Главная
Регистрация
Вход
Вторник
06.12.2016
11:15
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии

Внебогослужебные собеседования

В апреле 1879 года Владимирский Архипастырь, Преосвященнейший Феогност расположил духовенство епархии и предложил ему открыть внебогослужебные собеседования с прихожанами. Через полгода после того учреждено во Владимире Братство Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, которое, по желанию Архипастыря, приняв под свое покровительство внебогослужебные собеседования, с особенной заботливостью старалось о развитии их в пределах епархии, надеясь через них содействовать распространению в народе здравых понятий об истинах веры и правилах благочестия. 16 декабря 1879 года Совет Братства обратился к священникам, наиболее известным по их способности и усердию, с просьбой об открытии собеседований, если таковые не открыты, вследствие распоряжения епархиального начальства. Главным препятствием для учреждения внебогослужебных собеседований было часто полное отсутствие библиотек при церквях, так что священникам не почему было подготавливаться к собеседованиям, которые всегда требуют некоторой подготовки. Братство в первом же 1879 году предупредило это препятствие, открыв во Владимире центральный склад книг религиозно-нравственного содержания и учредил отделения его в разных местах епархии, откуда священники и стали получать нужные им книги. В беднейшие же приходы Братство всегда рассылало книги или даром, или по удешевленной цене и с долговременной рассрочкой уплаты денег. Нужно священникам иметь книги, строго соответствующие целям внебогослужебных собеседований, священники же, живущие в глухих селах и лишенные возможности знать, какая книга полезна для них и есть ли такая в продаже, не могут, понятно, без руководительных указаний составить отвечающую тем целям библиотеку. Братство и в этом случае являлось на помощь: оно рекомендовало книги желающим приобрести их, составляло и объявляло списки полезных книг и, наконец, старалось иметь в своем складе именно такие книги, которые нужны для внебогослужебных собеседований. Духовенство с своей стороны отнеслось с искренним сочувствием и полной готовностью к желанию Архипастыря и предложению Братства.
Благодаря усердию духовенства, внебогослужебные беседы с первого года начали быстро распространяться по епархии и прочно прививаться к городскому и сельскому населению. Там, где духовенство затруднялось и встречало препятствия, являлся руководителем председатель Братства, Преосвященнейший Архиепископ Феогност, который лично выслушивал заведующих беседами, давал им нужные наставления и своими советами предостерегал от всего, что замедляло развитие бесед. Кроме сего, Архипастырем были истребованы от священников программы внебогослужебных собеседований, и им лично рассмотрены и исправлены. Выдающимся деятелем в распространении собеседований в первом году открытия их явился протоиерей города Киржача, ныне ключарь кафедрального собора, Александр Виноградов, который первый открыл их в городе Киржаче и много содействовал их распространению по окрестным селам. В 1881 году число собеседовательных пунктов и число собеседников значительно увеличилось, а более ревностные из них стали записывать беседы в особые тетради, которые, по истечении года, подлинником представлялись на рассмотрение Совета Братства.
По своему содержанию, беседы в этом году были уже гораздо обширнее, чем в предшествующий. А потому священники, чтобы не утомить слушателей их продолжительностью, начали делить их на два отдела, из которых первый отдел заключал в себе объяснение молитв, а второй – содержал в себе чтение священной истории Ветхого и Нового заветов, житие Святых и истории праздников. В некоторых приходах на собеседованиях к вероучению и нравоучению присоединялись простые рассказы о событиях отечественной истории и явлениях видимой природы. Такому расширению бесед не мало способствовало то обстоятельство, что Братством были открыты вне Владимира церковно-приходские библиотеки и 72 книжных склада. В этом году более других потрудились священники приходов Владимирского, Ковровского, Судогодского, Меленковского, Гороховецкого, Муромского и Покровского.
В 1882 году собеседования распространились почти по всей епархии. Из отчетов благочинных, представленных в Консисторию за этот год, видно, что из 960 сельских приходов Владимирской епархии не открыто было собеседований только в 95 и то по разным уважительным причинам. Собеседования в этом году по отношению к внешней стороне имели ту особенность, что они велись при более торжественной обстановке с разделением на три отдела, из которых каждый отдел начинался и оканчивался пением церковных песнопений, а по отношению к содержанию – имели ту особенность, что в большинстве были направлены против суеверий и предрассудков. Последнее вызвано было предложением со стороны Братства, чтобы священники православных приходов обратили особенное внимание на виды суеверий и предрассудков, существующих в их приходах, а священники приходов, зараженных расколом,- на толки последнего, и чтобы как те, так и другие священники сообщили Совету Братства о подмеченных ими суевериях и расколе, существующих в среде их прихожан. Вследствие чего отчет Братства за 1881-1882 год в отделе о собеседованиях отвел значительное место для описания суеверий и толков раскола, о которых сообщили за тот год священники.
В 1883 году собеседования начали вести с систематической последовательностью. Священники приступили к объяснению Богослужения вообще и в частности к объяснению Литургии Св. Василия Великого, Иоанна Златоуста и преждеосвященных даров.
В последующие годы последовало систематическое изложение догматов и учения Св. церкви. Не одна и не в одном месте была беседа о единстве Божием и троичности лиц Божества, об Ангелах и отношениях их к миру видимому и в частности к человеку. Не одна была беседа о церкви, ее происхождении от Иисуса Христа, единстве и непогрешимости ее, о соборах, десяти церковных заповедях и т.п. Были беседы и экзегетического характера. Так, книги: Бытия и Исход последовательно стих за стихом в селе Спасском-Савеловых, Юрьевского уезда, были объясняемы в продолжении нескольких лет. за последний год получены Братством известия, что во многих местах священниками обращено было внимание на объяснение церковных треб и ознакомление слушателей с гражданскими постановлениями, сюда относящимися. Объяснение требоисправлений начаты были с молитвы «повнегда родити жене отроча», в порядке чинопоследований требника и окончены замечаниями о молитве, влагаемой в руку умершего, а из гражданских постановлений говорено было о метрических записях, брачных документах и т.п.
В настоящее время внебогослужебные беседы охватили собой всю епархию. Ныне в многолюдной и обширной Владимирской губернии едва ли найдется такой уголок, гдедобрый пастырь, не вел бы своих бесед с прихожанами об истинах христианской веры. При обозрениях епархии Архипастырь лично проверяет, действительно ли ведутся священниками внебогослужебные собеседования, и почти в каждом приходе находит их ведущимися. Разве только старый и дряхлый, слабый и больной не делает того, что считается обязанностью, возложенной на каждого пастыря даже последовавших в 1886 году указом Святейшего Синода. Не бесследно внебогослужебные собеседования прошли за 10-ти летний период времени и в нравственном отношении для обитателей нашей губернии. Так, из отчетов Братства видим, что благодаря собеседованиям, в одном месте закрыто питейное заведение, мирские сходки реже стали сопровождаться попойками; в другом месте менее стало слышно уличных песен в ночное время, не видно гуляний готовящейся в солдаты молодежи; в третьем месте составлен крестьянами общественный приговор о не употреблении в разговоре гнилых слов и об оставлении обычая бражничать во дни храмовых праздников. Благодаря собеседованиям, храмы Божии полнеют богомольцами, при Богослужении устраивается хоровое пение, открываются одна за другой церковно-приходские школы на трудовую крестьянскую копейку. Благодаря собеседованиям, крестьяне воспламеняются горячей любовью к Самодержавной Власти и духом патриотизма: устраивают в память в Бозе почившего Государя часовни, вносят имя Царя-Мученика в поминание и пр., а в память чудесного спасения драгоценной жизни ныне благополучно царствующего Государя Императора и всей Его Царственной Семьи от угрожавшей опасности 17-го октября прошедшего года открывают училища, устраивают новые иконостасы, возобновляют часовни, сооружают для церквей и часовен Св. иконы, льют колокола и проч.
Остается пожелать, чтобы внебогослужебные собеседования не отступали и в следующем десятилетии от первоначальной своей задачи, чтобы пастыри и пасомые не ослабевали в своих трудах, но восходили от силы к силе, от совершенства к совершенству.

Публичные духовно-нравственные чтения

Публичные чтения преследуют ту же цель, как и внебогослужебные собеседования. Они явились в г. Владимире, по мысли Преосвященного Иакова, Епископа Муромского, викария Владимирского, в 1876 году, за три года ранее открытия Братства Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и производились в свободном зале при епархиальной библиотеке городским духовенством и преподавателями духовной семинарии и училища.
В 1879 г. Братство, точас же по открытии своем, для распространения в народе здравых понятий о религии и охранении православных от увлечения в раскол, как приняло публичные чтения, производившиеся во Владимире при библиотеке, под свое покровительство, так и озаботилось распространить их возможно шире по епархии. В 1881 г. чтения велись, кроме Владимира, в селе Тейкове при материальном содействии гг. Каретниковых и г. Шуе – г. Посылина. В 1882 г. чтения во Владимире производились в трех местах: в Братской библиотеке, при церквях Знамения Пресвятой Богородицы и Сретенской. Кроме гор. Владимира, чтения были производимы еще в 10 местах епархии, именно: в городах – Шуе, Вязнкиах и Суздале, при фабриках двух фирм Морозовых, Каретниковых, Баранова, Нечаева-Мальцова и Шорыгиных, в селениях: Талызине и Плотихине. Везде они всегда производились, как и теперь производятся, по рассмотренным и утвержденным Его Высокопреосвященством программам. В 1883 году число пунктов, где производились чтения, увеличилось до 18 и, распространяясь с годами все более и более в епархии, духовно-нравственные чтения в настоящее время ведутся в 34 местах.
Содержанием чтений в первые два года Братской деятельности служили статьи духовного и исторического содержания. В состав первого отдела входили рассказы из жизни Господа Иисуса Христа, рассказы о христианском воспитании детей, объяснение символа веры, жития святых и т.п. В состав второго отдела входили статьи о замечательнейших монастырях и рассказы о важных событиях отечественной истории и т.п. С умножением чтений, увеличились и программы их. Программы чтений были весьма разнообразны. Так, в некоторых местах статьи чтений находились в непрерывной между собой связи, представляя нечто законченное, а в других местах они были по содержанию разнообразны. В иных местах читаемые статьи применялись ко времени и обстоятельствам, как например при наступлении праздника, читалось то, что относится к празднику, великим постом трактовалось и покаяние, страданиях Господа нашего Иисуса Христа, в высокоторжественные дни – о необходимости чтить власти и подчиняться им не за страх только, но и за любовь. В дни юбилейных торжеств и близкие к ним (6-го апреля 1886 г. и 15-го июля 1888 г.) было произведено много чтений о славянах и первоучителях их Равноапостольных Кирилле и Мефодие, равно об языческой Руси и просветителей ее Святом Равноапостольном Великом Князе Владимире. В 1889 г. не одно чтение и не в одном месте было посвящено повествованию о чудесном сохранении драгоценной жизни Государя Императора и Его Августейшей Семьи, 17-го октября 1888 г., при крушении поезда железной дороги; были чтения и по поводу 50-ти летнего юбилея воссоединения униатов с православной церковью. Иногда читались и газетные известия с целью показать слушателям гибельные и разрушительные последствия пороков пьянства, табакокурения и т.п., читались известия и о народных несчастьях, например о катастрофе в гор. Верном, чтобы подвинуть слушателей на помощь к пострадавшим. Вообще чтецы не игнорировали и случаи из обыденной жизни, чтобы подействовать на сердца слушателей с той или другой стороны. С годами программы чтений усовершенствовались и в настоящее время отличаются последовательностью и систематичностью.
С внешней стороны чтения обставлены везде прилично. А так как важное значение в устройстве внешней обстановки чтений в особенности на первых порах имели теневые картины, то Братство и озаботилось о введении их при чтениях. В те места, где не было своих картин, Братство посылало их из собственного склада. Отпускало священникам в кредит с рассрочкой уплаты волшебные фонари, снабжало их книгами из Братской библиотеки, а иногда и денежным пособием на наем певчих, на мебель и вообще на устройство чтений. В отчетах Братства за разные годы записано 2,307 руб. 38 коп., употребленных Братством на организацию публичных чтений. В настоящее время имеется в запасах Братства до 300 теневых картин, на сумму более 600 руб. Имеется также три волшебных фонаря, из которых два приспособленных к газовому освещению и один к керосинному. Фонари и картины отправляются в места чтений безвозмездно. С помощью Братства за 10 лет из С.-Петербургской мастерской учебных пособий было выписано в разные места епархии не один десяток фонарей, ценностью от 25 до 50 руб. каждый.
Первые годы, когда средства Братства были скудны, много помог Братству в деле развития публичных чтений покойный почт-директор Московского почтамта г. Подгорецкий, доставляя во Владимир из комиссии народных чтений в Москве теневые картины бесплатно.
Первое место, среди пунктов, где производятся публичные чтения с теневыми картинами, бесспорно принадлежит гор. Шуе, благодаря усердию к ним потомственных почетных граждан А.А. и Н.А. Посылиных, которые не жалели издержек для прекрасной обстановки их. Вся мебель манежа – места чтений – устроена ими; отапливался и освещался мнаеж на их средства; многочисленная прислуга была от них; волшебный фонарь и теневые картины приобретены ими: газ для фонаря приготовляли на фабрике их. В промежутки между чтениями пел духовные песнопения хор певчих: в последние три года после чтений производилась безвозмездная раздача картин и брошюр священно-исторического содержания. За то и посетители сих чтений каждый раз считались тысячами. Вся семья Посылиных постоянно радела о Шуйских чтениях, затрачивая на них ежегодно от 500 до 1,000 руб. С 1879 по 1884 год производились чтения в Шуе на средства А.А. Посылина, с 1884 по 1889 год на средства сына его Н.А. Посылина, по смерти которого, сохраняя любовь к чтениям, завещанную отцом и братом, приняла на себя расходы по производству в гор. Шуе чтений С.А. Сорокина, урожденная Посылина.
После публичных чтений в гор. Шуе самое видное место занимают чтения, производимые в гор. Иваново-Вознесенске на фабрике М.Н. Гарелина. Для характеристики их приведем следующие слова из последнего отчета о них. Для читальни отведено обширное помещение, какое только оказалось свободным на фабрике, и в ней все приспособлено к специальному ее назначению: в переднем углу поставлен образ Спасителя, в приличном кивоте и позлащенной ризе, перед образом теплится лампада, в середине продольной стены поставлен большой экран, между ним и образом возвышается кафедра для чтеца, перед ним – обращенные к нему слушатели, окна закрыты ставнями, на стенах лампы в железных фонарях с глухими на случай закрышками, над экраном вверху, в потолке, отверстие в верхний этаж, где помещаются певчие и фонарь с приспособлениями. Настал час чтения… При входе чтеца все встают и невидимый для публики хор поет: «Царю Небесный». Но вот чтец взошел на кафедру; он читает и овладевает общим вниманием. Вдруг неожиданно с потолка в отверстие падает в воздухе широкая полоса света и большим ярким кругом отражается на экране; раздается удар колокольчика и на экране является иллюстрация только что сказанных лектором слов, а четырех аршинный диаметр круга на экране дает всем возможность видеть изображение со всеми деталями. После того чтец продолжает чтение, но опять остановка, опять звонок и на место виденной картины является другая. Но вот раздаются два удара колокольчика и вверху начинается стройное пение концерта или другой соответствующей характеру чтения церковной песни. Читальня в это время быстро освещается светом всех фонарей; все стоят до окончания пения. Певческие звуки, наконец, умолкают, свет исчезает и раздается с кафедры голос другого чтеца, умолкающего с появлением каждой новой картинки. Всех картин показывалось за год до 500. Большинство их выписывалось из Москвы. Последними картинами при чтениях почти всегда были портреты Государя Императора, Государыни Императрицы и Наследника Цесаревича, вслед за показанием которых был пет или народный гимн, или «славься, славься нашъ Русский Царь».
В тех местах, где нет теневых картин, чтения велись, перемежаясь только пением церковных песней. В ряду этих чтений первое место принадлежит чтениям, производимых в Георгиевском храме, при кафедральном соборе гор. Владимира, куда они перенесены из Братской библиотеки с 1-го сентября 1886 года. Сюда из прежнего читального зала перенесены кафедра и скамья и к ним на счет братских сумм прибавлено 25 скамей, чем дана возможность до 500 человек с удобством слушать чтения и беседы. Обширный, светлый и теплый Георгиевский храм может вмещать до 2,000 слушателей. Кафедральный о. протоирей с ключарем и церковным старостой изыскали средства освещать и отоплять храм исключительно ради народных чтений. С переменой места чтения и соединенные с ним устные беседы сделались как бы существенной частью вечернего Богослужения, совершаемого в соборе и начинались непосредственно по окончании его. Отрадно и умилительно смотреть, как по звону соборного колокола к вечернему Богослужению, по всем направлениям, по одиночке и группами, в Георгиевский храм стекаются богомольцы-любители духовных бесед, для которых некоторые приходят иногда за 10 верст. Здесь и самое место и благоговейное отправление Богослужения, стройное пение соборного клира с учениками Братской певческой школы, здесь все располагает к восприятию возвещаемых лекторами христианских истин.
В уездных городах и селах чтения велись или в храмах Божиих, или в специально отведенных домах, или в училищных зданиях, волостных правлениях и церковных сторожках. Чтения почти везде прерывались священными песнопениями. Песнопения исполнялись или местными певчими, или церковным причтом, или учащимися мальчиками и девочками, а в последнее время взошло в употребление общее хоровое пение, в котором принимают участие все присутствующие и от которого все приходят в восхищение. Если, по отзыву священников, теневые картины имеют обаяние, то, по отзыву других, хоровое пение имеет не меньшую привлекательную силу. Чтения без пения много потеряли бы занимательности в глазах присутствующих на чтениях.
Одно, то уже, что слушатели на чтениях с первого же года считались не десятками, а сотнями и тысячами, как в Шуе и Иваново-Вознесенске, свидетельствует об их благотворном влиянии. Это влияние с годами не уменьшается, а все более и более увеличивается и интерес чтений возвышается в глазах общества. Из отчета за 1881 год известно, что, ввиду наплыва слушателей, производились во Владимире по два чтения в день: первое от 2 ½ до 4-х часов для воспитанников учебных заведений, а второе от 4 ½ до 6 ½ часов по билетам для взрослых. Так было и в гор. Шуе. Ни дождь, ни грязь, ни дальность расстояния не удерживали от посещения чтений, а когда слух о них разносился и за пределы прихода, тогда стали являться и лица иноприходные.
О результатах чтений одни из священников сообщают, что на время чтений питейное заведение редело, а многие стали поговаривать и о закрытии его; село менее оглашалось грязными песнями и сквернословиями, народ стал усерднее ко храму Божию (с. Хозниково, с. Ельцыно и др.). Бывало в воскресные дни вечером шагу пройти было нельзя без того, чтобы не наткнуться на пьяного, чтобы не услышать площадной брани пьяного человека,- кабаки и трактиры были тогда полны народа, н ов настоящее время эти грустные явления повторяются несравненно реже. И это вполне естественно, потому что, пробыв на чтениях 2-3 часа, человек, в эти часы без дела гулявший и потому быть может попадавший в кабак или трактир, невольно чувствует всю гнусность прежнего провождения времени (гор. Шуя, Иваново-Вознесенск). Другие из священников замечают, что, «способствуя облагорожению души и улучшению нравственности народной, чтения воспитывают в народе возвышенные патриотические чувства, любовь и преданность Царю и Отечеству; отвлекают молодое поколение от дурных обычаев, искореняют грубость, обогащают познаниями и служат источником их духовно-нравственного просвещения. Вообще духовенство приписывает чтениям большое значение в деле просвещения народа и его душевного спасения (с. Лыково). Не простое любопытство, или желание развлечения влечет народ на чтения, но сильное желание получить пользу, отдохнуть душой от мирской суеты, напитать, насытить свою душу (гор. Переславль). Слушателей на чтениях всегда было много, но они собирались не для простого развлечения, любопытства или приятного препровождения времени, но для того, чтобы напитать свою душу, получить для себя пользу и поделиться приобретенными сведениями со своими близкими (с. Загорье).
Дай Бог, чтобы такие чтения с каждым годом не уменьшались, а увеличивались, как и церковно-приходские школы, ибо они, как видно из наблюдений, вполне удовлетворяют жаждущей духовного просвещения душе простого русского народа (с. Абакумово). Этими благожеланиями закончим и мы очерк десятилетнего ведения публичных чтений во Владимирской епархии.
Деятельность Братства Кн. Александра Невского в 1913-м году
Деятельность Братства Александра Невского против раскола
Церковно-историческое древлехранилище Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского
Школа пчеловодства в губернском г. Владимире
Училище церковного пения в губернском Владимире

Владимирская епархия.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (30.01.2016)
Просмотров: 206 | Теги: Владимир, Братство, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика