – имели ту особенность, что в большинстве были направлены против суеверий и предрассудков. Последнее вызвано было предложением со стороны Братства, чтобы священники православных приходов обратили особенное внимание на виды суеверий и предрассудков, существующих в их приходах, а священники приходов, зараженных расколом,- на толки последнего, и чтобы как те, так и другие священники сообщили Совету Братства о подмеченных ими суевериях и расколе, существующих в среде их прихожан. Вследствие чего отчет Братства за 1881-1882 год в отделе о собеседованиях отвел значительное место для описания суеверий и толков раскола, о которых сообщили за тот год священники.
В 1883 году собеседования начали вести с систематической последовательностью. Священники приступили к объяснению Богослужения вообще и в частности к объяснению Литургии Св. Василия Великого, Иоанна Златоуста и преждеосвященных даров.
В последующие годы последовало систематическое изложение догматов и учения Св. церкви. Не одна и не в одном месте была беседа о единстве Божием и троичности лиц Божества, об Ангелах и отношениях их к миру видимому и в частности к человеку. Не одна была беседа о церкви, ее происхождении от Иисуса Христа, единстве и непогрешимости ее, о соборах, десяти церковных заповедях и т.п. Были беседы и экзегетического характера. Так, книги: Бытия и Исход последовательно стих за стихом в селе Спасском-Савеловых, Юрьевского уезда, были объясняемы в продолжении нескольких лет. за последний год получены Братством известия, что во многих местах священниками обращено было внимание на объяснение церковных треб и ознакомление слушателей с гражданскими постановлениями, сюда относящимися. Объяснение требоисправлений начаты были с молитвы «повнегда родити жене отроча», в порядке чинопоследований требника и окончены замечаниями о молитве, влагаемой в руку умершего, а из гражданских постановлений говорено было о метрических записях, брачных документах и т.п.
В настоящее время внебогослужебные беседы охватили собой всю епархию. Ныне в многолюдной и обширной Владимирской губернии едва ли найдется такой уголок, гдедобрый пастырь, не вел бы своих бесед с прихожанами об истинах христианской веры. При обозрениях епархии Архипастырь лично проверяет, действительно ли ведутся священниками внебогослужебные собеседования, и почти в каждом приходе находит их ведущимися. Разве только старый и дряхлый, слабый и больной не делает того, что считается обязанностью, возложенной на каждого пастыря даже последовавших в 1886 году указом Святейшего Синода. Не бесследно внебогослужебные собеседования прошли за 10-ти летний период времени и в нравственном отношении для обитателей нашей губернии. Так, из отчетов Братства видим, что благодаря собеседованиям, в одном месте закрыто питейное заведение, мирские сходки реже стали сопровождаться попойками; в другом месте менее стало слышно уличных песен в ночное время, не видно гуляний готовящейся в солдаты молодежи; в третьем месте составлен крестьянами общественный приговор о не употреблении в разговоре гнилых слов и об оставлении обычая бражничать во дни храмовых праздников. Благодаря собеседованиям, храмы Божии полнеют богомольцами, при Богослужении устраивается хоровое пение, открываются одна за другой церковно-приходские школы на трудовую крестьянскую копейку. Благодаря собеседованиям, крестьяне воспламеняются горячей любовью к Самодержавной Власти и духом патриотизма: устраивают в память в Бозе почившего Государя часовни, вносят имя Царя-Мученика в поминание и пр., а в память чудесного спасения драгоценной жизни ныне благополучно царствующего Государя Императора и всей Его Царственной Семьи от угрожавшей опасности 17-го октября прошедшего года открывают училища, устраивают новые иконостасы, возобновляют часовни, сооружают для церквей и часовен Св. иконы, льют колокола и проч.
Остается пожелать, чтобы внебогослужебные собеседования не отступали и в следующем десятилетии от первоначальной своей задачи, чтобы пастыри и пасомые не ослабевали в своих трудах, но восходили от силы к силе, от совершенства к совершенству.

Публичные духовно-нравственные чтения

2. Публичные, бесплатные народные чтения религиозно-нравственного содержания в гор. Шуе в 1881 г.
3. Публичные народные чтения в гор. Вязниках в 1882 г.
4. Публичные чтения в Суздале в 1882 г.
5. Публичные чтения в городе Владимире в 1881-82 гг.
6. Публичные чтения на Гусевской фабрике г-на Нечаева-Мальцова

Публичные чтения преследуют ту же цель, как и внебогослужебные собеседования. Они явились в г. Владимире, по мысли Преосвященного Иакова, Епископа Муромского, викария Владимирского, в 1876 году, за три года ранее открытия Братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и производились в свободном зале при епархиальной библиотеке городским духовенством и преподавателями духовной семинарии и училища.
В 1879 г. Братство, точас же по открытии своем, для распространения в народе здравых понятий о религии и охранении православных от увлечения в раскол, как приняло публичные чтения, производившиеся во Владимире при библиотеке, под свое покровительство, так и озаботилось распространить их возможно шире по епархии. В 1881 г. чтения велись, кроме Владимира, в селе Тейкове при материальном содействии гг. Каретниковых и г. Шуе – г. Посылина. В 1882 г. чтения во Владимире производились в трех местах: в Братской библиотеке, при церквях Знамения Пресвятой Богородицы и Сретенской. Кроме гор. Владимира, чтения были производимы еще в 10 местах епархии, именно: в городах – Шуе, Вязнкиах и Суздале, при фабриках двух фирм Морозовых, Каретниковых, Баранова, Нечаева-Мальцова и Шорыгиных, в селениях: Талызине и Плотихине. Везде они всегда производились, как и теперь производятся, по рассмотренным и утвержденным Его Высокопреосвященством программам. В 1883 году число пунктов, где производились чтения, увеличилось до 18 и, распространяясь с годами все более и более в епархии, духовно-нравственные чтения в настоящее время ведутся в 34 местах.
Содержанием чтений в первые два года Братской деятельности служили статьи духовного и исторического содержания. В состав первого отдела входили рассказы из жизни Господа Иисуса Христа, рассказы о христианском воспитании детей, объяснение символа веры, жития святых и т.п. В состав второго отдела входили статьи о замечательнейших монастырях и рассказы о важных событиях отечественной истории и т.п. С умножением чтений, увеличились и программы их. Программы чтений были весьма разнообразны. Так, в некоторых местах статьи чтений находились в непрерывной между собой связи, представляя нечто законченное, а в других местах они были по содержанию разнообразны. В иных местах читаемые статьи применялись ко времени и обстоятельствам, как например при наступлении праздника, читалось то, что относится к празднику, великим постом трактовалось и покаяние, страданиях Господа нашего Иисуса Христа, в высокоторжественные дни – о необходимости чтить власти и подчиняться им не за страх только, но и за любовь. В дни юбилейных торжеств и близкие к ним (6-го апреля 1886 г. и 15-го июля 1888) было произведено много чтений о славянах и первоучителях их Равноапостольных Кирилле и Мефодие, равно об языческой Руси и просветителей ее Святом Равноапостольном Великом Князе Владимире. В 1889 г. не одно чтение и не в одном месте было посвящено повествованию о чудесном сохранении драгоценной жизни Государя Императора и Его Августейшей Семьи, 17-го октября 1888 г., при крушении поезда железной дороги; были чтения и по поводу 50-ти летнего юбилея воссоединения униатов с православной церковью. Иногда читались и газетные известия с целью показать слушателям гибельные и разрушительные последствия пороков пьянства, табакокурения и т.п., читались известия и о народных несчастьях, например о катастрофе в гор. Верном, чтобы подвинуть слушателей на помощь к пострадавшим. Вообще чтецы не игнорировали и случаи из обыденной жизни, чтобы подействовать на сердца слушателей с той или другой стороны. С годами программы чтений усовершенствовались и в настоящее время отличаются последовательностью и систематичностью.
С внешней стороны чтения обставлены везде прилично. А так как важное значение в устройстве внешней обстановки чтений в особенности на первых порах имели теневые картины, то Братство и озаботилось о введении их при чтениях. В те места, где не было своих картин, Братство посылало их из собственного склада. Отпускало священникам в кредит с рассрочкой уплаты волшебные фонари, снабжало их книгами из Братской библиотеки, а иногда и денежным пособием на наем певчих, на мебель и вообще на устройство чтений. В отчетах Братства за разные годы записано 2,307 руб. 38 коп., употребленных Братством на организацию публичных чтений. В настоящее время имеется в запасах Братства до 300 теневых картин, на сумму более 600 руб. Имеется также три волшебных фонаря, из которых два приспособленных к газовому освещению и один к керосинному. Фонари и картины отправляются в места чтений безвозмездно. С помощью Братства за 10 лет из С.-Петербургской мастерской учебных пособий было выписано в разные места епархии не один десяток фонарей, ценностью от 25 до 50 руб. каждый.
Первые годы, когда средства Братства были скудны, много помог Братству в деле развития публичных чтений покойный почт-директор Московского почтамта г. Подгорецкий, доставляя во Владимир из комиссии народных чтений в Москве теневые картины бесплатно.
Первое место, среди пунктов, где производятся публичные чтения с теневыми картинами, бесспорно принадлежит гор. Шуе, благодаря усердию к ним потомственных почетных граждан А.А. и Н.А. Посылиных, которые не жалели издержек для прекрасной обстановки их. Вся мебель манежа – места чтений – устроена ими; отапливался и освещался мнаеж на их средства; многочисленная прислуга была от них; волшебный фонарь и теневые картины приобретены ими: газ для фонаря приготовляли на фабрике их. В промежутки между чтениями пел духовные песнопения хор певчих: в последние три года после чтений производилась безвозмездная раздача картин и брошюр священно-исторического содержания. За то и посетители сих чтений каждый раз считались тысячами. Вся семья Посылиных постоянно радела о Шуйских чтениях, затрачивая на них ежегодно от 500 до 1,000 руб. С 1879 по 1884 год производились чтения в Шуе на средства А.А. Посылина, с 1884 по 1889 год на средства сына его Н.А. Посылина, по смерти которого, сохраняя любовь к чтениям, завещанную отцом и братом, приняла на себя расходы по производству в гор. Шуе чтений С.А. Сорокина, урожденная Посылина.
После публичных чтений в гор. Шуе самое видное место занимают чтения, производимые в гор. Иваново-Вознесенске на фабрике М.Н. Гарелина. Для характеристики их приведем следующие слова из последнего отчета о них. Для читальни отведено обширное помещение, какое только оказалось свободным на фабрике, и в ней все приспособлено к специальному ее назначению: в переднем углу поставлен образ Спасителя, в приличном кивоте и позлащенной ризе, перед образом теплится лампада, в середине продольной стены поставлен большой экран, между ним и образом возвышается кафедра для чтеца, перед ним – обращенные к нему слушатели, окна закрыты ставнями, на стенах лампы в железных фонарях с глухими на случай закрышками, над экраном вверху, в потолке, отверстие в верхний этаж, где помещаются певчие и фонарь с приспособлениями. Настал час чтения… При входе чтеца все встают и невидимый для публики хор поет: «Царю Небесный». Но вот чтец взошел на кафедру; он читает и овладевает общим вниманием. Вдруг неожиданно с потолка в отверстие падает в воздухе широкая полоса света и большим ярким кругом отражается на экране; раздается удар колокольчика и на экране является иллюстрация только что сказанных лектором слов, а четырех аршинный диаметр круга на экране дает всем возможность видеть изображение со всеми деталями. После того чтец продолжает чтение, но опять остановка, опять звонок и на место виденной картины является другая. Но вот раздаются два удара колокольчика и вверху начинается стройное пение концерта или другой соответствующей характеру чтения церковной песни. Читальня в это время быстро освещается светом всех фонарей; все стоят до окончания пения. Певческие звуки, наконец, умолкают, свет исчезает и раздается с кафедры голос другого чтеца, умолкающего с появлением каждой новой картинки. Всех картин показывалось за год до 500. Большинство их выписывалось из Москвы. Последними картинами при чтениях почти всегда были портреты Государя Императора, Государыни Императрицы и Наследника Цесаревича, вслед за показанием которых был пет или народный гимн, или «славься, славься нашъ Русский Царь».
В тех местах, где нет теневых картин, чтения велись, перемежаясь только пением церковных песней. В ряду этих чтений первое место принадлежит чтениям, производимых в Георгиевском храме, при кафедральном соборе гор. Владимира, куда они перенесены из Братской библиотеки с 1-го сентября 1886 года. Сюда из прежнего читального зала перенесены кафедра и скамья и к ним на счет братских сумм прибавлено 25 скамей, чем дана возможность до 500 человек с удобством слушать чтения и беседы. Обширный, светлый и теплый Георгиевский храм может вмещать до 2,000 слушателей. Кафедральный о. протоирей с ключарем и церковным старостой изыскали средства освещать и отоплять храм исключительно ради народных чтений. С переменой места чтения и соединенные с ним устные беседы сделались как бы существенной частью вечернего Богослужения, совершаемого в соборе и начинались непосредственно по окончании его. Отрадно и умилительно смотреть, как по звону соборного колокола к вечернему Богослужению, по всем направлениям, по одиночке и группами, в Георгиевский храм стекаются богомольцы-любители духовных бесед, для которых некоторые приходят иногда за 10 верст. Здесь и самое место и благоговейное отправление Богослужения, стройное пение соборного клира с учениками Братской певческой школы, здесь все располагает к восприятию возвещаемых лекторами христианских истин.
В уездных городах и селах чтения велись или в храмах Божиих, или в специально отведенных домах, или в училищных зданиях, волостных правлениях и церковных сторожках. Чтения почти везде прерывались священными песнопениями. Песнопения исполнялись или местными певчими, или церковным причтом, или учащимися мальчиками и девочками, а в последнее время взошло в употребление общее хоровое пение, в котором принимают участие все присутствующие и от которого все приходят в восхищение. Если, по отзыву священников, теневые картины имеют обаяние, то, по отзыву других, хоровое пение имеет не меньшую привлекательную силу. Чтения без пения много потеряли бы занимательности в глазах присутствующих на чтениях.
Одно, то уже, что слушатели на чтениях с первого же года считались не десятками, а сотнями и тысячами, как в Шуе и Иваново-Вознесенске, свидетельствует об их благотворном влиянии. Это влияние с годами не уменьшается, а все более и более увеличивается и интерес чтений возвышается в глазах общества. Из отчета за 1881 год известно, что, ввиду наплыва слушателей, производились во Владимире по два чтения в день: первое от 2 ½ до 4-х часов для воспитанников учебных заведений, а второе от 4 ½ до 6 ½ часов по билетам для взрослых. Так было и в гор. Шуе. Ни дождь, ни грязь, ни дальность расстояния не удерживали от посещения чтений, а когда слух о них разносился и за пределы прихода, тогда стали являться и лица иноприходные.
О результатах чтений одни из священников сообщают, что на время чтений питейное заведение редело, а многие стали поговаривать и о закрытии его; село менее оглашалось грязными песнями и сквернословиями, народ стал усерднее ко храму Божию (с. Хозниково, с. Ельцыно и др.). Бывало в воскресные дни вечером шагу пройти было нельзя без того, чтобы не наткнуться на пьяного, чтобы не услышать площадной брани пьяного человека,- кабаки и трактиры были тогда полны народа, и ов настоящее время эти грустные явления повторяются несравненно реже. И это вполне естественно, потому что, пробыв на чтениях 2-3 часа, человек, в эти часы без дела гулявший и потому быть может попадавший в кабак или трактир, невольно чувствует всю гнусность прежнего провождения времени (гор. Шуя, Иваново-Вознесенск). Другие из священников замечают, что, «способствуя облагорожению души и улучшению нравственности народной, чтения воспитывают в народе возвышенные патриотические чувства, любовь и преданность Царю и Отечеству; отвлекают молодое поколение от дурных обычаев, искореняют грубость, обогащают познаниями и служат источником их духовно-нравственного просвещения. Вообще духовенство приписывает чтениям большое значение в деле просвещения народа и его душевного спасения (с. Лыково). Не простое любопытство, или желание развлечения влечет народ на чтения, но сильное желание получить пользу, отдохнуть душой от мирской суеты, напитать, насытить свою душу (гор. Переславль). Слушателей на чтениях всегда было много, но они собирались не для простого развлечения, любопытства или приятного препровождения времени, но для того, чтобы напитать свою душу, получить для себя пользу и поделиться приобретенными сведениями со своими близкими (с. Загорье).
Дай Бог, чтобы такие чтения с каждым годом не уменьшались, а увеличивались, как и церковно-приходские школы, ибо они, как видно из наблюдений, вполне удовлетворяют жаждущей духовного просвещения душе простого русского народа (с. Аббакумове). Этими благожеланиями закончим и мы очерк десятилетнего ведения публичных чтений во Владимирской епархии.

Деятельность Братства Кн. Александра Невского в 1913-м году.

В октябре 1914 г. был открыт Проповеднический кружок духовенства Владимирской епархии.
Церковно-историческое древлехранилище Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского
Епархиальная Школа пчеловодства в губернском г. Владимире
Училище церковного пения в губернском Владимире

Владимирская епархия


Категория: Владимир | Добавил: Николай (30.01.2016)
Просмотров: 2042 | Теги: Владимир, Братство, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru